Что такое услуга? Платные услуги населению. Платные услуги это


УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, ПЛАТНЫЕ - это... Что такое УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, ПЛАТНЫЕ?

 УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, ПЛАТНЫЕ услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально-бытовых, культурных, лечебно-оздоровительных, правовых и других потребностей.

Большой бухгалтерский словарь. — М.: Институт новой экономики. Под редакцией А.Н. Азрилияна. 1999.

  • УСЛУГИ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
  • УСЛУГИ ПО ОПЕРАЦИЯМ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Смотреть что такое "УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, ПЛАТНЫЕ" в других словарях:

  • услуги населению платные — Услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально бытовых, культурных, лечебно оздоровительных, правовых и… …   Справочник технического переводчика

  • Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) — ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ) относительный показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного… …   Официальная терминология

  • Услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта — услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не… …   Официальная терминология

  • Платные услуги — Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли продажи... Источник: Приказ Росстата от 23.07.2009 N 147 Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя Объем платных услуг населению …   Официальная терминология

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ — платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Медицинские услуги платные — платные медицинские услуги медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее …   Официальная терминология

  • Бытовые услуги — Платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. ст. 346.27 (гл. 26.2. НК РФ Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности ) …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Бытовые услуги — платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по… …   Официальная терминология

  • Веса товара (услуги) в индексе цен — Веса мера относительной значимости товара (услуги) в рамках сводного индекса цен... Источник: Постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23 Об утверждении Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и …   Официальная терминология

  • Цена товара, тариф услуги — Цена (тариф) денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от… …   Официальная терминология

buhgalterskiy_slovar.academic.ru

Что такое услуга? Платные услуги населению :: BusinessMan.ru

Солидная часть бизнеса базируется на продаже всевозможных товаров и услуг. И подчас у покупателей складывается превратное понимание самого термина «услуга», как чего-то по умолчанию недорогого, ведь они не получают ничего материального. Стоит разобраться, что такое услуга и на самом ли деле она ничего не стоит.

Услуга как направление бизнеса

Наряду со всевозможными бесплатными или условно бесплатными предложениями достаточно широкий пласт сферы услуг состоит именно из платных позиций. Например, бесплатное медицинское обслуживание и соседствующие с ним услуги платных клиник. При достаточно широком предложении всегда есть возможность сделать выбор, полностью устраивающий по качеству и стоимости. Однако стоит учесть и временные затраты, которые при визите в муниципальную клинику становятся огромными. Получается, что предоставляемые услуги частных клиник позволяют получить более внимательное отношение ко всем нуждам обратившегося клиента.

Сама возможность предоставления услуг на платной основе используется в качестве отдельного направления бизнеса, затрагивающего практически все сферы жизни. Даже если просто оглядеться вокруг, то можно увидеть парикмахерскую, ателье, детский сад, и это только видимые объекты. Что такое услуга? По большому счёту, это оплачиваемая помощь другого человека за то, что клиент при желании, а также наличии времени и умений мог бы сделать самостоятельно. Вот только останется ли после этого время на работу и досуг?

Именно поэтому рынок услуг во все времена пользовался заслуженным вниманием клиентов. Если нанять прислугу, то и это тоже можно отнести к обсуждаемому аспекту: наниматель, таким образом, оплачивает бытовые услуги, которые оказывает посторонний человек. Таким способом получается переложить некоторые житейски важные процессы на плечи специально для этого нанятого человека.

Как найти свободную нишу на рынке услуг?

Можно смело утверждать, что услуги населению пользуются хорошим спросом, но существуют особенности, которые стоит учитывать. Избыточное предложение при низком спросе неизбежно снижает рентабельность предприятия, чем бы оно ни занималось. В первую очередь стоит выяснить, какой именно услуги не хватает в вашем регионе. Например, если вокруг, как правило, много парикмахерских, маникюрных салонов, то найти хорошего массажиста становится сложно.

Это не обязательно именно массажисты, рынок услуг динамичен, нехватка квалифицированных кадров имеет волнообразную природу. Если катастрофически не хватает домработниц, то повышаются цены. Тогда в этот сегмент идут женщины, желающее получать достойную зарплату, дефицит кадров выравнивается, а если предложения продолжают поступать, то неизбежно снижаются цены. В этом случае преимуществом становится качество услуг — покупатели готовы платить больше, если получают лучшее обслуживание. Поэтому даже в сравнительно занятой нише можно перехватить лидерство, сделав упор на качество.

