Религии мира - иудаизм, основные идеи и положения. Основные идеи религий таблица


Религии мира - иудаизм, основные идеи и положения

Иудаизм, являясь мировой религией, пришёл к нам из еврейского народа, в то время, когда евреями заимствовались и дополнялись традиции и обряды древнего Вавилона. Религия становится важной частью еврейской цивилизации и служит противовесом процесса христианизации общества. Таким образом, иудаизм, основные идеи которого раскрываются в единстве Бога и его союзе с израильским народом, воздействует на жизнь иудеев и включает в себя исторические и национальные элементы.

Так, вероучение иудаизма состоит из тринадцати моментов, в которых указывается, что Бог един, им был сотворён мир и всё живое, пророкам была передана мудрость Господа, Моисей является миссией, предполагается новый приход мессии и воскрешение мёртвых. Все эти пункты во многом схожи с христианством, однако, иудаизм не признаёт Иисуса Христа, как мессию. Сами евреи утверждают, что иудейский народ наделён особой миссией, которая направлена на донесение истины человечеству, поэтому Бог передал евреям некоторые заповеди для совершения этой цели. Всего существует 10 заповедей иудаизма, которые легли в основу древней Библии иудеев. Четыре из них отображают отношения человека и Господа, остальные раскрывают отношения между людьми. Невыполнение данных заповедей рассматривается как грех, поэтому человек несёт наказание не только в загробной, но и в реальной жизни.

Отвержение Иисуса Христа и ожидание иного спасителя в своё время стало причиной государственного крушения Иерусалима. После падения Иерусалима иудаизм основные идеи свои отображает в Талмуде, в это время возникают предписания о том, что еврей должен быть приближен к Богу, при этом его внешний облик обязан соответствовать некоторым требованиям. Так, верующий должен пройти процесс обрезания, носить длинные волосы и бороду. Таким образом, иудаизмом, провозглашавшим верование о едином Боге, распространяются учения о сотворении Господом человека по своему образу, и о его стремлении помочь в борьбе за добро.

Вероучения иудаизма отображены в Торе, большое внимания здесь уделяется поведению человека, сама же религия предполагает свободу вероисповедания. Так, все евреи выражают свои верования в молитвах, отвергая идею искупления грехов. Можно сказать, что иудаизм основные идеи отображает в веровании в бессмертие души человека, в избранность иудейского народа, для евреев иудаизм выступает единой истинной верой, в основе которой лежат две идеи: избранность народа и его универсальность. Поэтому он является религией одного народа, критерием которого служит соблюдение обрядов и традиций.

Таким образом, каждый человек, чьи родители являются евреями, проповедует иудаизм, основные идеи которого раскрывает Тора:

- через покаяние, то есть возмещение ущерба, лежит путь к прощению;

- человек должен быть верным истине и любить иных людей;

- человек должен оказывать помощь ближнему и тп.

Иудаизм на сегодняшний день не имеет храмов и религиозных организаций, священной книгой данного религиозного направления принять считать Талмуд, в который входит Тора, Ветхий Завет и иные религиозные письмена. Можно сказать, что Ветхий Завет является книгой, имеющей огромное влияние во всём мире, так как в нём сплотились две мировые религии.

На протяжении многих веков иудейский народ искал выход из духовного тупика, именно иудаизм сыграл огромную роль в сплочённости и сохранении еврейского народа.

Таким образом, он во многом схож с христианством. На сегодняшний день многие евреи начинают осознавать ошибки своих предков касаемо роли Христа в мировой истории и религии, поэтому принимают все-таки его своим спасителем. Иудаизм официальный продолжает ждать пришествие мессии.

fb.ru

Сводная таблица религиозных культов

культ/религия

возникновение

основательпророк

священные тексты

Боги/Начала

время

место

До новой эры

1

фетишизм

религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, (фр. fetiche от порт. Feitico – «колдовство, амулет») которым приписываются сверхъестественные свойства.

тотемизм

(от анг. totemism) – практика символического отождествления людей с не человеческими объектами (обычно животными или растениями).

анимизм

(от лат. anima – душа) у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия

магия

(лат. magia, от греч. mageia) – различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований. Практиковалась колдунами, ведунами, волхвами и т. п.

шаманизм

(«шаман»-исступлённый): одно из направлений анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами.

время

место

пророк

тексты

Боги

2

ВЕДИЗМ:Брахманизм – Индуизм - Джайнизм

ХХ–Х вв.

Индия

Риши

Веды: Ригведа; Яджурведа;Сама-веда; Атхарваведа

Тримурти - Брахма, Вишну и Шива

3

Зороастризм

ХV–ХII вв.

Междуречье, Иран

Заратуштра (Зороастр)

Авеста

Ахура-Мазда

4

Индуизм

Х в.

Индия

Риши

Веды

Тримурти

5

Джайнизм

Х–VI вв.

Индия

Махавира

Веды

Тримурти

6

Иудаизм

X–VI вв.

Египет

Моисей

Тора, Танак, Талмуд

Яхве

7

Даосизм

VII–VI вв.

Малазия, Китай

Хуан-ди,Лао-цзы

Даодэцзин

Дао

8

Буддизм

VI–V вв.

Индия

Будда Шакьямуни

Сутры

Будда

9

Конфуцианство

VI–V вв.

Китай

Кун ЦюКун Фу-цзы

У-цзин, Сышу

Традиция и Предки

10

Гермети́зм

V–II вв.

Европа, Греция

Гермес Трисмегист

Изумрудная скрижаль

Принцип или Бог

Новая эра

11

Христианство

I в.

Европа, Рим

Христос

Библия

Троица

12

Ислам

VII в.

Аравийский полуостров

Мухаммед

Коран

Аллах

13

Нью Эйдж

XIX в.

Западная цивилизация

старые идеи новой религии

идеологическая основа современной постхристианской цивилизации.

1. Теосо́фияЕ.П.Блаватской«Тайная доктрина», «Разоблач-я Изида», «Ключ к теософии»

(др.-греч. θεοσοφία – «божественная мудрость») – синкретическое религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством, опирается на индийскую философию, прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм.

1875 г.

в Нью-Йорке, США

Е.П. Блаватская, Г.С. Олькотт

2. АнтропософияР.Штайнера

стремился превратить теософию в «экспериментальную» науку, ставящую целью раскрытие «тайных» сил человека с помощью системы особых упражнений (занятия эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.).

1902 г.

'Мистерии древности и христианство'.

1904 г.1910 г.

'Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека', 'Очерк тайноведения'

1913 г.

