18. Сформулируйте основные положения Символа веры в православии. Основные веры


Во что верить? Основные религии мира | Культура

В основном каждая религия основана на абсолютной вере и правде, на огромной силе, которая служит человеку до конца его жизни. Религия оказывает определяющее влияние на структуру мышления верующего человека.

Религия сыграла большую роль в мировой истории. Она существует с доисторических времен и всегда служила источником вдохновения для разных культур мира.

Итак, рассмотрим основные религии, которые исповедуют большинство людей по всему миру:

Христианство

Это религия, география которой является самой обширной. Учение Иисуса Христа легло в основу данной религии, отсюда и название «христианство». Христиане считают, что Иисус — это сын Божий и веруют в Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). В Библии написано, что Иисус вернется на землю, чтобы судить живых и мертвых. Во что верить? Основные религии мира Фото: Depositphotos

Библия — священная книга христиан, она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. В Ветхом Завете описана жизнь до рождения Иисуса Христа. В Новом Завете описаны жизнь и учения уже самого Иисуса. Насчитывается более двух миллиардов последователей христианства по всему миру.

Буддизм

Это философия, построенная на учениях Будды. Гаутама Будда родился в пределах нынешней восточной границы Непала. Всю жизнь провел в Индии и посвятил её философии бытия. Его притчи были основаны на страданиях Сансары (одно из основных понятий в буддизме, обозначающее рождение и смерть). Во что верить? Основные религии мира Фото: Depositphotos

Одним из важнейших символов индийской философии является душа. Душа тонет в «водах Сансары», пытается избавиться от своих прошлых ошибок, очиститься. Миллионы людей в Азии, а также в других частях мира практикуют буддизм.

Ислам

«Ислам» значит «покорность Богу», это религия основана на учении Мухаммеда. Пророку Мухаммеду Аллахом была ниспослана священная книга Коран. Последователи ислама известны как мусульмане. Они придерживаются пяти основных принципов ислама, пяти правил, на которых основывается вера настоящего мусульманина (единобожие, пятикратная ежедневная молитва, благотворительность, соблюдение поста в месяц Рамадан, паломничество в Мекку). Во что верить? Основные религии мира Фото: Depositphotos

Насчитывается более 1 миллиарда мусульман по всему миру, что делает это религию второй по численности после христианства.

Индуизм

Индийская религия, ранее называвшаяся «Sanatana Dharma», что значит «вечный закон». Считается, что индуизм — самая древняя религия мира, в ней не просматривается определенного единства. Индуистские учения хранятся в большом количестве священных писаний, которые тысячелетиями несли в себе философские учения. Эти писания делятся на две части — шрути (основные) и смрити (дополнительные), в них описаны основные догмы, которые являются священными правилами для каждого последователя этой религии. Во что верить? Основные религии мираФото: Depositphotos

Индуизм исповедуют около 1 миллиарда человек, эта религия является третьей по численности.

Иудаизм

Иудейская религия в процессе становления стала обобщающим названием для еврейского народа. Также является одной из самых древних религий в мире.

Иудеи различают три основных периода в образовании религии: храмовый (назван в честь периода, когда существовал Иерусалимский храм), раввинистический и талмудический. Иудаизм проповедует веру в единого Бога, который создал вселенную и правит ею, в ценность человека духовного, живущего свою жизнь в соответствии с законами божьими и непрерывно стремящегося к соблюдению установлений, данных в священных книгах.

Во что верить? Основные религии мираФото: Depositphotos

Танах — это так называемая «Еврейская библия», где повествуется о сотворении мира, человека, о религиозных и философских аспектах иудаизма, и подробно расписаны правила, которые должен соблюдать верующий. (Христианский Ветхий Завет имеет в своей основе тексты Танаха.) На сегодняшний день насчитывается около 13 миллионов евреев во всем мире.

Как видите, самые великие религии мира основываются на разных учениях, и нельзя сказать, что какая-то из них является самой лучшей или главной. Каждый сам вправе выбирать, во что ему верить. Мы знаем, что религиозные учения нередко являются причиной войн и страданий людей, однако необходимо помнить, что любая религия учит, прежде всего, терпимости и миру.

Что еще почитать по теме?

Является ли христианство первым брендом с историей в вечность?Лунгта: что означают флажки, летящие по ветру?Ислам — религия мира или жестокости? Трудные вопросы

shkolazhizni.ru

Основные религии мира, их признаки, сходства и различия — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Основные признаки религии
  2. Основные мировые религии
  3. Можно ли выделить 5 основных религий?

Религия как вера людей в высшие силы и взаимодействие с ними существует уже давно. На сегодняшний день исследователи выделяют три основные религии мира: буддизм, христианство и ислам.

Основные признаки религии

Внешние проявления той или иной религии обычно называют ее признаками. Каковы основные признаки религии?

  1. Религиозное сознание/психология – обязательный элемент любого учения, объединяющий всех приверженцев.
  2. Религиозная деятельность верующих, к которой относятся все обряды.
  3. Организации – объединения верующих, типы которых могут быть самыми разными – община, церковь, секта и т.д.
  4. Религиозные отношения: внешняя и внутренняя политика членов организации.

Именно эти 4 основных признака религии, несмотря на то что у каждой они свои, – основа поведения всех приверженцев.

Основные мировые религии

Основные мировые религии возникали в таком порядке:

  • буддизм зародился более 2500 тысяч лет назад,
  • в 1 веке н.э. появилось христианство,
  • только в 7 веке н.э. появился ислам.

