Основные информационные процессы и их характеристика. Основные информационные


24.Основные информационные ресурсы, сервисы Интернет.

Информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. 

В начале 1970-х возникла электронная почта. Успех развития интернета был обеспечен в 1983 году созданием протокола TCP/IP и в начале 1990 годов создание новой службы WWW. Этот сервис позволил любому пользователю определить свою информацию в любом виде. В отличие поиска в архиве поиск в WWW даёт в руки сам ресурс, при таком поиске определяется адрес ресурса.

Основные направления использования интернета для пользователя:

- источник информации

- средства обмена информации

- место размещения личной информации

Согласно данным исследований спрос на электронные ресурсы превосходит спрос на ресурсы печатные. Обращаясь в интернет, пользователь обращается к определенному сервису (службе).

В настоящее время в интернете существует большое количество сервисов, обеспечивающие работу со всем спектром ресурсов. Выделяют стандартные сервисы, это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов (т.е разработчики программного обеспечения обязаны выделить общие технические требования). Также существуют и нестандартные сервисы – оригинальная разработка той или иной кампании.

Стандартные сервисы:

1) e-mail

2) телеконференции и группы новостей (для общения и публикации файлов)

Новостные группы – сообщения, которые формируются в тематические категории. При отправке сообщения оно доступно на сервере, но отправка инициируется отправителем, а не получателем. Многие провайдеры предоставляют бесплатный доступ к новостным серверам, но предложить доступ ко всем новостным группам и их содержимому невозможно. Также существует и платный доступ.

Сервис FTP – система файловых архивов, обеспечивающих хранение и пересылку файлов различных типов. Это один из старейших протоколов.

Сервис Telnet – предназначен для управления удаленным ПК.

WWW – гипермедиа система для интеграции различных сетевых ресурсов, единое информационное право.

DNS – система доменных имен, обеспечивающих возмещать использование для адресации узлов сети имена вместо числовых адресатов.

Чат – сервис для поддержки текстового общения в реальном времени.

Популярным сервисом считают социальные сети, интернет-телевидение, поисковые системы, веб-форумы, электронные магазины, многопользовательские игры.

25.Общие принципы построения информационно поисковых систем. Организация информации на сайтах.

Проблема поиска документа, отвечающего тем или иным критериям, возникает в любом хранилище данных. При создании хранения используются 2 основных способа:

- Использование иерархической модели (подразумевает многоуровневую публикацию ресурсов)

Для выбора пути к документу используются описания, составленные службой поддержки данной системы.

- Использование гипертекстовой модели (позволяет связать документы ссылками, расположенными в тексте)

Обе модели имеют недостатки. Многоуровневая публикация и постановка ссылок выполняется специалистами, поэтому объем образованных документов не может быть большим. Поэтому страдает актуальность описания массива документов, кроме того связанные документы ограниченны какой либо одной предметной областью и у пользователя может быть иное представление о пользовании, чем у рубрикатора. Эти проблемы особенно острые при больших объемах, высокой скорости обновлений, разнородной потребности пользователей. Помочь призваны ИПС. Принцип их взаимодействия с пользователем заключается в выдаче списка указателей на документы, удовлетворяющие запросу. Список может быть отсортирован по релевантности.

studfiles.net

Основные информационные процессы

Поиск Лекций

Основные информационные процессы

2. Реализация информационных процессов с помощью компьюте­ров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Основные информационные процессы

Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия решений на ее основе и их выполнения. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Процесс решения в уме математической задачи, процесс перевода текста с одного языка на другой - все это обработка информации. Процессы обработки информации составляют суть умственной деятельности человека. Человек думает, вычисляет, говорит, слушает, читает, пишет. При этом он всегда имеет дело с информацией.

Связанные с информацией процессы происходят не только в мире, имеющем отношение к деятельности человека, но также и в живой природе и технике. Организация живой природы, сообществ и популяций основана на постоянном обмене информацией, переработке информации, получаемой из неживой природы. Курица и ее цыплята постоянно обмениваются звуками, чтобы держаться вместе, чтобы курица могла в любой момент защитить своих деток. По данным науки, даже невылупившийся цыпленок уже слышит свою маму и сам подает ей сигналы из яйца. Если одна из пчел нашла богатое нектаром поле, то через некоторое время десятки членов пчелиной семьи устремляются в это место. Совершенно очевидно, что происходит передача информации, и это организует сообщество на конкретные согласованные действия. Сезонные изменения в растительном мире - результат информационного процесса. Температура воздуха и почвы, длина светового дня - сигналы внешней среды, значимые для выживания растения. Все перечисленные в примерах действия и процессы можно объединить под общим названием - информационные процессы.

Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата.

Это поиск - сбор - хранение - передача - обработка - использование – защита информации.

2. Реализация информационных процессов с помощью компьюте­ров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Среди всех информационных процессов можно выделить наиболее общие. К ним относятся передача, хранение и обработка информации.

Получаемая потребителем информация всегда поступает из некоторого источника.

 
 

 

Рис. 1.2. Простейшая схема информационного процесса

В этом случае говорят о передаче информации. Информация передается по каналу передачи, направляясь от источника к приемнику. Канал связи - это некоторое среда, которая осуществляет доставку информации. Природа информационных каналов - колебательные движения среды: звуковые, световые, электромагнитные волны и пр. С открытием радиоволн и созданием устройств, их генерирующих и улавливающих, в деле передачи информации произошли революционные изменения.

Информация передается в виде последовательности сигналов, составляющих информационное сообщение. Физический смысл сигнала, с помощью которого передается информация, может не совпадать со смыслом передаваемой информации. Восприятие информации немыслимо без определенных предварительных соглашений и знаний, без которых сигнал будет восприниматься лишь как сообщение о некотором факте, который непонятно как интерпретировать. В одном случае воздетые вверх руки выражают эмоциональный всплеск по поводу одержанной победы, а в другом - обозначают капитуляцию противника. Для достижения взаимопонимания необходима предварительная договоренность о значениях сигналов. Поэтому и существуют алфавиты различных языков, правила движения, азбука Морзе, шрифт Брайля и т.д.

В процессе передачи информация может теряться, искажаться из-за помех и вредных воздействий. Причины таких воздействий могут быть как технического характера - перегрузки, вибрации, электрические и магнитные поля, перепады температур, давления, влажности окружающей среды, так и следствием человеческого вмешательства. Для нейтрализации помех применяются устойчивые материалы и средства связи, программируются избыточные коды, позволяющие восстановить исходную информацию. Развитие цифровых каналов связи открывает новые возможности пользователям компьютерных сетей.

Для защиты информации от несанкционированного вмешательства возникает необходимость ее засекречивания. На бытовом уровне иногда подменяются понятия кодирования и шифрования. Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Защита информации - важный компонент процессов хранения, обработки, передачи и использования информации в системах любого типа, особенно социальных и технических. Изобретением и использованием шифров занимается наука криптография.

Информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Древние рукописи, книги, наскальные рисунки, археологические находки - источники информации из глубины времен. Геологические отложения - свидетели исторических процессов развития земли. Благодаря генетической информации, которая хранится в закодированном виде в молекуле ДНК и передается следующим поколениям, существует непрерываемая смена поколений каждого вида живых существ.

Обработка информации - процесс получения новой информации на базе уже имеющейся. Преобразование информации может быть связано с изменением ее содержания или формы представления. В последнем случае говорят о кодировании информации. Например, шифрование информации или перевод текстов на другой язык.

Упорядочивание информации (расписания), поиск нужной информации в информационном массиве (номер телефона в телефонной книге) являются другими вариантами обработки. Редактирование текста, математические вычисления, логические умозаключения - примеры процедур получения новой информации.

Обработка информации может производиться формально, руководствуясь правилами по заданному алгоритму. Либо применяется эвристический подход, при котором создаётся новая система действий или открываются неизвестные ранее закономерности изучаемой информации.

Информация не может существовать без своего носителя. Носитель информации - это среда, непосредственно хранящая информацию. Заметим, что слово "носитель" означает "нести в себе", то есть содержать, а не переносить информацию. Носителем информации о самом себе является практически любой предмет, явление, живое существо. Можно использовать и другие средства для хранения информации о чем-либо. Это может быть материальный предмет (камень, дерево, папирус, бумага, магнитные, оптические носители информации). Например, в тетрадь мы записываем задание, а видеокассета содержит интересный для нас фильм. Это могут быть волны различной природы (световые, звуковые, электромагнитные) или разные состояния вещества. О волновом представлении информации все знают из школьного курса физики. А как связать информацию и состояние вещества? Проиллюстрируем пояснение следующим примером. Рассмотрим молоко. По температурному состоянию оно может быть: парным, подогретым, горячим, кипящим, холодным. Описанный набор качеств (кодов) составляет алфавит, с помощью которого можно сообщить информацию о состоянии молока.

Чтобы иметь возможность в будущем многократно воспользоваться информацией, используют так называемые внешние (по отношению к человеческой памяти) носители информации. Записные книжки, справочники, магнитные записи, картины, фото- и кинодокументы и т.д. Для извлечения информации из внешних носителей зачастую требуется много времени и необходимы дополнительные средства. Например, для того, чтобы получить информацию, содержащуюся на аудиокассете, необходим магнитофон.

В обществе хранение носителей с информацией организуется в специальных хранилищах. Для книг - это библиотеки, для картин и рисунков - художественные музеи, для документов - архивы, патентные бюро и т.д. Вычислительная техника дает огромные возможности для организованного хранения информации в компактной форме: электронные, магнитные, оптические носители. Здесь играют роль такие показатели, как информационная емкость, время доступа к информации, надежность хранения, время безотказной работы.

Человеческое общество способно накапливать информацию и передавать ее от поколения к поколению. На протяжении всей истории накапливаются знания и жизненный опыт отдельных людей, а также "коллективная память" - традиции, обычаи народов.

 



poisk-ru.ru

Основные информационные процессы | Informatic вики

Основные информационные процессы. Править

Людмила Гайдулина Править

Хранение, передача и обработка информации

Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия решений на ее основе и их выполнения. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Процесс решения в уме математической задачи, процесс перевода текста с одного языка на другой - все это обработка информации. Процессы обработки информации составляют суть умственной деятельности человека. Человек думает, вычисляет, говорит, слушает, читает, пишет. При этом он всегда имеет дело с информацией.      Связанные с информацией процессы происходят не только в мире, имеющем отношение к деятельности человека, но также и в живой природе и технике. Организация живой природы, сообществ и популяций основана на постоянном обмене информацией, переработке информации, получаемой из неживой природы. Курица и ее цыплята постоянно обмениваются звуками, чтобы держаться вместе, чтобы курица могла в любой момент защитить своих деток.

По данным науки, даже невылупившийся цыпленок уже слышит свою маму и сам подает ей сигналы из яйца. Если одна из пчел нашла богатое нектаром поле, то через некоторое время десятки членов пчелиной семьи устремляются в это место.

Совершенно очевидно, что происходит передача информации, и это организует сообщество на конкретные согласованные действия. Сезонные изменения в растительном мире - результат информационного процесса. Температура воздуха и почвы, длина светового дня - сигналы внешней среды, значимые для выживания растения. Все перечисленные в примерах действия и процессы можно объединить под общим названием - информационные процессы.

     Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата. Среди всех информационных процессов можно выделить наиболее общие. К ним относятся передача, хранение и обработка информации.

 Получаемая потребителем информация всегда поступает из некоторого источника. В этом случае говорят о передаче информации. Информация передается по каналу передачи, направляясь от источника к приемнику. Канал передачи - это некоторое среда, которая осуществляет доставку информации. Природа информационных каналов - колебательные движения среды: звуковые, световые, электромагнитные волны и пр. С открытием радиоволн и созданием устройств, их генерирующих и улавливающих, в деле передачи информации произошли революционные изменения.

Информация передается в виде последовательности сигналов, составляющих информационное сообщение. Физический смысл сигнала, с помощью которого передается информация, может не совпадать со смыслом передаваемой информации. Восприятие информации немыслимо без определенных предварительных соглашений и знаний, без которых сигнал будет восприниматься лишь как сообщение о некотором факте, который непонятно как интерпретировать. В одном случае воздетые вверх руки выражают эмоциональный всплеск по поводу одержанной победы, а в другом - обозначают капитуляцию противника. Для достижения взаимопонимания необходима предварительная договоренность о значениях сигналов. Поэтому и существуют алфавиты различных языков, правила движения, азбука Морзе, шрифт Брайля и т.д.

В процессе передачи информация может теряться, искажаться из-за помех и вредных воздействий. Причины таких воздействий могут быть как технического характера - перегрузки, вибрации, электрические и магнитные поля, перепады температур, давления, влажности окружающей среды, так и следствием человеческого.

 Для нейтрализации помех применяются устойчивые материалы и средства связи, программируются избыточные коды, позволяющие восстановить исходную информацию. Развитие цифровых каналов связи открывает новые возможности пользователям компьютерных сетей.

 Для защиты информации от несанкционированного вмешательства возникает необходимость ее засекречивания. На бытовом уровне иногда подменяются понятия кодирования и шифрования. Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Защита информации - важный компонент процессов хранения, обработки, передачи и использования информации в системах любого типа, особенно социальных и технических. Изобретением и использованием шифров занимается наука криптография.

Информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Древние рукописи, книги, наскальные рисунки, археологические находки - источники информации из глубины времен. Геологические отложения - свидетели исторических процессов развития земли. Благодаря генетической информации, которая хранится в закодированном виде в молекуле ДНК и передается следующим поколениям, существует непрерываемая смена поколений каждого вида живых существ.

Обработка информации - процесс получения новой информации на базе уже имеющейся. Преобразование информации может быть связано с изменением ее содержания или формы представления. В последнем случае говорят о кодировании информации. Например, шифрование информации или перевод текстов на другой язык.

Упорядочивание информации (расписания), поиск нужной информации в информационном массиве (номер телефона в телефонной книге) являются другими вариантами обработки. Редактирование текста, математические вычисления, логические умозаключения - примеры процедур получения новой информации. 

Обработка информации может производиться формально, руководствуясь правилами по заданному алгоритму. Либо применяется эвристический подход, при котором создаётся новая система действий или открываются неизвестные ранее закономерности изучаемой информации.

Информация не может существовать без своего носителя. Носитель информации - это среда, непосредственно хранящая информацию. Заметим, что слово "носитель" означает "нести в себе", то есть содержать, а не переносить информацию. Носителем информации о самом себе является практически любой предмет, явление, живое существо. Можно использовать и другие средства для хранения информации о чем-либо. Это может быть материальный предмет (камень, дерево, папирус, бумага, магнитные, оптические носители информации). Например, в тетрадь мы записываем задание, а видеокассета содержит интересный для нас фильм. Это могут быть волны различной природы (световые, звуковые, электромагнитные) или разные состояния вещества. О волновом представлении информации все знают из школьного курса физики. А как связать информацию и состояние вещества? Проиллюстрируем пояснение следующим примером. Рассмотрим молоко. По температурному состоянию оно может быть: парным, подогретым, горячим, кипящим, холодным. Описанный набор качеств (кодов) составляет алфавит, с помощью которого можно сообщить информацию о состоянии молока.

 Чтобы иметь возможность в будущем многократно воспользоваться информацией, используют так называемые внешние (по отношению к человеческой памяти) носители информации. Записные книжки, справочники, магнитные записи, картины, фото- и кинодокументы и т.д. Для извлечения информации из внешних носителей зачастую требуется много времени и необходимы дополнительные средства. Например, для того, чтобы получить информацию, содержащуюся на аудиокассете, необходим магнитофон.

В обществе хранение носителей с информацией организуется в специальных хранилищах. Для книг - это библиотеки, для картин и рисунков - художественные музеи, для документов - архивы, патентные бюро и т.д. Вычислительная техника дает огромные возможности для организованного хранения информации в компактной форме: электронные, магнитные, оптические носители. Здесь играют роль такие показатели, как информационная емкость, время доступа к информации, надежность хранения, время безотказной работы.

Человеческое общество способно накапливать информацию и передавать ее от поколения к поколению. На протяжении всей истории накапливаются знания и жизненный опыт отдельных людей, а также "коллективная память" - традиции, обычаи народов.

ru.infokt.wikia.com

Основные информационные процессы Информационный

Основные информационные процессы

Информационный процесс - действия над информацией, в ходе которых может измениться её содержание или форма представления

В информационным процессам относят: n Поиск информации; n Хранение информации; n Передача информации; n Обработка информации.

Поиск информации От того, как организован поиск информации, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений

Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. Процесс поиска информации почти всегда сопровождается ее отбором.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, грамотно осуществить процесс сбора информации - вот умения, которые становятся решающими в информационном обществе.

Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по интересующему вопросу в хранилищах информации стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др. ).

Методы поиска информации: n наблюдение; n общение со специалистами по интересующему вопросу; n чтение литературы; n просмотр видео-, телепрограмм; n прослушивание радиопередач и аудиокассет; n работа в библиотеках, архивах; n запрос к информационным системам, базам и банкам данных.

Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации, передачи информации во времени. Различная информация требует разного времени хранения.

Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.

Хранилище информации – это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная длительного хранения и постоянного использования.

Основные свойства хранилища информации: n объем хранимой информации, n надежность хранения, n время доступа, n наличие защиты информации

По оценкам специалистов, объем информации, фиксируемой на различных носителях, превышает один эксабайт в год (1018 байт/год). Примерно 80% этой информации хранится в цифровой форме.

Материальная природа носителей информации может быть различной: n молекулы ДНК; n бумага; n магнитная лента; n фото- и кинопленки; n микросхемы памяти, n магнитные и лазерные диски и т. д.

Информационная емкость носителей информации n Современные микросхемы позволяют хранить в 1 см 3 до 1010 битов информации. n емкость оптического диска составляет до 700 Мб. n у DVD емкость до 17 Гб. n информационный объем флэш-карты памяти может составлять несколько гигабайтов. n флэш-брелоки ( «флэшки» )

Передача информации Помехи Источник Кодирующее Декодирующее Приемник устройство Защита от помех

Для передачи информации с помощью технических средств необходимо кодирующее устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи, и декодирующее устройство, необходимое для преобразования кодированного сообщения в исходное. Например, при использовании телефонных линий в компьютерных сетях функции кодирования/декодирования выполняет прибор, который называется модемом.

При передаче информации необходимо учитывать, что информация при этом может теряться или искажаться, т. е. присутствуют помехи. Разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации, называют термином «шум» .

способы защиты каналов связи от воздействия шумов: n использование экранированного кабеля вместо «голого» провода; n применение разного рода фильтров; n использование помехоустойчивого избыточного кода.

в компьютерных сетях используются следующие средства связи: n телефонные линии; n электрическая кабельная связь; n оптоволоконная кабельная связь; n радиосвязь

Обработка информации Входная Преобразователь Выходная информация информации информация Общая схема обработки информации Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации.

Виды обработки информации: n получение новой информации; n изменение формы представления информации, без изменения содержания n систематизация, структурирование данных; n поиск информации в некотором хранилище

Технические средства реализации информационных процессов n Хранение информации. Носители информации: ОЗУ компьютера (оперативная память) Гибкие диски 3, 5” Оптические диски CD, DVD и др. Жёсткие диски Переносные запоминающие устройства – flash и др. n Передача информации: источник, приёмник, канал n Обработка информации: компьютер и др.

Вопросы: 1. Приведите различные примеры процесса обработки информации. 2. Для чего нужна процедура кодирования передаваемой информации? 3. Что такое шум по отношению к системам передачи данных?

4. Приведите примеры способов передачи информации по схемам: n Источник (человек) Приемник (человек) n Источник (устройство) Приемник (человек) n Источник (человек) Приемник (устройство) n Источник (предмет) Приемник (человек) n Источник (человек) Приемник (предмет) 5. Какие перспективы, с точки зрения хранения информации, открывают нанотехнологии?

В — вещество П — передача П — природа Процесс Э — энергия X — хранение О — общество И — информация О — обработка Т — техника 1 Идет дождь. В П Именинник получает 2 В П О подарки. Нефть течет по 3 В П Т нефтепроводу.

В — вещество П — передача П — природа Процесс Э — энергия X — хранение О — общество И — информация О — обработка Т — техника Запасы газа находятся под 4 землей. На складе находится 5 неприкосновенный запас продуктов. Каждая ступень ракеты имеет 6 свои баки с топливом. 7 Птица вьет гнездо. 8 Горшечник лепит горшок. Автомат штампует 9 пластмассовые пуговицы. 10 Светит солнце. ЛЭП (линия электропередач) в 11 действии. В начале осени море по-прежнему 12 теплое. На складе лежит заряженная 13 батарейка.

Под действием света в листьях 14 из неорганических веществ образуются органические. 15 Работает телевизор. 16 Соловей поет свою песню. 17 Учитель учит учеников. 18 Идет популярная телепрограмма Многие животные используют 19 запахи для того, чтобы отметить свою территорию 20 В библиотеке хранятся книги На жестком диске компьютера 21 хранятся сведения о работе фирмы Осьминоги маскируются под 22 грунт любого цвета Переводчик работает на 23 переговорах

Спасибо за внимание!

present5.com

1. Основные понятия информатики

2013 КазГАСА Информатика Жексембинова А.Б., Токтаркожа Г.Т.

Международная образовательная корпорация

Активный раздаточный материал

«Информатика»

ФОЕНП

3 кредита

3-й семестр 2012 – 2013 уч.год

Практическое занятие №1

«Основные понятия информатики»

Ассистенты профессора

Жексембинова А.Б., Токтаркожа Г.Т.

Краткое содержание занятия [1] c.5-24, [2] c.11-37, [3] c.15-23.

Информация – сведения о чем-либо. История человечества – это история того, как человек стремился получить информацию об окружающем его мире, сохранить, использовать, передать ее следующим поколениям. Наскальная живопись, клинопись, устная речь, музыкальные звуки, нотные знаки для их записи, алфавит, телеграф, радио, телефон, телевидение, компьютеры – вот лишь некоторые звенья цепи попыток совершенствовать способы получения, сохранения, обработки и передачи информации. [1] с.15-50.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленному в понятном компьютеру виду.

Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией: получение, хранение, обработка, передача.

Компьютер открывает перед человеком новые возможности и перспективы развития этих процессов и коммуникации между людьми. Информация – основное понятие информатики.

Информационные технологии – технологии накопления, обработки и передачи информации с использование определенных технических средств.

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей воспроизводить их (книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др).

Информатика – наука, изучающая методы сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью средств вычислительной техники.

Термин «информатика» происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика).

2. Основные свойства информации

Среди основных свойств информации можно выделить следующие:

Объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность информации.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Так, например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка природного объекта или явления образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта, выполненного человеком. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» - всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватности методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных с открытым ключом. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм его работы доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за это время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

Будучи объектом преобразования и использования, информация характеризуется следующими свойствами:

синтаксис – свойство, определяющее способ представления информации на носителе (в сигнале). Так, данная информация представлена на электронном носителе с помощью определенного шрифта. Здесь же можно рассматривать такие параметры представления информации, как стиль и цвет шрифта, его размеры, междустрочный интервал и т.д. Выделение нужных параметров как синтаксических свойств, очевидно, определяется предполагаемым способом преобразования. Например, для плохо видящего человека существенным является размер и цвет шрифта. Если предполагается вводить данный текст в компьютер через сканер, важен формат бумаги;

семантика – свойство, определяющее смысл информации как соответствие сигнала реальному миру. Так, семантика сигнала “информатика” заключается в данном ранее определении. Семантика может рассматриваться как некоторое соглашение, известное потребителю информации, о том, что означает каждый сигнал (так называемое правило интерпретации). Например, именно семантику сигналов изучает начинающий автомобилист, штудирующий правила дорожного движения, познавая дорожные знаки (в этом случае сигналами выступают сами знаки). Семантику слов (сигналов) познаёт обучаемый какому-либо иностранному языку. Можно сказать, что смысл  обучения информатике заключается в изучении семантики различных сигналов – суть ключевых понятий этой дисциплины;

прагматика – свойство, определяющее влияние информации на поведение потребителя. Так прагматика информации, получаемой читателем настоящего учебного пособия, заключается, по меньшей мере, в успешной сдаче экзамена по информатике. Хочется верить, что этим прагматика данного труда не ограничится, и он послужит для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности читателя.

studfiles.net

Основные информационные процессы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 4

Выполнила

студент гр. 761у

Вафина Динара Альбердовна

Казань–2007

Вопрос № 1. Основными информационными процессами являются?

Ответ: Основными информационными процессами являются: сбор, передача, хранение, обработка данных.

Вопрос № 2. Каждой партии товара на складе приписывается идентификатор, состоящий из буквы латинского алфавита и трех цифр. Какое наибольшее количество единиц партий товаров может быть учтено таким образом?

Ответ: Таким образом, может быть учтено 26000 партий товаров.

Вопрос № 3. Пусть 1302 – запись числа Х в некоторой системе счисления. Эта система счисления может быть?

Ответ: Этой системой исчисления может быть любая система счисления, с основанием D>3.

Вопрос №4. Чем определяется производительность компьютера?

Ответ: Производительность компьютера определяется производительностью процессора, быстродействием и типом ОЗУ.

Вопрос №5. С какими устройствами могут совместно работать сетевые компьютеры?

Ответ: Сетевые компьютеры могут совместно работать с принтерами, сканерами, жесткими дисками.

Вопрос №6. На рисунке дан пример файловой системы WINDOWS (MSDOS) на диске в виде дерева, вершины которого содержат имена каталогов и файлов, а ветви показывают вхождение в данный каталог (см. задание). Пусть текущим является каталог C:\WORK. Сколько файлов обнаружит команда поиска файлов по шаблону <Mywork1.*>, если просматривается текущий и все подчиненные каталоги?

Ответ: Команда поиска обнаружит один файл Mywork1.bas.

Вопрос №7. Для чего предназначена корзина в ОС Windows-98?

Ответ: Корзина в ОС Windows-98 предназначена для временного хранения удаленных файлов.

Вопрос №8. Текущее окно программы NC выглядит следующим образом (см. задание). Какую последовательность операций необходимо предпринять, чтобы перенести файл «REDME.!!!» из каталога «С:\UTILS\winzip» в каталог «D:\Mathcad7\PS-11\lab-1»?

Ответ: Для того чтобы перенести файл «REDME.!!!» из каталога «С:\UTILS\winzip» в каталог «D:\Mathcad7\PS-11\lab-1» необходимо нажать клавишу <F5>.

Вопрос №9. На данном этапе использования программы «Проводник» пользователь установил указатель мыши и нажал кнопку

«Copy». Какая операция будет выполнена при этом?

Ответ: При этом будет выполнено копирование файлов «вариант1_2.doc», «вариант2_2.doc», «вариант3_2.doc» в буфер.

Вопрос №10 . Что отображается на данном этапе на правой панели программы «Проводник».

Ответ: На данном этапе на правой панели программы «Проводник» отображается содержимое каталога C:\BUFFER\INBOX\.

Вопрос №11. Пользователь MS-WORD выбрал в меню «Вид» определенную комбинацию элементов интерфейса программы (см. задание).

Укажите элемент интерфейса, отсутствующий в выбранной комбинации.

Ответ: В выбранной комбинации отсутствует строка заголовка редактора.

Вопрос №12. На рис. представлено окно редактора MS-WORD в данный момент работы.

Ответ: Выделенный текст копируется в буфер в результате нажатия кнопки

.

Вопрос №13. Пользователь MS-WORD выбрал в меню последовательность «ФОРМАТ» – «ШРИФТ»–«РАЗМЕР»–«12» (см. рис.)

Ответ: В результате изменится размер шрифта в выделенном фрагменте.

Вопрос №14. На рис. представлено окно табличного процессора MSExcelс окном табличного документа.

Ответ: Активным листом данного документа является лист с названием РО.

Вопрос №15. Пользователь совершил ряд действий, после которых окно электронной таблицы приобрело вид:

Ответ: После того, как пользователь нажал клавишу «ENTER» (щелкнул кнопкой мышки), появился дополнительный столбец ячеек.

Вопрос №16. Результатом действия алгоритма:

1) а =11

2) b =3

3) если а< b то перейти к 6)

4) а=а- b

5) перейти к 3)

6) вывод а

Ответ: Будет вывод числа 8.

Вопрос №17. Функция f(x) является рекурсивной, т.е. содержит обращения к самой себе:

f(x)= 0,

x2+x*f(x), x<1

x>1

Ответ: Значение f (4) равно 28.

Вопрос №18. Какие из представленных выражений НЕ имеют смысла, если С1 –числовая, С2 –булева, С3 –текстовая переменные?

Ответ: Не имеет смысла выражение (С2>С3 ) или (С1<0 ).

Вопрос №19. Дана БД НИРС. Фрагмент такой БД приведен в таблице:

Ответ: Имея такую БД, можно определить, на каком курсе студент, в среднем, делает наибольшее количество научных работ, по фамилии студента можно определить общее количество его научных работ за время учебы в институте, по фамилии студента можно определить на каком курсе он учится.

Вопрос №20. На рис. (см. задание) представлена таблица результатов экзамена базы данных MSAccess. Пользователь с помощью конструктора сформировал запрос (см. задание).

Ответ: Результат запроса будет выглядеть по варианту Г) (см. задание)

Вопрос №21. Окно программы работы с электронной почтой OutlookExpressв настоящий момент выглядит следующим образом (см.задание)

Ответ: Из картинки окна видно, что в данный момент пользователь просматривает содержимое отправленной им почты.

Вопрос №22. Окно программы InternetExplorer в настоящий момент выглядит следующим образом (см. задание).

Пользователь кликнул мышкой по кнопке «Back» (Назад) на панели инструментов.

Ответ: При этом выполнится возвращение к предыдущей странице.

Вопрос №23. Пользователь персонального компьютера в локальной сети имеет возможность изменить пароли для входа в персональную и сетевую операционные системы.

Ответ: В операционной системе Windows эта возможность осуществляется с помощью иконки Passwords.

mirznanii.com

Основные информационные процессы и их характеристика

Основными информационными процессами являются:• поиск;• хранение;• передача;• обработка;• кодирование;• использование;• защита.

Можно рассматривать и несколько иную классификацию ИП: сбор, подготовка, передача, хранение, накопление, обработка, представление информации.

Поиск (или сбор) информации – первичный информационный процесс, лежащий, как правило, в сфере некоторой практической или научной деятельности. Поиск информации – это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации:

• непосредственное наблюдение;

• общение со специалистами;

• чтение соответствующей литературы;

• просмотр видео, телепрограмм;

• прослушивание радиопередач, аудиокассет;

• работа в библиотеках и архивах;

• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

• другие методы.

Хранение информации. Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга – библиотека, картина – музей, фотография – альбом). Компьютер предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Можно сказать, что ИС – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур – главная особенность ИС, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

Процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию. Материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации, называется носителем информации.

Передача информации. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Meжду ними действует канал передачи информации – канал связи. Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Обработка информации.Обработка информации – это преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.Обрабатывать можно информацию любого вида. Правила обработки могут быть самыми разнообразными. При этом исходная информация (входная) преобразуется в выходную.

Кодирование информации.Кодирование – это разновидность процесса обработки информации, а именно, процесс представления информации в виде кода. Кодировать информацию можно различными способами: устно, письменно, жестами или сигналами другой природы. Когда создается информационная модель объекта или явления, то их свойства, параметры, состояния, среда, действия могут отображаться также с помощью различных способов кодирования.

Современное общество часто называют информационным, т.к. роль и качество информации, имеющейся в нем, стремительно возрастает, а также стали широко доступными все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей и выдается им в привычной для них форме.

Использование информации. Информация используется при принятии решений. Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечивают возможность принятия правильного решения.

Способность человека ясно и доступно излагать информацию неоценима при его общении с окружающими. Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире. Невозможно представить себе использование информации в современном мире без использования компьютеров, что, в свою очередь, предполагает наличие у пользователя определенной компьютерной грамотности.Масштабы использования информации являются одним из основных признаков развития общества. Информация стала важным производственным фактором и одним из главных рычагов богатства и власти.

В информационном обществе работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности вне зависимости от объекта этой деятельности. Для компьютерной обработки информации необходимо:

• понимание закономерностей информационных процессов;

• умение организовывать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;

• умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации;

• применение полученной информации при принятии решений.

Защитой информации называется предотвращение:• доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения;• непредумышленного или недозволенного использования, изменения или потери информации.

Рассмотрим подробнее некоторые ИП.

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 1158 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Понятие об информации | Процесс обработки информации | Объект и предмет информатики | Краткая история развития информатики |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.029 сек.)

mybiblioteka.su