основал Антропософское общество с центром в Дорнахе (Швейцария).

3. Эзотерическое христианствоилиЧетвёртый путь«Путь хитреца»

«Учение Гурджиева-Успенского» или «Четвёртый путь» – название философско-этического учения, созданного Г.И.Гуджиевым и П.Д.Успенским в начале ХХ века (1915 - 1949).

1919 г.

в Тифлисе, Грузия

Институт гармонического развития человека

1920 г.

в Стамбуле, Турция

Институт гармонического развития человека

1922 г.

в Приэре, Франция

«Айда-йога», «Священные Движения»

4. "Агни Йога"или"Живая Этика"

Агни-Йога – название философско-этического учения, созданного Е.И.Рерих и Н.К.Рерих в начале ХХ века (1920 - 1940), более известное название "Агни Йога" звучит как «Живая Этика».

1928 г.

в Индии

Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”

1942 г.

в Нью-Йорке, США

Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”

5. ИнтегральнаяЙогаШри Ауробиндо

основана на учении Шри Ауробиндо и Матери Мирры Альфассы. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование.

1914 - 1921

ежемесячное философское обозрение «Арья»

6. Роза Мира

труд Даниила Андреева (1906-1959) даёт религиозно-философское знание о бытии трансфизических сфер мироздания и раскрывает смысл истории человечества, в её неразрывном единстве с общей метаисторией, охватывающей множество разноматериальных и разнозначных миров планетарного космоса (1950-1958)

7. СаентологияРона Хаббарда

(англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος – «знание знания») – международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик, состоящей из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху. В России как и в США саентологические организации имеют юридический статус религиозных, с соответствующими налоговыми льготами. В Канаде, Франции, Германии, Великобритании организации не имеют сопоставимого религиозного статуса.

1952 г.

Книга "Дианетика: современная наука о разуме"

1953 г.

Церковь Cаентологии

1980 г.

Свободная зона – реформаторское течение саентологии

8. ТолтекиКарлоса Кастанеды

1960 – 1998 гг.

Учение дона Хуана показало, что конкретика чувственного опыта, получаемого медитаторами или духовидцами, есть результат резонирования с определёнными участками Бытия, а потому не может являться объектом поклонения, религиозного чувства или суеверного ужаса.

9. «Неосаньяса»Ошо-движение

1970 – 1990 гг.

Учение Ошо (Бхагва́н Шри Раджни́ш) – «секс-гуру» – представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов христианства, суфизма, хасидизма, даосизма, дзэн, тантризма и других духовных течений.

10. ДЭИРД.С.Верищагина К. В. Титова

1982 – 1992 гг.

Дальнейшее Энерго-Информационное Развитие – инструмент перехода на новую ступень эволюции человека, одно из направлений оккультизма.

11. Инглии́змА.Ю.Хиневича (Коловрат)

Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов – новое религиозное движение в славянском неоязычестве.А.В.Трехлебов (Ведагор), Л.Р.Прозоров (Озар Ворон), Г.С.Лозко (Зореслава)

1992 г.

В Омске, Россия

«Славяно-Арийские Веды»

12. Диагностика кармыС.Н.Ла́зарева

Диагностика кармы – одно из направлений оккультизма.

1993 г.

Диагностика кармы

13. Роднове́рие

новое религиозное движение неоязыческого толка, ставящее целью возродить славянские дохристианские обряды и верования.

25.06. 1994 г.

Слёт (19 чел), на реке Воре, на границе Калужской и Смоленской областей.

23-24.04.2004

в Калуге прошёл «Первый Международный Съезд Славянских Общин».

на 2011 год

союз общин «Велесов Круг», насчитывавший в своём составе 9 общин («Родолюбие», «Триглав», «Хоровод» и иные).

14. ДвижениеАнастасии

крупная отечественная сектантская общность, возникшая после распада Советского Союза, представлена последователями Анастасии, мифической женщины, о которой российским предпринимателем В.Н.Мегре была написана серия книг "Звенящие кедры России".

1996 г.

первая книга Владимира Мегре "Анастасия".

1997 г.

вторая книга об Анастасии "Звенящие кедры России".

15. Трансе́рфингреальностиВадима Зеланда

Идея мультивариантного мира, учение как техника перемещения с одного «ответвления» реальности на другое благодаря предполагаемой энергии мыслей человека, сознательно направленной на осуществление того или иного варианта развития событий. Курс обучения целеустремлённости и позитивному отношению к жизни.

2004 г.

"Трансерфинг реальности: пространство вариантов"

www.kob-crimea.org

14. РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я"

из религиоведческих дисциплин на сегодняшний день выделяют: философию религии, социологию религии, психологию религии, историю религии, феноменологию религии (с 1-й четверти XX в.), с середины XX в. теологию религии. Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии религии, геософии, историософии религии и т. д.Ван дер Леув: для познания религиозного опыта следует использовать метод интроспекции, эмпатии – вживания. Религиоведение предстает как дескриптивная дисциплина.

Понятие

Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

Структура религии

В структуре религии выделяют: 

1. религиозное сознание; 

2. религиозную деятельность; 

3. религиозные организации. 

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

    a. уровень идеологии

    b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный.

2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.). 

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта - возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация - возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия "социальная функция" и "социальная роль" религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой - безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.

Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь построена по иерархическому принципу и характеризуется открытым членством. Члены церкви делятся на духовенство и мирян. Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Лидерство в секте устанавливается по харизматическому принципу.

Для деноминации свойственен акцент на «избранности» членов, признается возможность духовного возрождения каждого верующего. Действует принцип строго контролируемого членства, предписывается особая активность в религиозной сфере. Деноминациям присуща четкая организация. Примерами деноминаций в Республике Беларусь могут быть такие крупные протестантские объединения, как Объединенная церковь христиан веры евангельской. Союз евангельских христиан-баптистов.

Харизматический культсоздаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Религиозные отношения – это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов – господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как облада­тели особого дара, например, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.

Тип религий

Основное направление

Краткая характеристика

Родоплеменные

Анимизм

Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы

Тотемизм

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана

Фетишизм

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов

Магия

Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей

Национальные

Индуизм, иудаизм, син­тоизм, конфу­цианство, зороастризм, даосизм и др.

Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными

Мировые

Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм

Религия спасения, отрицающая мир

Христианство: католицизм, православие, протестантизм

Положительная религия спасения

Ислам: суннизм, шиизм

Религия нравственности

Синкретические

Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари

Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

Мето религии – религия соревнуется с наукой.

Религия в социологии М.Вебера Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (“Элементарные формы религиозной жизни”, 1912 г.). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира.

