Что помогает продлить срок эксплуатации экскаватораВиды и периодичность ТО. Периодичность то и их виды и
8. Виды и периодичность и условия проведения то тракторов.
Обоснование периодичности ТО является сложной задачей, относящейся к области многокритериальной оптимизации. Выделено несколько частных критериев, по которым может устанавливаться периодичность ТО: максимальная производительность машины, среднее значение наработки между отказами, минимальные удельные издержки на эксплуатацию, минимальная вероятность отказа и ряд других.
В настоящее время обоснование периодичности ТО полностью не алгоритмизировано и не имеет стандартной методики. Периодичность ТО основывается на использовании указанных частных критериев с учетом опыта эксплуатации машин и накопленных при этом статистических данных об их работоспособности.
При испытании и работе техники ее отказы анализируют, группируют по частоте и сложности, рассчитывают средние показатели для каждой группы сложности и доверительные границы для интервалов безотказной работы. Таким образом, могут быть получены периодичности ТО и перечни технологических операций, которые уточняются с помощью перечисленных технико-экономических критериев.
Периодичности номерных ТО установлены ГОСТ 20793 — 86.
Периодичность ТО тракторов и комбайнов установлена в моточасах наработки. Наработка может определяться в других единицах, эквивалентных наработке, например в литрах (кг) израсходованного топлива или условных эталонных гектарах (усл. эт. га).
Данная система ТО введена для тракторов выпуска 1982 г. и более поздних лет. До этого действовала система ТО с периодичностью 60; 240 и 960 мото-ч для соответствующих номерных ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Новая система введена в связи с повышением технического уровня тракторов. Внедрение новой системы в 2 раза сокращает число постановок тракторов на проведение ТО и на 20...30 % снижает общую трудоемкость и расход материалов.
Допускается отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10%, ТО-3 до 5 % от установленного значения.
Периодичность и условия проведения ТО тракторов представлены в таблице.
Периодичность и условия проведения ТО тракторов
Вид ТО | Периодичность, условия проведения ТО |
Предпродажное | При подготовке к продаже дилерскими предприятиями (1 раз за срок службы) |
При эксплуатационной обкатке | При подготовке, проведении и окончании обкатки |
ЕТО | Через 8... 10 мото-ч |
ТО-1 | Через 125 мото-ч |
ТО-2 | Через 500 мото-ч |
ТО-3 | Через 1 000 мото-ч |
СТО-ВЛ | При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 5 °С |
СТО-ОЗ | При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже 5 °С |
В особых условиях эксплуатации | При эксплуатации в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышенных температурах; на каменистых почвах; на болотистых почвах |
При подготовке к длительному хранению В процессе длительного хранения При снятии с длительного хранения | Не позднее 10 дней после окончания использования 1 раз в месяц — при хранении на открытых площадках и под навесом; 1 раз в 2 мес — при хранении в закрытых помещениях За 15 дней до начала использования |
studfiles.net
Виды и периодичность ТО

С. Овсянников, главный конструктор ОАО «ТВЭКС»
Понятие «техническое обслуживание» на слуху у каждого, кто работает с техникой. Однако о его видах и периодичности многие забывают, удивляясь при этом снижению качества работы. Часто работяга экскаватор эксплуатируется без проблем и регулярного обслуживания и год, и два. Хорошо это или плохо? Вопрос кажется странным. Конечно, работа свыше установленного гарантийного срока службы – это плюс для потребителя. Но если при этом не выполняется регулярное и правильное техническое обслуживание, со временем такая работа неизбежно приведет к поломкам и простоям.
В процессе эксплуатации происходит износ, деформация или разрушение отдельных деталей, нарушаются регулировки, изменяются зазоры сопряжений, ослабевает крепление деталей. В результате снижаются точность выполнения операций и производительность, сокращается срок службы машины. Потери из-за невыполненной работы и затраты на ремонт многократно превысят стоимость ТО. Поэтому в том, что техника работает после наступления срока очередного техобслуживания, нет ничего хорошего, уверены специалисты.
При анализе рекламаций иногда складывается впечатление, что потребители в большинстве случаев проводят только сезонное ТО – без него на российских просторах со значительными перепадами температур не обойтись. И в этом заключается грубая ошибка. Ведь именно своевременное выполнение ВСЕХ видов технического обслуживания снижает риск неожиданного отказа техники.
Виды ТО и их периодичность, а также состав и порядок выполнения работ приводятся в эксплуатационной документации к каждой машине. Их следует строго соблюдать. Хочу обратить внимание читателей на то, что первые 100 моточасов в эксплуатационных условиях экскаватор должен работать под особым наблюдением механика. Периодичность ТО учитывается в моточасах работы двигателя экскаватора. Учет наработки рекомендуется фиксировать в журнале – так проще спланировать обслуживание.

Виды ТО
- ежесменное техническое обслуживание (ЕО) перед началом или после рабочей смены;
- плановое техническое обслуживание (ПТО) через определенное, установленное заводами-изготовителями количество моточасов;
- сезонное техническое обслуживание (СО) два раза в год при подготовке машины к летнему или зимнему периоду эксплуатации.
Остановимся на каждом из ТО подробнее.
Ежесменное техническое обслуживание является обязательным. Каждый раз перед началом работ рекомендуется: осмотреть двигатель, компрессор, насосную установку, гидромоторы, распределители и фильтры; проверить уровень масла и рабочей жидкости (РЖ) в баке гидросистемы, в редукторах и долить до нормы; проверить надежность крепления узлов и деталей; смазать шарнирные соединения согласно схеме смазки; осмотреть и очистить аккумуляторные батареи; при работающем двигателе проверить показания контрольных приборов, работу звукового сигнала и освещения, тормозов колес, органов управления экскаватором; на холостом ходу проверить работу гидроцилиндров, осмотреть соединения трубопроводов, устранить наружные утечки рабочих жидкостей, а также выполнить другие проверочные работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации. В конце смены следует проверить герметичность соединений трубопроводов; опустить ковш на грунт, установив рычаги управления в нейтральное положение, и заглушить двигатель.
Самое главное при выполнении ЕО – счищать грязь, которая покрывает детали, мешая их тщательному осмотру. Именно поэтому регулярная очистка узлов и деталей экскаватора не только придает ему опрятный вид, но и увеличивает срок службы.
Кажется, слишком много операций, и многие экскаваторщики их не выполняют. Но реально работа занимает ненамного больше времени, чем понадобится на чтение этой статьи. А средства в результате регулярного выполнения ЕО экономятся значительные.
Плановые технические обслуживания (ПТО) различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду ПТО присваивается порядковый номер (ТО-1, ТО-2). В перечень работ ПТО обязательно входит проверка и регулировка предохранительных клапанов. Порядок настройки описан в руководстве по эксплуатации. Эта работа должна выполняться квалифицированными работниками с применением технических средств контроля давления и расхода РЖ.
Рекомендуется через каждые 100 моточасов работы экскаватора брать пробу 0,5…1 л рабочей жидкости из гидробака. РЖ не должна содержать загрязняющих жидких примесей (воды, кислот и щелочей) и механических частиц. Отрицательно влияют на работу гидропривода воздух и другие газы, содержащиеся в жидкости либо в растворенном виде, либо в виде механической смеси. Большое содержание воздуха и газов в масле приводит к пенообразованию. Содержание в РЖ даже небольшого количества воды (около 1%) также ускоряет образование пены.
Одними из важных условий надежной работы гидропривода являются своевременная очистка фильтров и замена фильтроэлементов. Эту работу желательно проводить через каждые 260 моточасов. При замене надо смочить фильтроэлементы в РЖ и затем заполнить ею весь корпус фильтра.
Выбор сроков проведения сезонного обслуживания зависит от температуры окружающей среды. При установившейся весенней температуре +5 °С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, при температуре ниже +5 °С осенью – к осенне-зимнему периоду. При СО проводят полную замену РЖ в гидросистеме на соответствующие зимние или летние сорта. Рабочая жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены детали гидравлических узлов и механизмов.
Для предохранения от загрязнения РЖ необходимо доставлять к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Гидросистему следует заправлять только с помощью насоса через фильтр тонкой очистки. Температура застывания зимних рабочих жидкостей должна быть на 20…30 °С ниже ожидаемой температуры окружающей среды. Кроме того, необходимо заправлять экскаватор топливом, сорт которого также соответствует сезону эксплуатации.
Конечно, не следует оставлять без внимания и условия работы экскаваторщика. Необходимо проверять работу системы вентиляции (кондиционирования) кабины при переходе на летний режим эксплуатации и работу системы отопления кабины при переходе на зимний режим.
Экскаватор, прошедший техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям: механизмы отрегулированы и смазаны; все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно, без заеданий, рывков и стуков; температура нагрева рабочей жидкости при работе не превышает +75 °С; приборы освещения исправны и отрегулированы; соединения трубопроводов герметичны.
Главное правило: только убедившись, что экскаватор находится в исправном состоянии, можно начинать его эксплуатацию. Соблюдая его, потребитель увеличит срок службы своей техники на многие годы. Именно безукоризненное следование этому простому и разумному закону отличает профессионального экскаваторщика.

www.gruzovikpress.ru
Виды и периодичность ТО – Основные средства

С. Овсянников, главный конструктор ОАО «ТВЭКС»
Понятие «техническое обслуживание» на слуху у каждого, кто работает с техникой. Однако о его видах и периодичности многие забывают, удивляясь при этом снижению качества работы. Часто работяга экскаватор эксплуатируется без проблем и регулярного обслуживания и год, и два. Хорошо это или плохо? Вопрос кажется странным. Конечно, работа свыше установленного гарантийного срока службы – это плюс для потребителя. Но если при этом не выполняется регулярное и правильное техническое обслуживание, со временем такая работа неизбежно приведет к поломкам и простоям.
В процессе эксплуатации происходит износ, деформация или разрушение отдельных деталей, нарушаются регулировки, изменяются зазоры сопряжений, ослабевает крепление деталей. В результате снижаются точность выполнения операций и производительность, сокращается срок службы машины. Потери из-за невыполненной работы и затраты на ремонт многократно превысят стоимость ТО. Поэтому в том, что техника работает после наступления срока очередного техобслуживания, нет ничего хорошего, уверены специалисты.
При анализе рекламаций иногда складывается впечатление, что потребители в большинстве случаев проводят только сезонное ТО – без него на российских просторах со значительными перепадами температур не обойтись. И в этом заключается грубая ошибка. Ведь именно своевременное выполнение ВСЕХ видов технического обслуживания снижает риск неожиданного отказа техники.
Виды ТО и их периодичность, а также состав и порядок выполнения работ приводятся в эксплуатационной документации к каждой машине. Их следует строго соблюдать. Хочу обратить внимание читателей на то, что первые 100 моточасов в эксплуатационных условиях экскаватор должен работать под особым наблюдением механика. Периодичность ТО учитывается в моточасах работы двигателя экскаватора. Учет наработки рекомендуется фиксировать в журнале – так проще спланировать обслуживание.

Виды ТО
- ежесменное техническое обслуживание (ЕО) перед началом или после рабочей смены;
- плановое техническое обслуживание (ПТО) через определенное, установленное заводами-изготовителями количество моточасов;
- сезонное техническое обслуживание (СО) два раза в год при подготовке машины к летнему или зимнему периоду эксплуатации.
Остановимся на каждом из ТО подробнее.
Ежесменное техническое обслуживание является обязательным. Каждый раз перед началом работ рекомендуется: осмотреть двигатель, компрессор, насосную установку, гидромоторы, распределители и фильтры; проверить уровень масла и рабочей жидкости (РЖ) в баке гидросистемы, в редукторах и долить до нормы; проверить надежность крепления узлов и деталей; смазать шарнирные соединения согласно схеме смазки; осмотреть и очистить аккумуляторные батареи; при работающем двигателе проверить показания контрольных приборов, работу звукового сигнала и освещения, тормозов колес, органов управления экскаватором; на холостом ходу проверить работу гидроцилиндров, осмотреть соединения трубопроводов, устранить наружные утечки рабочих жидкостей, а также выполнить другие проверочные работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации. В конце смены следует проверить герметичность соединений трубопроводов; опустить ковш на грунт, установив рычаги управления в нейтральное положение, и заглушить двигатель.
Самое главное при выполнении ЕО – счищать грязь, которая покрывает детали, мешая их тщательному осмотру. Именно поэтому регулярная очистка узлов и деталей экскаватора не только придает ему опрятный вид, но и увеличивает срок службы.
Кажется, слишком много операций, и многие экскаваторщики их не выполняют. Но реально работа занимает ненамного больше времени, чем понадобится на чтение этой статьи. А средства в результате регулярного выполнения ЕО экономятся значительные.
Плановые технические обслуживания (ПТО) различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду ПТО присваивается порядковый номер (ТО-1, ТО-2). В перечень работ ПТО обязательно входит проверка и регулировка предохранительных клапанов. Порядок настройки описан в руководстве по эксплуатации. Эта работа должна выполняться квалифицированными работниками с применением технических средств контроля давления и расхода РЖ.
