Оперативная обстановка: понятие и характеристика. Деятельность органов внутренних дел. Оперативная обстановка в овд


понятие и характеристика. Деятельность органов внутренних дел :: BusinessMan.ru

В ходе разработки и реализации решений, связанных с общими либо специальными направлениями работы ОВД, а также при анализе результатов деятельности органов в целом или по линии конкретных служб, достаточно часто используется понятие "оперативная обстановка". При кажущейся очевидности вопрос разъяснения этого термина сопряжен с определенными трудностями. Рассмотрим далее, что такое оперативная обстановка.

Проблема терминологии

Трудность разъяснения определения связана в первую очередь с отсутствием юридической трактовки. Это обусловлено тем, что термин "оперативная обстановка" относится преимущественно к управленческой деятельности. Кроме того, существует несколько подходов к трактовке со стороны представителей науки и практических сотрудников. Наиболее распространенным, однако, считается криминологический подход. В соответствии с ним, ключевым элементом является преступность в различном ее проявлении.

Оперативная обстановка: определения

Как выше было сказано, в науке и на практике существует несколько подходов к разъяснению термина. Так, по мнению В. Д. Малкова, оперативная обстановка связана с изменениями социально-демографических характеристик населения, структурой и динамикой преступности, а также субъектным составом деяний. Г. А. Туманов высказывает противоположную точку зрения относительно содержания рассматриваемого термина. По его мнению, определение находится в зависимости от условий и факторов внешней среды. Ею Туманов считает все общественные системы, которые не охватывает Министерство внутренних дел.

К ним он относит экономико-географические, климатические, социально-демографические и прочие факторы. При этом в качестве одного из компонентов внешней среды выступает преступность. Она рассматривается как специфическая система. Г. Г. Зуйков считает, что оперативная обстановка дает представление об информационном содержании работы ОВД. Оно отражает уровень преступности, условия среды и общественный порядок. По мнению Зуйкова, оценка оперативной обстановки осуществляется по сведениям о совершенных деяниях, круге лиц, попадающих в сферу полномочий правоохранительных органов, а также об условиях и причинах незаконных действий.

Выводы

При сравнении приведенных выше трактовок можно отметить, что определение, которое дал Малков, слишком узко по содержанию. При таком подходе нельзя получить полное представление о состоянии оперативной обстановки. В данном случае можно только констатировать сложившийся уровень преступности. При этом достаточно низкой представляется вероятность принятия упреждающих мер. В определении приводится абстрактный анализ феномена преступности. В ходе него не учитываются факторы, ее обуславливающие и связанные с ней.

Подход Туманова представляется более правильным. Тем не менее и он недостаточно четко определяет внешние факторы, имеющие существенное значение. Вместе с тем Туманов не ставит вопрос о необходимости принимать во внимание административные нарушения. Он указывает на то, что они могут рассматриваться как компонент оперативной обстановки. Такой подход не только лишает определение четкости, но и существенно затрудняет практику его применения. Наиболее содержательной представляется трактовка Зуйкова. Но и в ней описание внешних условий требует корректировки. В первую очередь необходимо конкретизировать социальные и экономические факторы.

Дополнительно

В управленческой теории существует и иной подход к понятию оперативной обстановки. В соответствии с ним, рассматриваемое явление представляется как система, которая состоит из двух структурированных подсистем. Ими являются внешняя среда, в которой действует Министерство внутренних дел и его подразделения. Второй подсистемой выступает непосредственно сам правоохранительный орган, который функционирует в рамках своей компетенции. Показателями, характеризующими внешнюю среду, выступают социально-политические, экономические, идеологические, демографические, национальные, географические и прочие факторы. Что касается правоохранительного органа, выступающего как относительно обособленная подсистема, круг признаков очерчивается его средствами и силами. Общим для обоих компонентов является показатель преступности и прочих нарушений законности и порядка.

Разъяснения

Все представленные выше трактовки с определенным уровнем достоверности характеризуют суть оперативной обстановки. Однако при этом имеет место существенный недостаток, прослеживающийся в них. Он связан с недооценкой значимости всего комплекса факторов, определяющих оперативную обстановку. Если говорить о комплексном анализе, указанные выше авторы принимают во внимание только уровень и результаты борьбы с преступными проявлениями. В таком случае речь не идет о системе, а только о явлении, которое не представляет никакого практического значения.

Уровень преступности

Выделение этого показателя в качестве единственного либо приоритетного при анализе оперативной обстановки позволяет оценить работу преимущественно криминальной полиции. При этом органы общественной безопасности отодвигаются на второй план. Их работа анализируется только частично. Вместе с тем именно органы общественной безопасности призваны осуществлять охрану правопорядка. Из этого следует, что в определение необходимо включать широкое понятие о нарушении закона. Это позволит перейти от количественных характеристик к качественным.

Специфика анализа

Административные правонарушения ввиду своей массовости оказывают существенное влияние на уровень преступности, создавая для его повышения благоприятные условия. Если не учитывать их, может возникнуть достаточно сложная оперативная обстановка. При этом правоохранительные органы будут не в состоянии исправить ситуацию в короткие сроки. Кроме этого, они могут выступать в качестве фактора, формирующего общественное мнение о правопорядке и работе ОВД в конкретных регионах. Те или иные изменения в показателях, которые характеризуют направления деятельности криминальной полиции, не могут выступать в качестве единственного, а тем более объективного обоснования ухудшения или оздоровления оперативной обстановки. Ее не следует сводить исключительно к уровню преступности, так как вместе с ним к объектам организационно-правового регулирования относятся и административные правонарушения.

Системный подход

Используя его, можно наиболее полно разъяснить понятие оперативной обстановки. В соответствии с системным подходом, она представляет собой уровень преступности и административных нарушений, общественной безопасности, охраны порядка, выраженный комплексом количественных и качественных показателей, а также связанные с ними социально-политические, демографические, экономические процессы, дестабилизирующие или стабилизирующие факторы, имеющие существенное значение для конкретной территории на данный момент времени. Оперативная обстановка, кроме того, отражает эффективность организационно-правовых мер, установленных в законодательстве и применяемых сотрудниками ОВД в своей работе.

businessman.ru

4.3. Оценка оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел с использованием компьютерных информационных технологий. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Категория оперативной обстановки занимает важное место в формирующейся теории управления правоохранительной деятельно­стью. Концепции оперативной обстановки, понятийный аппарат, а также совокупность методов ее анализа и оценки включены в про­грамму различных управленческих дисциплин, преподаваемых в Академии управления МВД России.

В обобщенном виде под оперативной обстановкой деятельности органов внутренних дел следует понимать реально существующие ус­ловия, в кᴏᴛᴏᴩых осуществляется деятельность ОВД, а также сово­купность характеризующих данные условия данных.

Анализ и оценка оперативной обстановки деятельности ОВД представляет собой самостоятельную функцию-операцию управлен­ческого цикла, непосредственно предшествующую принятию управ­ленческого решения. По ϶ᴛᴏй причине анализ и оценка оперативной обстановки может рассматриваться в качестве самостоятельного объ­екта информационного обеспечения, в качестве относительно обособ­ленного объекта информатизации, наряду с иными операциями управ­ленческого цикла (принятие решения, контроль исполнения и др.).

Под современными информационными технологиями анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД следует понимать совокупность принципиально новых компьютерных средств и мето­дов обработки данных, объединяемых в специальные технологиче­ские системы и обеспечивающих целенаправленную обработку ис­ходной информации с целью выработки и отображения информаци­онного продукта, характеризующего реально существующие условия правоохранительной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфРезультирующий информацион­ный продукт анализа и оценки оперативной обстановки должен быть максимально ориентирован на принятие управленческих решений в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

550

Организация и построение информационных технологий анали­за и оценки оперативной обстановки находятся в прямой зависимости от содержания и сущности той управленческой категории, кᴏᴛᴏᴩая формулируется как «оперативная обстановка» деятельности ОВД.

Оперативная обстановка, как объект информации, представляет собой сложную динамическую систему, имеющую ϲʙᴏю структуру. Структура оперативной обстановки деятельности ОВД обладает ϲʙᴏй­ством иерархичности: оперативная обстановка на территории города (района) будет компонентом более сложной системы - оператив­ной обстановки, складывающейся на территории субъекта Федерации (республики, области). В ϲʙᴏю очередь, оперативная обстановка дея­тельности МВД, УВД каждого из 89 субъектов Федерации будет компонентом укрупненной категории оперативной обстановки, ха­рактеризующей условия деятельности всей системы МВД России. Следовательно, система информационных технологий. (ИТ) анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД должна также иметь иерархическую структуру: ИТ анализа и оценки оперативной обстановки деятельности МВД России - ИТ анализа и оценки опера­тивной обстановки деятельности МВД, УВД субъектов Федерации -ИТ анализа и оценки оперативной обстановки деятельности горрай-органов.

Помимо иерархической структуризации, управленческая кате­гория оперативной обстановки типизируется по горизонтали - в кон­тексте различных направлений деятельности ОВД: деятельность кри­минальной милиции, милиции общественной безопасности, исполне­ния наказаний, государственной противопожарной службы и т.д. В ϲʙᴏю очередь, оперативная обстановка каждого из указанных направ­лений деятельности ОВД может дифференцироваться по специфике деятельности отдельных служб; например, оперативная обстановка деятельности службы криминальной милиции (СКМ) МВД, УВД мо­жет разделяться на оперативную обстановку деятельности уголовного розыска, оперативную обстановку в сфере борьбы с экономическими преступлениями, оперативную обстановку по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а «также смежную с ними деятельность по борь­бе с организованной преступностью. Таким образом, каждое из иерархических звеньев информационной технологии общего анализа и оценки опера­тивной обстановки должно дифференцироваться на информационные технологии частного анализа оперативной обстановки по направлени­ям деятельности ОВД и по линиям отдельных служб.

551

 

В результате структуризации и дифференциации управленче­ской категории «оперативная обстановка» следует представить систе­му информационных технологий и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД в виде двухлинейной иерархии (см. рис. 4.3.1).

Как видно, структурная схема названных информационных тех­нологий в общем виде ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует общеуправленческой иерархии МВД Росии - МВД, УВД, ГРОВД. При ϶ᴛᴏм вертикальные стрелки ft, соединяющие информационно-технологические звенья различного уровня, обозначают тот факт, что общий анализ и оценка оперативной обстановки на каждом уровне объективно основываются на информа­ции об оперативной обстановке, поступающей с нижестоящего уров­ня управления. Так, оперативная обстановка деятельности ОВД на территории объекта Федерации интегрирует в себе результаты общего анализа и оценки оперативной обстановки горрайоргана на террито­рии всех административных районов, входящих в состав данной рес­публики (края, области).

Аналогично ϶ᴛᴏму наклонные стрелки v обозначают тот факт, что общий анализ и оценка оперативной обстановки на каждом уров­не иерархии должны включать, интегрировать результирующую ин­формацию частного анализа оперативной обстановки, осуществляе­мого на ϶ᴛᴏм уровне управления. К примеру, общая оценка оператив­ной обстановки деятельности ОВД на территории субъекта Федера­ции должна объединять в себе результаты частного анализа и оценки оперативной обстановки по всем направлениям деятельности соот­ветствующего МВД, УВД и по линиям всех его основных служб.

Информационно-технологическая сущность связей, обозначен­ных стрелками 1Г и v, состоит в содержании, качестве и объеме со­ответствующего информационного продукта, т.е. тех данных, кото­рые содержат результат анализа и оценки оперативной обстановки конкретного уровня деятельности ОВД в рамках определенной терри­ториальной единицы.

552

Рисунок № 4.3.1. Двухлинейная иерархическая схема анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД

 

Изучим обобщенное содержание информационной техно­логии общего анализа и оценки оперативной обстановки безотноси­тельно уровня управления ОВД.

В курсе управленческих дисциплин оперативная обстановка рассматривается как сложная система, состоящая из двух основных блоков - внешней среды (внешние условия функционирования ОВД) и самого органа внутренних дел, включая средства, методы и резуль­таты правоохранительной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфБлок внешней среды вклю­чает два компонента: 1) преступность и другие правонарушения на рассматриваемой территории; 2) совокупность социальных, экономи­ческих, политических, этнических,

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Оперативная обстановка: понятие и характеристика. Деятельность органов внутренних дел

В ходе разработки и реализации решений, связанных с общими либо специальными направлениями работы ОВД, а также при анализе результатов деятельности органов в целом или по линии конкретных служб, достаточно часто используется понятие «оперативная обстановка». При кажущейся очевидности вопрос разъяснения этого термина сопряжен с определенными трудностями. Рассмотрим далее, что такое оперативная обстановка.

Проблема терминологии

Трудность разъяснения определения связана в первую очередь с отсутствием юридической трактовки. Это обусловлено тем, что термин «оперативная обстановка» относится преимущественно к управленческой деятельности. Кроме того, существует несколько подходов к трактовке со стороны представителей науки и практических сотрудников. Наиболее распространенным, однако, считается криминологический подход. В соответствии с ним, ключевым элементом является преступность в различном ее проявлении.

Оперативная обстановка: определения

Как выше было сказано, в науке и на практике существует несколько подходов к разъяснению термина. Так, по мнению В. Д. Малкова, оперативная обстановка связана с изменениями социально-демографических характеристик населения, структурой и динамикой преступности, а также субъектным составом деяний. Г. А. Туманов высказывает противоположную точку зрения относительно содержания рассматриваемого термина. По его мнению, определение находится в зависимости от условий и факторов внешней среды. Ею Туманов считает все общественные системы, которые не охватывает Министерство внутренних дел.

