Оппортунисты. Оппортунизм что это такое примеры


Оппортунизм — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

Оппортуни́зм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.

В современной экономической науке под оппортунизмом понимают …следование своим интересам, в том числе обманным путём, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.

О. Уильямсон (1985)[1]

Принципы

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Термин «оппортунизм» часто используется в унизительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким образом, обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами.

Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а в другое время необходимо сохранить политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или верования стимулируют центробежные тенденции.

Если бы политические принципы сохранялись бы в жесткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных» людей, поддерживающих политическую практику, основанную на такого рода «несгибаемых» принципахК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2738 дней]. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.

Оппортунистическое поведение может очевидным образом проявляться в стратегических союзах, в которых одна из сторон зачастую стремится извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.

С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснение необходимости сохранения союза может быть утрачено.

Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции и политической гибкости в такой пропорции, чтобы поведение организации было морально последовательным. Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.

Оценка

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Однако подобный идеал на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления оппортунизма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определенном контексте, или с определенной точки зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную оценку оппортунизма довольно трудной.

Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется за то, что является близоруким или ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением упускаются соответствующие отношения между используемыми средствами и конечными целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.

Источники

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Некоторые политологи находят источник оппортунизма в определенной политической методологии, которая применяется, чтобы сохранить или увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».

Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает из восприятия относительных величин риска, связанных с альтернативными вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С большей вероятностью такая организация до некоторой степени поставит под угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне зависимости от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается давление на политические принципы.

Дилемма

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму о том, настаивать ли на собственных принципах (и подвергаться риску изоляции) или смягчать свою позицию ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.

Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого правила, никакой техники («философского камня», «серебряной пули»), которая могла бы полностью предотвратить оппортунизм. В лучшем случае можно знать о возможности, что оппортунизм может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.

Некоторые политические деятели утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере, остается на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определенном контексте может стать существенно большей ошибкой.

Специфический французский контекст

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Во Франции «оппортунистами» называют умеренных республиканцев, типа Леона Гамбетты, которые доминировали в Третьей республике после поражения монархистов в конце XIX столетия.

Применение термина в марксистской традиции

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Частое применение термина «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.

В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.

Оппортунизм отразился в трудах Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.

В период деятельности Первого и Второго интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Оппортунизм получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектантства и других.

Оппортунизм подразделяется на правый и левый.

Правый оппортунизм:

  • сотрудничество антагонистических классов;
  • отказ от революционных методов борьбы;
  • отказ от диктатуры пролетариата.

Левый оппортунизм делает ставку на революционное насилие.

В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский интернационал, Социалистический интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).

Большевики объявили войну оппортунистическим идеям, с точки зрения большевиков оппортунизм толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый оппортунизм), либо на путь капитуляции пролетариата (правый оппортунизм). Например, в трудах Г. В. Плеханова оппортунизм проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в социализм.

Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.

Против оппортунизма выступил Третий интернационал (Коминтерн).

Использование термина в современной экономической науке

Оппортунизм как степень следования экономического агента собственным интересам рассмотрен в работах Оливера Уильямсона[2].

С точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в том числе обман, введение в заблуждение, искажение и сокрытие истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины[3]. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда.

Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальных механизмов корпоративного управления для разрешения.

Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост[4].

См. также

Напишите отзыв о статье "Оппортунизм"

Ссылки

  • [tapemark.narod.ru/kommunizm/134.html Научный коммунизм: Словарь (1983) / Оппортунизм]

Примечания

  1. ↑ Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. — 1993. Вып. 3. — С. 39−49. [web.archive.org/web/20070205053256/www.hse.ru/science/igiti/thesis3/3_1_3Willi.pdf pdf]
  2. ↑ См. его работы, переведённые на русский язык: Поведенческие предпосылки современного экономического анализа (1985) // THESIS. — 1993. Вып. 3. — С. 39−49. [web.archive.org/web/20070205053256/www.hse.ru/science/igiti/thesis3/3_1_3Willi.pdf pdf]; Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация (1985). — СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.
  3. ↑ См. пример Джорджа Акерлофа с рынком «лимонов».
  4. ↑ Подробнее см.: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчёт согласия. Логические основания конституционной демократии; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. — В кн.: Бьюкенен Дж. М. Сочинения. Конституция экономической политики. Расчёт согласия. Границы свободы / Нобелевские лауреаты по экономике. Т. 1 / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997; Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. — СПб.: Экономическая школа, 2005. — 272 с.

