Классный час "Права, обязанности и ответственность подростков". Ответственность подростков


Классный час "Правовая ответственность подростка"

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 33»

Классный час

по теме

«Правовая ответственность подростков»

Классный час подготовила и провела

кл.руководитель 6Б класса

Рубцова С.П.

г.Новокузнецк

2014 год

Классный час «Правовая ответственность подростков»

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Цель:

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

Задачи: ознакомить с уголовной ответственностью подростков;

ознакомить с административной ответственностью подростков.

Ход классного часа:

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Закон в данном случае четко показывает, что несовершеннолетние люди уже достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои поступки.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Давайте с вами вспомним некоторые понятия:

 -Кто же  считается подростком?

 Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

 -Что называется преступлением?

 Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

infourok.ru

Права и обязанности несовершеннолетних подростков от 14 до 18 лет в России в 2018 году

Совершение противоправных действий может повлечь неблагоприятные последствия как для ребенка, так и для родителей. Незнание нормативных актов не освобождает от ответственности. Чтобы избежать сложных ситуаций, несовершеннолетний должен обладать определенным объемом знаний о том, какие права и обязанности подростков закреплены законом.

Содержание статьи:

Перечень прав

Подростковым возрастом считается период с 14 до 18 лет. Достигнув четырнадцати, гражданин получает большой объем прав. Однако полноценная их реализация все еще ограничена законными представителями. Рассмотрим основные права подростков:

  • Группа подростковличные;
  • имущественные;
  • жилищные;
  • на образование;
  • на труд;
  • на защиту прав.

Данный перечень представляет собой основные права, которыми наделяются подростки по достижению определенного возраста. С 14 лет несовершеннолетним ежегодно добавляются новые возможности.

Личные

Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.

Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.

Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.

Имущественные

С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. Четырнадцатилетие ознаменовывает новый этап в имущественных правах несовершеннолетнего. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.

Важно! При уменьшении имущества подростка, кроме решения родителей необходимо разрешение органа опеки.

Девушка с манетамиЗакон закрепляет права ребенка в 14 лет в России, которые дети могут реализовывать самостоятельно. Они добавляются к сделкам, разрешенным малолетним. Среди них:

  • расходование своей зарплаты и стипендии;
  • распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах, открытых подростком;
  • возможность иметь авторские права и получать от них доходы.

Несовершеннолетний может приобретать продукты питания, одежду, товары для творчества и другие вещи для личного пользования. Кроме того, подросток получает возможность дарить собственность с согласия опекуна.

Жилищные

Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.

Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.

Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.

Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.

На образование

Законодательство Российской Федерации наделяет подростка правом получения бесплатного образования. Школьник может сам участвовать в выборе вида обучения и языка, на котором оно проводится. При этом мнение родителей в этом вопросе не должно иметь решающего значения.

Хотя получение образования – это право несовершеннолетнего, на законного представителя возлагается обязанность по обеспечению пространства для обучения. В противном случае к ним принимаются меры наказания, предусмотренные законодательством РФ.

На труд

Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка. Рассмотрим подробнее:

  • 14 лет – заключение трудового договора для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, с согласия законного представителя и муниципального отдела опеки.
  • 15 лет – заключение трудового договора ребенком, получившим основное общее образование (9 классов) для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, по своему усмотрению.
  • 16 лет – заключение трудового договора подростком, являющимся гражданином РФ, без учета мнения родителей.

Если несовершеннолетний получает образование, он может привлекаться к труду только внеурочное время и без ущерба для учебы. Запрещается использовать подростков для осуществления вредной и тяжелой деятельности.

Подростки имеют права

Важно! Осуществление ребенком деятельности по трудовому договору является основанием для признания его полностью дееспособным до достижения восемнадцати лет, то есть возможности самостоятельно исполнять обязанности и реализовывать права. Для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления с согласия родителей.

На защиту прав

Охрана прав является неотъемлемой частью гражданской дееспособности. Возможность подростка самостоятельно обращаться в специализированные органы за защитой нарушенных интересов возникает с 14 лет.

В настоящее время получил распространение такой превентивный метод охраны детей от насилия в семье, как «горячие линии». Подросток может круглосуточно позвонить специалисту с просьбой о предоставлении защиты.

Наиболее распространенной причиной обращения ребенка за помощью является жестокое обращение со стороны законного представителя. При этом несовершеннолетний может обратиться не только в муниципальный отдел опеки или прокуратуру, но и в суд от своего имени.

Законодательная база

Нормативные акты, регулирующие защиту подростковПрава и обязанности несовершеннолетних закреплены законом. Основные нормативные акты, которые регулируют защиту подростков, действуют на протяжении длительного промежутка времени. Среди них:

  • Конвенция о защите прав ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс.
  • Жилищный кодекс.
  • Трудовой кодекс.
  • Гражданский кодекс.
  • Закон об опеке.
  • Закон об образовании.
  • Другие нормативные акты, регулирующие охрану прав несовершеннолетних.

Информация о правах подростков должна находиться в свободном доступе. Образовательные организации обязаны проводить уроки, направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

Обязанности подростка в обществе

Каждый гражданин не только имеет права, но и несет ответственность за совершенные им действия. Подростки не являются исключением из этого правила.

Определенные обязанности возлагаются на несовершеннолетнего, как на гражданина РФ. Они неотъемлемо связаны с фактом гражданства. Среди них:

  • получение паспорта;
  • воинский учет;
  • образование.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность. Каждый подросток, достигший 14 лет, обязан принять все меры для его получения в течение 30 дней. В противном случае наступает ответственность в соответствии с законодательством. В данном случае это штраф.

Все лица мужского пола, достигшие семнадцатилетнего возраста, подлежат постановке на воинский учет. Отбор производится специализированными органами в зависимости от состояния здоровья призывника.

Праву ребенка на образование противопоставлена обязанность по получению знаний. К ней относится надлежащее поведение на уроках, уважительное отношение к педагогам и должностным лицам организации, выполнение домашних заданий, соблюдение устава учреждения. Однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по обучению возлагается не Подросток в семьена несовершеннолетнего, а на его родителей.

Отдельно стоит выделить родительские обязанности несовершеннолетних. С 16 лет подросток может самостоятельно воспитывать своего ребенка и нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Ответственность подростков

С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности.  При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.

С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.

Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.

Обязанности в семье

Права и обязанности несовершеннолетних от 14 до 18 лет в семье не имеют принципиальных отличий с полномочиями малолетних детей. Законодательно они не закрепляются, в их основе лежат личные детско-родительские отношения.

Под домашними обязанностями ребенка понимается уважительное отношение к старшим родственникам, братьям и сестрам, забота об имуществе, помощь в ведении хозяйства. Данные действия должны выполняться добровольно.

Телепередачи, газеты и журналы, интернет пестрят информацией о правах детей и подростков. Однако мало кто из несовершеннолетних задумывается о соблюдении обязанностей и возможной ответственности за нарушения законодательства.

famadviser.ru

Ответственность подростка Что такое ответственность?

Ответственность подростка

Что такое ответственность?

Ответственность - волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека.

Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).

 

Что такое ответственность?

По сути имеется 2 вида ответственности:
  • Вынужденная ответственность (навязана человеку нормами морали, обществом)

  • Добровольная ответственность (принятая добровольно в вопросах о создании семьи, выборе профессии и пр.)

Что такое ответственность?

Ответственность – это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам.

Если человек сказал, что сделает – и сделал, он ответственный человек.

Если он может пообещать и не сделать – это человек не ответственный.

Что такое ответственность?

Необходимо научиться осознавать свою ответственность.

Люди различны, различается их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность и поэтому одни берут ответственность на себя легко, другие - пытаются ее избегать.

Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь другого.

На принятие решения взять на себя ответственность влияет много факторов.

Один из важнейших: сформированность чувства ответственности за порученные домашние дела при наличии родительского контроля за выполнением домашних обязательств.

Воспитание ответственности

До 2-х лет – возраст, когда ребенок ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и др.близкие и постепенно заучивает, что делать не стоит, но лишь потому, что это вызвало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, не стоит ее требовать.

2-3,5 года – пока ребенок к «кризисе 3-х лет» он может казаться полностью безответственным. Важно демонстрировать ему правила, которые должны быть неизменны, не должны зависеть от вашего настроения, от поведения ребенка (слово «нельзя» должно работать в любой ситуации). Чем четче очерчиваются границы желательного и порицательного поведения, тем лучше ребенок понимает, какое поведение считается ответственным, а какое – нет.

 

Воспитание ответственности

3,5-5 лет – ребенок уже может нести ответственность за собственные игрушки («сам потерял – сам ищи»), простые домашние обязанности. Таких личных зон ответственности у ребенка этого возраста не должно быть много. Важно подкреплять последствия, которые наступают после взятия на себя обязательств, ответственности.

5-7 лет – формируется способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения, которая является основой будущей ответственности. Зоны личной ответственности: личные игрушки и вещи, сохранение достойного внешнего вида, бережное отношение к природе и вещам, к здоровью (начальный этап)

Родители как можно раньше должны поручать определенные задания детям.

С учетом возраста ребенку можно поручить:

С 4 лет и старше - складывать игрушки, поливать цветы.

С 5 лет - помогать накрывать на стол, вытирать пыль, выносить мусор, чистить обувь.

С 8 лет - мыть посуду, убирать свою комнату, присматривать за младшим братом или сестрой (непродолжительное время).

С 10 лет - ходить в магазин.

С 12 лет - стирать и делать уборку дома.

Взрослый уровень ответственности достигается в разном возрасте: 17-18 лет, 25 лет и ? Лет

Качества, влияющие на то, чтобы ребенок рос ответственным:
  • Инициативность

  • Стремление к самостоятельному принятию решений

  • Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других

  • Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности

  • Хороший самоконтроль

  • Осмотрительность

Результаты исследований представлений об ответственности у подростков (11-16 лет)

Среди опрошенных учащихся 11-16 лет отвечать за свои действия перед собою было готово абсолютное большинство опрошенных – 72% (15-16 лет– 83 %; 13-14 лет– 79%; 11-12 лет – 72%).

На свою ответственность перед семьей указали менее 50% опрошенных.

Ролевая функция учащегося как зона ответственности отразилась в сознании всего лишь одной пятой опрошенных подростков. Соблюдение этики школы в зону собственного контроля отнесли в среднем четверть опрошенных детей.

О важности и обязательности общественно-полезного труда задумались около 40% младших подростков (11-12 лет) и всего лишь около 20% подростков 13-14 лет и 15-16 лет. Правовые нормы и правила общества соотнесли с понятием ответственности менее чем 20% средних подростков и около 40% старших подростков.

Исполнение своего долга перед Родиной посчитали для себя важным 20% подростков. Осознание глобальных мировых проблем и стремление в меру своих сил помогать их решению, было отмечено также всего лишь у одной пятой опрошенных.

Очень важно в семье воспитывать чувство ответственности у подростка в период полового созревания. Иногда именно в этот период возникают большие проблемы. Подросток пытается понять самого себя и свой путь в жизни, поэтому часто возникают конфликты с окружающими. В это время особенно важно научить подростка принимать осознанные решения и отвечать за свои поступки.

Родители должны стремиться поручать подросткам такие задания, выполнение которых позволило бы последним понять и почувствовать свою значимость в семье. Например, ремонт велосипеда младшего брата или сестры, хождение в магазин и уборка комнаты.

Обращаясь с просьбой о выполнении того или иного задания, необходимо учитывать способности и склонности ребенка: например, при творческом складе личности не стоит перегружать подростка монотонными домашними делами.

Развитию чувства ответственности способствует предоставление подростку права голоса в решении важных семейных вопросов, например, на что лучше потратить деньги: на покупку автомобиля или на семейный отдых? Как провести ближайшие выходные?

 

Не следует полностью ограждать детей от повседневных забот и все делать за них, так ребенок вырастет избалованным и неспособным принимать решения человеком. Каждый член семьи должен иметь определенные обязанности и нести ответственность за их выполнение.

Однако не следует перегружать детей большим количеством обязанностей, абсолютно лишая их свободного времени.

 

Имеются обязанности и вещи, за которые несут ответственность только взрослые, например, не следует вменять в постоянную обязанность старшим детям (брату или сестре) смотреть за младшими детьми.

Чтобы стать по-настоящему взрослым человеком, вашему ребенку предстоит научиться отвечать за свои поступки и не зависеть от вас.

Чем старше становится ребенок, тем меньшее место в его жизни должно занимать послушание и тем большее ответственность.

Чтобы научить подростка нести за себя ответственность, воспитать это качество в ребенке — все равно что пройти по канату, ведь надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью.

Не путайте ответственность с послушанием и исполнительностью.

Часто родители мечтают о том, чтобы ребенок был в состоянии отвечать за себя, но в то же время подвергают его строгому контролю и требуют тотального повиновения.

Подумайте, что здесь «не так»?

«…Ты уже взрослый… Я лучше знаю, что тебе надо и твердо уверена, что без нас ты пропадешь… Докажи, что ты взрослый…»

Ребенок обязан отвечать за каждый свой проступок — это и понимается под ответственностью.

Например, родители говорят: "У тебя в комнате ужасный бедлам! Чтобы к вечеру все было убрано".

И от того, насколько точно ребенок исполнит это задание, будет зависеть вывод: может он отвечать за себя или нет?

Однако все мы понимаем: чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он не сделает того, о чем его просят.

Почему? Да потому что он сам не считает это беспорядком, его мнения никто не спрашивал и выбора не предоставлял.

И вся его вина — в неповиновении, а не в отсутствии ответственности.

А быть ответственным означает по собственной воле принимать решения, понимать необходимость действия и доводить его до конца.

У маленького ребенка это чувство можно "тренировать" — вместе обсуждать, давать возможность выбирать обязанности (например, по дому, по уходу за животным и т. п.) и рассказывать "технологию" выполнения.

Думайте о ребенке как о человеке ответственном, говорите ему и окружающим об этом.

Дело в том, что дети в оценках самих себя ориентируются на оценки взрослых. Когда вы убеждены: "Если его не заставлять, он ничего никогда сам не сделает", — ребенок установку эту перенимает. И действительно не будет делать ничего без давления.

Попытайтесь изменить свои внутренние установки с негативных на позитивные: вместо "он не в состоянии принимать решения " пусть будет "я доверяю ребенку, он отвечает за свои поступки и может позаботиться о себе".

Если вы по-настоящему будете в это верить, поверит и ребенок, а значит, станет действовать иначе.

Не скрывайте от подростка информацию о том, сколько вы на него тратите.

Многие родители и сами не считают, во сколько им обходится ребенок, полагая, что "у него должно быть все".

Когда сын или дочь становится старше, расходы возрастают — родители часто вынуждены ограничивать себя.

Но ребенок об этом порой даже и не подозревает, привыкая к тому, что все его потребности всегда удовлетворяются.

Только дискомфорт мотивирует к изменениям, в том числе и к взятию на себя ответственности. Когда мне комфортно, я не хочу ничего менять, в том числе и брать на себя какие-то обязательства.

Определите, с какого возраста ребенок должен будет обеспечивать себя сам.

Пусть это будет, например, 18 лет или окончание первого курса института.

И заранее договоритесь с ребенком об этом. Время от времени напоминайте ему: "Через год (два-три) тебе нужно найти работу, оплачивать свои расходы..."

Будьте тверды и последовательны, выполняйте свое решение, даже если вам кажется, что ребенок еще не готов.

Не спешите удовлетворять все потребности ребенка.

Если у человека три раза в день появляется еда на столе, если у него всегда убрано в квартире, в нужный момент появляются одежда, компьютер, книги, деньги на отдых, то у него просто нет никаких стимулов становиться самостоятельным и ответственным.

Для того чтобы избежать ссор, договоритесь о том, что постепенно вы будете сокращать свое финансовое "присутствие" в жизни ребенка. Лучше всего составить целую программу — на пару лет или несколько месяцев.

 

Учите обращаться с деньгами.

Для этого вначале вам придется побеседовать с ребенком о том, каким он видит свое будущее, на какую зарплату рассчитывает, какие потребности у него есть и т. д.

Затем оговорите правило финансового отчета обо всех выданных вами деньгах. Именно так ребенок научится контролировать свои расходы и нести ответственность за траты. (Но, разумеется, не распространяйте это правило на те деньги, которые он заработает сам.)

И, наконец, помогите постепенно переходить на самообеспечение — составить свой личный бюджет, найти подходящую работу, отдельное жилье. Имейте в виду — подросток и молодой человек должен каждый день четко знать, какими деньгами он располагает на неделю или на месяц.

 

Не поддавайтесь на провокации.

Вполне естественно, что первое время ребенок будет пытаться вернуться в прежнее теплое место, где ему все давали и ничего не требовали. Иногда вам будет нестерпимо жалко его, и вы поймаете себя на мысли: "Ну что мне стоит купить ей это платье?" или "Неужели я не могу покормить единственного сыночка?"

Именно от вас сейчас зависит, сможет ли ваш выросший ребенок стать взрослым свободным человеком, который в состоянии нести ответственность за себя и за своих близких.

Если вы будете спокойны, доброжелательны, но тверды, ваши усилия вернутся вам благодарностью.

Как, например, это случилось у Марины, мамы 20-летней Ани: "В 10-м классе у дочери начался роман, просто кошмарный для нас, родителей. Мальчик шел на золотую медаль, все запустил, дочь вообще забросила учиться. Начались скандалы, в 11-м классе в первом полугодии светили двойки, но ей было все равно. Мне приходилось бегать по учителям и "договариваться".

Дочь и ее мальчик выступали в роли Ромео и Джульетты, которым злобные родственники не дают жить и любить. На все мои "вопли" был один ответ: "Я — взрослый самостоятельный человек и живу, как хочу". Время шло, предстояли экзамены и поступление в институт. Я искала ходы-выходы, мне казалось, любой ценой надо ее запихнуть в вуз, а как иначе? Аня была уверена, что именно так и будет, что она "поступит".

Но в один прекрасный день я вдруг поняла, что надо делать. В ответ на очередное "я взрослый человек, я сама" я ответила: "Взрослый самостоятельный человек живет на свои деньги и не зависит от окружающих". Я предложила ей переехать после школы в квартиру (которую мы ей купили года три назад, на будущее) и свою помощь в устройстве на работу секретарем. И все. Никаких институтов, репетиторов, взяток, денег. Она решила, что это шутка, кричала, что не пойдет работать. Однако после выпускного ее вещи были перевезены в отремонтированную квартиру, и я дала телефон, по которому она должна была позвонить, чтобы пройти собеседование.

Следующий год дочь жила на скромную зарплату секретаря, трудилась по 8 часов в день, вставала в 6 утра, чтобы успеть на работу. С мальчиком она рассталась через полгода совместной жизни. Сама пошла на курсы и летом поступила в институт.

Надо сказать, что общались мы в тот год немного. Мне было трудно заставить себя ей не звонить каждый день, не узнавать, вернулась ли она домой, как у нее дела. Но я сама себе сказала, что рву эту пуповину, — это лучше, для дочери в первую очередь.

Ровно через год я "получила" другого человека, который поблагодарил меня за эту "хирургическую операцию". С тех пор мы с дочерью отличные друзья, Аня окончила институт, нашла новую работу. Никогда ничего у меня не просит и очень благодарна, когда я делаю ей подарки. У нее новый бойфренд, и мы дружим домами". (материал из журнала Домашний очаг)

В заключение несколько афоризмов

Местоимение "мы" - обычно произносят, когда хотят избавиться от личной ответственности.

 

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. Фазиль Искандер

  

Ответственность как одежда - снять ее с себя полностью можно, но как-то перед людьми не удобно.

 

Сброшенный груз ответственности никогда не падает на землю, он мягко ложится на чужие плечи.

Сильный берёт ответственность на себя, слабый сваливает на другого.

Благодарю за внимание! Успехов!

rpp.nashaucheba.ru

Ответственность подростков за противоправные действия

Слайд 1

Ответственность подростков за противоправные действия .

Слайд 2

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Детская преступность — одна из острейших проблем сегодняшнего дня.

Слайд 3

Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять меры, способные повлиять на решение этой проблемы.

Слайд 4

Решение этой насущной социально-педагогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.

Слайд 5

УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказываются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Слайд 6

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре.

Слайд 7

Агрессивность выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.

Слайд 8

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.

Слайд 9

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы

Слайд 10

Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества.

Слайд 11

Нередко такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное, «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

Слайд 12

Рассмотрим такое негативное явление, как присвоение детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью.

Слайд 13

Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товарищам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно презирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мятежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Слайд 14

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам преступлений школьников: основной их процент связан с тяжелым материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности.

Слайд 15

Потребности первых существенно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими потребительскими свойствами под влиянием моды, групповых норм и др.). Большинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков.

Слайд 16

Так, находясь в зале игральных автоматов с другими ребятами Н. из хулиганских побуждений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону - автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».

Слайд 17

«заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «ван­дализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.

Слайд 18

Столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах. Незнание не освобождает от ответственности!

nsportal.ru

Классный час "Права, обязанности и ответственность подростков"

hello_html_m485b28bb.gifhello_html_m5345f67c.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m1d707824.gifhello_html_3d1d077a.gifhello_html_m2f5486d1.gifhello_html_59e8bc32.gifhello_html_m5764ecaf.gifhello_html_6805cdcb.gifhello_html_m3c189a4.gifhello_html_76321f19.gifГБОУ РХ « Абазинский детский дом»

"Права, обязанности и ответственность подростка"

Воспитатель: Попова М. Ю.

Форма: творческая мастерская

Цель: закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.

Задачи:

-продолжить отработку умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе;

-дать возможность учащимся проявить творческие и аналитические способности.

План творческой мастерской

1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.

2. Краткая беседа и викторина школьного инспектора.

3. Знакомство с условиями работы мастерской.

4. Первый блок " Разминка".

5. Второй блок " Синквейн".

6. Третий блок" Размышление".

7. Четвертый блок " Познание".

8. Пятый блок "Творческий".

9. Подведение итогов. Награждение.

Ход классного часа

1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех нас теме. Наш классный час пройдет в форме творческой мастерской.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер (Ответственность)

2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права , обязанности)

3. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо (Ответственность)

4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)

5. " ... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности", "ответственность", именно о этих понятиях пойдет разговор на классном часе .Тема его звучит так : Права, обязанность и ответственность подростка" .

2. Краткая беседа и викторина

Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

 Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

  За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

 Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

 

Классный руководитель: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас  вам будут  даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

 3. Избил одноклассника (У)

 4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

 Как вы думаете,  почему случается так, что подросток оступился  или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

-Ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).

-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили о этих важных понятиях. Давайте проверим ваши знания . Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете жетон. Победитель будет награжден грамотой.

Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

Ответ .Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ. Право на защиту закона, на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых, и т.д.

3 вопрос. Какие документы защищают твои права?

Ответ. Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14 ти лет?

Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.

5 вопрос. Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?

Ответ . Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

6. Что такое "Комендантский час"?

Ответ. Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых.

Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде» ( классный руководитель)

Давайте проведем  анонимный тест для выявления правонарушения  в школьной среде.

Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».

1. Твой пол

- мужской

- женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?

а) с удовольствием, с хорошим настроением

б) равнодушно, без удовольствия

в) с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били?Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе

б) со сверстниками на улице

в) со старшими ребятами в школе

г) со старшими ребятами на улице

д) с другими людьми

е) такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе

б) да, сверстники на улице

в) да, старшие ребята в школе

г) да, старшие ребята на улице

д) да, другие люди

е) нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что - либо из дома?

а) да, случалось

б) нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителям

б) рассказывал старшему брату (сестре)

в) рассказывал другу, подруге

г) рассказывал учителю

д) пытался защитить себя, дрался

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

ж) такого не случалось

3. Знакомство с условиями работы мастерской.

Продолжаем творческую мастерскую. Основная задача нашей встречи закрепить знания о правах , обязанностях , ответственности подростка . Проявить свои творческие способности. (Далее оглашаются условия работы мастерской).

- Наша мастерская разделена на блоки. Каждый блок имеет свое название и задание. Прошу не забывать, мы сегодня еще соревнуемся и между группами. За правильный ответ получаете 1 балл. Группа победитель получает грамоту и памятные подарки. Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно.

4. Первый блок " Разминка".

- На столе у каждой группы лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова: Права, обязанности, ответственность. Задача : от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От группы отвечает 1 человек.

обязанности

ответственность

права

5. Второй блок " Синквейн".

- Синквейн это форма, которая позволяет делать и формулировать краткие выводы. Состоит из 5 строк.

1 строка. 1 слово . Существительное или местоимение.

2 строка . 2 слова. Прилагательное или причастие.

3 строка. 3 слова. Глаголы ,характеризующие признаки.

4 строка. 4 слова. Личное отношение авторов, или автора к объекту.

5 строка. 1 слово( любое) , характеризующее суть предмета.

-Выполним синквейн для слова "Закон".

( В завершении блока ученики зачитывают свои работы. Жюри оценивает быстроту, качество выполнения работы.)

6. Третий блок" Размышление".

-Задание для этого блока нам оставил школьный инспектор. Вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите. Какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы предоставьте жюри. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 4 минуты)

Для 1 группы

1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

+Право на авторство

2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено?

+Право на собственность другого человека

3 ситуация. Семья пережила сложный период мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено?

+Право на общение ребенка с обоими родителями

Для 2группы

1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

+Право на не разглашение личных данных

2 ситуация

Ученик 8 класса Коля не любит учиться , а любит на уроках громко разговаривать и даже петь . Какое право человека нарушает Коля?

+Право на образование

3 ситуация

Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ а сами убежали. Дима испугался .Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

+ Право на свободу передвижения.

Для 3 группы.

1ситуация.

Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость . Какое право нарушено?

+Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.

2 ситуация

Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено?

+Право на получение питания ребенком

3 ситуация

Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят , что он должен вырасти , чтобы иметь свое мнение.

+Право на высказывание и на свою точку зрения.

Возможные неправильные ответы.

Право на труд

Право на равенство перед законом

Право на отдых

Право на семью

Право на бесплатное лечение

Право на свободу вероисповедания

Право на творчество

Право на получение информации

Право на жилище

Право на свободу передвижения по миру

7. Четвертый блок " Познание

Найди ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.

Для 1 группы

Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям ( ко всем детям)..

Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка

Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, но не национальность(на национальность), право знать своих родителей и на их опеку

Для 2 группы

Ст. 9: Ребенок не имеет право (имеет право)поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.

Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения

Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование

Для 3 группы

Ст. 12: Дети не имеют право(имеют право) открыто высказывать свое мнение .

Ст. 14: Дети не имеют право(имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.

Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, но не имеют право ( и имеют право)вступать в организации или создавать их.

8. Пятый блок "Творческий".

Задача : выполнить на формате А3 эскиз плаката на тему " Мой выбор, моя ответственность", или "Права и обязанности подростка". Придумать лозунг. Приготовить объяснение тому, что вы изобразили. Помните - плакат это краткое изображение. Оценивается соответствие теме, быстрота и качество исполнения, убедительность. (Время работы 5 минут.)

Возможные лозунги:

Требуешь прав своих, не забывай о других.

Права есть так и обязанностей не счесть.

Хочешь счастливо жить , умей другим уступить и т. п.

( В конце блока дети показывают свои плакаты, работы размещаются на доске , зачитывают свои объяснения.

9. Подведение итогов. Награждение.

-Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания , работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги , подумайте и ответьте на вопрос : -Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить о ответственности? (Предполагаемый ответ: - Чтобы меньше попадать в неприятные , сложные ситуации.)

- Мне очень интересно узнать ваше мнение о классном часе. На столах лежат квадраты красного, зеленого и синего цветов. Красный кв. - было интересно, зеленый - узнал новое, синий - провел время. При выходе положите, пожалуйста, выбранный квадрат в коробочку. Спасибо за работу. Всего хорошего.

infourok.ru

Ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений

          Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечают дети, еще не достигший 18 лет?

О том, как несовершеннолетний и его родители должны относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?

В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура/. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. Нормы  государственного права выражают волю всего  народа, их выполнение - непременное условие благополучия страны. Вот почему особенно нетерпимы различные отклонения от правовых норм и, прежде всего, среди несовершеннолетних.. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения - поступать так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует злоупотреблять этой справедливостью. 

Что же приводит их на путь нарушения закона? Нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, общественной работе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроке ему скучно, может быть, неловко. Любой вопрос может застать врасплох. Нарушается привычная связь с одноклассниками. Тогда он ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы трудных подростков, в которых нередки сквернословие, курение и даже употребление спиртных напитков. Члены таких групп слоняются по улицам, пристают к другим ребятам. Особенно охотно к девочкам. На кино и сигареты нужны деньги. Где их достать? И вот деньги вымогаются у младших. Вымогательства сопровождаются запугиванием, угрозами. Постепенно увеличивается диапазон правонарушений: драки, оскорбления, употребление спиртного...Затем происходят кражи, хулиганство, насилие... Это, так сказать, примитивный путь к правонарушениям. Тех, кто встает на него, характеризуют крайне бедные духовные интересы, чрезвычайно низкий культурный уровень, неумеренные материальные потребности. По другому пути идут избалованные подростки, оберегаемые любящими родителями от малейших трудностей и забот. Они могут хорошо учиться, довольно прилично вести себя в школе, но в семье, на улице, во время досуга преображаются. Их отмечает беспечное отношение к жизни, стремление урвать побольше удовольствий, превратить жизнь в сплошную цепь развлечений. Они не помогают в хозяйстве, не облегчают домашних забот матери. Эгоизм становится преобладающим их качеством. Все для себя, любой ценой. Модная одежда, диски... Пытающиеся урезонить их взрослые становятся врагами. "Нас не понимают", - с презрением к окружающим говорят они. С пренебрежением начинают они относиться к труду, к простым людям. Необходимость постоянно тянуться за модой, иметь самое модное, толкает их в круг ловкачей, спекулянтов, воров, где они проходят университеты паразитического образа жизни. Нравственные ценности теряют для них всякий смысл. Происходит нравственный распад личности, полная духовная деградация, при которой правонарушение не кажется уже невозможным. Таким образом, способность совершать правонарушения подразумевает отсутствие четких нравственных и правовых ориентиров, активной общественной позиции, моральной ответственности.

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. К правонарушениям относятся бродяжничество; драка; кража личного имущества; угон автомобиля; убийство; вандализм; хранение распространение, хищение или вымогательство: наркотических средств; оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; мошенничество. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Законом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об уголовной ответственности несовершеннолетних. С несовершеннолетними работают школа, КДН, общественные организации. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся: убийство; умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести; похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой, кража, грабеж, вымогательство, угон, злостное хулиганство; умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия; хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств; заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм и др. У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Семиклассник Геннадий Ж. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он снял со стены ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабочего. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений. Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, "позаимствовал" трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие "игры", как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Многие из подростков считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании - со стороны государственных органов - общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.

Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание - такое, как помещение в ВШК. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетним могут назначаться следующие наказания: Штраф- назначается несовершеннолетним объявленным полностью дееспособными, т.е. только при наличии самостоятельного заработка или имущества на которое может быть обращено взыскание. Как правило, не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества. Обязательные работы назначаются несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет - не свыше 2-х часов в день; от 15 до 16 лет - не свыше 3-х часов в день; от 16 до 18 лет - не свыше 4-х часов в день назначается на бесплатной основе. Исправительные работы - назначаются несовершеннолетним, имеющим постоянную работу, в возрасте от 14 до 16 лет этот вид наказания не назначается. Лишение свободы - строгое наказание, лица, которым не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима, назначается за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за собой судимости. Последствием неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности.

Во многом как ведут себя наши дети, какую дорогу выбирают, зависит от нашего родительского участия в воспитании детей. Руководствуясь Конституцией РФ, Законом РФ об образовании, Уставом школы, напомню обязанности родителей по воспитанию подрастающего поколения.

Родители обязаны:

      –    обеспечивать и защищать права и интересы своих детей;

–       воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

–       обеспечить детям  получение  среднего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;

выполнять Устав образовательного учреждения;

 обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

– создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.

–  несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения и воспитания, в том числе учебниками, спортивной формой, формой для трудового обучения, сменной обувью и т.д.

совместно с образовательным учреждением контролируют обучение ребенка, поведение его в школе и вне ее, в общественных местах.

– несут ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности, за поведение детей, занятость их во внеурочное время.

– несут материальную ответственность, согласно Гражданскому кодексу РФ, за ущерб, причиненный образовательному учреждению по вине учащегося.

– посещают родительские собрания 1 раз в четверть, приходят по приглашению любого учителя для беседы - по мере необходимости.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

Закончить  мне хочется словами В.А. Сухомлинского «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.»

 

17 ноября 2017

magazinka-uvk.educrimea.ru

Как прививать ответственность подростку последовательно и осознанно

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – так говорил Лис из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. От себя же добавим, что мы также в ответе за себя и за свои поступки.

Уметь отвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель и ее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?» - вопрос, который задают себе все ответственные родители. Конечно, ее можно воспитывать и собственным родительским примером. Но дело это не простое, это не вежливости ребенка научить, поэтому формирование ответственности у школьников требует дополнительных усилий.

Какая бывает ответственность? 

Различают 2 вида ответственности: социальная ответственность подростков и правовая ответственность подростков.Кроме того, что эти темы дети проходят в средних классах, вам, родители, тоже необходимо рассказать своему ребенку о каждой из них.

  1.  Социальная ответственность школьников – это их ответственность перед обществом и социальными институтами: семьей, школой, государством. У каждого человека есть свои права и обязанности, обсудите их со своими детьми более подробно.
  2. Правовая ответственность школьников. Да, ответственность подростков перед законом – не самая приятная тема. Но не говорить об этом нельзя. Ребенок обязан знать, что уже с 14 лет наступает ответственность подростков за правонарушения, что мелкая невинная кража из магазина не сойдет с рук, и за нее нужно будет понести наказание, не говоря уже о более серьезных проступках. Предупрежден значит вооружен, знаете же.

Беречь честь лучше смолоду, также и формирование ответственности у младших школьников будет эффективнее, чем у ребят постарше. Тем более, что развитие ответственности подростков происходит не сразу, а в несколько этапов.

Этапы формирования ответственности у детей

  1. Этап 1. Я могу. Самостоятельность и ответственность подростков идут рука об руку, и воспитание одного совершенно невозможно без другого. На первом этапе ребенок должен исследовать себя, свои возможности. Нужно научить его верить в свои силы.
  2. Этап 2. Мои цели. Научите ребенка правильно формулировать цели и продумывать пути их достижения. Чем четче цель поставит перед собой ребенок, чем подробнее он продумает план ее достижения, тем быстрее он ее достигнет.
  3. Этап 3. Я принимаю решение. Научите ребенка совершать выбор правильно и осознанно. Расскажите ему, как аргументировано высказывать свое мнение, это пригодится ему на следующем этапе.
  4. Этап 4. Мой результат. А вот уже когда выбор сделан, нужно научить ребенка за него отвечать. Ребенок должен видеть границы своей ответственности и понимать, что же это значит – отвечать за себя. Ответственность подростков – тема сложная, и для того, чтобы этому научить, необходим комплексный подход.
  5. Этап 5. Моя инициатива. Когда ребенок пройдет все предыдущие этапы, реально  себя оценит и поймет за что он в силах отвечать, он сможет расширить свои возможности. Подросток осознает, что способен на большее, будет проявлять инициативу и действовать без страха неудач и сомнений.

Подводя итоги, выделим главное - залог формирование успешного и ответственного человек

  1. Воспитание мотивации к развитию,
  2. Навыков постановки целей
  3. Принятия ответственности за результат.

И чтобы ваш ребенок наверняка понял логику в ряде слов «подросток поступок ответственность», запишите его на наш тренинг «Я сам: развитие чувства ответственности» по ссылке http://tren-kot.ru/course/ya-sam-razvitiye-chuvstva-otvetstvennosti

Мы воспитаем чувство ответственности подростков, в том числе и вашего ребенка, а вы получите +1 к своей собственной ответственности  Или следуйте этим правилам каждый день и увидите эффект.

Результаты программы подтвердили много теперь уже ответственных участников.

tren-kot.ru