Паттерны поведения пользователей. Паттерны поведения это


Статья:: Паттерны разрушения паттернов - trEnings.ru: всё о НЛП

- У меня фобия.- В НЛП нет фобий - в НЛП есть паттерны. Нужно разрушить паттерн!Фрэнк Фарелли

Если мы хотим изменить поведение – в НЛП часто используют термин "паттерн" - то можем использовать несколько принципиально отличающихся подходов: разрушить старое поведение, добавить более удачное новое, или сначала разрушить старое, а потом добавить новое. В НЛП чаще предпочитают добавлять варианты предполагая, что человек будет пользоваться новыми выборами. Но иногда основным фокусом внимания будет именно разрушение – если у человека фобия или зависимость, в первую очередь, ему хочется от этого всего избавиться. К тому же, разрушив старое поведение, поиск замены мы можем оставить бессознательному.

Паттерн – то, что повторяется в поведении независимо от контекста.

Так что появилась у меня мысль сфокусироваться именно на теме разрушения – посмотреть, какими способами и как это можно сделать. Но прежде чем продолжить согласуем карты:

  • если вместо паттерна ничего больше нет – был якорь, разрушили, на стимул нет реакции, - то это разрушение;
  • если вместо одного паттерна вставили другой – был якорь, но теперь на стимул новая реакция, - то это замена;
  • если к существующему паттерну добавили новые – на один и тот же стимул человек может реагировать и по-старому, и по-новому, - то это добавление.
Понятно, что это деление очень условное, но, как говориться, возьмём за основу.

Как примеры:

В НЛП  обычно после разрушения всё-равно помогают клиенту придумать что-то новое на замену разрушенному. Это может быть и инструкция бессознательному, и вполне конкретный паттерн "созидания" - так, после паттерна "Порога" рекомендуется сделать "Взмах".

Итак, какие паттерны разрушения паттернов у нас есть.

Тут термин паттерн употреблён в двух смыслах - что разрушаем и чем. Что можно разрушать: якоря, убеждения, цели, стратегии, идентичность, миссию, метасостояние. Разрушать можно либо связи - якоря, убеждения, - либо "конструкции", - миссию, цель, идентичность. Например, состояние разрушить нельзя, только перейти в другое.

Субмодальные: представить ситуацию нарисованной на стекле и стекло разбить; отодвинуть ситуацию в бесконечность; сжать в точку; убрать звук до минимума; закрасить чёрным.Паттерн взмаха: сначала представить, как представляется сейчас - быстро новое представление - отвлечься. И так раз 5-7. Если вместо нового образа пусто - разрушение старого процесса.Паттерн порога: можно разрушать навязчивости. Берём навязчивость, определяем критическую субмодальность, усиливаем её до тех пор, пока не перейдём порог и мозг перестанет воспринимать предмет реальным. Кстати, Бендлер предлагает применять паттерн порога для принятия решений - усиливаешь чувство недовольство собой (можно вспоминая неудачные ситуации), пока не скажешь себе: "Хватит!"

В метамодели есть довольно интересный паттерн работы с обобщениями - поиск противоположного примера: - Ты всегда опаздываешь. - А было ли, что я приходил во время? - типичный фокус языка. Но там есть что-то вроде паттерна порога - гиперболизация: - Всегда, всегда, всегда!? - Вот над ним стоит подумать, потому как среди фокусов языка аналоги есть только условно (расширение фрейма). И вообще можно порассматривать многие раскрутки с точки зрения преодоления порога.

Якоря: коллапс разрушает якоря. Хороший признак - на старый стимул нет реакции.Метасостояния: по отношению к событию/человеку/вещи испытать полное равнодушие.Быстрое обратное ассоциированное перепроживание: как в технике «Быстрое лечении фобий», тоже разрушает якоря.Раскрутки: многие раскрутки просто разрушают убеждения, особенно те, которые показывают что оно не работает или его последствия не приемлемы, но не предлагают новых вариантов.Пресуппозиции: можно вставить команду разрушения, вроде "Ты понимаешь, что ты лишён возможность делать это".Хорошо Разрушенный Результат - берём пункты ХСР, и задаём вопросы про то, почему они не могут быть достигнуты.Ограничивающие убеждения достижения цели - создаём ограничивающие убеждения (или разрушаем поддерживающие) на тему: цель не нужна, цель не достижима в принципе (безнадёжность), цель не достижима для меня (беспомощность), я не достоин достижения цели (никчёмность), я могу достигнуть цели только при чьей-то помощи (зависимость). Создавать можно как при помощи пресуппозиций, так и по стратегии создания убеждений. Разрушать можно при помощи раскруток.

Разрушать убеждения можно не только при помощи раскруток, но и проведя по стратегии разрушения убеждения – как в технике «Музей старых убеждений». По-видимому можно это сделать и чисто вербальными способами, только нужно выяснить убедители разрушения убеждения.

Можно попробовать поискать что-то общее в механизмах разрушения:

  • коллапс противоположностей: коллапс якорей, речевые парадоксы,;
  • разрушение структуры: обратное перепроживание, паттерн взмаха;
  • стирание: метасостояние "безразличия", субмодальности стирания - удаление, закрашивание и т.д.;
  • команда разрушения: всяческие речевые команды - в пресуппозициях, вложенных сообщениях, прямых внушениях и т.д.
  • мотивация к разрушению: показать что паттерн не работает или его использование не экологично.

Ну вот, немного информации подумать на досуге.

trenings.ru

Паттерны (шаблоны) поведения. Виды паттернов поведения

Паттерны » Паттерны поведения

Паттерны поведения рассматривают вопросы о связях между объектами и распределением обязанностей между ними. Для этого могут использоваться механизмы, основанные как на наследовании, так и на композиции.

Кратко рассмотрим особенности паттернов (шаблонов) поведения.

Паттерн Chain of Responsibility позволяет обработать запрос нескольким объектам-получателям. Получатели связываются в цепочку, и запрос передается по цепочке, пока не будет обработан каким-то объектом. Паттерн Chain of Responsibility позволяет также избежать жесткой зависимости между отправителем запроса и его получателями.

Паттерн Command преобразовывает запрос на выполнение действия в отдельный объект-команду. Это придает системе гибкость: позволяет осуществлять динамическую замену команд, использовать сложные составные команды, осуществлять отмену операций.

Паттерн Iterator предоставляет механизм обхода элементов составных объектов (коллекций) не раскрывая их внутреннего представления.

Паттерн Interpreter предназначен для решения повторяющихся задач, которые можно описать некоторым  языком. Для этого паттерн Interpreter описывает решаемую задачу в виде предложений этого языка, а затем интерпретирует их.

Паттерн Mediator инкапсулирует взаимодействие совокупности объектов в отдельный объект-посредник. Уменьшает степень связанности взаимодействующих объектов - им не нужно хранить ссылки друг на друга.

Паттерн Memento получает и сохраняет за пределами объекта его внутреннее состояние так, чтобы позже можно было восстановить объект в таком же состоянии.

Паттерн Observer определяет зависимость "один-ко-многим" между объектами так, что при изменении состояния одного объекта все зависящие от него объекты уведомляются и обновляются автоматически.

Паттерн State позволяет объекту изменять свое поведение в зависимости от внутреннего состояния. Создается впечатление, что объект изменил свой класс. Паттерн State является объектно-ориентированной реализацией конечного автомата.

Если поведение системы настраивается согласно одному из некоторого множества алгоритму, то применение паттерна Strategy переносит семейство алгоритмов в отдельную иерархию классов, что позволяет заменять один алгоритм другим в ходе выполнения программы. Кроме того, такую систему проще расширять и поддерживать.

Паттерн Template Method определяет основу алгоритма и позволяет подклассам изменить некоторые шаги этого алгоритма без изменения его общей структуры.

Паттерн Visitor определяет операцию, выполняемую на каждом элементе из некоторой структуры без изменения классов этих объектов.

cpp-reference.ru

Паттерны поведения

patter.povedenijaРазбираться в людях - легко. Очень, очень легко. Вся информация о том, как данный конкретный человек поступит с вами в будущем, всегда лежит на поверхности и доступна буквально по щелчку пальцев.

Начнем с простого.

Если ваша девушка врет подругам, родителям и начальству - какова вероятность того, что вам, в качестве счастливого исключения, она врать не будет?

 

Если заказчик категорически недоволен предыдущими пятью дизайнерами - какова вероятность того, что именно ваша работа ему вдруг понравится?

Если приятель вдохновенно сплетничает с вами обо всех общих знакомых - какова вероятность того, что о вас он будет молчать, как рыба?

На все три вопроса ответ один: практически нулевая. Исключений я еще не видел. Все случаи, казавшиеся исключениями, на проверку оказывались просто более сложными случаями применения тех же законов.

Это очень лестно и приятно - предполагать, что вы весь из себя такой прекрасный, и с вами у этого человека все будет совершенно иначе. Что девушка постоянно врет, потому что ее никто не понимает - но вы-то способны ее понять и поэтому вам она врать не будет; что предыдущие пять дизайнеров просто были криворукими идиотами, но вы-то профессионал и сможете удовлетворить высокие требования заказчика; что сплетник так откровенен с вами, потому что у вас такие охренительно хорошие отношения, с а другими он будет вести себя совершенно иначе. Это приятные мысли. Но ошибочные.

Вы можете быть неэпически прекрасны, это ни на что не повлияет. Потому что дело не в вас. Дело НИКОГДА не в вас, как это ни печально. Просто у каждого человека есть свои устоявшиеся паттерны поведения, и он реализует эти паттерны со всеми, кто подвернется под руку. В том числе и с вами.

И чтобы с высокой точностью предсказать, как именно человек поступит с вами в будущем, надо всего лишь знать эти паттерны. А узнать их очень просто, они все проявлены в аналогичных ситуациях в настоящем и прошлом. Вы этому человеку друг? Хорошо - как складывались его отношения с друзъями за последние лет пять? Вы ему учитель? Чем закончился его контакт с предыдущими учителями? И так далее, и тому подобное. Причем одна-единственная ситуация может о человеке ничего не сказать; но хотя бы две повторившиеся по одной схеме ситуации скажут о нем все. Ищите повторения. То, что произошло дважды, обязательно случится и в третий раз.

Информация о том, как человек поступит с вами в будущем, всегда лежит на поверхности. И всегда доступна - для тех, кто знает, что искать. По большому счету, она сводится к одному простому правилу: люди не меняются. Никогда. Что было в прошлом, то же будет в будущем.

Ну вот, с простой частью закончили, теперь переходим к сложной.

Во-первых - это на схеме все выглядит простым и понятным. Но схема нужна для наглядной демонстрации основного принципа, а в реальной жизни паттерны поведения иногда бывают сложными и разветвленными. Скажем, если человек со всеми друзьями ссорится на второй год общения - это простой, прямолинейный паттерн. А если с половиной ссорится, а с половиной - нет? Вот тут уже интереснее. Тут уже требуется некоторое время, чтобы выяснить, что общего у тех, с кем он поссорился, и что - у тех, с кем нет. И так далее. На то, чтобы начать предсказывать поведение человека в общих чертах, мне нужно примерно пару месяцев общения; на то, чтобы сказать "да, я его действительно хорошо знаю" - больше полугода.

Во-вторых. У каждого свой паттерн, да, отлично. А что происходит, когда встречаются два взаимоисключающих паттерна? На самом деле такое случается крайне редко, люди подсознательно подбирают себе в знакомые тех, с кем могут реализовать какой-нибудь свой паттерн. Для танго нужны двое. Всегда. Если в собеседнике нет ничего, на что можно было бы навесить тот или иной свой паттерн - коммуникация сама тихо загнется. Я встречал случаи, когда сталкивались лоб-в-лоб два взаимоисключающих паттерна; это звучит одновременно дико и очень логично, но в таком случае реализовывались оба. Участники ситуации потом рассказывали о ней очень разное, совпадающее по фактам, но прямо противоположное по смыслу.

Ну и в третьих. Насчет того, меняются ли люди на самом деле. И еще немного о вере в людей.

Меняются ли - нет. За тридцать лет жизни среди людей я не встретил ни одного случая. Повторюсь: ни одного. Не меняется никто, даже те, кто считает самосовершенствование своим главным делом в этом мире. Люди относительно легко меняют сферы, в которых реализуют свой сценарий; с гораздо меньшей охотой, то тоже иногда меняют - методы реализации сценария. А вот ни сценарий, ни цели люди не меняют практически никогда. В результате шока или же долгой целенаправленной работы может быть изменен один или два паттерна поведения; в результате адской работы могут быть изменены все или по крайней мере большинство паттернов. Но основной жизненный сценарий останется нетронутым. Везде, где я общался с человеком достаточно долго, чтобы отслеживать эти процессы, было так и никак иначе.

И последнее. О вере в людей. Верить в виде "ну и что, что этот человек вел себя со всеми остальными как последняя сволочь, я все равно буду верить, что со мной он поведет себя иначе", не работает. И никогда не работало. Единственный вид веры в людей, который я знаю - это держать глаза открытыми. И если человек внезапно выходит за границы своего паттерна, и начинает вести себя как-то иначе - не надо загонять его обратно. Не надо действовать в стиле "я же знаю, что ты такой-то и такой-то, а ну немедленно вернись на место! соответствуй моему представлению о тебе!". А надо просто заткнуться и внимательно наблюдать. И если он действительно сделает что-то ощутимо не так, как раньше, внести поправку в свои представления об этом человеке. Но только пост-фактум. Не заранее.

Подпишитесь на рассылку последних новостейс этого сайта

talumala.com

Паттерн (психология) - это... Что такое Паттерн (психология)?

Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Стереотип - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет - миропонимание.

Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она - воспитательница и кухарка.

Отечественная традиция

В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) -слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что "процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства".

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

См. также

Источники

  1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004
  2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 - 141.

Wikimedia Foundation. 2010.

xzsad.academic.ru

Паттерны поведения. - Ось Мира

Карта показывает, каковы мы сейчас из-за того, что думали и делали в прошлом. Эти очень давние, глубоко укоренившиеся паттерны не легко изменить. Давайте скажем это без оговорок! Это не простое дело изменить мощные привычные паттерны просто путем небольшого приложения старомодной «силы воли». Эти паттерны также существенным образом не меняются, наводя лоск на них чудаковатым жаргоном некоторых течений психотерапии или философии «Нового Века», которые раздувают эго, поощряя людей утверждать: «Я беру ответственность за свою жизнь; я заставляю все происходить; я теперь знаю, что заставляю себя страдать и т. д.».

Человеческая духовная эволюция гораздо тоньше, чем это. Старый «где хотение, там и умение» подход рассмотрения проблем терпит крах, когда сложная задача слишком интенсивна. И попытка рационализировать конфликты и духовные кризисы человека вне существующего только сдерживает поток жизненной энергии на короткое время, за которым быстро следует стремительное высвобождение силы, которая полностью раскрывает пустоту псевдо-духовного эскапизма. Кармические паттерны являются реальными и мощными. Эти черты не собираются угаснуть в одночасье после короткой позитивной, вселяющей бодрость духа беседы. Эти жизненные силы нужно принять, их нужно сознавать и уделять им должное внимание.

Самопознание и самоосознание являются необходимой прелюдией к божественному осознанию; но — на ранних стадиях — изучающий духовные истины или изучающий высшие формы астрологии часто падает духом, когда его или ее новая способность заглянуть в себя раскрывает так много негативных черт, эмоций и паттернов привычек. Именно в этот момент развития индивидуума следует проявлять большую осторожность как этому человеку, так и другому человеку — астрологу или кому-то другому — кто пытается давать советы и направлять начинающего. Следует объяснить, что, как открывание небольшой щелочки двери и впускание луча света в темную комнату обнаруживает всевозможную пыль в воздухе и, вероятно, другую грязь, которая раньше не была видна в комнате, так и при первых шагах к самопознанию, либо используя луч света, известный как астрология, либо другой проливающий свет метод, начинающий очень часто быстро развивает негативное отношение к своему «Я», судьбе, карте рождения и т. д.  Как указывал Юнг:

«Психологическое правило говорит, что, когда внутренняя ситуация не сделана сознательной, это происходит извне, как судьба. То есть, когда индивидуум… не сознает свои внутренние противоречия, мир должен по необходимости разработать конфликт и разорваться на противоположные половины».

——

©  Стефан Арройо.

Поделитесь с друзьями

osmira.ru

Паттерны поведения пользователей

image

Поведение любых живых организмов, будь то инфузория или даже человек, не так уж и трудно предсказать. Для этого не нужно быть экстрасенсом. Главное — правильно классифицировать объект исследования. Итак, тема, на которую я хотел бы сегодня поговорить — паттерны поведения пользователей и их использование.

Паттерны как основа всего

Все мы, так или иначе, встречали паттерны (шаблоны) в реальной жизни. Но некоторые даже понятия не имеют насколько они распространены в нашей жизни. Их можно даже назвать божественными, т.к., согласно Библии, Адам был создан по образу и подобию бога.

image

Сотворение Адама, Микеланджело

Если же придерживаться теории Дарвина, то и тут найдется очень много примеров их использования. Вспомните, например, курс школьной биологии, в котором говорилось о сходстве зародышей животных на первых этапах развития, когда почти невозможно отличить эмбрион человека от, допустим, эмбриона черепахи.

image

Сравнение зародышей различных видов животных

Логично будет предположить, что сходство не будет ограничиваться только первоначальным видом, но будет применяться и в дальнейшем. Это может касаться нервной системы, процесса пищеварения, а так же поведения.

Все эти паттерны необходимы для одного — упростить процесс создания, ведь гораздо легче наладить конвейерный процесс, нежели постоянно изобретать велосипед, особенно если дело касается частично похожих задач.

При правильной классификации можно так же легко и предугадать, как теоретически может создаваться какой-либо объект, а так же как он будет себя вести в некоторых ситуациях.

Паттерны в психологии

Паттерны, или, точнее, классификация, наверное, является основой всех наук. Классификация помогает ученым объяснять изучаемые области и строить теории для дальнейших изучений.

Психология не стала исключением. Вы наверняка слышали про социотипы и типы темперамента, экстравертов и интровертов.

image

4 типа темперамента

Все это является попыткой классифицировать людей. Поняв, к какому именно типу относится человек, психолог может предугадать дальнейшие его действия и мысли. На основе полученной информации специалист пытается направить пациента к принятию какого-то решения, либо к ответу на вопрос, который он сам себе задает, но ответить по каким-то причинам не может. В идеале пациент сам должен прийти к конечному пункту.

Похожим образом поступают экстрасенсы и прочие сторонники паранормального. По своей сути их работа практически не отличается от работы психолога. За исключением элемента «мистики», которая помогает людям найти канал для нахождения интересующего их в глубине сознания ответа, когда этот самый ответ как будто бы дает третье лицо. Как пример можно рассмотреть разговоры с умершим близким. В начале экстрасенс задает наводящие вопросы об объекте, о его окружении, причинах смерти и т.д. Это необходимо для того, чтобы нащупать ту самую нить, которая позволит найти слабое место клиента. В итоге экстрасенс под видом переводчика с языка потустороннего мира говорит клиенту то, что он хочет слышать для успокоения (для примера можете открыть любую серию «Битвы экстрасенсов» или другого шоу про экстрасенсов).

Мы же не будем вдаваться в мистику и просто попытаемся применить некоторые знания психологов для работы с пользователями.

Классификация пользователей

В эпоху, когда интернет может встретиться даже в вашем холодильнике, человек частично обезличился. В интернете никто не узнает, что ты кот.

image

Однако, на другом конце провода все равно находится человек (до тех пор, пока системами ИИ не будет пройден тест Тьюринга, но и тогда не все будет потеряно), который имеет свои привычки, вкусы, взгляды и страхи. Основываясь на них мы, подобно психологам, можем как предсказать его поведение, так и манипулировать им. В качестве одной из основ классификаций поведения пользователей в интернете возьмем привычную нам модель поведений — темпераменты.

Адаптируем ее под реалии веба:

  1. Холерики — активисты. Как правило, такие пользователи хотят скорее получить все для него необходимое от вашего продукта. Они не любят тратить время. Что-то искать, находить, разбираться — не в их привычках.
  2. Флегматики — неспешные. Прежде чем выполнить какое-нибудь действие обязательно разбираются. Могут читать соглашения, все тексты на всплывающих окнах. Готовы посвятить свое время на изучение продукта, но только в том случае, если этим действительно необходимо.
  3. Сангвиники — горячие. Таких пользователей всегда нужно держать в тонусе, т.к. при потере интереса он попросту «сливается». Подобно холерикам, быстро реагируют на всю поступающую информацию. Отличие — легко принимают собственные ошибки.
  4. Меланхолики — боязливые. Боятся совершить ошибку. При возникающей проблеме или сложном действии предпочитают не разбираться, а просто закрыть и забыть. Такие пользователи обычно не выбирают оплату картой прямо на сайте, т.к. боятся, например, ошибиться при вводе данных.

В идеале, при проектировании продукта необходимо учитывать все эти типы (конечно, за некоторым исключением). Однако, не стоит переусердствовать, ведь, как известно, всем сразу не угодишь. На первых этапах развития лучше всего взять слабые стороны всех типов и по максимуму устранить возможность их появления.

Дорога из желтого кирпича — карта поведений

Помочь аналитикам, проектировщикам и маркетологам в разделении своих пользователей на группы может прийти карта поведений и классификаций. С помощью этой карты нужно группировать пользователей по определенным признакам (половым, возрастным и т.д.), а так же прописать соответствующее поведение для этих групп.

Для небольшого примера возьмем бизнес по продаже футболок с принтами в интернет-магазине. Составим первоначальный образ типичного покупателя — молодой парень или девушка возрастом от 16 до 30. Итак уже на первом шаге у нас образовывается небольшая классификация:

image

Так, уже можно работать с этими двумя классами. Можно, к примеру, строить простые логические цепочки следующего вида:

Если пользователь — мужчина (смотрит мужские футболки), то предлагать ему мужские футболки.

Пусть мало, зато у нас уже есть входные данные. Пойдем дальше. Интернет-магазин готов, футболки поступили на склад. Состоится открытие. Спустя время выясняется, что женская часть аудитории помимо женских смотрит и мужские футболки. Предполагаем, что девушки смотрят футболки в подарок своим молодым людям. Мужская же часть пользователей время от времени проявляет интерес к футболкам определенной тематики, например, хоккей и комиксы. Для первого случая делаем вывод, что в интернет-магазине необходим блок «В подарок парню», где выведем самые популярные футболки. Второй случай мы привязываем к выходу очередного фильма от Марвел или ДС, и к началу чемпионата. Следовательно, мужская часть аудитории покупает футболки с принтами какого-то массового события. В карту классификации наших клиентов добавляются несколько блоков.

image

Таким образом, с развитием вашего бизнеса, карта будет расширяться, вы будете делать новые предположения о том, как буду вести себя ваши пользователи, о том, как повлиять на ту или иную группу покупателей. Чем больше данных вы будете получать, тем больше вы будете знать о ваших покупателях, тем точнее вы можете организовывать ваши рекламные кампании.

Вместо заключения

Описанные в статье примеры — лишь попытка показать, в каком направлении можно «копать» при проектировании своего продукта. Не нужно забывать, что ваше решение может иметь специфичную аудиторию, которая может вести себя совершенно наоборот.

Самым лучшим вариантом будет выяснить для себя, кому примерно будет интересно ваше предложение, найти похожего человека (потенциального клиента) и просто пообщаться с ним. Это и может послужить отправной точкой.

Автор: dimovstd

Источник

www.pvsm.ru

rumagic.com : Идентификация паттернов поведения : Дэвид Гордон : читать онлайн

Идентификация паттернов поведения

Поведение людей о многом вам расскажет, если вы будете обращать внимание на их привычки. Один практикант в больнице округа Уэйн как-то попросил меня: «Доктор Эриксон, к нам только что прибыл новый пациент, и мне бы хотелось, чтобы вы прошли в блок Д, спустились на лифте и прошли прямо по коридору в комнату медсестер... там буду сидеть я спиной к вам, и я хочу, чтобы вы поглядели направо и налево и опознали пациента, которого привезли сегодня. А затем вы пройдете в комнату медсестер и укажете на него мне». И вот я прошел по коридору, глядя влево и вправо, зашел в комнату медсестер и говорю: «Луи, это вы — дурак, а не я. Этот человек стоит вон там, рядом, в боковом коридоре». Он спросил меня: «Как вы узнали?» И я сказал: «Он стоит руки по швам, смотрит прямо перед собой, а его пятки на IS сантиметров оторваны от пола. Этот человек десять лет провел в тюрьме». На что Луи ответил: «Вы ошиблись, он провел в тюрьме двенадцать лет». Люди с легкостью показывают все что угодно. А большинство психотерапевтов даже не пытаются понять, что клиенты им демонстрируют своим поведением. Однако мы всегда что-то сообщаем людям, и надо это осознавать.

Теперь, после того как мы ввели необходимые различения между содержанием и паттернами поведения, можно заняться идентификацией этих паттернов. Поведенческий паттерн — это последовательность форм поведения, систематически характеризующая действия или реакции человека в рамках специфического контекста.

Как следует из самого определения «паттерн поведения», он представляет собой многократное воспроизведение конкретной последовательности внутренних и внешних форм поведения в качестве реакции на определенный контекст, и мы идентифицируем его как «паттерн», обладающий значимостью для конкретного человека (он является паттерном в том смысле, что повторяется предсказуемым образом, и обладает значимостью, поскольку изменение этого паттерна обязательно окажет определенное воздействие на характер последующих реакций и интеракций человека). Таким образом, нам предстоит идентифицировать нечто в поведении этого человека, повторяющееся каждый раз, когда он оказывается в соответствующем контексте. Иными словами, что предсказуемо в поведении этого индивида? Вычленение паттернов поведения из беспрерывного потока информации, которую предоставляет вам клиент. — способность, которая оттачивается в результате постоянной практики. Далее в этом разделе мы опишем алгоритм, который вы можете использовать при идентификации паттернов, тем самым постоянно пополняя ваш «интуитивный» арсенал паттернов, характерных для повседневных человеческих взаимодействий.

На что следует обращать внимание при вычленении паттернов? Существует множество полезных различений, относящихся к теме идентификации паттернов, но пока для нас важнее всего сортировка в поисках повторяемости, а также использование противопоставлений как средства осуществления такой сортировки. Даже описание лишь одного примера проблемной ситуации клиента несомненно предоставит вам информацию, которую вы сможете описать в виде последовательности реакций и форм поведения, однако нельзя быть уверенным в том, что описанное вами поведение представляет собой паттерн, пока вы не противопоставите ему как минимум один другой пример проблемной ситуации, чтобы выяснить, характеризуется ли этот пример той же последовательностью, которую вы идентифицировали. Давайте используем в качестве иллюстрации пример с тучным полицейским и представим, что задаем ему вопросы. В ответ на его жалобу по поводу переедания мы спросим его, что он ел вчера на обед. Он ответит, что ел пельмени «в очень милом ресторанчике рядом с домом». Итак, что в его ответе, с точки зрения поведения, является релевантной (то есть характеризующей паттерн) информацией? Неизвестно. Возможно, тот факт, что он выбрал пельмени, а возможно, и то, что ресторан находился рядом с домом (а может быть, даже то, что ресторан был «милым»). Нуждаясь в другом примере для сравнения, мы спросим его, что он ел вчера на завтрак, на что он ответит: «Я ел салат в ближайшем ресторане». Эта информация уже дает нам основание для выделения паттерна. По крайней мере мы можем сказать, что в обоих описанных до сих пор случаях заказ крахмалистой пищи НЕ являлся характерным для его поведения, а выбор ресторана, находящего неподалеку, являлся. Таким образом, можно предположить, что в контексте приема пищи посещение ближайших мест представляет собой паттерн поведения этого полицейского. Несколько дополнительных примеров, касающихся питания этого полицейского, послужат либо укреплению нашей уверенности в правильности предсказания паттерна его поведения, либо, напротив, разуверят нас в этом. Несомненно, в случае с полицейским информация, касающаяся его поведения в других контекстах (курения и выпивки), свидетельствует о том, что данный паттерн его поведения является кросс-контекстным. И снова оказывается, что при вычленении паттернов поведения из описаний, предоставляемых вашими клиентами, вы должны производить сортировку в поисках повторений последовательности форм поведения, демонстрируемых в аналогичных контекстах. Далее следуют два прекрасных примера того, как Эриксон обращает внимание на повторение последовательностей форм поведения (паттернов) и тестирует свои предположения.

Люди постоянно выдают себя. Ко мне за терапией обратилась женщина... когда моя жена вызвала меня осмотреть эту пациентку, она сидела в моем кабинете вот так... [Эриксон скрещивает руки на груди, затем переплетает одну руку вокруг другой и жестом показывает, что так были скрещены ноги пациентки]. Я занял свое место, спросил, как ее зовут и в чем ее проблема, и она сказала: «У меня фобия на самолеты. Я смертельно боюсь самолетов, а мой муж собирается взять меня за границу в сентябре. Я ужасно боюсь». Я сказал ей: «Мадам, я не видел, как вы вошли и сели. Будьте добры выйти в другую комнату, а затем снова войти и сесть». Она удивилась моей просьбе, но прошла в другую комнату, вернулась и села. Тогда я сказал: «Мадам, вы обращаетесь к психиатру со своими проблемами, потому что не понимаете, в чем они состоят, а потому вы не можете по-настоящему описать их. Итак... вы должны рассказать своему психиатру все, что возможно, если хотите, чтобы он помог вам. Я хочу задать вам вопрос... это неприятный вопрос... это невежливый вопрос, но он имеет прямое отношение к делу, и вы должны ответить на него. Вы готовы?» Она ответила: «Да». И я спросил: «Мадам, ваш муж знает о вашей любовной связи?» Она ответила: «Нет, но откуда ВЫ знаете?» Откуда я узнал? Она вышла из комнаты, снова вошла и села. Она уселась в характерной защитной позе. Ее ноги были переплетены... очень хорошее прикрытие. И я слышал, как она сказала: «Мой муж собирается ВЗЯТЬ МЕНЯ за границу, и я боюсь».

Я расскажу вам еще одну историю. Ко мне в Мичиган приехала женщина и сказала: «Я боюсь, что подцепила гонорею или сифилис. У меня были случайные половые связи; мой муж об этом не знает. Я прошла медицинское обследование у двадцати шести докторов, и все они объявили меня совершенно здоровой. Некоторые даже держали меня в больнице по две недели, делали всякие анализы. Но Я УВЕРЕНА, что со мной что-то не так». И я сказал: «С вами действительно что-то не так... большинство людей убеждают результаты ОДНОГО обследования, проведенного ОДНИМ врачом. Вы прошли двадцать шесть обследований, несколько госпитализаций, и все сказали вам, что с вами все в порядке, а теперь вы обращаетесь к психиатру. Разумеется, я могу лишь предполагать, что именно с вами не так, и я собираюсь задать вам очень специфический вопрос и хочу получить до конца честный ответ, даже если мой вопрос покажется вам странным. Когда вас обследовали, вам прощупывали грудь?» — «Да». — «Не доводилось ли вам во время обследований делать нечто неожиданное или странное?» «Я всегда чихала, когда дотрагивались до моей правой груди». Тогда я сказал: «Вы чихали каждый раз, когда двадцать шесть докторов дотрагивались до вашей правой груди. И все они, разумеется, вежливо отводили руку и прекращали обследование вашей правой груди». Она ответила: «Да». Я сказал: «Вот что. Сейчас я позвоню местному хирургу, которого я очень хорошо знаю, я назову ему ваше имя и попрошу его немедленно вас принять. Вы поедете к нему, и вы услышите наш разговор по телефону». Я сказал: «Доктор Хендерсон, в моем кабинете находится пациентка, правую грудь которой нужно очень тщательно обследовать ...я не специалист в этом вопросе. Она приедет к вам на прием, но Я ДУМАЮ, что больше она к вам не придет. Поэтому как только вы обследуете ее правую грудь, если вам что-то покажется подозрительным, не отпускайте ее домой, а забирайте ее прямо в больницу». Хендерсон позвонил мне после того, как направил ее в больницу: «У нее карцинома... рак груди».

Когда женщина выписалась из больницы, она сказала: «Как мне теперь появляться на людях, когда я такая кособокая?». Я ответил: «Если ХОТИТЕ — будьте кособокой. Никакие законы не запрещают вам купить протез такого же размера, как ваша вторая грудь, купить специальный бюстгальтер, вложить в него этот протез и научиться держать левое плечо чуть выше, чтобы вес вашей левой груди не тянул вас на сторону». Я встретил ее пять лет спустя... и она спросила: «Какую грудь мне удалили?» Я ответил: «Ваши плечи на одном уровне. Я не знаю». Скольким женщинам удаляют грудь, а затем они испытывают всевозможного рода психологические неудобства, потому что стали плоскими с одной стороны?... А ведь протезы можно купить где угодно — так Я ДУМАЮ!»

В первом из приведенных выше примеров Эриксон замечает, что женщина сидит в позе, которая кажется ему проявлением защитной реакции, а также обращает внимание на характерное ударение на словах «ВЗЯТЬ МЕНЯ». С целью выяснить, являлась ли такая поза характерной для поведения этой женщины, когда она произнесла «ВЗЯТЬ МЕНЯ», или это было чистой случайностью, Эриксон просит ее войти и сесть еще раз. Ее поведение подтверждает паттерновый характер выделенных им различений, на основании чего он и выстраивает предположение о ее вероятной внебрачной связи. Аналогичным образом, во втором примере у Эриксона есть определенные представления о том, что «не так» с его клиенткой, но именно идентификация ее паттерна поведения во время обследований становится объяснением ее ситуации.

Мы хотим привлечь ваше внимание к тому факту, что случай с женщиной, которую Эриксон попросил повторно сесть, указывает на крайне важный источник поведенческой информации, состоящий в том, что, описывая свою проблемную ситуацию, ваш клиент будет демонстрировать при этом важные аспекты своего поведения, характерного для проблемного контекста. Если вы соотнесете слова клиента с его выражениями лица, телодвижениями, интонацией и т. д., то вскоре обнаружите, что ваш клиент ДЕЛАЕТ то, о чем он рассказывает. Кроме того, то, как ваш клиент входит в комнату, выбирает стул, передает вам гонорар и т. д., — все это представляет собой поведенческие проявления его модели мира. Эти формы поведения предоставляют информацию, которую вам следует использовать или игнорировать в зависимости от того, какие корреляционные паттерны (повторения) вы наблюдаете.

Когда ваш клиент описывает конкретный пример своей проблемной ситуации, определите для себя, что он делал (и делает в настоящий момент) с точки зрения своего поведения, — иными словами, на что или на кого он реагирует, когда, где, каким образом и в какой последовательности? Затем попросите его дать описание другого примера проблемной ситуации. Имея эти две репрезентации аналогичных проблемных контекстов для противопоставления, вы получаете возможность произвести сортировку описанных (и продемонстрированных в вашем кабинете) поведенческих последовательностей в поисках общих элементов. Если имеют место расхождения, которые вы считаете нужным конкретизировать, или недостаток информации, необходимой вам для сравнения, или если вы нуждаетесь в дальнейшем подтверждении того, что идентифицированное вами характерное поведение клиента имеет статус ПАТТЕРНА, вы можете попросить его дать описание третьего примера для проведения дополнительной сортировки в поисках сходства. Вам проще будет выяснить эту информацию, если вы сначала идентифицируете для себя начало и конец последовательности форм поведения клиента (иными словами, какие события во внешнем мире запускают паттерн и как он заканчивается). Затем вы можете распутывать клубок с начала или с конца, заполняя недостающие детали последовательности. Задав себе точки привязки начала и конца паттерна, вы уменьшаете вероятность того, что запутаетесь в хитросплетениях опыта вашего клиента или потеряете нить из-за недостатка или избытка сообщаемой информации. Затем помогите клиенту восстановить «упу-щенные детали, сопоставляя их с описаниями других примеров проблемной ситуации клиента, и найдите точки синхронизации. Когда вы определите для себя паттерн, производящий впечатление релевантного, точного и последовательного, можно перейти к самому важному шагу — проверке. Мы настоятельно рекомендуем, чтобы вы проверяли выделенные вами паттерны, и делаем это по двум причинам. Первая состоит в том, что подобная демонстрация послужит вам прекрасным опытом изучения паттернового поведения людей в целом. Вторая — в том, что проверка предоставит вам возможность подтвердить и, если нужно, уточнить свою оценку.

Для проверки точности и сферы распространения идентифицированного вами поведенческого паттерна можно попросить клиента привести дополнительные примеры, которые вы затем проанализируете с точки зрения соответствия этому паттерну. Однако лучше всего проверить точность ваших предположений, проведя поведенческую демонстрацию в вашем кабинете. Поскольку проблемный контекст вам ИЗВЕСТЕН, вы можете использовать собственное' (или чье-то еще) поведение, чтобы организовать ситуацию, ВОССОЗДАЮЩУЮ этот контекст «здесь и сейчас», и таким образом получить возможность не только выяснить, будет ли ваш клиент реагировать в соответствии с идентифицированным вами паттерном, но и непосредственно пронаблюдать за ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ демонстрацией реакций вашего клиента в рамках проблемного контекста и за самим этим контекстом.

Допустим, к примеру, что ваш клиент жалуется на то, что качество его работы, по его мнению, не удовлетворяет его начальника. На основании приведенных им примеров этой проблемы вы обнаружите, что все контексты, которые он описывает, связаны с «ожиданиями выполнения определенных задач» и что паттерн его поведения в данном контексте включает согласие на выполнение этих задач, беспокойство о качестве конечного продукта, а затем работу над задачей мелкими порциями и таким образом растягивание ее выполнения во времени (и в конечном итоге срыв сроков). Чтобы проверить правильность своей идентификации контекста и паттерна поведения, скажите своему клиенту, что хотите, чтобы он вошел в транс на пятнадцать минут или в течение двух минут рассказывал вам то, что вы должны знать о его семейной истории и т. п. В этом случае вы создаете для клиента контекст (временные ограничения), сходный с тем, в котором проявляются его проблемы. Если клиент отреагирует на ваши просьбы (возможным) согласием, но затем будет входить в транс медленно или не войдет в него вовсе либо если во втором случае его рассказ займет значительно больше двух минут и будет включать многочисленные «лишние» детали, касающиеся истории его семьи, значит, установленный вами паттерн подтверждается и, что еще более важно, вы получаете возможность наблюдать и слушать, как реагирует ваш клиент в рамках данного контекста. Если же клиент НЕ реагирует образом, соответствующим ранее идентифицированному вами паттерну, мы получаем возможность произвести сортировку в поисках различий между ситуацией, которую он описал, и ситуацией, которую мы создали (на основании чего можно произвести корректировку значимого контекста, корректировку самого паттерна или расхождений между восприятием клиента и его реальным поведением в рамках проблемного контекста).

Такие поведенческие тесты являются не только способом проверки правильности ваших предположений, касающихся паттернов поведения вашего клиента, но, вероятно, и наилучшим источником получения информации об этих паттернах. Мы рекомендуем при проведении поведенческого теста следить за тем, чтобы ВАШЕ поведение было конгруэнтным с тестовым контекстом, который вы создаете для вашего клиента, поскольку реакции и формы поведения, вызываемые вами у клиента, должны быть связаны с данным контекстом, а не являться результатом понимания или ощущения клиентом того, что его «разыгрывают», «разоблачают» или «раскалывают». Если ПОСЛЕ того, как вы побудили клиента к демонстрации своего поведения, вы нуждаетесь в дополнительной информации, касающейся внутреннего опыта вашего клиента, можете сообщить ему, что это было проверкой паттерна, а затем попросить клиента использовать эту демонстрацию в качестве недавнего и свежего примера с целью идентификации его внутренних переживаний.

Описанные выше рекомендации, касающиеся идентификации паттернов и их проверки, носят генеративный характер в том смысле, что, добросовестно следуя этим рекомендациям, вы будете постоянно совершенствовать свои способности к быстрой и точной идентификации поведенческих паттернов, служащих подкреплением проблем человека, а также будете пополнять свой запас знаний («интуитивных») о поведенческих паттернах, распространенных среди всех людей. Поначалу процесс обучения может показаться тяжелым, но небольшие и регулярные усилия позволят вам со временем продвинуться далеко вперед.

Я покинул ферму много лет назад, как и моя младшая сестра. На ферме у нас было принято ужинать (В Великобритании и США второй прием пищи, по времени соответствующий нашему обеду, называется ланчем, а прием пищи после окончания рабочего дня, нередко последний прием пищи в сутки, у горожан называется обедом. Слово «supper» — ужин — кажется современным горожанам устаревшим и непривычным. — Прим. перев.): обедали мы в полдень, а вечером ужинали. И вот мы покинули ферму и с тех пор живем в городе. Моя сестра совершила пару кругосветных путешествий и заехала навестить меня. Я не видел ее уже несколько лет. Мы говорили о разных достопримечательностях, которые она посетила во время своих поездок, и вдруг моя жена услышала, как мы произнесли слово «ужин». Моя жена родилась и выросла в Детройте, а мы с сестрой называли «ужином» вечерний прием пищи. Моя жизнь на ферме оставила свой след, а встреча с сестрой пробудила во мне этот паттерн. И когда я наблюдаю за людьми, я пытаюсь определить, кем были их родители... но стараюсь не исходить из заранее сформированных представлений. Ищите сначала одно свидетельство, затем другое, и очень скоро вы накопите достаточное количество информации. Вы устанавливаете паттерны путем соединения мельчайших элементов информации и всех своих наблюдений. И если выискивать паттерн поведения мальчика с фермы, придется ограничивать себя. И если выискивать паттерн поведения городского мальчика, тоже придется себя ограничивать.

rumagic.com