Отрывок, характеризующий Оппортунизм

– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа. Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе. – Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь. Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен. – Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто. – Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит. Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему. – Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку. – Не убит, ранен, – поправил другой офицер. – Да кто? Кутузов? – спросил Ростов. – Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо. Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены? – Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют! – О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе. Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют. «Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных. Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями». В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя. «Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова. Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно. «Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою. «Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя. В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю. «И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет. Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя. Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними. Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами. – Тит, а Тит! – сказал берейтор. – Чего? – рассеянно отвечал старик. – Тит! Ступай молотить. – Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка. В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов. Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами. Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста. В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам. В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми. Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась. Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд. – Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!… Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его. – Пошел на лед! пошел по льду! Пошел! вороти! аль не слышишь! Пошел! – вдруг после ядра, попавшего в генерала, послышались бесчисленные голоса, сами не зная, что и зачем кричавшие.

wiki-org.ru

Оппортунизм - это... Что такое Оппортунизм?

Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.

Термин «оппортунизм» может применяться в различных значениях, чаще всего под ним подразумевается:

  • термин, обозначающий не ложь, а некоторую недоговорку со стороны более осведомленного участника беседы, например: при заключении сделки партнёрами, когда осведомлённая сторона рассказывает о реальных плюсах, но умалчивает о достоверно известных ей минусах.
  • стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает;
  • практика отказа от некоторых важных политических принципов, которые были предварительно выдвинуты, с целью достижения политической власти или усиления политического влияния;
  • тенденция в мысли или практической политике, заключающаяся в стремлении набрать политический капитал и достичь частичной выгоды для того, чтобы завоевать доверие людей, демонстрируя твёрдые принципы или улучшая уровень политической сознательности масс.
  • такое поведение человека, когда он преследует свою выгоду, пренебрегая общественным договором

Большинство политических деятелей являются «оппортунистами» по крайней мере до некоторой степени (они стремятся использовать политический момент в своих целях). Основным предметом спора является соотношение между «использованием политического момента» и верности политическим принципам.

В современной экономической науке под оппортунизмом понимают

«следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.»

О.Уильямсон (1985)[1]

Принципы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Термин «оппортунизм» часто используется в унизительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким образом, обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами.

Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а в другое время необходимо сохранить политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или верования стимулируют центробежные тенденции.

Если бы политические принципы сохранялись бы в жесткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных» людей, поддерживающих политическую практику основанную на такого рода «несгибаемых» принципах[источник не указан 653 дня]. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.

Оппортунистическое поведение может очевидным образом проявляться в стратегических союзах, в которых одна из сторон зачастую стремится извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.

С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснение необходимости сохранения союза может быть утрачено.

Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции и политической гибкости в такой пропорции, чтобы поведение организации было морально последовательным. Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.

Оценка

Однако подобный идеал на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления оппортунизма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определенном контексте, или с определенной точки зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную оценку оппортунизма довольно трудной.

Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется за то, что является близоруким или ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением упускаются соответствующие отношения между используемыми средствами и конечными целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.

Источники

Некоторые политологи находят источник оппортунизма в определенной политической методологии, которая применяется, чтобы сохранить или увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».

Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает из восприятия относительных величин риска, связанных с альтернативными вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С большей вероятностью такая организация до некоторой степени поставит под угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне зависимости от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается давление на политические принципы.

Дилемма

До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму о том, настаивать ли на собственных принципах (и подвергаться риску изоляции) или смягчать свою позицию ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.

Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого правила, никакой техники («философского камня», «серебряной пули»), которая могла бы полностью предотвратить оппортунизм. В лучшем случае можно знать о возможности, что оппортунизм может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.

Некоторые политические деятели утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере остается на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определенном контексте может стать существенно большей ошибкой.

Специфический французский контекст

Во Франции «оппортунистами» называют умеренных республиканцев, типа Леона Гамбетты, которые доминировали в Третьей республике после поражения монархистов в конце XIX столетия.

Применение термина в марксистской традиции

Частое применение термина «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.

В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.

Оппортунизм отразился в трудах Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.

В период деятельности 1 и 2 Интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Оппортунизм получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектанства и других.

Оппортунизм подразделяется на правый и левый.

Правый оппортунизм:

  • сотрудничество антагонистических классов;
  • отказ от революционных методов борьбы;
  • отказ от диктатуры пролетариата.

Левый оппортунизм делает ставку на революционное насилие.

В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский Интернационал, Социалистический Интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).

Большевики объявили войну оппортунистическим идеям, с точки зрения большевиков оппортунизм толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый оппортунизм), либо на путь капитуляции пролетариата (правый оппортунизм). Например, в трудах Г. В. Плеханова оппортунизм проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в социализм.

Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако, некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.

Против оппортунизма выступил третий Интернационал (Коминтерн).

Использование термина в современной экономической науке

Оппортунизм как степень следования экономического агента собственным интересам рассмотрен в работах Оливера Уильямсона[2].

Таким образом, с точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины[3]. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда.

Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальные механизмы корпоративного управления для разрешения.

Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост[4].

Внешние ссылки

Примечания

  1. ↑ Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. — 1993. Вып. 3. — С. 39−49. pdf
  2. ↑ См. его работы, переведённые на русский язык: Поведенческие предпосылки современного экономического анализа (1985) // THESIS. — 1993. Вып. 3. — С. 39−49. pdf; Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация (1985). — СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.
  3. ↑ См. пример Джорджа Акерлофа с рынком «лимонов».
  4. ↑ Подробнее см.: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. — В кн.: Бьюкенен Дж. М. Сочинения. Конституция экономической политики. Расчёт согласия. Границы свободы / Нобелевские лауреаты по экономике. Т. 1 / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997; Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. — СПб.: Экономическая школа, 2005. — 272 с.

dic.academic.ru

Виды оппортунистического поведения | E-educ.ru

Ситуация оппортунизма (Оливера Уильясона) — преследование личного интереса с использованием коварства или достижения цели любой ценой. Поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием обмана, хитрости и коварства, в экономической теории принято называть оппортунистическим поведением.

Пример: человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Т.е. занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой (или искаженной информации), используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента.Для организаций: подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии (когда у одной стороны больше информации, чем у другой), что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

Виды оппортунистического поведения:1. Трудовой оппортунизм («отлынивание от работы» — shirking).Пример: человек, нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку никто не станет нанимать сторожа и его контролировать. 2. Оппортунизм и на уровне менеджеров. Пример: расширенное потребление менеджеров (overconsumption), когда последние говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать. Или, если менеджер вкладывает средства корпорации в рискованные проекты.

Существуют издержки, связанные с оппортунизмом.Пример: преодолением нечестности партнера по отношению к вам, приводят к тому, что вы либо нанимаете надсмотрщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера, и т.д.

e-educ.ru

ОППОРТУНИЗМ это что такое ОППОРТУНИЗМ: определение — Философия.НЭС

ОППОРТУНИЗМ

от лат. opportunus - благоприятный, удобный) - беспринципность, готовность приспособиться к любой ситуации, для того чтобы можно было добиться удовлетворения своих потребностей при минимальных усилиях. Оппортунист, смотря по обстоятельствам, не колеблясь принимает за основу те или иные факты.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

Оппортунизм

лат. opportunus — удобный) — приспособление политики и идеологии рабочего движения к интересам и потребностям непролетарских (буржуазных и мелкобуржуазных) слоев. Оппортунизм обычно связан с ревизионизмом или догматизмом. Различают правый и «левый» оппортунизм. Правый оппортунизм возникает вместе с возникновением организованного рабочего движения (тред-юнионизм, лассальянство, «экономизм» и т. д.). Он выражается в отрицании революционных методов борьбы, в соглашательстве с буржуазией и в конечном счете в фактическом отказе от борьбы за социализм. Правооппортунистическая идеология и политика отражают интересы тех мелкобуржуазных кругов (в том числе и обуржуазившейся части рабочего класса), которые могут сносно существовать и при капитализме и поэтому выступают против радикальной ломки капиталистических общественных отношений, поддерживают реформизм. Как правило, рост правого оппортунизма наблюдается в относительно «спокойные» эпохи, когда отсутствуют революционные кризисы, нормально функционирует механизм демократии буржуазной. Так, относительно «мирный» характер развития капитализма с 1871 по 1914 г. «давал, — как писал Ленин, — питание оппортунизму сначала как настроению, потом как направлению и, наконец, как группе или слою рабочей бюрократии и мелкобуржуазных попутчиков» (т. 27, с. 118). Именно в этот период правый оппортунизм, уходящий корнями в бернштейнианство, превратился в значительную политическую силу, подчинил своему влиянию ведущие партии II Интернационала, что привело к расколу рабочего движения. Вплоть до настоящего времени правые оппортунисты сохраняют сильные позиции в рабочем движении, играют немалую роль в приспособлении капитализма к современным условиям. Подвергая принципиальной критике оппортунизм международной социал-демократии, коммунистические партии вместе с тем выступают за преодоление раскола, за единство действий с социалистическими партиями (см. Единство действий рабочего класса). Борьба между марксистами и оппортунистами время от времени вспыхивает и внутри самих коммунистических партий. Так было, например, в середине 20?х гг., когда Интернационал Коммунистический вынужден был очищаться от правых элементов. Так было в конце 50?х гг., когда волна ревизионизма поднялась в ряде коммунистических партий. Поэтому сохранение бдительности против правооппортунистической опасности остается одной из важнейших задачмеждународного коммунистического движения. «Левый» оппортунизм внешне диаметрально противоположен правому. Он ратует за самые решительные и сверхреволюционные методы борьбы, отвергает всяческие компромиссы, любую возможность сотрудничества с реформистскими организациями, пренебрежительно относится к борьбе за осуществление частичных требований трудящихся. Однако эта противоположность весьма относительна. Подобно правому, «левый» оппортунизм отражает настроения мелкобуржуазных слоев. Но если за правыми стоит профсоюзный чиновник, представитель обуржуазившейся верхушки рабочего класса, то «левых» поддерживает, по выражению В. И. Ленина, «взбесившийся мелкий буржуа», нередко выбитый из колеи нищетой, страданиями и готовый пойти на все, лишь бы вырваться из ужаса отупляющей жизни. Так же как и правый, «левый» оппортунизм искажает революционную теорию. Он отдает дань анархизму и догматизму. И правый и «левый» оппортунизм тормозят развитие революционного процесса, толкают рабочее движение на неправильный путь: первый — к соглашательству, второй — к авантюрам. Опыт показывает, что оживление деятельности левооппортунистических элементов происходит, как правило, в период обострения классовой борьбы, усиления трудностей и лишений. «Левые коммунисты» 1918 г. и троцкистская оппозиция — типичные примеры «левого» оппортунизма, пытавшегося найти выход из трудностей в решительных, но, по существу, бесплодных и вредных акциях. В международном плане левооппортунистические элементы представлены ныне троцкизмом, который ведет яростную антикоммунистическую, антисоветскую пропаганду. Заметное оживление леворадикальных настроений в 60?е гг. было связано с влиянием ошибочной, левацкой политической линии Мао Цзэдуна.

Оцените определение:

Источник: Научный коммунизм. Словарь

ОППОРТУНИЗМ

франц. opportunisme, от лат. орportunus - удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действит. интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции перед буржуазией или посредством неоправданных и провокац. действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.

О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го

Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой - М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики; в теоретич. плане он обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организац. отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом один вид О. может перерастать в другой.

Правый О. - это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистич. концепция, к-рая подменяет трезвый учет объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш легальности и бурж. демократии - таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса - рабочей аристократии и бюрократии, к-рые имеют относительно сносные условия существования.

«Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнтаристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс. Ставка на «революц. насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов обществ.-экономич. развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики - таковы идейные основы «левого» О. «Левый» О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, к-рые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистич. строительства впадают в крайнюю анархич. революционность.

Правый и «левый» О. всегда шли рука об руку, «дополняя» друг друга, ведя со своих позиций борьбу против революц. рабочего движения, предавая его коренные интересы.

Уже в кон. 19 в., после смерти Маркса и Энгельса, в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революц. марксисты др. стран на протяжении мн. лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма, унаследовавших идеи правого О. и полностью отрекшихся от марксизма.

С возникновением междунар. коммунистич. движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах. Уже в первые годы развития этого движения, решительно боровшегося против влияния социал-реформизма в рабочей среде, как реакция на это влияние получили известное распространение левацкие взгляды. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в период формирования мирового коммунистического движения.

Проявления правого О. в коммунистич. движении особенно были заметны в кон. 50-х гг. (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.), в кон. 60-х гг. (Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек, Б. Петков, О. Шик и др.), а также в 70-х гг., когда под предлогом поиска «новых путей» к социализму для развитых капиталистич. стран отвергался ленинизм и опыт реального социализма, идеализировалась бурж. демократия, противопоставлялись коммунистич. партии социалистич. и капиталистич. стран. Типичное течение «левого» О. - троцкизм.

В коммунистич. движении марксистыленинцы ведут решит. борьбу против правого и «левого» О., их теоретич. установок и практич. действий.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

ОППОРТУНИЗМ

в рабочем д в и ж е н и и) (от лат. opportunus – удобный) – теория и практика, идущая вразрез с действит. интересами рабочего класса, толкающая рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских революц. сект. В период деятельности 1-го Интернационала Маркс и Энгельс вели решит. борьбу против псевдосоциалистич. взглядов, пытавшихся прямо или косвенно подчинить развивавшееся революц. рабочее движение интересам буржуазии. Борясь за вовлечение в революц. движение масс трудящихся, Маркс и Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Лассаля, Бернштейна, Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой – Бакунина, Бланки, толкавших рабочее движение на путь авантюризма, бессмысленных жертв и неминуемых поражений. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. Внутри марксистского революц. рабочего движения О. в теоретич. плане обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революц. движение он выступает то как правый, то как левый О. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики. Рабочий класс не отгорожен китайской стеной от др. социальных групп; пополняя его ряды, включаясь в рабочее движение, различные слои мелкой буржуазии, крестьянства, служащих, мелких ремесленников привносят в движение свои методы действия, свои взгляды, выражением к-рых и является О. На протяжении всей истории революц. рабочего движения О. выступает в двух осн. формах: как правый и как левый О. Каждая из этих форм О. имеет свое теоретич. и политич. содержание, претерпела эволюцию и отражает настроение и психологию разных групп мелкой буржуазии, средних слоев. П р а в ы й О. – это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии. Несмотря на то, что в ходе истории идейные позиции правого О. изменялись, в основе всех его разновидностей, пытавшихся утвердиться внутри революц. движения, лежит фаталистич. концепция, к-рая подменяет трезвый учет объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, отрицает или принижает роль революц. борьбы масс, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. "трансформацию капитализма в социализм". Защита "сотрудничества" классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш бурж. легальности и бурж. демократии, отказ от классовой точки зрения и классовой борьбы – таковы идейные основы правого О. Чаще всего правый О. в революц. рабочем движении является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса – рабочей аристократии и бюрократии, к-рые имеют относительно сносные условия существования. Отражая психологию подобных омещанившихся слоев трудящихся, правый О. чрезвычайно опасен для революц. движения, ибо он пытается ввести его требования в рамки "улучшения" капитализма, т.е. стремится примирить его с эксплуататорским строем. Уже в конце 19 в. правый О. получил широкое распространение в революц. рабочем движении. Его характерной особенностью было то, что в качестве идейного знамени им широко использовался ревизионизм Э. Бернштейна, а позже и догматизм К. Каутского и др. После смерти Маркса и Энгельса в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (Каутский, Гайндман, Кунов и др.). "Созрел, – писал Ленин, – целый общественный слой парламентариев, журналистов, чиновников рабочего движения, привилегированных служащих и некоторых прослоек пролетариата, который с р о с с я со своей национальной буржуазией и которого вполне сумела оценить и "приспособить" эта буржуазия" (Соч., т. 21, с. 223). Ленин, большевики, революц. марксисты других стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма. С возникновением междунар. коммунистич. движения правый О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вел борьбу против теории и практики ленинизма. В конце 50-х гг. 20 в. правый О., распространившись как ревизионизм, стал главной опасностью для междунар. коммунистич. движения. Прикрываясь флагом антидогматизма, "творческого развития марксизма-ленинизма", его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.) использовали в качестве идейных источников не только работы правых оппортунистов конца 19 и нач. 20 вв., но и совр. бурж. и социал-реформистскую идеологию. Декларация (1957) и Заявление (1960) совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий призвали коммунистов всех стран развернуть активную борьбу против правого О. В результате развернувшейся острой борьбы к началу 60-х гг. правый О. внутри коммунистич. движения был разбит, его влияние резко упало. Л е в ы й О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Хотя на каждом историч. этапе революц. движения идейное содержание левого О. претерпевало изменения, его ядром всегда оставались волюнтаристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс, подменяющие революц. стратегию авантюристич. "вспышкопускательством", а социально-экономич. анализ – субъективизмом. Ставка на "революц. насилие" как на панацею от всех бед, отказ от исследования объективных условий социальной борьбы, игнорирование этапов общественно-экономич. развития, "подталкивание" революций и "кавалерийские атаки" в области экономики, националистич. угар, прикрываемый революц. фразеологией, – таковы идейные основы левого О. Волюнтаризм, отсутствие выдержки, подмена революц. теории революц. фразой, шарахание в крайности обусловлены тем, что левый О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, к-рые под воздействием условий, под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархич. революционность. Левый О. опасен для революц. движения: он пытается столкнуть его на авантюристич. путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революц. марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии. Когда начало формироваться междунар. коммунистич. движение, именно "левый коммунизм" был его одной из первых "детских болезней". Предупреждая против этой опасности, Ленин в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления левого О. в коммунистич. движении. Одним из отрицат. последствий культа личности в междунар. коммунистич. движении было распространение левосектантских, левооппортунистич. взглядов. XX и XXII съезды КПСС нанесли решит. удар по культу личности и связанному с ним левому О. С нач. 60-х гг. опасность левого О. вновь возрастает; его отличит. чертой является то, что он начал складываться как догматизм. В наст. время в коммунистич. движении идет острая борьба между марксистами-ленинцами и левыми О. но важнейшим проблемам обществ. развития: сущности совр. эпохи, роли главных революц. сил, вопросов войны и мира, путей строительства социализма и расширения демократии и т.д. Совр. левый О. пытается подменить своими концепциями все три составные части марксизма, он рассчитывает расколоть содружество социалистич. стран и междунар. коммунистич. движение, стремится столкнуть коммунистов на авантюристич. путь. Борьба против левого О. является ныне актуальной задачей мирового коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо ] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17–18 сент. 1879 г., Избр. письма, [М. ], 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 19; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, "левого" оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма, М., 1958; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Ревизионизм – главная опасность, М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты совр. ревизионизма (Критич. очерк), М., 1959; его же, Левый оппортунизм и его сущность, "Коммунист Украины", 1963, No 10. А. Бутенко. Москва.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

Оппортунизм Википедия

Оппортуни́зм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономической науке.

В современной экономической теории под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путём»[1].

В современной экономической теории

Оппортунизм экономического агента рассмотрен в работах Оливера Уильямсона, который определяет это явление как

…следование своим интересам, в том числе обманным путём, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.

О. Уильямсон (1985)[1]

С точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в том числе обман, введение в заблуждение, искажение и сокрытие истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины[2]. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда.

Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальных механизмов корпоративного управления для разрешения.

Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост[3].

Принципы

Термин «оппортунизм» часто используется в унизительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким образом, обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами.

Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а в другое время необходимо сохранить политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или верования стимулируют центробежные тенденции.

Если бы политические принципы сохранялись бы в жёсткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных» людей, поддерживающих политическую практику, основанную на такого рода «несгибаемых» принципах[источник не указан 2735 дней]. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.

Оппортунистическое поведение может очевидным образом проявляться в стратегических союзах, в которых одна из сторон зачастую стремится извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.

С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснение необходимости сохранения союза может быть утрачено.

Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции и политической гибкости в такой пропорции, чтобы поведение организации было морально последовательным. Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.

Оценка

Однако подобный идеал на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления оппортунизма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определённом контексте, или с определённой точки зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную оценку оппортунизма довольно трудной.

Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется за то, что является близоруким или ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением, упускаются соответствующие отношения между используемыми средствами и конечными целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.

Источники

Некоторые политологи находят источник оппортунизма в определённой политической методологии, которая применяется, чтобы сохранить или увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».

Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает из восприятия относительных величин риска, связанных с альтернативными вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С большей вероятностью такая организация до некоторой степени поставит под угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне зависимости от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается давление на политические принципы.

Дилемма

До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму о том, настаивать ли на собственных принципах (и подвергаться риску изоляции) или смягчать свою позицию ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.

Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого правила, никакой техники («философского камня», «серебряной пули»), которая могла бы полностью предотвратить оппортунизм. В лучшем случае можно знать о возможности, что оппортунизм может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.

Некоторые политические деятели утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере, остаётся на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определённом контексте может стать существенно большей ошибкой.

Специфический французский контекст

Во Франции «оппортунистами» называют умеренных республиканцев, типа Леона Гамбетты, которые доминировали в Третьей республике после поражения монархистов в конце XIX столетия.

Применение термина в марксистской традиции

Частое применение термина «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.

В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.

Оппортунизм отразился в трудах Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.

В период деятельности Первого и Второго интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Оппортунизм получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектантства и других.

Оппортунизм подразделяется на правый и левый.

Правый оппортунизм:

  • сотрудничество антагонистических классов;
  • отказ от революционных методов борьбы;
  • отказ от диктатуры пролетариата.

Левый оппортунизм делает ставку на революционное насилие.

В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский интернационал, Социалистический интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).

Большевики объявили войну оппортунистическим идеям, с точки зрения большевиков оппортунизм толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый оппортунизм), либо на путь капитуляции пролетариата (правый оппортунизм).

Например, в трудах Г. В. Плеханова оппортунизм проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в социализм.

Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.

Против оппортунизма выступил Третий интернационал (Коминтерн).

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

Уильямсон, Оливер. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация (1985). — СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.

wikiredia.ru

ОППОРТУНИЗМ - это... Что такое ОППОРТУНИЗМ?

  • ОППОРТУНИЗМ — Система ведения дела, опирающаяся на умении сообразоваться с обстоятельствами данного момента. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОППОРТУНИЗМ сообразование с обстоятельствами; оппортунист человек,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОППОРТУНИЗМ —         (франц. opportunisme, от лат. ор portunus удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действит. интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём… …   Философская энциклопедия

  • ОППОРТУНИЗМ — (opportunism) Стремление одной стороны к изменению условий договоренности в свою пользу, как только другая сторона взяла на себя обязательства. Например, если фирма, выполняя заказ об установке оборудования, приняла на себя обязательство о… …   Экономический словарь

  • оппортунизм — приспособленчество, соглашательство, беспринципность Словарь русских синонимов. оппортунизм см. соглашательство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • оппортунизм — а, м. opportunisme m. 1. Сообразование с обстоятельствами. Павленков 1911. Вообще приспособленчество, соглашательство, беспринципность. БАС 1. Нет <у бретонских кандидатов> этого самовосхваления, сулящих золотые горы и неисполняющих… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Оппортунизм — преследование личных интересов с использованием коварства, включающего просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути, обману, сокрытию информации и другие действия, мешающие реализации интересов организации. Оппортунизм может проявляться на… …   Словарь бизнес-терминов

  • ОППОРТУНИЗМ — (от латинского opportunus удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность …   Современная энциклопедия

  • ОППОРТУНИЗМ — (франц. opportunisme от лат. opportunus удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОППОРТУНИЗМ — ОППОРТУНИЗМ, а, муж. В политической борьбе: противопоставление своих взглядов позиции большинства, утверждение необходимости согласия сторон, соглашательства. | прил. оппортунистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова …   Толковый словарь Ожегова

  • ОППОРТУНИЗМ — (от лат. opportu nus удобный, выгодный) англ. opportunism; нем. Opportunismus. 1. Приспособление к соц. ситуации, отход от принципов, поставленных целей и задач ради непосредственной выгоды. 2. Теория и практика в рабочем движении конца XIX… …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    Оппортунисты - это... Что такое Оппортунисты?

    Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.

    Термин «оппортунизм» может применяться в различных значениях, чаще всего под ним подразумевается:

    • стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает;
    • практика отказа от некоторых важных политических принципов, которые были предварительно выдвинуты, с целью достижения политической власти или усиления политического влияния;
    • тенденция в мысли или практической политике, заключающася в стремлении набрать политический капитал и достичь частичной выгоды вместо того, чтобы завоевать доверие людей, демонстрируя твёрдые принципы или улучшая уровень политической сознательности масс.

    Большинство политических деятелей являются «оппортунистами» по крайней мере до некоторой степени (они стремятся использовать политический момент в своих целях). Основным предметом спора является соотношение между «использованием политического момента» и верности политическим принципам.

    В современной экономической науке под оппортунизмом понимают

    «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.»

    О.Уильямсон (1985)[1]

    Принципы

    Термин «оппортунизм» часто используется в уничижительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким образом, обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами.

    Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а в другое время необходимо сохранить политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или верования стимулируют центробежные тенденции.

    Если бы политические принципы сохранялись бы в жесткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных» людей, поддерживающих политическую практику основанную на такого рода «несгибаемых» принципах. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.

    Авантюристическое поведение может очевидным образом проявляться в стратегических союзах, в которых одна из сторон зачастую стремится извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.

    С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснения необходимости сохранения союза может быть утрачено.

    Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции и политической гибкости в такой пропорции, чтобы поведение организации было морально последовательным. Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.

    Оценка

    Однако подобный идеал на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления авантюризма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определенном контексте, или с определенной точки зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную оценку оппортунизма довольно трудной.

    Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется за то, что является близоруким или ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением упускаются соответствующие отношения между используемыми средствами и конечными целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.

    Источники

    Некоторые политологи находят источник оппортунизма в определенной политической методологии, которая применяется, чтобы сохранить или увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».

    Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает из восприятия относительных величин риска, связанных с альтернативными вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С большей вероятностью такая организация до некоторой степени поставит под угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне независимости от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается давление на политические принципы.

    Дилемма

    До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму о том, настаивать ли на собственных принципах (и подвергаться риску изоляции) или смягчать свою позицию ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.

    Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого правила, никакой техники («философского камня», «серебряной пули»), которая могла бы полностью предотвратить оппортунизм. В лучшем случае можно знать о возможности, что оппортунизм может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.

    Некоторые политические деятели утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере остается на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определенном контексте может стать существенно большей ошибкой.

    Специфический французский контекст

    Во Франции «оппортунистами» называют умеренных Республиканцев, типа Леона Гамбетты, которые доминировали в Третьей Республике после поражения монархистов в конце XIX столетия.

    Применение термина в марксистской традиции

    Частое применение термина «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.

    В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.

    Оппортунизм отразился в трудах М. А. Бакунина, Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.

    В период деятельности 1 и 2 Интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Оппортунизм получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектанства и других.

    Оппортунизм подразделяется на правый и левый.

    Правый оппортунизм:

    • сотрудничество классов;
    • отказ от революционных методов борьбы;
    • отказ от диктатуры пролетариата.

    Левый оппортунизм делает ставку на революционное насилие.

    В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский Интернационал, Социалистический Интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).

    Большевики объявили войну оппортунистическим идеям, с точки зрения большевиков оппортунизм толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый оппортунизм), либо на путь капитуляции пролетариата (правый оппортунизм). Например, трудах Г. В. Плеханова оппортунизм проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в социализм.

    Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако, некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.

    Против оппортунизма выступил третий Интернационал (Коминтерн).

    Использование термина в современной экономической науке

    Оппортунизм как степень следования экономического агента собственным интересам рассмотрен в работах Оливера Уильямсона[2].

    Таким образом, с точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

    Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины[3]. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда.

    Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальные механизмы корпоративного управления для разрешения.

    Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост[4].

    Внешние ссылки

    Примечания

    1. ↑ Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. — 1993. Вып. 3. — С. 39−49. pdf
    2. ↑ См. его работы, переведённые на русский язык: Поведенческие предпосылки современного экономического анализа (1985) // THESIS. — 1993. Вып. 3. — С. 39−49. pdf; Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация (1985). — СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.
    3. ↑ См. пример Джорджа Акерлофа с рынком «лимонов».
    4. ↑ Подробнее см.: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. — В кн.: Бьюкенен Дж. М. Сочинения. Конституция экономической политики. Расчёт согласия. Границы свободы / Нобелевские лауреаты по экономике. Т. 1 / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997; Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. — СПб.: Экономическая школа, 2005. — 272 с.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru