ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ. Подарки госслужащему


Вручение подарков государственным служащим | Советы юристов

Все мы сталкиваемся с получением различным услуг в государственных органах. Зачастую возникает потребность в том, чтобы выразить благодарность должностному лицу в виде скромного подарка. Разрешено ли законодательством вручение подарков госслужащим? Установлены ли ограничения для подарка должностному лицу в денежном выражении? Предусмотрена ли ответственность для дарителя подарка госслужащему?

Разрешено ли дарить подарки от имени юридического или физического лица государственным служащим или другим должностным лицам?

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции" в целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 13, 14 и 15 Закона, принимают на себя антикоррупционные ограничения по принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно подпунктам 16) и 18) пункта 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О государственной службе" дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу, в Законе признаются следующие деяния государственных служащих:

  • принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. Деньги, поступившие на счет государственного служащего без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий орган государственных доходов об обстоятельствах поступления таких средств;
  • принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:
  • по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;
  • по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;
  • осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
  • осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия - в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций.

Следовательно, физическому или юридическому лицу запрещено дарить подаркигосударственным служащим.

Установлен ли предельный размер подарков, которые можно дарить государственным служащим?

Исходя из содержания статей 12 Закона РК "О противодействии коррупции" и  статьи 50 Закона РК "О государственной службе", установлен запрет на дарение любых подарков вне зависимости от причины их дарения (праздничные даты, дни рождения), а также вне зависимости от вида, количества, стоимости и иных характеристик подарка (например, конфеты,  сувениры).

Можно ли приглашать государственных служащих и других должностных лиц на обеды или ужины за счет юридического или физического лица?

Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг (статьи 678 Кодекса РК "Об административных правонарушениях"), исходя из буквального толкования, означает запрет на произведение любых действий за счет юридического лица.

Также, исходя из содержания подпункта 16) пункта 1 статьи 50 Закона РК "О государственной службе", принятие любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций  является дисциплинарным проступком, дискредитирующим государственную службу.

Следовательно, приглашение на обед или ужин государственного служащего является вознаграждением в иной форме, и запрещено законодательно.

Разрешено ли давать рекламную продукцию государственным служащим и другим должностным лицам?

Рекламная продукция — это обобщенное понятие, которое объединяет все рекламные материалы (наружная реклама, печатная продукция, сувенирная продукция и т.д.).

Сувенирная продукция представляет собой логотипы, оттиснутые на всевозможных предметах быта — ручках, брелоках, посуде, канцелярских товарах и многом другом.

Таким образом, если государственным служащим раздавать сувенирную продукцию (например, ручки с логотипом компании) — данное деяние будет формировать состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 678 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", поскольку будет вручен подарок.

В том случае, если государственному служащему будет вручен лишь рекламный буклет, состава административного правонарушения не будет.

Следовательно, раздавать рекламные буклеты государственным служащим разрешено.

Какая ответственность предусмотрена дарителям подарков государственным служащим?

Ответственность физического лица

Статьей 676 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" предусмотрено, что предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере 200 МРП (месячных расчетных показателей).

Ответственность юридического лица

Частью 1 статьи 678 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" предусмотрено, что предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере 750 МРП.

Частью 2 статьи  678 КРКоАП установлена административная ответственность за совершение повторно в течение года после наложения административного взыскания, вышеуказанных действий. Повторное предоставление подарков влечет штраф в размере 1 500 МРП.

 

 

defacto.kz

​Минтруд России направил письмо в ведомства и госкомпании с напоминанием о запрете дарить и получать подарки

В преддверии новогодних и рождественских праздников Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды и государственные корпорации (компании) информационное письмо с напоминаем о наличии законодательно установленного запрета дарить и получать подарки.

Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации содержат запрет на дарение подарков работникам отдельных организаций, лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей.

Исключением являются подлежащие сдаче подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Получение должностным лицом подарка в иных случаях является нарушением запрета, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.

Кроме того, должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляет функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности.

