Целеполагание - это что такое? Целеполагание в педагогике. Педагогическое целеполагание это


это что такое? Целеполагание в педагогике :: BusinessMan.ru

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание - это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач - это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении - основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке - это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль - цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль - цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль - цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание - это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
Ребенок Социально-экономические условия
Родители
Педагоги Условия образовательного учреждения
Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

businessman.ru

Целеполагание в педагогике, типы, этапы и условия его успешности — Мегаобучалка

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Они имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Условно выделяют следующие типы целеполагания:

1) свободное

2) жесткое

3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух).

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.

При жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.

При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

Целеполагание имеет следующие этапы:

1) Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней воспитания (то есть от целей в социально-педагогическом и общепедагогическом смысле), определить стратегические, тактические и оперативные цели, затем перевести их с теоретического уровня на технологический. Если речь об учебном предмете, определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.

2) следует иметь в виду содержательную и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.

3) анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата. Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.

4) Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.

5) Определение средств достижения цели: а) идеальных - знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных - носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.

6) Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.

7) Поскольку педагогический процесс - двусторонний, то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

megaobuchalka.ru

Целеполагание педагогическое - это... Что такое Целеполагание педагогическое?

 Целеполагание педагогическое сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • ХОЛИСТСКИЙ ПРИНЦИП
  • Целесообразность педагогическая

Смотреть что такое "Целеполагание педагогическое" в других словарях:

  • Управление — это деятельность, направленная на упорядочение, сохранение и совершенствование объекта. Управление осуществляется на основе информации: ее получении, переработке, хранении и выдаче. Управление способствует переводу системы из одного состояния в… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Книги

  • Психолог в материнской школе. Учебное пособие, Т. И. Чиркова. В пособии представлено содержание подготовки бакалавров, будущих практических психологов к работе с родителями детей раннего возраста. Анализируются целеполагание, задачи, функции, формы… Подробнее  Купить за 983 грн (только Украина)
  • Психолог в материнской школе. Учебное пособие, Чиркова Т.И.. В пособии представлено содержание подготовки бакалавров, будущих практических психологов к работе с родителями детей раннего возраста. Анализируются целеполагание, задачи, функции, формы… Подробнее  Купить за 919 руб
  • Психолог в материнской школе. Учебное пособие, Чирков Т.. В пособии представлено содержание подготовки бакалавров, будущих практических психологов к работе с родителями детей раннего возраста. Анализируются целеполагание, задачи, функции, формы… Подробнее  Купить за 712 руб

pedagogical.academic.ru

Целеполагание в педагогике

Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме умение осуществлять целеполагание, прогнозировать результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению актуальных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Определение 1

В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.

Определение 2

Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:

  1. Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
  3. Прогнозирование ожидаемых результатов;
  4. Оценивания полученных результатов;
  5. Коррекция выявленных ошибок, недочетов.

В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.

Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.

Уровни реализации целеполагания

Целеполагание в сфере образования носит разноуровневый характер, процесс реализуется на следующих уровнях:

  • на уровне современного социума и государства – федеральные законы, нормативные акты, регулирующие сферу педагогической деятельности;
  • на уровне субъектов РФ – Программы и Концепции регионального развития;
  • на уровне образовательной организации;
  • на уровне индивидуальной профессиональной деятельности отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:

  • личностные;
  • предметные;
  • метапредметные.

Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.

Конкретизация цели находит свое отражение в постановке отдельных задач - своего рода ступенек, этапов на пути достижения целей. В структуре задачи выделяют требования, направленность на реализацию общей цели; дидактические условия и средства, которые используются в процессе решения задач. Совокупность цели и задач формирует целевой компонент педагогической системы, который наряду с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), результативно-оценочным (рефлексивным) формирует единство педагогической системы.

spravochnick.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Структурно цель воспитания гуманной, демократической личности может быть рассмотрена как идеал; как общая стратегическая задача; как общая тактическая задача; как задача отражения в воспитании интересов, ожиданий, стремлений различных социальных и национальных групп, наконец, как задача обеспечения развития интересов, стремлений, способностей, дарований, духовных потребностей отдельной личности.

В качестве цели – идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация, бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

Сущность стратегической цели воспитания в целом состоит в гармоничном развитии всех сущностных физических и духовных сил, способностей, дарований детской личности, в обеспечении оптимальной приложимости этих сил в условиях обновляющегося общества, в формировании ее внутренней интеллектуально-нравственной свободы.

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические педагогические цели и задачи. Они представляют собой систему конкретных целевых направлений педагогической деятельности, организация и эффективная реализация которых обеспечит практическое достижение оптимального результата в гармоничном развитии сущностных сил детской личности. Тактические цели и задачи реализуются в воспитательно-образовательной концепции, в содержании, организации, формах и методах воспитания и обучения.

В тесной органической связи со всей системой общественной жизни и социального воспитательного целеполагания зарождается и вызревает жизненная цель – перспектива самого ребенка как объекта и субъекта воспитания. Задача педагогики заключается в том, чтобы глубоко познать, изучить индивидуальные цели и жизненные перспективы ребенка, интегрировать их в систему воспитательного целеполагания и организации жизни. Эффективность достижения социально-значимых целей зависит от того, насколько активно используются личные стимулы ребенка, приводящие в движение внутренние силы, индивидуальные способности, дарования, таланты. Важно, чтобы педагогические цели и внутренние побуждения ребенка согласовывались, взаимодействовали друг с другом, гармонически сочетались, способствуя самоутверждению и наиболее полной самореализации человека.

Таким образом, педагогическое целеполагание представляет собой целостную систему определяющих основные направления педагогической деятельности ориентиров. Она включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития человеческой личности, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности. Эта система целей охватывает и определяет всю организацию учебно-воспитательного процесса: его содержание, характер формы и методов, направленность самовоспитания детей.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001. – С. 70-81.

 

Разделение цели на ряд исчерпывающих задач хорошо помогает общему движению к ней. Впрочем, заметим, любая цель не достигается прямым путем, а всегда – через совокупность последовательно решаемых задач, которые выступают определяющим условием ее достижения.

В первую очередь выделим задачу формирования жизненной позиции у школьника – такого общего отношения, при котором устанавливается связь личностного «Я» и жизни как таковой, объекта, который оценивается, анализируется, конструируется, корректируется в качестве высочайшей ценности для человека. Если педагогам не удается сформировать общего отношения к жизни, то следует исключить разговор о становлении школьника как ее субъекта и стратега. Молодой человек, способный строить жизнь, должен знать, что именно он хотел бы выстроить.

Эти задачи могут решаться при определенном духовном развитии личности школьника, при высокой степени абстрагирования, в условиях развитой социальной потребности, определенного мировоззрения, т.е. в старших классах нашей школы. Для педагога, работающего с юношеством, данные доминирующие задачи служат ключевой профессиональной идеей, которую он проводит в любой ситуации, любыми способами.

Бесспорно и значение следующей задачи: формирование у школьника образа достойного человека, человека современной культуры, интереса к человеку как социально-психологическому феномену с его сложным, противоречивым, не познанным до конца внутренним автономным миром, но тем не менее связанным крепко с людьми и только через отношение с другим «Я» проявляющем свое «Я», живущим лишь в условиях сообщества, выступающим одновременно и частью общества, и некой противостоящей ему единицей.

Данная задача может быть успешно решена в подростковый период, когда школьник в своем развитии выходит на уровень самосознания, интенсивного формирования самооценки, самоконтроля, саморегулирования и в итоге самовоспитания.

В младших классах задачей-доминантой является формирование социально ценностного отношения к нормам современной культуры: гигиеническим, правовым, эстетическим, этическим, бытовым. Именно в этом возрасте школьник отличается ортодоксальностью, неуклонным следованием установленному порядку, провозглашаемым правилам.

Дошкольный период передает в первые классы ребенка как эстафету. Главная задача – формирование отношения к природе как дому человечества. Эта задача-доминанта частично решается, если хорошо организовано семейное и дошкольное воспитание в детском саду, а школа лишь продолжает, углубляет и завершает ее решение, раздвигая жизненные горизонты ученика.

Таким образом, нами поставленная цель предстает как ряд сменяющих друг друга задач, ступенчато возвышающих школьника до способности стать субъектом жизни на уровне современной культуры. Разумеется, эта последовательность обеспечивается лишь через доминирование одной из них, актуальных постоянно, но отодвигающихся на второй план в определенный возрастной период и на определенное время, чтобы выдвинуться ведущей, основной задачей в другой период.

Смена задачи-доминанты придает воспитательному процессу динамический характер, ребенок восходит ежегодно на новую социальную высоту, позволяющую ему увидеть жизнь в новом ракурсе, обнаруживать в ней систему ценностей и новое содержание.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /

Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 47-49.

 

Структура цели постоянна, она определяет ее алгоритм. Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) – это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие.

Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в воспитаннике с учетом конкретной позиции (роли)?

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета.

Организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Эти цели выражают стремление использовать те или иные пути и средства, обеспечивающие и стимулирующие достижение целей групп А, В, С. Например, к ним можно отнести цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе урока.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Мастер, например, может изменить методы преподавания, привычную последовательность этапов урока, внедрить новые методы, средства, формы организации педагогического процесса. В этих случаях от ставит такие цели: применить метод исследования трудовых операций, провести интегративный урок производственного обучения.

Как организационные, так и методические цели являются вспомогательными в педагогическом процессе.

Методика целеполагания не располагает точными рекомендациями по вопросу целеобразования (целеформирования, разработки цели). Разработка цели – процесс мыслительный, логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы: а) обобщить, сравнить определенную информацию; б) сделать выбор наиболее значимой информации; в) на ее основе сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов; г) принять решение о достижении цели.

Такой же мысленный путь проделывает и учащийся, когда стремится предвидеть результаты своего поведения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение, взаимодействие целей педагога и учащихся – одно из важнейших условий успеха педагогического процесса в развитии его участников. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем.

Безрукова B.C. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996. – С. 35-39.

 

Итак, одна из наших исходных методологических посылок состоит в том, что личностно ориентированное образование имеет множество источников целеполагания. Первый – это социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан. И то и другое подлежит осмыслению в категориях педагогической науки для уяснения возможностей институциональных систем воспитания.

 

Второй источник педагогической цели – ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность не только как период подготовки к чему-либо. Детство, общественное отношение к нему – критерий и источник гуманистичности всей социальной среды.

Третий фактор определения цели – учитель как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого».

На разных этапах развертывания процесса воспитания удельный вес этих факторов-источников меняется. В самом общем виде можно предположить, что идет восхождение от общей социальной установки «для всех» к индивидуально-своеобразной цели «для меня», в построении которой ведущая роль принадлежит учителю и его воспитанникам.

Меняются также соотношение и вклад разных источников в построение цели на различных этапах ее конкретизации.

Очевидно, что в последнем случае ведущая роль в определении цели принадлежит учителю и ученику как конкретным субъектам педагогического общения, а социальные установки проявляют себя здесь опосредовано через сознание этих субъектов, их совместную деятельность, диалоги и коллизии, связанные со смыслообразованием, с рефлексией, самоопределением, поиском своего места и назначения. Опыт этой внутренней смыслопоисковой деятельности в соответствии с развиваемой нами концепцией является специфическим компонентом содержания образования. Никакой опыт не усваивается эффективно, если бездействует личностно-смысловая сфера учащегося. «Образование без души, – говорил М. Мамардашвили, – опустошает душу».

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования

педагогических систем. – М., 1999. – С. 53-54.

 

Сформулируем простейший вопрос. Если педагог мастерит вместе с ребенком модель парусника, должен ли он рассматривать и создание парусника как свою цель?

То, что парусник обязательно присутствует в сознании педагога как цель, и то, что эта цель чрезвычайно тесно связана с представлениями о личности ребенка, – все это не вызывает у нас сомнений. Таким образом, совместная деятельность педагога и воспитуемого, которую мы будем называть воспитывающей деятельностью, регулируется сложным комплексом целей, включающим в себя как непосредственные цели жизнедеятельности («цель-в-объекте»), так и собственно педагогические («цель-в-субъекте»).

 

Теперь мы можем внести определенные коррективы в первоначальное представление о воспитательной системе школы. Мы видим, что тип упорядоченности здесь достаточно сложный. В школе существует воспитательная система в том случае, если протекающие в ней процессы подчинены сложному целевому комплексу, состоящему из взаимосвязанных педагогических и непедагогических целей. Таким образом, воспитательная система школы упорядочена относительно целей воспитывающей деятельности.

В чем же специфика воспитывающей деятельности по отношению к другим видам деятельности? Совсем не в том, что в ней происходит развитие личности. Во всякой деятельности, по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса есть две стороны: обработка природы людьми и обработка людей людьми. Но в обычной, педагогически не освоенной деятельности развитие личности субъекта выступает как побочный, сопутствующий продукт, полностью подчиненный непосредственной цели деятельности. Инженер, руководящий строительством здания, меньше всего думает о том, чтобы научить своих рабочих на этом объекте каким-то навыкам. Здание выступает если не как единственная, то как господствующая цель. И лишь когда деятельность становится воспитывающей, два ее неотъемлемых аспекта выступают как самостоятельные цели и вступают во взаимодействие.

Итак, в воспитывающей деятельности можно различить два аспекта: изменение – преобразование объекта и изменение – развитие личности самого субъекта. Им соответствуют цель-в-объекте и цель-в-субъекте. Между данными аспектами и соответствующими им целями существует амбивалентная связь, которая является основой для воспитывающей деятельности. Какие же признаки позволяют квалифицировать взаимодействие двух указанных целей с позиций принципа амбивалентности?

1. Их единство и взаимообусловленность: цель-в-объекте и цель-в-субъекте суть две стороны одной и той же воспитывающей деятельности, они существуют раздельно, хотя и взаимосвязаны. Цель-в-субъекте не может существовать в отрыве от цели-в-объекте, потому что невозможно беспредметное воспитание. Но и потеря цели-в-субъекте лишает воспитывающую деятельность всякого педагогического смысла, ведет к потере личности ребенка как цели. Самое же главное состоит в том, что эти цели невозможно однозначно иерархизировать. В большинстве случаев две основные части школьного коллектива отдают предпочтение разным целям: педагоги склонны считать основной цель-в-субъекте, а дети – цель-в-объекте. Но деятельность при этом остается единой и единым в ней остается совокупный субъект – воспитательный коллектив.

2. Противоположная направленность двух целей: в объекте и в субъекте. Эта противоположность может проявляться не сразу, поскольку само противоречие между ними имеет определенные ступени собственного развития. Так, обе цели могут выступать в виде тождества, когда в достаточно простых формах деятельности действия по их реализации совпадают. Далее, они могут выступать как дополняющие друг друга, и это не вызывает особых проблем. Но могут эти цели осуществляться и через отрицание друг друга: в тех случаях, когда реализуется цель-в-субъекте, происходит снижение эффективности продуктивной стороны деятельности, и, наоборот, всякое повышение эффективности детской деятельности происходит за счет снижения воспитательного эффекта. Но может быть достигнута и гармония, так как найдены такие способы организации деятельности, при которых достижение воспитательной цели включает в себя в превращенном, снятом виде и достижение цели-в-объекте.

Динамика взаимосвязи целей дана нами предельно абстрактно. В содержательном же плане взаимосвязь двух целей заключается в следующем: для реализации цели-в-субъекте необходимо, чтобы человек был по-настоящему субъектом, обладал самостоятельностью. Однако, если воспитуемому будет предоставлена такая самостоятельность, то качество его деятельности может понизиться из-за того, что воспитуемый – человек с заведомо недостающими для этой деятельности умениями и знаниями. Поэтому воспитуемый обязательно получает помощь извне – это или прямое участие взрослых, или использование готовых способов деятельности. Но чем больше помощь и, как следствие, эффективнее результат деятельности с точки зрения цели-в-объекте, тем меньше доля самостоятельности воспитуемого, тем меньше достигается цель-в-субъекте. Позволить ребенку решать трудную задачу самому? Но есть риск, что он вообще ее не решит или решит неправильно. Прироста знаний или умений не будет. Если же оказать помощь, задача будет решена, но это будет сделано не ребенком, и опять личностный прирост может оказаться незначительным. Необходимо балансирование между двумя крайностями.

Мы зафиксировали основное противоречие воспитывающей деятельности – между целью-в-субъекте и целью-в-объекте. Это противоречие, на наш взгляд, можно обнаружить в любом виде воспитывающей деятельности, в любой педгогической ситуации. Всюду, где есть воспитание, имеется и противостояние этих целей. Кроме того, это противоречие не встречается нигде, кроме воспитывающей деятельности. Там, где осознанного воспитания не происходит, не формулируется цель-в-субъекте и, следовательно, не возникает противоречие.

Теперь мы можем сформулировать еще одно определение воспитательной системы школы: это целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречивого единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей). Это определение, на наш взгляд, показывает специфику, сущность воспитательной системы, хотя еще и в недостаточно развернутом виде. Однако оно дает нам определенный ключ к дальнейшему исследовательскому поиску, так как указывает, в каком направлении следует искать. Двойственность и противоречивость целей воспитывающей деятельности выступает объяснительным принципом для изучения специфики воспитательной системы.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и др. – М.,1999. – С. 132-136.

 

 

Т Е М А 4

РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ

И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

1. Личность, ее развитие и формирование.

2. Движущие силы, основные закономерности и направления развития человека.

3. Основные факторы, влияющие на развитие личности.

4. Деятельность и общение – способы бытия и факторы развития человека.

4.1. Условия эффективности деятельности.

4.2. Общение, его функции, виды и структура.

5. Роль обучения и воспитания в развитии личности.

6. Личностный подход и личностно-развивающее обучение.

7. Сущность социализации и ее стадии.

8. Роль активности личности в собственном развитии.

9. Субъект и личность.

 



infopedia.su

Целеполагание в педагогике это

Навигация по статье

Верно поставить перед собой цель – сложная задача. Целеполагание это целый раздел в науке, который направляться пристально изучить, перед тем как приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности возможно заблаговременно обречь себя на провал.

В статье главное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Так как как раз преподаватель значительно чаще сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание это база не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, в то время, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и способ следования к ее исполнению. В обязательном порядке учитываются и все нужные факторы, каковые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание это такой же процесс, лишь, в отличие от бизнеса, к примеру, задача ставится образовательная. Говоря о целях, необходимо понимать, что они смогут иметь различный темперамент, другими словами отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры либо отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для различных возрастных категорий;
  • при изучении различных дисциплин;
  • появляющиеся по ходу обучения и ставящиеся перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи смогут быть различными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже осознали, что постановка задач это серьёзный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Отыскать правильное определение функций этого процесса сложно, поскольку существует большое количество различных формулировок. Но все сходятся в едином мнении базой работы любой компании есть постановка цели. Но сама по себе она не имеет возможности работать самостоятельно без выяснения более небольших управленческих задач.

Следовательно, следующей возможно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играется в управлении, возможно выделить и управленческую. Последняя сопровождает начальника в течении всей деятельности и ведет к успеху.

Существуют различные взоры на определение, имеет целеполагание основывающую либо организационную функцию. Тут возможно заявить, что частично правильно да и то, и другое. Так как задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их исполнения в целом. Так что нельзя разделять данный процесс на различные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы либо учебы.

Цель и целеполагание

Но возвратимся все же конкретно к педагогике. Эта сфера интересует нас сейчас больше всего. Для педагога принципиально важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

Целеполагание в педагогике это
  1. Педагог пристально анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, каковые педагог находит разумными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более правильные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, преподаватель должен брать во внимание не только индивидуальные, но и глобальные события. Планирование и целеполагание это процессы неразрывные, и в то время, когда мы определяемся в своих намерениях, то в один момент планируем и путь к их достижению.

Целеполагание в педагогике это

Глобальная цель в воспитательном ходе создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту совершенную формулировку. Такая личность обязана мочь развивать все свои преимущества и положительные качества, дабы выжить в мире, который быстро изменялся и потребовал от человека все громадных умений и навыков. По мере того как изменялся мир, изменялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Данный масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Тут учитываются особенности исторических событий сейчас, важность тех либо иных качеств на конкретном этапе развития страны. Как раз тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие эмоции ответственности перед страной;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как в любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Личные цели

Целеполагание на уроке это уже более узкое рассмотрение процесса. Личный подход высказывает те потребности, каковые характерны отдельным людям и различным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая домашние события детей), и анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут также возможно различным:

  • вольный стиль цели ставятся совместно, по окончании дискуссии и утверждения всеми;
  • твёрдый стиль цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заблаговременно определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и способы решения обсуждаются вместе с обучающимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, и от специфики дисциплины.

Серьёзные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, каковые принципиально важно учитывать. В случае если покинуть без внимания какой-то из них, другими словами шанс не взять желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач нужно:

  • учитывать личные требования ребенка, учителя, школы либо другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором живут участники процесса;
  • изучить особенности экономразвития сейчас, и все события, существующие в учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, и атмосферу в коллектива.

Неизменно необходимо не забывать основное: исходить необходимо от малого к большему. Другими словами главным в ходе есть индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, возможно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая яркая постановка задачи.
  2. Определение способов, благодаря которым она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, каковые педагог ожидает взять.

По-любому, но эти три компонента должны в обязательном порядке выполняться, поскольку человек должен четко видеть не только цель, но и как именно он достигает результата, и что возьмёт, в то время, когда достигнет его. Данное крайне важно и считается основополагающим в данной сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Целеполагание в педагогике это

Требования к целеполаганию

Как вы уже осознали, воздействие целеполагания включает в себя большое количество разнообразных факторов. Целый процесс обучения складывается из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и без того происходит все время, пока продолжается обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А дабы оно было успешным, необходимо знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели лишь по окончании тщательного изучения всех составляющих и нужных факторов.
  2. Настоящие цели, другими словами постановка таких задач, каковые реально достигнуть в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется большое количество внимания, личный подход в обучении играется именно эту роль – учитывать возможности каждого участника. Возможно поставить одной группе учеников задачу, которая для них настояща, а одновременно с этим для других детей она будет через чур тяжела, другими словами необходимо доходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что означает постоянную взаимосвязь различных дорог и задач в ходе обучения и воспитания. Запрещено ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Кроме этого в случае если поставлена громадная цель, то необходимо поделить ее на подцели и любой раз мотивировать обучающихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их необходимо идентифицировать любой раз, в то время, когда они изменяются.
  5. В обязательном порядке анализировать итог (положительный либо отрицательный), но это нужно делать чтобы верно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особым либо новым и хорошо известны каждому педагогу. Принципиально важно, дабы о них не только не забывали, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Чтобы верно осознать и запомнить, что целеполагание это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы попытались тезисно изобразить все потребности, и факторы и условия, каковые влияют на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание это обязательный атрибут образовательного процесса. Чтобы он стал успешным, педагогу необходимо не просто слепо ставить задачи и делать их, вопреки всему. Нужно учитывать все составляющие, условия, факторы, и личные особенности обучающихся.

Целеполагание в педагогике это

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка громадных, небольших и промежуточных целей. Чтобы неизменно верно выполнять целеполагание, педагогу необходимо систематично заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, и тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом ходе нужен только комплексный подход, а при диагностике нужно учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Целеполагание в педагогике это

Поделиться в соц. сетях

tpk-eti.ru

Целеполагание в педагогике

Цель – определяющий элемент педагогической системы, без которого педагогическая деятельность теряет всякий смысл. Именно от нее зависят содержание и средства получения результатов. В педагогике, цель – мысленное представление о том, какими должны быть результаты процесса воспитания, а также о качествах, которые нужно формировать в личности.

Принципы педагогического процесса определены таким способом, что воспитание всегда целенаправленно, и без четкого представления о цели педагогическая деятельность вряд ли будет эффективной. Рассмотрим основные моменты целеполагания, а также иерархию целей в педагогике.

Итак, целеполагание в педагогике является сознательным процессом, в ходе которого педагог выявляет и ставит цели и задачи своей деятельности. Как правило, выбор целей обучения или воспитания не есть добровольным. Существует четко сформулированная методология педагогики, а также определенные представления об общественных ценностях. В педагогической литературе существует несколько позиций по определению целей воспитания и образования.

Так, согласно первому мнению, воспитательные цели зависят от религиозных представлений о жизни и ее смысле, о назначении человека, которые даны религией и имеют абсолютный характер. Вторая позиция подразумевает, что целеполагание в педагогике зависит от внутренних потребностей человека, а также от его индивидуальной природы. Представители материалистического подхода утверждают, что на цели влияют потребности общества и его ценности во всевозможных аспектах, включая технический, социально-экономический, культурный и прочие.

Целеполагание в педагогике построено на определенной иерархической системе, где высшей ступенью являются государственные цели, отражающие представление общества о гражданине и о человеке в целом. Такие цели разрабатывают специалисты и принимает правительство. Следующую ступень занимают цели-стандарты, то есть те цели, которые отражаются в образовательных стандартах и программах. Среди них – цели обучения в средней школе, а также, к примеру, цели обучения математике или воспитания детей конкретного возраста. Ниже всего – цели темы урока или внеурочного мероприятия.

Таким образом, целеполагание в педагогике основывается на образовательных стандартах – требованиях к уровню и содержанию знаний учеников, которые описывают минимальные умения и знания выпускника. Стандарты обеспечивают качество образования и его соответствие международным нормам.

В истории общества цели воспитания меняются со сменой философских концепций, психолого-педагогических теорий, общественных требований к образованию. Например, в Штатах сохраняется концепция адаптации личности к жизни, которая была разработана еще в 20-х годах. Она частично изменена, но главная цель остается прежней: воспитание ответственного гражданина, эффективного работника, доброго семьянина и разумного потребителя. Позже были разработаны такие программы, как «воспитание в духе мира» или «воспитание в целях выживания». Такое разнообразие указывает на наличие разнообразных подходов к целеполаганию.

Целеполагание, равно, как и функции педагогического процесса, состоит в том, что цели формулируются в общем, как педагогическое кредо, очень часто переходя в обобщенные рассуждения и размытые представления о той или иной цели. Именно такая обобщенность затрудняет быструю разработку процессов воспитания и учебных программ. Педагоги-теоретики предлагают решать проблему внедрением понятия «педагогическая технология», которое сформулирует цели диагностично словами, которые описывают планы действий ученика.

fb.ru