Тема 7. Система органов государственной и муниципальной власти в субъектах рф. Органы государственной и муниципальной власти


Тема 8. Государственные и муниципальные органы рф.

  1. Понятие и виды государственных органов.

  2. Президент РФ.

  3. Федеральное Собрание РФ.

  4. Правительство РФ и иные органы исполнительной власти.

  5. Судебная система РФ.

  6. Место прокуратуры в системе государственных органов РФ

  7. Местное самоуправление в РФ.

Методические советы:

Рассматривая структуру государственных органов РФ дайте краткую характеристику и определите полномочия каждого. По какому признаку происходит разделение государственных органов? Определите статус и место Правительства РФ в государственном аппарате. Охарактеризуйте судебную систему РФ. Подчеркните роль прокурорского надзора в системе органов государства. Раскройте функции и принципы местного самоуправления в РФ.

Краткий конспект лекций:

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.

Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке.

Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Эти полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов, их ведения и полномочий, которыми они наделены. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством.

Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей: органы законодательной власти, органы исполнительно власти, органы судебной власти.

Государственные органы делятся также на федеральные и региональные.

Подразделяются:

  • по порядку формирования: на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами.

  • по характеру компетенции: на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

  • бывают еще: единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ) и единоначальные (Генеральная прокуратура РФ).

Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти.

Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляя Россию как внутри страны, так и за ее пределами. Президент избирается на 4 года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на ее территории не менее 10 лет. Основные полномочия Президента РФ определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами.

Федеральное собрание – парламент, представительный и законодательный орган России. Оно состоит из двух палат.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ

Палата

Совет Федерации

Государственная Дума

- два представителя от каждого субъекта РФ: один от представительного органа государственной власти, другой от исполнительного органа власти;

- депутаты обладают неприкосновенностью;

- депутатом может быть гражданин не моложе 30 лет.

- состоит из 450 депутатов;

- избирается на срок 4 года;

- депутатом может быть гражданин, достигший 21 года;

- депутат не может находиться на государственной службе, выполнять обязанности на профессиональной основе;

- депутаты обладают неприкосновенностью.

Собрание является единственным федеральным органом законодательной власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Правительство России осуществляет исполнительную власть. Структура Правительства может быть представлена следующим образом.

Председатель Правительства

Заместители Председателя

Федеральные министры

!!! Назовите основные направления деятельности Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, но они не могут противоречить федеральным законам. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в России осуществляется только судом. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ (1996г.)». Судебную систему РФ составляют:

  1. Конституционный суд РФ;

  2. Верховный суд РФ: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов, районные суды, военные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции.

  3. Высший Арбитражный суд РФ: федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

  4. К судам субъектов РФ относятся: Конституционные (уставные суды субъектов РФ) и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституция в статьях 83 и 102 определяет порядок назначения судей федеральных судов. Судьи независимы и подчиняются только закону. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяется Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не входит ни в одну из основных ветвей власти.

Прокуратура РФ – единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ.

Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя РФ. Законодательную основу местного самоуправления составляет Конституция РФ (статья 12, глава 8), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (1995г.)», другие федеральные законы, Конституции, уставы, законы субъектов РФ.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864г.) и городская (1870г.) реформа Александра II. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. После октябрьской революции 1917г. в основу организации власти был положен принцип единства системы советов. Местное самоуправление отвергалось. К идеи местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г. закрепила местное самоуправление и его самостоятельность.

!!! Перечислите основные принципы и функции местного самоуправления.

Основные понятия: Президент, Правительство, импичмент, Парламент, право «вето», правосудие, прокурорский надзор, демократия, муниципальные образования, бюджет.

Контрольные вопросы:

  1. Какие функции осуществляет Президент, как глава государства?

  2. Раскройте роль и место российского парламента в системе разделения властей.

  3. Каков порядок формирования Правительства РФ?

  4. Дайте понятие и назовите признаки правосудия.

  5. Каково соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в области регулирования организации государственной власти в субъектах РФ?

Темы докладов и рефератов:

  1. Полномочия Президента РФ по руководству исполнительной власти.

  2. Проблемы парламентского права в России.

  3. Законопроектная деятельность правительства РФ.

  4. Деятельность прокуратуры по защите конституционных прав и свобод граждан России.

Задания:

  1. Государственная Дума начала процесс отрешения Президента РФ о должности в связи с обвинением в развале экономики и ухудшении жизни народа.

!!! В каком порядке может быть отрешен от должности и на каком основании Президент РФ?

  1. Общество потребителей внесло в Гос. Думу законопроект о снижении размера подоходного налога.

!!! Должна ли Гос. Дума принять и рассмотреть данный законопроект? Если должна, то на каких условиях?

  1. Государственная Дума отправила в Правительство РФ требование выступить на ее заседании с отчетом о работе правительства по преодолению кризисной ситуации в ходе экономической реформы. Правительство отказалось выполнить это требование.

!!! правомерен ли отказ правительства?

  1. Изучите Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и ответьте на вопросы:

!!! Каковы законодательные основы местных финансов?

!!! Какие существуют формы участия органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов?

Литература:

  1. Конституция РФ 1993 г.

  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК3 «О судебной системе РФ»

  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  4. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права.2001.№4.

  5. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право.2001, №10.

  6. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей // История государства и права.2003.№6.

  7. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права.2001.№2.

studfiles.net

53.Соотношение органов государственной власти и органов местного самоуправления

Для эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления значение имеет взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления. Характер, механизмы, объем и содержание такого взаимодействия продолжают оставаться предметом дискуссий.

Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.

Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами: наличие необходимых властных полномочий; издание нормативных актов; их обязательность к исполнению; применение санкций за неисполнение; наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть; универсальный характер; осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).

В системе отношений «государство – местное самоуправление» первому отводится роль ведущего, второму можно претендовать только на место ведомого:

1. Статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и федеральных законах. Необходимость конституционного признания местного самоуправления в связи с Европейской хартией приобрела универсальный характер: «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по мере возможности в Конституции государства» (ст. 2 Хартии).

2. Государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст.12 Конституции РФ – в Российской Федерации местное самоуправления признается и гарантируется).

3. Органы государственной власти гарантируют местному самоуправлению право на судебную защиту (ст.133 Конституции РФ, ст.11 Хартии).

4. Местные дела решаются муниципальными органами, хотя и самостоятельно, но в русле общей государственной политики. Пожалуй самым красноречивым примером в подтверждение данного тезиса служит реформирование жилищно-комунального хозяйства в нашей стране. Затеваемое по инициативе государства, оно во всех отношениях ляжет тяжелым бременем на муниципальные органы. Местное самоуправление активно вовлечено в осуществление государственных планов и в других сферах.

5. Органы местной власти наделяются отдельными государственными полномочиями. Их изъятие также возможно по инициативе государства.

6. Содержание и объем полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления определяются государством. Следовательно, изменение данных параметров также в его воле. В литературе, посвященной местному самоуправлению, этот феномен часто определяют как невозможность муниципальных органов устанавливать собственную компетенцию. Действительно, это прерогатива государственной власти.

Таким образом, местное самоуправление привязано к государству очень прочными нитями. Не будет преувеличением признать, что оно полностью от него зависит, ему подчинено и живет по его законам. Однако отметим, что осуществление федеральными и региональными органами государственной власти исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления Федеральный закон № 131 допускает только в случаях и порядке, установленных российским законодательством. Необходимо заметить, что данное ограничение, прежде всего, касается исполнительно-распорядительных полномочий.

Муниципальное управление активно взаимодействует государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государства в целом, его отдельного региона (субъекта федерации), конкретного местного сообщества. Взаимодействие строится на следующих принципах: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, уставов муниципальных произвольных действий их участников. При заключении договоров и соглашений должна быть соблюдена добровольность.

Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.

Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров соглашений органы государственной власти и органы МСУ создают совместные координационные, консультативные, совещательные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер.

Поскольку МСУ отведена роль ведомого целесообразно рассмотреть полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

- определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых ФЗ-131;

- правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных ФЗ-131;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ-131;

- входят в состав конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту.

Наделение ОМС отдельными государственными полномочиями

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы государственной власти осуществляют контроль осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия ОГВ субъектов Федерации в сфере территорий и границ муниципальных образований

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 12 ФЗ-131).

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии со ст. 13 ФЗ-131.

Полномочия субъектов Федерации по регулированию муниципальной службы

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, ФЗ-131, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

studfiles.net

1.1 Виды государственных органов. Виды государственных и муниципальных органов

Похожие главы из других работ:

Административно-правовое регулирование отношений по организации предоставления государственных услуг

2.1 Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06...

Анализ и меры пресечения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

3. Роль государственных органов и органов местного самоуправления в предупреждении и пресечении правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

...

Государственная служба

2. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей

Государственная служба органично связана с органами государственной власти, которые реализуют через государственных служащих свои функции. Государственная служба, прежде всего, характеризуется тем что, это профессиональная деятельность...

Государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью

3.Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их основная характеристика.

Я уже указывал на необходимость выделения государственных правоохранительных органов, в качестве самостоятельной группы. Для характеристики этих органов был использован термин «правоохрана»...

Государство как субъект управления общественными процессами

5. Организационная структура государственной власти РФ: понятие государственного органа, виды государственных органов РФ

Органы государственного управления, к сожалению, не получили своего должного по статусу закрепления в Конституции РФ, что сказалось отрицательно на качестве реализации функций государственного управления...

Лица, участвующие в деле, их характеристика

Глава 5. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц

В соответствии со ст.46 ГПК РФ допускается участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в гражданском процессе с целью защиты интересов других лиц, а также неопределенного круга лиц...

Место судебных органов в механизме современного государства

1.1 Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм...

Механизмы государства

2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость, структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма...

Общественный контроль в государственном управлении

Глава 2. Содержание общественного контроля за деятельностью государственных служащих и государственных органов власти в России

...

Принудительная ликвидация юридических лиц

1.3 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в процессе принудительной ликвидации юридических лиц

Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом). Так, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03...

Система органов государственной власти Российской Федерации. Административная ответственность за экологические правонарушения

1. Система и виды государственных органов

Система органов государственной власти -- это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды...

Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе

1. Институт участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе

...

Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе

1.2 Формы участия государственных органов и муниципальных органов в гражданском процессе

В соответствие со ст.46, ст. 47 ГПК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут вступать в гражданском процессе в следующих формах: 1) обращение в суд с иском в защиту прав...

Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе

2. Проблемы и перспективы развития института участия в гражданском процессе государственных органов и муниципальных органов

гражданский процесс государственный муниципальный В связи с тем, что общественная жизнь становится все сложнее и разнообразнее, усложняются и экономико-правовые отношения...

Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления

1.5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА, ШТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)

Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса...

pravo.bobrodobro.ru

Органы государственного управления и власти :: BusinessMan.ru

Как и в любой стране, в Российской Федерации руководство осуществляется через органы государственной власти и управления. Сегодня под органами госвласти понимается канал, с помощью которого народные массы реализуют свою власть, что предусматривается третьей статьей российской Конституции. Наряду с этим имеется местное самоуправление, которое не входит в систему госвласти.

Специфические черты, присущие органам госвласти

Каждому органу госвласти присущи некоторые властные и государственные полномочия, которые выражаются в их компетенции.

Под термином "компетенция" понимают совокупность предметов ведений и полномочий.

Любую компетенцию органа госвласти определяют Конституция России, устав субъекта Федерации, законы России и ее субъектов, указы главы государства, постановления кабинета министров и постановления исполнительного органа субъекта федерации, положение об этом органе и прочие нормативно-правовые акты.

Государство устанавливает порядок образования каждого государственного органа. К примеру, Конституция России и соответствующие федеральные законы регламентируют порядок проведения выборов в Государственную Думу.

Государство уполномочивает каждый госорган на выполнение определенных задач и функций. К примеру, как говорится в 80-й статье Конституции РФ, российский президент обязан гарантировать права и свободы граждан, а также государственный суверенитет, тогда как Правительству Российской Федерации предписывается, согласно сто десятой статьи Конституции, осуществлять исполнительную власть.

Государство устанавливает порядок функционирования каждого государственного органа. К примеру, российское правительство действует согласно федерального конституционного закона.

Для каждого госоргана характерно, что он структурно входит в единую систему органов госвласти, составляя ее часть.

Единство системы госуправления

Российская Конституция определяет, что из органов госвласти и управления страны, а также всех, входящих в нее субъектов, состоит единая система органов государственного управления. Проявление подобного единства системы госвласти находит свою реализацию в системе по разграничению полномочий и предметов ведения между центрально-федеральными властными структурами и властными органами федеративных субъектов.

Все органы госвласти имеют между собой тесную организационно-правовую связь.

Понятие органа госуправления

Одной из разновидностей органов госвласти являются органы государственного управления, обладающие всеми основными чертами, присущими органам госвласти.

Госорган имеет свои отличительные признаки.

К госоргану относят организованный коллектив, являющийся самостоятельной частью госаппарата, имеющий собственную компетенцию и обладающий публичными функциями.

Главным отличительным признаком для госоргана будет то, что это понятие относится к организации, коллективу, управляемой группе людей.

К следующему признаку государственного органа будет относиться то обстоятельство, что госорган является политической структурой, то есть наделен госвластью, которая дает право выступать от государственного имени для выполнения его функций.

Соответственно это подразумевает наделение госоргана специфическими полномочиями, имеющими властно-государственную природу.

Обладание госвластными полномочиями является главным юридическим признаком всякого госоргана.

В чем заключаются подобные полномочия?

Госвластные полномочия заключаются в праве госоргана осуществлять издание от лица государства соответствующих юридических актов, которые являются обязательными для исполнения.

Адресатами изданных актов госорганов могут являться иные госорганы, должностные, юридические и физические лица, а в некоторых ситуациях и общественные структуры.

Особенности полномочий

Одной из специфических особенностей властных государственных полномочий стало то, что у них существует возможность выхода из рамок конкретного госоргана, и распространение их будет касаться той области или отрасли социально-культурной, хозяйственной либо административно-политической деятельности, с которой связана работа конкретного органа.

Нередко акт госоргана может распространяться не только на категорию подчиненных должностных лиц, трудящихся в сфере, которая подведомственна конкретному госоргану, но и на иных граждан.

Этому внешнему фактору нельзя присвоить статус универсальности, однако по нему сразу становится понятна сущность властных полномочий госоргана.

В каких сферах действительны полномочия госоргана

Сферу действия полномочий госорганов определяет конкретное место, которое занимают органы государственной власти и управления в системе госаппарата, плюс характер задач, решаемых конкретным властным органом.

Органы госвласти и управления вправе реализовывать издаваемые правовые акты путем осуществления от лица государства соответствующих мероприятий по убеждению, воспитанию и поощрению.

Для государственно-властных полномочий характерно наличие права на организацию от лица государства соответствующего наблюдения (надзора) за правильностью выполнения требований изданного правового акта.

Это вполне объяснимо, так как властные полномочия проявляются не только в установлении определенной обязанности, но и в необходимости обеспечения ее конкретного исполнения и неукоснительного соблюдения представителями государственных и общественных структур, юридическими и физическими лицами.

В определенных случаях для неукоснительного выполнения изданных правовых регламентов органы государственного управления могут использовать разрешенные им меры по принуждению.

Все перечисленные действия госорганов подлежат обязательному исполнению, так как они подкреплены силой и авторитетом государства.

Специфика органа госуправления

Федеральные органы государственного управления, как и любые иные органы власти, должны действовать в рамках своей компетенции. Орган должен обладать соответствующей организационной структурой, территориальным масштабом деятельности. Органам госуправления присущи свои специфические признаки, вытекающие из своеобразия задач, решаемых исполнительными властными органами, и особенностей их госдеятельности.

Прежде всего вышеуказанными органами проводится специфическая по методике и содержанию государственная деятельность - госуправление.

Вся деятельность органов государственного управления, осуществляемая в рамках предоставляемых властно-государственных полномочий, решает задачи, касающиеся общего, ежедневного, оперативного руководства на объектах, связанных с хозяйственным, социально-культурным, административным и политическим строительством.

В своей работе органы госуправления в первую очередь руководствуются законом, используя юридические средства нормотворческого и юрисдикционного характера.

В общем, организация органа государственного управления предусматривает собой создание структуры, являющейся частью госаппарата, которая предназначена в режиме распорядительно-исполнительной деятельности от лица государства и в объемах предоставленных властных государственных полномочий осуществлять непосредственное ежедневное руководство деятельностью административных, политических, хозяйственных и социально-культурных объектов.

Исполнительная власть

Чтобы понять, для чего нужны исполнительные органы государственного управления, стоит разобраться, как соотносятся госуправление и исполнительная власть.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашено как важнейший принцип функционирования Российской Федерации в качестве правового государства в Декларации о госсуверенитете нашей страны еще в 1990 году.

Понятие исполнительной власти законодателем закреплено в российской Конституции.

Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, тогда как государственное управление - к организационно-правовой.

Что подразумевается под термином "исполнительная власть"

Под исполнительной властью понимается государственное управление, которое осуществляют органы исполнительной власти.

Реализация ее происходит во внесудебном порядке. В ее компетенции находятся наиболее важные атрибуты государственной власти, это касается финансов, важнейших коммуникаций, полиции, армии, структур безопасности, исправительных учреждений и тому подобного.

О местном самоуправлении

На сегодняшний день в Российской Федерации местные органы государственного управления еще не могут с полной отдачей решать поставленные перед ними задачи, так как их деятельность подлежит совершенствованию.

Формирование местных представительных органов происходит путем выборов, тем не менее они относятся к государственным органам управления.

Местные органы исполнительной власти не имеют организационной связи с местными представительными органами, хотя обе эти ветви являются органами госуправления.

При решении задач местного характера орган местного самоуправления обладает организационной и функциональной самостоятельностью.

Органы государственного и муниципального управления

Существуют различные формы управления. Всем известны государственное и муниципальное.

Отмечаются следующие типы взаимоотношений между этими органами власти.Первый тип взаимоотношений, связанный с возложением на орган госвласти субъекта Российской Федерации обязанностей, касается вопросов, находящихся исключительно в федеративном ведении. При этом федеральные органы государственной власти осуществляют административное руководство региональными исполнительными структурами.

Второй тип взаимоотношений подразумевает совместное ведение управления. В данном случае федеральные органы государственной власти принимают управленческие решения после обязательного выяснения мнения регионального органа госвласти, хотя право на окончательное решение всегда за федеральной структурой. Таким образом, решающим голосом обладает федерация, совещательным - регион.

Третий тип взаимоотношений предусматривает равноправие в вопросах совместного управления, когда федерация и субъекты обладают одинаковыми правами. Кроме договорного порядка, отношения могут устанавливаться равноправными при возникновении так называемого режима двойного ключа. К примеру, Конституция РФ предусматривает подобное взаимодействие. В тексте это звучит таким образом: "Изменение статуса субъекта РФ допускается в случае взаимного согласия Федерации и субъекта".

Четвертый тип взаимоотношений касается вопросов, закрепленных в ведении субъекта федерации, когда орган госвласти субъекта федерации имеет решающий голос, а у федерации - только совещательный.

businessman.ru

Местные органы государственной власти - это... Что такое Местные органы государственной власти?

Местное самоуправление — в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Теория местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

История местного самоуправления в России

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

Правовые основы местного самоуправления

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Конституция Российской Федерации ,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

Территориальные основы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы местного самоуправления

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений,

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное сотрудничество

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.

Нигерия

В Нигерии в компетенции властей находится

  • предлагать рекомендации экономического развития на уровне штатов
  • осуществлять сбор пошлин и налогов
  • выдавать лицензии на велосипеды и другие средства передвижения без механического двигателя (телеги, повозки, лодки)
  • создавать и поддерживать торговые площадки, автомобильные парки и общественные уборные
  • строить и следить за состоянием дорог, тротуаров, канализаций, парков
  • и пр.

Правовые акты и литература

Журналы

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

4.4. Органы государственной власти и местное самоуправление

Местное самоуправление - это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством.

Местное самоуправление как форма осуществления власти возникла еще в глубокой древности <4>. В наиболее полной степени местное самоуправление развивается в условиях демократии. Именно при демократическом политическом режиме местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и через своих представителей.

--------------------------------

<4> Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: Очерки. М., 2002.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обладают особой природой. Согласно Конституции Российской Федерации они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению - это вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны и могут привести к нарушению экономического либо политического пространства страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению, в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия - это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Основания и порядок решения вопросов об ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных государственных полномочий. Вопрос ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

По своей природе в федеративном государстве муниципалитеты в различных субъектах Федерации имеют свои особенности, связанные с историческими и иными местными традициями. Структура, принципы образования и деятельности муниципальных образований устанавливаются федеральным законодательством. А законодательство субъекта Федерации более подробно регулирует порядок образования и деятельности органов местного самоуправления.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же органы местного самоуправления формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

- органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

- контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

- в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти. Органы государственной власти в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых органами местного самоуправления решений.

Законодательство о местном самоуправлении четко закрепляет полномочия органов местного самоуправления, порядок их формирования, их ответственность и способы обеспечения их ресурсов.

Функции местного самоуправления, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, это - жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территорий, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения жителей, организация транспортного обслуживания населения, охрана общественного порядка, организация и содержание образовательных учреждений для предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организация и содержание медицинских учреждений для оказания скорой медицинской помощи и другие вопросы местного значения.

Формами осуществления населением местного самоуправления являются местный референдум и муниципальные выборы. Для непосредственного решения населением вопросов местного значения может проводиться местный референдум. Муниципальные выборы проводятся с целью избрания выборных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

- устав муниципального образования;

- оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме, решения, принятые на сходе граждан, решения представительного органа муниципального образования;

- распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства местных бюджетов.

Контрольные вопросы

1. Что такое государственный аппарат?

2. Основные правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти.

3. В чем особенность государственной службы в Российской Федерации?

4. Место и роль органов законодательной власти в государственном аппарате.

5. Судебная власть в системе государственных органов.

6. Система исполнительных органов в Российской Федерации.

7. Назовите функции контрольно-надзорных органов.

8. Назовите принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

studfiles.net

Тема 7. Система органов государственной и муниципальной власти в субъектах рф

  • Аксаков В.Е. Региональный фактор в системе национальной безопасности России // Всероссийский форум «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире. М.: 2004.

  • Анденок Ю.А. О некоторых вопросах законодательной деятельности Мурманской областной Думы // Государственная власть и местное самоуправление, 2004, №3.

  • Андрюшина Е.В. Местное самоуправление в современной России: драматизм становления // Власть. 2006. №1.

  • Бабичев И. Актуальные задачи муниципального сообщества // Муниципальная власть. 2006. № 3.

  • Безруков А.В. Модернизация форм взаимодействия федерального и регионального законодателей // Государственная власть и местное самоуправление, 2005, №1.

  • Гельман В..Я. Демократизация, структурный плюрализм и неустойчивый “бицентризм”: Волгоградская область // Полис, 2000, №2.

  • Институт губернатора в современной России. - М.,1998.

  • Исполнительная власть в РФ. - М., 2006.

  • Конституция РФ. - М., 2008.

  • Пикулькин А.В. Система государственного и муниципального управления. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. Раздел I, глава 6.

  • Полякова Н. Реформа системы управления исполнительной власти должна проходить параллельно с реформированием федеративных отношений // Государственная власть и местное самоуправление, 2005, №1.

  • Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перер. и доп. – СПб: Питер, 2008. Глава 4.

  • Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.2-е издание. – СПб: Питер, 2006. Глава 3.

  • Система государственного и муниципального управления / С.Ю.Наумов и др. – М.: ФОРУМ, 2009. Глава 4.

  • Восканян С.С. Тенденции формирования и развития политической элиты в постсоветской России. Волгоград: Перемена, 2001. – 256 с. Гл. 2.

  • Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. М., 1999.

  • Малютин М.В. Электоральные предпочтения россиян: «парадокс стабильности» // Общественные науки и современность. 1998. № 1.

  • Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник. М.: ЮНИТИ, 2005. – 623 с.

  • Павловский Г. Демократия и её использование в России // Свободная мысль. 2010. № 8.

  • Перегудов С. Выборы 2010 года в Великобритании: слом двухпартийной системы или очередной сбой? // МЭиМО. 2010. № 10.

  • Политология. Учебник для вузов / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2010. – 692 с.

  • Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.

  • Тавадов Г.Т. Политология: Учеб. пособие для вузов. М.: Гранд, 2000. - 416 с.

  • Теория политики: учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер, 2008. – 461 с.

  • studfiles.net