К ним он относит экономико-географические, климатические, социально-демографические и прочие факторы. При этом в качестве одного из компонентов внешней среды выступает преступность. Она рассматривается как специфическая система. Г. Г. Зуйков считает, что оперативная обстановка дает представление об информационном содержании работы ОВД. Оно отражает уровень преступности, условия среды и общественный порядок. По мнению Зуйкова, оценка оперативной обстановки осуществляется по сведениям о совершенных деяниях, круге лиц, попадающих в сферу полномочий правоохранительных органов, а также об условиях и причинах незаконных действий.

Выводы

При сравнении приведенных выше трактовок можно отметить, что определение, которое дал Малков, слишком узко по содержанию. При таком подходе нельзя получить полное представление о состоянии оперативной обстановки. В данном случае можно только констатировать сложившийся уровень преступности. При этом достаточно низкой представляется вероятность принятия упреждающих мер. В определении приводится абстрактный анализ феномена преступности. В ходе него не учитываются факторы, ее обуславливающие и связанные с ней.

Подход Туманова представляется более правильным. Тем не менее и он недостаточно четко определяет внешние факторы, имеющие существенное значение. Вместе с тем Туманов не ставит вопрос о необходимости принимать во внимание административные нарушения. Он указывает на то, что они могут рассматриваться как компонент оперативной обстановки. Такой подход не только лишает определение четкости, но и существенно затрудняет практику его применения. Наиболее содержательной представляется трактовка Зуйкова. Но и в ней описание внешних условий требует корректировки. В первую очередь необходимо конкретизировать социальные и экономические факторы.

Дополнительно

В управленческой теории существует и иной подход к понятию оперативной обстановки. В соответствии с ним, рассматриваемое явление представляется как система, которая состоит из двух структурированных подсистем. Ими являются внешняя среда, в которой действует Министерство внутренних дел и его подразделения. Второй подсистемой выступает непосредственно сам правоохранительный орган, который функционирует в рамках своей компетенции. Показателями, характеризующими внешнюю среду, выступают социально-политические, экономические, идеологические, демографические, национальные, географические и прочие факторы. Что касается правоохранительного органа, выступающего как относительно обособленная подсистема, круг признаков очерчивается его средствами и силами. Общим для обоих компонентов является показатель преступности и прочих нарушений законности и порядка.

Разъяснения

Все представленные выше трактовки с определенным уровнем достоверности характеризуют суть оперативной обстановки. Однако при этом имеет место существенный недостаток, прослеживающийся в них. Он связан с недооценкой значимости всего комплекса факторов, определяющих оперативную обстановку. Если говорить о комплексном анализе, указанные выше авторы принимают во внимание только уровень и результаты борьбы с преступными проявлениями. В таком случае речь не идет о системе, а только о явлении, которое не представляет никакого практического значения.

Уровень преступности

Выделение этого показателя в качестве единственного либо приоритетного при анализе оперативной обстановки позволяет оценить работу преимущественно криминальной полиции. При этом органы общественной безопасности отодвигаются на второй план. Их работа анализируется только частично. Вместе с тем именно органы общественной безопасности призваны осуществлять охрану правопорядка. Из этого следует, что в определение необходимо включать широкое понятие о нарушении закона. Это позволит перейти от количественных характеристик к качественным.

Специфика анализа

Административные правонарушения ввиду своей массовости оказывают существенное влияние на уровень преступности, создавая для его повышения благоприятные условия. Если не учитывать их, может возникнуть достаточно сложная оперативная обстановка. При этом правоохранительные органы будут не в состоянии исправить ситуацию в короткие сроки. Кроме этого, они могут выступать в качестве фактора, формирующего общественное мнение о правопорядке и работе ОВД в конкретных регионах. Те или иные изменения в показателях, которые характеризуют направления деятельности криминальной полиции, не могут выступать в качестве единственного, а тем более объективного обоснования ухудшения или оздоровления оперативной обстановки. Ее не следует сводить исключительно к уровню преступности, так как вместе с ним к объектам организационно-правового регулирования относятся и административные правонарушения.

Системный подход

Используя его, можно наиболее полно разъяснить понятие оперативной обстановки. В соответствии с системным подходом, она представляет собой уровень преступности и административных нарушений, общественной безопасности, охраны порядка, выраженный комплексом количественных и качественных показателей, а также связанные с ними социально-политические, демографические, экономические процессы, дестабилизирующие или стабилизирующие факторы, имеющие существенное значение для конкретной территории на данный момент времени. Оперативная обстановка, кроме того, отражает эффективность организационно-правовых мер, установленных в законодательстве и применяемых сотрудниками ОВД в своей работе.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru