Эволюция теорий и практики государственного регулирования экономики. Почему командно распределительная экономика неэффективна


Читать онлайн Обществознание. 11 класс. Базовый уровень



Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • VkOdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Фантастика 6319Детективы и Триллеры 7837Проза 1928Любовные романы 10277Приключения 6278Детское 7541
  • Сказка 1046
  • Детские стихи 88
  • Детская проза 3351

litra.info

Эволюция теорий и практики государственного регулирования экономики

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная это экономика или же распределительная.

Распределительная экономика

В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос: кто, как и для кого должен производить? — одной-единственной формой собственности, т.е. государственной, а ответ на основной экономический вопрос — строгой централизацией и распределением. Однако такая система показала на деле свою неэффективность.

Рыночная экономика

Остается рыночный путь развития. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину своего влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система — это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Меркантелисты

История государственного регулирования восходит к концу Средневековья (середина XVII в.). Основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику.

Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая теория

Следующая ступень развития представлений о роли государства — работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра “рыночных сил” (принцип “laissez faire”) создает гармоничное устройство».

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не может выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.

В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская теория

В 30-е годы XX в., после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства.

Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, поскольку у свободного рынка отсутствуют механизмы, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров. Кейнс предлагал несколько инструментов: гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др.

Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров — неэластичность за работной платы. Это достигается путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости.

С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста экономики. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неоклассическая теория

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, вместо этого предполагалось использование косвенных мер воздействия на предложение.

Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция накопления капитала. Она осуществляется за счет двух источников: собственных средств, т. е. капитализации части прибыли, и заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда.

Главные преграды на этом пути — высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Значит, следующим шагом станет: сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ (сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности).

Следующий комплекс мер — реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, по неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

econtool.com

Командная экономика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Командная экономика

Cтраница 3

Существуют два полярных механизма распределения ресурсов: командная ( централизованно планируемая) экономика, когда все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов принимаются волей единого центрального органа, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется независимыми решениями и действиями самостоятельных экономических агентов. В командной экономике что, как и для кого производить решает центральная власть. А как обстоит дело с экономикой рыночной. Ведь экономические агенты, принимая те или иные решения, руководствуются лишь личным интересом. Если эти решения не координируются обществом, то как же общество может влиять на них. Впрочем, внимательный читатель предыдущих трех частях уже наверняка догадался - через цены.  [31]

Существуют два полярных механизма распределения ресурсов: командная ( централизованно планируемая) экономика, когда все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов принимаются волей единого центрального органа, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется независимыми решениями и действиями самостоятельных экономических агентов. В командной экономике что, как и для кого производить - решает центральная власть. А вот как обстоит дело с экономикой рыночной. Ведь экономические агенты, принимая те или лные решения, руководствуются лишь личным интересом. Если эти решения не координируются обществом, то как же общество может влиять на них. Впрочем, внимательный читатель предыдущих трех выпусков ЭШ уже наверняка догадался - через цены.  [32]

Побудительные мотивы к труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях командной экономики общественно полезная деятельность членов общества зиждилась, с одной стороны, на административном принуждении, а с другой - на отсутствии реальных альтернативных источников существования у подавляющего большинства граждан.  [33]

Подобные проблемы встают перед обществом, которое решает проблемы что - как - для кого производить ПО КОМАНДЕ, ПРИКАЗУ. В условиях командной экономики, в которых мы находились и от которых переходим к рынку, государству в лице своих административных органов ( министерств, комитетов) принимало решения по производству и распределению любой продукции.  [34]

Психология Личности, психология поведения человека, социология нужны обществу настолько, насколько в нем развита демократия. Бюрократическая диктатура командной экономики в них не нуждается.  [35]

Рынки играют роль в распределении ресурсов во всякой экономике, но ни одна экономика не опирается только на рынки. Например в командной экономике все решения о производстве и потреблении принимаются государством, а в экономике свободного рынка, напротив, государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Чисто рыночная или чисто командная экономика существует, однако лишь в головах идеологов или политиков. Всякое современное общество основано на экономике смешанного типа, сочетающей рыночные отношения и государственное управление.  [36]

Которая из двух систем хозяйства может лучше служить интересам потребителя. Чьи интересы защищает командная экономика в первую очередь: государства или потребителя.  [37]

Полностью демонтированы механизмы командной экономики, исчез всеобщий дефицит товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент.  [38]

Опыт СССР показал, что командная экономика, где самый низкий уровень преступности, эффективна лишь в годы тяжких испытаний.  [39]

Отсутствие стихийного рыночного механизма с неизбежностью приводит, по их утверждению, к возникновению негибкой и бюрократической системы управления и планирования, целью которой является производство ради производства. Определяя экономическую систему социализма как командную экономику, буржуазные экономисты фальсифицируют цели социалистического производства, искажают сущность централизованного планирования и управления экономикой, превратно истолковывают роль товарно-денежных отношений при социализме. Свойственный буржуазной политэкономии внеклассовый подход к характеристике государства проявляется в игнорировании социальной природы социалистического государства как общенародного. Теория командной экономики исходит прежде всего из ненаучной трактовки централизации экономической жизни при социализме, рассматривая ее вне связи с общественной собственностью на средства производства, которая обусловливает как высокий уровень централизации, так и ее демократический характер. Планомеряая организация и управление социалистической экономикой в действительности основаны на ленинских принципах демократического централизма в управлении хозяйством, который представляет собой сочетание централизованного руководства с развертыванием творческой инициативы и энергии самых широких масс. Теоретики командной экономики, отрицая объективную природу экономических законов социализма, отождествляя объективность со стихийностью, игнорируют принципиальные отличия товарно-денежных отношений при социализме от капиталистических рыночных отношений.  [40]

Оно командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает, что, как и для кого производить. Поэтому такую систему часто называют командной экономикой.  [41]

Это было связано с тем, что в командной экономике инфляция в открытой форме, проявляющаяся в росте общего уровня цен, была невелика. Однако в скрытой форме инфляция имела место на протяжении десятилетий командной экономики и проявлялась в наличии дефицита товаров и существовании так называемого черного рынкг с ценами более высокими, чем официальные.  [42]

Это было связано с тем, что в командной экономике инфляция в открытой форме, проявляющаяся в росте общего уровня цен, была невелика. Однако в скрытой форме инфляция имела место на протяжении десятилетий командной экономики и проявлялась в наличии дефицита товаров и существовании так называемого черного рынка с ценами более высокими, чем официальные.  [43]

Мизсса - Хайека использованы сторонниками теорий центрально-управляемого хозяйства и командной экономики. Теория центрально-управляемого хозяйства, выдвинутая В.  [44]

Низкая эффективность ИС административно-командного типа была во многом обусловлена тем, что в ней практически отсутствовал перенос знаний и технологий через самих носителей знания, т.е. через людей. Это было связано в частности с тем, что в командной экономике была чрезвычайно низкая как межотраслевая, так и региональная мобильность кадров.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Основные экономики

Основные экономики - это совокупность экономических систем, зависимых друг от друга экономических элементов, которые формируют определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, которые складываются по поводу изготовления, распределения, обмена и использования экономических благ.

 

Системы экономики, их цель, проблемы, направления

 

Применение ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей подчиняется целям экономики, которые преследуют в собственной экономической деятельности субъекты отношений в экономике.

 

Экономической целью конечного потребителя считается максимизация удовлетворения разнообразных потребностей.

 

Экономической целью компании выступает максимизация доходов либо же минимизация производственных издержек.

 

Основная цель экономики современного общества не одна, их несколько: подъем экономики, увеличение производственной эффективности, полная занятость, а еще стабильность социально-экономического плана.

 

Основная проблема экономики: для Кого, Как и Что производить.

 

Данные системы делятся по тому, как в них решаются основные задачи экономики:

 

  • форма собственности на материальные ресурсы производства;
  • метод управления и координации экономической деятельности;

 

Очень условно возможно выделить основные направления экономики: традиционная, централизованная (командно-административная) и рыночная модель экономики.

alt="основные экономики"

Традиционная система экономики

 

Традиционная экономика основывается на традициях, которые передаются от поколения к поколению. Данные традиции определяют, какие услуги и товары производить, для кого и каким способом. Перечень благ, производственная технология и распределение основываются на обычаях данного государства. Роли в экономике членов общества устанавливаются, исходя из наследственности и кастовой принадлежности.

 

Данный тип экономики наблюдается сегодня в некоторых малоразвитых государствах, в которых технический прогресс попадает с огромными трудностями, потому как он, как правило, разрушает устоявшиеся в этих государствах обычаи и традиции.

 

Основные черты экономики традиционного типа:

 

  • Малое развитие производственной техники и технологий.
  • Крупная доля ручного труда во всех экономических отраслях.
  • Малозначительная роль в традиционной экономической системе предпринимательства, включая малое, при постоянном увеличении масштаба деятельности крупных организаций.
  • Преобладание во всех областях жизнедеятельности общества обычаев и традиций.

 

Рыночная система экономики

 

Основные понятия экономики рыночной:

 

  • Частная собственность.
  • Свободный предпринимательский выбор.
  • Конкуренция.
  • Опора на систему рынка.
  • Ограниченная роль правительства.

 

Рыночную экономическую систему можно характеризовать частной собственностью на ресурсы и применением системы цен и рынков для координации экономической деятельности и управления ею. Для кого, как и что производить определяет рынок через механизм предложения и спроса.

 

В капиталистической системе ресурсы материальные находятся в собственности частных лиц. Право оформлять обязательные для исполнения юридические договоры дает возможность частным лицам по собственному усмотрению управлять своими материальными ресурсами.

 

Изготовитель стремится производить такую продукцию, которая удовлетворяет различные потребности покупателя и дает ему наивысшую прибыль. Потребитель самостоятельно решает, какой товар нужно купить и сколько денег за него заплатить.

alt="основные экономики"

Ввиду того, что в условиях свободной конкуренции цены от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" осуществлять производство, хозяйственный экономический субъект отвечает стремлением изготовлять товары с более невысокими издержками, чем его конкуренты, для того, чтобы продать побольше из-за более низких цен. Решению данной задачи способствуют применение технического прогресса и разнообразные методы управления.

 

В данной экономической системе государство не вмешивается в экономику. Функция государства заключается в защите частной собственности, принятию законов, которые упрощают основные функции экономики свободного рынка.

 

Командная система экономики

 

Централизованная либо командная экономика является абсолютной противоположностью рыночной экономической системы. Командная экономика основывается на государственной собственности, на любые материальные ресурсы. Следовательно, все решения в области экономической деятельности принимают государственные органы посредством директивного (централизованного планирования).

 

Всякому предприятию планом производства предусматривается, что и в каких объемах производить, выделяется определенное количество ресурсов, этим самым государство отвечает на вопрос, как производить. Так же определяются не только поставщики, а и покупатели, то бишь, решается вопрос, для кого производить. А производственные средства распределяются между различными отраслями на основании долгосрочных приоритетов, которые определяются плановым органом.

 

Смешанная система экономики

 

В настоящее время нельзя сказать о наличии в каком-либо государстве в чистой форме одной из трех перечисленных моделей. В большинстве развитых современных стран существует экономика смешанная, которая сочетает элементы всех этих трех видов.

 

Экономика смешанная предполагает применение контролирующей роли государства и экономически свободного производства. Рабочие и предприниматели перемещаются из одной отрасли в другую по собственному решению, а не по государственным директивам. Правительство же в свою очередь проводит социальную, антимонопольную, фискальную (налоговую) и иные типы экономической политики, что в какой-то степени способствует росту экономики страны и повышению уровня жизни населения.

utmagazine.ru

Реферат - Сравнительный анализ экономических систем

--PAGE_BREAK--Рисунок 1.1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.§ 1.2 Централизованная экономическая система Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой1. Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).

Основные черты

q       Господство государственной собственности

q       Диктатура государственного плана в экономике

q       Административные методы управления экономикой

q       Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

v      Более стабильная экономика

v      Больше уверенности людей в будущем

v      Меньше неравенства в обществе

v      Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

v      Нет проблемы трудоустройства

v      Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Ø       Неудовлетворительная работа госсобственности

Ø       Нет стимулов к усердному труду

Ø       Безынициативность и безответственность работников

Ø       Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Ø       Диктат производителей над потребителями

Ø       Низкий уровень жизни людей Рисунок 1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

Все тут естественно, ибо «человеческая природа ленива (русская природа в особенности)», напоминает Пушкин. Значит, людей должен подстегивать интерес. «Ничейность» же собственности убивает стимулы к усердному труду и рачительному ведению хозяйства. Вот почему командную экономику сопровождают застойность, всеобщие дефициты, диктат производителей и бесправие потребителей. А закономерный социальный итог всего – нищета народа на фоне роскоши и паразитизма власть имущих.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах1.§ 1.3 Рыночная экономика и ее преимущества Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров2. Такой естественный взаимообмен «дает людям то, чего они хотят, — подчеркивает Фридмен, — а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы». Важнейшие черты свободной экономики можно свести к следующим шести пунктам (рис. 1.3).

Так, социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные предприятия.

Та же частная собственность служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам «кует свое счастье». Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности: нет сбыта продукции – терпит убытки, а то разоряется; причинен ущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде – платит штрафы, неустойки, компенсации.

Вспомним, к примеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компаний жертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждали потребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупорка сосудов ног, гангрена и пр.

Главные черты

Ø       Основа экономики – частная собственность на ресурсы

Ø       Свобода и материальная ответственность предпринимателей

Ø       Свобода выбора экономических партнеров

Ø       Личная выгода участников экономических связей

Ø       Саморегулирование экономики рыночными факторами

Ø       Минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства

q       Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность

q       Отторгает неэффективное и ненужное производство

q       Справедливо распределяет доходы по результатам труда

q       Дает больше прав и возможностей потребителям

q       Не требует большого аппарата управления

Основные недостатки

¨       Усиливает неравенство в общество

¨       Вызывает большую нестабильность в экономике

¨       Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах

¨       Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе     продолжение --PAGE_BREAK--Рисунок 1.3. Характеристика рыночной экономики

Свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор в конечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. По образному выражению Фридмена «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»: достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.

Личная выгода каждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуя личную выгоду, человек зачастую невольно «работает» на интересы других. Так, производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. От стремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растет производительность труда.

Саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм – чуткая «нервная система» самонастраивающейся экономики. Потому то и «нет ничего выше и умнее рынка», как любят повторять на Уолл-стрит.

И в самом деле, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Это сделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск. И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в его регулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, в приказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет с прилавков и его продажу придется нормировать.

Минимум дирижизма, то есть контроля и управления экономикой        со стороны государства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции и увиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности и иждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству и энергичному труду.

В связи с этим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе. «Фокус» в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой в стране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника. Последний же «всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен». Почему? «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»1.

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большого управленческого аппарата2.

Эффективность рынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден пример Литвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. После насильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модель с туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свой рыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.

Еще более убедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один и тот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовали приказная система и социализм – в ГДР, КНР и Северной Корее, — там царили неэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда, недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Корея все более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, граница между достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм1. § 1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов В нашем многоликом мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель (рис. 1.3). Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частная собственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть получены не своим трудом, а по наследству.

Во-вторых, рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересует бесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и пр.

Наконец, в-четвертых, рынок «глух» к тем неблагоприятным экологическим и социальным последствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности (вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Эти последствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которой здесь уместно хотя бы кратко остановиться.

Внешние эффекты – это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долю не связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают свою продукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы, шум, грязь, опасности на дорогах.

Подобных отрицательных внешних эффектов (издержек) множество – промышленные стоки, дым, вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются и положительные эффекты (выгоды) – к примеру, образовательные услуги конкретным лицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в нем алкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера – пасечника опыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителей и т.п.

Проблема внешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательные проявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному (запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплаты пострадавшим, введение жестких стандартов) и частному – через прямое соглашение между самими заинтересованными сторонами.

Так, англо–американский экономист Рональд Коуз отдает предпочтение последнему. По его выводам, известным как теорема Коуза, в случаях, когда четко определены права собственности, число заинтересованных лиц невелико и стоимость сделки незначительна, проблема внешних эффектов лучше решается через частные соглашения. А задача государства здесь – благоприятствовать таким соглашениям.

И в самом деле, возьмем конкретный пример большого жилого дома с привычно загроможденным машинами двором. Удовольствия автовладельцев здесь больно бьют по интересам немоторизованной части жителей (приватизация куска общей земли; отравление воздуха, почвы, растительности; шум, вытеснение площадок для отдыха). Как смягчить эту проблему?

Государственный путь возмещения побочных эффектов сводится к налогам и «размазыванию» собранных сумм по общим программам благоустройства района (в лучшем случае), а в худшем – по карманам чиновников (доплаты, премии). Жители же данного дома от этого мало что получают.

Частный путь обеспечивает компенсацию более адресно и полно. Здесь все обитатели двора и дома (их собственники) образуют так называемый кондоминиум с равными правами на общие площади и неотравленную окружающую среду. Автовладельцы же выкупают у товарищества право на дополнительные площади и невольный вред внешней среде. Собранные деньги используются на благоустройство данного двора (вплоть до разведения сада), на уплотнение окон квартир, установку в них кондиционеров, на оплату витаминов, смягчающих вред от яда машин, и т.п.

На частном пути возникает еще один плюс: домовладельцы могут сами сдавать в аренду помещения первого этажа и подвала, зарабатывая средства для кондиминиума, а не отдавая их чиновникам жилищных контор1.§ 1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. 1.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная – как производящая.

Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй – рыночную (где «удочка» – это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).

Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «командной экономики» лежат «сознательные порядки» – организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме.

    продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Административно-командная экономика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Административно-командная экономика

Cтраница 1

Административно-командная экономика), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на поставленные вопросы. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные сигналы. Такими сигналами для них являются цены.  [1]

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.  [2]

В административно-командной экономике роль денег снижается, что связано с применением стабильных цен, устанавливавшихся центральными органами.  [3]

В административно-командной экономике денежно-кредитная система заметно отличалась от действующей в условиях рыночной экономики.  [4]

В целом административно-командная экономика - хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Переход от административно-командной экономики к рыночной, начавшийся во 2 - й половине 1980 - х гг., оказался длительным и сложным процессом, требующим взвешенной концепции и научно обоснованной программы действий, учитывающих как общемировые ценности, так и страно-вые особенности и конкретную социально-экономическую ситуацию.  [5]

Переход от административно-командной экономики к рынку придает управлению налогообложением глубокий экономический смысл и предъявляет к нему совершенно иные требования. Постепенно управление выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства.  [6]

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.  [7]

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств ( машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.  [8]

При существовавшей до недавнего времени в России административно-командной экономике роль денег была ограничена.  [9]

Глубокие различия между ревизией, традиционно практиковавшейся в централизованной, административно-командной экономике, и аудитом, характерны для экономики рыночной.  [10]

История знает три формы общественного хозяйства: натуральное хозяйство, административно-командная экономика и рыночная экономика с господством частной собственности и на современном этапе с господством смешанной собственности.  [11]

Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.  [12]

Сеть фирм оптовой торговли, товарные биржи, торговые дома, посреднические центры, аукционы и ярмарки призваны заменить распределительные органы материально-технического снабжения и государственной реализации, выполнявшие функции инфраструктуры при административно-командной экономике.  [13]

На государственную политику занятости в Республике Беларусь оказывают воздействие особенности формирования ее рынка труда: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда; совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков; наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики.  [14]

Ныне в российской экономике действуют государственные и муниципальные коммерческие предприятия, которые создаются в форме унитарного предприятия. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена, в рыночной экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Унитарное - это единое, не разделяемое на части. Унитарным предприятием является такая коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Кризис командной экономики — Мегаобучалка

И необходимость ее реформирования

Рассмотренные выше черты в их наиболее полном выражении были присущи советской экономике образца 30-50-х годов. В условиях начавшейся научно-технической революции неэффективность командного хозяйства, его невосприимчивость к научно-техническим нововведениям, затратный характер стали проявляться все более ощутимо. Выяснилось, что технологическую революцию нельзя осуществить по приказу. Развитие же компьютерных технологий в 70-80-е годы делало все более сложным поддержание военного паритета; наметилась тенденция отставания от развитых стран в гонке вооружений, особенно космических. Разрыв в уровне производительности труда и в целом эффективности хозяйства требовал для производства аналогичных по качеству и количеству видов вооружений значительно больших затрат массы труда и других ресурсов, что в свою очередь вело к углублению диспропорций между I и II подразделениями и к дальнейшему отставанию в уровне жизни.

Народнохозяйственные диспропорции, усугубляемые информационными недостатками бюрократического планирования, привели к постоянной дефицитности благ производственного и потребительского назначения; в то же время «экономика дефицита» сочеталась с нерациональностью и расточительством потребления ресурсов и со значительными объемами производства ненужной продукции («затоваривание», «разбазаривание» и т.п.). Данные негативные явления порождали многочисленные попытки частичных усовершенствований хозяйственного механизма в рамках командной экономики, начало которым было положено еще в 50-е годы.

В 60-е годы в СССР была предпринята попытка хозяйственной реформы, в ходе которой предполагалось значительно расширить сферу действия товарно-денежных отношений, экономических стимулов, обеспечить хозяйственную самостоятельность производственных единиц при одновременном преодолении бюрократизма и формализма управления и планирования. Однако вскоре реформа была свернута, так как она противоречила оставшемуся в неприкосновенности системному качеству командной экономики [7].

В дальнейшем предпринимались попытки повышения эффективности командной экономики и посредством изменения или перекомбинирования основных планово-отчетных показателей (валовой, товарной, условно-чистой продукции и т.п.). «Размытость» прав собственности и условность хозяйственного отграничения экономических единиц предопределили и безуспешность использования показателей прибыли и рентабельности, поскольку на народнохозяйственном и отраслевом уровнях действовал принцип «общего котла»: значительная, а иногда и большая часть прибыли успешно работающих предприятий перераспределялась в пользу центра и убыточных предприятий. Этим обесценивалась идея фондов экономического стимулирования на предприятиях.

Общие пороки принципов командности проявились на всех континентах и во всех странах, где они были реализованы, несмотря на любые исторические, региональные и национальные особенности. Преодолеть эти пороки не удалось ни в ходе многочисленных половинчатых реформ, ни посредством ограниченного развития частной собственности и товарно-денежных отношений в соответствии с концепциями «рыночного социализма». Наиболее наглядно сравнительная неэффективность командной экономики демонстрировалась в странах, внутренне разделенных по блоковому принципу (Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, материковый Китай и Тайвань).

В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической организации экономики стала абсолютно очевидной, осознание этой необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Командная экономика и в целом общество командно-административного типа — это очень сложный социальный феномен. В его оценке, по-видимому, ошибочными были бы крайние позиции. В политико-экономическом плане основное значение имеет тот факт, что появление и достаточно длительное существование командной экономики — это не случайность, не «зигзаг истории», а симптом исторической предельности капитализма, неизбежности посткапиталистической эволюции цивилизации. Фактом является и то, что посткапиталистический переход — это длительный, многогранный и противоречивый процесс; на пути его осуществления неизбежны ошибочные, неэффективные и тупиковые направления. Преждевременный и принудительно-надстроечный характер ограничения частной собственности и товарно-денежных отношений придавал на деле командной экономике свойства не пост-, а антикапиталистического хозяйства.

В настоящее время становится все более очевидным, что системные посткапиталистические преобразования возможны лишь на постиндустриальной технической базе. Командное хозяйство, оставаясь одной из социально-экономических форм индустриализма, не смогло выйти на посткапиталистический уровень развития. В то же время оно отразило и воплотило целый ряд действительных тенденций глобальной экономической эволюции. Это относится к процессам сознательного управляющего воздействия на экономику, к развитию объективно необходимых форм государственного регулирования, планомерности, макроэкономической структурной политики.

Огромное влияние на мировое развитие оказала официальная установка на изменение социального статуса и роли трудящихся классов, а также действительные меры по развитию систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, всех элементов того, что позже было названо «человеческим» и «социальным» капиталом. Непреходящим достижением советского общества явилась реализация принципа экономических гарантий и уверенности «в завтрашнем дне» для каждого члена общества, значимость чего была осознана лишь после того, как эти гарантии оказались ликвидированы. Что касается развитых стран мира, то ими были восприняты и усовешенствованы многие элементы советского опыта — правда, далеко не всегда с признанием советского приоритета.

В научном отношении неточной является оценка командной экономики как социалистической, так как социализм — это форма посткапиталистического развития общества. В то же время, опыт нэпа и современное «экономическое чудо» в Китае демонстрируют, что командное хозяйство содержало потенциал для возникновения смешанной экономики переходного типа, на базе которой, возможно посткапиталистическое развитие.

Сравнительная характеристика основных показателей представлена в приложении 1.

 

 

 

megaobuchalka.ru