Урок № 16. Основные вопросы экономики. Основные вопросы экономики таблица


4. Три основных вопроса экономики.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

  1. Что? – проблема целеобразования. – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

  2. Как? – проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

  3. Для кого? – проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей». А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

А

В

YВ ● Е

YС С

● F

D

Предметы потребления (Х)

О ХВ ХС

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию ХВ единиц предметов потребления и YВ единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (ХВ) и большего количества средств производства (YВ), чем выбрав точку С (ХС, YС). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХС – ОХВ единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОYВ – ОYС единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А1D1, возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Y

А1

● Е

А

Х

D D1

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Y

А1

А

Х

D

studfiles.net

3 Вопрос. Основные вопросы экономики и их решение. Экономическая система и ее основные элементы.

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы:

  1. Социально-экономические отношения. Они основываются на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы.

  2. Организационные формы хозяйственной деятельности (натуральное хозяйство, товарное хозяйство и т.д.).

  3. Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни.

  4. Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В любой экономической системе экономика решает 3 главных вопроса:

  1. Что производить? (То есть, какие товары и услуги, в каком количестве, к какому сроку).

  2. Как производить? (Какие ресурсы использовать, на каких предприятиях, с помощью, какой технологии и т.д.).

  3. Для кого производить? (То есть целевая группа потребителей).

Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.

Экономические системы различаются по:

  1. Способу решения главных экономических вопросов.

  2. По типу собственности на важнейшие виды ресурсов.

С точки зрения этих критериев различают следующие типы экономических систем:

  1. Традиционная система.

Данные экономические системы существовали в основном в начальные периоды истории человечества. Главные экономические вопросы решались на основе инстинкта. Сейчас данные системы встречаются гораздо реже (в наиболее отдаленных районах мира, в экономически слабо развитых странах).

Традиции, обычаи, наследственность, сословность, ритуалы определяют что, как и для кого производить. Следовательно, данная экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Активна роль государства – оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Преобладает натурально-общинная форма хозяйствования.

  1. Административно-командная система.

В этой системе главную роль играет государство. Именно оно решает вопросы что, как и для кого производить с помощью централизованного планирования и управления.

Характерные черты:

  1. Общественная собственность на все экономические ресурсы, монополизация экономики.

  2. Координация экономической деятельности осуществляется на основе иерархии, то есть административного способа подчинения вышестоящему органу.

  3. Руководство экономикой осуществляется из единого центра с помощью приказов, прямых команд.

  4. Из центра дается указание: что, как и для кого производить, куда поставлять продукцию, в каком количестве, по какой цене. Следовательно, центр должен заранее знать и определять все потребности, все ресурсы. На этой основе составляется директивный план развития экономики на определенный период времени. До каждого работника доводятся конкретные задания, и жёстко контролируется их выполнение.

  5. Гигантские монополии не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

  6. Значительная часть ресурсов направляется на развитие ВПК.

Примеры стран: СССР, страны Восточной Европы.

Практика показала, что такая система может быть эффективна в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах (война). Однако, в длительной перспективе, в нормальной социально-политической и экономической обстановке она не может быть эффективной. Последствия: утрата моральных и материальных стимулов к труду, утрата у человека чувства хозяина, уравнительность в оплате, следовательно, спад производства. Экономика становится неэффективной.

  1. Рыночная система.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и производителей, баланс спроса и предложения.

Вопрос «что производить?» решает потребитель.

Вопрос «как производить?» решается производителем. Под давлением конкуренции производители стараются внедрить новшества, чтобы не разориться, чтобы снизить свои затраты.

Вопрос «для кого производить?» - в рыночной системе, для тех, у кого есть деньги.

Таким образом, в рыночной системе основное средство координации экономической деятельности – это товарно-денежные отношения и конкуренция. Преобладающей является частная собственность. Это очень жёсткая система. За ошибки приходится платить «рублем», так как просчеты ведут к убыткам, разорению, банкротствам. Эта система основывается на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. В условиях конкуренции каждый предприниматель старается произвести более качественный товар, а значит, стремится внедрить новую технику и технологии. Все это способствует НТП.

Однако, это не идеальная система и в ней много недостатков. В результате конкуренции разоряются одни и обогащаются другие, следовательно, растет имущественное расслоение общества. Социальные гарантии минимальны, так как государство играет малую роль, являясь лишь арбитром, который следит за исполнением законов. Таким образом, высокая эффективность сочетается с нарушением принципов равенства и социальной справедливости.

  1. Смешанная система.

Следует иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной экономики в чистом виде нет. Она существует только в теории. В реальной жизни современные экономические системы большинства развитых стран носят смешанный характер.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы: Что? Как? Для кого производить?

В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, конкретное государственное вмешательство. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективных отраслей.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, (в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных отраслей, переподготовка кадров, развитие медицины, социальная защита), оказывая влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов.

Однако, главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.

Модели организации хозяйства:

Американская модель – это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, а также высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением внутрифирменного начала.

studfiles.net

§ 18. Главные вопросы экономики -

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

В большом количестве, то что нужно народу и удобно.

2) Как производить? Экономично, с выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для людей.

2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность –

это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.

Экономическая система-

совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.4. Заполни таблицу используя текст учебника.

5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Традиционная экономика.

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

Командная экономика.6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов3) производство товаров и услуг4) конкуренция товаропроизводителей

7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Самостоятельный выбор, спрос, предложение.

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Человек открыл магазин и сам им управляет.

poobschestvu.ru

Главные вопросы экономики

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:1. Что и в каком количестве производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?3. Каким образом распределять произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на первый вопрос, люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая, «как производить», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «что производить?». Например, любимый в России продукт питания — картофель — можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоемок, другой более энергоемок, третий требует большего капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения — с другой.

Чтобы представить проблему выбора более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей. Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объемов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объем каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Проблема, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производится из металла, ресурсы которого всегда, в любой момент времени ограничены и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка В. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка С).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть — на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдет большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка Н.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта — задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для ее решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощренные методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?» — люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то на сколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:• право сильного — лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;• принцип уравнительности — каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;• принцип очереди — благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения, в основе которого лежит денежный принцип распределения — благо достается тому, кто способен за него уплатить цену, устраивающую продавца.

psyera.ru

Основные вопросы экономики

Экономика – это наука, которая затрагивает жизнь каждого человека. Главная ее задача заключается в гармоничном распределении ресурсов, которые, как известно, ограничены. Из этого утверждения становятся понятны основные вопросы экономики. В этой статье мы попробуем рассмотреть их.

Что и в каком количестве следует производить? Это и есть первый вопрос экономики. Прежде чем что-либо производить, необходимо решить, в каких именно товарах и услугах нуждаются потребители. От ответа на этот вопрос зависит, как именно ограниченные ресурсы будут распределяться между различными предприятиями. К примеру, решено, что потребители остро нуждаются в кухонных плитах. Следовательно, металл будет отпускаться соответствующим предприятиям, а не, скажем, производителям холодильников. Правильное разрешение рассматриваемой задачи сводит к минимуму возникновение таких проблем, как избыточное предложение и дефицит продукции. Следовательно, основные вопросы экономики направлены, прежде всего, на верную организацию практической деятельности предприятий.

Как производить? Это второй центральный вопрос экономики. Прежде чем приступить к выпуску благ, необходимо решить, какой способ их производства наиболее оптимален, учитывая ограниченность ресурсов. Ответ на рассматриваемый вопрос зависит от каждой конкретной ситуации. К примеру, один способ производства может быть трудоемким, другой потребует большого капитала, на реализацию третьего уйдет много времени. То есть, варианты использования ограниченных ресурсов могут быть самыми различными. Приведем пример. Требуется определенное количество картофеля. Выращивать его можно при помощи природных удобрений и ручного труда на подсобных небольших участках. Однако получить необходимое количество картофеля можно и на аграрных предприятиях, при помощи минеральных удобрений и современной сельхозтехники. Очевидно, что основные вопросы экономики разрешаются по-разному, в зависимости от требований и ресурсов.

Каким образом лучше всего распределить услуги и товары? Это третий вопрос экономики. После выпуска продукции необходимо решить, кто именно может претендовать на ее получение. Каждый исторический момент предлагал свой ответ на этот вопрос. Когда-то блага, в первую очередь, доставались сильнейшему посредством насилия. Затем стала использоваться уравнительная система. Ресурсы распределялись приблизительно поровну. Существует также так называемый принцип очереди. То есть, блага достаются тому, кто раньше всех занял место в очереди из желающих. Основные экономические проблемы общества заключаются, в том числе, и в выборе наиболее гармоничного распределения благ. Развитые страны практически выработали оптимальный метод разрешения этой задачи. Заключается он в том, что товары и услуги достаются тому, кто может уплатить их стоимость, заявленную продавцом. Подобный денежный принцип выгоден потому, что у людей появляется мощный стимул к трудовой деятельности. То есть, человек развивается в карьерном плане, улучшает производительность, совершенствует навыки, что благотворно сказывается на преуспевании страны в целом. На данный момент далеко не все главные проблемы экономики разрешены, однако человечество с каждым годом движется к прогрессу касательно рассматриваемых задач. Развитые страны еще не достигли абсолютного благополучия, однако они уже наработали пути решения наболевших вопросов.

Итак, мы вкратце рассмотрели основные вопросы экономики. Актуальны они практически для всех стран, включая самые малоразвитые, ведь везде существует ограниченный объем благ, с которыми нужно предпринимать определенные действия.

fb.ru

Урок № 16. Основные вопросы экономики.

Урок № 16 Обществознание, 8 класс ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ Д.З.: § 12, ?? (с.99), задания (с.99-100) № 3 обязательно: © ред. А.И. Колмаков

Урок № 16

Обществознание, 8 класс

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ЭКОНОМИКИ

Д.З.: § 12, ?? (с.99), задания (с.99-100) № 3 обязательно:

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока содействовать пониманию главных вопросов экономики, проблем экономической эффективности производства, особенностей функционирования экономических систем; развивать основы экономических знаний и навыков; осуществлять экономическое воспитание

Цели урока

  • содействовать пониманию главных вопросов экономики, проблем экономической эффективности производства, особенностей функционирования экономических систем;
  • развивать основы экономических знаний и навыков;
  • осуществлять экономическое воспитание
Заполни в своей тетради таблицу. Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы

Заполни в своей тетради таблицу. Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы

Понятия, термины экономические ресурсы; производство, прибыль, производитель; экономическая эффективность; товары и услуги; экономическая система; типы экономических систем; традиционная экономика; командная (плановая) экономика; рыночная экономика; смешанная экономика

Понятия, термины

  • экономические ресурсы;
  • производство, прибыль, производитель;
  • экономическая эффективность;
  • товары и услуги;
  • экономическая система;
  • типы экономических систем; традиционная экономика;
  • командная (плановая) экономика; рыночная экономика;
  • смешанная экономика
Проверка знаний 1.Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей? 2. Откуда люди получают экономические блага? 3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми? 4. В чём сложность экономического выбора? 5. Что такое альтернативная стоимость? 6. Как определить альтернативную стоимость выбора?

Проверка знаний

1.Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?

2. Откуда люди получают экономические блага?

3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?

4. В чём сложность экономического выбора?

5. Что такое альтернативная стоимость?

6. Как определить альтернативную стоимость выбора?

Изучение нового материала 1. Нужно ли регулировать производство? 2. Что производить? 3. Как производить? 4. Для кого производить продукт? 5. Экономическая система и её функции. 6. Типы экономических систем.

Изучение нового материала

1. Нужно ли регулировать производство?

2. Что производить?

3. Как производить?

4. Для кого производить продукт?

5. Экономическая система и её функции.

6. Типы экономических систем.

общество Фирмы, отдельные предприниматели человек Не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно Постоянно принимают решения о том, какие услуги и товары должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов и предложены потребителю. Произвести товары самостоятельно Хочется получить немедленно, но с получением чего можно подождать. Обменять на другие блага Получить их в качестве товара От какого-либо товара можно вообще отказаться Вывод

общество

Фирмы, отдельные предприниматели

человек

Не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно

Постоянно принимают решения о том, какие услуги и товары должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Произвести товары самостоятельно

Хочется получить немедленно, но с получением чего можно подождать.

Обменять на другие блага

Получить их в качестве товара

От какого-либо товара можно вообще отказаться

Вывод

Экономическая эффективность – получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Большее количество продуктов, произведенных благодаря данному объему затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность. Производитель, решая проблему «затраты – выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства. Эффективно использовать ресурсы и снижать затраты производителю помогают следующие способы: Внедрение технических новшеств и новых технологий Экономное и бережное расходование ресурсов Вывод

Экономическая эффективность – получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов.

Большее количество продуктов, произведенных благодаря данному объему затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность.

Производитель, решая проблему «затраты – выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства.

Эффективно использовать ресурсы и снижать затраты производителю помогают следующие способы:

Внедрение технических новшеств и новых технологий

Экономное и бережное расходование ресурсов

Вывод

общество Вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ. производитель Учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: Для богатых (предметы роскоши) Для бедных (дешевые товары) Для массового потребления Посредством выбора решается и проблема распределения экономических благ. Вывод

общество

Вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ.

производитель

Учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить:

Для богатых (предметы роскоши)

Для бедных (дешевые товары)

Для массового потребления

Посредством выбора решается и проблема распределения экономических благ.

Вывод

Три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции) С помощью рынка Путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами) Экономическая система – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? рыночная традиционная смешанная централизованная Вывод

Три пути решения обществом главных вопросов экономики:

согласно заведенным издавна обычаям (по традиции)

С помощью рынка

Путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами)

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

рыночная

традиционная

смешанная

централизованная

Вывод

традиционная смешанная рыночная централизованная (командная)

традиционная

смешанная

рыночная

централизованная (командная)

Традиционная экономика основана на широком использовании ручного труда натуральном обмене отсталой технологии общинном ведении хозяйства Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей

Традиционная экономика основана на

широком использовании ручного труда

натуральном обмене

отсталой технологии

общинном ведении хозяйства

Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства

Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей

Командная экономика – экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. (Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности – от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением. Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений.

Командная экономика – экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества.

Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. (Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах.

Единый экономический центр пытался учесть все потребности – от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.

Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений.

Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм и собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. - Рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки. В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. В этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. .

Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм и собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. -

Рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. В этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху».

Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. .

На вопрос «что производить» в рыночной экономике есть один ответ: производится будут лишь те товары , которые мо гут принести прибыль . Производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль. В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства . Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу. Приобретение потребителями произведенного продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги . Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот.

На вопрос «что производить» в рыночной экономике есть один ответ: производится будут лишь те товары , которые мо гут принести прибыль .

Производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль. В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства .

Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства.

Рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Приобретение потребителями произведенного продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги .

Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот.

Вывод Смешанная экономика – современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. В ее основе лежит рынок, но при это используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций. Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Вывод

Смешанная экономика – современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство.

В ее основе лежит рынок, но при это используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют.

Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Вывод к 1 пункту: необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться. Вывод ко 2 пункту: общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каких ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага. Вывод к 3 пункту: все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи. Вывод к 4 пункту: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов.

Вывод к 1 пункту: необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться.

Вывод ко 2 пункту: общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каких ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага.

Вывод к 3 пункту: все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи.

Вывод к 4 пункту: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов.

Контрольные вопросы 1. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей? 2. Что такое экономическая эффективность? 3. В чём различие способов координации экономического выбора в различных экономических системах? 4. Каковы особенности функционирования различных экономических систем?

Контрольные вопросы

1. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?

2. Что такое экономическая эффективность?

3. В чём различие способов координации экономического выбора в различных экономических системах?

4. Каковы особенности функционирования различных экономических систем?

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Смешанная_экономика Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Смешанная_экономика
  • Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова.

multiurok.ru

Параграф 2. Экономика: наука и хозяйство



Вопрос 1. Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика — стихийно или по своим законам? Выгодна ли потребителю конкуренция производителей?

Экономика не может удовлетворить всех потребностей. Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.

Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Конкуренция выгодна потребителю. Чем активней конкуренция, тем дешевле и качественней производитель делает свой товар ( услугу) , дабы реализовать именно свой товар (услугу).

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Почему автор считает необходимым «вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли»? Чем определяется самобытность этой научной школы?

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса.

Вопрос 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Вопрос 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?

Да, можно согласиться. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

Вопрос 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия XX в., приведите примеры, подтверждающие вывод учёного о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учёными-экономистами, привело к неудачам.

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся Госдумой и подписывавшиеся президентом Ельциным). Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. С чем связано появление экономической науки?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Учёных заинтересовало, как же работает эта «свободная» и «саморегулируемая» экономическая система.

Учёные-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Вопрос 2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.

Предметом внимания учёных стали такие универсальные проблемы, как ограниченность ресурсов и экономический выбор. (Вспомните, что вы узнали об этих понятиях из обществоведческого курса основной школы.)

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности — те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый конкретный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объёме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономическая наука.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, называется макроэкономика. Её предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Вопрос 3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли — предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика. Предметом её исследования являются международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговля результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

Вопрос 4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?

В широком смысле слова экономика — это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага — товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Производство – Распределение – Обмен – Потребление

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, обмена и потребления, каковы их результаты.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

Экономические величины подразделяются на два больших класса — абсолютные и относительные.

Вопрос 5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?

Этот показатель объёма национального производства определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны. Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим показатель, который называется ВВП на душу населения.

ВВП рассчитывается как в неизменных (постоянных) ценах базисного года, так и в текущих (действующих) ценах. То есть экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.

При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на значение инфляции (уровень темпа прироста цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остаётся неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза, и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тыс. раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т.е. почти вдвое больше, чем ВВП). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объёме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Вопрос 6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

Разрабатываемые прогнозы отражают приоритетные направления модернизации: рост инвестиций, создание благоприятной конкурентной и деловой среды, поиск новых источников экономического роста, преодоление технологического отставания и стимулирование высокотехнологичного производства, развитие инновационного сектора экономики.

Есть два способа увеличения результата: экстенсивный и интенсивный. В первом случае рост происходит за счет вовлечения в производство большего количества ресурсов: рабочей силы, времени, оборудования, материальных ресурсов и проч. Во втором случае рост производства происходит за счет более эффективного (рационального, экономичного) использования имеющихся ресурсов, или даже при уменьшении количества ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов развитие, конечно, должно быть только интенсивным.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП).

ВНП определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Размер ВНП не является главным критерием при определении успешности или неуспешности какой-либо страны. Большую роль играет количество населения. В Китае оно - 1,3 млрд, во Франции - 65,4 млн. В расчете на душу населения Франция будет в более выигрышном отношении, так как ее население в десятки раз меньше. И уровень жизни во Франции в разы выше, чем в Китае.

Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Разделы экономической науки».

Микроэкономика: условия заключения предпринимательской сделки, конкуренция производителей, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, издержки и рентабельность предприятия.

Макроэкономика:снижение темпов экономического роста, занятость населения, уровень и темпы инфляции, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

Мировая экономика: оборот международного валютного рынка, углубление международного разделения труда, внешнеторговая политика стран, причины экономического кризиса.

Впишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

Вопрос 3. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

Автострахование — вид страховой защиты, который призван защищать имущественные интересы застрахованных, связанные с затратами на восстановление транспортного средства после аварии, поломки или покупку нового автомобиля после угона или хищения, возмещением ущерба, нанесенного третьим лицам при эксплуатации автомобиля.

Немало вопросов вызывает взаимодействие страховых компаний с Российским союзом автостраховщиков, где для компаний разрабатывают инструкции по применению конкретных положений законодательства. К моменту вступления закона в силу все необходимые бумаги должны быть готовы, а как они будут работать, не всегда понятно. Проверять будут уже на российских водителях.

Вторая проблема – как смогут страховщики совладать с традиционными российскими бедами вроде хамства гаишников, "подстав" на дорогах и сомнительного качества автосервисов. На этот счет у зарубежных коллег справиться не получится.

resheba.com