Уровень конкуренции

Услуги в большинстве случаев делятся не только на платные и бесплатные, но и по виду поставщиков: на организации и частников. Так, можно заказать такси в соответствующей службе или же воспользоваться услугами так называемого бомбилы, автовладельца, подрабатывающего частным извозом. По стоимости это вполне сопоставимо, а вот по уровню безопасности - нет, лучше довериться сотруднику фирмы. Подавляющее большинство клиентов это понимают, но люди часто не могут противостоять возможности немного сэкономить, поэтому оказание услуг частниками без соответствующей регистрации всегда будет составлять конкуренцию честным налогоплательщикам.

Количество фирм в выбранном сегменте не играет особой роли, всегда нужно смотреть на конкретику. Недаром часто среди потенциальных клиентов можно услышать утверждение о том, что предложений много, а выбора нет. Следовательно, предоставляемые услуги формируются без учёта спроса, не дают гарантии качества или имеются ещё какие-то недочёты.

Уникальное торговое предложение

Формирование уникального торгового предложения - это хороший инструмент в конкурентной борьбе. В конце концов, что такое услуга, если не товар, представляющий собой не материальный предмет, а некое действие в пользу покупателя? В качестве примера можно привести такой приём, как совокупность услуг в одно торговое предложение.

Прекрасно сочетаются такие услуги, как пассажирские перевозки и проведение экскурсий. Разумеется, их можно заказывать по отдельности, но вместе они представляют собой удобный комплект, который может пользоваться спросом в платежеспособных клиентов. Нередко разработка уникальных торговых предложений поднимает уровень прибыльности предприятия в разы.

Что такое услуга с сопутствующими товарами

Ещё одна форма уникального торгового предложения - это услуга, при заказе которой можно приобрести необходимые сопутствующие товары. Как правило, эти товары или не продаются через розничные сети, или представляют собой авторские разработки. В указанном выше примере с экскурсиями это может быть красочный путеводитель или фотоальбом. Иногда в салонах красоты продаются косметические средства, которые сложно найти в продаже. В этом случае цены на услуги могут варьироваться в зависимости от купленных клиентом товаров.

Анализ конкурентов

Прежде чем открывать собственный бизнес в направлении «Оказание услуг», дальновидным поступком будет изучение уже имеющихся в вашем регионе предложений. Возможно, десятая парикмахерская в пределах одного городского квартала окажется лишней. Тем не менее уже имеющиеся предприятия могут не удовлетворять имеющийся спрос по причине инертности владельцев, не пытающихся создавать уникальные торговые предложения.

Анализ конкурентов позволяет выявить их слабые места и превратить их в собственные конкурентные преимущества. Это может потребовать дополнительных вложений, обучения специалистов, закупку новой техники, но в итоге клиенты пойдут туда, где они получат уникальную услугу, лучшее качество и высокий уровень обслуживания.

Анализ покупательского спроса

Как и торговля всевозможными товарами, рынок услуг опирается на покупательский спрос. В определённой мере на него можно влиять, убедив людей в том, что именно это им крайне необходимо. Мы каждый день видим подобные манипуляции в рекламных роликах. Однако такой глобальный план по продвижению собственного бизнеса требует солидных финансовых вложений. Проще предложить такие услуги населению, которые оно готово оплачивать без значительных вложений в рекламу.

Анализировать покупательский спрос можно напрямую, методом опросов. Один человек в людном месте способен буквально за день собрать достаточное количество информации, чтобы на её основании сделать выводы и просчитать целесообразность открытия бизнеса именно в этом районе города.

Способ расширить перечень услуг

Если у вас уже имеется работающий бизнес, предоставляющий всевозможные услуги, то стоит подумать над расширением ассортимента. Можно привлечь к процессу уже имеющихся клиентов, уточнить их пожелания. Порой новое повышенное качество услуг воспринимается как позитивное обновление, повышая степень лояльности клиентов именно к вашей фирме. Например, можно сдвинуть рабочие часы таким образом, чтобы работающим людям не приходилось отпрашиваться со службы, чтобы воспользоваться услугами. Возможно, какие-то из услуг можно оказывать с доставкой на дом, даже если это сеанс массажа — переносные массажные столы используются во всём мире, а главным инструментом всё же остаются руки специалиста.

В поисках новой услуги, которая сможет расширить ассортимент, можно провести анализ смежных областей. При салонах красоты открываются солярии, в парикмахерских предлагают компьютерный подбор причёски и макияжа, выезд мастера на дом. Ветеринарная клиника начинает предоставлять такую услугу, как передержка или гостиница для домашних животных. Важно уметь взглянуть на свою специализацию шире, не стоять на месте, и тогда вы станете победителем в конкурентной борьбе с другими фирмами.

businessman.ru

2. Понятие и виды платных услуг

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. 2 добровольности и необязательности их получения для обучающихся. Они не должны вести к ухудшению условий основной уставной образовательной деятельности Школы. Платные образовательные услуги не могут быть

Подробнее

установленном порядке;

установленном порядке; ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления платных медицинских услуг Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ленинградской области «Волосовская межрайонная больница» Настоящее положение разработано

Подробнее

Раздел I Общие положения

Раздел I Общие положения СОГЛАСОВАНО Директор департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар И.М.Гамзаев 20 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ лицей 4 Капустина Л.Б. 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ об оказании платных

Подробнее

Локальный нормативный акт,

Локальный нормативный акт, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 28 Г. АСТРАХАНИ Локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления платных образовательных услуг в МБОУ

Подробнее

28 марта 2013г. 28 марта 2013г.

28 марта 2013г. 28 марта 2013г. УТВЕРЖДАЮ: Главный врач ГБУЗ НО Борская ЦРБ В.Г.Клепцов СОГЛАСОВАНО: Председатель профсоюза Т.И.Яшкова 28 марта 2013г. 28 марта 2013г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ЗА ПЛАТУ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

Подробнее

1. Основные положения

1. Основные положения УТВЕРЖДЕНО приказом Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана» от _18 августа_2017 г. _146_ Положение

Подробнее

О ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ

О ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «НА СУМСКОМ» (ГБОУ ДО ЦВР «НА СУМСКОМ») СОГЛАСОВАНО Председатель профсоюзного комитета

Подробнее

2. Виды платных образовательных услуг

2. Виды платных образовательных услуг Положение о порядке оказания платных образовательных услуг в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида 318 городского округа Самара 1. Общие положения

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ об организации

ПОЛОЖЕНИЕ об организации СОГЛАСОВАНО 1 УТВЕРЖДАЮ Председатель профсоюзного комитета Главный врач СПб ГБУЗ Детская СПб ГБУЗ Детская стоматологическая стоматологическая поликлиника 3» поликлиника 3 А.Н.Белогорцева Л. Г. Прус Протокол

Подробнее

docplayer.ru

платные услуги - это... Что такое платные услуги?

 платные услуги пуллик хизмат

Русско-узбекский словарь бизнеса. Кулижанов Умид. 2005.

  • платный
  • платное обучение

Смотреть что такое "платные услуги" в других словарях:

  • Платные услуги — Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли продажи... Источник: Приказ Росстата от 23.07.2009 N 147 Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя Объем платных услуг населению …   Официальная терминология

  • Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) — ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ) относительный показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного… …   Официальная терминология

  • услуги населению платные — Услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально бытовых, культурных, лечебно оздоровительных, правовых и… …   Справочник технического переводчика

  • Услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта — услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не… …   Официальная терминология

  • Платные дополнительные образовательные услуги( государственных и муниципальных образовательных учреждений) —     По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе оказывать платные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (см. Стандарты образовательные). В …   Педагогический терминологический словарь

  • УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, ПЛАТНЫЕ — услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально бытовых, культурных, лечебно оздоровительных, правовых и… …   Большой бухгалтерский словарь

  • Платные образовательные услуги — 4. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,… …   Официальная терминология

  • Бытовые услуги — Платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. ст. 346.27 (гл. 26.2. НК РФ Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности ) …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Рентабельность услуги в сфере культуры — представляет собой соотношение прибыли и себестоимости услуги в сфере культуры... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Минкультуры МО от 17.08.2007 N 447 Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ… …   Официальная терминология

  • Рентабельность физкультурно-оздоровительной и спортивной услуги — представляет собой соотношение прибыли и себестоимости физкультурно оздоровительной и спортивной услуги... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Мособлспорткомитета от 22.11.2005 N 11 Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ… …   Официальная терминология

  • Бытовые услуги — платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по… …   Официальная терминология

Книги

  • Защита прав потребителей: права покупателя и обязанности продавца. Товары и услуги, Мария Кузьмина. Ежедневно мы покупаем различные товары, заказываем множество услуг, посещаем врачей на платной основе, учимся на платных курсах, совершаем покупки и сделки, которые могут порадовать нас, а… Подробнее  Купить за 79.9 руб электронная книга
  • Защита прав потребителей: права покупателя и обязанности продавца. Товары и услуги, Кузьмина М.В.. Ежедневно мы покупаем различные товары, заказываем множество услуг, посещаем врачей на платной основе, учимся на платных курсах, совершаем покупки и сделки, которые могут порадовать нас, а… Подробнее  Купить за 20 руб
  • Защита прав потребителей: права покупателя и обязанности продавца. Товары и услуги, Кузьмина М.В.. Ежедневно мы покупаем различные товары, заказываем множество услуг, посещаем врачей на платной основе, учимся на платных курсах, совершаем покупки и сделки, которые могут порадовать нас, а… Подробнее  Купить за 20 руб
Другие книги по запросу «платные услуги» >>

business_ru_uz.academic.ru

Платные услуги - это... Что такое Платные услуги?

