Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России. Определение культурное наследие


Понятие «культурное наследие»: история формирования и современная интерпретация

культурное наследиекультурное наследие

Наследие — это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями. Они представляют важность для сохранения исторической памяти, а также культурного и природного генофонда страны. В формировании культуры важную роль играют традиции и преемственность. Культурное наследие — это также и традиции, направленные на сохранение культурной памяти. Сегодня, благодаря тщательному изучению и разработке классификации памятников, понятие «культурное наследие» переосмыслено и звучит как «совокупность материальных и духовных памятников, к которым относятся памятники in situ (памятники градостроительства, архитектуры, истории, археологии, монументального искусства, природы и так далее), движимые памятники (объекты живописного искусства, рукописи, архивы и так далее) и так называемые духовные памятники (специфические формы хозяйствования, верования, традиции, технологии и так далее)».

«Культурное наследие» — термин относительно молодой и используется сегодня в российском законодательстве, международных документах как подтверждение процесса формирования в современном обществе системного подхода к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды. Понятийный аппарат охраны культурного наследия менялся с развитием научных представлений о памятниках и с изменением политической и идеологической ситуации в стране (политика правительства в сфере культуры, выражается, прежде всего, в законодательных актах об охране, реставрации и использовании памятников). История формирования понятия «культурное наследие» неразрывно связано с развитием научных представлений о памятниках.

XVIII век, предыстория сохранения древностей. Понятия «памятник» не существовало. Бытовали понятия «старина», «древность», «курьезы», «раритеты» и прагматическое, утилитарное отношение к недвижимым памятникам. Интерес к материальной ценности вещи. Государственная инициатива выявления, фиксации, сохранения древностей (прежде всего «вещных», «движимых» памятников). Развитие исторической науки. Памятники воспринимались как исторический источник. Комплексное изучение памятников (опросник о «достопамятностях»). Разрабатывались критерии оценки памятников.

В XIX веке археология утверждается как наука. Использование археологического метода для изучения памятников. Понятие «памятник древности». Появляются обобщающие исследования, первые указы об охране «памятников старины». Забелин в своей работе употребляет понятие «памятник зодчества». Создаются различные научные общества. 1851 год — работа Сахарова «Записка для обозрения русских древностей», расширено понятие «памятник старины» или «археологический памятник», но их не выделяли в особую группу.

Вторая половина XIX века. Начало разработки проекта закона об охране «памятников старины» (1869, Уваров). Конец века ознаменовался использованием художественного метода и ансамблевого принципа; памятники начинают рассматриваться как художественное явление, как «эстетическая ценность» в природном окружении (работа Забелина «Опыт изучения русских древностей и истории» 1873 года). В это время памятниками архитектуры могут считаться только постройки, созданные до 1725 года.

В начале ХХ века научная общественность понимала под понятием «памятники» не только особо ценные древние объекты, но и всю старина в целом, а конкретно «памятники искусства и старины», «памятники старины», «исторические памятники». В 1920-30-е годы под понятием «памятник» стали подразумевать здания, усадьбы, сооружения позднего времени. В этот период возникли понятия «уники», «памятники искусства», «памятники старины», «памятники быта», «исторический памятник», «памятник революции», «памятник гражданской войны», «памятник социалистического строительства и труда» и так далее. Школа Покровского применяла классовый подход к памятникам.

В 1948 году в постановлении Совмина СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» впервые стало использоваться понятие «памятник культуры», включающее в себя конкретные виды памятников истории, архитектуры, искусства, археологии. В 1954 году на Гаагской конференции впервые было сформулировано понятие «культурные ценности» (еще точнее — в документе «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»). Венецианская хартия была принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 году. Понятие «исторический памятник» включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события. Оно распространяется на выдающиеся памятники и на более скромные сооружения, приобретающие со временем значительную культурную ценность.

25 июня 2002 года вышел Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его принятие стало большим событием в охране культурного наследия. Этот закон подчеркивает ценность объектов культурного наследия как символа национальной культурной самобытности.

moscow-museums.ru

Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве — Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, – уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них — ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru

О содержании понятия «Историко-культурное наследие»

В культурной политике любого государства особое место занимает изучение, возрождение, сохранение, развитие, распространение и охрана историко-культурного наследия народа. Поэтому достаточно важным и необходимым моментом является уточнение определения «историко-культурное наследие». В словарях и энциклопедиях советского периода полное определение данному термину трудно встретить, однако толкование определения в некоторых случаях встречается в юридических нормативных документах. Но определение в документах юридического характера дается не собственно термину историко-культурное наследие, а понятию «памятники истории и культуры».

В законе «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 11 августа 1978 года в качестве синонима категории «историко-культурное наследие» дано понятие «памятники истории и культуры», которое определяется следующим образом: «Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» [3; 66]. Кроме того, согласно данному закону, памятники истории и культуры подразделяются на следующие направления: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, документальные памятники. Данный нормативный документ основан на законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29 октября 1976 года. В законодательстве ЧССР дано следующее определение памятникам культуры: это «объект, который свидетельствует об историческом развитии общества, искусства, техники, науки и иных областей человеческого труда и жизни, сохраняет исторический интерьер зданий и архитектурных комплексов или же связан с выдающимися историческими личностями и событиями» [5; 165].

В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая проходила в Гааге  с 21 апреля по 14 мая 1954 года. На конференции приняли участие 56 государств, в том числе СССР и другие социалистические страны. Результатом конференции в Гааге стало подписание Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Заключая этот договор, государства исходили из того, что культурным ценностям в ходе второй мировой войны был нанесен серьезный ущерб, и что постоянное развитие науки и техники создает дополнительную угрозу разрушения памятникам истории и культуры. Известно, что памятники истории и культуры гибнут не только в результате войн и революционных переворотов, они также гибнут в результате невежества и недостатка средств на их сохранение и охрану. Согласно Конвенции 1954 года, ущерб, нанесенный культурным ценностям одного народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества. Поэтому особо важное место в культурной политике государства-участника Гаагской Конвенции 1954 года занимает охрана, сохранение, реставрация, распространение культурного наследия страны.

Однако сам термин «историко-культурное наследие», несмотря на принятие в 1954 году «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», известную под названием «Гаагская  конвенция», наиболее широко в литературе стал появляться после  принятия «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 года, известной как «Конвенция о всемирном наследии 1972 года». В большей степени данное обстоятельство, видимо, связано с тем, что в последней Конвенции дается определение понятию «культурное наследие». Причиной принятия данной Конвенции стало понимание мировым сообществом разрушительного воздействия  технического прогресса, эволюции социальной и экономической жизни на дальнейшее развитие и сохранение культурного наследия, культурных ценностей отдельных народов в частности и общенациональных культурных ценностей в общем.

Таким образом, для литературы советского периода больше характерно понятие «памятники истории и культуры», нежели историко-культурное наследие.

Отличительным признаком между понятиями «памятники истории и культуры» и «культурное наследие» является то, что культурное наследие включает в себя не только отдельные объекты истории и культуры в форме сооружений, ансамблей, памятных мест, документов и т.д., как памятники истории и культуры, но и явления материальной и духовной культуры, которые имеют особую историческую, эстетическую, художественную, научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений.

У. Джалилов к  «культурному наследию» относит следующие объекты:

  • «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии» [1; 7].

В культурное наследие того или иного народа входят культурные ценности как материального, так и духовного характера. Под культурными ценностями археологи и искусствоведы понимают наиболее выдающиеся по свому качеству произведения интеллектуального, художественного, религиозного творчества, архитектурные и иные сооружения, ремесленные произведения, археологические и этнографические раритеты, дающие представление о культуре и истории определенной эпохи. Если рассматривать понятие «культурные ценности» с культурологической позиции, то  в содержание термина  входят такие  понятия, как нормы, традиции, обычаи, стереотипы мышления и поведения,  мнения, которые являются результатом трансляции и усвоения социального опыта определенного народа.

В «Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970) дано следующее определение культурных ценностей: «Культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисленным ниже категориям:

  •  редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы;
  • ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученных и артистов и с крупными национальными событиями;
  • археологические находки и археологические открытия; 
  • составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;
  • старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;
  •  этнологические материалы,
  • художественные ценности, такие как полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов, оригинальные произведения скульптурного искусства из различных материалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии, оригинальные художественные подборки и монтажи из материалов;
  • редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;
  • почтовые марки, налоговые и аналогичные им марки, отдельно или в коллекциях;
  • архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;
  • мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты» [6; 5].

Важнейшим содержательным компонентом в понимании термина «историко-культурное наследие» является процесс накопления и трансляции социального опыта внутри определенной народности, нации по вертикали – от отца к сыну и по горизонтали – внутри страны, семьи в определенный период времени. Известно, что социальный опыт накапливается в процессе совместной жизни и деятельности людей в течение длительного периода времени. После происходит своеобразное разделение результатов и форм социального опыта на тех, которые признаются вредными и деструктивными, и на тех, которые закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, законах, идейных установках. Последние в конечном итоге, накапливаясь, передаются из поколения поколению, с течением времени становясь традициями, обычаями, ценностями, характеризующими именно данную общность, данную культуру. Благодаря трансляции социального опыта, общество сохраняет себя как социальную целостность со свойственной ему культурной спецификой.

В работах российских ученых последних лет – историков, культурологов, философов – дается следующее определение: «Культурное наследие – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [4; 219].

В целом термин «историко-культурное наследие» трудно поддается четкому определению, но за последние десятилетия по мере роста интереса мирового сообщества и ученых к культурологии, этнографии и истории культуры, толкование этого термина значительно расширилось. Более четкое определение понятиям «культурные ценности», «культурное наследие» даны в международных нормативных документах. Можно сказать, что историко-культурное наследие представляет собой совокупность культурных ценностей, которые имеют историческое, государственное и общенациональное значение и поэтому являются безраздельной и не передаваемой другому субъекту собственностью государства. Если говорить о соотношении понятий «историко-культурное наследие» и «памятники истории и культуры», то последние являются объектами историко-культурного наследия. В Республике Казахстан законодательством утверждено, что историко-культурное наследие казахского народа есть «совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение и в силу этого безраздельно принадлежащих Республике Казахстан без права их передачи иным государствам» [2].

Литература:

1.Джалилов У. Нормативные акты ЮНЕСКО и национальное законодательство по охране культурного наследия. Вопросы его совершенствования // Мир закона. 2005. №6. 

2.Закон Республики Казахстан «О культуре» от 24 декабря 1996 года №56-1.

3.Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры // Сборник законов Казахской ССР и указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР. В 2 томах. Т 2: 1938-1981. А.: Казахстан, 1981. – 351 с.

4.Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече 2000, 2003. – 512 с.

5.Мадар. З. ЧССР. Законодательство и управление в области окружающей среды. М.: Прогресс, 1981. – 288 с.

6.Предотвращение незаконной торговли культурными ценностями. Справочник по выполнению Конвенции ЮНЕСКО 1970 года. / Автор и сост. П. Аскеруд и Э. Клеман. М.: Юни-Принт, 2002. – 261 с. 

Ильясова Г.С. О содержании понятия «историко-культурное наследие» // Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 2. – Петропавловск, 2006.

e-history.kz

Глава I. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития общества § 1. Соотношение понятий «культурное наследие» и «памятник культуры»

Осваивая природу и используя ее материалы и силы для своих нужд, человечество приобретало знания, умения, навыки, опыт. Все это вошло в каждый созданный артефакт, закрепилось и осталось в нем, «опредметилось» и осталось жить для новых поколений. Чтобы воспользоваться этим предметным и духовным богатством, нужно научиться извлекать из него содержание, понять, освоить. Это достигается с раннего детства через общение со взрослыми, а потом через воспитание, образование, обучение. Процесс передачи от поколения к поколению жизненного опыта, знаний, умений навыков через созданный людьми предметный мир К.Маркс назвал «распредмечиванием» сущностных сил человека1. Культурное наследие как совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач.

Однако ясная и понятная в теории проблема преемственности культуры на практике всегда представляет собой очень сложный вопрос, формы решения которого в разные эпохи истории человечества были различными (вспомним переход от античности к средневековью, от феодализма к капитализму), как правило, на всех его этапах шла упорная борьба между старым и новым с выявлением устойчивых и неустойчивых элементов культуры. В каждой культуре можно выделить разновременные слои культурного наследия: одни из них уходят вглубь веков, другие – являются вновь приобретенными. Это наличие разновременных элементов отражает диалектику развития культуры: с одной стороны, сохраняются сильные элементы прошлых этапов, представляющие культурное наследие – традицию, без чего нет этнической или исторической общности, с другой – отбрасываются устаревшие элементы (их нередко называют «пережитками»), задерживающие прогрессивное развитие, и они заменяются новыми, соответствующими изменившимся условиям нового этапа развития. Преемственность представляет собой процесс сохранения устойчивости культурного наследия, развивающегося и трансформирующегося в ходе органического соединения с новыми явлениями в культуре, отражающими реальную, современную жизнь общества.

От категории «общественное», «государственное достояние» следует отличать в чём-то схожее, но не тождественное понятие - культурное наследие, за которым сохраняется специфическое содержание. Культурное наследие - это часть общественного, в том числе и государственного достояния, которая освоена культурным поколением людей и передаётся им по наследству следующему поколению.

Не всё общественное, государственное достояние входит в понятие культурного наследия, ибо не всё, созданное обществом, выступает в его культурном виде. Есть общественные явления, результаты деятельности прошлых культур, от которых ныне живущее поколение хотело бы отказаться, но ещё не в силах этого сделать. Например, атомное оружие, алкоголь, наркотики, терроризм и другие явления. Таким образом, культурное наследие часто уже общественного, государственного достояния.

К понятию «культурное наследие» можно подходить с разных точек зрения, с юридической, философской, культурологической. Общепризнанной является позиция, согласно которой культурное наследие – это совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле – сумма доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, развитию и использованию в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с критериями социального прогресса.

К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребываемость.

В правовом подходе не учитывается эмоционально-ценностный аспект в интерпретации артефактов и текстов наследия. Но поскольку именно он формирует приятие или неприятие обществом или отдельной социальной группой культурных ценностей прошлого, то в данной работе под культурным наследием мы будем понимать совокупность объектов и явлений, несущих в себе ценностную, эмоционально-значимую для того или иного субъекта информацию, обладающую способностью влиять на развитие общественной системы.

Такой многоуровневой, сложной системой является культура. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса. Культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера» человека. Создавая продукт материальный или духовный (ценность), личность опредмечивает в нем саму себя, в той или иной мере свою индивидуальность. Культура - это самосознание общества каждого его периода, каждой прожитой эпохи. По творениям людей, по духовным и материальным ценностям, созданным ими в данную эпоху, мы судим о ее культуре, а по культуре - об обществе в целом.

Культурное наследие - это не только материальное богатство, но и общественные отношения людей, передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Развитие общества и развитие культуры возможно потому, что человечество хранит в своей памяти достижения прошлых веков, то, что открыто, познано, известно. Память человечества противостоит забвению, уничтожающей силе времени. Память – необходимое условие самосознания личности. Знание своих корней, своего прошлого рождает чувство ответственности перед обществом, связывает человека с прошлым и будущим. Социальная память для конкретного человека - это своего рода фундамент, на базе которого формируется индивидуальная память. Человек усваивает социальный опыт группы и общества, к которым он принадлежит. Индивид как бы погружается в жизненный поток, а социальная память является частью этого потока. Чаще всего индивид не замечает новоприобретенных ценностных установок, «впитанных» извне таким образом. Поэтому феномен социальной памяти состоит еще и в ее громадном, неосознаваемом влиянии, как на отдельного человека, так и на группу и общество в целом. Утрата памяти проводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного «Я». Своеобразие человеческой памяти состоит в том, что она не только естественно-природная, но и общественно-культурная. Осознание человеком самого себя в обществе дается освоением накопленного веками опыта, всего многообразия культуры своего и других народов, истории своей семьи, своего рода, своего отечества. Это важные элементы культуры личности. Человек, не знающий своего прошлого, вынужден заново определять себя и свое место в жизни, без исторического прошлого он не может ощутить будущего и живет только сегодняшним днем.

На информационной составляющей наследия останавливается и М.Е. Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»2. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д.С. Лихачев в своем проекте Декларации прав культуры. Он понимает под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом автор четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки).

Таким образом, культурное наследие – это совокупность ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, критически осваиваемых и используемых в системе синхронных общественных и культурных связей в соответствии с вызовами (потребностями) времени.

Средств сохранения и передачи опыта прошлого много. Это язык, письменность, все без исключения виды искусства, это библиотеки, музеи, картинные галереи, выставочные залы, это архитектурные сооружения, храмы, монастыри, дворцы, садово-парковые ансамбли, то есть все, что хранит историю народа, память о прошлом. Таким образом, трансляция социальной памяти происходит с помощью определенных знаковых систем, которые мы можем назвать памятниками.

Памятник - в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. В нашей стране очень часто материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия. Вместе с тем, как абсолютно справедливо отметила Т.Н. Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения»3. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия.

Памятниками истории и культуры мы будем считать сооружения, предметы, памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность. Различают памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, а также письменности.

Именно памятник является связующим звеном между цивилизациями, общественными структурами и непосредственно поколениями людей. Отсутствие научных принципов конституирования памятника порождает теоретический вакуум, который, в свою очередь, толкает к импровизациям. Решающими здесь оказываются нередко общественные пристрастия, а то и просто мода или реклама. Подлинное культурное значение памятника остается непрочитанным и непознанным. Определение содержания, смысловой нагрузки памятника, включение его в современный культурный контекст – это и научно-исследовательская и общественно-политическая задача.

Интерпретация наследия и превращение последнего в доступное и востребованное достояние - это целый комплекс мероприятий от формирования привлекательного образа объекта и включения его в информационное поле, до образовательной деятельности и предложений по использованию объекта наследия в соответствии с типом, состоянием, окружением и социально-культурной значимостью. Но главное - условия успешного взаимодействия в социуме требуют, чтобы интерпретации культурных текстов были конвенциализированными.

Социальную конвенциональность можно трактовать в широком смысле как свойство социальных субъектов сосуществовать на основе различных видов соглашения. Конвенциональность (от лат. conventio -соглашение) - термин, употребляемый в культурологии и социологии и обозначающий неотъемлемое качество культурного объекта, приобретаемое им в результате признания за ним (вследствие установления согласия между участниками социокультурного взаимодействия) определенного набора устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых. Это способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, который предполагает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи, это положение, обязательное для всех граждан, которое дает возможность договориться.

studfiles.net

1.2. Культурное наследие как система культурных ценностей

Проблема определения и освоения культурного наследия является на сегодняшний день, пожалуй, одной из наименее изученных нашей стране. Широко используя термин «культурное наследие», «культурные ценности» в публицистическом, а в последнее время в научном обиходе, употребляющие их авторы, как правило, избегают четкого раскрытия их значения, предпочитая педалировать слова «наследие», «ценности», как бы предполагая, что само их неоднократное повторение придает им некую весомость, не требующую уточнения. Конечно, при этом имеется в виду, что речь идет о чем-то особенно значимом, имеющем выдающийся характер и представляющем ценность для общества и государства. Однако, как только дело доходит до раскрытия сущности этих понятий, а вернее явлений, о чем будет сказано ниже, оказывается, что четкого ответа на этот вопрос, как и на вопрос о связи культурного наследия с культурными ценностями, нет.

Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие ясного понимания феномена культурного наследия и его составных частей негативно сказывается на состоянии этого самого наследия, приводит к крайней путанице понятий, препятствует разработке мер по его сохранению и правильному использованию. Столкновение разнонаправленных общественных интересов в отношении культурных ценностей вместо того, чтобы привести к выработке принципов общего согласия, еще более усугубляет ситуацию, особенно в сфере движимых и недвижимых культурных ценностей.

Этому есть свое объяснение. Несмотря на относительную молодость понятия «культурное наследие», именно стараниями российских ученых, в первую очередь Э.А.Баллера, впервые оно было рассмотрено на общефилософском уровне как совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле слова как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса (Преемственность в развитии культуры, М., 1969, с.70).

Не вдаваясь в критический разбор приведенного текста, следует заметить, что он четко фиксирует понятие культурного наследия как совокупности культурных ценностей. Последние разнообразны по своей природе и включают (помимо указанных Э.А.Баллером книг, произведений искусства, научных открытий) языки, философские системы, верования, религиозные системы, реликвии, традиции и обычаи, памятники культуры, источники знания и т.п. Следовательно, культурное наследие представляет собой весьма сложную систему, состоящую из множества разнохарактерных культурных ценностей, каждый вид которых нуждается в особых методах изучения, охраны и использования. Сложность состава культурного наследия и разнообразие входящих в него культурных ценностей являются на сегодняшний день главной причиной всех недоразумений в сфере работы с ним.

Несколько по-иному предстает проблема культурного наследия в странах Западной Европы и Северной Америки. Переводя проблему в практическое русло, еще в середине XX в. было достигнуто согласие о том, что понимать под наследием и культурными ценностями. Так, в Конвенции ЮНЕСКО «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» 1954 г. под ценностями понимались: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные и светские, археологические расположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций, указанных выше. Помимо этого Конвенция включала в состав культурных ценностей здания, главным и действительным назначением которых является сохранение и экспонирование движимых ценностей - музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т.п.

В 1972 г. на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» и в «Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия» были сформулированы оба эти понятия. Так, под культурным наследием было принято решение понимать: памятники - произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, включая пещеры и надписи, а также элементы, группы элементов или структуры, имеющие особую ценность с точки зрения археологии, истории, искусства или науки; ансамбли - группы изолированных или объединенный строений, которые в силу их архитектуры, единства или связи с пейзажем представляют особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места - топографические зоны, совместные творения человека и природы, представляющие особую ценность в связи с их красотой или интересом с точки зрения археологии, истории, этнологии или антропологии.

Аналогичным образом было сформулировано и понятие природного наследия. Нетрудно заметить, что принятые в практике ЮНЕСКО и ряда стран понятия «культурные ценности» и «культурное наследие» наиболее соответствуют принятому у нас понятию «памятник истории и культуры» в его толковании Законами СССР и РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976 и 1978 гг.). Само это толкование традиционно для России. Уже с 1920-х гг. постепенно расширялся перечень историко-культурных объектов, рассматривавшихся как памятники. В Постановлении Совмина СССР 1948 г. помимо отдельных памятников упоминаются ансамбли, архитектурные комплексы, памятные места, Постепенно список ценных в культурном отношении объектов расширился за счет включения в него исторических городов, исторических сел и т.п. Фактически приведенный в Законах СССР и РСФСР перечень памятных объектов аналогичен перечню объектов, относимых документами ЮНЕСКО как к культурным ценностям, так и культурному наследию.

В последнее время и у нас, говоря о памятниках, предпочитают пользоваться западноевропейской (международной) терминологией. Это, однако, чревато опасными последствиями. На Западе существует общественная договоренность по поводу раскрытия каждого термина. Культурная ценность и элемент культурного наследия - вполне оговоренные понятия: ни больше, ни меньше. Никому не придет в голову собственную оценку того или иного объекта предлагать как универсальную, собственноручно творить памятник. «Наиболее ценные в научном, художественном и культурном отношении объекты» там вполне достаточное определение, базирующееся на высоком культурном потенциале общества и специалиста в области охраны культурного наследия. Тщательное изучение объекта, обоснование его значимости (культурной ценности) - непременное условие работы с памятником. Отсутствие четко выверенных критериев оценки историко-культурных объектов, что еще нередко встречается у нас и приводит к неоправданному включению в разряд памятников малозначимых объектов, там невозможно.

И все же. Слияние в западноевропейской теории и практике понятий «культурная ценность» и «культурное наследие» показывает недостаточную разработанность понятийного аппарата, частично компенсирующуюся ясным пониманием существа предмета, о котором идет речь. Вековая традиция охраны памятников и наследия оказалась надежным подспорьем в безошибочном отборе действительно ценных в культурном отношении объектов для придания им статуса памятников. Вместо с тем стоит обратить внимание на тот факт, что и в документах ЮНЕСКО, и в аналогичных документах многих стран мира при определении понятий «культурные ценности» и «культурное наследие» их составители в основном ограничиваются перечнем объектов и ссылкой на их художественную, историческую, культурную и научную ценность, избегают формулировать сами эти понятия.

Причина этого кроется в методах подхода к объектам культурного наследия. И за рубежом, и у нас в стране долгое время их представляли в виде перечня объектов, несущих в себе признаки исключительности: древние сооружения, храмы, замки, крепости, дворцы, картины, старые книги, рукописи, археологические находки и т.п. Такой метод подхода может быть назван онтологическим. В известной мере он проявляется и сегодня, по крайней мере в текстах правовых и методических документов многих стран, в том числе и в России. Однако онтологический подход не в полной степени мог удовлетворить требования, предъявляемые к памятника и культурному наследию специалистами охраны, учеными, искусствоведами, архитекторами. При их активном содействии с первой четверти XX в. формируется ценностно-гносеологический подход к наследию, рассматривающий памятники как движимые, так и недвижимые в виде некоей ценности, играющей роль в познании прошлого, то ли в качестве источника нового знания, то ли выдающегося художественного или технического образа, то ли выполняющего роль пособия в воспитательных и образовательных целях. Именно с утверждением гносеологического подхода к наследию в большинстве правовых документов стран мира появилось упоминание о ценностном характере памятников.

Но и т.н. гносеологический подход не полностью оправдал ожидания. Более того, он еще более усложнил вопрос выделения ценностных объектов из окружающего человека предметного мира. Пришли в столкновение разнонаправленные интересы специалистов в разных областях знания. Проявилась тенденция объявлять памятником любой предмет, попадающий в поле зрения таких специалистов и способный служить им источником нового знания или технологическим, художественным образом.

В нашей стране эта ситуация усугублялась тотальной идеологизацией общества, проявлявшейся в частности в создании пропагандистских памятников различных типов (монументальная скульптура, мемориальные дома и памятные места) и отвержении историко-культурных объектов, не вписывавшихся в государственную идеологическую структуру.

Крушение этой структуры в годы так называемой перестройки имело своим следствием стремление со стороны значительной части специалистов, а также отдельных общественных групп объявить памятниками вообще все сооружения старше полувековой давности. Возникла идея, что памятники (все старше 50 лет) делятся на объекты актуальной культуры (собственно памятники) и неактуальной культуры (невостребованные пока памятники). В отношении первых осуществляются положенные охранные мероприятия, а вторые берутся на учет. Естественно возникает вопрос, какими средствами и силами осуществлять эту программу, если у государства не хватает средств не только на действенную охрану уже взятых на учет ценных объектов, но и на обеспечение этой охраны соответствующей документацией. При этом речь идет не только о единичных памятниках, но и о комплексах, исторических городах и поселениях, историко-культурной среде, исторических ландшафтах, произведениях садово-парковой культуры.

Нет сомнения, что все ценное в историческом, художественном, научном и культурном плане следует сохранять. Недаром культурное наследие принято рассматривать как общественное достояние. Но для того, чтобы осуществить в реальности эту благую цель, необходимо в первую очередь разобраться с тем, что собой представляет культурное наследие, какова его роль в жизни общества и из чего оно состоит. Ведь только ясное понимание сущности наследия способно определить место и значение этого феномена в жизни людей и общества в целом, разработать эффективные способы его сохранения и использования.

Все большее число людей склоняется к мысли, что природа наследия заключена не в его познавательном, эстетическом и информационном потенциале, а в другом. Это другое - широчайшая гамма отношений человека к предмету, сплетение множества интересов, предпочтений, базирующихся на особенностях человеческой натуры, ее знаний и чувств. Однако этого всего для понимания наследия недостаточно. Ведь сколько людей, столько и ценностей обретается в этом мире. И все они разные, иногда весомые, иногда незначительные. Однако вещь воспринимается отдельным индивидом как значительная, другой к ней безразличен. Следовательно, для выделения действительно реальных ценностей должен быть введен некий дополнительный параметр. Им сегодня следует признать общественный характер ценности, иначе говоря, признание ценности того или иного объекта на основе общественного согласия (общественный интерес). Существование общественного интереса к значительному числу объектов налицо. Он наблюдается в отношении того, что принято называть памятниками (движимыми или недвижимыми), в отношении обычаев и традиций, в отношении к языкам, религии и пр. Ведь ко всем им сегодня применимо понятие культурных ценностей.

Итак, можно сказать, что в понимании культурного наследия значительную, если не ведущую роль, играет отношение общества к объектам, признаваемым культурными ценностями. Значит, и изучение наследия должно вестись в первую очередь через исследование отношений общества к окружающему его предметному миру. Такой подход к культурному наследию может быть обозначен как социокультурный. Он предполагает раскрытие феномена наследия через изучение множества разнохарактерных интересов и предпочтений, выявляемых в обществе относительно предполагаемых его культурных ценностей. В социокультурном плане наследие предстает как общественный феномен, вызываемый к жизни общественным сознанием, служащий не только общему, но индивидуальным интересам, оказывающий большое воздействие на жизнь современного общества и подлежащий передаче последующим поколениям. Как таковой этот феномен нуждается в тщательном исследовании и структурировании. Ведь культурных ценностей множество, они различны по форме и содержанию и поэтому требуют разных подходов к их изучению, охране и использованию, Фактически, несмотря на прокламируемый интерес к культурному наследию, оно в своей совокупности продолжает оставаться и по сей день террой инкогнита, требующей своих первооткрывателей. Их будущий вклад в это дело никак не может быть компенсирован отдельными значительными в научном отношении, но совершенно разрозненными и не связанными общим подходом трудами ученых и специалистов-практиков.

Ценностный характер культурного наследия очевиден, Во-первых потому, что в его основе находится совокупность признаваемых обществом культурных ценностей, во-вторых потому, что оно само по себе обладает большой значимостью для жизнедеятельности общества. Именно через него общество имеет возможность воспринимать опыт, традиции и обычаи предшествующих поколений, творчески осваивать их, передавать последующим поколениям. Наследие не только свидетельство прошлого, но и действенный фактор современности, не теряющий своего значения и в будущем. Именно в этом смысле только и можно понимать его ценность. Оно не поддается денежной оценке. Лишь самые малые его элементы время от времени, попадая в круговорот рынка, становятся объектами купли-продажи и обретают тем самым денежную стоимость, иногда поражающую публику своей величиной. Нет сомнения, что попадая в круговорот обращающихся на рынке предметов культуры, отдельные виды культурных ценностей с приобретением денежной стоимости служат индикаторами проявляемого к ним со стороны общества интереса. Но вместе с тем весьма опасно пытаться по этой аналогии стремиться к денежной оценке хоть сколько-нибудь значительного массива культурных ценностей, находящихся в государственных или общественных хранилищах. Например, капризы рынка произведений искусства часто совершенно непредсказуемы. Сегодня в цене полотна авангардистов, завтра - классической живописи; сегодня за письмо Наполеона Бонапарта дают 10 тыс. долларов, а А.Эйнштейна - 500, завтра - все наоборот. Но кто может сказать, сколько стоит московский собор Василия Блаженного или Шартрский собор? Сколько стоит «Троица» Рублева или «Мона Лиза»? Цен на подобные культурные ценности не существует, да и не может существовать, поскольку продаже они не подлежат, а следовательно стоимости в реальном денежном выражении не имеют. Поэтому беспочвенны иногда предпринимаемые попытки на глазок или с помощью хитроумных математических построений определять реальную денежную стоимость ценностей, находящихся в национальных или государственных фондах.

Итак, пытаться оценить в денежном выражении стоимость культурного наследия - дело неблагодарное и безнадежное. Ценность наследия определяется другим, а именно постоянным целенаправленным интересом к нему общества, основанным на множестве интересов и предпочтений. Выявить их, описать, изучить категории их носителей, мотивации последних, структурировать культурные ценности по видам - таков далеко не полный перечень задач в формировании развернутого представления об общественном феномене, каким является культурное наследие.

Тщетны оказались бы также попытки определить объемы наследия, поскольку оно по причине своей природы находится в постоянном движении. Как и порождающие его к жизни интересы и предпочтения, наследие не имеет четко очерченных рамок своего объема. Новые интересы рождают новые ценности. Одновременно с угасанием интереса некоторые, связанные с ним, теряют свое значение. Можно образно сказать, что ценности, составляющие наследие, рождаются, живут и умирают. Но в отличие от живого существа интерес к той или иной вещи, утратившей со временем свое былое значение, а следовательно, и культурную ценность, может возродиться, возможно на качественно ином уровне и данная вещь вновь обретет статус элемента наследия. Многие весьма самонадеянно полагают, что наследие вечно и существует с незапамятных времен, Как далеки они от истины! Тому, что принято относить к культурным ценностям, от силы двести лет. Даже позднее многое, что ныне рассматривается как ценность (традиции, обычаи, философские системы, множество построек и бытовых вещей), никому и в голову не приходило считать чем-то значительным. А вспомним совсем недавнее время, когда предметы дворянской и буржуазной культуры не только предавались забвению, но и активно уничтожались. Кто-то возразит, что это было временным помрачением рассудка властей. Совсем нет, скорее общество и его активное большинство просто были не готовы к принятию, как им казалось, старых ценностей, да и не рассматривали их в качестве таковых. Старая культура имела своих носителей - относительно тонкий слой просвещенных людей. Она и ее проводники были почти с корнем выкорчеваны. Большая часть общества еще только приобщалась к культуре. Ее нетрудно оказалось переориентировать на новые идеалы построения светлого будущего. Естественно, что наследию, как таковому, в этой ситуации места не нашлось. Отдельные энтузиасты охраны памятников, например, не могли переломить ход событий, Музеи были ввергнуты в хаос перестроек, приведший к утрате множества собранных в них ценностей. Только утраты материальных и духовных ценностей в ходе Великой Отечественной войны, начавшийся подъем национального самосознания изменили отношение к наследию сначала в верхних эшелонах власти, а затем - с помощью массированной пропаганды - и в широких слоях народа. Конечно, свою роль при этом сыграли и продолжавшие существовать в народном сознании воспоминания о героическом прошлом страны, ее достижениях в науке, технике, искусстве и культуре.

Советское государство после этого почти пятьдесят лет пыталось навязать свои правила игры в культурное наследие, предполагавшие: его общенародную принадлежность (общенародное достояние), идеологический (политический) характер отбора в него ценностей, жесткую централизацию всего дела охраны и использования наследия. Правда, в то время под ним фактически понимались почти исключительно движимые и недвижимые памятники культуры. Жизнь показала несостоятельность навязанных правил игры. Музейные ценности продолжали во многих местах расхищаться, сами музеи влачили жалкое существование. Учет и хранение оставались на низком уровне. Не была налажена и система охраны недвижимых памятников. Значительное число их было сознательно снесено, еще больше разрушились от ветхости, Законы об охране и использовании памятников 1976 - 1978 гг. оказались неэффективными в деле обеспечения памятников юридической защитой.

Отказ от коммунистической идеологии и гибель советского государства не привели, однако, к заметным изменениям во взглядах значительной части русской общественности, ответственной за судьбу музеев и памятников. Среди нее по-прежнему сохраняются идеи о жестком государственном вмешательстве в дела наследия, всеобъемлющем контроле за его использованием, о приоритетном государственном финансировании музеев, охраны памятников и т.п. При этом мысль об ограниченности денежных средств любого демократического государства объемом собираемых им налогов как бы не приходит в голову.

Нет сомнения, что помощь культуре, забота о наследии - важная задача, стоящая перед любым государством, Однако ее осуществление возможно при соблюдении, по крайней мере, двух условий: наличия денежных средств и конкретной цели их расходования. Если рассматривать наследие как государственное имущество, любые усилия по его сохранению и использованию обречены на провал. Ибо нельзя объять необъятное и тем более его финансировать. Примеры из совсем недавнего прошлого, когда государство не смогло на протяжении многих десятилетий наладить эффективный учет, охрану и финансирование музеев и недвижимых памятников, наглядное тому доказательство.

Культурное наследие безусловно является всенародным достоянием в той же мере, как язык, культура, история. Но было бы негодным занятием подменять смысл слов, отождествляя достояние с собственностью. Разве государство или общество в лице своих институтов могут быть собственниками языка, литературы, искусства, культуры в целом? Но ни государство, ни общество не могут обходиться без них в своей повседневной деятельности. Удовлетворяя специфические общественные потребности, государство принимает меры по защите и развитию языка, изучению и популяризации истории, литературы, искусства, техники, естественной истории и т.д., создает различные учебные заведения, исследовательские институты и пр. Но в новой России, как впрочем и в большинстве стран мира, оно не является более единственным их хозяином, с ним в этой роли соперничают на равной основе общественные организации и частные лица.

Аналогично обстоит дело и с культурным наследием. Являясь всенародным достоянием, оно в то же самое время принадлежит разным собственникам или не принадлежит никому конкретно (тот же язык, литература). Государство может выступать в лице своих институтов собственником части материальных культурных ценностей, сосредоточенных в государственных музеях и архивах, а также недвижимых историко-культурных объектов, состоящих на государственной охране. Значительная часть подобных ценностей остается в руках негосударственных юридических и частных лиц, являющихся бесспорным их собственниками со всеми вытекающими из этого последствиями. Роль же государства в отношении этой части материального культурного наследия заключается в создании эффективной правовой основы для ее сохранения и безопасного использования. Общественным и частным владельцам культурных ценностей должна быть гарантирована правовая защита их интересов перед лицом закона в случаях покушения на их собственность.

Описывая феномен культурного наследия, невозможно обойти стороной характеристики его составляющих - культурных ценностей, Выше уже говорилось о своеобразии ценностного восприятия наследия через призму общественных интересов и предпочтений. Теперь представляется обоснованным рассмотреть те разновидности (типы) ценностей, которые составляют материальную часть наследия и в качестве таковых оказываются объектами, требующими правовой защиты и охранного регулирования.

Культурная ценность той или иной вещи (объекта) возникает в случае ярко выраженного по отношению к ней общественного интереса или предпочтения. Поскольку последние до настоящего времени еще не стали предметом специального интереса науки, укажем лишь на наиболее часто встречающиеся. Как правило, большинство исследователей подходит к вещи с вопросом: может ли она быть использована как источник получения новой информации, нового знания? В том случае, если вещь, находящаяся в сфере внимания ученого, удовлетворяет этому требованию, то она закрепляется в его сознании как источник знания. Введение этого источника знания в научный оборот придает ему общественную культурную ценность, превращает тем самым в элемент (микроэлемент) культурного наследия. Та же вещь, уже получившая признание, как, например, исторический источник и используемая в образовательном процессе в качестве учебного образца, также может быть рассмотрена как своеобразная культурная ценность.

Далее, представим невероятное совпадение, хотя может быть и не такое уж невероятное - все та же вещь привлекла к себе внимание общественности своей древней фактурой, необычайным видом, духом прошлого. Она будит воспоминания, заставляет рассматривать себя как послание от предков - в этом случае она выступает как памятник ушедшей культуры, что само по себе также культурная ценность.

Продолжим ряд ценностных превращений вещи. Вот она, как памятник, или источник знания, или произведение искусства, или драгоценность, или реликвия (все - продолжение этого ряда) попадает в музей. Там она становится музейным предметом, что в очередной раз ставит ее в ряд культурных ценностей. Все сказанное совсем не означает, что каждая вещь, взятая из предметного мира, окружающего человека, становится культурной ценностью. В них превращаются только те их них, которые привлекают к себе устойчивый общественный интерес. Многие вещи находятся вне общественного внимания и поэтому лишены культурной ценности. Правда, в окружающем нас мире существует множество миров индивидуальных предпочтений, этакие своеобразные наследия отдельных людей. Эти миры подчас бывают весьма содержательными и интересными, но, как правило, не востребуются обществом за исключением ограниченного числа случаев. Например, если общество сталкивается с миром выдающейся личности, то все его содержимое приобретает известную ценность и по мере возможности попадает в разряд культурного наследия. Яркими свидетельствами подобных превращений индивидуальных ценностей в общественные являются мемориальные дома, усадьбы, мемориальные комплексы в музеях, архивах и библиотеках.

Культурными ценностями, как свидетельствует отечественный и международный опыт, являются не только отдельные вещи, но и их комплексы, а также хранилища ценностей: музеи, архивы и библиотеки. При всех их отличиях от единичных вещей, они тем не менее своей принадлежностью к наследию обязаны именно проявляющимся к ним со стороны общества интересу и предпочтению. Культурную ценность при этом определяет не простое сложение находящихся в них замечательных объектов, а вся совокупность их собраний. Недаром на Гаагской конференции в заключительном акте о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954) среди них упоминались не только собрания подлинников, но и воспроизведений, которые по своему характеру и полноте обладают собственной значительной культурной ценностью. Здесь уместно вспомнить о целенаправленном создании музеев воспроизведений как в России (Музей имп. Александра III в Москве), так и за рубежом.

Не предваряя итогов будущих изысканий в области разработки методов изучения культурного наследия, остановимся вкратце на возможности структурализации культурных ценностей. Этот вопрос имеет важное значение для практической работы с ними, поскольку, как показывает одно лишь перечисление типов ценностей, приведенные выше, их характер разного подхода как при их систематизации, так и использовании. Подчеркнем еще раз, что речь пойдет только о материальных культурных ценностях. В настоящее время в литературе выделяются следующие термины для культурных ценностей.

Источники (нового) знания - материальные объекты (включая письменные и кино-фото-фонодокументы), используемые главным образом специалистами с целью получения новых фактов в различных областях знания. Культурная ценность определяется способностью объекта содержать потенциально новую информацию, способную изменить уже существующие представления о тех или иных фактах и событиях. В настоящее время имеется достаточно четко разработанная систематизация источников знания, главным образом исторических источников. Существуют разные методы работы с источниками знания. Основными местами хранения выявленных источников являются архивы, музеи и библиотеки.

Произведения искусства приобретают характер культурных ценностей, будучи признанными в этом качестве искусствоведами, собирателями, в том числе и музейными работниками, а также сообществом или отдельными группами художников. Существует развернутая систематизация по видам искусства. Местонахождение: музеи, картинные галереи, общественные и частные собрания, мастерские художников.

Образовательные пособия. В их качестве могут выступать как подлинники, так и воспроизведения последних, а кроме того специальные вспомогательные средства, как то: графики, диаграммы, диарамы и пр. Приобретают культурную ценность в музеях своей способностью эффективно служить наглядным пособием в образовательных и воспитательных целях. Развернутой систематизации не существует.

Художественные и технологические образцы приобретают характер культурных ценностей в силу своей способности служить творческим примером все новым поколениям художников, ваятелей, зодчих, конструкторов. К ним относятся: произведения живописи, графики, ваяния, монументального искусства, архитектуры и градостроительства, промышленные сооружения. Особой систематизации не существует. Ценностный характер данных образцов определяется силой их воздействия на упомянутый контингент творческих работников.

Драгоценности переходят в разряд культурных ценностей в случае их уникальности, высокого художественного исполнения, признания национальным сокровищем, в связи с былой принадлежностью выдающимся лицам. К ним могут относиться: ювелирные изделия, вещи из драгоценных металлов и камней, а также природные образования тех же материалов, имеющие выдающиеся формы и красоту. Систематизации по данному признаку не существует.

Реликвии (религиозные, светские) уже в силу своего достоинства имеют выдающееся значение и высокую культурную ценность для общества, народа или народностей. Интерес к ним сродни благоговению, поклонению. Местонахождением их являются почти исключительно государственные и конфессиональные хранилища. Представлены широким спектром объектов от мощей, кусочков дерева и ткани до произведений живописи, ваяния и манускриптов. Систематизации не подвергались.

Музейные предметы имеют характер культурных ценностей уже в силу их принадлежности к музейному собранию. Их можно рассматривать в качестве источников знания и образовательных пособий. Существует несколько различных видов классификации. Главным ценностным признаком музейных предметов следует признать возможность чувственного восприятия их посетителями музеев. Фактически, в своем подавляющем большинстве , музейные предметы ничто иное как движимые памятники культуры, помещенные в музей.

Памятники культуры движимые и недвижимые как культурная ценность представляют собой объекты, с помощью которых человек может устанавливать эмоциальную и эстетическую связь с прошлым, вести «диалог культур». Памятники выделяются из предметного мира культуры на основе эмоциальных интересов и предпочтений тех или иных общественных групп. Устанавливаемая между памятником и человеком интенциональная связь имеет предпочтительно активный характер. Видовое разнообразие памятников огромно. Имеющиеся варианты систематизации неудовлетворительны, поскольку игнорируют разнообразие чувственных и эстетических восприятий объектов, а также взаимозависимость, существующую между памятниками и живыми традициями и обычаями.

Сложными по своей структуре культурными ценностями можно считать объекты комплексного характера. Выше были перечислены ценности, сгруппированные по типам отношений (интересов), справедливых для каждого отдельного их элемента. В комплексных объектах, таких как музеи, архивы, библиотеки. Наконец, историко-культурная среда, природно-культурная среда, ценностный характер их определяется на основе суммарной оценки культурной значимости составляющих их элементов. Это довольно просто определить для хранилищ ценностей - музеев, библиотек, архивов. Здесь ясно, что для них культурная ценность, даже степень ее, складывается из суммы ценностей хранимых объектов плюс ценность хранилища как культурного учреждения (богатство фондов, хорошо поставленное обслуживание посетителей, высокий уровень обработки фондов и т.д.).

В отношении средовых объектов все обстоит много сложнее. Так, историко-культурная среда имеет культурную ценность как комплексный объект, в котором собраны воедино недвижимые памятники разных видов и времен. При этом они находятся на исторически сложившейся территории и зависимы от нее. Данная территория культурно обустраивалась на протяжении весьма длительного времени и включает помимо построек историческую улицу, площадь, парк, сквер или другое свободное пространство. Совокупность памятников, городского и природного ландшафта создают вместе незабываемый образ, который может быть назван культурной ценностью. Но в то же самое время отдельные элементы такой среды могут быть рассмотрены самостоятельно в качестве других видов культурных ценностей: постройки - как художественных и технологические образцы или произведения искусства (архитектуры), или образовательные пособия. Это несправедливо и в отношении окружающей территории. Понятие историко-культурной среды так, как оно применено в данном случае при рассмотрении феномена культурных ценностей, не совпадает с принятым в градостроительных дисциплинах. Здесь допустимо включить в него также исторические города и поселения, садово-парковые ансамбли и ландшафты и пр.

Несколько слов о природном наследии, выделенном в документах ЮНЕСКО в самостоятельную категорию. С позиций социокультурного подхода к наследию представляется излишним его дробление на культурное и природное. В самом деле, и та и другая категория определяются в тех же документах по значению, придаваемому им человеком. В качестве основного критерия отнесения тех или иных природных объектов к разряду наследия указываются: а) ценность с точки зрения эстетики и науки; б) ценность с точки зрения науки и сохранения; в) ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты. Во всех трех случаях явно просматривается ценностное отношение, базирующееся на культурном опыте человека. Иначе говоря, как для культурного, так и природного наследия критерии определения их значимости одинаковы. Именно поэтому последним видом культурного наследия можно считать природно-культурную среду в ее разнообразии, представляющем ценность для человека. При этом, естественно, отдельные ценностные элементы, а также из группа вполне логично могут быть распределены по ряду вышеуказанных видов культурных ценностей.

В заключение необходимо заметить, что изложенные выше соображения о феномене культурного наследия и его составных частей имеют постановочный характер. Как уже отмечалось выше, новый подход к изучению культурного наследия находится в самой начальной стадии формирования. Тем не менее он представляется весьма плодотворным, поскольку в состоянии дать ответы на многочисленные вопросы, остающиеся до настоящего времени без ответа.

studfiles.net

Понятия «историко-культурное» наследие.

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Охрана объектов природного и культурного наследия России » 1. Понятия «историко-культурное» наследие.

    1. Понятия «историко-культурное» наследие.
    Историко-культурное наследие - это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передаваемая поколениям, как нечто ценное и почитаемое. Недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) – это материальная основа историко-культурного наследия. Одним из первых законодательных актов, где встречается этот термин, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 41), принятые в 1992 году. В то же время в Законе РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978 г.), а также в отраслевых нормативных правовых актах применялся термин «памятники истории и культуры». В настоящее время понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры» используются в законодательстве России для обозначения недвижимого имущества, обладающего историко-культурной ценностью. В Конституции РФ, закрепившей культурные права и свободы человека, для обозначения созданных людьми ценностей употребляются термины «культурные ценности», «памятники истории и культуры», «историческое и культурное наследие» (ст. 44, 72). Отличие культурного наследия от культурной ценности заключается в том, что культурное наследие обладает свойствами старины. С 2001 г. термин «объект культурного наследия» уже прочно укоренился в Российском законодательстве. С принятием в июле 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» можно говорить об окончательном обновлении понятийного аппарата, который сформировался в современном понимании, сформировавшегося в советскую эпоху. Следует подчеркнуть, что современное понимание термина "памятник истории и культуры" не соответствует его пониманию в значении, определенном Законом СССР 1976 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (позднее - одноименным Законом РСФСР 1978 г.). Современное определение понятия в статье №73-ФЗ исключает нематериальные культурные ценности. Происходит выделение недвижимых культурных ценностей в особую правовую категорию. Общественные отношения, складывающиеся по поводу недвижимого имущества, имеют свои особенности и регулируются не только гражданскими делами и уголовным законодательством, но и земельными законодательствами. Единый государственный реестр – информационная система, содержащая сведения об объектах культурного наследия. Атрибуция объектов культурного наследия – установление автором времени создания и назначения объектов культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия – система правовых, организационных, материально-технических, информационных и иных мер, применяемые органами государственной власти РФ. Эти меры направлены на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения. Предмет охраны – особенности объектов культурного наследия, послуживших основой для включения его в реестр. Ограничение (обремененность) – пользование, владение или распоряжение объектов культурного наследия; - установленные законодательством обязательства по сохранению объектов культурного наследия. Охранная зона – территория в пределах которой в целях обеспечения сохранения объектов культурного наследия в его историческом окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность. Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.     Лекция, реферат. 1. Понятия «историко-культурное» наследие. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    « Предыдущая глава Оглавление вперед » « | » 2. Историко-культурная среда и ее составляющие части.

     

     

referatwork.ru

Понятие «культурное наследие». — КиберПедия

Изучение и использование культурного и природного наследия: социокультурные основания и смыслы. Музеефикация как способ сохранения и актуализации культурного и природного наследия.

 

Понятие «культурное наследие».

 

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, культурное-историческое наследие, историко-культурное наследие, одно из ключевых понятий соврем, культурологии и памятниковедения.

Под К. н. понимают:

I) совокупность связей, отношений и результатов духовной деятельности прошлых историч. эпох;

2) совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями.

В наст, время внимание учёных всё более привлекает рассмотрение состава ценностных объектов, его составляющих: пам., источники знания, средства общения и воспитания, произв. иск-ва, философ, и полит. идеи (системы), религ. системы, обычаи, традиции, достижения науки и техники и т.п.

К. н. — ценностная категория, включающая в себя всё богатство предшествующего культурного опыта человечества. Его объём находится в прямой зависимости от достигнутого уровня развития культуры.

 

Подходы к изучению и принципы классификации. Типы, виды и категории культурного наследия.

Конвенция о всемирном культурном наследии (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, ЮНЕСКО, 1972)):

Культурное наследие:

  • памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи;
  • ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность;
  • достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы.

природное наследие:

  • природные памятники
  • геологические и физиографические образования
  • природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны

2. все материальные свидетельства человека (с сер. 1950-х)

Понятия фольклорное, научное, индустриальное наследие постепенно объединялись в единое понятие наследия.

3. появление термина «нематериальное наследие» (2003 – конвенция юнеско). Оно происходит из стран Азии (в особенности Японии и Кореи) и основывается на следующей идее: чтобы передача была эффективной, она должна производиться самими носителями ,из чего возникло понятие «живые сокровища человечества».

 

 

Угрозы культурному и природному наследию.

 

Война

Природные катаклизмы

Халатное отношение

Использование не по назначению

 

 

Объекты и субъекты охраны.

 

Объекты – памятники обладающие материальностью

Субъекты – люди, носители нематериального наследия

 

Проблемы охраны культурного наследия в современном мире.

 

Терроризм – Сирия (казнь Халеда Асаада, знаменитого археолога, хранителя Пальмиры)

 

Аксиология объектов культурного наследия.

 

 

Проблемы аутентичности объектов культурного наследия.

Использование

Окружение объекта наследия (его среда)

Реконструкция и реставрация

На какой период восстанавливать

ð Создание цифровых 3d моделей.

Музеефикация как способ сохранения и актуализации культурного и природного наследия.

Перенесение предмета в музей

Музей как место культурного наследия

 

Возможности и границы использования недвижимых памятников истории и культуры в музейных целях. Обобщение информации об этой категории памятников и подготовка их к включению в экспозиционный ансамбль или к самостоятельному показу.

Воссоздание атмосферы – создание тематико-функциональных моделей показа (скансены).

 

Методология, методика и этапы музеефикации памятников истории и культуры, археологии, науки и техники, промышленности.

1) Выявление памятника (экспертное заключение о значимости)

2) Состояние объекты – требует ли он реставрации или консервации.

3) Создание концепции показа: что восстанавливать, как, на какой период, что будет представлено

 

Изучение и использование культурного и природного наследия: социокультурные основания и смыслы. Музеефикация как способ сохранения и актуализации культурного и природного наследия.

 

Понятие «культурное наследие».

 

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, культурное-историческое наследие, историко-культурное наследие, одно из ключевых понятий соврем, культурологии и памятниковедения.

Под К. н. понимают:

I) совокупность связей, отношений и результатов духовной деятельности прошлых историч. эпох;

2) совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями.

В наст, время внимание учёных всё более привлекает рассмотрение состава ценностных объектов, его составляющих: пам., источники знания, средства общения и воспитания, произв. иск-ва, философ, и полит. идеи (системы), религ. системы, обычаи, традиции, достижения науки и техники и т.п.

К. н. — ценностная категория, включающая в себя всё богатство предшествующего культурного опыта человечества. Его объём находится в прямой зависимости от достигнутого уровня развития культуры.

 

cyberpedia.su