Политическая система общества 9 (стр. 1 из 3). Подсистемы политическая система общества


Политическая система общества 9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Политология»

на тему: «Политическая система общества»

подготовила :

студентка 3 курса 32 группы

Костылева М.Ю

проверил :

преподаватель

Шпека И.И.

Набережные Челны 2006 год

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и классификация политических систем. 4

2. Структура политической системы общества. 9

3. Функции политической системы.. 12

4. Типология политических систем. 14

4.1. Типология политических систем Г.Алмонда. 17

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

Введение

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное на различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

Понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне.

1. Понятие и классификация политических систем.

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определённую целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсонсом. впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50-60-х годах прошлого столетия. Затем она получила развитие в трудах Г.Альмонда, У. Митчелла, К.Дойча, А. Этционе, Д.Дивайна и многих других учёных.

Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определённой целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими её подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими её общественное окружение, которое наряду с природной средой и внешним политическим окружением образует её «окружающую среду». В этой «окружающей среде» политическая система черпает свои ресурсы.

В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идёт о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определённую целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в неё элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единство целого.

Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей её средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается её целостность.

Каждый структурный компонент системы, можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования так далее. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.

Слово «политическая » в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, её отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит, следовательно, в том, чтобы с самого начала было ясно, в каком конкретном виде систем человеческого общества идёт речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.

Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В её основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем её структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.

Наконец, понятие «общество » даёт ответ на вопрос об уровне политической системы.

Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.

В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения и движения, в другом случае – комплекс основополагающих идей политики, в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрёл широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определённых организаций, объединений, общностей людей, даже при том, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.

Эти представления о политической системе общества, естественно получили соответствующее отражение в предложенных их сторонниками определениях.

Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»

Истон рассматривал систему как некий «чёрный ящик», мало интересуясь при этом происходящим внутри него. Он анализировал главным образом отношения системы со своей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и так далее. Отношения между политической системой и её средой определяются двоякого рода элементами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемыми входом, и решениями, которые принимает система в качестве реакции на эти интересы, требования и поддержку, которые называются выходом. Или иначе говоря вход идёт со стороны среды и даёт импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и выходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, который порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и так далее до бесконечности. (Рис.1)

Рис.1.

mirznanii.com

Политическая система общества - часть 2

3. Нормативная подсистема : политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема : методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы.

Ядро политической системы - государство . Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство, тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения , которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру . Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы , то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализации совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы . В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Данная типология опирается на различные политические культуры.

Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

Политические системы тоталитарного типа . Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий:

либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений;

коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно;

популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства;

авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятие "тоталитаризм" происходит от латинского слова “totalis” (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии.

Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально не существуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип "запрещено всё, что не приказано".

Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

В стране признаётся право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

Существует строгая цензура над всеми средствами массой информации, запрещено критиковать представителей власти.

Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями осуществления правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

В обществе функционирует только официальная идеология, жёсткому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жёстким контролем.

mirznanii.com

Политическая система общества и ее специфика

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ ВПО «МИСиС»

(технологический университет)

Новотроицкий филиал

Кафедра ГиСЭН

Реферат по политологии:

«Политическая система общества и ее специфика»

Выполнил: студент группы 33

Остапов К.С.

Проверил: Фатхуллина Г.М.

Новотроицк, 2008 г.

План

Введение

§1. Понятие политической системы общества

§2. Структура политической системы

§3. Функции политических систем

§4. Типология политических систем

§5. Специфика политической системы российского общества

Заключение

Список литературы

Введение

В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

Системный подход позволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа различных способов ее взаимодействий с окружающей средой.

Он дает возможность представить политику, именно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется особенно важным при комплексном анализе политической системы общества.

Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, ее организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория позволяет свести воедино основные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.

§1. Понятие политической системы общества

Существует несколько определений понятия политической системы:

Политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (По Пугачеву).

Политическая система – это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве (По Демидову).

Политическая система – это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом (По Зеркину).

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.

В некоторых политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но между ними есть и различия. Политическая организация общества – это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, участия в политике.

Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает разнообразные формы политического участия субъектов, преследующих совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействующие ей. Политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ценностей в обществе. Политика – это “жизнедеятельность политических систем”.

Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией ее содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Данный результат, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах этой организации.

Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Российский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, ее модернизация, трансформация, адаптация, изменения стали одними из распространенных в политической теории и практике”.

Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое руководство; являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность (По Анохину). Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве.

Политическая система – это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.

Категория “политическая система” находится в центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, существенно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества.

При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов и подсистем. При институциональном – политическая система рассматривается, прежде всего, как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Наиболее плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого феномена.

Политическая система общества состоит из ряда структурных элементов или, точнее, основных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического участия.

§2. Структура политической системы

Принято выделять четыре аспекта политической системы:

- институциональный – его образуют государство, политические организации и отношения между ними;

- регулятивный – политические и другие нормы и традиции, значимые для этой сферы;

- функциональный – методы политической деятельности, способы достижения поставленных в политике целей;

- духовный – его составляют основные элементы политического сознания: идеология и психология.

Основные компоненты политической системы:

Политическая структура представляет собой совокупность политических организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками: общей целью для всех участников организации; иерархичностью структуры отношений внутри организации; различением норм для руководителей и руководимых. Последний признак ведет к действию открытого классиком немецкой политической науки Р. Михельсом закона олигархизации – неизбежному появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

mirznanii.com

Политическая система общества

Белгородский юридический институт

РЕФЕРАТ

Тема: Политическая система общества

ПОДГОТОВИЛ:

СТУДЕНТ 454 ГРУППЫ

ОКУНЕВ А.А.

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель кафедры

Путилов П.Д.

Белгород - 2008

П Л А Н

Введение

1. Понятие и сущность политической системы.

2. Структура политической системы общества.

3. Функции политической системы общества.

4. Типология политических систем общества.

Заключение.

Рекомендуемая литература.

Введение

Рассматривая такой феномен как политическая власть, мы имеем дело со специфической системой, все элементы которой образуют определенную целостность и решают взаимосвязанные задачи. Наиболее общим понятием, характеризующим сферы реализации политической власти, является политическая система.

1. Понятие и сущность политической системы

Существует несколько дефиниций понятия «политическая система», однако более точно дал ее определение американский политолог Г. Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как сложную, многогранную систему взаимодействия государственных и негосударственных институтов, выполняющих определенные политические функции по защите интересов определенных социальных групп, возможной их гармонизации.

Политическая система возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. В ходе развития государственно организованного общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда носит конкретно-исторический характер, определенный уровнем экономического, социального, духовно-нравственного развития общества, а также рядом других факторов международного, географического и другого характера.

Политическая система может долгое время эволюционизировать (США, Великобритания), но может изменяться быстро, революционно (бывший СССР, страны Восточной Европы). Это зависит от степени социально-политической активности членов общества, их политической культуры.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей. Эта регламентация реализуется посредством политической власти. Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность.

Вывод: Со времени возникновения классов развитие общества приобрело политический характер, а управление стало осуществляться с помощью соответствующей политической системы. В современных политических системах в регламентации поведения людей наблюдается тенденция перехода от отношений господства и подчинения к отношениям социального партнерства.

2. Структура политической системы общества

Несмотря на всю несхожесть, политические системы общества имеют более или менее однотипную структуру. Эта структура включает в себя несколько элементов.

1. Политические отношения, складывающиеся в обществе по поводу завоевания и осуществления политической власти. Это, во-первых, межклассовые, внутриклассовые, межнациональные, межгосударственные отношения. Во-вторых, это т. н. вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти между политическими организациями (партиями, политическими организациями и движениями). В-третьих, это отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями (администрация области и предприятие, учебное заведение, учреждение культуры и т. д.).

2. Политическую организацию общества, охватывающую стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

Ведущим элементом, ядром политической организации общества является государство со всеми его составляющими частями — законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

Значительную роль в функционировании политической организации общества играют политические партии, в которые объединяются наиболее активные члены общества. Одним из главных назначений политических партий является достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. Политическая партия, особенно если она является правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются поставщиками кадров для различных звеньев государственного аппарата.

Трудовые коллективы, которые также являются ячейкой политической организации общества. Политическим субъектом может стать любой трудовой коллектив, если он может самостоятельно принимать решения; имеет средства и возможности реализовать их; отвечает за свои действия перед какой-либо представительной инстанцией. Трудовые коллективы создаются для выполнения производственных задач. Политическое вызревает в них по мере того, как они исчерпывают возможности решения своих производственных задач экономическими методами. Слабая представленность интересов трудящихся на всех осях многомерной модели политической власти (депутатский корпус в парламенте России почти не включает в себя рабочих), их трудное материальное существование, социальная не защищенность, недостаточная политическая культура и другие факторы породили такую крайнюю форму выражения своих интересов как забастовка. В то же время нельзя не отметить, что в ряде регионов (Воркута, юг России) забастовки показали организационно-политическую зрелость рабочих, их желание и умение выразить свою волю, навести порядок, выдвинуть из своих рядов политических лидеров.

Общественные организации и движения. Это профессиональные, молодежные, творческие, оборонные и другие добровольные объединения граждан, способствующие развитию политической, социальной, трудовой активности, удовлетворению и защите их многочисленных потребностей и интересов. Они действуют в соответствии с закрепленными в их уставах целями и задачами, в рамках государственных законов.

Активным и самостоятельным элементом политической организации общества становятся СМИ. К ним относятся предприятия, организации, учреждения, занимающиеся сбором, обработкой, распространением массовой информации по каналам печати, радио и телевидения. В развитых странах насыщенность СМИ чрезвычайно велика. В начале 90-х годов в Японии, например, на 1 тыс. жителей приходилось 562 экземпляра газет, в России — 422, в США — 268. Телевизоров в США было 190 млн., в России — 100 млн., в Японии — 70 млн. В мире насчитывается 120 информационных и телеграфных агентств, 46 тыс. телевизионных станций, 30 тыс. радиостанций. 700 млн. телевизоров, 1,6 млрд. радиоприемников. Космическое телевидение используют 100 государств, 86, стран ведут вещание на иностранную аудиторию. Поэтому не случайно СМИ называют четвертой властью.

В деятельности СМИ все более важное значение приобретают общечеловеческие ориентиры и их независимость от каких-либо государственных, ведомственных структур. В России большую роль сыграл Закон о печати, который провозгласил независимость печатных органов, отменил цензуру и т. д., но в то' же время повысил ответственность печатных органов, вплоть до судебных и экономических санкций.

Однако для российских СМИ характерны и определенные перегибы. У них ярко выражена гласность критической направленности в ущерб конструктивной гласности. Часть публикаций носит резкий, неуважительный для человеческого достоинства характер. С полос газет и радиотелепередач практически исчезли проблемы труда, осуществления принципа социальной справедливости, появилось безудержное очернительство и охаивание всего и вся. Понятно, что подобные тенденции используются не на пользу, а во вред народу, стране.

3. Политические принципы и нормы, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Насколько отличаются политические режимы (авторитаризм и демократия) настолько различаются политические принципы и нормы.

Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

4. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие — разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служит опорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

mirznanii.com