Госдума РФ: полномочия и функции. Государственная Дума РФ - это... Основной функцией государственной думы является


Структура, роль, определение, характеристики и функции Госдумы :: BusinessMan.ru

Реализация власти как таковой без действующего представительского органа невозможна в любом современном государстве. Обеспечивая демократическую составляющую управленческого процесса в стране, подобные учреждения формируются избирательным путем.

Федеральное Собрание в России: избрано населением

Развитие представительства народа (жителей всех регионов, независимо от уровня и качества жизни, возраста и пола) – основная форма гарантирования народовластия. Его принципы закреплены в Конституции РФ. Главный закон российской державы подразумевает наличие единственного представительного и законодательного органа государства, которым является Федеральное Собрание.

Снова обращаясь к Конституции РФ, стоит отметить, что данный аппарат власти представлен двумя палатами. Одной из них является Государственная Дума, второй – Совет Федерации. Как и во многих цивилизованных странах, государственная власть в нашей стране реализуется по принципу разделения на три ветви. В частности, органы представительства, выполняющие задачи по развитию достойной державы на демократических началах, являются и гарантами осуществления народовластия. Функции Госдумы заключаются в первую очередь в создании максимально подходящих условий для существования многопартийной системы и многообразия идеологических направлений. Только так можно способствовать политико-правовой активности граждан.

Об основных функциях Государственной Думы

Функции Госдумы и Совета Федерации как представительского органа законодательной ветви государственной власти предопределены их назначением. Конституция РФ дает подробное разъяснение по поводу полномочий данного управленческого аппарата. В частности, ст. 103 выделяет следующие функции Госдумы:

  • Предоставление согласия или запрета Президенту РФ для назначения на должность Председателя Правительства РФ.
  • Уточнение всех вопросов, что касаются доверия к этому органу.
  • Ознакомление с ежегодными отчетами Правительства РФ об итогах и результатах работы за календарный год. При этом учитываются задачи, решение которых было поставлено Госдумой (в процессе открытого заслушивания).
  • Утверждение на должность и освобождение от занимаемого поста Председателя ЦБ РФ, руководителя Счетной палаты, 50 % состава аудиторов, а также омбудсмена, руководствующегося в своей деятельности федеральными конституционными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
  • Предоставление амнистии.
  • Организация процедуры импичмента Президента РФ при выдвижении основательного обвинения.

Роль Думы во взаимоотношениях с другими органами власти

Госдума, функции и полномочия которой заключаются в возможности внесения квоты недоверия центральному органу исполнительной власти в стране, является активным участником принятия судьбоносных решений, касаемых правительства. Последнее слово, сказанное большинством представителей нижней палаты Федерального Собрания, определяет вероятность его роспуска или, напротив, продолжения деятельности. Кроме того, фактическое воздействие сдерживающих механизмов в противовес одной ветви власти другой позволяет расценивать его как стабилизационный элемент правоотношений в цепочке «Президент – Госдума – правительство». Функции каждого из центральных звеньев подразумевают оказание друг другу взаимоконтролирующего внимания.

Значение президентского решения в деятельности Госдумы

В частности, выражение Государственной Думой недоверия правительству – на практике явление довольно редкое. Однако в соответствии с процедурой постановление государственных депутатов о недоверии правительству не может являться беспрекословным поводом для роспуска центрального исполнительного органа. Президент РФ, не разделяя мнения большинства депутатов Думы, предоставляет им трехмесячный срок для повторного выражения недоверия.

Дальнейшее развитие событий во много предопределено ролью главы государства. Будучи до конца не согласным с решением Госдумы, он может распустить представительский аппарат. Подтверждая постановление Госдумы о недоверии правительству, президент обязан объявить об отставке этого органа.

Другие полномочия Госдумы

Важно отметить, что функции Госдумы на этом не заканчиваются. В других статьях Конституции РФ, федеральных законах, а также Регламенте Госдумы Федерального Собрания РФ определяется дополнительный набор властных полномочий. Особенно важным считается право принятия и утверждения федеральных законодательных актов и собственного регламента. Круг вопросов, возникающих в процессе политико-правовой деятельности Госдумы, требует четкого рассмотрения с целью создания рационального внутреннего распорядка, графика работы, депутатских полномочий и т. д. Регламентом Госдумы обозначены и другие моменты, среди которых:

  • Утверждение планирования международного сотрудничества нижней палаты Федерального Собрания с парламентами государств-партнеров.
  • Рассмотрение вопросов внешнеполитического значения.
  • Участие и консультативные переговоры с Президентом РФ по поводу назначений и рекомендаций на должности дипломатических представителей в других государствах и международных организациях.
  • Подача запросов в Конституционный суд РФ и т. д.

Совместная работа Госдумы и Совета Федерации

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания. Его деятельность имеет свои особенности. Они отличаются от реализации полномочий второго представительского органа. Однако совместные функции Госдумы и Совета Федерации (таблица представлена для наглядности) позволяют считать обе структуры единым институтом государственного управления под названием «Федеральное Собрание РФ».

Функции Государственной Думы Функции Совета Федерации Совместные полномочия обеих палат
Решение вопросов по поводу доверия исполнительным органам Утверждение изменений территориальных границ отдельных субъектов РФ Обсуждение, внесение коррективов в принимаемые законы
Дача согласия Президенту или отказ при назначении лица на должность Председателя Правительства РФ Объявление о военном или чрезвычайном положении Обсуждение и принятие бюджета на следующий календарный год
Самостоятельное назначение на должности Председателя ЦБ РФ, Счетной палаты Применение армии Вооруженных сил РФ за пределами государства Установление размера сборов и механизма налогообложения
Объявление амнистии Назначение новых президентских выборов и отрешение президента Ратификация международных документов, непосредственное участие в решении вопросов войны и мира
Инициатива проведения процедуры импичмента Назначение судей Конституционного Суда Вопросы положения государственных границ и их статуса

Депутаты Государственной Думы

Не требуется отдельно рассматривать функции депутата Госдумы как народного представителя, избранного демократическим путем народного всеобщего волеизъявления. Перед широчайшим количественным составом из 450 человек стоит задача выполнения первоочередных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый из депутатов избирается на 5-летний срок. При тайном голосовании народа, имеющего возможности для реализации своего законного избирательного права, определяются лучшие из кандидатов. Депутатов выбирают по избирательному округу федерации в прямом пропорциональном отношении с числом голосов, отданных за предложенные в бюллетенях списки кандидатов.

Заключение

Функции Госдумы, обозначенные на политико-правовом уровне, обеспечивают в первую очередь соблюдение принципа совместного существования и функционирования трех ветвей власти и Президента РФ. Принимая наиболее важные решения в жизни страны, Государственная Дума РФ и Совет Федерации возлагают на себя весь объем возможной ответственности, предоставленной им народом.

businessman.ru

Государственная Дума и её функции [Контрольная работа]

Вид работы: Контрольная работа

Тема: Государственная Дума и её функции

Дисциплина: Политология

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Дата размещения: 08.02.10 в 12:49

ПЛАН

Введение 3

1. Понятие и сущность Государственной Думы 4

2. Функции Государственной Думы 6

3. Структура Государственной Думы 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение

Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти – одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства.

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.

Ведущую роль в законотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. В данной работе будут рассмотрены понятие, функции и структура Государственной Думы.

 

1. Понятие и сущность Государственной Думы

В соответствии с действующим законодательством, на федеральном уровне, субъектами государственной власти в нашем государстве являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, высшие суды РФ, Генеральная прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Федеральное Собрание РФ – российский парламент – представлено Советом Федерации (верхняя палата – палата представителей субъектов Федерации) и Государственной Думой (нижняя палата – палата представителей народа).

 Источник: статья 95 действующей Конституции РФ

Статус Государственной Думы как нижней палаты российского парламента определен в главе 5 Конституции РФ.

Госдума состоит из 450 депутатов. Депутатом Госдумы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации. Депутатом Госдумы первого созыва мог одновременно являться член Правительства РФ. (согласно переходным положениям Конституции России).

Источник: статья 97 Конституции РФ

С 2007 года депутаты Госдумы избираются по пропорциональной системе, (по партийным спискам).

С 2005 года проходной барьер повысился до 7%. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Государственную Думу.

Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе.

Первая Госдума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года. Срок полномочий остальных созывов Госдумы – 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

Выборы в Госдуму были в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 годах.

Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместитель. При этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Госдумы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.

 

2. Функции Государственной Думы

Конституция РФ (статья 103) определяет следующие полномочия Государственной Думы и дает ей право выносить постановления по ним.

1. Дача согласия Президента РФ на назначение председателя правительства РФ;

Согласно ст. 111 Конституции РФ, предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в его должность или в такой же срок после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры РФ Госдумы.

Госдума обязана рассмотреть внесенную Президентом РФ кандидатуру Председателя в течение недели.  Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Госдуме программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов.

По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ принимается по усмотрению Госдумы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. 15 апреля 1998 г. Госдума внесла поправку в свой Регламент, согласно которой большинством от общего числа депутатов может быть принято решение об открытом голосовании по данному вопросу. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы.

Госдума вправе отклонить предложенную Президентом РФ кандидатуру, после чего Президент РФ вносит на рассмотрение Госдумы ту же самую или иную кандидатуру.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

2. Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в  том числе по вопросам, поставленным Госдумой;

3. Решение вопроса о доверии Правительству РФ;

 Порядок осуществления данного полномочие конкретизирован ст. 117 Конституции РФ и Регламентом Госдумы. Согласно ст. 117 Конституции РФ, Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. В случае выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства, либо распускает Госдуму.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ кандидатуру на эту должность представляет Президент РФ.

Кандидатура рассматривается на заседании комитетов Госдумы по бюджету и налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам, которые выносят свое заключение. Кандидат выступает перед Госдумой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Председатель ЦБ РФ считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы.

Вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ решается Госдумой по представлению Президента РФ. Как и в случае назначения, представление Президента РФ предварительно рассматривается на заседании тех же Комитетов Госдумы. Решение об освобождении от должности Председателя ЦБ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Если решение об освобождении не принято, освобождение считается несостоявшимся.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

Председатель Счетной палаты назначается Госдумой сроком на 6 лет. Им может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области госуправления, госконтроля, экономики, финансов. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Госдумы, Председателем Правительства РФ. Председатель Счетной палаты не может быть также депутатом Госдумы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.

 Аудиторами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Госдума назначает шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Госудумы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.

6. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

 Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Госдумой. На должность назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Госдумы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести». Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

7. Объявление амнистии;

Амнистия – это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким.

В соответствии со ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Госдумой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

8. Выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения от его должности;

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Госдумы. Это предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

Эта статья – не единственная статья Конституции Российской Федерации, в которой закрепляется компетенция Государственной Думы. Так, ст. 71 Конституции РФ определяет предметы ведения Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ – предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы, а по предметам совместного ведения – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ. Статья 104 устанавливает: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу». Наконец, ст. 105 констатирует: «Федеральные законы принимаются Госдумой». Таким образом, в силу взаимосвязи перечисленных статей Конституции РФ законодательную компетенцию Государственной Думы как федерального законодательного органа составляют все вопросы, перечисленные в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Ст. 103 Конституции РФ посвящена иной, не законодательной компетенции Госдумы.

 

3. Структура Государственной Думы

§        Председатель Думы, заместители председателя

Председатель Госдумы, первые заместители Председателя Госдумы и заместители Председателя Госдумы избираются из числа депутатов Госдумы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Госдума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидатов на должность Председателя Госдумы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Госдумы.

Кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Госдумы.

Депутат считается избранным Председателем Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.

Решение об освобождении Председателя Госдумы, первых заместителей Председателя Госдумы и заместителей Председателя Госдумы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов  Думы.

Решение об избрании первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.

§        Совет Думы

Совет Госдумы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Членами Совета Госдумы с правом решающего голоса являются Председатель Госдумы, первые заместители Председателя Госдумы и заместители Председателя Госдумы. Заседание Совета ведет Председатель Госдумы.

Заседание Совета Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов Совета Госдумы и лиц, наделенных правом решающего голоса, составляет более половины от общего числа членов Совета Госдумы.

Депутат Госдумы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Совет Госдумы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам  Думы, в депутатские объединения и комитеты Госдумы.

  • Депутатские объединения и группы

Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами, определенными Регламентом.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

  • Комитеты и комиссии

Комитеты и комиссии Госдумы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Госдумы данного созыва. Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

 

Заключение

 Парламент России является единственным законодательным органом власти РФ. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.

Государственная Дума осуществляет целый ряд функций: законотворческую, контрольную, функцию назначения должностных лиц, выработку рекомендаций. Для осуществления данных функций и образуются специальные органы Думы, которые и были рассмотрены в данной работе.

 

Список литературы

1. Политологи: учебник под редакцией С.Г. Киселева – М.: ТК Велби, издательство ПРОСПЕКТ, 2008 – 480с.

2. Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367с.

3. Смирнов Г.Н, Петренко Е.Я., Сироткин В.Г., Бурсов А.В, Политология: учебник – М-ТК Велби, издательство ПРОСПЕКТ, 2008 – 336с.

+17

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

studrb.ru

Госдума РФ: полномочия и функции. Государственная Дума РФ

Демократические страны строятся на балансе трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. В этой статье внимание будет уделено первой из них, и сейчас мы рассмотрим, что же собой представляет Государственная Дума РФ и ее функции.

функции государственная дума

Общая информация

Итак, для начала полное название – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Это законодательный орган. Его работа регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. Согласно им, этот орган власти может принимать постановления:

  1. Про одобрение проекта закона.
  2. О согласии президента Российской Федерации на выбор и назначение Председателя Правительства.
  3. О назначении на должность или же об освобождении Председателя Счетной палаты и половины её состава аудиторов, Центрального банка и Уполномоченного по правам человека.
  4. О (не)доверии Правительству Российской Федерации.
  5. Об объявлении амнистии.
  6. Про выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации.
  7. Относительно парламентского запроса.
  8. Про направление представителей Госдумы в Конституционный суд.

И это ещё не всё. Были перечислены только основные её полномочия. Но в силу того, что Государственная Дума - это законодательный орган, который является центральным представителем законодательной власти, то есть должен прорабатывать все аспекты взаимодействия, следует отметить наличие довольно большого количества институций, что помогают им в этом деле.

функции государственная дума рф

Специфика подачи и рассмотрения законов

Но если говорить непосредственно про основные функции Государственной Думы, то это разработка и приём законодательной базы, по которой живёт страна. Кто же может их вносить? Проекты постановлений могут быть присланы от депутатов, Совета Федерации (или же его отдельных членов), президента РФ, комиссиями и комитетами Госдумы, Верховным и Высшим арбитражным судами. Всё внесённое и рассматривает государственная дума. При этом у разных документов отличаются пути их приёма и обработки. Следует отметить, что рядовые граждане не могут напрямую подавать законы на рассмотрение в Государственную Думу. Но всё же поучаствовать в строительстве страны может практически каждый. В таком случае можно воспользоваться услугами посредника. В качестве такового чаще всего выступает территориально закреплённый депутат, к которому и обращаются люди, предлагая свои наработки. Хотя если проблема тематическая, то можно обратиться к соответствующему комитету.

функции госдума рф

О процедурных аспектах

Если говорить о проектах постановлений, то они должны вместе с текстом запроса, обращения или заявления вноситься на Совет Государственной Думы с минимальным запасом в три дня. То есть, если документ придёт в понедельник, раньше четверга его не рассмотрят. Такое необходимо для того, чтобы все депутаты могли ознакомиться с его содержимым. Хотя нельзя не отметить большое количество разных нюансов, которые существуют в связи с наличием принципа разделения власти. В этом ключе нельзя не упомянуть процесс рассмотрения и принятия решения о кандидатах на пост Председателя правительства. Предлагает человека президент, а Государственная Дума принимает решение, выполняя свои функции. Госдума РФ, правда, может отклонять предложения довольно ограниченное количество раз. Так, если не согласовали кандидатуру, то президент может сам назначить председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

госдума функции и полномочия

Как работает Госдума?

Функции и полномочия законодательного органа, как видим, с такой позиции довольно ограничены. Но так ли всё на самом деле? Следует отметить и то, что законодательная власть может влиять на исполнительную, причем весьма значительно. Так, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Для этого необходимо, чтобы не меньше одной пятой части депутатов вынесли соответствующее предложение. После этого идут обсуждения, в рамках которого задаются вопросы и осуществляется поиск ответов. Всё это происходит при привлечении председателя Правительства. Если все процедурные этапы пройдены, то постановление может приниматься тайным или же открытым голосованием. Для того чтобы оно было успешно принято, нужно набрать большинство голосов. В случае позитивного решения оно передаётся президенту. Он может распустить Правительство или же не согласиться с решением Госдумы. Во втором случае, если она менее чем за три месяца повторит эту процедуру, то у президента останется небольшой выбор – отправить в отставку или исполнительную власть, или законодательную.

Всесилен ли гарант Конституции?

Может показаться, что у президента слишком много полномочий. Но и у него есть ограничения. Так, к примеру, он не может самолично отправить Правительство в отставку. Это просто не его функции. Государственная Дума РФ может рассмотреть его предложение и поддержать гаранта или же отказать ему. При этом если говорить об ответственности, то следует отметить, что отчитывается Правительство именно перед Госдумой. Данная система может показаться довольно запутанной. Но подобный подход используют во многих странах с целью исключить приход авторитарных или тоталитарных элементов к власти. Не следует забывать и о том, что Государственная Дума может поспособствовать отстранению от власти президента.

