Правила проведения погрузочно-разгрузочных работ. Погрузо разгрузочные работы правила


Правила погрузки и выгрузки грузов – основные правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ - Погрузочно-разгрузочные операции - Погрузочно-разгрузочные операции - Статьи по грузоперевозкам

Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики должны знать и четко соблюдать основные правила погрузки и выгрузки грузов, что позволит сохранить груз от повреждения и порчи. Давайте более подробно рассмотрим эти правила.

Тип и количество автомобилей, необходимых для осуществления грузоперевозки, определяется перевозчиком в зависимости от характера и объема перевозок.

Перевозчик должен обеспечить своевременную подачу исправного транспортного средства, пригодного для перевозки в соответствии с заявкой (договором) и отвечающего всем санитарным нормам. Если перевозчик подал транспорт, не соответствующий оговоренным ранее условиям, то грузоотправитель имеет право его отклонить.

Контроль за своевременным прибытием подвижного состава под погрузку, регулирование его расстановки, учет загрузки, использование освободившегося транспорта, учет времени прибытия и отправления автомобилей выполняется Перевозчиком либо Заказчиком в зависимости от принятой схемы перевозок.

Перед загрузкой полуприцепов, прицепов с кузовом типа "фургон", контейнеров и автоцистерн Заказчик обязан проверить пригодность подвижного состава к перевозке груза. При обнаружении повреждений, которые могут повлиять на целостность либо качество груза при перевозке, Заказчик вправе отказаться от погрузки груза в этот подвижной состав.

При погрузке и разгрузке в грузопунктах могут применяться такие виды расстановки автомобилей:

  • боковая расстановка – погрузка и разгрузка выполняются через боковой борт автомобилей;
  • торцевая расстановк а – погрузка и разгрузка выполняются через задний борт транспортного средства;
  • косоугольная расстановка – погрузка и разгрузка осуществляется одновременно через задний и боковой борта автомобиля.

Погрузка, крепление, укрытие, увязка груза и разгрузка автомобиля, снятие креплений и покрытий должны выполняться Заказчиком.

Открытие и закрытие люков автоцистерн, включение или выключение насосов, манипуляции со шлангом, которые установлены на грузовом автомобиле, должны выполняться водителем.

Перевозчик по согласованию с Заказчиком может взять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Водителя можно привлекать к этим работам только лишь с его согласия. Водитель при погрузке может принимать груз с борта автомобиля, а при разгрузке – подавать его на борт автомобиля.

Если Перевозчик взял на себя выполнение погрузки и разгрузки, он несет ответственность за сохранность груза при выполнении этих работ.

Заказчик должен содержать в надлежащем состоянии погрузочно-разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним.

Дополнительное оборудование грузовиков для перевозки конкретного груза может производиться Заказчиком лишь по согласованию с Перевозчиком.

Погрузочно-разгрузочные операции с грузами, масса которых превышает 50 кг и необходим подъем грузов на высоту свыше 2 м, должны обязательно выполняться с применением средств механизации (погрузчиков).

При погрузке навалом груз не должен подниматься над уровнем бортов. При необходимости основные борта нужно нарастить, но общая высота подвижного состава с грузом не должна быть больше 4 метров от поверхности дороги, иначе этот груз будет считаться негабаритным.

Груз следует размещать и закреплять таким образом, чтобы исключить их падение, волочение, либо возможность травматизма сопровождающих лиц.

Штучные грузы, превышающие по высоте уровень бортов кузова, следует связать крепким исправным такелажем (веревками, канатами). Запрещено связывать грузы металлическими тросами и проволокой.

Ящики, бочки и прочие штучные грузы нужно загружать таким образом, чтобы предотвратить возможность их смещения при резком торможении, трогании с места, а также на крутых поворотах. Для этого между ними запрещено оставлять промежутки. Их нужно заполнить деревянными прокладками и распорками соответствующей прочности и длины.

Между хрупкими грузами (стеклянные, керамические изделия, эмалированная и алюминиевая посуда и прочее) прокладывают солому, древесную стружку или другие материалы, которые способны защитить их от боя и повреждений.

Погрузка грузов со специальной маркировкой ("Осторожно", "Стекло", "Не бросать", "Верх", "Не кантовать") должна выполняться особенно осторожно. Их нужно размещать в кузове таким образом, чтобы при выгрузке были видны эти надписи.

При погрузке в автомобиль легких и тяжелых по весу грузов тяжелые следует размещать внизу, а легкие сверху. Вес груза должен равномерно распределяться между прицепом и автомобилем.

Водитель обязан проверить крепление груза на подвижном составе, чтобы были обеспечены сохранность груза, автомобиля и условия безопасности движения. В случае выявления каких-то недостатков в креплении и размещении груза, водитель обязан сообщить об этом Заказчику. Грузоотправитель обязан по требованию водителя устранить все выявленные им недостатки.

Водитель также должен проверить соответствие габаритов груза размерам, которые указаны в Правилах дорожного движения.

Заказчик обязан контролировать соблюдение законодательства об охране труда, а также норм по технике безопасности во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Он несет полную ответственность за последствия невыполнения этих законодательных актов. Если, согласно договору, погрузочно-разгрузочные работы выполняются Перевозчиком, то все обязанности по соблюдению законодательства и ответственность за последствия их невыполнения лежат на нем.

Время прибытия подвижного состава под загрузки устанавливается с того момента, когда водитель в пункте погрузки подал путевой лист, а время прибытия авто под выгрузку - с момента предъявления водителем ТТН (товарно-транспортной накладной) в пункте выгрузки.

Загрузка и разгрузка считаются завершенными только после вручения водителю оформленных ТТН на погруженный либо выгруженный груз.

Это основные правила погрузки и выгрузки грузов, соблюдение которых убережет вас от различных негативных последствий.

gruz-xatt.com

Правила проведения погрузочно-разгрузочных работ.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем. Однако, поскольку эта норма является диспозитивной, она применяется лишь в том случае, когда в договоре перевозки (оказания экспедиторских услуг) не предусмотрено иное. В случае отсутствия в договоре разграничения обязанностей между сторонами договора по погрузке или разгрузке грузов грузоотправитель и грузополучатель производят соответственно закрытие и открытие бортов автомобилей и люков автоцистерн, опускание и выемку шлангов из люков автоцистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов.

Автотранспортное предприятие или организация могут по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку: а) тарных, штучных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприятием торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом; б) иных грузов при наличии у автотранспортного предприятия или организации средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. Соглашение оформляется как отдельным договором, так и включением указанных пунктов в договор перевозки. В случае заключения долгосрочного договора на перевозку грузов автомобильным транспортом обязанности по погрузке-разгрузке конкретных грузов автотранспортным предприятием могут оформляться приложением к договору, а в основном договоре перевозки предусматриваются лишь условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов; обязанность грузоотправителя производить предварительную подготовку грузов (укладку на поддоны, в контейнеры и т.п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, а также служебные помещения для устройства раздевалок и для отдыха рабочих. В договоре автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие шофера в погрузке и разгрузке грузов в порядке, предусмотренном в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте. В случае участия шофера в погрузке или разгрузке шофер при погрузке принимает груз с борта автомобиля, а при разгрузке груз подается шофером на борт автомобиля При принятии автотранспортным предприятием на себя обязательств по производству погрузочно-разгрузочных работ оно несет ответственность за порчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, происшедшие по их вине. Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно-разгрузочные пункты, погрузочно-разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним в исправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственного проезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечить наличие средств механизации и необходимое количество рабочих, необходимых для соблюдения установи ленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов, устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, инвентарь, такелаж и в необходимые случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема и характера выполняемых работ необходимое количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов. Грузоотправитель и автотранспортное предприятие при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе (заявке) грузоотправителя (грузополучателя), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности. При массовых перевозках легковесных грузов (в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие или организация обязаны наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности подвижного состава. При погрузке сыпучих грузов, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении. Штучные грузы, перевозимые без тары (металлические прутки, трубы и т.п.), прием и погрузка которых невозможны без значительно потери времени, должны быть объединены грузоотправителем в боле крупные погрузочные единицы (транспортные пакеты). Тяжеловесные грузы без тары должны иметь специальные приспособления для застройки: выступы, рамы, петли, проушины и др. При перевозках на поддонах отдельные грузовые места укладываются на них таким образом, чтобы можно было проверить количество без нарушения их положения на поддоне и крепления (за исключением ящичных закрытых поддонов, перевозимых за пломбами грузоотправителя). Грузы должны быть уложены в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза при перевозке, а также обеспечивалась сохранность подвижного состава при погрузке, разгрузке и в пути следования. Дополнительное оборудование и оснащение автомобилей для перевозки определенного груза может производиться грузоотправителем только по согласованию с автотранспортным предприятием или организацией.

Автотранспортные предприятия или организации могут по договору с грузоотправителем и за его счет произвести переоборудование кузовов автомобилей. Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются автотранспортным предприятием или организацией грузополучателю вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в соответствии с его указанием в товарно-транспортной накладной за его счет. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза. Исходя из требований безопасности движения, шофер обязан проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова. Ответственность за соблюдением правил техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения этих правил, несет сторона, взявшая на себя указанные обязательства. Перед погрузкой автомобилей и контейнеров грузоотправитель обязан проверить их пригодность в коммерческом отношении для перевозки Данного груза. При обнаружении неисправностей, неудовлетворительного санитарного состояния или других обстоятельств, которые могут повлиять на сохранность груза при перевозке, грузоотправитель должен отказаться от погрузки грузов в этот автомобиль или контейнер и сделать об этом отметку в товарно-транспортной накладной или путевом листе, удостоверив ее своей подписью и печатью (штампом). В случае возникновения разногласий составляется акт, подписываемый представителями грузоотправителя и автотранспортного предприятия. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, требованиям Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах. Выбор способов производства погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

·                     а) механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных;

·                     б) применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

·                     г) эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и экспедиционными документами;

·                     д) применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием; е) правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

·                     ж) соблюдения требований к охранным зонам электропередачи узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Большинство погрузочно-разгрузочных операций должны выполнять механизированными способами с применением подьемно-транспортного оборудования и средств механизации. Нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок осуществления погрузочно-разгрузочных и сопряженных с ними работ, устанавливают правила использования отдельных видов подъемно-транспортного оборудования. Если работы осуществляются ручным способом, необходимо соблюдать следующие условия:

·                     а) острые, режущие, колющие изделия и инструменты переносятся только в чехлах, пеналах;

·                     б) грузы в жесткой таре и лед без упаковки переносятся только с использованием рукавиц;

·                     в) грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и др. не допускаются к переноске;

·                     г) стеклянная посуда должна устанавливаться на устойчивые подставки. Порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами. Нельзя пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины;

·                     д) для погрузки грузов на транспортные средства или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм . Для исключения прогиба под доски устанавливаются прочные подпорки. Переноска грузчиком допускается при массе груза не более 50 кг .

Если масса груза превышает 50 кг , но не более 80 кг , то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков. Примерные сроки погрузки грузов на автомобиль и разгрузки грузов, а также сроки выполнения дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой грузов, приведены в Приложении к настоящему разделу. Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления шофером Товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот, или контрольно-пропускных пунктов, и лабораторий по анализу грузов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления шофером Путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот, или на контрольно-пропускном пункте, или в лаборатории. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой. В случае прибытия автомобиля под погрузку ранее согласованного времени автомобиль считается прибывшим под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель не примет его под погрузку, с момента фактического прибытия. Грузоотправители, грузополучатели обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей пунктов погрузки и разгрузки. Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта до места погрузки или разгрузки и обратно, которое исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой, определяется в договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом. Погрузка и разгрузка грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, производятся в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов, а также договором перевозки.

gryzoperevozki.com

Погрузочные и разгрузочные работы

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Справочник водителя

Погрузочные и разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться механизированным способом или вручную. Наиболее широкое распространение имеют механизированная погрузка и разгрузка грузов, производимые при помощи машин и механизмов.

Правила погрузки и выгрузки грузов

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ необходимо осуществлять с соблюдением следующих правил.

Расстояние между автомобилями, стоящими под погрузкой или разгрузкой, должно быть не менее 1 м. При погрузке навалом из бункера или от ленточного транспортера автомобиль необходимо останавливать у указателя места остановки так, чтобы груз ссыпался на середину платформы кузова.

Навалочные грузы нельзя размещать выше бортов кузова; при погрузке их следует распределять равномерно по всей площади платформы кузова.

Для погрузки сыпучих и кусковых грузов применяют грейферы— грузозахватные ковши, смонтированные на перегрузочных машинах. Штучные грузы при погрузке выше уровня бортов кузова должны быть увязаны прочной веревкой. Высота автомобиля с грузом не должна превышать 3,8 м от поверхности дороги. Укладка и закрепление тарных и штучных грузов должны полностью исключать возможность смещения груза в кузове и его падение с автомобиля.

Грузы в мешках при однорядной укладке ставят завязками вверх, а при укладке в несколько рядов каждый последующий ряд укладывают поперек кузова завязками внутрь. Бочки с сухим грузом перевозят установленными на дно, а с жидким грузом — на боку пробками вверх.

Жидкие грузы в стеклянной таре перевозят в корзинах или в обрешетках и размещают в кузове плотными рядами. При погрузке в несколько рядов не допускается установка стеклянной тары верхних рядов на горловины бутылей нижнего ряда.

Баллоны с газами перевозят или в вертикальном положении, установленными в гнезда специальной стойки, закрепленной на полу платформы, или грузят поперек платформы, предохраняя их резиновыми прокладками от соприкосновения друг с другом.

Виды погрузочно-разгрузочных механизмов

Для механизации погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от группы грузов применяют следующие погрузочно-разгрузочные механизмы:— для погрузки в автомобили насыпных грузов — экскаваторы, одноковшовые и многоковшовые погрузчики, пластинчатые или скребковые транспортеры, пневматические перегружатели, бункера и др.;— для разгрузки из автомобилей насыпных грузов — автомобили-самосвалы, а также автомобиле -опрокидыватели;— для погрузки в автомобили и выгрузки из них тяжеловесных штучных и тарных грузов, а также контейнеров и поддонов — автопогрузчики, автомобильные и стационарные краны, тали и др.;- для погрузки и выгрузки мелких штучных и насыпных грузов — автопогрузчики и автомобильные краны, на которые в зависимости от рода груза устанавливают сменные грузозахватные устройства (грейфер, ковш, стрелу, вилку).

Во избежание несчастных случаев запрещается во время погрузки нахождение людей, в том числе и водителя, в кабине, на подножках автомобиля, под стрелой крана и под грузом.

Время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой

Суммарное время нахождения автомобиля в пункте погрузки или разгрузки складывается из затрат времени на оформление товарно-транспортных документов, ожидание погрузки (разгрузки), маневрирование при подъезде автомобиля к месту погрузки (разгрузки) и отъезде от него, выполнение погрузки (разгрузки), увязку и укрытие груза. Нормы простоя автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки установлены Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и служат одним из оснований для расчета заработной платы водителя. Эти нормы приняты в зависимости от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ, грузоподъемности автомобилей и вида груза.

За задержки по вине грузоотправителя или грузополучателя автомобилей, поданных под погрузку или разгрузку сверх установленных сроков (простой), грузоотправитель или грузополучатель уплачивают АТП штраф в размере, предусмотренном тарифом. По истечении 1 ч ожидания погрузки АТП вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках.

За задержку контейнеров сверх установленных норм предприятия—грузоотправители и грузополучатели — уплачивают штраф в размере 20 коп. в 1 ч за контейнер грузоподъемностью 5 т и более; 10 коп. в 1ч — за контейнер грузоподъемностью 2,5 (3,0) т и 5 коп, — за контейнер грузоподъемностью менее 2,5 т.

Обязанности водителя грузового автомобиля

Водитель подчинен начальнику гаража, а при подразделении АТП на колонны — начальнику колонны. Во время работы на линии водитель подчиняется диспетчеру и обязан выполнять все его указания, касающиеся перевозок.

Водитель при выезде на линию и перевозке грузов должен иметь: водительское удостоверение, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Путевой лист является основным первичным документом по учету работы водителя и автомобиля. Он выдается водителю дежурным диспетчером перед выездом на линию. По прибытии с линии водитель должен сдать путевой лист диспетчеру. Диспетчер производит первичную обработку путевого листа — подсчет результатов работы времени в наряде, в том числе в движении и простое, количества ездок, общего пробега с грузом, количества перевезенного груза в тоннах и выполненных тонно-километров, расхода топлива по норме и фактически.

По данным путевого листа в бухгалтерии рассчитывают заработок водителя.

Товарно-транспортные документы выдаются водителю грузоотправителем и заверяются грузополучателем. Товарно-транспортная накладная вьпТисывается при перевозке грузов, учитываемых по счету и весу. Акт обмера или взвешивания составляется на малоценные грузы, не подлежащие складскому учету (грунт, песок и др.).

Если автомобиль работает у заказчика с почасовой оплатой, то товарно-транспортные документы не выписываются, а сделанные в путевом листе записи должны быть заверены заказчиком.

Основной обязанностью водителя грузового автомобиля является своевременное выполнение перевозок, обеспечение полной безопасности движения и сохранности груза.

Водитель обязан регулярно следить за техническим состоянием автомобиля, своевременно обнаруживать неисправности и принимать меры к их устранению. Водитель должен постоянно повышать свою квалификацию, изучать устройство автомобиля, способы устранения неисправностей, применять в своей работе передовые методы труда.

Во время погрузки водитель обязан следить за правильным размещением груза в кузове, его увязкой, креплением бортов и за полным использованием грузоподъемности автомобиля.

При перевозке грузов водитель обязан принимать все зависящие от него меры к сокращению простоев автомобиля под погрузкой, выгрузкой и в ожидании груза, сокращать пробеги без груза, правильно оформлять документы по учет*у работы автомобиля.

Во время работы на линии водитель обязан строго соблюдать правила дорожного движения, применять приемы управления автомобилем, обеспечивающие безопасность движения, экономию топлива, шин.

Водитель должен принимать участие в социалистическом соревновании за повышение межремонтных пробегов, экономию эксплуатационных материалов и снижение себестоимости перевозок.

Транспортно-экспедиционная работа водителя. На водителей, работающих на централизованных перевозках грузов, возлагается выполнение следующих обязанностей: прием грузов от грузоотправителя по количеству мест, весу или обмеру, а также оформление документов, связанных с приемом грузов; наблюдение за сохранностью перевозимых грузов при их транспортировании; сдача грузов в пункте назначения; оформление товарно-транспортных документов.

Материальная ответственность водителя за сохранность грузов. Водители грузовых автомобилей, совмещающие обязанности экспедиторов, отвечают за сохранность перевозимых грузов. В случае перевозки контейнеров, когда прием, оформление, перевозку и сдачу выполняет водитель, он отвечает за целостность и сохранность контейнера и пломбы. При исправном контейнере и неповрежденной пломбе за сохранность груза в контейнере водитель не отвечает.

Читать далее: Перевозки пассажиров

Категория: - Справочник водителя

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru