Неисправности стрелочных переводов. Перевод стрелочный фото


Стрелочные переводы для железнодорожных путей от СтройТрансСервис

Во время создания железнодорожных путей, необходимо планировать различного рода соединения и пересечения. Для этого существуют специальные устройства верхних строений путей – ж/д стрелочные переводы. Они служат для того, чтобы по ним передвигались поезда или отдельные экипажи, перемещаясь с одного на другой рельсовый путь, поворачивали экипажи на угол в 180 градусов, и ещё позволяют пересекаться путям в одном уровне. Планируя пересекающиеся пути, может быть применено разное количество, размещение. Типы стрелочных переводов: - переводы одиночные и перекрестные стрелочные, также глухие; - съезды; - сплетения путей; - стрелочные улицы.

стрелочные переводы цена

Что касается одиночных стрелочных переводов, то они бывают нескольких видов: с несимметричной односторонней кривизной, разносторонне несимметричные, симметричные и обыкновенные.

В составе обыкновенного перевода входят несколько основных элементов: соединительных путей, стрелок с переводными механизмами, переводных брусьев, крестовин с контррельсами и других подрельсовых оснований.

По конструкции стрелка имеет несколько составных элементов: два рамных рельса, два остряка, два комплекта корневых устройств, переводной механизм, имеющий внутренние замыкатели остряков, опорные и упорные приспособления, скрепления. Марка крестовины и стрелочного перевода представляет собой отношение между шириной сердечника крестовины, в значении её корня по отношению к длине сердечника до места математического центра либо тангенса угла.

Сами же крестовины предназначаются для обеспечения безопасности пропуска подвижных составов в местах, где пересекаются рельсовые нити. Горло крестовины представляет собой самое узкое пространство, находящееся между усовиками. Промежуток, который расположен между острием сердечника и горлом крестовины, получил название мертвого или вредного пространства. Крестовина бывает прямолинейной и криволинейной.

ж д стрелочные переводы

Двойной стрелочный перевод или тройник, бывает симметричный и несимметричный. В тех местах, где пересекаются 2 путей, каждый из которых обеспечивает независимое движение, устанавливают глухие пересечения, их часто применяют на ж/д станциях и промышленных участках железных дорог. По конструкции могут быть применены такие типы глухих пересечений: ромбические, косоугольные и прямоугольные.

Перекрестные переводы представляют собой набор таких элементов как, две острые крестовины с контррельсами, четыре пары остряков, две тупые крестовины с контррельсами, соединительные рельсы, переводные брусья.

Съезд создают в тех местах, где соединяются два близлежащих рельсовых пути при помощи стрелочного перевода, редко используя глухие пересечения.

На тех участках железной дороги, где совмещаются два пути необходимо использованиеих сплетения, при этом на месте пересечения размещают крестовины, размещая рельсовые нити на общих поперечинах по всей длине сплетения. Такой тип конструкции применяют, если необходимо выполнить сложные длительные работы по реконструкции искусственного сооружения или участка ж/д на двухпутных участках.

Стрелочная улица – это путь, на котором размещают ряд стрелочных переводов, либо глухих пересечений. Бывают они нескольких видов: оконечные, промежуточные (серединные).

Стрелочные остряки меняют свое положение при помощи специальных устройств, которые включают в себя централизацию стрелок механическую, либо электрическую или же ручной переводной механизм.Чтобы повысить безопасность движения подвижных составов необходимо обеспечивать контролируемое замыкание прижатого остряка к рамного рельсу.

railway74.ru

Стрелочный перевод — википедия фото

Соединения железнодорожных путей на станции Франкфурт

Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.

Для соединения недалеко расположенных рельсовых путей устраивается съезд, который состоит из двух стрелочных переводов и соединительного пути (несокращённый или сокращенный) между ними. Для перехода с одного пути на другой поездов, движущихся в разных направлениях, укладывается последовательно два съезда, а при определённых условиях — перекрёстный съезд.

При соединении нескольких параллельных путей стрелочные переводы располагают друг за другом на одном общем пути, который получил название стрелочной улицы.

Глухим пересечением называется взаимное пересечение двух рельсовых путей, лежащих на одном уровне. В зависимости от угла, под которым пересекаются пути, бывают прямоугольные и косоугольные.

При ремонте земляного полотна под одним из путей, при переходе двухпутной линии через однопутный мост и в некоторых аналогичных случаях, поезда движутся по каждому пути без перехода с одной рельсовой колеи на другую — применяется сплетение путей.

Устройство

Устройство стрелочных переводов со временем претерпело изменения.[1] Рассмотрим наиболее распространенное в России устройство «французской» стрелки (с остряками).

  • Рамные рельсы (рельсы с боков стрелки, идущие без разрывов).
  • Стрелка:
    • Переводной механизм.
    • Стрелочный указатель. Применяется в ручных стрелках для указания, в каком направлении переведена стрелка, бывают освещаемые и неосвещаемые; белая сторона освещаемого указателя или ребро неосвещаемого означает, что стрелка переведена по прямому направлению, а жёлтая сторона освещаемого указателя или боковая сторона неосвещаемого указывают на то, что стрелка переведена на боковой путь. В автоматических стрелках указатели не ставятся, направление, в котором переведена такая стрелка, определяется по положению остряков. Кроме того, по сигналу светофора можно определить, что одна или несколько стрелок в маршруте поезда установлены на боковой путь. В зависимости от этого машинист выбирает скоростной режим.
    • Тяги, соединяющие переводной механизм с остряками.
    • Остряки (перья в трамвайной терминологии) — подвижные участки рельсов. Остроганный конец остряка называется остриём, а другой — корнем. Закреплены остряки только в корне. Между собой остряки соединены тягами. Для пропуска подвижного состава остряки устанавливают так, что один из них плотно прижат к рамному рельсу, а другой отведён от своего рамного рельса на определённое расстояние, называемое шагом остряка.
    • Корневые стыки — стыки в корнях остряков. Их гайки не затягивают до упора, чтобы обеспечить подвижность остряков.
    • Замки Мелентьева, позволяющие зафиксировать стрелку в одном положении (в настоящее время практически не используются).
  • Переводная кривая и соединительная прямая (соединительные участки пути, которые соединяют остряки с крестовиной).
  • Крестовина устанавливается в месте пересечения рельсовых нитей:
    • Сердечник — основная деталь крестовины, выполненная в виде треугольника (сердечники бывают подвижные и неподвижные).
    • Усовики — предназначены для обеспечения правильного направления колеса при проходе через «мертвую зону» (пространство, где сердечник уже закончился, а рельс соединительного пути ещё не начался). При правильной регулировке деталей крестовины колёса не должны касаться усовиков или контррельсов (контррельсы расположены с противоположных сторон у внешних рельсов стрелочного перевода напротив крестовины).
  • Предельный столбик — постоянный сигнальный знак в виде столбика, окрашенного в специальные сигнальные цвета в зависимости от классификации пути, устанавливаемый в месте, где расстояние между осями смежных путей составляет 4100 мм. Он определяет место, за которым размещенный на пути подвижной состав будет находиться в габарите, обеспечивающем безопасный пропуск по соседнему пути.
  • Для предотвращения схода колёсной пары с рельсовой колеи направление движения по соответствующему пути обеспечивается при помощи уложенных контррельсов.
  • Движение по стрелочному переводу в направлении от крестовины к его острякам принято называть пошёрстным, а направление от остряков к крестовине — противошёрстным. При езде в пошёрстном направлении стрелка должна быть переведена в соответствующее положение — иначе поезд взрежет стрелку.
  • Ручные стрелки могут быть оборудованы освещаемыми стрелочными указателями, в таком случае
    • если стрелка поставлена для движения по прямому пути, в обе стороны днём виден белый прямоугольник узкой стороны указателя, ночью — молочно-белый огонь;
    • если для движения на боковой путь, то днём видна широкая сторона указателя, а ночью — жёлтый огонь.
  • Основные требования к стрелочным переводам СССР были установлены в § 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза СССР.
  • Защитный стрелочный перевод с электоприводом (Япония)

  • Стрелочный перевод с ручным управлением (демонтирован фонарь и указатель)

  • Стрелочный перевод с электроприводом с дистанционным управлением на узкоколейной детской дороге (Россия)

  • Электропривод стрелочного перевода (Германия)

  • Слева — стрелочный перевод с дистанционным электрическим управлением, справа — с ручным (Россия)

Крестовины

  Стрелочный перевод с подвижным сердечником (Япония)

Крестовины — обеспечивают прохождение колёс подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого. Различают крестовины без подвижных частей, по которым движение подвижного состава возможно по любой из рельсовых колей в любое время, и крестовины с подвижными элементами, которые должны переводиться одновременно со стрелками, и движение по которым возможно только по той колее, на которую переведена крестовина. Крестовины с подвижными элементами вместе с приводами в целом дороже как в изготовлении, так и в эксплуатации, зато позволяют обходиться без контррельсов и без разрыва рельсовой колеи, которое неизбежно в неподвижных крестовинах в тех местах, где траектория гребня колёс пересекает рельсовую нить другого направления. За счёт этого крестовины с подвижными элементами позволяют достигать гораздо большей плавности прохождения подвижного состава и уменьшать ударные нагрузки. Крестовины обычно изготавливаются из высокомарганцевой стали (сталь Гадфильда), обладающей высоким сопротивлением износу при ударных нагрузках.

Марки крестовин

Все стрелочные переводы железнодорожного типа в России и странах бывшего СССР принято характеризовать маркой крестовины, которая представляет собой соотношение ширины сердечника к его длине. Марку крестовины выражают в виде дроби (а также как величину угла между рабочими гранями сердечника в градусах). Среди обыкновенных прямолинейных стрелочных переводов в странах бывшего СССР наиболее распространены переводы с маркой крестовины 1/11 и 1/9, а также симметричные переводы с марками крестовин 1/6, 1/4,5 и др. Также существуют стрелочные переводы с пологими марками крестовин 1/18 и 1/22, допускающие скорости движения по отклонению до 80 км/ч и 120 км/ч соответственно[2].

Стрелочные переводы на главных и приёмо-отправочных путях, предназначенных для пассажирского движения, имеют крестовины марки не круче 1/11. По стрелочным переводам с крестовиной марки 1/9 движение пассажирских поездов допускается только по прямому пути. На приёмо-отправочных путях, предназначенных для грузового движения, укладывают стрелочные переводы с маркой крестовины не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6. Стрелочные переводы прочих путей имеют марки крестовин не круче 1/8, а симметричные — не круче 1/4,5.

Движение поездов по стрелочным переводам марки 1/9 разрешается по прямому пути со скоростями не выше 100 км/ч, а с крестовиной марки 1/11  — 120 км/ч, 140 км/ч, и с более высокими скоростями до 300 км/ч в зависимости от других особенностей стрелочного перевода. На боковой путь по стрелочным переводами марки 1/9 — не выше 40 км/ч, марки 1/11 — не более 50 км/ч, а по симметричным переводам марки 1/11 — не более 70 км/ч [3].

Для увеличения скорости движения на боковой путь требуются более пологие стрелки. Самый пологий стрелочный перевод в настоящее время эксплуатируется на высокоскоростной линии Париж — Лион во Франции. Он предназначен для движения на боковой путь со скоростью 220 км/ч и имеет марку крестовины 1/65. С другой стороны, с увеличением радиуса переводной кривой резко возрастает длина стрелочного перевода, а с ней — длина и масса остряков, усложняется их геометрия. Поэтому для перевода таких стрелок применяется связка из нескольких стрелочных электроприводов, работающих параллельно.

Принцип работы

Принцип работы стрелочного перевода иллюстрирует следующая анимация.

 

  Стрелочный перевод с пневмоподогревом (Швейцария)

В данной анимации путь между точками А и В прямой, а между точками A и C — боковой.

Работа в условиях низкой температуры

При установлении низких температур, например, зимой, снег и лёд могут стать причиной неперевода стрелки в требуемое положение (неприлегание остряка к рамному рельсу), что ведёт к работе электродвигателя на фрикцию (повышения тока электродвигателя стрелочного электропривода), что, в свою очередь, может привести к перегоранию предохранителя или сгоранию двигателя и в конечном итоге к невозможности перевода стрелки с пульта управления (контроль стрелки сохраняется). В прошлом, да и сейчас для решения данной проблемы специальные работники занимались расчисткой путей, в зависимости от количества выпадающего снега издаётся приказ о вводе 1, 2, 3 очереди. Так до сих пор и происходит в некоторых странах и на некоторых, особенно малозначимых, линиях. Ещё одним вариантом разрешения проблемы является обогрев перевода для растопления снега и льда. С этой целью обычно используют газ или электричество, а также для очистки стрелочных приводов применяется сжатый воздух (пневмообдувка стрелки).

Установка стрелочного перевода[4]

  • Сначала происходит разметка мест для установки фундаментных угольников и просверливаются отверстия для крепежа угольников в шейке рельса.
  • Устанавливаются серьги с изолирующим устройством.
  • Происходит установка всех тяг (стрелочная, рабочая, контрольная).
  • Проверяется работоспособность всей гарнитуры и привода при помощи перевода курбельной рукояти.
  • Стопорные планки загибаются и шплинтуются болты, после - устанавливаются закрутки и устанавливается фартук.
  • Электропривод в обязательном порядке должен быть окрашен несмываемой черной краской. На крышке краской белого цвета указывается изображение стрелы и номер стрелки.

Прочие виды стрелок

Существуют конструкции, в которых происходит совмещение торцов подвижных рельсов, соединяемых колеей при перемещении их в горизонтальной плоскости.

Также существуют специальные конструкции, в которых колея одного из направлений начинается в виде клина, накладываемого механизмом на головки рельсов другого направления, благодаря чему такую стрелку теоретически возможно ввести в имеющийся путь без разрыва его колеи. Движение по одному из направлений происходит также по практически не изменённой рельсовой колее, но по отклонённому направлению необходимо сильное ограничение скорости.

Также в монорельсе применяется переворотный тип стрелки, когда два направления закреплены с разных сторон бруса. Для перевода стрелки механизм переворачивает брус нужной стороной.

Конфигурации

  Перекрестный двойной стрелочный перевод на станции Шепетовка. На фото он переключен на маршрут «левый ближний — правый дальний».
  • одиночные стрелочные переводы, в которых один путь разделяется на два.
    • обыкновенные (прямолинейные) — у которых одно из направлений полностью прямолинейно.
    • симметричные — в которых оба направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, за счёт чего длина стрелочного перевода минимальна при заданном минимальном радиусе кривой, такие стрелочные переводы часто применяются в стеснённых условиях.
    • несимметричные одно- и разносторонние.
  • двойные стрелочные переводы, в которых тесно соседствуют 2 стрелки, и один путь разветвляется на три;
    • симметричные, в которых два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Такие стрелочные переводы называются тройниками.
    • несимметричные одно- и разносторонние.
  • перекрёстные стрелочные переводы — располагаются в месте пересечения под углом двух путей.
    • одиночный имеет два комплекта остряков, управляемые двумя механизмами, и позволяет проходить с любой из четырёх веток прямо, и между двумя ветками из этих четырёх — на отклонение.
    • двойной — позволяют как проходить по каждому из пересекающихся путей прямо, так и переходить с одного пути на другой. В такой конструкции присутствует четыре комплекта остряков, управляемые двумя механизмами; две тупые и две остроугольные крестовины. Такие стрелочные переводы часто называют «американскими» («американками») или «крокодилами».
  • сбрасывающая стрелка в нормальном положении (то есть по умолчанию) направлена на сброс («в никуда»), чтобы не допустить выхода случайно ушедшего подвижного состава (вагона, локомотива) на чужой маршрут. Только когда диспетчер готовит маршрут отправления (прибытия) поезда, сбрасывающая стрелка переводится, замыкая путь.[5]
  • сбрасывающий остряк — упрощенная разновидность сбрасывающей стрелки. Представляет собой управляемый остряк только на одном (обычно внешнем) рельсе. Как правило, устанавливается на боковых железнодорожных путях для препятствования самопроизвольного или случайного выхода с них состава на главные пути станции или перегона.

Наибольшее распространение получили одиночные, обыкновенные стрелочные переводы, в отдельных случаях укладываются перекрестные двойные стрелочные переводы. Все остальные виды особого распространения не получили, ввиду сложности устройства и эксплуатации.

Прочие виды транспорта

Трамвай

  Принцип работы советского стрелочного перевода   Принцип работы современных трамвайных стрелочных переводов

Задача стрелочного перевода — изменять направление следования трамвайных поездов. Достигается это благодаря использованию специальных парных клиньев — перьев стрелки, которые отжимают реборды колес и направляют их в нужном направлении.

Нередко трамвайная стрелка, в отличие от железнодорожной, оснащается только одним клином. Вторая рельса исполняется просто с разрывом и не управляет направлением движения состава, а плавность хода колеса над разрывом достигается за счет дна желоба рельса, по которому реборда прокатывается своим внешним радиусом.

При одностороннем движении трамваев половина стрелок становятся «обратными» (на которых пути, с точки зрения направления движения, соединяются, а не расходятся). Такие стрелки не управляют движением состава, их не требуется переводить и положение их клина обычно просто продавливается движущейся по ним колесной парой.

Ручной перевод стрелочного перевода — тяжелый, малопроизводительный и при интенсивном уличном движении до некоторой степени опасный труд.

Сейчас в Москве и других городах России перевод выполняется автоматически. Стрелка имеет электрифицированную систему управления с электромагнитным приводом. В стрелочной коробке находятся два соленоида. Они имеют фактически двойной сердечник, соединённый с тягой, которая, в свою очередь, соединена с перьями стрелки.

Работает система управления стрелкой от контактной сети трамвая напряжением 600 вольт. Один из электроприводов сериесный (последовательный), он включён в электрическую цепь последовательно цепи трамвайного вагона. Второй — шунтовой — включён в электрическую цепь параллельно. Сериесный привод устанавливается в коробке стрелки справа по ходу движения, а шунтовой — слева.

На контактном проводе в 16-18 метрах перед стрелкой находятся сериесные (последовательные) воздушные контакты, которые опускают токоприёмник трамвая, плавно отрывая его от контактного провода. В 25 метрах за стрелкой (на линиях, где ходят двух-трехвагонные сцепки или сочлененные вагоны большой длины, расстояние может быть увеличено до 50-70 метров), на одном уровне с контактным проводом параллельно ему установлены шунтовые воздушные контакты.

Если трамваю надо проследовать направо — водитель проводит его под сериесными воздушными контактами накатом, с выключенными двигателями. Так как сериесная цепь оказывается разомкнутой — стрелка остаётся в правом положении.

Если трамваю надо повернуть налево — водитель с помощью контроллера включает двигатели. Когда поезд проходит под сериесными контактами с включенными двигателями, возникает электрическая цепь «контактный провод — сериесный электропривод — сериесные воздушные контакты — токосъемник вагона — двигатели вагона — рельсы». При этом сериесный соленоид втягивает сердечник и переводит стрелку для левого направления движения.

После проезда стрелочного перевода токосьемник трамвая, повернувшего по стрелке налево, замыкает шунтовой воздушный контакт, образуется электрическая цепь «контактный провод — токосъемник трамвайного вагона — шунтовой контакт — шунтовой привод — рельсы», в результате чего шунтовой соленоид возвращает стрелку в исходное положение (для движения направо).[6]

В Барнауле и Бийске применяется другая система управления стрелками. Здесь стрелочные переводы оборудованы реверсивными мотор-редукторами. Управляются мотор-редукторы с использованием индукционной сигнальной системы. На вагонах установлены генераторы электрических колебаний с частотой 11 кГц и индукционные катушки, расположенные перед первой колесной парой. Перед стрелочным переводом в грунт вкопана петля из провода. При включении водителем генератора и при нахождении вагона в зоне стрелочного перевода в петле возникает индукционный ток, который обрабатывается автоматикой стрелки и включает мотор-редуктор для перевода перьев в другое направление. Естественно, такая система не может работать при движении вагона задним ходом.

В Екатеринбурге и Челябинске стрелочные переводы оборудованы единственным соленоидом. Механизм привода устроен так, что при срабатывании соленоида происходит перевод перьев в другое положение. При отключении соленоида обратный перевод не происходит. Таким образом, если нужно перевести стрелку, то при проезде сериесного контакта водитель должен ехать со включенным тяговыми двигателя. Если же стрелку переводить не нужно, то сериесный контакт проходится с выключенными тяговыми двигателями (накатом). Таким образом перевод стрелки зависит от тока потребления трамваем во время прохождения сериесного контакта. Так же устроены управляемые стрелки в Саратове. Часть стрелок в Екатеринбурге оборудована электронной системой управления, связь с которой из вагона осуществляется по радиоканалу.

За рубежом активно используются высокочастотные бесконтактные устройства для управления стрелками швейцарской фирмы «Signaltechnik-Elektronik AG».[7] При выезде из депо водитель устанавливает матричный переключатель согласно номеру своего маршрута. Вагон при движении непрерывно излучает закодированный сигнал, который принимается антеннами каждой стрелки. Анализируя его, приёмник определяет необходимое направление стрелки. В результате водитель не участвует в процессе управления стрелками и не отвлекается от дорожной ситуации.[7]

Троллейбус

Монорельс

  Монорельсовая стрелка (стрелочный перевод)

Стрелочник

  Рычаги и тяги управления ручного стрелочного перевода

Основная статья: Стрелочник (профессия)

Управление ручными стрелочными переводами осуществлялось специально выделенными железнодорожными работниками — стрелочниками (стрелочницами[8][9]), работающими под управлением старшего стрелочника по непосредственному распоряжению дежурного по железнодорожной станции[10][9][11][12]. По некоторым вопросам подчинялись дорожному мастеру[13]. Размещался стрелочник в будке стрелочника вблизи от стрелочных переводов, выполнял также функцию по охране стрелок, снабжался ручными сигналами, рожком[14][15][16].

Управление стрелочными переводами с электроприводами производится централизованно дистанционно с пульта в диспетчерской поездными или маневровыми диспетчерами, либо дежурным по станции (при отсутствии в штате станции диспетчеров)[17][10].

Слово «стрелочник» и «стрелки» используются в некоторых фразеологизмах:

  • «свалить вину на стрелочника», «искать стрелочника», «найти стрелочника», «назначить стрелочника», «перевести стрелки» — перекладывание чьей-либо вины, ответственности за негативное случившееся, подозрения на рядового сотрудника[9][11][12][18][19];
  • «перевести стрелки», «переводить стрелки» — смена темы разговора с целью уклонения от неприятных вопросов, ответов[20].

См. также

Примечания

  1. ↑ История создания железных дорог России / История Ж. Д. - Стрелочный перевод - /
  2. ↑ Калинин В.К., Сологуб Н.К., Казаков А.А. Общий курс железных дорог. Учебник для проф.-техн. учеб. заведений. — 2-е, переаб. и доп.. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 77. — 292 с. — 59 000 экз.
  3. ↑ Каталог продукции Муромского стрелочного завода, 2015 г.
  4. ↑ Процесс установки стрелочного перевода. http://rels.by/.
  5. ↑ Сбрасывающая стрелка в действии
  6. ↑ Как работает трамвайная стрелка?
  7. ↑ 1 2 Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.
  8. ↑ Стрелочница, Толковый словарь Ефремовой.
  9. ↑ 1 2 3 Стрелочник, С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. 1998 г.
  10. ↑ 1 2 Перевод стрелки, Васильев Н. Н., Исаакян О. Н., Рогинский Н. О., Смолянский Я. Б., Сокович В. А., Хачатуров Т. С. Краткий технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г, 998 с.
  11. ↑ 1 2 Стрелочник, Толковый словарь Ожегова.
  12. ↑ 1 2 Стрелочник, Евгеньева А. П. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957—1984 гг.
  13. ↑ Дорожный мастер, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.
  14. ↑ Сигнализация железнодорожная, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.
  15. ↑ Будка, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.
  16. ↑ Стрела, Толковый словарь Даля.
  17. ↑ Централизация диспетчерская, Васильев Н. Н., Исаакян О. Н., Рогинский Н. О., Смолянский Я. Б., Сокович В. А., Хачатуров Т. С. Краткий технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г, 998 с.
  18. ↑ Стрелочник, Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп, 2007 г.
  19. ↑ Стрелочник виноват, Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ, 2008 г.
  20. ↑ Переводить/ перевести стрелку (стрелки), Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп, 2007 г.

Литература

  • Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.

Ссылки

org-wikipediya.ru

Про стрелки | УкрМашСервис

На данной странице Вы ознакомитесь с информацией

О стрелках стрелочных переводов

Стрелочный перевод - служит для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними. Различаются по крутизне. Крутизна это на какой угол отклоняются друг от друга пути.

Крутизна определяется маркой используемой крестовины. На депо используются стрелочные переводы с марками крестовин 1/5, на трассе с марками 1/9. Такие обозначения гласят что на 5 или на 9 частей длины пути будет отклонение в сторону от оси пути на 1 часть длины.

Рельсы пути и крестовин имеют марку. На трассе используются рельсы марки Р-50, на нашем участке Р-65. Эти обозначения гласят что метр таких рельсов весит приблизительно 50 и 65 кг соответственно. Рельсы Р 65 по габаритам будут больше Р-50, это видно глазом.Поезда едут или съезжают по стрелочному переводу либо в прямом направлении, либо в отклоненном. Направление движения определяется положением стрелки.

Стрелка - часть стрелочного перевода, состоит из остряков, рамного рельса и переводного механизма. Может находится в положении по прямому пути, называется плюсовым положением. По-другому говорят стрелка в плюсе, или стрелка имеет плюсовой контроль. В этом состоянии ее можно использовать для движения.

Стрелка может находится в положении по отклоненному пути, называется минусовым положением. По-другому говорят стрелка в минусе, или имеет минусовой контроль.  В этом состоянии ее тоже можно использовать для движения. В состоянии контроля положения один остряк стрелки прижат к рамному рельсу, а другой отжат.

Стрелка может находится в бесконтрольном положении, или говорят не иметь контроля. В таком состоянии ни один их остряков не прижат к рамному рельсу. В этом состоянии ее нельзя эксплуатировать.

Стрелка наиболее часто состоит из следующих частей: двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневых устройств, комплекта переводного механизма, опорных и упорных устройств, стрелочных тяг и других более мелких деталей.

Стрелки могут отличаться друг от друга остряками, рамными рельсами, креплением рамных рельсов к опорам, конструкцией переводного устройства.

Кроме этих основных могут быть и второстепенные отличия, например в конструкциях поперечных связей между рамными рельсами, в конструкциях упорных устройств для остряков, поперечных связей между остряками, специальных стрелочных подкладок.

rails.com.ua

Стрелочный перевод по шагам. Часть 1.

00Доброго здоровья, энтузиасты дачжелдора и им сочувствующие!Сегодня порадую Вас материалом, который прислал на блог автор дачного трамвая Александр Васильев. Точнее будет сказать, что сегодня будет первая часть материала по изготовлению стрелочного перевода.Материал на постсоветском пространстве, да думаю, что и гораздо дальше него, уникальный. Это не просто отчет, а подробный фотоотчет или как его назвал Александр фото пособие, по шагам рассказывающее о всех этапах проектирования, сборки и наладке весьма необходимого в деле путевого развития изделия. Думаю, что со временем он будет вынесен в специальный раздел технической помощи. А пока слово автору:

Доброго времени Михаил! Налетели белые мухи на землю и я выполняю свое обещание ))) Вести с трамвайного завода )))Сегодня начну подробное фото пособие по изготовлению стрелочного перевода на колею 300 мм.Для изготовления нам по требуется :Труба профильная 40х20 стенка 3 мм 2 штПолоса 40х4 1 шт

Доп 1

Этап 1. Чертеж

Чертим стрелочный перевод в натуральную величину. Для этого берем лист картона или оргалита, примерно 2,5х 1,2 метра и чертим две параллельные прямые. Ширина линии равна 2 см ( или как у меня контуром )

Доп 2

Цифрами указана очередность черчения.

L1 Общая длинна стрелочного перевода 2300-2400ммL2 Примерно 100-150мм. Это расстояние от начала рельса до первой шпалы.R1 Внешний радиус закругления 4500мм.R2 Внутренний радиус закругления меньше внешнего на величину колеи 300мм.

На фото чертеж в натуральную величину.DSCN1

DSCN2

Этап 2 Изготовление деталей

Режем, загибаем, варим и зачищаем.DSCN3Один хлыст проф. трубы режим примерно по полам и гнем радиусы согласно чертежа.DSCN4Детали усовиков и сердечника крестовины. Режим углы по чертежу. Белым маркером помечены места где будут приварены заглушки.DSCN5Заглушки из полосы 40х4. Привариваем и зачищаем.DSCN6Надрезаем, сгибаем, варим заглушки и зачищаем.DSCN7Режим углы на деталях 6 и 4 .DSCN8Выставляем детали на чертеже и собираем на при хватки. После проверки на соответствие чертежу, обвариваем и зачищаем.DSCN9Все детали раскладываем по чертежу и прикидываем расположение силовых накладок шпал.DSCN10

DSCN11Переносим контур силовых накладок на чертеж.

Этап 3. Сборка стрелочного перевода.

DSCN12

DSCN13Отложив детали в сторону, раскладываем силовые накладки.DSCN14

DSCN15Крепим на прихватки первый рельс. Фиксация деталей струбцинами обязательна.DSCN16

DSCN17Для фиксации колеи пользуюсь вот таким самодельным приспособлением.DSCN18Выставляем сердечник крестовины и фиксируем сваркой.DSCN19

DSCN20

DSCN21

DSCN22Через прокладку ( профильная труба 30х15 ) усовик занимает свое место.Продолжение следует !

irontrack.ru

Неисправности стрелочных переводов, причины

Неисправности стрелочных переводовНеисправности стрелочных переводов должен знать каждый железнодорожник. Рассмотрим  в видео и фото форматах неисправности стрелочных переводов и их основные причины.

Разъединение остряков

Разъединение остряков может произойти из-за излома стрелочной тяги, серьги или серьговых болтов. Хотя в централизованных стрелках для предотвращения разъединения остряков введено раздельное прикрепление рабочих и контрольных тяг, состояние деталей узла соединения остряков (тяг, серег, болтов, заклепок) должно проверяться как при укладке стрелочного перевода, так и при его эксплуатации. При малейшей неисправности стрелочных переводов эти детали немедленно заменяются. Необходимо строго соблюдать нормальное расстояние между остряками в зоне регулируемых тяг в стрелках с гибкими остряками.

Разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами в неисправности стрелочных переводов

Отставание остряка от рамного рельса

неприлегание острякаОтставание остряка от рамного рельса может быть вызвано изгибом рамных рельсов, накатами на них, неправильной обработкой остряков, угоном остряков или рамных рельсов.

К отставанию остряков может привести изгиб связанных полос и стрелочных башмаков, неправильное расстояние между рабочими гранями рамных рельсов, недопустимый шаг остряков, искаженное расположение рельсовых нитей стрелки в плане и т.п.

При отставании остряка от рамного рельса на 4 мм и более возможен удар подрезанного гребня колеса в торец остряка. Иногда отмечается неприлегание остряка к стрелочным подушкам из-за вертикального выгиба остряка. Такие остряки следует заменять.

Прилегание остряков к упорным накладкам должно быть плотным. Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка допускается не более 1 мм для стрелок на главных путях и не более 2 мм на приемоотправочных и прочих путях.

Отставание остряка от рамного рельса подвижного сердечника крестовины от усовика в неисправности стрелочных переводов

Выкрашивание остряков

Выкрашивание остряка

Выкрашивание остряков возникает при неплотном прилегании остряков к рамным рельсам и подушкам, при большей высоте остряков по сравнению с рамными рельсами,  плохом закреплении остряков в корне, изгибе опорных деталей, неточной регулировке стрелочных тяг и т.д.

Длина участка выкрашивания остряка должна быть не более расстояния от начала остряка до его сечения, в котором при движении колеса против шерсти боковая грань гребня колеса коснется остряка.

Большая длина выкрошенного участка остряка приведет к удару гребня в остряк с возможным наездом подрезанного гребня на остряк. Поэтому наибольшая допустимая длина выкрошенного остряка принята такой, что удар гребней в выкрошенный участок не произойдет даже в случае недовода остряка до прилегания на 3 мм.

Выкрашивание остряка или подвижного сердечника в неисправности стрелочных переводов

Понижение остряка против рамного рельса

Понижение острякаПонижение остряка против рамного рельса измеряется в сечении, где ширина головки остряка поверху составляет 50 мм, т.е. там, где колесо при пошерстном движении начинает переходить с остряка на рамный рельс.

При понижении остряка против рамного рельса на 2 мм и более возникает отжатие и выкантовывание рамных рельсов колесами при  пошерстном движении их по стрелочному переводу, что может привести к сходу подвижного состава.

Следует правильно укладывать все предусмотренные конструкцией стрелки связанные полосы; стрелочные брусья должны быть равномерно подбиты, стрелка выправлена в продольном профиле. Если при соблюдении всех требований понижение остряка против рамного рельса будет на 2 мм и более, то такой дефектный остряк подлежит замене.

Понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника в неисправности стрелочных переводов

Расстояние между рабочими гранями сердечника, усовиков и контррельсов

Критические расстоянияКрайне важным для обеспечения безопасности движения поездов являются требования, чтобы расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика было не более 1435 мм, а расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса – не менее 1472 мм.

Отступления в этих расстояниях обычно ликвидируются удалением накатов на сердечнике, перешивкой контррельса в сборе с контррельсовым рельсом, регулировкой стяжного узла крестовинных распорок или исправлением контррельсовых желобов.

Расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика в неисправности стрелочных переводов

Изломы остряка, рамного рельса и крестовины

Изломы элементовК изломам остряка или рамного рельса относятся все виды нарушения их целостности: трещины, крупные выколы, поперечные изломы по всему сечению.

Особенно опасны поперечные трещины контактно- усталостного происхождения в головке остряков, поскольку остряки по длине к рамным рельсам не крепятся.

Изломы крестовины (сердечника, усовика и контррельса) включают не только полные поперечные изломы, но и частичные — массивные выколы металла и трещины. Такие дефекты сваркой или наплавкой устранить не удается, поэтому пораженные этими дефектами крестовины подлежат замене.

Изломы остряка, рамного рельса и крестовины в неисправности стрелочных переводов

Разрыв контррельсового болта

Обрыв контррельсового болтаРазрыв контррельсового болта резко ослабляет крепление контррельса. Нагрузка в этом узле распределяется на меньшее число оставшихся болтов, что ускоряет их разрыв.

При разрыве контррельсового болта может произойти отжатие контррельса, что вызывает резкий удар колеса в сердечник крестовины. Оборванный контррельсовый болт немедленно заменяется, а причина, вызвавшая его разрыв, ликвидируется.

Разрыв контррельсового болта в неисправности стрелочных переводов

Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин

Износ элементовПри вертикальном износе рамных рельсов гребень колеса приближается к головке остряка и ответственным элементам крепления стрелки, что может привести к удару гребня в торец остряка или наезду гребня на крепления.

Кроме того, по мере вертикального износа рамного рельса место передачи давления колеса на остряк приближается к более слабым его сечениям — к острию.

Поэтому допустимый вертикальный износ рамных рельсов определяется из условия предотвращения наезда гребня изношенного колеса на горизонтальную полку головки остряка, предотвращения удара гребня колеса в торец остряка, а также из условия прочности рамных рельсов.

Вертикальный износ рамного рельса обычно измеряют в средней части головки не ближе 1/3 ее ширины от боковой грани против острия остряка, против сечения, где ширина остряка 50 мм. Рамные рельсы, а также остряки с износом, превышающим допускаемые размеры, должны быть заменены.

Наибольший допустимый вертикальный износ усовиков и сердечников крестовины определяется из условия прочности элементов крестовин и недопущения качения гребня изношенного колеса по дну желоба крестовины.

Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин в неисправности стрелочных переводов

Рекомендовано к прочтению

Помощь студентам железнодорожникам, каталог готовых студенческих работ на железнодорожную тематику

Также на эту тему Вы можете почитать

rzd-puteetz.ru

Панорама Стрелочный перевод. Виртуальный тур Стрелочный перевод. Достопримечательности, карта, фото, видео.

Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь. Для соединения недалеко расположенных рельсовых путей устраивается съезд, который состоит из двух стрелочных переводов и соединительного пути (несокращённый или сокращенный) между ними. Для перехода с одного пути на другой поездов, движущихся в разных направлениях, укладывается последовательно два съезда, а при определённых условиях — перекрёстный съезд. При соединении нескольких параллельных путей стрелочные переводы располагают друг за другом на одном общем пути, который получил название стрелочной улицы. Глухим пересечением называется взаимное пересечение двух рельсовых путей, лежащих на одном уровне. В зависимости от угла, под которым пересекаются пути, бывают прямоугольные и косоугольные. При ремонте земляного полотна под одним из путей, при переходе двухпутной линии через однопутный мост и в некоторых аналогичных случаях, поезда движутся по каждому пути без перехода с одной рельсовой колеи на другую — применяется сплетение путей.

Устройство

Устройство стрелочных переводов со временем претерпело изменения. Рассмотрим наиболее распространенное в России устройство «французской» стрелки (с остряками). Рамные рельсы (рельсы с боков стрелки, идущие без разрывов). Стрелка: Переводной механизм. Стрелочный указатель. Применяется в ручных стрелках для указания, в каком направлении переведена стрелка, бывают освещаемые и неосвещаемые; белая сторона освещаемого указателя или ребро неосвещаемого означает, что стрелка переведена по прямому направлению, а жёлтая сторона освещаемого указателя или боковая сторона неосвещаемого указывают на то, что стрелка переведена на боковой путь. В автоматических стрелках указатели не ставятся, направление, в котором переведена такая стрелка, определяется по положению остряков. Кроме того, по сигналу светофора можно определить, что одна или несколько стрелок в маршруте поезда установлены на боковой путь. В зависимости от этого машинист выбирает скоростной режим. Тяги, соединяющие переводной механизм с остряками. Остряки (перья в трамвайной терминологии) — подвижные участки рельсов. Остроганный конец остряка называется остриём, а другой — корнем. Закреплены остряки только в корне. Между собой остряки соединены тягами. Для пропуска подвижного состава остряки устанавливают так, что один из них плотно прижат к рамному рельсу, а другой отведён от своего рамного рельса на определённое расстояние, называемое шагом остряка. Корневые стыки — стыки в корнях остряков. Их гайки не затягивают до упора, чтобы обеспечить подвижность остряков. Замки Мелентьева, позволяющие зафиксировать стрелку в одном положении (в настоящее время практически не используются). Переводная кривая и соединительная прямая (соединительные участки пути, которые…   ... (Русский)

www.streetvi.ru

Стрелочный перевод Википедия

Соединения железнодорожных путей на станции Франкфурт

Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.

Для соединения недалеко расположенных рельсовых путей устраивается съезд, который состоит из двух стрелочных переводов и соединительного пути (несокращённый или сокращенный) между ними. Для перехода с одного пути на другой поездов, движущихся в разных направлениях, укладывается последовательно два съезда, а при определённых условиях — перекрёстный съезд.

При соединении нескольких параллельных путей стрелочные переводы располагают друг за другом на одном общем пути, который получил название стрелочной улицы.

Глухим пересечением называется взаимное пересечение двух рельсовых путей, лежащих на одном уровне. В зависимости от угла, под которым пересекаются пути, бывают прямоугольные и косоугольные.

При ремонте земляного полотна под одним из путей, при переходе двухпутной линии через однопутный мост и в некоторых аналогичных случаях, поезда движутся по каждому пути без перехода с одной рельсовой колеи на другую — применяется сплетение путей.

Устройство

Устройство стрелочных переводов со временем претерпело изменения.[1] Рассмотрим наиболее распространенное в России устройство «французской» стрелки (с остряками).

  • Рамные рельсы (рельсы с боков стрелки, идущие без разрывов).
  • Стрелка:
    • Переводной механизм.
    • Стрелочный указатель. Применяется в ручных стрелках для указания, в каком направлении переведена стрелка, бывают освещаемые и неосвещаемые; белая сторона освещаемого указателя или ребро неосвещаемого означает, что стрелка переведена по прямому направлению, а жёлтая сторона освещаемого указателя или боковая сторона неосвещаемого указывают на то, что стрелка переведена на боковой путь. В автоматических стрелках указатели не ставятся, направление, в котором переведена такая стрелка, определяется по положению остряков. Кроме того, по сигналу светофора можно определить, что одна или несколько стрелок в маршруте поезда установлены на боковой путь. В зависимости от этого машинист выбирает скоростной режим.
    • Тяги, соединяющие переводной механизм с остряками.
    • Остряки (перья в трамвайной терминологии) — подвижные участки рельсов. Остроганный конец остряка называется остриём, а другой — корнем. Закреплены остряки только в корне. Между собой остряки соединены тягами. Для пропуска подвижного состава остряки устанавливают так, что один из них плотно прижат к рамному рельсу, а другой отведён от своего рамного рельса на определённое расстояние, называемое шагом остряка.
    • Корневые стыки — стыки в корнях остряков. Их гайки не затягивают до упора, чтобы обеспечить подвижность остряков.
    • Замки Мелентьева, позволяющие зафиксировать стрелку в одном положении (в настоящее время практически не используются).
  • Переводная кривая и соединительная прямая (соединительные участки пути, которые соединяют остряки с крестовиной).
  • Крестовина устанавливается в месте пересечения рельсовых нитей:
    • Сердечник — основная деталь крестовины, выполненная в виде треугольника (сердечники бывают подвижные и неподвижные).
    • Усовики — предназначены для обеспечения правильного направления колеса при проходе через «мертвую зону» (пространство, где сердечник уже закончился, а рельс соединительного пути ещё не начался). При правильной регулировке деталей крестовины колёса не должны касаться усовиков или контррельсов (контррельсы расположены с противоположных сторон у внешних рельсов стрелочного перевода напротив крестовины).
  • Предельный столбик — постоянный сигнальный знак в виде столбика, окрашенного в специальные сигнальные цвета в зависимости от классификации пути, устанавливаемый в месте, где расстояние между осями смежных путей составляет 4100 мм. Он определяет место, за которым размещенный на пути подвижной состав будет находиться в габарите, обеспечивающем безопасный пропуск по соседнему пути.
  • Для предотвращения схода колёсной пары с рельсовой колеи направление движения по соответствующему пути обеспечивается при помощи уложенных контррельсов.
  • Движение по стрелочному переводу в направлении от крестовины к его острякам принято называть пошёрстным, а направление от остряков к крестовине — противошёрстным. При езде в пошёрстном направлении стрелка должна быть переведена в соответствующее положение — иначе поезд взрежет стрелку.
  • Ручные стрелки могут быть оборудованы освещаемыми стрелочными указателями, в таком случае
    • если стрелка поставлена для движения по прямому пути, в обе стороны днём виден белый прямоугольник узкой стороны указателя, ночью — молочно-белый огонь;
    • если для движения на боковой путь, то днём видна широкая сторона указателя, а ночью — жёлтый огонь.
  • Основные требования к стрелочным переводам СССР были установлены в § 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза СССР.
  • Сбрасывающая стрелка с электоприводом (Япония)

  • Сбрасывающая стрелка с электоприводом с дистанционным управлением с подъездного пути (Россия)

  • Стрелочный перевод с ручным управлением (демонтирован фонарь и указатель)

  • Стрелочный перевод с электроприводом с дистанционным управлением на узкоколейной детской дороге (Россия)

  • Электропривод стрелочного перевода (Германия)

  • Слева — стрелочный перевод с дистанционным электрическим управлением, справа — с ручным (Россия)

Крестовины

Стрелочный перевод с подвижным сердечником (Япония)

Крестовины — обеспечивают прохождение колёс подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого. Различают крестовины без подвижных частей, по которым движение подвижного состава возможно по любой из рельсовых колей в любое время, и крестовины с подвижными элементами, которые должны переводиться одновременно со стрелками, и движение по которым возможно только по той колее, на которую переведена крестовина. Крестовины с подвижными элементами вместе с приводами в целом дороже как в изготовлении, так и в эксплуатации, зато позволяют обходиться без контррельсов и без разрыва рельсовой колеи, которое неизбежно в неподвижных крестовинах в тех местах, где траектория гребня колёс пересекает рельсовую нить другого направления. За счёт этого крестовины с подвижными элементами позволяют достигать гораздо большей плавности прохождения подвижного состава и уменьшать ударные нагрузки. Крестовины обычно изготавливаются из высокомарганцевой стали (сталь Гадфильда), обладающей высоким сопротивлением износу при ударных нагрузках.

Марки крестовин

Все стрелочные переводы железнодорожного типа в России и странах бывшего СССР принято характеризовать маркой крестовины, которая представляет собой соотношение ширины сердечника к его длине. Марку крестовины выражают в виде дроби (а также как величину угла между рабочими гранями сердечника в градусах). Среди обыкновенных прямолинейных стрелочных переводов в странах бывшего СССР наиболее распространены переводы с маркой крестовины 1/11 и 1/9, а также симметричные переводы с марками крестовин 1/6, 1/4,5 и др. Также существуют стрелочные переводы с пологими марками крестовин 1/18 и 1/22, допускающие скорости движения по отклонению до 80 км/ч и 120 км/ч соответственно[2].

Стрелочные переводы на главных и приёмо-отправочных путях, предназначенных для пассажирского движения, имеют крестовины марки не круче 1/11. По стрелочным переводам с крестовиной марки 1/9 движение пассажирских поездов допускается только по прямому пути. На приёмо-отправочных путях, предназначенных для грузового движения, укладывают стрелочные переводы с маркой крестовины не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6. Стрелочные переводы прочих путей имеют марки крестовин не круче 1/8, а симметричные — не круче 1/4,5.

Движение поездов по стрелочным переводам марки 1/9 разрешается по прямому пути со скоростями не выше 100 км/ч, а с крестовиной марки 1/11  — 120 км/ч, 140 км/ч, и с более высокими скоростями до 300 км/ч в зависимости от других особенностей стрелочного перевода. На боковой путь по стрелочным переводами марки 1/9 — не выше 40 км/ч, марки 1/11 — не более 50 км/ч, а по симметричным переводам марки 1/11 — не более 70 км/ч [3].

Для увеличения скорости движения на боковой путь требуются более пологие стрелки. Самый пологий стрелочный перевод в настоящее время эксплуатируется на высокоскоростной линии Париж — Лион во Франции. Он предназначен для движения на боковой путь со скоростью 220 км/ч и имеет марку крестовины 1/65. С другой стороны, с увеличением радиуса переводной кривой резко возрастает длина стрелочного перевода, а с ней — длина и масса остряков, усложняется их геометрия. Поэтому для перевода таких стрелок применяется связка из нескольких стрелочных электроприводов, работающих параллельно.

Принцип работы

Принцип работы стрелочного перевода иллюстрирует следующая анимация.

Стрелочный перевод с пневмоподогревом (Швейцария)

В данной анимации путь между точками А и В прямой, а между точками A и C — боковой.

Работа в условиях низкой температуры

При установлении низких температур, например, зимой, снег и лёд могут стать причиной неперевода стрелки в требуемое положение (неприлегание остряка к рамному рельсу), что ведёт к работе электродвигателя на фрикцию (повышения тока электродвигателя стрелочного электропривода), что, в свою очередь, может привести к перегоранию предохранителя или сгоранию двигателя и в конечном итоге к невозможности перевода стрелки с пульта управления (контроль стрелки сохраняется). В прошлом, да и сейчас для решения данной проблемы специальные работники занимались расчисткой путей, в зависимости от количества выпадающего снега издаётся приказ о вводе 1, 2, 3 очереди. Так до сих пор и происходит в некоторых странах и на некоторых, особенно малозначимых, линиях. Ещё одним вариантом разрешения проблемы является обогрев перевода для растопления снега и льда. С этой целью обычно используют газ или электричество, а также для очистки стрелочных приводов применяется сжатый воздух (пневмообдувка стрелки).

Установка стрелочного перевода[4]

  • Сначала происходит разметка мест для установки фундаментных угольников и просверливаются отверстия для крепежа угольников в шейке рельса.
  • Устанавливаются серьги с изолирующим устройством.
  • Происходит установка всех тяг (стрелочная, рабочая, контрольная).
  • Проверяется работоспособность всей гарнитуры и привода при помощи перевода курбельной рукояти.
  • Стопорные планки загибаются и шплинтуются болты, после - устанавливаются закрутки и устанавливается фартук.
  • Электропривод в обязательном порядке должен быть окрашен несмываемой черной краской. На крышке краской белого цвета указывается изображение стрелы и номер стрелки.

Прочие виды стрелок

Существуют конструкции, в которых происходит совмещение торцов подвижных рельсов, соединяемых колеей при перемещении их в горизонтальной плоскости.

Также существуют специальные конструкции, в которых колея одного из направлений начинается в виде клина, накладываемого механизмом на головки рельсов другого направления, благодаря чему такую стрелку теоретически возможно ввести в имеющийся путь без разрыва его колеи. Движение по одному из направлений происходит также по практически не изменённой рельсовой колее, но по отклонённому направлению необходимо сильное ограничение скорости.

Также в монорельсе применяется переворотный тип стрелки, когда два направления закреплены с разных сторон бруса. Для перевода стрелки механизм переворачивает брус нужной стороной.

Конфигурации

Перекрёстный двойной стрелочный перевод на станции Шепетовка. На фото он переключен на маршрут «левый ближний — правый дальний». Перекрёстный двойной стрелочный перевод типа «Bäseler» в Гейдельберге.
  • одиночные стрелочные переводы, в которых один путь разделяется на два.
    • обыкновенные (прямолинейные) — у которых одно из направлений полностью прямолинейно.
    • симметричные — в которых оба направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, за счёт чего длина стрелочного перевода минимальна при заданном минимальном радиусе кривой, такие стрелочные переводы часто применяются в стеснённых условиях.
    • несимметричные одно- и разносторонние.
  • двойные стрелочные переводы, в которых тесно соседствуют 2 стрелки, и один путь разветвляется на три;
    • симметричные, в которых два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Такие стрелочные переводы называются тройниками.
    • несимметричные одно- и разносторонние.
  • перекрёстные стрелочные переводы — располагаются в месте пересечения под углом двух путей.
    • одиночный имеет два комплекта остряков, управляемые двумя механизмами, и позволяет проходить с любой из четырёх веток прямо, и между двумя ветками из этих четырёх — на отклонение.
    • двойной — позволяют как проходить по каждому из пересекающихся путей прямо, так и переходить с одного пути на другой. В такой конструкции присутствует четыре комплекта остряков, управляемые двумя механизмами; две тупые и две остроугольные крестовины. Такие стрелочные переводы часто называют «американскими» («американками») или «крокодилами».
  • сбрасывающая стрелка в нормальном положении (то есть по умолчанию) направлена на сброс («в никуда»), чтобы не допустить выхода случайно ушедшего подвижного состава (вагона, локомотива) на чужой маршрут. Только когда диспетчер готовит маршрут отправления (прибытия) поезда, сбрасывающая стрелка переводится, замыкая путь.[5]
  • сбрасывающий остряк — упрощенная разновидность сбрасывающей стрелки. Представляет собой управляемый остряк только на одном (обычно внешнем) рельсе. Как правило, устанавливается на боковых железнодорожных путях для препятствования самопроизвольному или случайному выходу с них состава на главные пути станции или перегона.

Чтобы определить сторонность СП, надо: встать у острия остряка и смотреть в сторону крестовины, если отклонение (боковое направление) идёт направо, то это правый СП, если налево, то — левый. Если у стрелочного перевода нет прямого направления и оба направления, как налево, так и направо, идут симметрично на отклонение, то это — симметричный стрелочный перевод.[6]

Наибольшее распространение получили одиночные обыкновенные стрелочные переводы, в отдельных случаях укладываются перекрестные двойные стрелочные переводы. Все остальные виды особого распространения не получили ввиду сложности устройства и эксплуатации.

Прочие виды транспорта

Трамвай

Принцип работы советского стрелочного перевода Принцип работы современных трамвайных стрелочных переводов

Задача стрелочного перевода — изменять направление следования трамвайных поездов. Достигается это благодаря использованию специальных парных клиньев — перьев стрелки, которые отжимают реборды колес и направляют их в нужном направлении.

Нередко трамвайная стрелка, в отличие от железнодорожной, оснащается только одним клином. Вторая рельса исполняется просто с разрывом и не управляет направлением движения состава, а плавность хода колеса над разрывом достигается за счет дна желоба рельса, по которому реборда прокатывается своим внешним радиусом.

При одностороннем движении трамваев половина стрелок становятся «обратными» (на которых пути, с точки зрения направления движения, соединяются, а не расходятся). Такие стрелки не управляют движением состава, их не требуется переводить и положение их клина обычно просто продавливается движущейся по ним колесной парой.

Ручной перевод стрелочного перевода — тяжелый, малопроизводительный и при интенсивном уличном движении до некоторой степени опасный труд.

Сейчас в Москве и других городах России перевод выполняется автоматически. Стрелка имеет электрифицированную систему управления с электромагнитным приводом. В стрелочной коробке находятся два соленоида. Они имеют фактически двойной сердечник, соединённый с тягой, которая, в свою очередь, соединена с перьями стрелки.

Работает система управления стрелкой от контактной сети трамвая напряжением 600 вольт. Один из электроприводов сериесный (последовательный), он включён в электрическую цепь последовательно цепи трамвайного вагона. Второй — шунтовой — включён в электрическую цепь параллельно. Сериесный привод устанавливается в коробке стрелки справа по ходу движения, а шунтовой — слева.

На контактном проводе в 16-18 метрах перед стрелкой находятся сериесные (последовательные) воздушные контакты, которые опускают токоприёмник трамвая, плавно отрывая его от контактного провода. В 25 метрах за стрелкой (на линиях, где ходят двух-трехвагонные сцепки или сочлененные вагоны большой длины, расстояние может быть увеличено до 50-70 метров), на одном уровне с контактным проводом параллельно ему установлены шунтовые воздушные контакты.

Если трамваю надо проследовать направо — водитель проводит его под сериесными воздушными контактами накатом, с выключенными двигателями. Так как сериесная цепь оказывается разомкнутой — стрелка остаётся в правом положении.

Если трамваю надо повернуть налево — водитель с помощью контроллера включает двигатели. Когда поезд проходит под сериесными контактами с включенными двигателями, возникает электрическая цепь «контактный провод — сериесный электропривод — сериесные воздушные контакты — токосъемник вагона — двигатели вагона — рельсы». При этом сериесный соленоид втягивает сердечник и переводит стрелку для левого направления движения.

После проезда стрелочного перевода токосьемник трамвая, повернувшего по стрелке налево, замыкает шунтовой воздушный контакт, образуется электрическая цепь «контактный провод — токосъемник трамвайного вагона — шунтовой контакт — шунтовой привод — рельсы», в результате чего шунтовой соленоид возвращает стрелку в исходное положение (для движения направо).[7]

В Барнауле и Бийске применяется другая система управления стрелками. Здесь стрелочные переводы оборудованы реверсивными мотор-редукторами. Управляются мотор-редукторы с использованием индукционной сигнальной системы. На вагонах установлены генераторы электрических колебаний с частотой 11 кГц и индукционные катушки, расположенные перед первой колесной парой. Перед стрелочным переводом в грунт вкопана петля из провода. При включении водителем генератора и при нахождении вагона в зоне стрелочного перевода в петле возникает индукционный ток, который обрабатывается автоматикой стрелки и включает мотор-редуктор для перевода перьев в другое направление. Естественно, такая система не может работать при движении вагона задним ходом.

В Екатеринбурге и Челябинске стрелочные переводы оборудованы единственным соленоидом. Механизм привода устроен так, что при срабатывании соленоида происходит перевод перьев в другое положение. При отключении соленоида обратного перевода не происходит. Таким образом, если нужно перевести стрелку, то при проезде сериесного контакта водитель должен ехать со включенным тяговыми двигателя. Если же стрелку переводить не нужно, то сериесный контакт проходится с выключенными тяговыми двигателями (накатом). Таким образом, перевод стрелки зависит от тока потребления трамваем во время прохождения сериесного контакта. Так же устроены управляемые стрелки в Саратове. Часть стрелок в Екатеринбурге оборудована электронной системой управления, связь с которой из вагона осуществляется по радиоканалу.

За рубежом активно используются высокочастотные бесконтактные устройства для управления стрелками швейцарской фирмы «Signaltechnik-Elektronik AG».[8] При выезде из депо водитель устанавливает матричный переключатель согласно номеру своего маршрута. Вагон при движении непрерывно излучает закодированный сигнал, который принимается антеннами каждой стрелки. Анализируя его, приёмник определяет необходимое направление стрелки. В результате водитель не участвует в процессе управления стрелками и не отвлекается от дорожной ситуации.[8]

Троллейбус

Монорельс

Монорельсовая стрелка (стрелочный перевод)

Стрелочник

Рычаги и тяги управления ручного стрелочного перевода

Управление ручными стрелочными переводами осуществлялось специально выделенными железнодорожными работниками — стрелочниками (стрелочницами[9][10]), работающими под управлением старшего стрелочника по непосредственному распоряжению дежурного по железнодорожной станции[11][10][12][13]. По некоторым вопросам подчинялись дорожному мастеру[14]. Размещался стрелочник в будке стрелочника вблизи от стрелочных переводов, выполнял также функцию по охране стрелок, снабжался ручными сигналами, рожком[15][16][17].

Управление стрелочными переводами с электроприводами производится централизованно дистанционно с пульта в диспетчерской поездными или маневровыми диспетчерами, либо дежурным по станции (при отсутствии в штате станции диспетчеров)[18][11].

Слово «стрелочник» и «стрелки» используются в некоторых фразеологизмах:

  • «свалить вину на стрелочника», «искать стрелочника», «найти стрелочника», «назначить стрелочника», «перевести стрелки» — перекладывание чьей-либо вины, ответственности за негативное случившееся, подозрения на рядового сотрудника[10][12][13][19][20];
  • «перевести стрелки», «переводить стрелки» — смена темы разговора с целью уклонения от неприятных вопросов, ответов[21].

См. также

Примечания

  1. ↑ История создания железных дорог России / История Ж. Д. - Стрелочный перевод - /
  2. ↑ Калинин В.К., Сологуб Н.К., Казаков А.А. Общий курс железных дорог. Учебник для проф.-техн. учеб. заведений. — 2-е, переаб. и доп.. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 77. — 292 с. — 59 000 экз.
  3. ↑ Каталог продукции Муромского стрелочного завода, 2015 г.
  4. ↑ Процесс установки стрелочного перевода. http://rels.by/.
  5. ↑ Сбрасывающая стрелка в действии
  6. ↑ Соединения и пересечения железнодорожных путей (рус.). www.zaoportal.ru. Проверено 28 июля 2018.
  7. ↑ Как работает трамвайная стрелка?
  8. ↑ 1 2 Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.
  9. ↑ Стрелочница, Толковый словарь Ефремовой.
  10. ↑ 1 2 3 Стрелочник, С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. 1998 г.
  11. ↑ 1 2 Перевод стрелки, Васильев Н. Н., Исаакян О. Н., Рогинский Н. О., Смолянский Я. Б., Сокович В. А., Хачатуров Т. С. Краткий технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г, 998 с.
  12. ↑ 1 2 Стрелочник, Толковый словарь Ожегова.
  13. ↑ 1 2 Стрелочник, Евгеньева А. П. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957—1984 гг.
  14. ↑ Дорожный мастер, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.
  15. ↑ Сигнализация железнодорожная, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.
  16. ↑ Будка, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.
  17. ↑ Стрела, Толковый словарь Даля.
  18. ↑ Централизация диспетчерская, Васильев Н. Н., Исаакян О. Н., Рогинский Н. О., Смолянский Я. Б., Сокович В. А., Хачатуров Т. С. Краткий технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г, 998 с.
  19. ↑ Стрелочник, Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп, 2007 г.
  20. ↑ Стрелочник виноват, Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ, 2008 г.
  21. ↑ Переводить/ перевести стрелку (стрелки), Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп, 2007 г.

Литература

  • Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.

Ссылки

wikiredia.ru