В основе буддизма лежит вера в карму – причинно-следственную связь, определяющую судьбу человека, а также в нирвану – конечную точку пути, который человек может проходить в течение нескольких жизней, добиваясь абсолютного просветления, вот что такое религия буддизма.

Христианство предполагает нерушимую веру в триединство бога: Отца, Сына и Святого Духа. И имеет несколько основных течений, которые нередко принимают за 3 религии:

  • католицизм,
  • православие,
  • протестантство.

Действительно, у этих ответвлений христианства много различий во всем. Католики и православные христиане сильно отличаются от протестантов. Протестантство – наиболее позднее направление христианства – проповедует отказ от атрибутов культа (храмов, икон и т.д.). Также протестанты верят в то, что добрые дела не могут спасти душу, а сделать это может лишь личная вера, и человеку уготована определенная судьба еще до его рождения. Такую точку зрения не поддерживает ни православие, ни католицизм.

Католики признают существование чистилища, а православные христиане верят в то, что душа может сразу попасть либо в рай, либо в ад. Высший авторитет для католиков – папа римский, а для православных – священное писание и священное предание. Также есть много различий в обрядах.

Можно ли выделить 5 основных религий?

Некоторые не согласны с тем, что мировых религий существует всего три, и выделяют 5 основных религий, дополняя список:

  • индуизмом,
  • иудаизмом.

Индуизм – основная религия в Индии и Непале. Но у нее есть приверженцы и во многих других странах. Индуисты верят в переселение души, причем то, в кого в следующей жизни переселится душа, зависит от поведения человека при жизни. Основное отличие индуизма – вера во множество богов разного ранга.

Иудаизм является национальной религией евреев, в основе его – идея того, что именно евреи являются богоизбранным народом, их миссия – донести божественные истины до всего человечества. Но, несмотря на это иудаизм предполагает равенство всех людей по отношению к богу.

Кроме этих религий, есть и множество других, и у каждой есть свои приверженцы. Только у какой-то миллионы, а у какой-то – всего несколько сотен человек.

А Вы причисляете себя к какой-либо религии? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Основные положения веры. Зороастрийцы. Верования и обычаи

Основные положения веры

Нет никаких данных относительно церковной организации зороастрийцев в доисторическое время – неизвестно, например, существовал ли признанный глава всей общины, или же были автономные главы местных церквей на территории каждого племени или царства. Отрывочная информация может быть почерпнута из Авесты о религиозном обучении – так, в Яште 13 (стих 97) некто Саэна, сын Ахумстута, почитается как первый среди верующих, кто воспитал сто учеников. Несомненно, во время завоеваний и поселений на новом месте зороастрийские жрецы продолжали сохранять свою веру, постоянно развивали ее богословские положения и обрядовую практику.

С одной богословской проблемой они должны были столкнуться достаточно рано в связи с развитием материальной культуры. Проблема эта касалась одного из Бессмертных Святых – Хшатра, как хранителя и каменного неба, и военного сословия. С распространением бронзы, за которой (начиная примерно с IX в. до н.э.) последовало употребление железа, орудия нельзя уже было представлять как изделия из камня. Все, касающееся шести Амэша-Спэнта, имело огромное религиозное и нравственное значение, поэтому ученые жрецы, видимо, упорно бились над этой проблемой, пока не нашли остроумное решение: они определили, что камень небес – это горный хрусталь и его можно классифицировать и как металл, потому что он находится в горных жилах, так же как и металлические руды. Поэтому Хшатра, владыка хрустального неба, теперь мог почитаться и как властелин металлов, а потому еще и как защитник воинов. Металлический нож сменил кремневый в ритуале богослужения. Понемногу стали употребляться металлические ступки и песты наряду с каменными (оба вида упоминаются в Авесте). Владыка металлов Хшатра продолжал олицетворять небо в церемонии ежедневного богослужения.

Другое изменение, касавшееся шести Амэша-Спэнта, заключалось в том, что вокруг них образовался целый пантеон божеств-язата. Например, Хшатра, властелин неба, имел в качестве союзников и помощников божество солнца – Хвар, дух неба – Асман и Митру, а Спэнта-Армаити, владычица земли, получала поддержку вод и божеств вод – Ардви-Суры и Апам-Напата. Собственно божество земли (Зам) оказывало помощь Амэрэтат, повелителю растений. Как показывают эти примеры, некоторые из божеств-язата олицетворяют то, что защищают те или другие из шести Амэша-Спэнта, а потому зороастрийский пантеон сложен, он наполнен перекрещивающимися нитями связей и взаимозависимостей.

Это не могло, однако, служить камнем преткновения для новообращенных иранцев, которые были знакомы с такими же точно взаимоотношениями божеств в прежней языческой вере. Так, например, Митра долгое время почитался как божество огня и солнца, хотя и огонь и солнце тоже олицетворялись как божества. Поскольку все благие божества зороастризма все вместе стремятся к выполнению общей задачи – ведь они и были созданы Ахура-Маздой для того, чтобы помогать в достижении этой цели, – то между ними не могло быть никакого соперничества, чувства превосходства одного над другим. Пантеон божеств служит образцом для человеческого общества, в котором каждый человек тоже должен посильно помогать своим ближним.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Единая религия. Основные положения

Единая религия является Религией будущего или Религией духа. Единый Бог, Единый Дух – основа представления о Мироздании последователей Единой веры.

Создание Единой религии не является новой или исключительной идеей. Попытки объединения всех религий в Единой вере или хотя бы приведения представителей различных религий и их конфессий и сект к пониманию необходимости терпимости и всевмещения были многочисленными. И даже в нашу эру, после Рождества Христова можно назвать некоторые из них: манихеи, несториане, учение Акбара Великого, учение Соломона, Рамакришны и Вивекананды, учение Льва Толстого, бахаисты. Объединительные идеи Нового Времени прозвучали в совокупности как через Учение Живой Этики, так и через Философию Н.К. Рериха – Философию Учения Живой Этики. Именно у Николая Константиновича Рериха мы находим идею Объединённой или Единой религии. Такая религия могла развиваться в два этапа: первый этап – становление и по форме выражение её более близко идее Объединенной религии; второй этап – Единая религия, с созданной оформленной системой мировоззрения и живой укрепившейся традицией.

Последователи Единой религии утверждают Единую веру в Единого Бога. Аллах, Бог-Отец, Ахура-Мазда и другие представления о Высшем получают расширенное и углублённое толкование и сливаются в понятии Единого Бога. Сама Единая религия не возникает от прихода какого-либо одного Великого Учителя, именуемого часто людьми Богом, Пророком, или Посредника Его проявления – его ученика, а по совокупности всех предшествующих, наиболее распространённых основных Религий Мира: христианства, иудаизма, индуизма, буддизма, маздеизма, конфуцианства, даосизма. Все они были даны и получили своё развитие на протяжении последних трёх тысячелетий. К примеру, индуизм имеет свои истоки в браманизме, в то время как последний исчисляет своё происхождение от Учения Веды, имеющего древность, теряющуюся в тысячелетиях. Потому, имея в основании Учения Великих Учителей – Рамы и Кришны, дававших свои знания за пределами трёх тысячелетий, сама по себе религия индуизм сложилась в историческом для современного человечества отрезке времени.

В одних случаях Учение, на основе которого рождалась та или иная религия, привносилось Великим Учителем, в других – в самых поворотных для судьбы всего человечества жизненных этапах – Учителем Учителей, Старшим из них. Именно Учитель Учителей чаще всего, в народных представлениях и именовался Богом – так велик идеал человеческого представления. Но в знании уровня Учителей – основателей религии, последователи Единой религии не умаляют Знания, полученные ими от разных Великих Учителей. Скажем, Конфуций или Лао-цзе излагали только то, что исходило от Старшего из Старших и в согласовании с Ним. Именно все истинные и подлинные религии имеют Единое основание Знания. Различия их оснований на практике связаны с определёнными акцентами знаний, выдаваемых в разные периоды времени, преломлением через определённый образ мышления того или иного народа, а так же тех или иных искажённых представлений, которые рождались в неразвитом сознании. Именно потому едина Основа всех религий, и одновременно так многообразны грани этой Основы. Теперь всё это неисчислимое богатство предлагается использовать во благо Общее каждому, кто устремлён к духовному совершенствованию и служению всему человечеству.

Единая религия – это радостный путь воссоединения с Богом Единым. Вмещение становится краеугольным камнем Новой религии. Выражением её будет терпимость. Не случайно пример такой терпимости являл один из Великих Учителей – Акбар Великий. Рождённый в исламе, он соединил и вместил и христианство, и индуизм, и буддизм в содружестве с исламом.

Самым большим вопросом для приходящих со стороны последователей различных религий будет их озабоченность о возможной концентрации любви на различных Образах Основателей, а не на одном ранее избранном. Важным будет также изъятие понятия исключительности Бога в соответствующей религии. Скажем, христианам тысячелетия давали представление о том, что только Христос есть воплощение Бога Живого, а в других религиях их основатели только лишь учителя, пророки и другие – Великие, но всё ж не Боги. Мусульмане непоколебимо веруют, в большинстве своём, что только они имеют Божественное Откровение от Аллаха, хотя и полученное через Пророка, а не от самого Бога. Вопрос исключительности, бывший причиной распрей, вражды и религиозных войн, решается путём исследования, сопоставления и доказательства единства основных положений Этики. Различие же представлений о Мироздании в религиях объясняется тем, что во многих из них подлинное знание или было утеряно, или давалось в символической форме, частичное раскрытие которой приводило к многообразию толкований, либо это было связано с языковыми несоответствиями. Углублённое и непредвзятое изучение Основ Мудрости искренними и любящими Единого Бога последователями Новой религии без сомнения раскроет тайну символических образов или уточнит искажённые в веках представления о смысле притчей и всего Благовещания.

Сама по себе задача достижения представления о Мироздании и его законах даёт удивительную радость исследователю, ощущение причастности к Божественному и Сокровенному. Постижение Бога Единого – захватывающая дух задача. Постижение и приближение. Постижение и отдаление. Отдаление – потому что на новом уровне сознания раскрывается новое Величие Бога Единого, постигаемого, но Непостижимого, зримого в Проявлении и Неведомого, Выражающего всю нашу жизнь и Несказуемого.

Безусловно, кто-то возразит и выразит сомнение в возможности признания Единого Бога. И на это следует ответить, зная все изгибы человеческого мышления и сознания: люди старого уходящего мира, не раскрывшие в себе честность признания, не поставившие задачу устремления к Истине, конечно, признать Единый Источник Знаний не смогут. Только благородная честность, вера в единство всего человечества и всеобщая любовь к нему могут привести в лоно Единой религии с понятием Единого Бога.

Олег Чеглаков

 

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

 

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.

culture-into-life.ru

Что важно знать о Символе веры: происхождение, основные аксиомы, неверное толкование

Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии, неизменно руководствуется проверенным церковным принципом: никогда не говори нового, но говори по-новому. По-новому – о Символе веры.

– Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ Православной Церкви – это Никео-Цареградский Символ веры. Так ли это?  Когда он был создан и при каких обстоятельствах?

– Символ веры – это сравнительно краткое, но в то же время весьма содержательное исповедание того, во что верит Святая Церковь. 12 членов Символа веры – это те непререкаемые аксиомы христианства, которые чрезвычайно необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения его от греха и духовной гибели.

В церковной традиции Символ веры именуется Никео-Цареградским, однако не совсем верно говорить о том, что тот Символ веры, который мы нынче слышим за богослужением и который каждый день произносим во время утренних молитв, составлен на этих двух первых Соборах, проходивших в Никеи (325 г.) и Константинополе (381 г.). Исторически некие подобия Символа веры были используемы изначально во время Крещения новообращенных, и потому в каждой большой церковной общине был свой такой «Символ» (во II веке они именовались «правилами», или «канонами» веры). Так, до середины IV века различные Символы веры мы можем встретить в крещальной практике Римской, Александрийской и Антиохийской Церквей. Однако следует указать, что подобное различие было не догматическим, а стилистическим. Вполне справедливо можно сделать предположение, что в основе всех таких Символов лежит некое общее исповедание главных основ веры, восходящее еще к временам святых апостолов. По замечанию раннехристианского апологета Тертуллиана, Святая Церковь хранит то правило веры, которое она получила еще от Самого Христа через святых апостолов.

Тот Символ веры, текст которого нам знаком, не был создан на Первом и Втором Вселенских Соборах. Отцы Соборов отредактировали уже имевшийся текст ранее употреблявшегося Символа (скорее всего, это был Символ Кесарийской Церкви), излагая истинное церковное вероучение в противовес возникшим  в то время еретическим лжеучениям: арианству и духоборчеству. Авторитет такого вероизложения был утвержден на следующем, Третьем Вселенском Соборе, происходившем в Эфесе в 431 году и постановившем, что Символ веры святых отцов Первого и Второго Вселенских Соборов должен оставаться навеки неприкосновенным и неизменным.

Согласно церковной истории, с начала VI века Никео-Цареградский Символ веры становится неотъемлемым элементом Литургии сначала на Востоке, а спустя некоторое время – и на Западе, чем доказывается его исключительная важность. И потому, по словам известного богослова протопресвитера Александра Шмемана, всякий, желающий узнать, во что верит Церковь, всякий, кто хочет узнать, в чем наша вера и в чем та Истина, которую несет христианство миру, ответ сможет найти только в Символе веры.

– В Послании святого апостола Павла есть такие слова: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). Как их правильно понять?

– Приведенные Вами слова святого апостола Павла указывают на важность взаимосвязи двух основополагающих факторов духовной жизни человека: веры и исповедания. По мнению святых отцов, вера так относится к исповеданию, как теория к практике. Таким  образом, исповедание – это проявление нашей веры в действии. Святитель Феофан Затворник толкует указанные слова следующим образом: «Вера и исповедание – две стороны одного и того же: вера, поколику сокровенна, в глубине сердца пребывает, а поколику обнаруживается вовне пред всеми и словом и делом, есть исповедание. В существе дела то и другое неразлучны. Что за вера, если она в благопотребное время не являет себя? И что за исповедание, когда оно только в устах?»

Подобную мысль выражает и святитель Филарет, митрополит Московский, который говорит о том, что пока наша вера покоится на Священном Писании и Символе веры, она принадлежит только Богу, Его пророкам, апостолам и отцам Церкви, и потому такая вера – еще не наша собственная вера. Но когда же она утверждается в наших мыслях, в наших словах и наших поступках – значит мы обрели ее и уже обладаем ею.

Относительно взаимоотношения веры и исповедания весьма интересную мысль приводит известный русский библеист А. П. Лопухин. Так, по его мысли, апостол Павел, различая исповедание веры и саму веру, под «праведностью» понимает ту благодать, которую человек получает при самом вступлении  в Церковь Христову, а под «спасением» – то окончательное спасение, которое будет унаследовано верующими после Второго пришествия Христа на землю. Поэтому первое достигается исключительно искренним, «сердечным» принятием Евангелия, а второе – подтверждающимся на протяжении всей жизни твердым исповеданием нашей веры.

– Что значит eдиносущие Лиц Святой Троицы?

– Сам термин «единосущие» является одним из важнейших в христианском богословии. Это понятие имело решающее значение в истории триадологических споров IV века и, по замечанию одного церковного писателя, стало «иконой» Первого Вселенского Собора, указав на равенство в божественном достоинстве Ипостасей Отца и Сына. Исповедуя единосущие Лиц Пресвятой Троицы, мы признаем, что и Отец и Сын и Святой Дух имеют одну Божественную сущность, отличаются же только различными ипостасными свойствами: Отец рождает Сына и изводит Духа, Сын рождается от Отца, и Дух исходит от Отца. Но при этом Божество Сына и Духа нисколько не умаляется, потому что, еще раз подчеркну, Отец – не субстанциональное начало Сына и Духа, а ипостасное. Так, святитель Григорий Богослов пишет: «Все Три суть Одно, Единица в Троице поклоняемая и Троица в Единице возглавляемая, вся достопоклоняемая, вся царственная, единопрестольная, равнославная, премирная и превысшая времени, несозданная, невидимая, непостижимая».

Единосущие Ипостасей Пресвятой Троицы означает Их со-природность, совершенное взаимопроникновение и нерасторжимое взаимное общение. По слову святителя Кирилла Александрийского, все три Лица существенно пребывают друг в друге и такое природное сопребывание Ипостасей подразумевает единство Божественной жизни, выражающееся в совершенном единстве Божественной воли и действий. Но при этом нерасторжимое взаимообщение Ипостасей не устраняет особенности Божественных Лиц, сохраняющих Свое особое, индивидуальное существование.Всецело же понять, в чем заключается ипостасное различие и сущностное единство Лиц Пресвятой Троицы, человеческому рассудку невозможно. Однажды подобную цель преследовал великий богослов V века блаженный Августин, но своевременно был вразумлен Богом, услышав в свой адрес, что проще океан вычерпать небольшим черпалом в маленькую ямку, чем умом познать Бога.

– Кем мы исповедуем Иисуса?

– Учение о Божественности Иисуса Христа как о воплотившейся второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Боге Сыне было утверждено еще на Первом Вселенском Соборе. Впоследствии, спустя чуть больше ста лет, на Четвертом Вселенском Соборе, проходившем в Халкидоне  в 451 году, выработали особый орос (догмат) о способе соединения во Христе двух природ: Божественной и человеческой.

Но следует уточнить, что сказанное выше вовсе не означает, что до Халкидонского Собора отцы не верили в двуприродность Христа, точно так же, как и до Никейского Собора Церковь, в отличие от еретиков, никогда не ставила под сомнение Божественность Сына, равную Божественности Отца. Мы должны помнить, что на Соборах никогда не создавалось некое новое учение: на них прежде всего оформлялось то учение, которое Церковь имеет еще от Самого Христа и Его святых апостолов. В Церкви соблюдается принцип, выраженный преподобным Викентием Лиринским: никогда не говори нового, но говори по-новому. Таким образом, учение Вселенских Соборов – это вовсе не выражение новых постулатов, а только новое транслирование изначальных, Богом установленных истин.

Возвращаясь к рассматриваемому нами вопросу о том, кто такой Иисус Христос, приведем указанный орос Четвертого Вселенского Собора: «Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, Того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и Того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и Того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки [учили] о Нем, и [как] Сам Господь Иисус Христос научил нас, и [как] предал нам символ отцов».

К этим словам святых отцов Вселенского Собора вряд ли можно (да и нужно ли?) что-то еще добавить. Если бы Христос не был полноценным Богом, Он никогда не смог бы спасти человека от греха и смерти и даровать ему возможность единства с Богом. А если бы Он не был истинным человеком – в таком случае то спасение, которое было Им совершено, никогда бы не стало доступным для нас.

– В Символе веры говорится о предстоящем Втором пришествии Иисуса Христа, всеобщем воскресении и «жизни будущаго века». Что нужно знать нам, верующим, о Втором пришествии Христа?

– Согласно церковному учению, основанному на авторитете Священного Писания, Первое пришествие Сына Божия на землю было смиренным, в «образе раба» (см. Флп. 2:7). Второе же Его пришествие будет совершенно иным: Христос придет на эту землю снова, но уже как Судья, для того, чтобы судить дела всех людей.

О том, каким образом будет происходить Страшный суд Христов, говорит святитель Филарет, митрополит Московский: Бог в момент Своего второго пришествия «будет судить так, что совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжении всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления». А святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, добавляет: Страшный суд не будет знать свидетелей или протокольной записи. Все уже записано в душах человеческих, и эти записи, эти «книги» на Суде раскроются. И тогда все станет явным всем. По мысли святителя Иоанна, корни всех грехов остаются в душе человека, если человек в них искренне не раскается. И потому даже на Страшном суде в душе грешника будет присутствовать тяга к греху. Таким образом, геенна огненная – это не некое внешнее наказание грешникам от Бога, это прежде всего огонь внутренний, воспламеняемый нашими душевными страстями.

Почему на Страшном суде нас будет судить именно Христос? Попробуем ответить на этот вопрос словами писателя Юргена Спайза из его книги «Вера для мыслящих скептиков». Так, Спайз пишет: «В конце времен миллионы людей собрались на огромной равнине перед престолом Божьим. Многие в страхе озираются по сторонам, ожидая небесного огня. Но некоторые громко разговаривают, словно ничего не происходит. “Откуда, – возмущается молодая женщина, – откуда у Него право судить нас?ˮ Она поднимает рукав – там следы пыток. “Ему никогда не понять наших страданий!ˮ Чернокожий парень распахивает ворот рубашки – на шее виден ужасный след веревки. “Они линчевали меня за то, что я черный!ˮ Голоса летят со всех сторон, становятся все громче, настойчивее: какое Он имеет право говорить о праведном суде? Он-то провел жизнь в раю, надежно укрытый от этого проклятого мира! Ни тебе крови, ни слез, ни боли. Разве Он поймет наши страдания? Люди собираются в группы: евреи Освенцима, индийские неприкасаемые, жертвы Хиросимы, узники Гулага… И вот уже готово обвинительное заключение. Все очень просто: чтобы Бог имел право их судить, Он должен сначала на Себе прочувствовать, что значит быть смертным, простым человеком на земле! Что значит быть незаконнорожденным и всеми презираемым; что такое, когда тебя предал лучший друг; что такое пытки и истязания. А попробовал бы Он, каково пришлось мне: судья из трусости признал меня виновным, и меня линчевали на глазах ликующей толпы! Каждый излагал свои обвинения, а Свет тем временем приближался. Люди утихали, переходили на шепот. Наконец все умолкли. Свет становился все ближе, все ярче. И в этом свете люди увидели Его – Агнца, отданного на заклание. Он… показал им раны на руках и в боку… и над толпой повисла тишина…»

Судить мир будет Господь Иисус Христос. Почему? Потому что Сын Божий есть и Сын Человеческий. Он жил на земле среди людей, испытывал скорби, страдания, искушения и саму смерть, и потому Ему, как никому, ведомы все человеческие скорби и немощи.

Но в то же время мы должны помнить, что Бог прежде всего не грозный Судия, а любящий нас Отец, и потому Он по Своему милосердию будет стараться оправдать нас, нежели осудить. Именно об этом говорит святитель Феофан Затворник в своих письмах: «Господь хочет всем спастись… Господь на Страшном суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».

– Почему в Символе веры Церковь именуется Единой, Святой, Соборной и Апостольской?

– Единство, Святость, Соборность и Апостоличность Церкви – это самые основные аспекты Ее бытия.

Единство Церкви зависит прежде всего от единства Ее Основателя. Церковь – это тело Христово, а так как Христос – один, следовательно, и Церковь может быть только одна. По словам В. Н. Лосского, Церковь – это провозвестница Истины, и потому не может быть нескольких Церквей, как не существует нескольких истин. При этом наличие в мире пятнадцати Поместных Православных Церквей вовсе не нарушает единство Тела Церкви. Эти Церкви, будучи разделены территориально, едины во Христе, потому что объединены одним общим участием в Таинстве Евхаристии.

Относительно Святости мы можем найти интересное замечание у раннехристианского писателя Климента Александрийского, который в одном из своих произведений задает риторический вопрос: «Если мы называем святым или Самого Бога, или воздвигнутое в Его прославление здание, как же не называть преимущественно священной Церковь, ставшую святой в познании Славы Божией? Не есть ли она совершенно достойное Бога святилище, подготовленное не трудами делателей и не руками художников, но воздвигнутое во храм по воле Божией?» Святость Церкви заключена в Ее Основателе – Христе, выражается же эта Святость в тех благодатных дарованиях, которые ниспосылаются Богом каждому человеку через Таинства, а также иные церковные священнодействия.

Зачастую под понятием Соборности Церкви многие подразумевают Ее всеобщность. Так, в «Пространном катехизисе» говорится, что Церковь называется Соборной, или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». Такое определение Соборности следует признать несколько недостаточным, так как здесь мы видим отождествление таких понятий, как «кафоличность» и «вселенскость». Различие же между ними состоит  в том, что понятие «вселенскости», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к Ее частям, тогда как понятие «соборность» может относиться как к целому, так и к части этого целого. По мысли В. Н. Лосского, Соборность Церкви выражается в том, что каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует тот же Христос. Таким образом, кафоличность – это не столько количественный, сколько качественный аспект бытия Церкви.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковь называется Соборной потому, что: во-первых, находится во всей вселенной; во-вторых, в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди; в-третьих, весь род человеческий приводит к истинной вере; в-четвертых, повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов; и в-пятых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях.

Следовательно, говоря о Соборности Церкви, мы подразумеваем прежде всего целостность и неповрежденность той истины, Хранительницей которой Она является, а также обилие и полноту тех благодатных даров, которыми Она обладает. Почему это так важно для нас? Потому что благодаря Соборности Церкви каждый человек в любом месте и в любое время может получить в Церкви все то, что необходимо для его собственного спасения.

Церковь именуется Апостольской потому, что была распространена самими святыми апостолами и верно хранит переданное Ей учениками Христа Евангелие спасения. Святитель Николай Сербский пишет: «Церковь именуется Апостольской потому, что дух, учение и труды Апостолов Христа полностью сохранены в Церкви». Кроме того, одним из основных принципов существования Церкви является апостольское преемство – непрерывность передачи духовных дарований в Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова

pravlife.org

18. Сформулируйте основные положения Символа веры в православии.

Символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви. Символ веры должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей, или «членов». Символ веры составлен отцами церкви и утвержден на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) вселенских соборах. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором присутствующими в храме. Кроме апостольского известны символы веры святого Афанасия (более подробно излагает учение о Троице и воплощении Христа), символы веры Тридентского собора (символ веры католицизма). Подробное толкование символа веры дается в катехизисах, катехизических поучениях или специальных документах, именуемых «исповедание веры».

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах.

В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа, рожденного "прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, Единосущна Отцу...".

Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, "родившись от Девы Марии.

Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый - о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры - о вере в "Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима...".

В девятом - об отношении к церкви.

В десятом - о таинстве Крещения.

В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом - о жизни вечной.

19. Дайте определение католицизма как одного из крупнейших направлений в христианстве.

Католицизм (от греч. кatholikos – всеобщий, позже - вселенский) – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Католицизм (западное и римско-католическое исповедание) окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г.

Католицизм признает основные догмы и обряды христианства, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Глава церкви - папа Римский, резиденция которого - Ватикан. За пределы Европы католицизм распространялся в виде миссий к нехристианам, большую роль в которых сыграли различные монашеские ордена.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное Писание и Священное Предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и стурктуре религиозной организации, в которых отразились спецефические черты развития западноевропейского феодализма. Католическая церковь сторого централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию католицизма. В католицизме папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Его власть выше власти вселенских соборов. Источником вероучения катлолики признают (в отличии от протестантов) не только Священое писание (Библию), но и Святое предание, которое в католицизме (в отличии от православия) включает в себя и постановления вселенских соборов католической церкви и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия.

Особенностью католицизма является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры филиокве, догмат о чистилище. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении многих столетий богослужение в католицизме совершалось на латинском языке, лишь ІІВатиканский собор (1962 - 1965) разрешил службу и на национальных языках. Официальной философской доктриной католической церкви является учение Фомы Аквинского, приспособленое папством к современным условиям. Современная католическая церковь распологает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, миссионерскими, благотворительными и прочими религиозными организациями и учреждениями. К ней примыкают также светские массовые организации – политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Для своих целей католицизм широко использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т. д.

Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в ЗША. Всего в мире сейчас насчитывают от 580 до 800 млн. приверженцев католицизма. Распространен в странах Западной Европы, Латинской Америки, США и др.

studfiles.net

Основная Вера

Санатана Дхарма должна была встретить резкое сопротивление ислама: к этой проблеме добавились и политические трения мусульманских династий. Крик "Аллахо-Акбар" вознесся к небесам и изменил само состояние Культуры Бхаратхи, поддерживающееся веками преданными. Никакая другая нация не претерпевала столь длительные страдания, не подвергалась подобному страху. Но вечно молодая и жизнеспособная Дхарма этой страны выдержала испытания, и даже сегодня Санатана Дхарма так же сильна и так же ценна. Она готова встретить любые перемены. Со временем она доказала, что эта Культура сегодня является доминирующей и сильной; она даже готова шествовать и распространяться. А распространение - признак "жизни", не так ли?  Сегодня принципы и практики, заложенные в Культуру Бхаратхи, а также ее чувства и установки, которыми она наполнена, не замкнуты в границах одного континента. Нравится нам это, или нет, они шествуют и в другие страны и устанавливают там свое влияние. Основные идеи, основные положения пронизывают литературу и ученую мысль людей тех стран. В некоторых странах они заняли главенствующую роль, не встречая сопротивления. Потому что Бхарат предлагает ее как уступку миру и процветанию всей земли, как драгоценную жемчужину духовной мудрости. Эта уступка важна более подобных уступок других стран. Она более необходима, более основательна, более точна, чем то, что может дать любая другая нация. Это становится ясным всему человечеству.  Древние этой страны не питали отвращения к исследованию и других вопросов. Они пытались, как и другие народы, постичь тайны внешней Природы. И эта удивительная нация добилась успеха даже здесь - с помощью своего острого ума, который поражал воображение людей в других странах.  Высшая цель образования, наставлений заключается в том, чтобы человек постиг "всеобщее постоянное Безличие". Это истина, которая провозглашается в Ведах. Мудрецы и искатели истины Бхараты смело отправились на такие поиски. Вечно изменяющиеся черты Природы, ее появление и исчезновение могут быть отличным предметом для изучения. Древние Бхараты заявили, что наука о Трансцендентном Принципе, пронизывающем Вселенную, Воплощении Вечной Вечнонаполненной Ананды, Обители Непреходящего Мира, Последнего Постоянного Прибежища Личностной Дживы, - и есть высшее Знание, которое должен обрести человек.  Знание законов, управляющих материальной Природой, может, в лучшем случае, обеспечить человека пищей и одеждой; оно дает человеку способы и средства их обретения; оно ведет к эксплуатации сильным слабого. Если бы люди Бхараты направили свою энергию на раскрытие мирских тайн, они бы весьма легко преуспели в этом.  Но очень скоро люди Бхараты поняли, что этот поиск вторичен, что основное внимание следует уделять духовному. Они решили, что исследование тайн внешней Природы - это не действительное предназначение Бхаратхи. Это решение принесло славу целой нации. Другие люди не могут даже подойти к этой проблеме. Подобно легендарному Прахладе, индусы оказались способными выдержать испытание огнем, они выдержали пытку временем. Те, которые не имели духовного зрения или стремления, не считались Бхаратхи. Многие зарубежные наблюдатели считали, что индусы имели более политизированное мышление, - это в корне неверно; такие наблюдатели думали, что лишь небольшая часть индусов была настроена духовно. Бхарата всегда настаивала на том, что духовное развитие - это первый и важнейший долг каждого индуса. Когда только ни представлялась возможность, индусы собирали воедино и утверждали имеющийся духовный потенциал. Это как раз и произошло в прошлом.  В те дни национальное сотрудничество означало собирание воедино и смешивание всех духовных сил и потребностей, разбросанных по всей земле. В Индии слово "нация" означало резонанс сердец, бьющихся в одном духовном призыве. Основная истина заключается в том, что царившая вера была столь широка, как небо, столь вечна, как само Творение. Эта Истина разъяснялась многими тонкими способами, претерпевала очень глубокие комментарии. Но как результат широты видения, раскрывшейся перед ними, стало неизбежным появление многочисленных верований, возникших на основе основной веры.  Различия в установках и практиках естественны, их надо приветствовать, нет нужды в закованной в железо несгибаемой Вере. Но здесь не может быть места для одной всеобъемлющей Веры. Соперничество различных путей не может принести мира и процветания ни одной стране. Без свободы совести мир не может развиваться. Индия учила, что маленькая группа не в состоянии повелевать неистощимыми мировыми запасами, что для лучшей работы всего сообщества необходимо распределить его работу среди групп людей и разъяснить каждой такой группе задачу. Это облегчает общую и раздельную работу. Различия устанавливаются для практического применения духовных сил и потенций: нет нужды в конфронтациях. Эти различия всего лишь поверхностны; они на самом деле не существуют. Существует чувство непознанного, которое использует такие различия и дает ключ к познанию Единого, лежащего в основе всего сущего. Вот что провозглашают древние тексты в качестве самого точного откровения. "Экам сат, випраах бахудхаа вадантхи" (Единый есть один, мудрецы говорят о Нем по-разному).  Следовательно, можно утверждать, что Вера Бхаратхи - это единственная Вера, принимающая и почитающая все остальные. Когда мы допускаем в наши сердца разногласия и фанатизм в отношении собственной веры или веры других, мы опускаемся как наследники наших отцов. Если же мы придерживаемся классических Ведантических верований или если мы связываем современные доктрины с Ведантической мыслью, мы должны держать в уме основные всеобщие истины. Все, кто носит имя Индусы, должны верить в индусов и жить соответственно их жизням. Пусть же они обретут желание поступать так.  1. "Бхаратхи не настаивают на том, что каждый должен замкнуться одной установкой или твердо следовать только одному положению, исключая все другие возможные объяснения или точки зрения, способы жизни и вытекающие из него последствия одного человека или группы". Культура Бхаратхи называет отвратительным грехом использование силы в духовной жизни.  2. Веды учат Вечной Всеобщей Дхарме или Религии. Святое ядро учения, известного как Ведическое, появилось вместе с Творением, и оно не имеет ни начала, ни конца. В нем должны найти исполнение все духовные проблемы и все вопросы веры. Человек, изучающий Веды и живущий по ним, не сможет не придти к такому выводу. Для всех проблем, возникающих в ходе духовной практики, мы сможем найти решение прямо из самих Ведических текстов. Существуют разные мнения относительно того, какие части Вед более важны для отдельных людей; последователи разных сект считают отдельные Ведические стихи более священными, чем другие. Несмотря на это, все они являются братьями, со-учениками Вед. Все Веды сегодня для нас важны, все они священны для нас, все чисты и благородны, и все находятся в нашем распоряжении, пройдя через века. Поскольку мы признаем это и провозглашаем во всеуслышание, разве могут вызвать трещину небольшие расхождения во мнениях? По этой причине мы должны изучить данные уроки и принципы поведения, чтобы они могли распространиться далеко за видимые горизонты.  3. В Ведах говорится о Верховной Личности, Ишваре, Создателе Вселенной, Воспитателе ее, в Котором Вселенная проявляется в Его Форме. Мы могли иметь различные верования относительно природы и черт самого Ишвары. Один человек мог изображать Его подобным себе. Другой мог считать Его воплощением не-человеческих качеств, бесформенным, Ишварой. Каждый из них мог найти подтверждение своей точке зрения в Ведах. На самом же деле, хотя они придерживались различных взглядов, все они верят в Ишвару, Божественное. То есть они верят, что существует, несомненно, Единая трансцендентальная вечная Сила, и всё сущее вышло из Нее, и всё должно в Нее опять погрузиться. Эта вера - краеугольный камень Бхаратхи; необретший ее не должен носить имя Бхаратхи. Он не заслуживает того, чтобы называться индусом.  О каком же Ишваре говорите вы сами? Этот вопрос к делу не относится. Он не столь важен. Давайте не будем спорить о различных точках зрения, которые разделяют людей. Для нас достаточно, если Ишвара принимается и почитается. Хотя одно описание и может быть яснее и лучше другого, ни одно из описаний не может быть "плохим". Одно описание может быть "хорошим", другое - "лучшим", третье - "самым лучшим". Но в аспекте духовного наследия Бхаратхи ни одно описание нельзя назвать "плохим и неприемлемым". Вот почему Ишвара дарует Милость всем тем, кто исповедует любое Имя и любую Форму, вдохновляющую их, являющуюся для них священными и самоценными. Пусть эта вера растет все больше. Потому что она приносит больший духовный прогресс, чем больше она находится в работе. К Богу или Ишваре следует направить всё наше стремление.  4. В духовных поисках не может быть оговорок в смысле богатства и непригодности в смысле бедности. Эта истина должна преподноситься детям Бхаратхи родителями. Они должны воспитываться с этим широким чувством.  5. Бхаратхи не принимают утверждение, поддерживаемое людьми в других странах, что Вселенная появилась несколько тысячелетий назад и что она в определенный день в будущем будет навеки разрушена. Бхаратхи чужды теории, что Вселенная возникла из Ничего. Они верят, что Вселенная, или видимое Творение, не имеет ни начала, ни конца, и что она в соответствии с законами эволюции переходит из грубого состояния в тонкое, после которого через некоторый период вновь появляется в видимом образе. Она постепенно проявляется из Единого, который Ее поглощает, как Множество, проходя тонкие и грубые состояния самовыражения.

www.ashram.ru