Разработка урока и презентация урока обществознания по теме "Люди с ограниченными возможностями"(5 класс,ФГОС). Особые потребности людей с ограниченными возможностями


Конспект урока по Обществознанию "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями" 5 класс

Учитель читает стихотворение Л.Заводновой

Не такой, как все.

По полям, лесам, болотам

Весть сорока разнесла:

У орлицы отчего – то

Сын родился без крыла

И в округе птичья стая

Щебетала день и ночь:

«Как пришла беда такая?

Чем же птенчику помочь?»

А стервятник злое слово

Тут же высказать готов:

«Не встречали мы такого

Среди гордых птиц орлов,

Выше облаков летают,

В небесах парят орлы

Не нужны калеки в стае,

Сбросим в пропасть со скалы».

А орленок – славный птенчик

Ничего не понимал,

Рад был миру и, конечно,

Червячка от мамы ждал.

Над гнездом склонились тучи:

«не бывать тебе орлом».

И бедою неминучей

Кружит злоба над гнездом.

Только гордая орлица

Клик победно издала,

Чтоб за сына заступиться,

Вон стервятника гнала.

Зашумели птицы: «Что же

Мы не сможем поддержать

Малыша? Он хочет тоже

Жить и высоко летать

Не такой, как все, но все же

Много нас, а он один…

Подрастай, малыш, поможем,

Рядом, вместе полетим».

Стал примером этот случай…

В сердце каждого живет

То, что делает нас лучше,

И добро творить зовет.

Мир огромный и цветущий,

Солнце свет веселый льет

Поровну, на всех живущих,

Никого не обойдет.

- Ребята, а как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» (рассуждения детей)

-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

(Ответы детей)

Тема нашего сегодняшнего урока

«Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д.

- А как вы думаете, есть ли причины инвалидности? Всегда ли инвалидность бывает врожденной?

- Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Интересный факт.

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.

На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.

Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…

doc4web.ru

Конспект урока на тему "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ

«ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Разработала: учитель истории и обществознания Кудрявцева С.Ю.

Саранск 2014 г.

Тема урока: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Цели урока: Сформировать представление об «особых людях» – инвалидах, создать мотивацию детей на здоровый образ жизни.

Задачи урока: познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей, развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, ПК, проектор.

Ход урока

  1. Оргмомент: приветствие, проверка готовности к уроку

  2. Повторение домашнего задания.

  1. Дайте определения: человек, потребности, интерес, способности, мораль.

  2. Составить предложения со словами: способности, интерес, потребности.

  3. Добавить слово в схеме:

А.

……

Социальный

Биологический

Б.

Потребности

……

Разумные

……

В.

……

Завышенная

  1. Фронтальная беседа:

- Как вы понимаете фразу: «Человек существует в оценке других людей»?

- Что такое самооценка?

- Объясните, что значит завышенная и заниженная самооценка.

- Что способствует высокой, а что низкой самооценке подростка?

- Объясните смысл афоризма: «Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, – глуп» (Г.Мопассан).

- Почему так важно, оценивая себя в соотношении с другими людьми. Критически и объективно относиться к себе?

Вывод по домашнему заданию.

  1. Сообщение темы и задач урока.

  2. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя.

«Здравствуйте!»

Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно беречь и уважать этот дар. Но, несмотря на то, что мы всегда желаем здоровья, нас окружают разные люди, в том числе и нездоровые, больные, особые.

Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, он - инвалид)

  1. Работа с терминами «инвалид», «инвалидность», «ОВЗ»

А.Беседа

- Кто же это такие – инвалиды? (Ответы)

Учитель: Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы)

Учитель: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их.

Б.Работа с терминами в учебнике, с.33, 34 (инвалид, инвалидность, ОВЗ)

  1. Причины инвалидности

Вопросы для обсуждения:

- Как становятся инвалидами?

- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

Комментарий учителя:

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

  1. Положение инвалидов (практическое занятие и рассказ учителя)

Мы много говорили сегодня о здоровье. Здоровье – это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды (Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться на 180 градусов).

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение. Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?

Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов – попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой (рисунок 3). Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта – одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами наук.

5) Отношение к инвалидам

Беседа:

- Слышали ли вы что-нибудь о таких словах: «доступная среда», «ограниченные возможности здоровья», «колясочники», «пандус», «азбука Брайля»? Можете ли их пояснить?

- Работа с иллюстрациями в учебнике с.35

- Как государство относится к людям с ОВЗ (пенсии, льготы, программы помощи, медицинское обслуживание, специальные условия)

- Как относятся простые люди к инвалидам (помощь, уважение, принятие человека таким, как он есть)

6) Паралимпийские игры

Опережающее задание: рассказ подготовленного ученика.

5. Закрепление

- Что такое здоровье?

- Что означают слова «особый ребенок», «люди с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?

- Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Комментарии учителя:

Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и вино, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

6.Вывод урока:

Инвалиды – это особые люди, но они такие, же люди. Поэтому относиться к ним, принимать их надо такими, какие они есть. Среди окружающих нас людей немало с ограниченными возможностями здоровья. Это люди, имеющие нарушения в физическом или психическом развитии, которые не могут самостоятельно жить в обществе. Но таким людям характерна готовность максимально использовать имеющиеся у них способности. Среди них много таких, кто добился успехов в творчестве, труде и даже в спорте.

Нам с вами следует помнить, что только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь помогут людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми.

7. Домашнее задание: параграф 5 (учебник Обществознание. А.И.Кравченко. 5 класс. М., Русское слово, 2013), зад. 2-5 раздела «Практикум» на выбор.

8.Оценки.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по обществознанию на тему " Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями" (5 класс)

Место работы МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с. п. Унъюган

Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Тема: «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

1. Как мы оцениваем себя и других.2. Понятие самооценки.

В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.

Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

Мы сейчас начнем учиться!

Я надеюсь, что у вас

Настроенье – просто класс!

( смайлы на парте у каждого)

Если это так – поднимай скорее знак

Смайл с улыбкой вижу я

Все в порядке у тебя!

Если равнодушен ты –

Знак с полоской подними

Буду я настороже

Все внимание тебе!

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

Слайд № 1

2

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний по предыдущей теме урока

Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.

- Что такое самооценка? ( Осознанная потребность в чем - либо, или в ком-либо.)

Так же я вам задавала составить свою «Азбуку качеств»

- Давайте послушаем некоторых из вас.

- Какая бывает самооценка?

- Распределите номера данных на слайде рисунков в 2 столбика и назовите каждый из них.

(Проверка по слайду)

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд №4

Слайд № 5

2.

Сообщение темы урока

Учитель читает стихотворение Л.Заводновой

Не такой, как все.

По полям, лесам, болотам

Весть сорока разнесла:

У орлицы отчего – то

Сын родился без крыла

И в округе птичья стая

Щебетала день и ночь:

«Как пришла беда такая?

Чем же птенчику помочь?»

А стервятник злое слово

Тут же высказать готов:

«Не встречали мы такого

Среди гордых птиц орлов,

Выше облаков летают,

В небесах парят орлы

Не нужны калеки в стае,

Сбросим в пропасть со скалы».

А орленок – славный птенчик

Ничего не понимал,

Рад был миру и, конечно,

Червячка от мамы ждал.

Над гнездом склонились тучи:

«не бывать тебе орлом».

И бедою неминучей

Кружит злоба над гнездом.

Только гордая орлица

Клик победно издала,

Чтоб за сына заступиться,

Вон стервятника гнала.

Зашумели птицы: «Что же

Мы не сможем поддержать

Малыша? Он хочет тоже

Жить и высоко летать

Не такой, как все, но все же

Много нас, а он один…

Подрастай, малыш, поможем,

Рядом, вместе полетим».

Стал примером этот случай…

В сердце каждого живет

То, что делает нас лучше,

И добро творить зовет.

Мир огромный и цветущий,

Солнце свет веселый льет

Поровну, на всех живущих,

Никого не обойдет.

- Ребята, а как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» (рассуждения детей)

-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

(Ответы детей)

Тема нашего сегодняшнего урока

«Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д.

- А как вы думаете, есть ли причины инвалидности? Всегда ли инвалидность бывает врожденной?

- Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Интересный факт – ( слайд ……)

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.

На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.

Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…

Слайд № 6

СЛАЙД №7

СЛАЙД №8

СЛАЙД №9

3.

Работа с учебником

Работа над новой темой

С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями?

……………………………………………………

Не следует забывать, что инвалиды, это такие же люди, как и все, но только со своими особенностями. А у кого их нет?…Надо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми.

Хочется прочитать вам вот такое стихотворение…….

«Ступени», автор мальчик Антон, 12 лет.

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.

Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,

Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.

Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.

Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.

Ступени на моем пути в библиотеку,

И я не могу прочесть книгу.

Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,

Обеспокоенным и болезненным,

Испуганным и нервным.

Ступени – это мрачный сумрак.

О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,

Все эти ступеньки!

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями. Государство тоже помогает. Это и всевозможные социальные выплаты, и автобусы с особенными знаками, медицинская помощь Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей инвалидов, нуждающихся обучению на дому посредством Интернет, веб-камерой.

Так же в нашей стране есть немало предприятий выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11

4.

Продолжение работы над новой темой

Работа в учебниках и в тетрадях.

Дополнительное чтение в учебнике

- Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями.

5.

Физическая пауза

А у кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка? А вам хочется её повторить?

Под осенние напевыПовернёмся вправо, влево.Руки вверх, на них смотри –Головою не крути.Руки вниз ты опусти,Глазами следом ты веди.Закрой глаза, теперь открой,Посмотри перед собой.

СЛАЙД №12

6.

Работа над новой темой

Продолжим с вами урок.

Выдающиеся достижения

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

Достаточно вспомнить великих композиторов, и поэтов.

- Людвиг Ван Бетховен – оглохнув, он все же сочинял гениальные симфонии.

- Николай Островский, потерявший зрение – написал роман, «Как закалялась сталь»

Летчик, Алексей Маресьев, ампутировав ноги, он все равно вернулся в полк и летал с протезами.

- Диана Гурцкая , знаменитая певица………

А знаменитая российская сборная по паралимпийским играм, неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда.

СЛАЙД №13

Обобщение по новой теме

Возможно, достижения людей с ограниченными возможностями скрываются в их сверх усилии- причина их выдающихся успехов.

Им надо только немножечко помочь. Начните с малого – улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

Что нужно детям инвалидам?

В завершении хотелось бы прочитать еще одно стихотворение

Кто такие дети -инвалиды?

Кто такие дети-инвалиды?Дети-инвалиды-ангелы земли,Сколько незаслуженной обидыНа себе они перенесли,

Сколько раз они лицом в подушку,Чтоб не плакать на глазах у всех,Говорили ночи, как подружке:Разве то, что есть мы - это грех?

Кто такие дети-инвалиды?Дети-инвалиды-ангелы земли,Сколько незаслуженной обидыНа себе они перенесли,

Сколько раз они лицом в подушку,Чтоб не плакать на глазах у всех,Говорили ночи, как подружке:Разве то, что есть мы - это грех?

СЛАЙД №,14,15

СЛАЙД №16

СЛАЙД №17

Домашнее задание

§5 Ответить на вопросы. 1-3.

Практикум под цифрой 1,2,3 по выбору.

10.

Итог урока

Подведение итогов (рефлексия)

Инвалидность – не всегда наследственность и врожденная черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями

Запись домашнего задания в тетради и дневниках

infourok.ru

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 5

Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Цель: достижение образовательных результатов.

Личностные – осознание того, что, «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами…»

Коммуникативные – управлять своим поведением и оценивать свои действия.

Регулятивные – формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Познавательные – произвольно и осознано владеть общим приемом решения проблемных ситуаций.

Основные понятия: инвалид, инвалидность.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Кравченко А.И. «Обществознание. 5 класс», мультимедийный диск

Дата:

Разработчики: Биишева М.Ю., Арапова Л.В.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих. Создание эмоционального настроя.

Приветствие учителя. Настрой на работу

Л: формирование стартовой мотивации к изучению

Актуализация знаний

Фронтальный опрос стр. 32-33 учебника.

Ответы учеников

П: владение понятийным аппаратом.

Мотивация

-А теперь скажите мне, все ли может человек? Почему?

- Как вы думаете, кому бывает трудно? Почему?

Постановка проблемы.

Мне нужны два помощника.

Предлагаем игру «Поводырь»

Опишите, пожалуйста, свои ощущения. Что было легко? В чем возникла трудность?

Какую проблему показали нам ребята?

Абсолютно, верно. Как мы можем назвать таких людей.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать?

Формулируем тему и цель урока.

Предполагаемые ответы: да или нет. Учащиеся аргументируют свою точку зрения

Ученики работают в паре. Задание: провести товарища с завязанными глазами между партами

Ответ: Слепых людей

Инвалиды, калеки и т.д.

Возможные варианты…

Запись в тетрадке темы

Л: проявление уважительного отношения к окружающим

П: установка логических связей

Изучение нового материала

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом. Что вы понимаете под словом инвалид? Давайте запишем определение «инвалид».

Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Давайте, поработаем с текстом на стр. 34 и выделим причины инвалидности. Работаем в парах.

Работа со статистикой на стр. 37. Какой вывод мы можете сделать?

Опережающие задание. Сообщение о выдающихся личностях с ОВЗ

Предполагаемые ответы…

Запись в тетрадь на стр. 33

Работа с текстом в парах. Выписать в тетради «Причины инвалидности» , озвучивают записи.

Необходимо беречь здоровье. Инвалидом может стать каждый в результате несчастного случая

Выступление 2-3 учеников

П: поиск и отбор необходимой информации, работа с понятиями, работа с текстом.

К: умение работать в парах, организация сотрудничества, умение вести диалог

П: объяснение фактов и явлений, идей и точек зрения

Л:определение своей позиции

Р: решение поставленной задачи

Первичное закрепление

Работа с тренажёром, диск

Выполняют задания

П: объяснение фактов и явлений, точек зрения

К: умение вести диалог

Динамическая пауза

«Две сороконожки»

- Давайте себя обнимем, сцепим руки и не дадим прорваться злу к нам:

Две сороконожки бежали по дорожке.

Все бежали и бежали,

Все друг дружку догоняли.

Так друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

Выполняют задания

Л: проявление уважительного отношения к окружающим

Практикум

Выполнение заданий практикума на стр. 38

Есть ли в нашем селе, городе такие люди? С какими проблемами они сталкиваются? Как им можно помочь?

Выполняют задание в парах или группах.

Предполагаемые ответы…

Да, есть. Труднодоступные места, необходимо помогать

К: умение работать в парах, организация сотрудничества.

Л:определение своей позиции, высказывать своем мнение

П: поиск и отбор необходимой информации

Рефлексия

Синквейн на тему

«Люди с ограниченными возможностями»

Составляют синквейн:

Волевые, беззащитные

Помогать, заботиться, уважать

Р: решение поставленной задачи, использование алгоритма

Домашнее задание

Параграф, практикум 2-3 вопрос на выбор

Записывают д/з

Р: постановка задач

Итоги урока

Вывод: как вы понимаете фразу «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами…»? какой вывод можно сделать?

Комментированное выставление оценок

Высказывание детей, делают вывод – забота и помощь ближним

П: аргументированное объяснение своей точки зрения

Л: высказывание собственного мнения

К: умение вести диалог

Р: контроль выполнения результатов

infourok.ru

Разработка урока и презентация урока обществознания по теме "Люди с ограниченными возможностями"(5 класс,ФГОС)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа № 1 им.В.Б.Борсоева

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Конспект урока обществознания в 5 классе

учитель истории Дондокова Т.В.

14.10.2014

Открытый урок обществознания в 5 классе по УМК А.И.Кравченко.

Тема урока: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Цели урока: дать учащимся информацию о людях с ограниченными возможностями. Предоставить им возможность поставить себя на место таких людей. Попытаться совместно с ребятами оценить отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с инвалидностью.

Планируемый результат:

Предметные : обучающиеся смогут объяснить значение понятий «инвалид», «инвалидность и назвать причины инвалидности

УУД:

Личностные : обучающиеся смогут оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

Коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные :Обучающиеся смогут подготовить мини-проект. Для этого они должны объединиться в мини-группы и обойти окрестные дома и улицы, отметив, что на этом пространстве приспособлено для нормальной жизни инвалидов, а что нет. Сформулировать предложения в своем проекте, каким образом можно переделать неудобные места.

Регулятивные: Умение оценивать оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других, формулировать свои мысли, планировать свою деятельность

Средства обучения: презентация PowerPoint, видеоролик «Ты можешь все»

Вид урока: Урок изучения нового материала

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

1. Организацион-ный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

.

.

2. Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Показывает фото на экране людей с ограниченными возможностями.

- Ребята, что общего у этих людей, изображенных на фото?

- О чем мы будем говорить с вами на уроке.

Самостоятельно анализируют материал, отвечают на вопрос учителя.

Определяют тему, цель и задачи урока

Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста;

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Умение давать ответы на вопросы.

3. Изучение новой темы.

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

На доске записывает слово ИНВАЛИД.

Ребята, я прошу вас быстро назвать ассоциации, которые у вас возникают со словом ИНВАЛИД

А теперь , разбившись на пары, попробуйте, пожалуйста, сформулировать : кого называют инвалидом?

Задание: прочитать в учебнике на с.33 определение инвалидности Сравните свое определение инвалидности с определением, данным в учебнике

В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностями». Такое название более уважительно, более ясно отражает то, в чем эти люди нуждаются.

Ограничение – когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и просто. То, что ДОСТУПНО для тебя, ограничено, недоступно для инвалидов.

Ребята отвечают на вопрос, применяя свой жизненный опыт.

Работая в парах, учащиеся дают свое определение слову «инвалид»

Читают определение по учебнику и сравнивают свое определение с определением в учебнике.

Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

4 .Причины инвалидности

.

Задание группам :Как люди становятся инвалидами?

В группах на отдельных листах выполняют задания.

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

5. Демонстрационная мини-игра «Как чувствуют себя люди с ограниченными возможностями»

А теперь, ребята, я прошу всех встать, выйти из-за парты. Крепко зажмурить глаза. Только, чур, не подсматривать и не открывать их до тех пор, пока я не разрешу. Сейчас вы сядете, откроете тетрадь, возьмете ручку. В середине листа тетради запишете сегодняшнее число 9 октября. Положите ручку в пенал. Открыли глаза.

Вопросы: все хорошо, вы с нами?

-Что вы чувствовали?

-вам было трудно? Неудобно? Неуютно? Хотелось вам поскорее открыть глаза?

Ответы учащихся.

Самостоятельно определяют следующий этап урока «Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды в жизни»

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез; их обоснование

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

6. Жизнь людей с ограниченными возможностями в современном обществе

- Ребята, посмотрите на экран.

Какие проблемы жизни людей с ограниченными возможностями отражены в этих знаках?

- Какие проблемы ЛОВ можно добавить к этому списку?

- А сейчас, подумайте и напишите, как можно помочь в их решении

(работа в парах)

Ребята, то что вы предложили , чтобы помочь ЛОВ называется ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Ответы учащихся

Работа в парах.

Озвучивание ответов.

Коммуникативные УУД:

Умение договариваться, слушать товарища, выражать полно и точно свои мысли

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез; их обоснование

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

7.просмотр видеоролика «Ты можешь все»

(3 мин)

Предлагает обсудить увиденное

-О чем этот фильм

-какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм?

-что хотели нам сказать авторы ролика

-Ребята, как вы думаете, а этот мальчик с инвалидностью может учиться в обычной школе, например, нашей, вместе с другими здоровыми детьми?

Почему? А что вы можете предложить для этого? Давайте, разделившись на группы, мы попробуем мысленно перестроить нашу школу, превратив ее в школу будущего, где могли бы свободно учиться все дети, включая и детей с ограниченными возможностями

А сейчас, ребята, я познакомлю Вас с содержанием одного письма, которое было опубликовано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его:

"Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 10 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?"

Вот такая ситуация возникла у Маши С. На парте у вас лежат чистые листочки, возьмите их и напишите свой ответ девочке Маше.

Ответы учащихся

Работа в группах (мини-проект «Школа будущего»

Учащиеся пишут ответ. Зачитывают.

ВЫВОД:

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь. Они могут и должны учиться и работать совместно со здоровыми людьми. Им нужно понимание и равноправие, уважение. И доступная среда.

Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к увиденному

Познавательные: умение рассуждать, выдвигать гипотезы, версии, обосновывать их

Регулятивные: умение формулировать свои мысли, делать выводы

8. Рефлексия

Ассоциации (ИНВАЛИД)

или

Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

Называют свои ассоциации.

Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях.

9. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Подготовить мини-проект.(по группам)

Обойти окрестные дома, улицы (начиная со школы), отметить, что на этом пространстве приспособлено для нормальной жизни ЛОВ, а что нет. Сформулировать предложения, каким образом можно переделать неудобные места?

Слушают и записывают задание в тетради

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать предложения товарищей, готовить совместные решения

Познавательные: расширить свое представление об окружающей среде, оценивать

Регулятивные: умение формулировать свои мысли, делать выводы

Личностные: умение взглянуть на окружающее с других позиций

список использованной литературы

  1. УМК А.И.Кравченко "Обществознание.5 класс" (ФГОС)

  2. Пособие по проведению "Уроков доброты", М.,2012

  3. http://perspektiva-inva.ru

  4. http://www.non-barrier.ru/index.php/inklyuzivnoe-obrazovanie/publikatsii/146-posobie-po-provedeniyu-urokov-dobroty-so-shkolnikami-mladshikh-klassov

infourok.ru

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями / Открытый урок

II. Актуализация знаний

Цель.

 «Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель.

Формулирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. «Открытие» учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний

Цель.

Познакомить с понятиями, что такое знание и познание. Какие бывают способы. Проверить знания в полученном материале.

 

 

Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

Организует повторение изученного и изучение нового материала.

Какую тему мы с изучали на прошлом уроке?

Для того , чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо повторить материал предыдущего урока. Согласны? А пока мы отвечаем на вопросы некоторые учащиеся поработают с карточками

Работа с карточками (разноуровневые)

Работа с карточкой № 1.

(дать определение терминам)

*Работа с карточкой № 2.

(Заполнение таблицы)

Работа с карточкой № 3

(ответ на поставленный вопрос)

 

 

-Итак, 1. Что такое самооценка? Какой она бывает?

2. Что способствует высокой, а что низкой самооценке подростка?

3. Почему так важно оценивая себя в соотношении с другими людьми, критически и объективно относиться к себе?

Ребята, правильно

Человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя. Самооценка должна быть критичной (но в меру)

 

 

Я вам предлагаю посмотреть видеоролик и определить тему сегодняшнего урока и поставить проблемный вопрос по теме, на который в конце урока вам необходимо будет ответить.

 

Видеоролик доступная среда

 

-Итак, в чем заключается смысл данного видеоролика?         

- Какое ключевое слово?

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы? СЛАЙД № 3

Проблемные вопросы?

Записываем сегодняшнее число 13.10.2015 тему урока:

«Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями»  СЛАЙД № 2

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д.

 

На стр. 33 в учебнике давайте найдем определение и зачитаем его.

- А как вы думаете, есть ли причины инвалидности?

Всегда ли инвалидность бывает врожденной? Вот это вам необходимо будет выяснить, работая в паре.

Повернулись к соседу улыбнулись, перед вами лежит таблица, которую вы совместно с соседом должны заполнить.  СЛАЙД № 4

Для этого вам поможет текст учебника на странице 34.

На выполнение работы 3 минуты

 

Работа в паре

 

- Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников люди часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять

какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

 

Анализируют стих.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Ставят проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют понятие, сравнивают ответы и оценивают правильность выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре, заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают на стр. 34

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как человек оценивает себя и других?

(Осознанная потребность в чем - либо, или в ком-либо.)

(завышенная и заниженная)

 

(самовоспитание...)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Инвалид

 (человек с ограниченными возможностями)

 

 

 

 

 

Почему люди становятся инвалидами? В какой помощи они нуждаются?

Какую помощь мы можем им оказать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицы

 

- Проверка заполнения таблиц.

- работа ученика с оборудованием

 

Знать ранее изученный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь думать и размышлять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь определять, охарактеризовывать.Личностное самоопределение

сотрудничества, самоконтроль,уметь выделять главную мысль

 

 

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичная проверка понимания

Цель.

Проверить умения в определении главной мысли

Самоконтроль усвоения знаний.

 

 

С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями?

 

Не следует забывать, что инвалиды, это такие же люди, как и все, но только со своими особенностями. А у кого их нет?…Надо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми.

 

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями.  Государство тоже помогает. Это и всевозможные социальные выплаты, и автобусы с особенными знаками, медицинская помощь Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей инвалидов, нуждающихся обучению на дому посредством Интернет, веб-камерой.

В нашей школе действует программа по обучению детей – инвалидов.

 

Интересный факт.

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.

 

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

Достаточно вспомнить великих композиторов, и поэтов.

-  Людвиг Ван Бетховен – оглохнув, он все же сочинял гениальные симфонии.

- Николай Островский, потерявший зрение – написал роман, «Как закалялась сталь»

А знаменитая российская сборная по паралимпийским играм, неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда. Среди наших земляков тоже есть такие выдающиеся личности с большой буквы это Полтавцев Павел Викторович.

 

Лосева Аня доклад зачитывает про Павла Полтавцева.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опережающее домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

рефлексия способов и условий действия

VII. Первичное закрепление.

Цель.

Включение нового знания в систему изученного материала.

- Вернемся к девизу нашего урока.

Определите, почему люди становятся инвалидами? В какой помощи они нуждаются?

Какую помощь мы можем им оказать?

Чего способны достичь люди с ограниченными возможностями?

 

Возможно, достижения людей с ограниченными возможностями скрываются в их сверх усилии- причина их выдающихся успехов.

Им надо только немножечко помочь. Начните с малого – улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

Что нужно детям инвалидам?

Инвалидность – не всегда наследственность и врожденная черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь применять изученные

Извлечение необходимой информации;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение итога урока

open-lesson.net

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями



1. Заполните схему «Причины инвалидности».

1. Врожденное состояние.

2. Наследственность.

3. Военный действия.

4. Несоблюдение техники безопасности на производстве.

5. Падение.

6. Профессиональное заболевание.

2. Рассмотрите фотографии и выполните задания.

А. Какие проблемы жизни людей с ограниченными возможностями отражены на фотографиях?

1) проблема перехода дороги из-за высоких бордюров.

2) не все инвалиды могут самостоятельно пользоваться инвалидным креслом.

3) не может самостоятельно подняться по ступенькам.

4) редко выходят из дома на прогулку.

Б. Какие проблемы людей с ограниченными возможностями можно добавить к этому списку?

1. Трудности с посещением театров, музеев, кино, кафе.

2. Пренебрежительное отношение со стороны других людей.

3. Проблема получения образования.

4. Отсутствие условий для передвижения по городу (транспорт, бордюры).

5. Финансовые проблемы.

В. Распределите все проблемы на три группы и подумайте, как можно помочь в их решении.

3. Подумайте и напишите, какую помощь может (могут) оказать людям с ограниченными возможностями государство, семья, друзья.

Государство: финансовую, медицинскую.

Семья: поддержку в трудной ситуации и уход, финансовую помощь.

Друзья: поддержку, общаться как с обычным человеком.

4. Прочитайте тексты, рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.

Китайский пианист Лю Вей выиграл конкурс «Китай ищет таланты». Он исполняет классические произведения и музыку своего сочинения пальцами ног. Рук он лишился ещё ребёнком в результате несчастного случая, но, чтобы быть самостоятельным, многое научился делать ногами.

Француз Филипп Круазон, которому после несчастного случая ампутировали руки и ноги, переплыл пролив Ла-Манш между Францией и Англией шириной 32 км. Его заплыв продолжался 14 часов.

Лиза Фиттипалъди потеряла зрение, а спустя два года решила начать рисовать. Будучи полностью слепой, она освоила технику рисования и стала самостоятельно писать картины. Произведения Лизы регулярно выставляются в галереях многих стран мира.

Какие выводы вы можете сделать из этого материала?

Люди с ограниченными возможностями могут жить полноценной жизнью и добиться значительных успехов, приложив к этому усилия.

5. Выполните социальный проект «Как сделать жизнь в городе комфортной для людей с ограниченными возможностями здоровья». Напишите конкретные предложения.

1. Поставить лифты и пандусы в музеях.

2. Оборудовать надземные пешеходные переходы специальными подъемниками и лифтами.

3. Оборудовать пандусами и подъемниками кафе и рестораны.

4. Строить дома с квартирами, пригодными для проживания людей с ограниченными возможностями.

5. Оборудовать в театрах и кинотеатрах места для людей с ограниченными возможностями, а также установить подъемники возле лестниц.

6. Сделать в магазинах проходы шире, а на ценниках писать шрифтом брайля (предназначен для чтения и письма незрячими).

6. В различных странах мира постоянно растёт количество школ, где совместно обучаются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями. Назовите четыре причины, доказывающие необходимость и полезность совместного обучения.

1. Получение опыта общения с детьми и взрослыми.

2. Воспитание терпимости, уважения, милосердия у детей.

3. Создание в школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

4. Улучшается качество жизни для детей с ограниченными возможностями.

resheba.com