С целью обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства, а также в рамках осуществления антикоррупционного просвещения рекомендуется:

  1. провести персональные беседы с работниками организации, филиалов, иных организаций, находящихся в ведении, с целью доведения соответствующей информации до их сведения;
  2. повысить бдительность, обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения данного запрета;
  3. провести активную разъяснительную работу среди населения, в том числе посредством размещения информационного сообщения по данному вопросу на официальных сайтах организаций, в помещениях, занимаемых указанными организациями, и в иных помещениях, доступных для посещения.

rosmintrud.ru

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ

А.В. КУРАКИНА.В. Куракин, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры АП и АСД ОВД Московской академии МВД России.В Федеральном законе от 31.07.95 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000 г.; далее - Закон о госслужбе) сказано, что государственный служащий не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.), связанные с исполнением его должностных обязанностей, в том числе после выхода на пенсию (п. 8 ст. 11). Установленный для государственных служащих в интересах предупреждения и пресечения коррупции в системе госслужбы запрет получать подарки, связанные с исполнением служебных обязанностей, не является новым для отечественного законодательства, регламентирующего государственно - служебные отношения. Подтверждением этому являются нормативные правовые акты, изданные еще в царской России: Указ Петра I "О воспрещении взяток и посулов" , Указ Александра I "О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам", Указ Николая I "О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества" и др. А в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845) говорилось об уголовной ответственности чиновника или иного лица, состоящего на государственной или общественной службе, который "по делу или действию, касающемуся его обязанностей по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения своих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином". Такое деяние называлось мздоимством.--------------------------------ПСЗ. Собр. 1. Т. V. N 2871.ПСЗ. Собр. 1. Т. XXII. N 25028; Т. XXVII. N 20516; Собр. 2. Т. VII. N 5223.В современном уголовном законодательстве России описано несколько разновидностей взятки. Так, ст. 290 УК РФ гласит, что взятка может быть получена за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе; получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Анализ диспозиции этой статьи позволяет сделать вывод, что закон не исключил возможность признания взяточничеством случаев получения денег, ценных бумаг, имущества или выгод материально - имущественного характера, переданных как подарок, благодарность должностному лицу за что-либо им сделанное или в связи с исполнением им служебных обязанностей. Минимальный размер взятки не оговорен.В Законе о госслужбе установлен абсолютный запрет на получение государственным служащим подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц. Однако ст. 575 ГК РФ разрешает государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков (стоимость которых не превышает 5 МРОТ) в связи с должностным положением или с исполнением служебных обязанностей. Таким образом, возникает коллизия между положениями УК РФ, в котором минимальная сумма взятки не обозначена, положением п. 8 ст. 11 Закона о госслужбе, который содержит абсолютный запрет на получение государственным служащим подарков и иных вознаграждений, и подп. 3 ст. 575 ГК РФ, который допускает возможность получения госслужащим обычного подарка на сумму не более 5 МРОТ.В связи с этим в некоторых комментариях, со ссылками на ст. 575 ГК РФ, появились мнения, что пять минимальных размеров оплаты труда - это граница, которая разделяет подарок от взятки . Но с таким выводом спешить не следует, хотя потребность в разграничении понятий "взятка" и "подарок" очевидна. Статья 572 ГК РФ ("Договор дарения") устанавливает, что "при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением". Поэтому отсутствие встречного предоставления (совершение действия, бездействие, попустительство, осуществление покровительства) с использованием служебного положения и позволяет отличить взятку от подарка. Анализ законодательства и судебной практики показывает, что взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще . Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество.--------------------------------См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 701.См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".Дарение - договор безвозмездный. Как уже говорилось, ст. 572 ГК РФ прямо закрепляет, что "при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением". Практика показывает, что взятка, в отличие от подарка, предполагает обязательное встречное предоставление: она дается за действие или бездействие в пользу взяткодателя, если это входит в служебные полномочия должностного лица либо если это лицо в силу своего положения может способствовать таким действиям, а также и за общее покровительство или попустительство по службе.По нашему мнению, понятия "взятка" и "подарок" (независимо от размера первой и стоимости второго) не пересекаются, и между положениями норм УК РФ и ГК РФ нет ни коллизии, ни конкуренции. Статья 575 ГК РФ говорит о подарках, полученных госслужащим и служащим органов муниципальных образований в связи с должностным положением или с исполнением служебных обязанностей, но это вовсе не означает, что такие подарки могут обусловить встречное предоставление в виде совершения конкретных действий. Однако ни о каком подарке не может идти речи, если имеются факты вымогательства этого подарка, вознаграждения, если поднесение подарка совершено с целью подкупа обладающего властными полномочиями лица и если подарок передавался должностному лицу за незаконные действия.