33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности. Основания порядок и формы ответственности депутата


Основания конституционно-правовой ответственности депутатов

УДК 342.531.4

Страницы в журнале: 32-36

  

Г.А. Трофимова,

старший преподаватель кафедры Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия Россия, Иркутск [email protected]

 

Рассматривается конституционно-правовая ответственность народных избранников. Автором определяются основания ответственности депутатов, перед кем, за какое правонарушение и какой вид ответственности несут депутаты, а также каким образом должна определяться их вина за совершение противоправного поступка.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, депутат, вина, основания конституционно-правовой ответственности, конституционный деликт, злоупотребление полномочиями, внутрипарламентская ответственность, политическая ответственность.

 

Определение оснований ответственности (главного элемента конституционно-правовой ответственности) должностных лиц государства, входящих в состав представительного органа власти, имеет важное значение, так как именно народные избранники осуществляют волю населения страны или соответствующего территориального образования, и от их деятельности во многом зависит как уровень благосостояния граждан в целом, так и реализация тех идей и принципов организации правопорядка, которые доминируют в обществе.

За рубежом, как указывает В.Е. Чиркин, лишение депутата парламента мандата в качестве меры конституционной ответственности может быть осуществлено по разным основаниям: совершение парламентарием преступления, систематическое непосещение пленарных заседаний палаты, неучастие в работе парламента, предпринимательская деятельность, и во всех перечисленных случаях имеют место виновность и нарушение законов и регламента палаты, и, следовательно, конституционный деликт [7, c. 328]. В российской юридической науке имеются различные точки зрения по поводу определения того, какие деяния депутата влекут или должны влечь конституционно-правовую ответственность, Так, по мнению Л.А. Нудненко, «конституционно-правовая ответственность депутата наступает в связи с ненадлежащим осуществлением полномочий народного представителя в сфере публичной власти» [5, c. 365].

М.В. Штурнева полагает, что основанием ответственности депутата является неосуществление либо ненадлежащее осуществление им депутатских полномочий [8, c. 16].

«Представительная природа конституционно-правового статуса, — в свою очередь поясняет А.Т. Карасев, — предполагает не столько формально должное исполнение депутатских полномочий, сколько достижение конечного результата депутатской деятельности» [2, c. 79].

Следует согласиться с тем, что перед населением народный избранник, действительно, несет ответственность за эффективность собственной деятельности, за ее последствия, а за нарушение норм закона ответственность может быть ограничена неисполнением императивных требований.

Парламентарии в силу своего конституционно-правового статуса наделены рядом прав, обязанностей и подлежат мерам конституционной ответственности в случае злоупотребления предоставленными правами либо неисполнения возложенных обязанностей, т.е. при совершении конституционного правонарушения. Однако, в научной литературе имеется и точка зрения о том, что основанием конституционно-правовой ответственности может выступать не только правонарушение, так как оно не включает в себя моральные и нравственные аспекты, например, в том случае, когда субъект совершает порочащие его статус действия [4, c. 43]. С этим высказыванием нельзя согласиться, так как установление законодательного запрета на совершение каких-либо действий уже формализует деяние, и оно становится правовым.

Обязанности парламентариев имеют сложную структуру. Во-первых, к ним относится осуществление действий, направленных на выполнение функций того органа власти, в состав которого они входят. Это могут быть законодательные (применительно к представительному органу местного самоуправления — правотворческие) и контрольные полномочия. Так как в своей деятельности народные представители должны строго следовать закону и иным правовым актам, то их действия не могут идти вразрез с предъявляемыми требованиями.

Во-вторых, в обязанности депутата входит воздержание от совершения действий, которые служат ограничителем неправомерной деятельности депутата, указывающей на неуважительное отношение к своей стране (иной территории, которую он представляет) и к выполняемому делу. В данном случае имеется в виду запрет на занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, приобретения гражданства иного государства и ряд других.