основные функции государственной думы

О деятельности в сфере финансов

Если говорить про функции, Государственная Дума Российской Федерации важна ещё и тем, что она влияет на то, какие же люди будут управлять Центральным банком. Не секрет, что у этой структуры в руках находится весьма много рычагов влияния на существующее финансовое положение. Так, от Госдумы зависит, кто будет председателем и какие люди войдут в совет директоров. Они же отчитываются перед главным законодательным органом раз в год. Следует отметить и то, что дополнительно проводятся слушания о результатах деятельности. Вся полученная информация в последующем направляется к президенту и правительству. Следует отметить, что в силу предусмотренной самостоятельности Центробанка, назначение на должности и освобождение от них осуществляется по усложненной процедуре. Так какие же Госдума исполняет функции? Государственная Дума занимается назначением на должности и контролирует качество работы. Если она считает, что люди не могут выполнить свои обязанности в полном объеме, то они отстраняются от их выполнения.

Мониторинг выборов

Как же многообразны выполняемые функции! Государственная Дума отвечает за большое количество аспектов общественной жизни, и один из самых важных – это выборы. И она не только принимает законодательство, по которому они будут проходить, но и участвует в формировании Центральной избирательной комиссии. Так, пять её членов из пятнадцати назначаются именно Госдумой. Ещё по 5 туда определяют Совет Федерации и президент. Такой механизм распределения был выбран с целью обеспечения мониторинга ситуации со стороны различных веток власти и предотвращения махинаций со стороны не чистых на руку «политиканов».

функции государственная дума российской федерации

Отстранение президента от власти

Эта процедура детально расписана в главе №22 Регламента Государственной Думы. Отстранение президента от власти может быть начато в том случае, если поступила соответствующая инициатива не меньше чем от трети депутатов ГД. При этом необходимо сделать указание на конкретные преступления, что вменяются ему. Весь материал направляется специальной комиссии, которая следит за тем, чтобы все пункты процедуры были соблюдены. Она проверяет обоснованность обвинения, что было выдвинуто. Кроме этого, комиссия должна проследить за тем, чтобы был соблюден кворум и проведён правильный подсчет голосов. Если здесь нареканий нет, то нужно убедиться, что были выполнены требования иных процедурных правил. На заседаниях комиссии выслушиваются все сообщения про известные факты преступления(й) и рассматриваются все имеющие отношение к делу документы. Также она обязана выслушать представителя Президента РФ и вынести заключение. После этого поднятый вопрос рассматривают на заседании Госдумы. Это сопровождается обсуждениями, которые (для успешного продвижения) должны набрать две трети голосов депутатов. Голосование обязательно должно быть тайным. Оно проходит путём заполнения бюллетеней. После принятия позитивного решения оно в пятидневный срок идёт к Совету Федерации, а также к Верховному и Конституционному судам. Если две трети голосов набрать не удалось, то оформляется постановление об отказе.

 государственная дума это законодательный орган

Заключение

Как видите, Государственная Дума может похвастаться довольно обширным полем деятельности. Но всё же, самая главная её задача – это обеспечение законотворческого процесса в стране. Она должна подготавливать и принимать постановления, нормативные акты и иную документацию, которая позволит совершенствовать государственный аппарат и облегчать жизнь людей. При этом необходимо учитывать запросы со стороны разных слоев граждан. Ведь именно для представительства всего общества Российской Федерации и была создана Государственная Дума. И хотя рядовые граждане не могут напрямую участвовать в законодательном процессе, не нужно отказываться от возможности хотя бы косвенно повлиять на будущее своей страны.

fb.ru

III. Государственная дума РФ - общая характеристика

 /   /  III. Государственная дума РФ - общая характеристика

Государственная Дума РФ – общегосударственный представительный орган, функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. По своей сути она призвана представлять и защищать интересы народа, являясь его представителем, согласно положениям действующей Конституции.

Государственная Дума РФ является структурной составляющей Федерального Собрания, ее деятельность основана на принципе политического многообразия и свободном обсуждении при решении вопросов. Конституцией закрепляется число народных избранников, представляющих мнение народа в Государственной Думе – 450 депутатов.

Из полного состава депутатскими объединениями и депутатами выдвигаются кандидаты на должность председателя и заместителей председателей, которыми после процедуры выборов ведутся заседания, и с помощью которых соблюдается внутренний распорядок. Согласно регламенту Государственной Думы РФ председатель осуществляет взаимодействия от имени Государственной Думы с Президентом РФ и структурными подразделениями государственной власти, субъектами РФ. Для решения регламентированных вопросов в Думе избирается Совет.

Функции Государственной Думы РФ

Основной функцией Государственной Думы является законотворческая деятельность, суть которой – рассмотрение проектов законов, поправок в законодательные акты. Принятые Думой федеральные законы направляются Президенту. В первом чтении рассматриваются законопроекты с целью изучения их концепции, актуальности и значимости. По результатам обсуждения законопроект может быть принят в первом чтении или же работа может быть продолжена. На второе чтение отработанный законопроект выносится ответственным комитетом, по результатам голосования проект либо принимают, либо отправляют на доработку, после вторичного отклонения законопроект снимается с рассмотрения. В третьем чтении законопроект принимается в качестве закона.

Структура Государственной Думы РФ

Структура Государственной Думы согласно конституционным нормам состоит из комитетов и комиссий, сформированных по принципу пропорционального представительства депутатов и депутатских объединений, каждый народный избранник кроме председателя должен выступать от комитета.

Срок действия полномочий избранников народа – 4 года. Таким сроком предусмотрено обеспечение выполнения долгосрочных законопроектов. За четырехлетний период депутаты призваны проявить свою активную деятельность и добиться определенных результатов, которые смогло бы оценить общество. Такой срок позволяет регулярно обновляться парламенту, то есть реализовывать демократический принцип организации власти. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся тайным голосованием по смешанной системе. Определение нормы представительства одномандатного избирательного округа определяется делением общего числа проживающих на территории России на количество округов. Правом выдвижения обладает любой гражданин, имеющий право пассивного голоса. Кандидатов в депутаты выдвигают партии и общественные объединения.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии: центральная избирательная, окружные и избирательные.

Избранными кандидатами по одномандатным округам признаются зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов при голосовании. При равных количествах голосов учитывается время регистрации кандидата.

Согласно положениям Конституции РФ Государственная Дума может распускаться в случае троекратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, в случае, когда Президент проявляет несогласие с принятым решением о недоверии Правительству.

Интересное:

www.student-pravo.ru

Государственная дума и её функции

ВВЕДЕНИЕ

Представительным и законодательным органом РФ является парламент РФ - Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции РФ, Регламенте Госдумы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.

Государственная Дума РФ – это законодательный орган РФ.

Деятельность Госдумы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ независимо от их места проживания на территории России.

2 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов в Госдуму. Эти выборы имели следующие особенности:

1. Впервые в истории России, как императорской, так и постсоветской, была избрана Г.Д. пятого созыва.

2. Состав нижней палаты формировался на основе новой избирательной системы. Как известно первые четаре Г.Д. в современной России избирались на основе смешанной избирательной системы: мажоритарной и пропорциональной. В декабре 2007 г. выборы в Г.Д. проходили на основе только пропорциональной системы.

Система выборов имеет огромное значение, определяя состав парламента, шансы электората использовать свое право избирать и быть избранным (ст. 31 Конституции Р.Ф.)

Актуальность темы определена тем, что Гос.Дума-это палата законодательного процесса, т.е. депутатам Гос. Думы принадлежит право законодательной инициативы, а все законопроекты влекут за собой изменения в обществе.

Цель работы - охарактеризовать Г.Д. как орган гос. власти.

Задачи работы:

1. Рассмотреть способы формирования Г.Д., показать достоинства и недостатки пропорциональной системы.

2. Раскрыть полномочия Г.Д.

3. Дать штрихи к портрету Г.Д.

Объект исследования - Государственная Дума РФ.

Предмет исследования – проблемы формирования и функционирования Г.Д.

В своей работе я использовала следующие методы: анализ, синтез, обобщение, системный анализ, из эмпирических методов основным был метод контент - анализ кратких биографий депутатов Г.Д. . Были выделены такие единицы анализа, как: пол, возраст, партийная принадлежность, место рождения, последнее место работы, смена депутатами политических партий, научная степень.

В силу ограниченного времени на выступление, мы рассмотрим достоинства и недостатки пропорциональной системы и дадим социологический портрет Г.Д.

1. Государственная Дума в системе государственной власти РФ.

Госдума является первой палатой российского парламента. Иногда её условно называют «нижней», но это не означает, что её роль второстепенна. Основное направление деятельности Госдумы – законотворчество.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе. Срок полномочий Госдумы составляет четыре года.

В соответствии с законодательством до проведения выборов в Госдуму пятого созыва (декабрь 2007 г.) половина депутатов (225) избирались по одномандатным округам. Это означало, что в каждом таком округе избирался один депутат. Результаты голосования по одномандатным округам определялись по относительной мажоритарной системе, в соответствии с которой избранным считается депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой, отдельно взятый, кандидат.

Другая половина – также 225 депутатов до декабря 2007 года избирались по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. В связи с принятием Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» весь состав нижней палаты избирается по пропорциональной системе. В соответствии с ней избиратель голосует за список кандидатов, представленный той или иной политической партией. В списках указываются фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных политическими партиями голосов.

К распределению мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков не менее трёх и за все эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По мнению ряда аналитиков, подобное реформирование избирательной системы выгодно, прежде всего, крупным, хорошо организованным партиям, действующим в общенациональном масштабе в течение продолжительного времени.

Для осуществления своих полномочий Госдума образует из числа депутатов комитеты (по экономической политике и предпринимательству, по собственности, по вопросам местного самоуправления, по констуционному законодательству и государственному строительству и др.) и комиссии ( по мандатным вопросам и парламентской этике, для подсчета результатов тайного голосования, для проверки данных о реальных событиях и поведения депутатов, должностных лиц и др.). В комитетах и комиссиях осуществляется тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов.

В состав комитета должно входить до 55 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность проходится на Госдуму, в ней больше комитетов, чем в Совете Федерации. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный состав утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов.

На весь срок своих полномочий Госдума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей. Председатель Госдумы ведёт заседание палаты, ведает её внутренним распорядком, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством, а также с парламентами зарубежных государств.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в Госдуме создан Совет Госдумы, в состав входят Председатель, руководители фракций.

Регламентные нормативы проведения сессий:

Весенней - с 12 января по 20 июля;

Осенней - с 1 сентября по 25 декабря.

Однако Госдума может продлить свою работу или же приступить к сессионной работе раньше.

Сессия Госдумы состоит в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Госдумы, заседаний её комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, в комитетах и комиссиях.

Парламентские слушанья проводятся, как правило, открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения: международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет и другие важные вопросы внутренней и внешней политики.

Согласно конституционной норме к ведению Госдумы относятся:

¾ дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

¾ решение вопроса о доверии Правительству РФ;

¾ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

¾ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

¾ назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

¾ объявление амнистий;

¾ выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В 2005 году был принят федеральный закон от 27.12.2005 №196-ФЗ « О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Палаты российского парламента получили официальное право изучать обстоятельства значимых происшествий и давать им соответствующие оценки.

Парламентскому расследованию подлежат:

¾ факторы грубого или массового нарушения гарантированных российской Конституцией прав и свобод человека и гражданина;

¾ обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

¾ обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Не подлежит парламентскому расследованию выполнение Президентом РФ его функций и полномочий, деятельность суда по осуществлению правосудия, работа органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Предметом данного официального расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления, ибо это прерогатива суда.

Срок парламентского расследования не может превышать один год с момента создания комиссии.

Постановления Госдумы принимаются большинством голосов из общего числа депутатов Госдумы, если иной порядок решений не предусмотрен конституционными положениями.

Госдума согласно законодательству, Регламенту Госдумы и сложившейся практике, обычно принимает постановления по широкому кругу вопросов, которые носят не общий, а частный, узкоцелевой характер.

Нормативный характер присущ решению об амнистии – полному или частичному освобождению от уголовной ответственности и наказания. Её объявление относится к введенью Госдумы. Это традиционное парламентское правомочие, в современной России оно осуществляется путём издания самостоятельных постановлений об амнистии и о порядке её исполнения.

Проект постановления Госдумы может быть внесен Президентом РФ, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами, депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Госдумы, Правительством РФ, законодательными органами субъектами РФ, а также высшими федеральными судебными органами по вопросам их ведения.

Внутренняя структура и организация деятельности палат Федерального Собрания определяется их Регламентом. Он принимается конкретной палатой и имеет её юридическую силу.

mirznanii.com

1.2 Основные задачи Государственной Думы

Как уже отмечалось в ведении, основная функция Госдумы – законотворчество. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Но помимо этого Госдума дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Депутаты ежегодно заслушивают отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, ведь в их полномочия входит решение вопроса о доверии этому Правительству. Также задача Государственной Думы – назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека. Кроме того, выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности – это также полномочия Госдумы.

Однако главной задачей Государственной Думы является не штамповка законов, а решение проблем российской экономики и социальной жизни. Именно с этой целью и создаются законы, ведь Госдума призвана повысить уровень благосостояния граждан и увеличить обороноспособность государства. Дума, как орган государственной власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.

Глава 2. Порядок формирования Государственной Думы фс рф

2.1 Порядок избрания Государственной Думы фс рф. Новшества законодательства.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Пятилетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не следует считать слишком длительным. Такой срок установлен для парламентов или нижних палат во многих зарубежных: Великобритания, Франция, Италия и др. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. С 2007 года выборы всех 450 депутатов Государственной Думы осуществляются по пропорциональной системе, то есть партийным спискам. Базовый документ, регулирующий порядок избрания депутатов Госдумы, - Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. От 25.07.2006), вступивший в силу с 07.12.2006.

Данный закон кардинально поменял «правила игры». Если с 1993 по 2007 гг. только половина состава Госдумы (225 депутатов) избиралась по партийным спискам, то есть пропорциональной системе, а другая половина (225 депутатов) – по одномандатным округам (мажоритарной системе), то с 2007 г. все 450 депутатов избираются только по пропорциональной системе.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется исключительно политическим партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Новое избирательное законодательство устанавливает повышенный, по сравнению с прошлыми выборами, 7 %-ый заградительный барьер. Это значит, что в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах. Это своеобразная льгота крупным сложившимся парламентским партиям, которые уже не один созыв находятся в Государственной Думе. Но в тоже время данный заградительный барьер может быть снижен, если его преодолеет только одна партия и при этом наберет более 60 % голосов избирателей. В этом случае в Думу обязательно проходит партия, занявшая второе место независимо от количества набранных голосов. Также барьер может быть снижен, если партии, преодолевшие барьер, в сумме наберут меньше 60 % голосов избирателей. В этом случае в Думу последовательно пройдут и другие партии до тех пор, пока общее число голосов избирателей, поданных за прошедшие в думу партии, не составит 60%.

Все это должно предотвратить ситуацию, когда в Государственной Думе была бы представлена только одна партия, либо же партии, преодолевшие 7%-ый барьер, не представляли бы большинства избирателей.

В выборах могут участвовать только политические партии, каждая самостоятельно. Блоки партий закон не предусматривает. Мелкие, неизвестные партии не только не смогут преодолеть 7%-ый барьер, но и объединять свои усилия, объединяться в блоки. Каждая партия теперь должна будет добиваться избрания в парламент исключительно своими силами. Например, по новому закону уже невозможно объединение под выборы СПС и «Яблока» в единый блок.

Необходимо отметить, что законодательство о выборах депутатов в Государственную Думу не отличается стабильностью. За 18 лет существования Государственной Думы каждые новые проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. Главная причина такой нестабильности состоит в том, что в тексте Конституции РФ не закреплен порядок таких выборов. Это существенный изъян ныне действующей конституции РФ.

studfiles.net

2.Функции Государственной думы к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; б) решение вопроса о доверии Правительству; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка РФ; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Билет №14 1.Функции Парламента РФ Парламент в России осуществляет следующие функции: Во-пер­вых, он выполняет функцию представительства всего народа, по­скольку это орган народного представительства, выражающий его суверенитет. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Феде­рации представляют различные социальные, национальные, профес­сиональные и другие слои населения и тем самым объединяют народ на базе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса. Во-вторых, Парламент выполняет законодательную функцию. Только он принимает законы: федеральные конституцион­ные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конститу­ции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2 и 9, которые Федеральное Собрание изменять не вправе). В-третьих, Федеральное Собрание путем принятия законов и другими способами осуществляет решаю­щее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основ­ные направления внутренней и внешней политики государства», но она же устанавливает, что Президент делает это в соответствии с Кон­ституцией и законами. В-четвертых, Федеральное Собрание или та или иная его палата формируют или участвуют в формировании, роспуске, освобождении или отрешении от должности других высших и центральных органов, должностных лиц РФ и субъектов РФ. Парла­мент (Государственная Дума) дает (не дает) согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, Совет Федерации на­значает членов Конституционного Суда РФ, Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства РФ (правда, Пре­зидент РФ вправе с этим не согласиться), Федеральное Собрание (обе его палаты) может отрешить Президента РФ от должности, распустить путем принятия закона законодательное собрание субъекта РФ, если оно нарушает Конституцию РФ и федеральные законы, и т.д. В-пятых, парламент осуществляет в различных формах парламентский кон­троль в отношении органов исполнительной власти (сообщения ми­нистров на заседаниях палат, вопросы и запросы парламентариев и т.д.), контроль за исполнением государственного бюджета (в част­ности, через формируемую парламентом Счетную палату и т.д.). 2. Договорная теория происхождения государства и права. Психологическая теория. Материалистическая теория. Договорная теория. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Психологическая теория. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

Материалистическая теория. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин(кризис и тд). Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов Билет №15 1. Функции органов исполнительной власти РФ

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимойпубличной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации—организация практического исполненияКонституции Россиии законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественноадминистративного права.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти

-Министерства России;

-Федеральные службы;

-Федеральные агентства.

Региональные органы

-Министерства;

-Комитеты.

studfiles.net