18. Тарифные льготы: понятие, виды, случаи освобождения. Особенности предоставления таможенных льгот


18. Тарифные льготы: понятие, виды, случаи освобождения.

Тарифные льготы - освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Тарифные льготы применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств в области исследования и использования космического пространства.

При ввозе на таможенную территорию от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки;

2) продукция морского промысла судов государств ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств ТС;

3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств ТС или их законодательства;

4) валюта государств ТС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств ТС;

5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

19. Тарифные преференции: понятие, виды, случаи предоставления.

Тарифные преференции - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

В ТС используется дифференцированный таможенный тариф, со ставками в зависимости от стран.

Существует Единая система тарифных преференций ТС, которая применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. 

  • В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - применяются ставки в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. 

  • В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

  • Для стран, которым предоставлен РНБ - 100%

  • Остальные - 200%

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены:

Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

studfiles.net

Таможенные льготы — курсовая работа

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет  

имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)   

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «» 

на тему «»       

                                                        Выполнил:                                                   

                                                                           студент группы ТД-

                                                                                                                                               

                                                                           Проверил:

                                                                                      

Красноярск 2011

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Общие сведения о таможенных льготах……………………………….....5
    1. Сущность таможенных льгот………………………………………5
    2. Тарифные льготы, как вид таможенных льгот…………………….7

2. Роль тарифных  льгот в системе государственного  регулирования ВЭД….13

          2.1. Сущность государственного регулирования ВЭД…………………13

          2.2. Тарифные льготы в системе таможенно–тарифного регулирования ВЭД……………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24                              

     Введение

     Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

     Таможенно —тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы. Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода льгот. Актуальность проблемы предоставления тарифных льгот на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

     Но при этом предоставление тарифных льгот должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

     Объект данной курсовой работы – тарифная льгота, как инструмент государственного регулирования.

     Предмет работы – общественные отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, связанные с применением тарифных льгот при осуществление таможенно-тарифного регулирования.

     Главная цель – выяснить каким образом  тарифные льготы влияют на внешнюю торговлю.

     В связи с этим выявлены приоритетные задачи:

     1. обозначить сущность и назначение  таможенных льгот;

     2. исследовать отдельный институт  таможенных льгот – тарифные  льготы;

     3. рассмотреть понятие государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности;

     4. проследить какое место тарифные  льготы занимают в системе  таможенно-тарифного регулирования  ВЭД.                            

     Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим  лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.

       По юридической природе таможенные  льготы делятся на конвенционные, имеющими своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке. 

     

     Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных  государств и их работникам и иным иностранным лицам.

     В зависимости от того, в какой области  таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

  • льготы по таможенному декларированию и таможенному контролю;
  • льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

     Льготы  по таможенному декларированию и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного декларирования. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).

     К этой категории льгот относятся  и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной  юрисдикции определенных лиц из числа  вышеуказанных, в том числе при  совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

     Льготы  по уплате таможенных платежей предоставляются  Таможенного союза (далее ТС) на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу ТС. 

    1.   Тарифные льготы, как вид таможенных льгот
 

     Следует различать понятия "таможенная льгота" и "тарифная льгота". Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.

     Тарифная  льгота подразумевает льготное налогообложение  в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой  содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота).

     Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

     Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. В соответствии со ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения.

     Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются рядом законодательных актов Комиссии Таможенного союза, Решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, а также национальным законодательством РФ, например Законом "О таможенном тарифе", постановлениями Правительства и законодательными актами Федеральной Таможенной Службы. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).

     Тарифные  льготы не могут носить индивидуального характера. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

     Тарифная  льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Таможенного союза, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в международном договоре (международное право), так и акте российского таможенного законодательства (внутреннее право). В соответствии со ст. 38 Закона «О таможенном тарифе» норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.

     Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются в Таможенном кодексе  Таможенного союза:

     1) тарифные преференции;

     2) льготы по уплате таможенных пошлин;

     3) льготы по уплате налогов;

     4) льготы по уплате таможенных  сборов.

     Тарифные  преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов  Таможенного союза.

     Виды  тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в  соответствии ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

     Льготы  по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств – членов  Таможенного союза.

     В Законе "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:

     а) возврат ранее уплаченной пошлины;

     б) освобождение от уплаты пошлины;

     в) снижение ставки пошлины;

     г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

     Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ "О таможенном тарифе", не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.

turboreferat.ru

1.3 Предоставление таможенных льгот. Оценка влияния льгот по уплате таможенных пошлин и налогов на динамику объемов импорта

Похожие главы из других работ:

Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности

...

Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации

...

Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

2.3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот

Таможенный тариф имеет ряд характеристик, которые необходимо обозначить: - средняя ставка таможенной пошлины; - соответствие адвалорных...

Особенности уплаты таможенных платежей при процедуре: выпуск для внутреннего потребления

2.3 Использование льгот при процедуре выпуск для внутреннего потребления

Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, условия которой позволяют пользоваться и распоряжаться без ограничений помещенными под нее иностранными товарами...

Таможенные декларации, их виды и порядок применения

2.1 Предоставление документов при таможенном декларировании

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся: 1) документы, подтверждающие полномочия лица...

Таможенные льготы для отдельной категории иностранных граждан

4. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала

На основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам дипломатического персонала представительства иностранного государства...

Таможенные преференции

Глава 1.Место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования

...

Тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

1.2 Виды тарифных льгот

К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара...

Тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Глава 2. Порядок предоставления и правовое регулирование тарифных льгот

тарифная льгота таможенная пошлина Тарифные льготы участникам внешнеэкономической деятельности предоставляются в соответствии со следующими законами РФ: - О таможенном тарифе Российская газета. - 1993. - 5 июня.: - Таможенный кодекс РФ СЗ РФ. - 2003...

Тарифные льготы и порядок их предоставления

3.1 Понятие тарифных льгот

Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС и (или) России льгота в отношении товара...

Тарифные льготы и порядок их предоставления

3.2 Порядок предоставления тарифных льгот

В соответствии с ТК ТС виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются 74-й статьёй кодекса или международными договорами государств-членов Таможенного Союза. Соглашением между Правительством Республики Беларусь...

Тарифные льготы, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

Глава 3. Применение тарифных льгот в Российской Федерации

...

Тарифные льготы, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

3.1 Практика применения тарифных льгот

Россия активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим...

Тарифные льготы: понятия, виды и случаи освобождения

2. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ

...

Тарифные льготы: понятия, виды и случаи освобождения

2.1 Практика применения тарифных льгот в Европейском союзе

Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве страны, так и международном праве...

tam.bobrodobro.ru

Категория "таможенная льгота" в современном таможенном праве

(Назаренко Н. А.) ("Финансовое право", 2009, N 4) Текст документа

КАТЕГОРИЯ "ТАМОЖЕННАЯ ЛЬГОТА" В СОВРЕМЕННОМ ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ

Н. А. НАЗАРЕНКО

Назаренко Н. А., доцент кафедры финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета "РИНХ" (г. Ростов-на-Дону), кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению категории "таможенная льгота" в современном таможенном праве. Автором уделяется внимание вопросам доктринального определения понятия "таможенная льгота", проблемам законодательства, регулирующим вопросы предоставления таможенных льгот. Особый интерес представляет выделение автором признаков и особенностей таможенных льгот. В процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования таможенных льгот. Последние выступают не только средством юридического облегчения положения субъектов, но и эффективным инструментом внешнеэкономической политики государства. Огромное практическое значение, которое имеет институт таможенных льгот, к сожалению, не обусловило ни его четкой законодательной регламентации, ни теоретического исследования. Таможенный кодекс РФ, основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот, осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования. Отсутствие ясных законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования. Например, в Таможенном кодексе употребляются такие формулировки, как "льготы по уплате таможенных пошлин, налогов" (п. 2 ст. 151 ТК РФ), "льготы по уплате таможенных платежей" (п. 2 ст. 131 ТК РФ), "тарифная преференция" (п. 2 ст. 29 ТК РФ), "полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов", "тарифные льготы" (подп. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ), "освобождение от уплаты таможенных сборов" (ст. 357.9 ТК РФ), "освобождение от определенных форм таможенного контроля" (ст. 386 ТК РФ) и другие, по своему смысловому содержанию относимые к понятию "таможенная льгота". Закон РФ "О таможенном тарифе" лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия "тарифная льгота" и "тарифная преференция", а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия "льгота" раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий "тарифная льгота" и "тарифная преференция". В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу <1>. Например, согласно п. 2 ст. 29 ТК РФ "правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики", что подтверждает обусловленность тарифных преференций страной происхождения товара. -------------------------------- <1> См.: Трошкина Т. Н. Таможенные платежи: Учебно-практическое пособие. М., 2007. С. 76.

В существующих доктринальных определениях понятие "таможенная льгота" связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер. Одни авторы подразумевают под таможенными льготами лишь льготы определенным категориям граждан и юридическим лицам, а именно иностранным лицам - дипломатическим представительствам иностранных государств, главам и членам дипломатического и административно-технического персонала дипломатических и консульских представительств и членам их семей. Другие понимают под таможенными льготами только определенные законодательством преимущества, состоящие в освобождении товаров от таможенных платежей. Третьи включают в понятие таможенной льготы только преимущества в виде снижения или отмены ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным государствам, юридическим и физическим лицам. Все же большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. При этом авторы оперируют понятиями "таможенные тарифно-налоговые преференции", "таможенные преференции", "тарифные льготы", "таможенные привилегии" и т. п., наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение. Действительно, не все из этих терминов можно использовать как тождественные, в частности необходимо проводить различие между понятиями "льгота" и "привилегия". По мнению А. В. Малько, если льгота представляет собой правомерное облегчение, то привилегия является отрицательным отклонением, облегчением, не установленным в законе, зачастую неправомерным, призванным улучшить положение каких-либо субъектов с одновременным ухудшением положения других <2>. М. Н. Козюк, напротив, рассматривает привилегию как разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, не применяя к ней критерий "противозаконности" <3>. В. В. Хрешкова аналогичным образом соотносит понятия "таможенные льготы" и "таможенные привилегии", рассматривая последние в качестве специфических льгот, имеющих более узкую направленность <4>. -------------------------------- <2> Малько А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1. С. 40. <3> Козюк М. Н. Правовое равенство и привилегия депутатской неприкосновенности // Личность и власть. Ростов-на-Дону, 1995. С. 29. <4> Хрешкова В. В. Правовое регулирование таможенных льгот: основные понятия // Гражданин и право. 2006. N 4.

В этой связи необходимо отметить, что понятие "привилегии" наиболее часто употребляется в международных правовых актах в сочетании с понятием "иммунитеты", которые в совокупности выступают важным элементом правового статуса отдельных категорий лиц (представителей международных организаций, сотрудников дипломатических представительств иностранных государств). При этом под иммунитетами понимается освобождение от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении тех действий, которые могут быть совершены этими лицами в связи с выполнением своих функций, неприкосновенность служебной корреспонденции и документов. К числу привилегий, как правило, относится освобождение от таможенных пошлин и сборов на предметы, предназначенные для личного и официального пользования, освобождение от досмотра багажа, освобождение от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, освобождение от личных повинностей. Очевидно, что в таком понимании привилегии и таможенные льготы соотносятся как целое и его часть. В общетеоретическом аспекте таможенные льготы представляют собой разновидность правовых льгот, выступающих как средства правового поощрения. Правовые льготы, как правило, рассматриваются в качестве "юридических средств, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов" <5>. Как отмечает А. В. Малько, льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов <6>. Таким образом, понятие "льготы" связывается с определенными послаблениями, преимущественными правами, предпочтениями, оказанными одним субъектам перед другими, которые становятся полезными всему обществу в целом. -------------------------------- <5> Морозова И. С. Правовые льготы: Учебное пособие / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2004. С. 6. <6> Малько А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1. С. 39.

Среди признаков таможенных льгот можно выделить следующие присущие им особенности: 1) использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля; 2) таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу <7>. Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства; -------------------------------- <7> Романова О. С. Роль таможенной политики России в развитии международных экономических отношений // Финансы и кредит. 2007. N 14. С. 73.

3) таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности. В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами. Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот. Кроме того, возникает вопрос о возможности рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое в рамках отдельных таможенных режимов. Каждый таможенный режим представляет собой определенную таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Условия таможенных режимов должны применяться равным образом всеми категориями субъектов, поэтому нельзя сказать, что в рамках условий таможенного режима выделяется положение особой группы участников таможенно-правовых отношений. Между тем уже сам факт выбора субъектом определенного таможенного режима позволяет распространить на него отдельные условия, имеющие очевидно стимулирующий, льготный характер. Например, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при экспорте товаров; 4) по общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер. Особенностью таможенных льгот является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", но в ряде случаев предоставляются по решению Правительства РФ (льготы по уплате таможенной пошлины), а иногда также по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, или замещающего его лица (согласно п. 6 ст. 386 ТК РФ указанные должностные лица имеют право освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности РФ). В последнем случае таможенные льготы фактически предоставляются в "индивидуальном" порядке, а потому следует согласиться с мнением О. Ю. Бакаевой о необходимости исключения данной нормы из ст. 386 ТК РФ <8>; -------------------------------- <8> Бакаева О. Ю., Кочубей И. С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. 2008. N 5.

5) в отдельных случаях таможенные льготы могут совпадать с налоговыми льготами, например когда речь идет о таможенных льготах по уплате таможенных платежей. Освобождение от уплаты акцизов, НДС, предусматриваемое в качестве условия отдельных таможенных режимов, специальных таможенных процедур, выделяет из числа налоговых льгот тот факт, что подобные освобождения могут быть предоставлены исключительно в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таким образом, можно дать следующее определение понятию "таможенные льготы": это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа

www.center-bereg.ru