 Платные услуги

"...Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли-продажи..."

Источник:

Приказ Росстата от 23.07.2009 N 147 "Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению"

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Платные образовательные услуги
  • Платформа

Смотреть что такое "Платные услуги" в других словарях:

  • Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) — ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ) относительный показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного… …   Официальная терминология

  • услуги населению платные — Услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально бытовых, культурных, лечебно оздоровительных, правовых и… …   Справочник технического переводчика

  • Услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта — услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не… …   Официальная терминология

  • Платные дополнительные образовательные услуги( государственных и муниципальных образовательных учреждений) —     По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе оказывать платные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (см. Стандарты образовательные). В …   Педагогический терминологический словарь

  • УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, ПЛАТНЫЕ — услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально бытовых, культурных, лечебно оздоровительных, правовых и… …   Большой бухгалтерский словарь

  • Платные образовательные услуги — 4. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,… …   Официальная терминология

  • Бытовые услуги — Платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. ст. 346.27 (гл. 26.2. НК РФ Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности ) …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Рентабельность услуги в сфере культуры — представляет собой соотношение прибыли и себестоимости услуги в сфере культуры... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Минкультуры МО от 17.08.2007 N 447 Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ… …   Официальная терминология

  • Рентабельность физкультурно-оздоровительной и спортивной услуги — представляет собой соотношение прибыли и себестоимости физкультурно оздоровительной и спортивной услуги... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Мособлспорткомитета от 22.11.2005 N 11 Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ… …   Официальная терминология

  • Бытовые услуги — платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по… …   Официальная терминология

Книги

  • Защита прав потребителей: права покупателя и обязанности продавца. Товары и услуги, Мария Кузьмина. Ежедневно мы покупаем различные товары, заказываем множество услуг, посещаем врачей на платной основе, учимся на платных курсах, совершаем покупки и сделки, которые могут порадовать нас, а… Подробнее  Купить за 79.9 руб электронная книга
  • Защита прав потребителей: права покупателя и обязанности продавца. Товары и услуги, Кузьмина М.В.. Ежедневно мы покупаем различные товары, заказываем множество услуг, посещаем врачей на платной основе, учимся на платных курсах, совершаем покупки и сделки, которые могут порадовать нас, а… Подробнее  Купить за 20 руб
  • Защита прав потребителей: права покупателя и обязанности продавца. Товары и услуги, Кузьмина М.В.. Ежедневно мы покупаем различные товары, заказываем множество услуг, посещаем врачей на платной основе, учимся на платных курсах, совершаем покупки и сделки, которые могут порадовать нас, а… Подробнее  Купить за 20 руб
Другие книги по запросу «Платные услуги» >>

official.academic.ru

Шегарская РБ / Платные услуги / Порядок получения платной услуги

Положение о порядке оказания платных медицинских услуг ОГБУЗ «Шегарская РБ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Приказом № 63 от 06.06.2013 г. «Об утверждении Порядка определения цен на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными областными государственными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Департамента здравоохранения Томской области», Федеральным законом Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Уставом ОГБУЗ «Шегарская РБ», утвержденным распоряжением Департамента здравоохранения Томской области № 758 от 13.12.2013 г., в целях упорядочения предоставления платных медицинских услуг (далее платные услуги) учреждением.

1.2. Платные медицинские услуги – это медицинские услуги, предоставляемые областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Шегарская районная больница» (далее - учреждение) на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

1.3. Платные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной деятельности, финансируемой из средств бюджетов всех уровней и средств фондов обязательного медицинского страхования.

Деятельность по оказанию учреждением платных услуг полностью осуществляется за счет внебюджетных средств учреждения и включает следующие виды услуг:

- дополнительные медицинские услуги к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в соответствии с областной программой государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан РФ на территории Томской области и целевыми программами городского, областного, федерального уровня;

- медицинские услуги, оказанные в условиях, не предусмотренных программой государственных гарантий, сверх видов и объемов государственного заказа.

Медицинские услуги сверх территориальной программы государственных гарантий предоставляются на платной основе:

- в форме платных услуг населению;

- по программам добровольного медицинского страхования;

- по договорам медицинского учреждения на предоставление этих услуг с хозяйствующим субъектом.

1.4. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые учреждением, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

2. Условия предоставления платных медицинских услуг

2.1. Учреждение имеет право осуществлять платные услуги в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

2.2. ОГБУЗ «Шегарская РБ» вправе оказывать платные услуги при условии, если данный вид деятельности предусмотрен Уставом учреждения.