Рекомендуется через каждые 100 моточасов работы экскаватора брать пробу 0,5…1 л рабочей жидкости из гидробака. РЖ не должна содержать загрязняющих жидких примесей (воды, кислот и щелочей) и механических частиц. Отрицательно влияют на работу гидропривода воздух и другие газы, содержащиеся в жидкости либо в растворенном виде, либо в виде механической смеси. Большое содержание воздуха и газов в масле приводит к пенообразованию. Содержание в РЖ даже небольшого количества воды (около 1%) также ускоряет образование пены.
Одними из важных условий надежной работы гидропривода являются своевременная очистка фильтров и замена фильтроэлементов. Эту работу желательно проводить через каждые 260 моточасов. При замене надо смочить фильтроэлементы в РЖ и затем заполнить ею весь корпус фильтра.
Выбор сроков проведения сезонного обслуживания зависит от температуры окружающей среды. При установившейся весенней температуре +5 °С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, при температуре ниже +5 °С осенью – к осенне-зимнему периоду. При СО проводят полную замену РЖ в гидросистеме на соответствующие зимние или летние сорта. Рабочая жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены детали гидравлических узлов и механизмов.
Для предохранения от загрязнения РЖ необходимо доставлять к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Гидросистему следует заправлять только с помощью насоса через фильтр тонкой очистки. Температура застывания зимних рабочих жидкостей должна быть на 20…30 °С ниже ожидаемой температуры окружающей среды. Кроме того, необходимо заправлять экскаватор топливом, сорт которого также соответствует сезону эксплуатации.
Конечно, не следует оставлять без внимания и условия работы экскаваторщика. Необходимо проверять работу системы вентиляции (кондиционирования) кабины при переходе на летний режим эксплуатации и работу системы отопления кабины при переходе на зимний режим.
Экскаватор, прошедший техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям: механизмы отрегулированы и смазаны; все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно, без заеданий, рывков и стуков; температура нагрева рабочей жидкости при работе не превышает +75 °С; приборы освещения исправны и отрегулированы; соединения трубопроводов герметичны.
Главное правило: только убедившись, что экскаватор находится в исправном состоянии, можно начинать его эксплуатацию. Соблюдая его, потребитель увеличит срок службы своей техники на многие годы. Именно безукоризненное следование этому простому и разумному закону отличает профессионального экскаваторщика.

os1.ru
Виды, периодичность, трудоёмкость и продолжительность ТО и Р машин — КиберПедия
ТО машин производится при их использовании, транспортировании и хранении.
В процессе использования машин проводят:
1. Ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;
2. Плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями, периоды наработки;
3. Сезонное техническое обслуживание (СО),выполняемое 2 раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего).
Плановые ТО для определённых машин различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду планового ТО в зависимости от последовательности проведения присваивается определённый порядковый номер (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3).
В состав работ планового ТО, имеющего более высокий порядковый номер, обязательно входят работы каждого из предшествующих видов ТО, включая ежесменное.
Для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа «Рекомендации…» установлены такие же виды ТО, как для тракторов: ежесменное, периодические (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3) и сезонные, а для машин на базе шасси автомобилей и с двигателями автомобильного типа – ежесменное, периодические (ТО – 1, ТО – 2) и сезонные, так же как и для автомобилей.
Работоспособность башенных кранов поддерживается ежесменным, двумя периодическими (ТО – 1, ТО – 2) и сезонным ТО.
Простейшие машины типа бетоносмесителей и растворонасосов имеют ЕО, ТО и СО.
Периодичность ТО установлена в часах наработки (мотто-часах), учитываемых по счётчикам, на тех машинах где их нет, наработка определяется с учётом коэффициента пересчёта машино-часов в мотто-часы.
Для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа периодичность ТО – 1, ТО – 2 и ТО – 3 установлена соответственно в 60, 240 и 960 мото-часов.
Для машин на базе автомобилей и с двигателями автомобильного типа периодичность ТО установлена для ТО – 1 – 50 и для ТО – 2 – 250 мото-часов, а с двигателями новых моделей 100 и 500 мото-часов.
Простые машины типа подъёмника, бетононасосов, растворонасосов имеют периодичность 100 и 200 мото-часов.
В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение от установленной периодичности выполнения плановых ТО в переделах ±10%.
Нарушение установленной периодичности ТО вызывает увеличение затрат труда, времени, и денежных средств не только на обслуживание машин, но и на их ремонт.
Это видно из графика:
где Со – суммарные затраты;
Ср– удельные затраты на плановый ремонт;
Спр – удельные затраты на восполнение потерь от простоя машины в ТО и Р;
СТО – удельные затраты на техническое обслуживание;
Снр – удельные затраты на неплановый ремонт;
См – удельные затраты на восполнение потерь от снижения производительности и экономичности экскаватора.
Из графика видно, что с увеличением периодичности ТО удельные затраты на ТО (СТО) снижаются, но одновременно увеличиваются затраты на Ср и Снр (↑ Т, СТО ↓, но ↑ Ср и Снр).
Это объясняется тем, что периодичность ТО машин (Т) связана с их техническим состоянием.
Так несвоевременная очистка фильтрующих элементов фильтров гидросистемы, систем питания, смазки и очистки воздуха вызывает преждевременный износ деталей. На их восстановление приходится затрачивать значительные средства.
При несвоевременной очистки накипи в системе охлаждения двигателей срок службы шатунно-поршневой группы сокращается в 2 раза.
Снижение давления в шинах на 15 – 20% из-за несвоевременного их подкачивания приводит к уменьшению срока их службы на 15 – 20%.
При этом учащаются поломки составных частей машин, что приводит к увеличению затрат на неплановый ремонт.
При увеличении периодичности обслуживания возрастают объёмы работ по ТО и Р машины и происходят дополнительные затраты от увеличенных простоев машин(Спр).
При несоблюдении установленной периодичности ТО показатели работы машин ухудшаются.
При увеличении периодичности регулировки предохранительного клапана гидросистемы давление в ней снижается, что приводит к уменьшению производительности машин.
Снижение давления впрыска топлива форсунками вызывает недостаточное его распыление и, как следствие этого, - снижение мощности двигателя при увеличенном расходе топлива.
Если в системе охлаждения имеется накипь, мощность двигателя снижается на 5 – 7% и более.
В результате эксплуатирующие организации несут дополнительные расходы от снижения производительности машин (См) из-за ухудшения их показателей.
При сложении всех перечисленных видов затрат получены суммарные удельные затраты на эксплуатацию и ремонт машин (Со).
Они показывают, что с увеличением периодичности ТО в 1,5 раза относительно оптимальной её величины удельные затраты возрастают в 1,63 раза, а сокращение периодичности на половину приводит к увеличению затрат на 12%.
Из всего этого следует вывод, что для поддержания работоспособности машин при минимальных затратах труда и денежных средств необходимо строго выдерживать установленные сроки выполнения работ по ТО. При этом коэффициент использования машины будет максимальным и сократится потребность в запасных частях для ремонта машин.
Сезонное ТО
Сезонное ТО проводят при подготовке машин к предстоящему сезону эксплуатации.
Критерием проведения сезонного ТО служит температура окружающего воздуха.
При установившейся температуре воздуха +50С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, а при температуре ниже +50С – к осенне-зимнему периоду эксплуатации.
Сезонное ТО не совмещают с очередным плановым ТО.
ТО при хранении
Проводят при подготовке машины к хранению, в процессе её хранения и при снятии её с хранения.
ТО при транспортировании
Выполняют перед началом, в течение и в конце периода транспортирования машин.
Текущий ремонт
Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность дорожной машины до очередного планового вида ремонта путём восстановления и замены отдельных сборочных единиц и составных частей с их регулировкой в объёме, определяемым техническим состоянием ДМ.
Текущий ремонт должен производиться, как правило, агрегатным методом, при котором неисправные сборочные единицы заменяются заранее отремонтированными или новыми.
Для обеспечения качества его следует выполнять в мастерских управлений механизации дорожных организаций силами специализированных участков и бригад с привлечением в необходимых случаях машинистов или других лиц, обслуживающих дорожные машины.
На метах работы машин проведение ТР допускается агрегатным методом.
Периодичность ТР для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа совпадает с периодичностью ТО – 3. Поэтому ТР и ТО – 3 проводят одновременно.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт должен обеспечить восстановление исправного состояния и полного или близкого к нему проектного ресурса машины с заменой или восстановлением её частей, включая базовые, проведением полной регулировки и испытания.
КР необходимо выполнять централизованно и как это предусмотрено СНИП III-1-76, на той же организационной и технологической основе как изготовление новых машин.
Номенклатура машин и их составных частей, подлежащих централизованному ремонту в соответствии с ГОСТ 25646 – 83 устанавливается министерствами, в состав которых входят предприятия-владельцы машин.
При этом ремонт машин, находящихся в эксплуатации в ограниченном количестве, согласно СНИП III-1-76 допускается производить в мастерских эксплуатационных баз управлений механизации с использованием кооперации с ремонтными предприятиями в организации ремонта отдельных агрегатов.
Во всех случаях КР должен производиться на основании ремонтных документов (ГОСТ 2.602 – 68).
Периодичность КР для различных машин установлена разной.
Планирование ТО и Р ДМ
Система ПП ТО и Р реализуется путём разработки и внедрения следующих мероприятий:
1. Плана ТО и Р;
2. Обеспечение своевременного и качественного выполнения работ по ТО и Р в установленные планом сроки при минимальных трудовых затратах;
3. Организации систематического учёта наработки машин;
4. Контроля за реализацией планов ТО и Р.
Планирование ТО и Р машин проводят с целью определения объёмов работ и установления времени остановки машин на ТО и Р.
Знание объёма работ по ТО и Р необходимо для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, топливозаправщиках и оборудовании для мастерских технического обслуживания строительных организаций.
Всё это устанавливается годовым планом ТО и Р машин, который составляют перед началом года в каждой организации, эксплуатирующей машины.
Строительные организации эксплуатируют не только строительные машины, но и транспортные средства, оборудование для производства строительных материалов, оборудование мастерских ТО и Р.
Всё оборудование, включаемое в годовой план, распределяют по разделам: в первом – строительные машины, во втором – автотранспорт, в третьем – оборудование промышленности строительных материалов, в четвёртом – оборудование мастерских ТО и Р машин.
Годовые планы и месячные планы-графики ТО и Р разрабатываются по формам, установленным согласно ГОСТ 25646 – 83.
Разработка годовых и месячных планов проведения указанных мероприятий должна проводиться на основании рекомендаций заводов-изготовителей машин по периодичности каждого вида ТО с учётом фактического технического состояния машин.
Месячные планы-графики ТО и Р должны быть согласованны с начальником участка-объекта, на котором работают машины.
В зависимости от специфических условий эксплуатации машин, например при работе дорожных машин на строительстве и содержании автомобильных дорог, согласно ГОСТ 25646 – 83 допускается отклонение от периодичности проведения ТО на ±10%, Т – на ±5% за исключением случаев, когда отклонение от периодичности не допускается по условиям безопасности.
Машины не прошедшие плановые ТО и Р в установленные сроки, к эксплуатации не допускаются.
Разработка годового плана начинается с уточнения количественного состава парка машин и выяснения, какие из них и в каком месяце будут списаны, какие новые машины поступят и когда. Устанавливается плановая наработка на год.
Годовая наработка машин, подлежащих списанию или получению в планируемом году, устанавливается с учётом времени их списания или получения.
Учёт наработки машин
Для составления планов ТО и Р в дорожных организациях должен систематически вестись учёт наработки машин.
Наработка машин, укомплектованных счётчиками, определяется по показаниям счётчиков.
Наработка машин, не имеющих счётчиков, определяется по данным учёта сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования, что предусмотрено ГОСТ 25646 – 83.
Журналы учёта наработки ведутся механиками эксплуатационных участков по каждой машине в отдельности.
Механики участков передают в отдел главного механика (или ПТО) данные по наработке в момент контрольной для корректирования времени остановки машин на ТО или Р в соответствии с месячным планом-графиком.
О внесённых изменениях в указанный план-график отдел главного механика (или ПТО) сообщает на участок ТО и Р и эксплуатационные участки.
Данные о наработке каждой машины за месяц (разность между наработками на начало и конец месяца с начала эксплуатации) из журнала учёта наработки должны заноситься в их формуляры (паспорта).
Контроль за соблюдением установленных сроков остановки машины на ТО и Р и их продолжительностью осуществляет главный инженер (главный механик) дорожной организации.
Учитывая, что периодичность ТО и Р установлена в часах фактической наработки (в мотто-часах), а планирование годовой наработки пока ведётся в часах сменного времени, при составлении годового и месячного планов ТО и Р машин переводят годовую наработку в мотто-часы с помощью коэффициентов пересчёта.
Один из методов определения коэффициента пересчёта машино-часов в мото-часы описан в прил. 3 к «Рекомендациям…».
Суть этого метода заключается в следующем. Подбирают не менее 20 однотипных машин со сроком службы не менее года. Путём объезда их на месте использования снимают показания счётчиков мото-часов и суммируют их.
Затем выписывают из журналов данные сменного времени на день снятия показаний счётчиков по тем же машинам и суммируют их.
Отношение суммарной наработки в мотто-часах к суммарному сменному времени за один и тот же период определённой группы машин и составляет коэффициент их пересчёта.
Коэффициенты пересчёта могут быть установлены и по данным хронометрических наблюдений за работой машин, которые проводят нормативно-исследовательские станции строительных организаций.
cyberpedia.su
ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО
Техническое обслуживание (ТО) транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
- первое техническое обслуживание (ТО-1)
- второе техническое обслуживание (ТО-2)
- сезонное техническое обслуживание (СО)
Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.
Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей ТИПА и ТД.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обеспечивающем его безотказную и безопасную работу.
ЕО выполняется ежедневно и включает:
- контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом
- уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)
ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС.
ТО-1 и ТО-2
Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправности, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.
Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.
В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:
- уборочно-моечные и очистные работы
- техническое диагностирование перед выполнением ТО
- осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
- контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
- регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
- смазка, замена масел
- выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО
- контроль качества выполнения ТО
В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:
- каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
- каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
- и т.д.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.
В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:
- проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
- замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации
- отключение или подключение системы отопления
- доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
- проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
- подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
- проверка состояния системы пожаротушения
- проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
- подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования
Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.
Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.
Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристикам, оснащенности и комплектации.
Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.
При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по формуле:
Т = Т„ * Кгде Т — трудоемкость выполнения работ, чел.-чТ„ — трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных наблюдений), чел.-чК — затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции
ustroistvo-avtomobilya.ru
Стратегии (правила) обеспечения технической готовности машин.
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
В настоящее время существует три основных правила (стратегии) выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту:
- по потребности, после отказа;
- регламентированные - в зависимости от наработки;
- по техническому состоянию, с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием).
По первой стратегии ремонтно-обслуживающие работы проводят после появления внезапного отказа (отказ тормозов, контрольных приборов, нарушение герметичности и т.п.).
Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер, их проводят в зависимости от наработки, периодически или в зависимости от состояния машины, ее составных частей, в плановом порядке.
Плановая организация диагностических работ позволяет наиболее полно использовать технический ресурс агрегатов и машин, предупреждает необоснованную разборку механизмов и тем самым уменьшает интенсивность изнашивания сопрягаемых деталей, трудоемкость ТО и ремонта за счет сокращения разборочно-сборочных работ.
Нормативы сервисных интервалов технического обслуживания тракторов, автомобилей, с.х. машин.
Виды, периодичность к проведению ТО тракторови с.х. машин на предприятиях регламентирует ГОСТ 20793-86 (Тракторы и машины сельскохозяйственные. ТО), а также ГОСТ 7751-85 (Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения).
ГОСТ позволяет также периодичность ТО тракторов указывать по количеству израсходованного топлива (в литрах) или по наработке в условных эт. га.
Виды и периодичность ТО тракторов:
ТО при эксплуатационной обкатке (ТО-0) - При подготовке, при проведении и после окончания обкатки.
Ежесменное ТО (ЕТО) - Через 8-10 часов работы трактора
Первое ТО (ТО-1) - 125 моточасов
Второе ТО (ТО-2) - 500 моточасов
Третье ТО (ТО-3) - 1000 моточасов
Сезонное ТО при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (ТО-ВЛ) - При установившейся температуре воздуха более 5ºС
Сезонное ТО при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (ТО-ОЗ) - При установившейся температуре воздуха ниже 5ºС
ТО в особых условиях эксплуатации - При эксплуатации трактора в условиях пустыни, высокогорья, низких температур, на песчаных, каменистых и болотистых почв.
Техническое обслуживание при подготовке к длительному хранению - Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования
ТО в процессе длительного хранения - Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесами.
ТО в процессе длительного хранения - Один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях
ТО при снятии с длительного хранения - За 15 дней до начала использования
Виды и периодичность ТО с.х. машин
ТО при эксплуатационной обкатке (ТО-0) - При подготовке, проведении и после окончания обкатки
Ежесменно ТО (ЕТО) – Через 8-10 часов работы (вместе с трактором)
Первое ТО (ТО-1) - 60 моточасов – комбайны и сложные самоходные машины
Первое ТО (ТО-1) - 60 часов работы над нагрузкой – несамоходной и стационарные машины.
Второе ТО (ТО-2) - 240 моточасов – комбайны и сложные самоходные машины
Второе ТО (ТО-2) -240 часов работы над нагрузкой – несамоходной и стационарные машины.
Плановый ТР - После окончания сезона работ
Техническое обслуживание при подготовке к длительному хранению - Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования
ТО в процессе длительного хранения - Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесами.
ТО в процессе длительного хранения - Один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях
ТО при снятии с длительного хранения - За 15 дней до начала использования
Автомобили ТО автомобилей, которые используются в сельском хозяйстве, проводится в соответствии с «Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта, используемого в сельском хозяйстве». Виды и периодичность ТО:
ТО при эксплуатационной обкатке (ТО-0) - Перед, в ходе и после обкатки
Ежедневное (ЕТО) - Раз в смену перед выездом на работу
Первое (ТО-1):
- легковые автомобили – 3200
- автобусы – 2800
- грузовые автомобили и автобусы на их базе - 2500
Второе (ТО-2):
- легковые – 12800
- автобусы – 11200
- грузовые - 10000
Сезонное (СО) - Два раза в год (перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периода эксплуатации)
megapredmet.ru
Нормы периодичности ТО-1 и ТО-2 по маркам автомобилей |
Периодичность ТО-1 и ТО-2, установленная второй частью Положения о ТО и ремонте заводами-изготовителями для конкретных марок автомобилей, прицепов и полуприцепов для первой категории эксплуатации и умеренного климатического района, приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Автотранспортные средства | Периодичность ТО, км | |
ТО-1 | ТО-2 | |
ВАЗ-2110 | 5000 | 20000 |
ГАЗ-3110, 3102 | 5000 | 20000 |
УАЗ-31512 | 4000 | 16000 |
ГАЗ-3302, 2705, 2752 | 10000 | 20000 |
УАЗ-3741, 3962, 3303, 3909 | 4000 | 16000 |
УАЗ-2206 | 4000 | 16000 |
ГАЗ-32213 | 10000 | 20000 |
ЛАЗ-4207 | 5000 | 20000 |
ЛИАЗ-5256 | 5000 | 20000 |
ГАЗ-3307,3309 | 5000 | 20000 |
ГАЗ-66-11 | 5000 | 20000 |
ЗИЛ-5301 | 4000 | 16000 |
ЗИЛ-431410,433100 | 4000 | 16000 |
Урал-4320, 5557 | 4000 | 16000 |
КАМАЗ-5320, 53212, 55102, 5410, 54112 | 4000 | 12000 |
КРАЗ-6510 | 4000 | 16000 |
ЗИЛ-131 Н | 4000 | 16000 |
МАЗ-5551 | 5000 | 20000 |
МАЗ-53371, 533360 | 8000 | 24000 |
МАЗ-5432, 6422 | 5000 | 20000 |
МАЗ-54322, 54323 | 8000 | 24000 |
МАЗ-64227, 64229 | 8000 | 24000 |
ГКБ-8350 (прицеп для КАМАЗ-5320) | 4000 | 12000 |
ГКБ-8352 (прицеп для КАМАЗ-53212) | 4000 | 12000 |
ОДАЗ-9370 (полуприцеп к КАМАЗ-5410) | 4000 | 12000 |
ГКБ-9385 (полуприцеп к КАМАЗ-54112) | 4000 | 12000 |
1. Для автомобилей КАМАЗ корректировка периодичностей ТО-1 и ТО-2 производится только в зависимости от категории условий эксплуатации.Примечания:
2. Периодичности ТО-1 и ТО-2 для полуприцепов МАЗ-9397 и МАЗ-9398 соответствуют периодичностям ТО-1 и ТО-2 седельных тягачей, с которыми они работают.
Периодичность ТО-1 и ТО-2 в км для автотранспортных средств, не вошедших в таблицу 2 (более ранних выпусков), регламентируются Положением о ТО и ремонте (1 часть) и приведена в таблице 2.
Таблица 2.
АТС | ТО-1 | ТО-2 |
Легковые автомобили | 4000 | 16000 |
Автобусы | 3500 | 14000 |
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей | 3000 | 12000 |
Прицепы и полуприцепы | По периодичности тягачей | По периодичности тягачей |
avtotrans-consultant.ru