В-третьих, к числу обязанностей депутата относится осуществление им функции представительства в той мере, какая обеспечена закрепленными за ним полномочиями. В частности, депутаты и члены иных выборных органов государства или местного самоуправления должны руководствоваться интересами населения, которое они представляют при осуществлении законодательной (правотворческой) или контролирующей исполнение законов (актов представительного органа местного самоуправления) деятельности. В случае представления интересов не только населения, но и избравшей их партии, парламентарии должны подчиняться и положениям устава, иных внутренних источников партийной организации.

Злоупотребление депутатскими полномочиями заключается в использовании своих прав не по назначению, в частности, в нарушение прав тех лиц, которых народный избранник представляет. Это возможно в случае, например, участия депутата в акциях, не направленных на исполнение ранее провозглашенных им программных действий, использования своих прав для реализации исключительно личных потребностей и желаний, в целях саморекламы либо продвижения какой-либо коммерческой организации. Злоупотребление может выражаться также в нарушении прав других лиц при реализации депутатом непосредственных полномочий, например, в случае оскорбления или сообщения порочащей информации, разглашения личной или семейной тайны, унижения иным образом достоинства гражданина страны.

Так, в Великобритании предусмотрены ограничения в целях исключения злоупотребления депутатом свободой слова. В частности, член парламента не вправе своим выступлением «бросать тень» на решение палаты, произносить слова, призывающие к государственной измене или мятежу, употреблять оскорбительные выражения в отношении королевы, лиц, находящихся у власти, а также мешать своими речами нормальной работе палаты [1, c. 33].

При нарушении всех трех групп обязанностей и злоупотреблении правами возможно наступление конституционно-правовой и одновременно политической ответственности народного избранника, проявляющейся в неподтверждении на очередных выборах мандата представителя, а в случаях, установленных законом — также посредством процедуры отзыва.

Неисполнение имеющихся полномочий в соответствии с законом, нарушение запретов, установленных в качестве обязательных требований к парламентарию, и невыполнение задач и функций, возложенных на избранное лицо политической партией, выражается в двух разновидностях ответственности депутата — конституционно-правовой перед государством (точнее, обществом в лице представляющего его государства со своей структурой органов) и внутрикорпоративной перед партией. Однако, стоит отметить, что ответственность перед партией может быть основана на внутренних источниках соответствующей организации, а также поддерживаться принудительной силой государства. В частности, депутат Государственной Думы РФ, входящий во фракцию (объединение депутатов, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов), может быть членом только той политической партии, в составе которой он был избран депутатом Государственной Думы (части 1, 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). В случае несоблюдения этого требования полномочия депутата подлежат досрочному прекращению, т.е. при наличии законом утвержденных санкций внутрикорпоративная ответственность перед партией становится конституционно-правовой.

Особого внимания заслуживает конституционно-правовая ответственность парламентария за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей, а также злоупотребление имеющимися правами, если его действия либо бездействие выражаются в нарушении порядка деятельности представительного органа, в состав которого он входит. С одной стороны, пропуск по неуважительным причинам заседаний, неучастие в работе комитета или комиссии, куда он избран, нанесение оскорблений с публичной трибуны во время своих выступлений и т.д. следует рассматривать в качестве дисциплинарных проступков, за совершение которых к народному избраннику применяется наказание представительным органом, что представляет собой внутрипарламентскую ответственность. С другой стороны, все эти действия в совокупности дают возможность констатировать факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения возложенных на депутата обязанностей, имеющихся перед избравшим его населением и партией, и необходимость применения к нему в связи с этим мер конституционной и внутрикорпоративной партийной (дисциплинарной) ответственности.

Спорным в определении факта совершения конституционного правонарушения депутатом либо иным членом выборного органа государственной власти или органа местного самоуправления является вопрос о виновности.

Так, Л.А. Нудненко и С.С. Федюнин полагают, что конституционно-правовая ответственность депутата возможна как при наличии, так и при отсутствии вины в его действиях (бездействии) [5, c. 369; 6, c. 84], что представляется, однако, неверным. Действительно, депутат несет ответственность и как самостоятельное должностное лицо, и как представитель коллективного органа власти, но во втором случае, когда предполагается возможность невиновной ответственности, в частности, в случае роспуска представительного органа [5, c. 368—369; 6, c. 83—84], депутат выступает как часть уже другого субъекта права. Потому его ответственность в рамках претерпевания негативных последствий, относящихся к коллективному субъекту, следует, как справедливо полагает А.А. Кондрашев, рассматривать в качестве ответственности именно этого органа власти [3, c. 128—129]. В этом случае форма вины уже слагается из коллективного большинства.

Так как характерной чертой конституционно-правовой ответственности является ущемление (нанесение урона) репутации субъекта ответственности, то у депутата как представителя коллектива должны иметься гарантии защиты и восстановления собственного имени, не запятнанного принятием незаконного или не соответствующего воле избирателей правового акта. Для депутата, не согласного с той или иной позицией членов органа, в состав которого он входит или входил до момента досрочного прекращения полномочий этого органа власти, такими гарантиями, как представляется, являются право на публичное выражение собственного мнения через средства массовой информации, а если голосование носит персональный характер и не обезличено, — право на использование этой процедуры.

В заключение можно констатировать следующее:

1) к числу обязанностей депутата относятся такие обязанности, которые вытекают из функционального предназначения органа, в состав которого он входит, выступают в качестве ограничителя его правового статуса и являются элементом его деятельности как представителя определенной части населения страны;

2) основанием конституционно-правовой ответственности депутата представительного органа власти может выступать как неисполнение (ненадлежащее исполнение) имеющихся обязанностей, так и злоупотребление правами. В любом случае основанием ответственности является правонарушение;

3) неисполнение (ненадлежащее исполнение обязанностей) или злоупотребление статусными правами может являться основанием внутрикорпоративной партийной ответственности (носящей дисциплинарный характер) и внутрипарламентской (дисциплинарной) ответственности, а также политической ответственности;

4) обязательным признаком конституционно-правовой ответственности является наличие вины депутата;

5) несмотря на коллективность в принятии решений, у депутата есть возможность для представления своей индивидуальной позиции с целью защиты и восстановления собственной репутации и выражения следования принципам законности и справедливости, а также верности интересам той части населения, которую он представляет.

 

Список литературы

 

1. Депутат парламента в зарубежных государствах / отв. ред. Д.А. Ковачев. — М., 1995.

2. Карасев А.Т. Ответственность депутатов представительных органов власти // Российский юридический журнал. 2008. № 6.

3. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в РФ: основания классификации и проблемы реализации // Российский юридический журнал. 2011. № 1.

4. Малько А.В., Маркунин Р.С. Ответственность и наказание депутатов в современной России // Современное право. 2013. № 2.

5. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. — Спб., 2004.

6. Федюнин С.С. Конституционный деликт как основание конституционной ответственности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Право». 2011. № 1.

7. Чиркин В.Е. Законодательная власть: моногр. — М., 2008.

 

8. Штурнева М.В. Правовые основы статуса депутата представительного органа муниципального образования: метод. рекомендации. Модельные правовые акты.  — Иркутск, 2006. 

www.sovremennoepravo.ru

Юридическая ответственность депутата органа законодательной власти :: BusinessMan.ru

Ответственность в конституционном праве регулируется комплексом принципов и норм. Они предполагают воздействие на должностных лиц в случае несоблюдения положений Основного Закона. Цель установленных мер заключается в пресечении неправомерных действий или восстановлении нарушенных прав. Между тем Конституция предусматривает определенные послабления для отдельных категорий служащих. К ним, в частности, относят депутатов. Эти лица обладают неприкосновенностью. Значит ли это, что привлечениек ответственности депутата невозможно? Разберемся в этом далее.

Неприкосновенность

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

Санкции за публичные высказывания

За позицию, мнение, выраженные при голосовании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность. Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности. Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК. Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа. При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.

Процедурные вопросы

Как выше говорилось, уголовная ответственность депутата наступает после лишения его мандата. Соответственно, если в отношении парламентария возбуждено производство, орган дознания/следователь обязан сообщить об этом Генпрокурору. Для уведомления отводится 3 дня. Если уполномоченные органы имеют достаточные основания, чтобы привлечь депутата к ответственности за нарушения, допущенные им при реализации полномочий, Генпрокурор обязан уведомить нижнюю палату ФС о данном факте, направив представление о лишении его неприкосновенности. Для совершения этого действия ему отводится не более недели. После завершения предварительного следствия, дознания, производства по административному делу, предусматривающему ответственность, вменяемую в судебном порядке, материалы не могут передаваться в суд без согласия Госдумы.

Пояснения

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности. Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем. Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию. Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

Нюансы

Следственные мероприятия в отношении парламентариев должны выполняться под непосредственным контролем Генпрокурора. Именно это должностное лицо вносит в высший законодательный орган представление о лишении члена нижней палаты неприкосновенности. Если Госдума, рассмотрев ходатайство, не примет соответствующее решение большинством, то вопрос о предании его суду будет снят. Для начала разбирательства необходимо согласие законодательного органа.

Выводы

Привлечение к административной ответственности депутата, совершившего проступок не при исполнении им своих обязанностей, а также вменение ему наказания за преступление, предусмотренное УК, допускается только по особым правилам. Парламентарии должны соблюдать положения, содержащиеся в законодательстве. Конституционная ответственность депутата РФ, как правило, имеет нравственный и политический характер. Парламентарии обязаны соблюдать нормы этики. Ответственность депутата за их нарушение предусматривается в Регламенте представительного органа. Парламентарии обязаны предъявлять декларации о доходе и сведения об имуществе, находящемся у них в собственности. Данные о нарушениях, обнаруженных при проверке документов ФНС, публикуются в "Ведомостях ФС".

Ответственность депутатов местного самоуправления

Она предусматривается 24-й статьей ФЗ №131. В нормативном акте устанавливается ответственность депутата перед гражданами. В качестве основания для ее наступления выступают только конкретные неправомерные действия лица, а также бездействия или решения, не соответствующие закону и подтвержденные судом. Из этого следует, что сначала должно быть проведено заседание, на котором установлен факт нарушения. Решение суда, в свою очередь, является основанием для начала процедуры отзыва. Инициатива при этом должна исходить непосредственно от населения – жителей МО.

Порядок вменения наказания за преступление

Как указывает 447-я статья УПК, ответственность депутата представительной структуры территориальной власти наступает в особом порядке. Решение о начале производства принимается начальником СК России по соответствующему региону. По ст. 40 ФЗ №131, не предусмотрена ответственность депутата за высказанную позицию, мнение, выраженное при голосовании, а также за иные действия, соответствующие его статусу. Это правило действует и после окончания срока его полномочий. Однако оно не распространяется на случаи, когда лицо допустило публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, за которые устанавливается наказание по федеральному законодательству. Если по окончании уголовного судопроизводства в отношении депутата будет принят обвинительный приговор, то, согласно пункту 5 10-й части 40-й статьи ФЗ №131, процедура отзыва мандата не может применяться. Объясняется это тем, что полномочия лица прекращаются в таком случае досрочно. При этом не имеет значения, когда именно было совершено преступление – непосредственно при выполнении своих обязанностей или в случае, когда субъект действовал как физлицо. Последствия и в той, и в другой ситуации будут одинаковыми.

Санкции по КоАП

В качестве правонарушения, согласно Кодексу, выступает виновное, противоправное бездействие/действие юрлица или гражданина, за которое предусматривается административная ответственность. Между тем член представительного территориального органа власти не может единолично являться юридическим лицом. Им считается непосредственно та структура, в которой он состоит в статусе депутата. Соответственно, санкции по КоАП могут ему вменяться только как физлицу, выступающему в статусе народного избранника. Вместе с этим в Кодексе предусматривается ответственность специального субъекта – должностного лица. Санкции могут вменяться, если оно ненадлежащим образом выполняло или не исполняло вообще свои служебные обязанности. Под должностным лицом следует в данном случае понимать гражданина, временно либо по специальному полномочию осуществляющего функции представителя органа власти. Другими словами, этот субъект наделяется распорядительными правомочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебном подчинении. К этой же категории следует относить граждан, реализующих функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера в госорганах, структурах территориальной власти, муниципальных и госорганизациях. Учитывая все эти признаки, можно сделать справедливый вывод о том, что депутат, являющийся исключительно народным избранником, должностным лицом являться не может. Соответственно, ему не могут вменяться санкции, предусмотренные для служащих. Административная ответственность народного избранника предусматривается в КоАП только двумя статьями – 5.50 и 5.17. В последнем случае санкции могут вменяться за непредставление в установленный срок отчета, информации об источниках и размере финансовых средств, отчисленных в избирательный фонд, о расходах на предвыборную кампанию, неполное предоставление этих данных. Наказание предусматривается и за сообщение недостоверных сведений. По ст. 5.50 наступает ответственность за невозврат в установленный законодательством срок пожертвований или их части, перечисленных в избирательный фонд, если были нарушены нормы о выборах, неотчисление в соответствующий бюджет средств, внесенных лицами анонимно.

Специфика применения положений КоАП

При назначении административных санкций суд учитывает характер проступка, личность депутата, его имущественный статус. Во внимание принимаются и обстоятельства, смягчающие наказание. К ним, в частности, можно отнести добровольное устранение возникших вследствие проступка последствий, компенсацию нанесенного ущерба.

Сроки давности

Они предусмотрены ст. 4.5 КоАП. Постановление по рассмотренному административному делу не может приниматься по истечении 3 мес. с момента совершения проступка. Как указывается в п. 1.1 части ст. 24.5, производство не может быть возбуждено, а начатое должно быть завершено, если давностные сроки, установленные статьей 4.5, истекли. Вместе с тем лицо, которому была вменена санкция, считается подвергнутым наказанию в течение года с момента его назначения. Таким образом, в отношении депутата может быть инициирована процедура отзыва на протяжении чуть больше года с даты совершения проступка.

Обязательные условия

Отзыв депутата осуществляется по определенному порядку. В первую очередь должна поступить соответствующая инициатива от населения. На ее основании организуется референдум. Обязательным условием является формирование инициативной группы. Она направляет в орган, уполномоченный уставом МО, региональным или федеральным законом, подписи граждан, поддерживающих процедуру. За отзыв депутата должно проголосовать не меньше половины избирателей, которые зарегистрированы в МО. Другими словами, применяются правила мажоритарной системы. Для голосования за отзыв устанавливается фактически порог явки. Добиться на практике соблюдения всех условий будет весьма проблематично. Как отмечают юристы, такие требования фактически исключают отзыв депутата, понесшего административную ответственность.

Дисциплинарные взыскания

Они предусматриваются законодательством для служащих госорганов, территориальных структур власти. По общим правилам, дисциплинарные санкции вменяются в отношении лиц, находящихся в подчинении. Судебный порядок в таких случаях не применяется. Вместе с тем депутат муниципалитета к должностным лицам, как мы выяснили выше, не относится. Дисциплинарные санкции избранникам вменяются по специальному порядку. Это обуславливается тем, что их трудовые функции реализуются в особых условиях. Дисциплинарная ответственность устанавливается специальным актом – Регламентом законодательного органа МО. Соответственно, вменить избраннику санкции можно только на основании этого документа. Соответственно, привлечь к ответственности может только непосредственно представительный орган.

Заключение

Как следует из вышесказанного, привлечь депутата весьма проблематично, а в большинстве случаев невозможно. Специалисты, анализирующие законодательство, приходят к выводу о несовершенстве мер пресечения нарушений, допущенных этими лицами. По мнению ряда авторов, именно пробелы в нормах обуславливают распространение коррупции и прочих противоправных действий. В связи с этим предлагается пересмотреть комплекс мер ответственности для представителей законодательной власти, упростить процедуру привлечения их к ответственности. Особенно это касается народных избранников, работающих в муниципалитетах. Существующий сегодня порядок, как считают некоторые эксперты, не позволяет в полной мере реализовать самостоятельность населения в сфере управления делами МО.

businessman.ru

Порядок привлечения к разным видам ответственности Депутата. | Свежие публикации, аналитика

 

 

Kashtan_Anna_2

Юрист практики "Корпоративное право и  медиация"

Юридической фирмы "ЮРЛИГА-БИЗНЕС",

Специалист по вопросам государственной регистрации

и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности,

гражданского, наследственного, земельного, жилищного, семейного права

Каштан Анна Владимировна.

 

Нормативное обоснование неприкосновенности депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Свердловской области. Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов – основные тезисы настоящей статьи.

Депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Статья 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

 

Неприкосновенность Депутата

Частью 1 Статьей 98 Конституции Российской Федерации регламентирована неприкосновенность Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, неприкосновенность депутата Государственной Думы регламентирована ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 3-ФЗ от 08 мая 1994 года.

Статья 19 ФЗ «О статусе…» содержит запрет на привлечение к уголовной или  административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, арест (кроме случаев задержания на месте преступления), допрос, личный досмотр депутата Государственной Думы без согласия Государственной Думы Российской Федерации.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

 

Возбуждение уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы Российской Федерации

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в Государственную Думу Российской Федерации представление о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы Российской Федерации (статья 19 ФЗ «О статусе…»).

Государственная Дума рассматривает представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом Государственной Думы, принимает по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании Государственной Думы Российской Федерации вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.

Отказ Государственной Думы Российской Федерации дать согласие на лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств

О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает Государственной Думе Российской Федерации (статья 20 ФЗ «О статусе…»).

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Государственной Думы Российской Федерации (Уголовно-процессуальный кодекс РФ).

Судебное решение об избрании в отношении депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Государственной Думы (Уголовно-процессуальный кодекс РФ).

Уголовное дело в отношении депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (Уголовно-процессуальный кодекс РФ).

 

Привлечение к ответственности депутата Законодательного Собрания Свердловской области

 

Неприкосновенность депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривается  Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (статья 13 ФЗ «Об общих принципах организации…»), в нашем случае Уставом Свердловской области.

Согласно статье 37 Устава Свердловской области, гарантии неприкосновенности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области устанавливаются федеральным законом.

Руководствуясь частью 2 статьи 13 ФЗ «Об общих принципах организации…», в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно – розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Статья 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, к которым относится депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области (статья 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

< Предыдущая Следующая >
 

www.yurliga-business.ru

33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

Депутат - лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

Мандат - должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; - синоним «статуса депутата»; - один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

I. Индивидуальный депутатский мандат:

1) Императивный мандат - уполномоченный избирателями.

Структура:

-наказы избирателей

-отчет депутата перед избирателями

-возможность отзыва депутата избирателями.

2) Свободный мандат Структура:

Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

Структура: - нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства РФ

8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

9.1) призыва на военную службу;

Права и обязанности депутата представительного органа.

Самое важное – нормотворческая инициатива.

Права и обязанности, виды:

1. В представительном органе

а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

- организационные

- контрольные

- учредительные

б) в деятельности постоянных комиссий;

в) в деятельности депутатских объединений;

2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

- рассмотрение обращений

- решение вопросов содержащихся в обращении

- ведение приема граждан,

- проведение встреч с избирателями

- изучение общественного мнения

Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

-индивидуальные

-коллективные

-общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

Участие в работе представительного органа:

  • участие в заседании представительного органа;

  • обеспечение выполнения решений представительного органа;

  • участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

  • участие в выполнении поручений представительного органа;

  • участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

  • участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

  • обращение с депутатским запросом.

Депутат обязан:

  • соблюдать правила служебной этики

  • отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

  • выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии депутатской деятельности.

Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

Группы:

1) Общие гарантии - это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. - политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

2) Специальные гарантии - это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

депутатский индемнитет - невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

депутатский иммунитет - запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

studfiles.net

59. Ответственность депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Фз 2003 Статья 71. Ответственность перед населением

1. Основания наступления ответственности перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. 2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом. Из Устава Барнаула Глава 13 Статья 81. Ответственность ОМС города Барнаула, депутатов городской Думы и главы города Барнаула перед населением определяются настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом. ТЕОРИЯ: Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является “самостоятельная и под свою ответственность” деятельность населения по решению вопросов местного значения. Она осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно прежде всего обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения — основного субъекта прав местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: утрата доверия населения. Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они получают в результате выборов своеобразный “мандат доверия” от населения на решение вопросов местного значения. Институты, посредством которых население может выразить недоверие: местный референдум; отзыв. Кроме того, институт выражения недоверия в соответствии с уставом муниципального образования может быть использован в практике представительного органа местного самоуправления (депутаты выражают недоверие, например, избранному ими должностному лицу). Институт отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрен в уставе муниципального образования. В этом случае муниципальное образование с учетом законодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования.

ФЗ 2003 Ст.24 Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Проводится по инициативе населения. Он считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Например, согласно фз 2003 глава МО может быть избран представительным органом, которому он подотчетен. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления. В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования.

studfiles.net

Основные права и обязанности депутата, формы депутатской деятельности.

Формами деятельности парламентариев являются участие в заседаниях своих палат, комитетах и комиссиях, парламентских слушаниях, в выполнении поручений палат, обращение к должностным лицам с требованием немедленного пресечения обнаружившегося нарушения прав граждан и др.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются также работа с избирателями, участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Депутаты Государственной Думы обязаны: соблюдать этические нормы. представлять декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются, вправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации, направлять парламентские запросы в Правительство РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю ЦИК, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Гарантии депутатской деятельности: понятие и содержание.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым парламента, их самостоятельности и независимости.

4. Исполнительная власть в системе государственного управления. (Правительство РФ - орган исполнительной власти России. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Случаи отставки и сложения полномочий Правительства РФ. Основные направления деятельности и полномочия Правительства РФ. Правовые акты, издаваемые Правительством РФ. Порядок проведения заседаний Правитель­ства РФ и принятия им решений. Структура и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Основные полномочия. Юридическая сила актов, издаваемых министерствами и ведомствами РФ.)

Исполнительная власть— один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации. Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. В соответствии с частью второй ст. 110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства. Количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению. Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно. В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума. На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера. Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая первым заместителем Председателя Правительства. Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач. Таким образом, Президент РФ руководит министерством внутренних дел, министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерством иностранных дел, министерством обороны и министерством юстиции, а также государственной фельдъегерской службой, службой внешней разведки, федеральной службой безопасности, федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, федеральной службой охраны, главным управлением специальных программ, Президента РФ и управлением делами Президента РФ. В ведении Председателя Правительства РФ находятся министерство здравоохранения и социального развития, министерство культуры, министерство образования и науки, министерство природных ресурсов и экологии, министерство промышленности и торговли, министерство регионального развития, министерство связи и массовых коммуникаций, министерство сельского хозяйства, министерство спорта, туризма и молодежной политики, министерство транспорта, министерство финансов, министерство экономического развития и министерство энергетики, а также федеральная антимонопольная служба, федеральная таможенная служба, федеральная служба по тарифам, федеральная службы по финансовому мониторингу, федеральная службы по финансовым рынкам, федеральное космическое агентство, федеральное агентство по обустройству государственной границы, федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Председатель Правительства Российской Федерации - Путин Владимир Владимирович · Первый заместитель Председателя правительства Российской Федерации - Зубков Виктор Алексеевич · Первый заместитель Председателя правительства Российской Федерации - Шувалов Игорь Иванович · Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Жуков Александр Дмитриевич · Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Иванов Сергей Борисович · Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Сечин Игорь Иванович · Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Кудрин Алексей Леонидович · Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Собянин Сергей Семёнович Федеральные министры: · Голикова Татьяна Алексеевна - министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации · Гордеев Алексей Васильевич - министр сельского хозяйства Российской Федерации · Козак Дмитрий Николаевич - министр регионального развития Российской Федерации · Лавров Сергей Викторович - министр иностранных дел Российской Федерации · Левитин Игорь Евгеньевич - министр транспорта Российской Федерации · Набиуллина Эльвира Сахипзадовна - министр экономического развития Российской Федерации · Нургалиев, Рашид Гумарович - министр внутренних дел Российской Федерации · Щёголев Игорь Олегович - министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации · Сердюков Анатолий Эдуардович - министр обороны Российской Федерации · Шматко Сергей Иванович - министр энергетики Российской Федерации · Авдеев Александр Алексеевич - министр культуры · Мутко Виталий Леонтьевич - министр по делам спорта, молодежи и туризма Российской Федерации · Трутнев Юрий Петрович - министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации · Коновалов Александр Владимирович -- министр юстиции Российской Федерации · Фурсенко Андрей Александрович - министр образования и науки Российской Федерации · Христенко Виктор Борисович - министр промышленности и торговли Российской Федерации · Шойгу Сергей Кужугетович - министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства. В соответствии с частью третьей ст. 92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Предусмотрены основные случаи с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу: - не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства; - в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с частью третьей ст. 111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председатель Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако Правительство РФ обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года. Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства. Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения. Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. И последнее основание отставки - постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ – это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты. Наиболее значительные акты Правительства принимаются в форме постановлений. Порядок подготовки и проведения заседаний Правительства. Очередные заседания Правительства проводятся по утверждённому плану в определённый день недели, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Заседание Правительства считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Правительства. Вопросы на заседаниях рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится данный вопрос, а при невозможности его участия - лица, его замещающего. Заседания Правительства проводятся под руководством Председателя Правительства. В его отсутствие заседания проводит один из заместителей Председателя. Заседания Правительства и его Президиума могут проходить под председательством Президента Российской Федерации. На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства. На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут. Эффективная деятельность органов исполнительной власти, распределение полномочий, задач, функций и ответственности за результаты управленческого труда обеспечивается благодаря наличию у каждого органа управления определенной структуры, т. е. системы входящих в него структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений), выполняющих специфические функции и задачи управления и наделенных соответствующей компетенцией. Структурное подразделение органа управления обладает практически всеми чертами, присущими тому органу управления, частью которого оно является: нормативное установление необходимости или возможности формирования структурного подразделения; субъект его образования; положение о подразделении органа управления, в котором устанавливаются его наименование, подчиненность, организация, компетенция, структура, порядок формирования персонала управления, замещения должности руководителя; источники финансирования. Характер и объем полномочий структурного подразделения органа управления является самым существенным признаком, отличающим его от других структурных подразделений. Структурное подразделение подчиняется руководству органа управления, в котором оно создано, выполняет все распоряжения его руководителей. Вместе с тем самому структурному подразделению могут подчиняться другие органы управления, учреждения, предприятия и организации, находящиеся в ведении соответствующего структурного подразделения. Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему в соответствии с установленным в штатном расписании размером должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах. В штатное расписание могут вноситься соответствующие изменения, например, при так называемом "сокращении штатов". Общие полномочия Правительства Российской Федерации: - организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; -осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; -обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; -формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; -реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

stydopedia.ru

31.Правовые основы и порядок организации выборов в России.

32. Понятие и содержание статуса депутатов в России.

Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.Современная конституционно(государственно-) правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа. Отсутствие императивного мандата и права отзыва не делает депутата парламента полностью независимым. Это объясняется следующими причинами: во-первых, депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине; во-вторых, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию; наконец, депутат в известной степени зависит и от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием. Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости ни с какой государственной или иной должностью. Парламентская деятельность считается единственным законным занятием депутата, исключая право занятия министерских постов в парламентских странах.В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты:Индемнитет. Депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д. Иммунитет. Законодательство демократических государств предоставляет депутату целый ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. 

Свобода слова и голосования сводятся к тому, что депутат неможет быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата Депутатская неприкосновенность обычно состоит в том, что парламентарий не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления. Лишение депутата иммунитета может быть осуществлено решением той палаты, к которой он принадлежит. Депутатская неприкосновенность применяется обычно в период сессий. Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат (этот порядок применяется обычно к депутатам Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат. 

33.Права и обязанности депутатов в России.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся:а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации либо о признании этих законов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Государственной Думы может вносить предложения о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации;б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого депутата в работе соответствующей палаты парламента России;в) право на участие в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на засе­даниях комитетов и комиссий вопросов;г) право на получение и распространение информации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны. К числу важнейших обязанностей депутата законодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представительным органом государственной власти. Формы ответственности депутатов за нарушение правил устанавливаются регламентами этих органов. Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения.

studfiles.net