2.3. Предоставление платных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется на основании договора, форма которого утверждается Приказом учреждения.

2.4. При расчетах с физическими и юридическими лицами за оказание платных услуг, учреждение руководствуется действующим законодательством РФ о порядке проведения денежных расчетов с населением.

2.5. Статистический и бухгалтерский учет оказываемых платных услуг ведется в учреждении строго за отчетный период на основании первичного бухгалтерского учета раздельно по основной деятельности и платным услугам.

2.6. Учреждение обязано при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

2.7. Учреждение самостоятельно разрабатывает перечень платных услуг, исходя из возможностей бюджетного учреждения (наличие материальной базы, кадрового состава) и уровня потребительского спроса населения, на основании отраслевого примерного перечня.

2.8. Перечень и прейскурант платных услуг ОГБУЗ «Шегарская РБ» утверждается приказом учреждения.

2.9. Оказание платных услуг учреждения производится при условии:

- отдельного учета рабочего времени специалистов, оказывающих платные услуги;

- отдельного учета материальных затрат, связанных с оказанием платных услуг учреждения;

- выполнения установленного объема работ и услуг в рамках объемов, гарантированных населению, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней или средств фондов обязательного медицинского страхования;

- обеспечения физических и юридических лиц доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения:

а) о месте нахождения учреждения и режиме его работы;

б) о государственной регистрации учреждения;

в) о перечне платных услуг с указанием их стоимости;

г) об условиях предоставления и получения платных услуг;

д) о льготах для отдельных категорий граждан;

е) о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа).

3. Ценообразование и порядок распределения доходов полученных при оказании платных услуг

3.1. Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, с учетом положений Департамента здравоохранения Томской области по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной медицинской услуги.

3.2. Основаниями для пересмотра цен на платные услуги является:

- рост (снижение) затрат на производство услуг, вызванные внешними факторами;

- изменение уровня цен на материальные ресурсы на величины более, чем 5%;

- изменение (в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) размера оплаты труда, занятых в производстве конкретной услуги работников.

3.3. Оплата за оказываемые платные услуги осуществляется в наличной и безналичной форме.

Оплата услуги за наличный расчет осуществляется путем внесения денежных средств в кассу учреждения.

Оплата услуги в безналичной форме осуществляется путем перечисления средств на соответствующий счет учреждения.

3.4. Денежные средства, полученные учреждением вследствие оказания платных услуг, расходуются на основании сметы расходов на следующие цели:

- заработная плата с начислениями;

- командировочные расходы;

- услуги связи;

- коммунальные услуги;

- оплата работ, услуг по содержанию и текущему ремонту здания;

- приобретение основных средств, материальных запасов;

- прочие услуги.

4. Особенности оказания платных услуг

4.1. В случае выявленных нарушений в работе учреждения по предоставлению платных медицинских услуг, а именно:

- снижение качества предоставляемых услуг;

- нанесение ущерба основной деятельности, выражающихся в сокращении объема и доступности бесплатной медицинской помощи;

- несвоевременного оформления финансовых и других документов, оказание платных медицинских услуг приостанавливается.

4.2. Платные услуги оказываются основным медицинским персоналом преимущественно в свободное от основной работы время.

К основному медицинскому персоналу ОГБУЗ «Шегарская РБ» относится врачебный и средний медицинский персонал, непосредственно оказывающий медицинские услуги.

Оказание платных услуг в рабочее время допускается в порядке исключения, в связи с технологией их проведения, при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по областной программе государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью гражданам Российской Федерации.

Список сотрудников, оказывающих платные услуги, утверждается руководителем учреждения.

4.3. Распределение средств на оплату труда работников, занятых оказанием и оказывающих содействие в оказании платных медицинских услуг, производится на основании положения «Об оплате труда работников областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шегарская РБ», утвержденного руководителем учреждения.

shegarcrb.ru

Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях - Статьи

Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях (часть 2)

Тема оказания платных услуг и выполнения платных работ в автономном учреждении традиционно вызывает большой интерес. Он, безусловно, вызван тем, что само по себе зарабатывание денег – весьма важный аспект жизнеобеспечения и учреждения, и его сотрудников. В настоящей статье рассматривается ряд практических вопросов, связанных с платной деятельностью и относящихся к специфике правового положения автономных учреждений.

 

Платные услуги и платные работы: в чем разница?

 

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе выполнять работы и оказывать услуги за плату[1]. Возникает вопрос: в чем же разница?

В настоящее время эти понятия четко не разграничены. Выяснить нормативно установленные различия между ними можно лишь на основании бюджетного законодательства – по требованиям к содержанию государственного или муниципального задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). В частности, услуга отличается от работы тем, что у первой имеются конкретные потребители (физические или юридические лица), она предоставляется в определенном порядке и в отношении нее в государственном или муниципальном задании могут устанавливаться предельные цены (тарифы) для оплаты ее потребителями. Из этого можно сделать вывод, что платной работой считается деятельность АУ, оплачиваемая неким заказчиком не ради собственных нужд, а ради нужд третьих лиц или общества в целом, то есть заказчик деятельности не является ее непосредственным потребителем. Например, к платной работе можно отнести выполнение учреждением социологического исследования по заказу какой-либо организации. Если же учреждение проводит обучение гражданина, здесь речь идет о платной услуге.

Существует и еще один подход к разделению рассматриваемых понятий: работа всегда предполагает в качестве результата некий материальный продукт, а услуга – нет (тут важны сами производимые действия). В частности, создание музыкального произведения (допустим, оперы) – это работа (материальным продуктом здесь становится написанный на основе либретто нотный текст), а вот исполнение музыкального произведения – уже услуга.

Конечно, оба подхода не лишены субъективизма и неясностей, которые обнаруживаются на практике. Как определить, насколько социологическое исследование служит интересам самого заказчика (не является ли все-таки он сам непосредственным потребителем)? А если во время исполнения музыкального произведения ведется его видеозапись (то есть появляется некий материальный продукт), не становится ли подобное исполнение уже работой, а не услугой?

Увы, более подходящих трактовок – при отсутствии в действующем законодательстве определенности с названными понятиями – нет.

Отметим, что в том числе и по этой причине в базовых (отраслевых) перечнях государственных (муниципальных) услуг и работ мы встречаем описание одних и тех же процессов и как услуг, и как работ. Например, согласно базовому перечню в сфере «Культура, кинематография, туризм» (опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru) «создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» – это и услуга, и работа.

 

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно вне рамок задания.

 

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях кроме выполнения государственного (муниципального) задания АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Разберемся в этой формулировке.

Словосочетание «кроме государственного (муниципального) задания» в законодательстве не уточняется. Здесь можно считать, что речь идет об услугах или работах, которые либо не входят в задание, либо входят, но их объем превышает установленные показатели. Например, если учреждение получает задание от учредителя на оказание той или иной услуги определенному числу потребителей, гражданам, выходящим за это число, АУ может предлагать ее уже на платной основе. Это относится и к услугам, которые в соответствии с законодательством должны оказываться бесплатно. Ведь обеспечение бесплатности тех или иных услуг – обязанность не самих учреждений, а органов государственной власти и местного самоуправления, то есть учредителей автономных учреждений, устанавливающих для них государственные и муниципальные задания. В частности, организация бесплатного и общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа[2].

 

Любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям – соответствовать тому или иному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений.

 

Следующий момент – услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. В свою очередь, целями создания АУ являются выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Иными словами, оказываемые платные услуги (выполняемые работы) должны соответствовать полномочиям учредителя автономного учреждения – Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Эти полномочия определены в отраслевых законах (например, Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а также в законах № 131-ФЗ и 184-ФЗ[3].

Полномочия учредителя автономного учреждения могут распространяться на разные сферы. Однако границы деятельности АУ (в отличие от бюджетного или казенного учреждения) строго очерчены. Автономное учреждение может функционировать в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (см. выше). При этом к иным сферам относятся государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий (п. 4 ст. 49 ГрК РФ), классификация и освидетельствование морских и речных судов[4], деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг[5], государственных региональных центров метрологии[6].

Таким образом, любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям: соответствие тому или иному установленному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений. Рассмотрим для наглядности конкретную ситуацию.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей (допустим, станция юных техников) собирается оказывать населению услуги по ремонту велосипедов, скутеров и другой подобной техники. Данная услуга не является образовательной, а потому не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения (если считать, что оно создано в целях реализации полномочия органа местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям[7]). В этом случае «ремонт техники» просто не может присутствовать в уставе в качестве основного вида деятельности учреждения, поскольку не соотносится с целями его создания. А значит, оказание этим АУ населению названной услуги на платной основе неправомерно.

То же самое можно сказать о ситуации, когда станция юных техников решит оказывать платные услуги дополнительного образования взрослым – эти услуги нельзя соотнести с целью создания рассматриваемого учреждения, заключающейся в организации предоставления дополнительного образования именно детям. Отметим, что в отношении взрослых дополнительное образование считается профессиональным и относится не к вопросам местного значения, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ[8].

 

Содержание устава АУ само по себе не может быть исключительным правовым основанием для осуществления той или иной платной деятельности. Содержание это должно соответствовать требованиям законодательства.

 

Чтобы в приведенной ситуации учреждение могло обоснованно (с правовой точки зрения) предоставлять не только услуги дополнительного образования и не только детям, следует соотнести услугу с каким-либо иным вопросом местного значения, то есть с другим полномочием учредителя. В частности, услугу по ремонту велосипедов и прочего спортивного инвентаря можно «привязать» к таким вопросам местного значения муниципального района или городского округа, как «создание условий для организации досуга»[9] и «обеспечение условий для развития физической культуры»[10]. Однако для этого необходимо, чтобы данная связь была четко отражена в перечне видов деятельности в уставе учреждения. Например, можно применить следующую формулировку: «оказание услуг населению по ремонту спортивного инвентаря в целях создания условий для организации досуга и обеспечения условий для занятия физической культурой».

Иногда право автономного учреждения оказывать платные услуги или выполнять платные работы без «привязки» к полномочиям учредителя на практике обосновывают иначе: это допустимо в случае, когда названные услуги или работы относятся к неким иным видам деятельности учреждения, то есть выходят за рамки его основной деятельности. Да, в ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ говорится, что АУ вправе осуществлять иные виды деятельности. Но, во-первых, согласно приведенной норме такая деятельность опять же должна служить достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствовать этим целям. Во-вторых, право оказывать платные услуги и выполнять платные работы предоставлено автономному учреждению именно в отношении его основной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). То есть указанное убеждение не имеет под собой правовых оснований.

Кроме того, в силу федерального законодательства об автономных учреждениях в уставе АУ должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых создано (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 174-ФЗ). Следовательно, формулировки типа «а также иные виды деятельности, не запрещенные законом» здесь недопустимы. Поэтому при создании устава учреждения, а также при внесении в него изменений очень важно тщательно проанализировать, какими видами деятельности АУ не только занимается в настоящий момент, но и, возможно, станет заниматься в будущем. Иначе с каждым появлением дополнительного вида деятельности придется менять устав.

Вместе с тем нужно помнить: само по себе содержание устава учреждения не может быть исключительным правовым основанием для той или иной платной деятельности. Нельзя записать в устав что угодно и, прикрываясь учредительным документом, рассчитывать на то, что контрольные органы тоже отнесутся к нему как к истине в последней инстанции. Содержание устава должно соответствовать требованиям законодательства, о которых шла речь раньше, а если это не так, деятельность учреждения неправомерна.

 

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно в рамках задания.

 

В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.

Сложность также заключается в следующем. Федеральное законодательство не содержит каких-либо прямых норм о том, что те или иные услуги в целом должны предоставляться потребителям именно за плату – в частности, в справочно-правовых системах никаких ссылок на соответствующие федеральные законы не дается. Однако косвенно такие случаи все же установлены.

Например, федеральное законодательство гарантирует бесплатное получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, но не гарантирует бесплатного получения дополнительного образования[11]. Следовательно, в рамках государственного или муниципального задания автономное учреждение не вправе оказывать за плату перечисленные выше бесплатные виды образовательных услуг, а вот услуги дополнительного образования – может.

 

Федеральное законодательство не содержит прямых норм о том, что те или иные услуги должны предоставляться потребителям именно за плату. Но косвенно такие случаи установлены.

 

Другой пример – из сферы социального обслуживания населения. Согласно отраслевому законодательству право на бесплатное получение социальных услуг в форме соцобслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах соцобслуживания имеют несовершеннолетние, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, и отдельные дополнительные категории граждан, установленные нормативными правовыми актами субъектов РФ. А социальные услуги в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме также должны бесплатно предоставляться гражданам, если на дату обращения их среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, был ниже предельной величины среднедушевого дохода (или равен ей), установленной для этого случая законом субъекта РФ[12]. Всем остальным категориям граждан социальные услуги предоставляются за плату[13].

На практике часто возникает ситуация, когда оказание той или иной услуги финансируется из двух источников – бюджета соответствующего уровня и кармана потребителя. Для последнего такая услуга является частично платной. Эта практика широко распространена в разных сферах – культуры, дополнительного образования, социального обслуживания. К примеру, определенная часть (как правило, бóльшая) расходов театра по прокату театральных постановок может финансироваться за счет субсидии, предоставляемой учреждению учредителем для выполнения государственного или муниципального задания, а другая часть – за счет продажи билетов.

Еще один пример – деятельность музыкальных школ, школ искусств, иных учреждений дополнительного образования, где плата за обучение покрывает только небольшую часть затрат на оказание услуг. Формально учредители вправе не включать эти услуги в задание, предлагая учреждениям оказывать их за полную плату, поскольку обязанности обеспечивать бесплатность или даже частичную платность услуги у них нет. Но, как правило, органы власти не пользуются данным правом, понимая: при таком сценарии услуга просто станет недоступной для большинства получателей либо это вызовет социальную напряженность. Более того, учредители, обладающие достаточными финансовыми возможностями, иногда идут на то, чтобы «по доброй воле» полностью финансировать оказание определенных социально значимых услуг (например, занятия в спортивных секциях для детей) в рамках устанавливаемого для учреждения задания. Тогда плату с потребителей учреждение не берет.

В заключение добавим, что Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества[14] предусматривают в числе прочего предоставление такими учреждениями сведений о количестве потребителей и объеме доходов от оказания частично платных услуг.

 

Правоспособность АУ в определении стоимости платных услуг (работ).

 

В отличие от бюджетных учреждений, насчет которых в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях указано, что порядок определения платы за их услуги или работы, предоставляемые или выполняемые как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом[15], в отношении автономных учреждений аналогичной нормы в федеральном законодательстве нет. Поэтому по общему правилу АУ вправе устанавливать цены на свои услуги и работы самостоятельно. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, исключением являются муниципальные автономные учреждения. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов данного уровня относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями (в том числе автономными), если иное не предусмотрено федеральными законами[16]. Другими словами, муниципальные АУ не могут утверждать цены на свои услуги и работы самостоятельно – это делают их учредители.

Правда, из данного исключения есть свое исключение, вытекающее из формулировки «если иное не предусмотрено федеральными законами». В силу федерального законодательства о культуре организации культуры самостоятельно формируют цены (тарифы) на свои платные услуги и продукцию, включая цены на билеты[17]. То есть автономные учреждения культуры (причем и муниципальные, и государственные) вправе сами определять цены на услуги (но не работы – в законодательстве о культуре речь идет только об услугах).

В связи с этим встречается практика, когда органы местного самоуправления, утверждая упомянутый выше порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений, распространяют его действие и на автономные учреждения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию в городском округе «ЗАТО Сибирский» (Алтайский край)[18].

Там учреждение предоставляет платные услуги по стоимости, целиком покрывающей его издержки на оказание данных услуг. При этом цена на услугу определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов. В документе приводится перечень учитываемых затрат и методика (формулы) расчета. К затратам относятся:

  • оплата труда основного персонала;
  • расходы на материальные запасы;
  • сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;
  • накладные расходы, относимые на платную услугу (в том числе на административно-управленческий персонал).

Цена определяется на основе себестоимости услуги, какой-либо прибыли в данной методике расчета не предусматривается. Цены на платные услуги утверждаются учреждениями по согласованию с городской администрацией, если иное не предусмотрено федеральными законами (исключением здесь является описанная выше ситуация с учреждениями культуры). Предварительное согласование проводится с городским комитетом по финансам и органом администрации, курирующим конкретное учреждение. Окончательное согласование цены осуществляет первый заместитель главы города, а в его отсутствие – начальник отдела экономики и труда городской администрации.

 

Среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей.

 

Во-вторых, существуют отдельные услуги автономных учреждений, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов)[18]. Сюда, в частности, относятся любые социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания. Отметим, что этому правилу соответствует положение федерального законодательства о соцобслуживании, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в названной сфере в числе прочего относится утверждение размера платы за оказание социальных услуг[19].

Отдельно остановимся на оказании платных услуг в такой социально «чувствительной» сфере, как здравоохранение. Согласно федеральному законодательству порядок и условия предоставления медорганизациями платных медицинских услуг пациентам устанавливает Правительство РФ[20]. Порядок определения цен (тарифов) на медуслуги медицинских организаций, являющихся бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей. При этом медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на свои платные медуслуги сами[21]. То есть государственные (но не муниципальные – см. выше) автономные учреждения здравоохранения, в отличие от государственных казенных и бюджетных, обладают самостоятельностью в определении цен на услуги. Отметим, что отнесение в данном контексте автономных учреждений к организациям иных организационно-правовых форм соответствует позиции Минфина[22].

Таким образом, среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей. Однако не следует забывать: по факту учредитель учреждения, в силу п. 6 ст. 9 Закона № 174-ФЗ[23] являясь работодателем руководителя АУ, имеет возможность неформального административного влияния на то, какие решения принимает руководитель в области ценообразования. Учредитель может просто «вызвать в кабинет» и заставить руководителя учреждения установить те цены, которые считает «правильными», несмотря на все нормативно-правовые декларации.

 

Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.

 

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.

Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.

В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.

[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.

[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.

[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).

[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.

[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».

[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».

[24] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

 

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики городажурнал "Руководитель автономного учреждения" май-июнь, 2017

www.audar-urist.ru