Вильгельма Вундта (1832-1920), объединенные в десятитомную монографию «Психология народов», опубликованную в (1873-1874). Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения. Под влиянием воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра Вундт предположил, что основу психики человека составляют эмоции и волевые акты; религия также основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь — на чувстве страха и надежды. Вундт пытался реконструировать отдаленное прошлое религий, рассматривал процесс их эволюции из простейших нерелигиозных явлений.

Фрейд внес значительный вклад в психологию религии, выдвинув целый ряд оригинальных идей, наиболее важными из которых являются: концепция религии как коллективного невроза; теория происхождения тотемизма, а по существу, религии вообще; исследования истории Моисея.

Эрих Фромм, очень широко понимавший религию и религиозность, в своей статье «Психоанализ и религия» заметил в связи с этим, что нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Фромм утверждал, что человек может поклоняться животным, и тд, религия, как забота о практическом и полезном. Фромм подчеркивал, что вопрос не в том, есть р или нет, но в том, какого рода р: такая, которая способствует человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или которая эти силы парализует.

Мирча Элиаде тоже разделял все существующее на священное и мирское Священное и мирское противоположны друг другу, однако время от времени священное проявляет себя в объектах природы, людях, животных, растениях, материал ных вещах, действиях и т.п. Подобные проявления священного получили в М Элиаде название иерофаний По мнению М Элиаде, феноменология религии в отличие от истории религии, которая ограничивается традиционным описанием иерофан й, должен применить сравнительно-типологический метод к их изучению, и выявить фундаментальные структуры и наиболее устоявшиеся значения проявлений священного

Р Отто пришел к выводу, что в основе религии лежит религиозное услышите уття Это чувство является не врожденной качеством, а скорее способностью, пробуждается в человеке во время религиозных поисков Это религиозное чувство-чувство священного ужаса воплощается в образ бестелесной при мари В истории религии призраки обращаются на героев, демонов или богов, вокруг которых со временем возникает религиозный культ и религиозная организацииізація.

studfiles.net

Читать книгу Анатомия мировых религий: Прошлое, настоящее, будущее Владимира Шутова : онлайн чтение

Текущая страница: 24 (всего у книги 42 страниц) [доступный отрывок для чтения: 28 страниц]

Глава 2История мировых религий
2.1. Сравнительный анализ религиозных учений

Проведем теперь сравнительный анализ рассмотренных выше религиозных учений. Разумеется, можно его проводить по великому множеству характерных для каждого из учений признаков, руководствуясь самыми различными методиками сравнения.

Однако такой подход не сможет дать нам особо полезных результатов. Подобного рода сравнения проводились уже многими исследователями, что нередко вызывало со стороны наиболее рьяных приверженцев того или иного религиозного учения массу возражений и даже возмущений. И что в итоге такой неблагодарной работы мы будем иметь? Наверное, не так уж и много, во всяком случае, ничего особо нового.

Пойдем другим путем. Попробуем заглянуть в коренную основу рассмотренных выше религиозных учений, то есть в комплекс их фундаментальных идей. Почему такой подход будет более продуктивным? Потому, что он позволяет выявить глубинные зерна этих учений, представить их внутреннюю суть, можно даже сказать, их истинный лик. Кроме того, он поможет нам найти или подтвердить источники их происхождения.

Отметим при этом следующее. Если та или иная идея будет присутствовать в большинстве религиозных учений, то это будет расценено двояким образом:

1. Во-первых, это может быть свидетельством того, что эта идея является универсальной, то есть которая либо определяет религию как таковую, либо является настолько важной, такой животворящей для человека, что она никак не может быть не включена в пантеон основных идей большинства религий мира.

Мы не будем акцентировать внимание на таких религиозных идеях, то есть идеях, определяющих религию как таковую. Анализ подобного рода идей не даст нам значимых результатов. Такие идеи следует скорее отнести к области философии религий, чем к анализу их социологического содержания.

2. Во-вторых, присутствие идеи в ряде религий мира может быть расценено как результат заимствования этой идеи более молодой религией у религии более старой.

2.1.1. Аналитическая таблица идей-признаков

Для сопоставительного анализа составим перечень наиболее характерных и важных идей, охватывающих рассмотренные выше религиозные учения. Будем отмечать меру присутствия этих идей и силы их реализации путем введения следующих обозначений:

Наиболее важные признаки-идеи отметим в разделе «Примечание» знаком *.

Весь массив религиозных идей-признаков разобьем на пять категорий:

1. Идеи устроения горнего мира и связи этого мира с миром земным.

2. Идеи о человеке и его месте в общей системе мироздания.

3. Идеи, относящиеся к ритуальной сфере.

4. Идеи религиозно-нравственной сферы, определяющие практику поведения человека на Земле, практику правильной (праведной)жизни.

5. Идеи, заключающие в себе четко выраженную социальную направленность.

Базируясь на рассмотренных выше свойствах основных религиозных учений и используя выбранные основные признаки-идеи (их всего 164), было проведено сопоставление учений по этим признакам-идеям. Полученные данные представлены ниже в виде таблицы.

Таблица основных идей-признаков религиозных учений

2.1.2. Общий анализ таблицы основных идей-признаков

При сопоставлении признаков идей, представленных в данной таблице, становятся заметными как высокая степень единства ряда религиозных учений между собой, так и довольно резкое отличие одних учений от других. Если говорить о выявленных различиях, то нельзя не отметить следующее:

1. Одни религиозные учения отличаются стремлением к поддержанию в обществе активных социальных позиций каждого его члена, другие, мягко говоря, «рекомендуют» большинству придерживаться более «покладистой» позиции. Некоторые учения призывают нас находиться как бы в стороне от социальной проблематики.

2. Целый ряд учений в большей степени склоняется к благости подавления многих жизненных потенций человеческой природы, чем к их раскрытию (разумеется, со здоровыми ограничениями извращений).

3. В целом ряде учений во главу угла выставляются здравые нравственные законы и правила межличностного поведения, в то время как этот аспект в других учениях явно приглушен. Так в одних учениях существуют вполне определенные законы и правила выращивания потомства, в других учениях этой проблеме придается второстепенное значение, в одних учениях активно действует принцип преимущественного выращивания лучших, в других каждый совершенно свободен в этом вопросе.

4. Догматы некоторых учений не вписываются с легкостью в логически непротиворечивую, направленную на развитие, стройную и отвечающую духу современности теологическую конструкцию. В некоторых религиях продолжает существовать практика совершения архаичных ритуальных процедур.

С одной стороны, это позволяет прикоснуться к первоистокам этих религий, к истокам древней нравственности наших далеких предков. С другой стороны, из этого следует, что при определенных условиях древняя архаичная нравственность, несмотря на достижения научно-технического прогресса, может проявиться вновь в виде выплесков дикости в наше, казалось бы, такое цивилизованное время. Россия на рубеже нового тысячелетия столкнулась на юге именно с такого рода проявлениями.

Нельзя не обратить внимания также на то, что откровения высших сил даются в ряде религий мира только изредка и только отдельным людям, а не скоплениям народных масс. Через другие религии наблюдаются более открытые проявления высших сил: при ярком свете, в многолюдном храме, что демонстрирует всенародный характер взаимодействия этих сил с живущими людьми.

5. Различные религии мира предоставляют человеку возможность руководствоваться в своей жизни принципиально различным комплексом практических установлений, предлагают придерживаться принципиально различных жизненных позиций (индивидуалистической и общинной).

Первая позиция (индивидуалистическая) заключается в том, что человек хотя и считает себя вовлеченным в общемировые процессы, однако не проявляет себя в качестве активной личности, напрямую не реализует соответствующие его религиозным убеждениям нравственные установки в общественную жизнь. Он формально выполняет религиозные отправления, продиктованные ему представителями религиозных структур. Человек при этом, по сути, оказывается вне действующего на него потока горних или церковных сил, а если он и вовлекается в него, то на очень короткое время и без большой самоотдачи.

Эту позицию с социологической точки зрения следует считать эгоистически-практической, позицией отдания традиционно закрепившейся квазидуховной «дани», не более того. В практическом плане она выражается в следующем типовом поведении индивидуума: я живу сам по себе, но если я сделаю то-то и то-то в религиозном плане, то мне, лично мне, за это воздастся какими-то благами. Вот и все!

Кстати говоря, к этой позиции можно отнести даже практику «отпущения грехов» специально предназначенными для этого людьми. Хотя следует признать, что практика отпущения грехов через покаяния священнику в сравнении со многими другими религиозными отправлениями выглядит существенно лучше, она обладает несравненно большой силой. Она требует от грешника словесного покаяния, воспринимаемого другим человеком. Ведь не так-то просто признаться в своих прегрешениях, ведь всегда человек чувствует облегчение, если он с кем-либо откровенно поделился своими проблемами. Тем более если воспринимающий это человек как бы «профессионально» (да простится здесь этот термин) на это поставлен.

Эта практика является социально востребованной и не требует заметных энергетических затрат. Так что, несмотря на некоторые не вполне положительные моменты этой практики (здесь мы не будем о них говорить), надо признать, что она имеет право на существование, она выполняет довольно полезную и нравственную, и социальную, и психологическую функцию. Поэтому совсем не случайно, что она крепко закрепилась в нашей повседневной жизни и так широко распространена.

Совсем иное дело, если мы говорим о практике подставления чужого за собственные прегрешения. И здесь известный козел отпущения является лишь одним из вариантов такого подставления. Если заглянуть поглубже в эту практику, то мы увидим, что при таком подходе формируется как бы целая мировоззренческая система, основанная на уповании на извне приходящее избавление. Отсюда проистекают и находят свои оправдания очень многие социальные и нравственные проявления нашей жизни.

6. Даже беглый взгляд, брошенный на представленную выше таблицу, позволяет сделать один важный вывод. Существуют религиозные учения, которые по целому числу идей-признаков (иногда по подавляющему числу) оказываются очень схожими между собой. В то же время существуют учения, которые являются очень отличными друг от друга. Поэтому будет крайне полезно сделать следующий шаг, а именно произвести подробный анализ результатов сопоставления рассматриваемых религиозных учений по степени их соответствия друг другу.

2.1.3. Определение степеней соответствия различных религиозных учений между собой

Сопоставление религиозных учений по представленному выше набору признаков-идей будем проводить следующим образом:

1. Если тот или иной признак в явной форме присутствует в обоих сопоставляемых между собой учениях (в обоих этому признаку присвоен знак + или + +), то будем считать, что эти учения совпадают между собой по данному признаку. Количество таких совпадений для данной религиозной пары обозначим символом A1.

2. Если тот или иной признак отрицается обоими сопоставляемыми учениями (в обоих этому признаку присвоен знак – или-), то будем считать, что эти учения также совпадают по данному признаку между собой. Общее количество таких «отрицательных» совпадений в этой паре обозначим символом A2.

3. Общее число явных совпадений для каждой пары сопоставляемых учений обозначим символом А = A1 + A2.

4. Если тот или иной признак хотя бы в одном из сопоставляемых между собой учений выражен не вполне определенно, присутствует в неявном виде (то есть хотя бы в одном учении этому признаку присвоен знак +–), то будем квалифицировать такой результат как полусовпадение этих учений по данному признаку. Общее количество таких полусовпадений в каждой паре обозначим символом В.

5. Если тот или иной признак откровенно отрицается в одном из сопоставляемых религиозных учений, а в другом он явно присутствует (то есть в одном учении этому признаку присвоен знак + или + +, а в другом – знак – или-), то будем считать, что эти учения не совпадают по данному признаку между собой. Общее количество таких несовпадений обозначим символом С.

Определим численные значения А, В и С для всех пар религиозных учений.

Составим новую таблицу (см. ниже), в верхней строке и в крайнем левом столбце которой перечислим все рассмотренные выше учения. На остальном поле таблицы в местах-квадратах пересечения каждого столбца с каждой строкой (каждый квадрат соответствует паре учений) приведем значения А, В и С для каждой пары в виде дроби А/В/С. Представим эти значения в левой нижней части таблицы.

Проведем качественное сопоставление религиозных учений. Если общее число явных совпадений для той или иной пары приближается к 100, равно 100 или даже несколько превосходит 100 (общее число признаков равно 164), а число несовпадений С меньше 20, то будем расценивать этот результат как свидетельство высокой близости этих учений между собой, свидетельством высокой степени их родства. Отметим для наглядности на общем поле таблицы соответствующий этой паре квадрат знаком +.

Если число совпадений А для тех или иных пар религиозных учений оказывается минимальным (этому условию соответствует значение А ~35), а число несовпадений С существенно превосходит число совпадений А (С находится в диапазоне от ~50 до ~100), то будем считать это свидетельством большой удаленности этих учений. Отметим для наглядности на общем поле таблицы соответствующий этой паре квадрат знаком –.

Остальные пары учений отнесем к парам, имеющим средний уровень соответствия, эти пары мы не будем ничем выделять. Для качественной оценки степени соответствия пар применим пятибалльную шкалу, известную нам со школы. Поместим результат этой оценки в верхней правой части таблицы, заполнив оставшиеся ячейки.

Отметим наиболее важные моменты сопоставительного анализа, вытекающие из данных, представленных в этой таблице (см. ниже):

1. Имеются две зоны таблицы, два блока религиозных учений, внутри которых прослеживается очевидное единство охватываемых ими учений. Это означает, что уровень соответствия этих учений максимально высок. Первый блок включает в себя католицизм, протестантизм, православное христианство, второй – индуизм, конфуцианство, ведизм.

Таблица сопоставления признаков-идей различных религиозных учений

2. То, что мы получили явное свидетельство общего единства религиозных направлений первого блока (католицизм, протестантизм, православное христианство), говорит о том, что все они являются ветвями одной религии – христианства. Следует лишь отметить, что православное христианство все же расположено несколько ближе к католицизму, чем к протестантизму. Протестантизм и католицизм более близки между собой. Так и должно быть, ведь протестантизм в свое время отпочковался именно от католицизма, оставив православное христианство в стороне. Католицизм же и православное христианство разошлись друг с другом тоже не столь давно, примерно 1000 лет назад, что для многих религиозных направлений нельзя считать очень большим сроком. И все же «отпочковывание» православного христианства от католицизма произошло раньше возникновения протестантизма, что не «могли не заметить» соответствующие численные значения А/В/С.

Так что мы совсем не зря подвергли анализу не все христианство в целом, а разбили его на отдельные ветви. Мы тем самым апробировали предложенную методику сравнительного анализа, применив ее к широко известным религиозным учениям: католицизму, протестантизму и православному христианству.

В целом можно сказать, что на фоне многих иных религиозных учений христианство выглядит как учение, выступающее достаточно единым фронтом. Так что экуменистические попытки, неоднократно наблюдавшиеся в мировой истории, имеют и будут иметь под собой веское основание. Но некоторое различие отдельных ветвей христианства все же наблюдается. Особенно это становится заметным при сопоставлении отдельных христианских ветвей не между собой, а при сопоставлении их с другими учениями.

3. Заметен блок пар, учения которых в наибольшей степени отличаются друг от друга. Этот блок расположен в левой нижней части таблицы. С одной стороны, он включает в себя все христианские направления (католицизм, протестантизм, православное христианство), а с другой – ряд религиозных направлений откровенно восточного свойства (индуизм, конфуцианство, ведизм). Кроме того, в этот же блок попала пара «буддизм – ислам».

4. Остальные пары религиозных учений можно отнести к парам, обладающим степенями соответствия среднего уровня. Их основные численные характеристики варьируются в диапазоне А/В С = ~50… 70 / ~50… 70 / ~30… 70.

Теперь перейдем к более детальному анализу полученных результатов.

Начнем с анализа пар «католицизм – ислам», «протестантизм – ислам», «православное христианство – ислам».

Как следует из таблицы, ислам довольно близок к протестантизму и католицизму, несколько дальше от него располагается православное христианство. Здесь все более или менее понятно. Ислам выступил на арену мировой истории при наличии иудаизма и христианства. Причем он выступал не как направление, откровенно противоречащее этим учениям. Ислам в значительной мере включает в себя положения иудаизма (считая его первым божественным откровением) и христианства (считая его вторым откровением), отводя себе место 3‑го, завершающего откровения, более верного и правильного. Большая удаленность ислама от православной ветви христианства (эта пара имеет А/В/С = 53/76/35) объясняется прежде всего тем, что эта ветвь христианства немало вобрала в себя из ведического наследия, а ислам от ведизма довольно далеко расположен (пара «ислам – ведизм» имеет А/В/С = 56/58/50).

Из христианских ветвей ислам оказался наиболее близким к протестантизму (для этой пары А/В/С = 66/72/26). Казалось бы, мы получили не совсем правильный результат, ведь протестантизм отпочковался от католицизма много позже возникновения ислама. Но здесь играют роль другие факторы. Во-первых, и протестантизм, и ислам отличаются, скажем так, большей практической направленностью, чем католицизм и православное христианство. Во-вторых, и протестантизм, и ислам выступили в период своего становления со стремлением упростить многие стороны жизни человека, упростить его взаимодействие с богом, упростить теологические положения ортодоксальных ветвей христианства. В-третьих, оба этих учения выступили с корректировками прежних христианских и иудейских догматов, корректировками, оказавшимися во многом когерентными друг другу.

Рассмотрим пары «католицизм – иудаизм», «протестантизм – иудаизм», «православное христианство – иудаизм». Здесь складывается ситуация, во многом похожая на предыдущую, но с одним замечанием. Иудаизм в целом ближе к христианству, чем ко многим другим религиозным направлениям. Этого и следовало ожидать: христианство возникло, исходя из догматов иудаизма. Но опять православное христианство оказалось менее всех созвучным с иудаизмом. Для пары «католицизм – иудаизм» мы имеем А/В/С = 72/50/42, для пары «протестантизм – иудаизм» – А/В/С = 75/47/42, а для пары «православное христианство – иудаизм» – А/В/С = 57/53/54. Последний эффект опять связан с древним ведическим наследием.

Но что любопытно, ислам оказался в целом более близким к православному христианству, чем к иудаизму («православное христианство – иудаизм» – 57/53/54, а «православное христианство – ислам» – 53/76/35). Показатель, характеризующий разность совпадений А и несовпадений С для пары «православное христианство – ислам» (А – С = 53–35 = 18), здесь лучше, чем для пары «православное христианство – иудаизм» (А – С = 57–54 = 3). Ислам оказывается заметно «роднее» православному христианству, чем его «официальный» далекий первоисточник – иудаизм.

Рассмотрим теперь степень соответствия христианских ветвей с буддизмом. Здесь мы тоже наблюдаем приемлемое соответствие. Разумеется, не такое сильное, как между христианством и иудаизмом, но все же довольно заметное. В чем тут дело? А дело в том, что буддизм оказал заметное влияние на христианское учение, по крайней мере, на самом раннем этапе своего возникновения. Недаром идею влияния буддизма на христианство многие авторы признают не как гипотезу, а как реальный факт (см., например, /72/). Существуют даже публикации, в которых о длительном пребывании Иисуса Христа в Индии, где он якобы обучался у буддийских монахов, говорится со всей определенностью (см., например, /67/).

А вот с теми религиозными учениями, которые можно назвать учениями откровенно восточного свойства (хотя буддизм тоже является таковым), у христианства, как говорится, не сложилось полного взаимопонимания.

Практически все христианские направления при сопоставлении их с индуизмом, конфуцианством и ведизмом дают самые низкие уровни соответствия (от А/В/С = 27/42/95 и А – С = – 68 для пары «католицизм – ведизм», до А/В/С = 36/74/54 и А – С = – 18 для пары «протестантизм – конфуцианство»). И лишь для пары «индуизм – православное христианство» (А/В/С = 40/58/66) мы имеем чуть лучшее соответствие по числу А. Однако и здесь число явных несоответствий С очень велико: С = 66, то есть общий баланс А – С все равно составляет отрицательную величину А – С = –26.

В чем дело, почему наблюдается такое явное несоответствие христианства с большинством учений восточного толка? Потому, что в этом, казалось бы, неожиданно обнаруженном факте как раз и кроется одно из фундаментальных, но давно забытых явлений мировой истории, забытых, возможно, вполне намеренно. Причем нужно особо подчеркнуть, что этот факт нельзя отнести к разряду случайных. Данные представленной выше таблицы говорят об этом со всей определенностью.

Проанализируем теоретически возможные причины-варианты такой ситуации:

1. Христианство не возникло и не развилось в качестве естественного продолжения какой-либо религии из вышеописанной триады древних восточных религий (индуизм, конфуцианство, ведизм). Оно взяло на вооружение что-то другое.

2. Христианство возникло в качестве религии отрицания одной или нескольких религий данной триады.

3. Христианство отпочковалось от какой-либо иной религии, совсем не связанной с восточной религиозной мыслью.

4. Христианство родилось в результате отделения от религиозного учения, которое в свою очередь родилось много ранее его, причем родилось в качестве религии отрицания одной из уже существующих религий данной триады.

Первое положение можно считать бесспорным.

Второй вариант, основываясь на современных представлениях об истории возникновения и развития христианства, вероятнее всего, не очень-то к нему применим, поскольку никаких полноценных данных о том, что в истории возникновения христианства отмечались свидетельства явного отрицания ключевых положений индуизма, ведизма и конфуцианства, нет. В то же время нельзя исключать возможность, что христианство со временем приобрело такую направленность. Столь резкое несоответствие христианства восточной триаде позволяет это признать.

Третье положение принять нельзя, поскольку известно, что христианство напрямую связано с иудаизмом, а иудаизм, как известно, является религией, в значительной степени связанной с восточными вероучениями.

Четвертое положение вполне допустимо. Учтем здесь также то, что область существования конфуцианства географически очень удалена от области существования христианства и что ислам возник существенно позже христианства.

Итак, мы можем теперь сформулировать следующие промежуточные утверждения, которые уже более точно локализуют положение христианства в истории общемировой религиозной мысли, определяют его место на дороге мировой истории. Христианство, не формируясь в качестве естественного продолжения какой-либо древней религии из вышеупомянутой триады, возникло в результате отпочковывания от другого религиозного учения, родившегося ранее в качестве контррелигии к одному или ряду учений этой триады. Резкое несоответствие христианства религиям этой триады дополнительно определяется довольно негативным отношением к этой триаде со стороны других религий, также возникших в результате отрицания или корректировки догматов триады (такой религией видится теперь только буддизм). В качестве единственно возможной контррелигии при этом выступает иудаизм, а в качестве религий, которым он противопоставлялся, могут выступать индуизм и ведизм.

Опираясь на данные, представленные в таблице, проведенный выше анализ и некоторые другие обстоятельства (о них чуть позже), можно еще более конкретизировать выведенное выше утверждение: христианство возникло в результате отпочковывания от иудаизма, родившегося в свое время в качестве контррелигии ведического учения, в период возникновения оно дополнительно было пропитано идеями буддизма, который в свою очередь «оттолкнулся» в своем развитии от учения индуизма, во многом конфликтуя с ним.

Рассмотрим теперь ислам. Довольно высокая степень соответствия ислама с христианством была уже отмечена выше. И все же иудаизм ближе всех расположен к исламу (для пары «ислам – иудаизм» мы имеем А/В/С = 73/61/30, а величину А – С = 73–30 = + 43). Это и немудрено, учитывая происхождение ислама и то немаловажное обстоятельство, что географическое пространство, где распространен ислам, находилось ранее и сегодня находится рядом (а то и просто совпадает) с пространством, где так или иначе продолжает существовать иудаизм.

А вот с буддизмом ситуация получается иная. Из всех религиозных учений ислам максимально удален от буддизма (для пары «ислам – буддизм» А/В/С = 31/75/58, а величина А – С = – 27). Что же, это немудрено, тем более что эти религии зародились не только в разные исторические эпохи, но и в разных географических районах. К тому же население этих зон до поры до времени не сильно контактировало между собой.

Только в эпоху исламских завоеваний буддизм был вынужден вступить с исламом в прямой контакт. Как и следовало ожидать, активные и воинственные исламские завоеватели основательно потеснили приверженцев социально пассивного буддизма. Они практически ликвидировали его на территории Средней Азии, сократили число его сторонников в Индии и отчасти оттеснили буддизм еще дальше на восток, прежде всего в Индокитай. Так что совсем не случайно, что и сегодня, в XXI веке некоторые экстремисты с исламским акцентом (скажем так) совершенно безжалостно расправляются с древними историческими памятниками буддийского происхождения.

Степень соответствия ислама с индуизмом, конфуцианством и ведизмом несколько выше, чем степень его соответствия с буддизмом, хотя она все же находится на низком уровне, который не позволяет сделать вывод об их приемлемом соответствии. Баланс «соответствие – несоответствие» для этих пар практически близок к нулю. И лишь для пары «ислам – конфуцианство» он несколько выше (А – С = 54–25 = + 19). Этот эффект объясняется наличием общих для данных религий качеств, таких как нацеленность на мирское бытие, на надлежащее социальное устроение и т. п. Следует обратить внимание также на то, что пара «ислам – конфуцианство» демонстрирует нам максимальное из всех сравниваемых пар соответствие по числу полусовпадений, эта пара имеет значение В = 82. Это свидетельствует, что эти религии могли иметь некогда единый источник происхождения, унесенный впоследствии потоками времени.

Перейдем теперь к иудаизму. Здесь мы увидим довольно интересную картину. Как уже говорилось выше, иудаизм достаточно близок к христианству и исламу. Ближе всех иудаизм оказался к исламу (для этой пары А/В/С = 73/61/30). О причинах такой близости мы уже говорили выше. Кстати, эта близость в определенной степени и служит объяснением того известного факта, что «выяснение отношений» с Израилем ряда государств исламской ориентации протекает уже много-много лет.

Близкое всегда мучительно больно и долго соперничает и борется с близким, в то время как далекие с другими далекими, как правило, быстро определяют свое «место под солнцем» в сторону окончательной победы одного над другим. Либо одно сильное далекое с другим сильным далеким начинают взаимодействовать как бы «в параллель». В этом случае, когда мощь далеких социальных образований велика, каждое из них опирается на столь же различную далекую культуру, основательно закрепленную в массах. Чтобы одна культура окончательно вытеснила другую, требуются очень большие усилия и длительный период времени. В этой ситуации происходит не только прямая борьба, но со временем начинается налаживание контактов между культурами, торговых, политических и др. Действия же по распространению одной культуры в сторону другой протекают постепенно, по мере сил и возможностей каждой из культур. Такой тип взаимоотношений мы нередко наблюдаем в мировой истории.

При этом различия в признаках-идеях можно рассматривать не просто как теологические отличия одного учения от другого, их можно рассматривать и как различия в плане идеологической борьбы. Если одна культура вооружена, скажем так, несоизмеримо лучшим идеологическим оружием, обеспечивающим достижение более высоких качеств населения, то эта культура, как правило, оказывается победителем.

За историческими примерами не нужно далеко ходить. Встреча социально активного ислама с пассивным буддизмом не могла не привести к тому, что буддизм легко был вытеснен из многих районов Центральной Азии. Но сколько кровопролитнейших войн мы знаем из истории, которые происходили между государствами, в которых доминировали близкие по духу и признакам-идеям религиозные учения. И здесь родство католицизма и протестантизма, католицизма и православия, ислама и католицизма и др. являлось не останавливающим бойню, а именно форсирующим эту бойню фактором.

Иудаизм удален от буддизма в наибольшей степени по сравнению с другими парами (для данной пары А/В/С = 50/46/68, А – С = – 18). Да это и понятно, обе эти религии имели различную идейную направленность. В отношении упомянутой выше триады (индуизм, конфуцианство, ведизм) иудаизм имеет чуть лучшее соответствие, чем с буддизмом. Но все же степень этого соответствия не такая уж и высокая.

Обратим теперь внимание на пару «иудаизм – ведизм» (А/В/С = 66/30/68). Здесь мы «вдруг» обнаруживаем, что число полусовпадений В у этой пары крайне мало, оно близко к абсолютному минимуму, полученному для пары «индуизм – ведизм» (В = 26). Но в последнем случае это связано с очень близким соответствием индуизма и буддизма, там числу полусовпадений В просто не нашлось места, поскольку число совпадений А там абсолютно доминирует. В паре же «иудаизм – ведизм» ситуация совершенно иная. Для этой пары мы можем констатировать следующее:

1. Иудаизм сходен с ведизмом по многим признакам-идеям, но в такой же степени он несходен с ним.

2. Число признаков-идей, которые нечетко выражены в обеих религиях, крайне мало, что типично только для очень близких религиозных учений.

Так почему же мы имеем для пары «иудаизм – ведизм» такое малое число полусовпадений В, большое число совпадений А и еще большее число несовпадений С? Здесь следует подчеркнуть, что среди всевозможных пар количество пар с близкими значениями А и С довольно велико, а вот пар с малыми численными значениями В почти нет. Так что можно считать, что пара «иудаизм – ведизм» является уникальной парой. Может быть, мы здесь нащупали нечто новое, неизвестное ранее?

Попытаемся в этом разобраться. То, что пара «индуизм – иудаизм» имеет параметры А, В и С, близкие к параметрам А, В и С для пары «иудаизм – ведизм», очевидно, поскольку ведизм очень близок к индуизму. Это обстоятельство не придает нам ясности в объяснении установленного выше факта. Можно было бы предположить, что иудаизм и ведизм являются абсолютно независимыми религиозными учениями, а полученная степень соответствия 66/30/68 является результатом случайности.

Однако если мы рассмотрим действительно более или менее независимые учения, значительно отделенные друг от друга по времени и месту возникновения, то обнаружим, что для таких пар характерны совершенно иные сочетания А, В и С. Так для пары «ислам – конфуцианство» мы имеем А/В/С = 54/82/25, для пары «буддизм – ислам» – А/В/С = 31/75/58, для пары «конфуцианство – протестантизм» (уж совсем удаленные учения) – А/В/С = 36/74/54. Таким образом, высокая степень несоответствия религиозных учений характеризуется не малыми, а как раз большими значениями В при невысоких значениях А, что вполне логично, если говорить об их действительной независимости. Причину такой неординарной ситуации, какую мы наблюдаем у пары «иудаизм – ведизм», нужно искать где-то в другом месте.

iknigi.net

Религии мира. Мировые религиозные учения

Все мы знаем, что планета Земля многонациональная и конечно же у каждой страны принята какая-то своя религия, а у некоторых даже несколько. Некоторые люди выбрали путь без веры и называют себя атеистами. В этой статье мы попробуем перечислить разнообразные религии и показать их основные отличия друг от друга. Итак, религии разных стран мира.

Религии разных стран мира

Христианство — самая крупная по численности верующих мировая религия. Эта религия основана на учении Иисуса Христа. Христианство включает в себя три религии — Православие, Католицизм и Протестантизм.

  • Христианство — самая крупная по численности верующих мировая религия. Эта религия основана на учении Иисуса Христа. Кроме того с 1054 года Христианская церковь раскололась на Православную и Католическую Церкви, а еще позже (в XVI веке) от Католической Церкви откололся еще кусочек (в результате реформационного движения) и новое движение начало называться Протестантизм. Таким образом Христианство включает в себя три религии — Православие, Католицизм и Протестантизм. Протестантизм включает в себя еще несколько ответвлений, таких как баптизм, анабаптизм, кальвинизм, лютеранство, мормоны и конечно же свидетели Иеговы.

Главной книгой Христианства является Библия. Христиане верят в единого Бога, который существует в трех формах — Отца, Сына и Святого Духа. Главным священным символом является крест.

Главной книгой Христианства является Библия. Христиане верят в единого Бога, который существует в трех формах — Отца, Сына и Святого Духа. Главным священным символом является крест. У каждой религии есть свое место, где можно общаться со Всевышним. В христианстве все молитвы и службы проходят в Домах Божьих, т.е. Церкви, Соборы, Храмы, Часовни.

Ислам — вторая по величине религия. Приверженцев этой религии называют Мусульманами, которые верят в единого создателя — Аллаха

  • Ислам — вторая по величине религия. Приверженцев этой религии называют Мусульманами, которые верят в единого создателя — Аллаха (Аллах переводится как «Тот, кому поклоняются»). Эта религия появилась еще в VII веке в Аравии. Основателем этой религии считается пророк Мухаммед, а главной священной книгой является Коран. Мусульманская Церковь называется Мечеть.

Буддизм — одна из старейших мировых религий, которая возникла еще в VI веке до н.э. Основал эту религию принц Сиддхартха Гаутама, который потом получил новое имя — Будда, что означает «Просветленный». Основным учением является Карма, т.е. все твои поступки зачтутся тебе в следующий жизни, когда ты переродишься, так что Буддист должен быть в состоянии покоя и не делать никому зла.

  • Буддизм — одна из старейших мировых религий, которая возникла еще в VI веке до н.э. Основал эту религию принц Сиддхартха Гаутама, который потом получил новое имя — Будда, что означает «Просветленный». Основным учением является Карма, т.е. все твои поступки зачтутся тебе в следующий жизни, когда ты переродишься, так что Буддист должен быть в состоянии покоя и не делать никому зла. Когда Буддист достигает полного покоя, т.е. Нирваны, то он сливается с Буддой. Основным отличием в Буддизме от других религии является то, что у них нет Бога.

Иудаизм — считается в основном Еврейской религией. Они верят в единого Бога и в бессмертие души. Главной священной книгой у иудеев считается Талмуд, а их церковь называется Синагога.

  • Иудаизм — считается в основном Еврейской религией. Они верят в единого Бога и в бессмертие души. Главной священной книгой у иудеев считается Талмуд, а их церковь называется Синагога.
Буддизм — одна из старейших мировых религий, которая возникла еще в VI веке до н.э. Основал эту религию принц Сиддхартха Гаутама, который потом получил новое имя — Будда, что означает «Просветленный».

OM — священный, «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. OM является символом высшей святости, Брахмана — Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.

  • Индуизм — чисто индийская религия, которая на самом деле не является цельной, а просто включает в себя множество мелких индийских религиозных течений, поэтому в этой религии нет каких-то единых учений и какой-то системности. Есть общее ключевое понятие — Дхарма, которое означает «Вечный порядок и целостность мира».
Конфуцианство — является не просто религией, а философской религией. Появилась в Китае в VI веке до н.э., а создана он была бродячим учителем Конфуцием. Религия распространена только в Китае. Основной принцип — «Не желай другим того, чего не пожелаешь себе»

Символ Конфуцианства

  • Конфуцианство — является не просто религией, а философской религией. Появилась в Китае в VI веке до н.э., а создана он была бродячим учителем Конфуцием. Религия распространена только в Китае. Основной принцип — «Не желай другим того, чего не пожелаешь себе», а основная концепция этой религии — это идеальные отношения в семье и обществе.
  • Атеизм — Завершает наш список религий антирелигия. Атеизм переводится как «Безбожье», т.е. атеисты — это люди, которые отрицают существование Бога, либо же другой высшей силы. Они придерживаются мировоззрения, что ничего сверхъестественного быть не может.

facts-world.ru

§ 12. Религия как одна из форм культуры. Обществознание 8 класс Боголюбов



Вопрос 1. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики — как мы могли бы их себе вообразить — сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Вопрос 2. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?

Человек должен верить во что-то, без веры его жизнь будет пуста, лишена надежды, смысла, уверенности в будущем и т.д. Когда у человека происходит какая-то, казалось бы, безысходная ситуация, и совершенно не к кому обратиться, он обращается к Богу, т.е. к сверхъестественным силам, искренне просит, и помощь приходит, казалось бы, из ниоткуда. Вот как после этого не верить в чудеса? Естественно, мы верим, что кто-то свыше все видит и управляет нами. За злые деяния человек наказывается, за благие дела, человек вознаграждается. Действует закон равновесия, по-моему, это справедливо.

Потому что, наука, хоть и сильна, но многие вещи не может объяснить. Бывают такие случаи, которые кроме как чудесами и не назовешь, они противоречат всем законам, всем известным истинам. Именно поэтому число верующих не уменьшается и не уменьшится никогда.

Вопрос 3. Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными? Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?

Все эти доказательства не могут дать безусловной достоверности. Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, утверждаться могут только верою.

Вопрос 4. Что такое религия?

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Другие определения религии:

• учение о воссоединении человека с Богом.

• одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

• организованное поклонение высшим силам.

• духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

• убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо – гармонично вписаться в этот порядок.

Вопрос 5. Что характерно для религиозной веры?

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.

Религиозная вера — это ещё и определённые переживания, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божество. Для этого человек совершает определённые действия — обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Вопрос 6. Каково значение религии в жизни общества?

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.

Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности.

Религия — это не только правила поведения, но и определённый взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Снимает тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия также способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины, он может найти себя.

Вопрос 7. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для неё характерно чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров, как, например, Папа Римский для католической церкви, Патриарх Московский и Всея Руси для Русской православной церкви. У многих церквей есть определённая территориальная структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограниченна, причём ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность её религиозных установок, убеждённость в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Сектанты стремятся отгородиться от других религиозных организаций, уйти из мирской жизни. Кроме того, секты достаточно жёстко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (новым воплощением Бога) или представителем Бога (какой-либо сверхъестественной силы) и носителем абсолютной истины. Именно руководитель организации является важнейшим объектом религиозного поклонения её участников.

Вопрос 8. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести — это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

В Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространённых в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.

В современной России церковь отделена от государства, т. е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации в свою очередь не должны вмешиваться в вопросы государственного управления.

Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения уроках в государственных учебных заведениях.

Вопрос 9. Составь краткое сообщение об основных идеях и символах наиболее распространённых в твоём регионе религий.

Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи.

Ислам — монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.

Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию, однако, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения — классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман.

Вопрос 10. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

Всем можно найти религию по вкусу. Если и советовать что-то, надо быть осведомленным об обычаях, использовать в выборе характер друга, его взгляд на жизнь, ибо у каждой религии своя философия. Обратить внимание нужно на людей, исповедующих эту религию, вывести общие черты этих людей. Ведь если он/она будет следовать этой религии, рано или поздно он приобретет эти качества.

Вопрос 11. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том, что религия с её чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики, биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй своё отношение к мнению журналиста.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации.

Вопрос 12. Писатель В. Набоков сказал: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Как ты понимаешь эти слова?

Каждый приходит к вере самостоятельно, до этого проделав долгий путь. Никто никогда не приводит кого-то за руку к решениям, мы сами делаем нравственный выбор.

resheba.com