Несмотря на, казалось бы, абсолютный запрет государственному служащему получать подарки и иные вознаграждения, некоторые специалисты в области административного права отмечают, что это не лишает госслужащих возможности принимать символические знаки внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства. Государственный служащий вполне может принимать символические сувениры при проведении протокольных и иных официальных мероприятий . С такой позицией следует согласиться и признать: недостатком действующего законодательства является то, что ст. 575 ГК РФ не оговаривает каких-либо условий правомерности подобных действий, кроме величины суммы подарка. Поэтому в Законе о госслужбе необходимо оговорить ряд обстоятельств, касающихся возможности получения подарков. Так, например, вручение их должно происходить открыто и официально. Закрепление подобных положений помогло бы снять множество вопросов, связанных с данным ограничением, и способствовало бы предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы страны.--------------------------------См., напр.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. С. 249.В этом аспекте интересен опыт США, где для предупреждения распространения коррупции в органах государственной власти федеральное и штатное законодательство, как правило, запрещает должностным лицам принимать "что-либо, представляющее ценность" от тех, кто заинтересован в том, чтобы были приняты конкретные официальные решения или меры. Однако закон разрешает ведомствам, которые осуществляют надзор за соблюдением норм по этике, "устанавливать разумные исключения в отношении таких правил".В частности, действие запретов на получение подарков не распространяется на вознаграждение, получение которого госслужащим предписано законом, или иное любое благо, за которое получатель предоставляет встречное удовлетворение или на которое он иным образом правомочен; на подарки или иные материальные блага, предоставляемые в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаимоотношениями, независимо от должностного положения получателя; на малозначительные блага, связанные с личными, профессиональными или деловыми контактами и не создающие серьезной опасности репутации должностных лиц. Уголовное законодательство некоторых штатов предусматривает обстоятельства, при которых получение должностным лицом подарков не рассматривается как получение взятки. Так, закон штата Техас не содержит запрета на предоставление таких услуг, как оплата обедов, номеров в гостиницах, транспортных расходов или развлечений, если такие услуги принимаются государственным служащим "в качестве гостя" и о них сообщается в определенном законом порядке. Подношения должностным лицам подарков, оплата их гостиничных счетов и туристических поездок, бесплатные заправки автомобиля, билеты на спортивные мероприятия и т.п. часто не воспринимаются общественным мнением как нечто преступное, если не достигают больших размеров .--------------------------------См.: Николайчик В.М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США. Экономика. Политика. Идеология. 1998. N 5 - 6.Законодательство об этике регламентирует получение подарков государственными служащими следующим образом. Члены палаты представителей и сената Конгресса США, сотрудники их аппаратов не должны пытаться получить, принять какое-либо имущественное благо у лица, заведомо заинтересованного в законопроекте или ином решении.Сенатор США, а также сотрудники его аппарата не должны принимать подарки от частных лиц и организаций, которые могут оказаться заинтересованными в одобрении сенатом конкретных законов, если общая стоимость подарков в течение календарного года превышает 100 долл. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других, "нейтральных" источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл. Подарки, общая стоимость которых составляет менее 75 долл., не декларируются. Член палаты представителей Конгресса США имеет право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника. Каждые три года этот лимит пересматривается. Такое ограничение распространяется и на сотрудников аппарата. При этом каждый подарок (включая подарки супругам должностных лиц), цена которого превышает 100 долл., должен декларироваться.Должностные лица любого ведомства или учреждения, осуществляющие распорядительные функции либо производящие инспектирование или расследование по гражданским или уголовным делам от имени государства, либо осуществляющие охрану заключенных, не должны пытаться получить, принять или соглашаться принять какое-либо имущественное благо от лица, находящегося в сфере действия таких распорядительных функций, а равно от лица, в отношении которого предполагается осуществление судопроизводства.Должностные лица, обладающие дискреционными функциями в связи с контрактами или имущественными сделками, заключаемыми государством, не должны пытаться получить, принять какое-либо имущественное благо от лица, которое уже заинтересовано или может стать заинтересованным в каком-то из таких контрактов (сделок). Тем не менее государственный служащий, а также его супруга могут в течение календарного года принять подарки, общая стоимость которых не превышает 100 долл. Получив подарок выше допустимой стоимости, служащий обязан в течение 60 дней сдать его в соответствующий орган своего ведомства. Для должностных лиц, осуществляющих судебные функции, действуют специальные, основанные на законе этические стандарты поведения. Федеральным судьям, к примеру, запрещено принимать какой бы то ни было дар от частного лица, с интересами которого столкнулся или может столкнуться судья.ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"от 26.01.1996 N 14-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И КОММЕРЧЕСКОМПОДКУПЕ"Современное право, N 5, 2002

КОРПОРАТИВНЫЙ ШАНТАЖ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru