Паттерн генератор нового поведения в нлп. Паттерн поведения это в психологии


Что такое паттерное поведение и насколько оно управляет вами?

Категория: Эффективная психотерапия

Опубликовано: 09.08.2017

Просмотров: 1113

Комментариев:

Здравствуйте.

Вы знаете, что такое паттерное поведение и почему важна осозанность?

Наш мозг так устроен, что всё, что мы повторили несколько раз, он переводит из разряда осознаваемого действия в действие автоматическое. Действие, которое происходит, минуя наше сознание. Мы его можем наблюдать, но им уже практически не управляем. Наоборот, оно управляет нашим поведением. Так формируется рефлекс.

 

Например, у вас острый конфликт с коллегой, а работать и решать жизненно необходимые задачи на благо организации надо. И тут вы в конце недели заходите к коллеге в кабинет, а он устало смотрит на вас и вдруг предлагает: «Слушай, давай выпьем» - и наливает уже. Вы тоже устали под конец недели от всех перепетий, да и вообще по жизни накопилось тяжестей, и соглашаетесь на предложение.

Выпиваете молча стаканчик другой, и напряжение отпускает. Завязывается полупьяный разговор ни о чём. Незаметно в ход идёт вторая бутылка Хеннесси. Разговор становится более оживленный и вовлечённый эмоционально, вы выходите на тему вашего конфликта. Вы откровенно говорите друг другу о своих оценках и о том, что уже накипело, идёт активное обсуждение, поиск решения. И, о чудо, конфликт разрешён. Находятся точки соприкосновения с другим и точки понимания друг друга. Каждый чувствует облегчение и довольство.

Итак, в следующий конфликт с этим коллегой или другим человеком вы вспоминаете (осознанно или нет), что, выпив бутылку другую крепкого напитка, конфликт можно решить легко. Так сказать, совершить движение по проторенному пути. Это и есть паттерн поведения. Применение сложившейся удачной в прошлом схемы.

И, если снова удачное применение, поведение на этой схеме еще больше закольцовывается. В какой-то момент схема «проблема – выпивка – решение» будет выскакивать сама по себе, даже без ваших рассуждений. Эта схема станет естественной привычкой.

 

Я не случайно взяла именно этот пример. Схема решения вопросов в нашем деловом сообществе достаточно распространенная. Проблема – банька – рюмочка. Сгладить шероховатости напитком, создать атмосферу доверия общей наготой и решать проблему. Как говорится: «В бане генералов нет». Это еще один паттерн, ставший поговоркой, часто далекой от истины.

Всё бы хорошо, но алкоголь вызывает привыкание. Со временем организм перестаёт справляться. Получается так: проблемы решать надо, а способ их решения видится только через компанейское распивание. Я хочу подчеркнуть слово «видится».

Паттерн - это то, что находится уже на уровне автоматизма. То есть в голове, если человек пока не заработал язву желудка, другой схемы даже может и не возникнуть. Конечно, у опытных переговорщиков много разных схем. Но речь сейчас не о схеме, а о том, как схемы появляются. И как человек попадает в проблемы, переставая осознавать, что им давно руководит схематичное поведение.

Хорошо, когда схемы работают. Но с возрастом, со сменой обстоятельств схемы поведения могут начать давать сбой, а человек даже не будет понимать, что происходит. Почему вдруг проблемы перестали решаться. Делаешь то, что раньше помогало, а результата нет. Что же делать тогда?

 

Надо осознать схему поведения, выявить паттерн. Это можно сделать через отслеживание поведения. Например, в суфийской практике это называется «наблюдать за своими шагами»

 

Выявить процесс, мотив, который вызывает эмоциональное возбуждение, и наблюдать, желание каких дальнейших действий у вас возникают. Затем задать себе вопрос: «Почему я хочу сделать именно эти действия?». И постарайтесь желание именно этих определенных действий себе рационально объяснить. Так вы переведете паттерное поведение в границы осознаваемого.

И если оно того требует сможете схему автоматических действий изменять. Благодаря этому вы научитесь исправлять своё ошибочное поведение. Научитесь регулировать поведение исходя из реалий вашего сегодняшнего дня.

 

И пожалуйста запомните. Нерешаемые длительное время проблемы - это результат автоматического поведения, которое состоит из схем, когда-то помогавших. Но ничего постоянно в мире нет. Мы меняемся, жизнь меняется. А автоматизмы поведения часто остаются. И в этом заключается основной конфликт с окружающей реальностью.

Спасибо за внимание

Авторы: Анна Третьякова и Николай Третьяков

 

 

Fourth slide

 

Поделитесь с друзьями и близкими:

dervish-city.ru

Паттерны поведения. Феникс. Терапевтические паттерны Милтона Эриксона

Паттерны поведения

В форте Беннинг, штат Джорджия, я тренировал команду снайперов для международных командных соревнований по стрельбе. Однажды я обедал в зале войсковой столовой с двумя лейтенантами, и тут вошли несколько человек, и я заметил, как одна девушка взяла поднос и стала оглядывать столовую в поисках подходящего столика. Она прошла мимо нескольких столиков, где были свободные места... и села туда, где она могла сидеть с западной стороны столика. Я сказал лейтенантам: «Эта девушка — единственный ребенок в семье». Они спросили: «Откуда вы знаете?» — «Я вам скажу, только сначала проверьте, так ли это». Они пошли и спросили ее, правда ли, что она единственный ребенок в семье... и она ответила: «Да». Она поинтересовалась, почему они ее об этом спрашивают. И они сказали: «Вон тот доктор сказал, что вы единственный ребенок». — «А кто это?» Они назвали ей мое имя. «Я никогда о нем не слышала». Они вернулись... как же я узнал, что она единственный ребенок? Она оглядывала столовую в поисках столика, где она могла сесть, и в результате нашла столик, где свободной была западная сторона. Потому что дома папа сидел вот здесь, мама сидела здесь, а ей оставалось сесть здесь. В поведении людей множество. паттернов, и не пытайтесь все их сформулировать. Просто ждите, и вы увидите, как они будут проявлять себя.

Когда вы видите человека, протягивающего вам правую руку, ладонь которой ребром обращена к поверхности земли, этот жест вызывает у вас симметричную последовательность, или «паттерн», форм поведения, в соответствии с которым вы протягиваете свою правую руку, сжимаете руку другого человека и начинаете трясти ее вверх-вниз. Рукопожатие определенно не является примером особенно глубокомысленного или сложного поведения, однако оно ЯВЛЯЕТСЯ примером поведения, структурированного в виде паттерна. Под поведением, структурированным в виде паттерна, мы понимаем тот факт, что рукопожатие обладает некоторым качеством, позволяющим систематически вызывать определенный результат (в частности, устанавливать определенного рода раппорт). Протягивание руки описанным выше способом любому представителю нашей культуры практически неизменно вызовет определенную совокупность симметричных реакций со стороны этого человека, а именно — пожатие вашей руки. Таким образом, мы можем сказать, что это пример (культурного) поведенческого паттерна в том смысле, что он предсказуемым образом описывает результат некоторой последовательности форм поведения.

Диапазон форм опыта, на который распространяется структурированное подобным образом поведение, в действительности значительно шире и тоньше, чем такие с очевидностью запрограммированные формы поведения, как рукопожатие, раскуривание сигареты, нажатие на тормоз при виде красного света и т. д. Формы поведения, включающие развернутые когнитивные процессы и осознание, а также более сложные формы внешнего поведения (такие, как наступление и развитие депрессии) или же тонкие, неосознанные формы поведения (скажем, моргание при произнесении некоторых слов), столь же жестко структурированы, как и простые «привычки». На самом деле основная часть нашего поведения в высшей степени структурирована. Если вы на минуту задумаетесь о поведении членов вашей семьи или друзей в аналогичных контекстах, этот факт станет для вас очевидным. Возьмем, к примеру, еду. Некоторые люди практически всегда разрезают всю поданную им пищу на кусочки, а уже потом едят, а другие практически всегда отрезают и едят по кусочку. Одни едят быстро, другие — медленно. Одни смотрят в меню и выбирают первое блюдо, которое кажется им привлекательным, а другие не могут принять решение до тех пор, пока официант не спросит их, что им принести. Очевидно, что подобных вариаций существует бесчисленное множество. Суть же в том, что разные люди в одинаковых контекстах демонстрируют различные формы поведения и что большая часть их форм поведения в рамках определенного контексты будет повторяйся раз, когда они в очередной раз окажутся в рамках этого контекста. Иными словами, их поведение структурировано в виде паттернов. Распространите ваши размышления на любой контекст, и вы обнаружите неизменные закономерности в вашем собственном поведении и в поведении других людей.

В большинстве случаев эти поведенческие паттерны обеспечивают нам значительное преимущество, заключающееся в том, что нам не приходится сознательно отслеживать и направлять шаги, из которых состоят практически все наши действия — открывание двери, завязывание шнурков или заказ еды в ресторане. Если бы вы каждый раз задумывались о том, как вам открыть дверь, завязать шнурки или быстро выбрать блюдо, решение этих задач было бы бесконечно обременительным и крайне неэффективным (более того, если бы вы могли генерировать поведенческие альтернативы при выполнении подобного рода задач чересчур обильно, вам грозила бы опасность навеки застрять перед закрытой дверью и умереть от голода, так и не завязав шнурки). Выстраивание большинства форм нашего поведения в жестко структурированные последовательности освобождает сознательную часть нашей психики, позволяя использовать ее для других, более интересных размышлений (так, завязывая шнурки, вы можете думать о предстоящем свидании, а не о том, какой узел вам завязать). Некоторые из наших поведенческих паттернов представляют собой общепринятый культурный опыт — к их числу относится рукопожатие, тогда как многие другие паттерны являются в высшей степени индивидуальными — к ним можно отнести пристрастие начинать бритье с верхней губы, надевание сначала брюк, а потом рубашки, ожидание того, что вас пригласят на свидание, и отказ проявить инициативу, предоставление супругу права выбора фильма для просмотра и многое другое.

Как часто семейные проблемы представляют собой сущие пустяки. Супружеские пары обращаются ко мне и говорят... мы любим друг друга и наслаждаемся сексом, но когда мы пытаемся заснуть... каждая ночь заканчивается жутким скандалом. Каждую ночь, когда мы пытаемся уснуть, мы начинаем ссориться. А ведь мы любим друг друга, наша сексуальная жизнь в полном порядке, но когда мы ложимся спать, мы начинаем ссориться. И какая мысль первой приходит вам в голову? Как вы думаете, из-за чего они ссорятся? Я говорю им: «Вы оба выросли с привычкой спать на правой стороне постели или на левой стороне — поэтому вы и ссоритесь, когда ложитесь спать, что либо ВЫ оказываетесь на неудобной для вас стороне постели, либо ОН». В моей собственной семье тоже был случай, когда Майк и Арчи спали однажды ночью в одной постели, а оба они привыкли спать на правой стороне. О, какой скандал закатили Арчи и Майк, пытаясь устроиться поудобнее! То Арчи спал на правой стороне, и тогда Майк оказывался не с той стороны, то наоборот, и они никак не могли успокоиться.

Одним из способов размышления о ситуации клиента является рассмотрение возможности того, что он использует паттерн поведения, неэффективный или неадекватный в контексте, в котором используется этот паттерн. К примеру, если человек все время «предоставляет супруге право решать, какой фильм смотреть, то в контексте супружеских отношений этот паттерн вполне уместен; но если этот человек будет использовать тот же паттерн в обществе своих коллег на заседаниях правления компании, его репутация окажется под угрозой. Если он желает оказывать какое-либо влияние на будущее своей компании, то должен уметь открыто выражать свое мнение о том, в каком направлении ей следует развиваться. Аналогичным образом пианист, которого охватывает при выходе на сцену такой страх, что он не может играть, использует паттерн поведения, который, возможно, являлся бы полезным, если бы его попросили выполнить некую физически опасную задачу (к примеру, полететь на дельтаплане без предварительной подготовки), однако в контексте фортепианного концерта он неуместен. Таким образом, наша задача — не избавиться от некоторых форм поведения, а контекстуализировать их уместным образом, ограничивая эти формы поведения теми сферами, где их использование уместно, а также формируя или вызывая паттерны поведения, уместные в других контекстах. С точки зрения поведенческих изменений член правления компании добивается от вас как от своего психотерапевта изменения паттерна его поведения таким образом, чтобы в контексте заседаний правления он мог заявить о своих предпочтениях, а пианист хочет обрести способность без страха выходить на сцену и исполнять свою программу.

Чем же в таком случае определяется то, когда человек демонстрирует тот или иной КОНКРЕТНЫЙ паттерн поведения? Существует несколько способов ответить на этот вопрос. Одним из них является указание на то, что индивиды демонстрируют те паттерны поведения, которые они сами обучились использовать в данном контексте или которым их научили другие люди. К примеру, вас в раннем возрасте могли научить уступать желаниям других, когда возможен выбор вариантов. Другой способ объяснить систематическое проявление поведенческих паттернов — указать на то, что они являются логическим следствием совокупности обобщений, которыми руководствуется человек в рамках конкретного контекста. К примеру, убеждение в том, что другие люди будут любить вас, если вы будете уступать их желаниям, может найти внешнее выражение в передаче выбора другим. В первом случае реакции человека в рамках определенного контекста являются функцией форм поведения, которые были им сформированы или усвоены, тогда как во втором его реакции являются функцией совокупности убеждений или обобщений, приобретенных тем или иным способом. Разумеется, ни одно ни другое описание не является однозначно верным, — это две стороны одной медали. Когда опыт (либо в форме прямых указаний, либо в форме благоприятного стечения обстоятельств) моделирует ваше поведение в рамках определенного контекста, наряду с новыми поведенческими привычками формируются обобщения и критерии, конгруэнтные данным формам поведения. И напротив, изменение ваших обобщений или критериев в отношении определенного контекста приведет к поведенческим изменениям, конгруэнтным этим изменениям в вашей модели мира. Иными словами, то, каким образом вы будете реагировать (вести себя) в данном контексте, будут определять ваши убеждения относительного того, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно, что интересно или важно, а что опасно в конкретном контексте.

Таким образом, тот референтный опыт (критерии/убеждения/ обобщения), в пользу которого вы будете производить сортировку, в значительной степени определит характер уместного поведения в рамках соответствующего контекста, однако верно также и то, что поведенческий опыт модифицирует существующие обобщения или формирует новые (посредством пересортировки критериев). Предметом рассмотрения предыдущей главы являлось то, как Эриксон использовал точки зрения своего клиента (то есть его референтный опыт) в качестве средства для изменения его привычного поведения и достижения за счет этого более глубоких изменений. В этой главе мы рассмотрим то, как Эриксон использует паттерны поведения клиента с целью полезного изменения его точки зрения и за счет этого добивается более глубоких изменений.

Развитие способности производить вмешательство, идущее на благо вашего клиента, либо благодаря задействованию его модели мира, либо благодаря использованию его паттернов поведения, придаст вашей работе гибкость и глубину, что является очевидным преимуществом. Как же нам в таком случае выделить нужный паттерн поведения среди огромного количества поведенческой и вербальной информации, предоставляемой вашим клиентом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала провести различение между содержанием проблемы и организацией этого содержания в форме паттернов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Содержание и паттерны поведения. Феникс. Терапевтические паттерны Милтона Эриксона

Содержание и паттерны поведения

Содержание проблемы вашего клиента включает конкретных людей и места, которые вовлечены в ситуацию клиента, перечисление нежелательных форм поведения и чувств клиента, а также перечисление конкретных результатов, которых клиент хочет достичь. Возьмем, к примеру, высказывание: «Это одиночество... я не знаю, в чем дело, но я просто не могу представить себе, что у меня наладились удовлетворительные отношения с женщиной». Выраженное и предполагаемое содержание в высказывании этого человека включает следующее: его проблема состоит в отношениях с «женщинами», в настоящее время он «одинок», и он хочет иметь «удовлетворительные отношения». Иными словами, содержание проблемы определяется смысловым значением отдельных слов, используемых в описании этой проблемы. В отличие от содержания паттерны поведения представляют собой то, что клиент систематически или характерным образом демонстрирует в своем поведении в связи с этими содержательными различениями. Поскольку в приведенном выше примере отсутствуют описания поведения или последовательности событий (а лишь цепочка абстрактных существительных и выражений — «одиночество», «удовлетворительные отношения» и «женщина»), выделить из его фразы какие-либо поведенческие паттерны мы не можем. В этом примере отсутствует описание того, как именно этот человек формирует свои обобщения, касающиеся «отношений» с женщинами. Допустим, мы выяснили следующее: «Ну, я встретил одну женщину вчера вечером, и она показалась мне привлекательной, но когда я подошел, чтобы заговорить с ней, я был в состоянии думать лишь о том, правильно ли я себя веду... я так волновался по этому поводу, что не смог придумать, что сказать». Это повествование обеспечивает нас определенной информацией, касающейся последовательности демонстрируемых клиентом форм поведения. Иными словами, он подходит к женщине, которая кажется ему привлекательной, «волнуется» по поводу своего поведения и не может ничего сказать. (Очевидно, что многие обстоятельства остаются неуточненными, но теперь мы, по крайней мере, располагаем некоторой информацией, касающейся последовательности форм поведения в контексте знакомства с женщинами.) В нашем примере речь идет о последовательности, но вовсе не обязательно о паттерне. Если же мы выясним, что эта последовательность повторяется всякий раз, когда клиент пытается познакомиться с женщиной, которая кажется ему привлекательной, то мы можем идентифицировать паттерн — последовательность форм поведения, характерную для некоторого конкретного контекста.

Как уже говорилось ранее, любые формы поведения могут быть полезными в рамках ТОГО ИЛИ ИНОГО контекста, поэтому важно понять, в каких контекстах клиент демонстрирует те формы поведения, которые он хочет изменить. Если вы обнаружите, что эти формы поведения неадекватно используются во многих контекстах, вы, вероятно, захотите расширить сферу применения своего терапевтического вмешательства. В то же время вы предпочтете оставить без изменений те контексты, в которых поведение вашего клиента является эффективным. Каким же ЯВЛЯЕТСЯ контекст в вышеприведенном примере? «Знакомство с привлекательными женщинами»? В ходе дальнейших расспросов мы можем выяснить, что клиент демонстрирует ту же последовательность форм поведения при знакомстве с ЛЮБОЙ женщиной или при встрече с любым НОВЫМ человеком. Если мы также обнаружим, что этот человек оказывается несостоятельным, когда пытается подать своему начальнику предложение, касающееся изменений и возможностей развития бизнеса, можно не сомневаться, что контекстом данного паттерна поведения является не «знакомство с женщинами» и не «встреча с новыми людьми», а более широкий контекст, возможно, состоящий в «попытке произвести на кого-то впечатление». Таким образом, контекст описывает то, когда паттерн поведения имеет место, и может быть связан с тем, «кто» принимает участие в ситуации (Эдит, секретарши, привлекательные женщины, все женщины, все люди и т. д.), «где» все происходит (дома, в автобусе, на работе и т. д.), «когда» (утром, в три часа ночи и т. д.), какой «вид деятельности» налицо (знакомство, попытки произвести впечатление, приготовление обеда и т. д.).

Хотя различие между содержанием поведения и его паттернами на первый взгляд кажется тривиальным, именно оно оказывается решающим для понимания природы форм терапевтического вмешательства, типичных для работы Эриксона. Ниже мы приводим пример, иллюстрирующий разницу между этими двумя понятиями и ярко демонстрирующий способность Эриксона быстро выделять и использовать лежащие в основе проблемы клиента паттерны поведения с целью изменения.

Однажды ко мне пришел человек, имеющий около 35 килограммов избыточного веса, и сказал: «Я отставной полицейский, уволен по состоянию здоровья. Я слишком много пью, слишком много курю, слишком много ем... у меня эмфизема и повышенное артериальное давление. Я хотел бы заняться оздоровительным бегом, но не могу... я могу только ходить. Можете ли вы помочь мне?» Я ответил: «Хорошо. А где вы покупаете сигареты?» Он сказал: «Рядом с моим домом есть маленький уютный магазинчик». Тогда я спросил: «А кто готовит вам обед?» Он ответил: «Я не женат... я обычно готовлю сам». — «А где вы покупаете продукты?» — «В том же уютном магазинчике за углом». «Сколько сигарет вы покупаете за раз?» —«Обычно я беру по три блока сразу». — «И вы обычно сами готовите... а где вы обедаете вне дома?» Он ответил: «В очень милом ресторанчике рядом с домом». Я спросил: «Так, а спиртное?» — «Рядом с моим домом есть очень уютная винная лавочка». Тогда я сказал: «Итак, вы отставной полицейский, и вы хотите привести в норму давление и избавиться от тучности и эмфиземы, и вы покупаете сигареты по три блока за раз. Я думаю, терапия не потребует очень много времени. Можете курить сколько хотите... только теперь покупайте по одной пачке за раз на другом конце города и ходите туда пешком. Что касается самостоятельного приготовления обеда — свободного времени у вас достаточно, поэтому ходите за продуктами по три раза в день. Покупайте продуктов на один прием пищи, про запас ничего не берите. Что касается обедов вне дома, есть масса хороших ресторанов километрах в двух-трех от вашего дома... это даст вам возможность прогуляться. Что касается выпивки... нет никаких возражений против выпивки. В паре километров отсюда есть несколько превосходных баров. Первую рюмку выпивайте в одном баре, а вторую — в другом, в полутора километрах от первого. И скоро вы будете в отличной физической форме». Он вышел из кабинета, ругая меня весьма затейливо. А теперь о том, почему мне пришлось обращаться с ним таким образом. Он был отставной полицейский... он знал, что такое дисциплина, а вся его проблема была исключительно вопросом дисциплины. И он никак не мог ослушаться моих предписаний. Он вышел, цветисто ругаясь... он был очень красноречив. Примерно через месяц ко мне пришел другой пациент и сказал: «Мой друг порекомендовал мне обратиться к вам. Он отставной полицейский. Он сказал, что вы единственный психиатр, который знает, что говорит».

В приведенном примере жалобы отставного полицейского включали несколько содержательных сфер: курение, выпивка, тучность, эмфизема и кровяное давление. Однако в этом примере для нас важно осознать, что паттерн поведения, подкрепляющий все эти столь различные содержательные сферы, был одним и тем же: каждый раз, когда этот отставной полицейский хотел купить что-либо, он приобретал это способом, требующим минимальных затрат энергии. Выяснение того, «почему» он курил, «почему» пил и «почему» переедал, почти наверняка вызвало бы с его стороны оправдания, включающие три новые содержательные сферы (вероятно: «Я курю, чтобы РАССЛАБИТЬСЯ, выпивка помогает мне забыть о моей бывшей ЖЕНЕ, а еда отвлекает меня от СКУКИ»). Эриксон понимает, что различные проблемы отставного полицейского — на уровне паттерна — это одна и та же проблема. Поэтому вместо того чтобы разбираться с содержанием жалоб клиента, Эриксон изменяет паттерн поведения, из-за которого все эти проблемы вообще возникают. Иными словами, Эриксон предписывает этому человеку удовлетворять свои потребности в пище, алкоголе и сигаретах максимально энергоемким способом, приобретая их в минимальных количествах. Тем самым Эриксон гарантирует, что потребление бывшим полицейским продуктов, которыми он склонен злоупотреблять, автоматически будет снижено и что одновременно он будет давать своему организму нагрузку, необходимую для возвращения физической формы. (Заметьте, что, по словам самого Эриксона, именно использование того факта, что бывший полицейский был приучен к дисциплине, — его субкультуры, — позволило Эриксону установить раппорт, в котором он нуждался для осуществления своего вмешательства. Именно благодаря тому, что в прошлом клиент подчинялся строгой дисциплине, Эриксон был убежден, что отставной полицейский будет следовать его жестким инструкциям. См. главу 3, раздел «Культурный раппорт»).

Вместо того чтобы работать с содержанием поведения, Эриксон изменяет подкрепляющие его паттерны поведения, и это в конечном итоге приводит к тому, что человек в той или иной степени и в том или ином отношении пересортирует свой опыт и критерии, касающиеся специфического контекста (иными словами, выработает новую точку зрения). Так, в случае с бывшим полицейским мы можем обоснованно предположить, что в результате следования новому режиму его способы приобретения продуктов питания, алкоголя и сигарет станут для него средством поддержания физической формы, поводом для встреч с новыми людьми и т. д. Инициирование нового паттерна поведения практически неизбежно приведет к тому, что клиент начнет сталкиваться с новыми людьми, событиями и формами опыта и получит возможность сформировать новые обобщения о себе самом и окружающем мире.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Диссертация на тему «Психологические детерминанты паттернов поведения в ситуации хронического неуспеха» автореферат по специальности ВАК 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

1. Абульханова К А. Личность в процессе деятельности. / Психология личности, т. 2. - Хрестоматия.- Самара, 1999 г.

2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн .- 1994. Т.14. - № 4 -С. 39-55.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991 - 216 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. // Психология индивидуального и группового субъекта./ Под ред. А.В. Брушлинского, М.И.Воловиковой. -М:ИП РАН., ПЕР СЭ, 2002. С.43-52.

5. Абульханова К.А., Александров Ю.И, Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека. // Вестник РГНФ. 1996. №3. С. 11-15.

6. Адлер А. Индивидуальная психология./История зарубежной психологии: тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986. - С. 131-141.

7. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977.

8. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика.// Вопросы психологии. 1988. - № 6. - С. 27-34.

9. Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 24с.

10. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

11. П.Ануфриев А.Ф. Научное исследование // Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2002.

12. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 2. С. 3-14.

13. Анцыферова JI.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15.№ 1. С. 3-14.

14. Анцыферова Л.И. И жизнь, и слезы, и любовь.Психологический журнал. 2003. Т.24. № 2. С. 52-56.

15. Берне Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003.

16. Березин В.Ф. Психическая и психофизическая интеграция. В кн.: Бессознательное. Новочеркаск: Агенство Сагуна, 1994. - С. 51-59.

17. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. Учебное пособие для вузов, М: Педагогическое общество России, 2001 - 46с.

18. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

19. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - С. 7-44.

20. Божович Л.И. Развитие эффективно-потребностной сферы человека.// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1976.

21. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена./ Психосемантика. // Психологический журнал, 2003 г., т 24, № 1.

22. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний.//Учебное пособие. М.: Институт Психологии РАН РФ, 1993 г.

23. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988,- 301с.

24. Брушлинский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности.// Субъект и социальная компетентность личности./ Под редакцией А.В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН. 1995. С. 3 -23.

25. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.

26. Брушлинский А.В. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. // Вопросы психологии, № 2,2000.С.32-34.

27. Брушлинский А.В. Проблемы психологии. М:Изд.ИП РАН, т.10 -1994.

28. Брушлинский А.В. Субъективно-деятельностная концепция и теория функциональных систем.// Вопросы психологии, №5,1999.

29. Брушлинский А.В. Субъект: учение, мышление, воображение.М-Воронеж, Изд. «Институт практического психолога», 1996.С.390.

30. Брушлинский А.В. Целостность субъекта основание для системности всех его качеств. // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории./Под ред. А.В. Брушинского,-М.: Изд. ИПРАН- 1997.С.576.

31. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Рос.педагог.агенство. 1998.

32. Василюк Ф.Е. Психология переживания, (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского университета, 1994.

33. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности.// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.

34. Гаврилова Е.В. Субъективная категоризация в межличностном познании и ценностные ориентации личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2003.

35. Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его системообразующие функции. // Система исследования индивидуальности. -Пермь, 1991.

36. Гульянова Н.А. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та.сер.14. Психология, 2001 г., №3.

37. Демин А.Н. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации.// Социологические исследования. 2000. № 5. С. 35-46.

38. Детский практический психолог в системе народного образования / Под ред. И.В. Дубровиной, А. М. Прихожан. М., 1990.

39. Дорфман Jl.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М: Просвещение, 1993 - 256с.

40. Дорфман Л.Я. Образ человека в концепции индивидуального стиля деятельности.// Сборник. Индивидуальность и способности. М., 1994.

41. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.

42. Дубровина И.В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей у младших школьников.// Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. - С. 48-60.

43. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.

44. Ефремова О.И. Понятие успеха в социально-психологической теории: историческая динамика осмысления проблемы. // Психологический вестник. Выпуск 1. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1996. С. 100-114.

45. Жамкочьян М.С. Социально-психологическая типология мотивации студентов / Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. М.: 1989.-С. 112-113.

46. Завалишина Д.Н. Когнитивная функция практического мышления. // Практическое мышление: функционирование и развитие.-М.,1990.С.9-12

47. Захарова А. В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4.48.3еер Э.Ф. Психология профессий. Учеб. пособие для студентов вузов. М., -2003.-280с.

48. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003 г.50.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. Тривола, 1994.Р

49. Знаков В.В. Психология XXI века: Психология XXI века: пророчества и прогнозы. // Вопросы психологии, №2,2000.С.7-9.

50. Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта. // Психологический журнал, Т.23, №1, 2002.С.34-41.

51. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000 г.

52. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995.

53. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Изд-во "Олсиб", 2001. -251с.

54. Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала// Психология профессионала. М., 1996 г.

55. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

56. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол.ж .,1981, т 2., № 3.

57. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. 1989 г., Вып. 4.

58. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности./ Системные исследования свойств личности. М:УДЕ, 1994, С.9-23.

59. Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения.// психологический журнал. 2003. Т.24. № 5. С. 14-23.

60. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г.

61. Либин А.В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993.

62. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. Вопр. психологии, 1975, №2. С.31-45.

63. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

64. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психол.журн. 1980.- №5. - С. 26-42.

65. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

66. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999 г.

67. Мерлин B.C. Индивидуальная система деятельности как опосредующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности.// В кн.: Проблемы психики личности. М.: Наука, 1982.

68. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

69. Михеева И.Н. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности.- Самара, 2003 г.

70. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека.// психологический журнал. 2002. Т.23.№ 6.С.5-17.

71. Моросанова В.И. Коноз Е.М. Стилевая регуляция поведения человека.// Вопросы психологии, №2, cl 18-128,2000.

72. Непомнящая Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности /Вопросы психологии -1980г.,№ 1.

73. Орел В.Е. Развитие личности профессионала // Психология труда / Под ред. Карпова А.В. М., 2003.

74. Петровский А.В. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.

75. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

76. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб., 2001.

77. Прихожан A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович.// Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.

78. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2001.

79. Психологическое тестирование. Раздел 7. Личность: опросниковые методики. Часть 1. Тексты опросников. Пенза - 1990.

80. Психология личности: тесты, опросники, методики. / Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. М., 1995.

81. Реан А.А., Бордовская Н.Б., Розум С.И. Психология и педагогика. Спб.-2001.

82. Решетова Т.Я. Психофизиологические основы исследования психической активности субъекта. // Актуальные проблемы современной психологии / Сборник научных трудов под ред. Г.А. Берулава Сочи: НОЦ РАО. 2003, С.26-36.

83. Решетова Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта.- Дисс. док. психол. наук.- 2003.

84. Решетова Т.Я. Роль когнитивного диссонанса в развитии личности. // Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и новации / Материалы региональной научно-практической конференции (25 октября, 2002, г.Краснодар) 2002. - С.271-276.

85. Решетова Т.Я. Стилевые характеристики познавательной активности учащихся.- Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2000.156с.

86. Решетова Т.Я. Теоретические основы исследования стилевых характеристик психической активности субъекта.// Гуманизация образования № 1,2003.- С.66-74.

87. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994.

88. Рубинштейн С.Л. Человек и мир М.: Наука, 1997.

89. Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990, С.165.

90. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности, М., 1997.

91. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. т 1. М., 2003.

92. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. т 2. М., 2003.

93. Росс Д., Нисбетт А. Человек и ситуация // Перспективы социальной психологии// пер. с англ. В.В. Румынского, / Под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна. М., 1999.

94. Рубинштейн С.Л. Проблемы Общей психологии. М.,1973.

95. Рудкевич JI.A., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб., 1997.

96. Рябикина З.И Личность как субъект формирования бытийных пространств. // Субъект, личность и психология человеческого бытия. / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М; Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- С.45-57.

97. Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности.// Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КубГУ. 1999.№ 4. С. 5-26.

98. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения// Вопр. психол. 1975, № 3.

99. Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции// Психологический журнал, т 24. 2003.

100. Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб., 1997.у

101. Соколова Е.Т., Столинн В.В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

102. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

103. Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена на соревнованиях: Автореферат дисс. канд. психол. наук. -Пермь, 1991.

104. Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.

105. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность в 2 т.// Пер. с немец, под ред. Величковского Б.М. М.: Педагогика, т.1,1986.

106. Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Дисс. канд. психол. наук. М., 1990.

107. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978.

108. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

109. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии, № 3,1997.

110. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии, № 3,1996.

111. Шафажинская Н.Е.// Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М., 1986.

112. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003.

113. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение Ростов-на-Дону,1994

114. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 84с.

www.dissercat.com

Паттерн генератор нового поведения в нлп

Что мы делаем, когда не знаем, как что-то сделать? Если мы не знаем, как похудеть, разумно питаться, договориться о повышении, справиться с капризным ребенком, воспрянуть духом, когда наши надежды терпят полный крах, оставаться жизнерадостным, когда жизнь выбивает нас из седла, и т. д., то нам нужна стратегия.

Мы нуждаемся в стратегии, подсказывающей нам, как что-либо сделать. Требуется паттерн, который предоставит нам пошаговый процесс для того, чтобы мы могли узнать необходимые особенности.

Знаем ли мы, как спокойно воспринимать критику и конструктивно ее использовать? Знаем ли мы, как мотивировать себя? Если у нас не будет стратегии для чего-либо, мы не сможем сделать это. Есть ли у вас метод конструктивного разрешения конфликтов? Владеете ли вы необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы эффективно собрать информацию, когда кто-то выражается неясно? Вы обладаете умением говорить твердо и при этом быть любящим, общаясь с близкими людьми? Возможно, вы просто должны изучить или придумать стратегию, которая позволит вам сделать это.

Мы создаем стратегии обучаясь, переживая и открывая мир. При таком обучении мы корректируем наше понимание, чтобы наша стратегия достижения данной цели стала более совершенной и адекватной. Когда мы учимся, мы организуем и упорядочиваем свои сенсорные и абстрактные репрезентации для создания желаемых навыков. Создавая эти стратегии, мы описываем их в терминах того, что они делают, — их функции, а не в терминах того, как они делают это, — того, что выражено в поведении. Другими словами, мы создаем эти стратегии, чтобы достичь определенных результатов. Создавая каждую, мы учимся, творим и даем задание некоей своей части добиваться определенных поведенческих результатов. Есть ли у вас упорная часть? Великодушная часть? Творческая часть? Конечно, хитрость в том, чтобы создавать части, которые не будут противоречить другим частям и результатам. И здесь нужно учитывать экологию.

Паттерн генератор нового поведения

1. Определите необходимую вам функцию.

какого конкретного результата вы хотите достичь? Например, вы хотите создать часть, которая прибавит вам уверенности в себе, чтобы вы могли успешно справляться с конфликтами, или часть, которая даст вам ресурс для преодоления непринятия, и т. д.?

2.     Получите доступ к компонентам, которые составляют эту реакцию, и заякорьте их.

Каковы ключевые элементы или компоненты этой реакции?

Отмечали ли вы у себя когда-либо некоторую часть или аспект этих элементов, даже в небольшой степени?

Когда это было? Где? На что это было похоже?

Получите доступ к любому прошлому опыту, когда у вас частично отмечалась эта реакция и затем вновь переживите эту ситуацию, чтобы испытать желаемые аспекты во всех репрезентативных системах.

Заякорьте каждую составную часть этого нового поведения.

3.     Создайте сценарий в своем воображении.

На что это похоже, когда вы создаете детальные образы себя, выполняющего эти новые действия? Видите ли вы, как вы это делаете?

Продолжайте редактировать свой внутренний фильм, пока вы не сможете сидеть и наблюдать всю последовательность, как будто это документальный фильм.

4.     Экологическая проверка.

Полностью ли вы удовлетворены выполнением этих действий?

Есть ли в вас часть, которая возражает против этого нового поведения?

Если вы воплотите этот фильм в реальность, будет ли это экологично для вашего здоровья, межличностных отношений, работы и т. д.?

Проверьте все репрезентативные системы на наличие чувства возражения.

5.     Удовлетворите любые возражения с помощью рефрейминга или добавив ресурсы.

Что говорит данное возражение о редактировании вашего фильма?

Какой ресурс или ресурсы вы должны добавить в свою стратегию?

Остаются ли какие-либо возражения, когда вы проводите еще одну экологическую проверку? Продолжайте этот процесс, пока не останется никаких возражений.

6.     Просмотрите фильм.

Если вы готовы принять новое поведение, включите фильм и войдите в свой образ, чтобы вы могли воспринять его в ассоциированном состоянии.

Когда вы воспринимаете себя успешно выполняющим новые действия, что вы можете использовать в качестве сильного якоря для этого состояния и ощущения?

7.     Предложите своему подсознанию принять и закрепить новое поведение.

Попросите свое подсознание проанализировать фильм, который вы создали, и взять из него существенные компоненты процесса, которым вы хотите овладеть. Затем ваше подсознание может использовать эту информацию, чтобы создать новую часть, которая будет динамической. Пусть воображаемые образы помогут вам найти то, что вы должны знать, чтобы построить часть себя, которая в любой момент сможет изящно и легко выполнять новое действие.

8.     Проведите проверку и подстройтесь к будущему.

Когда теперь вы воображаете, как берете это новое поведение в свое будущее, полностью ли вы удовлетворены им?

Есть ли какие-либо другие идеи, как сделать эту новую реакцию полностью приемлемой?

 Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 

< Предыдущая Следующая >
 

mirrosta.ru

что это такое, паттерны поведения примеры

паттерн фотоПаттерн – это термин, обозначающий некий повторяющийся шаблон, также им можно назвать образец, модель, схему или образ. Понятие вышло от английского «pattern» и переводится, как пример, форма. Благодаря паттерну создается посредствующее представление, с помощью которого в режиме синхронности процессов восприятия и мышления проявляются закономерности, а также способ их существования в окружающем мире, природе, в обществе.

Паттерн представляет собой повторяющийся образец или шаблон, компоненты которого повторяются предсказуемо. Паттерны могут восприниматься неодинаково, это зависит от органа ощущений, которым они чувствуются.

Существуют разнообразные паттерны поведения. Примеры их можно увидеть в различных сферах жизнедеятельности: от ранних умываний до специальных профессиональных.

Паттерн что это такое

Понятие паттерн имеет широкий спектр его применения. Так, например, оно встречается в таких науках, как психология, физика, информатика, также часто применяется в дизайне, музыке, творчестве. Такая схема поведения воспроизводится человеком автоматически в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ежедневные паттерны поведения примеры: утренние умывания, приветствия, манера поведения за столом, способ отвечать на звонки.

В психологии паттерном называется парадигма поведения, свойственная человеку в каких-нибудь ситуациях и обстоятельствах.

В науке, в частности в математике и языкознании, можно выявлять паттерны, путем исследования. С помощью прямого наблюдения можно выявить, как формируются визуальные шаблоны в искусстве и в природе. В природе они чаще всего хаотичны, являются фрактальными и не способны к копированию друг друга, встречаются в виде спиралей, волн, пены или трещины, создаются с помощью явления симметрии и отражения.

Подобные шаблоны включают в себя математически очерчиваемую структуру, выражающуюся через формулы. Сама по себе математика является способом поиска регулярностей и каждый конечный продукт от использования функций и есть математическим паттерном.

Процесс исследования и прогнозирования научными теориями, одновременно существующих регулярностей в природе и обществе есть процессом выявления паттернов.

В архитектуре, дизайне и искусстве для того, чтобы получить определенное стабильное воздействие, декорации и разнообразные визуальные элементы могут сочетаться и повторяться, создавая образы и модели. Шаблоны проектирования в компьютерных науках являются часто употребляемым решением широкого спектра проблем программирования.

В медицинских науках паттерн воспринимается как устойчивая комбинация результатов исследования или иных признаков, симптомов при похожих жалобах больного или больных с одной нозологией. Так, паттерн состоит из нескольких симптомов, признаков.  Синдром, в свою очередь, включает один или пару паттернов. Синдром или несколько синдромов составляют болезнь.

Паттерны имеют характерные свойства: они являются постоянной категорией, которую легко определить. Они всё время повторяются; являются бессознательно созданными алгоритмами, которые, как правило, очень сложно скорректировать. Они способны проявляться полностью или частично. Если он выявляется частично, то его называют кодом. Например, человек услышал отрывок из какой-то песни, и у него перед глазами сразу отображаются картины из определенной впечатляющей ситуации из прошлого, его захватывают эмоции и воспоминания, которые связанные с ней. Таким образом, мелодия была кодом, произношение которого запустило весь паттерн.

Врожденный паттерн является отправной точкой, первоначальным шаблоном, на который наслаиваются другие. Такие комбинации паттернов объединяются со стереотипами, привычками и ценностями человека, формируя его характер и образ жизни. Поэтому, такие шаблоны всегда взаимодействуют и не могут существовать по отдельности.

Личность все время находится в развитии, приобретает опыт, знания, самосовершенствуется. И вместе с развитием личности происходит трансформация её паттернов, они совершенствуются или изменяют форму выражения. Можно продемонстрировать пример такой модификации на опыте мужчины, который привык жить холостяцкой жизнью, но соображая, что нужно изменять такой образ жизни и обзавестись семьей, продолжает всё же выражать некоторые поведенческие шаблоны. Отдельные привычки, сохранившееся из холостяцкой жизни, могут преследовать человека еще некоторое время. Например, желание иметь собственное независимое личностное пространство, и проводить время одному или с друзьями, с чем, например, жена может не соглашаться. Спустя время это может пройти, действие такого паттерна ослабеет, и мужчина привыкнет к тому, что он теперь ни один и должен больше посвящать себя семье.

Паттерн в психологии

Психологический паттерн отображает устойчивую модель поведения индивидов. Такие поведенческие паттерны можно увидеть, наблюдая за окружающими людьми. Все ведут себя в разнообразных обстоятельствах по-разному, но всё-таки каждый индивид придерживается собственного стиля.

Если проследить некоторые закономерности поведения, можно легче общаться с другими. Изучая поведенческие паттерны других людей, человек начинает понимать, чего можно ожидать от них, или действовать по отношению к этим личностям, зная наперёд, какую реакцию стоит ожидать.

Например, если человек по своей натуре неразговорчив, достаточно замкнутый, и предпочитает проводить свое свободное время в одиночестве или компании одного друга, то естественно, он будет себя чувствовать очень неловко в большой компании и может даже обидеться, если бы его без предупреждения затянули в большую и шумную компанию, на вечеринку, где все веселятся и знакомятся.

Следует выходить из интересов человека, чтобы предугадать, какая реакция у него может возникнуть, соответственно действовать так, чтобы никто не был обижен. Наблюдать то, как проявляются и меняются паттерны поведения людей очень полезное и интересное занятие.

В психологии существует такой вид паттернов, как гипнотические – это особые повторяющиеся словесные формулы, с помощью которых человека можно погрузить в гипнотическое трансовое состояние. Может случиться так, что человек даже не догадается о том, что его погрузили в гипноз. Такой метод широко применяется в НЛП, также компетентные манипуляторы хорошо им владеют в корыстных целях.

Если у человека случаются такие ситуации, в которых он переживает трудности взаимодействия с внешним миром, он ищет помощи у психолога. Высказав всё наболевшее, пройдя некоторое количество тестов, клиент часто может услышать от психолога, что дело заключается в его негативной модели поведения. В дальнейшем клиенту назначается курс психокоррекции.

Паттерны поведения

Естественно, не все человеческие привычки, стереотипы и способы поведения в обществе являются комфортными и позитивными. Некоторые паттерны поведения людей очень мешают их нормальной жизнедеятельности. Например, есть такой тип людей, которые очень боятся трудностей и по отношению к ним занимают тактику избегания. Существует также противоположный тип людей, которые просто фанатично настроены на поиск сложностей, соответственно, они часто попадают в ситуации с негативными последствиями.

Оба представленные типажа имеют негативные модели поведения, которые только мешают жить и способствуют накапливанию отрицательного опыта. С такими шаблонами поведения можно бороться, даже необходимо, но не всегда это достаточно просто. Намного легче изменить что-то, когда ясно видна причина проблем и когда человек понимает, какими внутренними ресурсами и потенциалом он владеет.

Благодаря, позитивным и комфортным моделям поведения, человек может гармонично развиваться и справляться со сложностями. Их диапазон протягивается от встряхивания рук после умывания до умения искать компромиссы.

Человек сам способен выбирать те шаблоны или стратегии поведения, которыми ему лучше пользоваться. Для кого-то – это саморазрушающие паттерны, кому-то лучше использовать манипулятивные, а кто-то предпочитает модель уверенного поведения.

Отдельного рассмотрения заслуживают паттерны поведения лидера. Лидер – это человек, на которого все хотят равняться, поэтому его модель поведения отображает его сущность, его характер и от нее зависит авторитет лидера в определенной группе.

Лидерские качества можно оценить, если непосредственно наблюдать за успешными руководителями, в частности теми, которые ответственные за всю организацию. Такие люди должны осознавать реальное положение дел и оценивать отношения, как результат взаимодействия их жизненного опыта, заимствования шаблонов от других управленцев и теоретических знаний в области управления и организации труда. Проявление подобных явлений в течение времени можно рассматривать, как повторение шаблонов поведения. Именно эти паттерны обеспечивают эффективность деятельности определенного лидера.

Паттерны поведения лидера отображают те качества руководителя, которыми хочется овладеть каждому подчиненному.

Примеры лидерских качеств, которые отображаются в эффективной модели поведения:

— лидеры стимулируют и применяют самоорганизующиеся процессы;

— самостоятельно овладевают необходимой информацией;

— пользуются моделями или шаблонами с целью, упрощенного отображения реальности;

— применяют в творческом процессе случай;

— развивают особенные необходимые состояния и стратегии доступа к подсознательным процессам;

— думают системно, а не механически;

— оперируют динамическими моделями;

— концентрируются на «глубинных процессах» в противоположность «поверхностным процессам»;

— свои идеи представляют в виде схем, карт, формальных внешних систем;

— их идеи соответствуют уровню их знаний.

hp.housepsych.com

Паттерны поведения в психологии – Telegraph

Твой Даркнет

Слово «паттерн» (от английского pattern, что можно перевести как «шаблон», «модель», «система», «структура») применяется в различных научных дисциплинах и сферах деятельности. В одной только психологии паттерны используются в нескольких разделах, в том числе в когнитивной психологии, гипнологии и некоторых других сферах.

Что понимают под паттерном в психологии

В общем и целом паттерн в психологии обозначает определенный набор, шаблон поведенческих реакций или последовательностей стереотипических действий, поэтому относительно любой области, где человек применяет шаблоны (а это почти все сферы), можно говорить о паттернах. Например, гипнотический паттерн — это текст, который использует гипнолог, чтобы ввести человека в транс.

Надо сказать, что мы применяем намного больше паттернов, чем думаем, – сознательно или бессознательно. В частности, ежедневно нам на выручку приходят словесные паттерны — это речевые приемы (готовые фразы, реакции на те или иные вопросы и высказывания и т.д.), которые мы используем в речи. Также мы активно прибегаем к паттернам мышления — мыслительным шаблонам, в частности обобщениям. В данном тексте пойдет речь об общей характеристике паттернов поведения. Знание, как они функционируют, а также их анализ помогут лучше понять свои действия и действия тех, кто нас окружает.

Как работают поведенческие паттерны

Людям в принципе свойственна стереотипизация поведения: мы вырабатываем определенные способы взаимодействия с окружающим миром. Это объясняется принципом рациональности — вместо того чтобы каждый раз придумывать новые способы реагирования на то или иное явление, проще воспользоваться готовой моделью. Это касается всех паттернов – и мышления, и словесных, и поведенческих, и многих других.

Паттерны поведения формируются в процессе обучения, воспитания, а также наблюдения за окружающими. Этот процесс запускается с самого детства и в детстве же наиболее активен. Мы смотрим, какие модели применяют другие люди в различных ситуациях, и перенимаем (или не перенимаем) эти шаблоны. Этот достаточно удобный и эффективный способ обучения и социализации достался нам в наследство от предков, для которых был одним из средств выживания (надо заметить, что копирование поведения используется не только людьми и весьма распространено в мире животных, однако эта область лежит за пределами нашей статьи).

Возвращаясь к человеку современному, заметим, что детстве шаблоны зачастую просто копируются практически в неизменном виде (именно поэтому говорят, что лучшее воспитание ребенка – демонстрация ему тех или иных особенностей поведения на собственном примере). Когда мы становимся старше и наши модели поведения усложняются, паттерны заимствуются не так явно и не так активно. Кроме того, они, как правило, берутся не в исходном виде, а модифицируются, чтобы «вписаться» в наш характер, другие модели поведения и т.д. Пожалуй, лучшим отражением всего процесса станет поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». И здесь мы говорим далеко не только об отрицательных качествах – «набраться» можно и положительных моделей.

Что паттерны поведения могут о нас рассказать и как их использовать

Отдельный интерес представляет следующее положение: зная, как определенный человек вел себя в тех или иных ситуациях, какие у него имеются паттерны поведения, вы сможете определить его действия и поступки в схожих ситуациях. Правда, прежде чем делать выводы, надо хорошо изучить саму личность и ее поведенческие паттерны. Самый простой пример — если ваш друг с легкостью раздает обещания направо и налево, но еще ни одно не выполнил (или по крайней мере мало какие), каков шанс, что он сделает то, что пообещает вам? То же касается вечно занимающих и не возвращающих долги знакомых.

Выработанные в детстве паттерны если и меняются, то с трудом. Именно поэтому девушке, выбирающей жениха, стоит обратить внимание на его отношение к матери. Дело в том, что через несколько лет после брака, когда пройдет стадия влюбленности, у мужчин зачастую (но не всегда) проявляются такие же поведенческие алгоритмы к супруге, которые от выработал по отношению к матери.

Важно и то, что, как правило, для близкого общения мы выбираем людей со схожими паттернами поведения. Поэтому про некоторых девушек говорят, что у них, например, талант к поиску подлецов. На самом деле такие представительницы прекрасного пола просто ищут человека, подходящего под реализацию их паттерна. И, видимо, в данном случае мы имеем дело с моделью поведения, при которой мужчина должен обманывать женщину, не уважать ее, он король — она никто и так далее. Точно так же не мужчине «везет» на чрезмерно ветреных подруг, а он подсознательно ищет девушек-изменниц. И когда его бросит одна из них, он будет искать другую – с таким же поведением, подходящим под его психологический паттерн. Хотя на уровне сознания ему может казаться, что больше он не попадется и следующая дама сердца будет совсем другой.

Почему важно обращать внимание на свои и чужие паттерны

Как правило, на сознательном уровне такие паттерны могут показаться иррациональными даже своему владельцу, однако на подсознательном личность может снова и снова повторять один и тот же путь. Именно поэтому анализ паттернов поможет вам понять, как вести себя с тем или иным человеком и как он будет действовать в различных ситуациях. Причем данный анализ (если он качественно проведен) будет показательнее слов и даже намерений, потому что на словах человек может отрицать (в том числе просто не признавать) за собой таких особенностей и даже вроде бы пытаться действовать по-другому, однако если этот паттерн для него комфортен психологически, никаких активных изменений на самом деле не последует. Один из красноречивых примеров – модель поведения вечной жертвы.

Впрочем, такие шаблоны поведения могут применяться не только для анализа других. У использования паттернов в психологии есть и еще одна сторона, к которой порой прибегают в НЛП, школах успеха и др. Зная модель поведения, при которой несколько людей добились успеха, вы можете повторить ее, чтобы добиться успеха самому. Кроме того, можно скопировать некоторые кажущиеся вам положительными шаблоны, которые, на ваш взгляд, улучшат ваш характер, сделают личность более сильной и гармоничной, позволят добиться тех или иных целей и т.д. Однако помните, что зачастую поменять модель – не так просто, так как некоторые из подобных шаблонов буквально являются продолжением вашей личности.

Внимание! Администрация канала Твой Даркнет не имеет отношения к данной статье, она опубликована для ознакомления и не призывает к действию, наша цель защитить вас!

Больше интересного на канале Твой Даркнет @darknetru

telegra.ph