Ограничение конкуренции и пути ее преодоления. Ограничение конкуренции это


Ограничение конкуренции и пути ее преодоления :: BusinessMan.ru

Конкуренцией называют соперничество экономических субъектов. На рынке не допускаются действия какого-либо предприятия, создающие препятствия для участия других компаний в товарообороте. Ранее общий порядок поведения на рынке устанавливал соответствующий нормативный акт № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" от 1991 г. Однако ввиду изменившейся экономической ситуации он был отменен. Вместо него действует другой закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности (№ 135 от 2016 г.). Рассмотрим особенности применения его положений.

Ограничение конкуренции

Признаки этого явления предусмотрены в нормативном акте № 135. Как характеризуется ограничение конкуренции? Статья 4 указанного нормативного акта содержит следующие признаки:

  1. Сокращение количества экономических субъектов, не относящихся к одной группе лиц.
  2. Уменьшение или повышение стоимости товара, не обусловленные изменениями условий обращения продукции на рынке.
  3. Отказ экономических субъектов, не относящихся к одной группе, от самостоятельных действий.
  4. Определение общих правил товарооборота на рынке соглашением между участниками или на основании указаний одного лица, или при согласовании предприятиями своих действий.

В процессе деятельности экономических субъектов могут возникать и иные факторы, создающие возможность для какой-либо компании или нескольких фирм воздействовать на условия товарного обращения в одностороннем порядке. Например, соответствующие обстоятельства могут появиться в ходе муниципальной или государственной закупки. Ограничение конкуренции в таких случаях выражается в установлении местными или госорганами власти требований к экономическим субъектам или товарам, не предусмотренных нормативными актами.

Запреты

Согласно нормативному акту о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, не допускаются соглашения либо согласованные действия предприятий на рынке, если они могут привести либо вызвали:

  1. Поддержание/установление тарифов/стоимости, надбавок, скидок.
  2. Снижение, повышение, сохранение цен на торгах.
  3. Раздел рынка по объему реализации, территориальному признаку, ассортименту продукции, составу заказчиков/покупателей или продавцов.
  4. Технологически или экономически необоснованный отказ от совершения сделок, если он прямо не устанавливается нормативными актами.
  5. Навязывание контрагенту условий, для него невыгодных или не связанных с предметом договора.
  6. Технологически, экономически или другим образом не обоснованное установление разных цен на один товар.
  7. Прекращение/сокращение производства продукции, на которую есть спрос или на поставку которой размещены заказы при возможности рентабельного ее выпуска.
  8. Создание препятствий для доступа на рынок либо выхода из него для других фирм.
  9. Установление условий участия/членства в профессиональных либо других объединениях, если это приводит или может вызвать недопущение, устранение, ограничение конкуренции, установление необоснованных критериев для членства, выступающих препятствием для участия в платежных либо других системах, без чего субъекты, соперничающие друг с другом, не в состоянии предоставить требуемые финансовые услуги.

Методы

Ограничение конкуренции может осуществляться разными способами. К наиболее распространенным методам следует отнести:

  1. Злоупотребление доминирующим положением.
  2. Оформление соглашений или согласование действий предприятиями с целью оказания воздействия на состояние рынка.

В первом случае ограничение конкуренции выражается в:

  1. Установлении/сохранении высокой/низкой стоимости продукции.
  2. Изъятии товара из обращения, в результате чего увеличилась его цена.
  3. Навязывании невыгодных условий сделки контрагенту.
  4. Необоснованном сокращении/прекращении выпуска продукции при наличии на нее спроса.
  5. Установлении необоснованно высоких цен на предоставляемые финансовые услуги.
  6. Создании дискриминационной обстановки на рынке.
  7. Формирование препятствий для доступа к товарообороту или выхода из него другим предприятиям.
  8. Нарушении ценообразования, закрепленного нормами.

Согласованные действия

Закон о конкуренции и ограничении монополистической сферы устанавливает запрет на создание такой ситуации на рынке, при которой соперничающие фирмы, не оформляя соглашения об образовании картеля, действуют сообща. При этом результаты такого поведения соответствуют интересам каждого предприятия, если они ставят друг друга в известность о принимаемых решениях. Следует учесть, что не выступают как ограничение конкуренции действия, вызванные одинаковыми для фирм обстоятельствами. К примеру, изменение стоимости продукции на мировом рынке, регулируемых налогов/тарифов, спроса на товары.

Неправомерные соглашения

В качестве них нормативный акт о конкуренции и ограничении монополистической сферы рассматривает договора, в соответствии с которыми:

  1. Участники рынка устанавливают определенные цены для приобретения или продажи изделий.
  2. Регулируется объем реализации и покупки продукции для влияния на ее стоимость.

Таким образом, в качестве объекта соглашений могут выступать:

  1. Условия реализации.
  2. Ценообразование.
  3. Использование патентов.
  4. Сферы влияния.
  5. Регулирование производственного объема.
  6. Согласование правил сбыта товара.
  7. Наем работников.

Исключения

В ряде случае нормами допускается обоснованное ограничение конкуренции. По 223 нормативному акту (от 18.07.2011 г.), оно разрешено, если обуславливается реальными нуждами заказчика. При этом действия экономических субъектов не должны противоречить Положению о приобретении услуг, работ, продукции отдельными юрлицами.

Сложности

Таким образом, основным условием допущения ограничения конкуренции выступает обоснованность. Ни один правовой акт, действующий в стране, не раскрывает этого понятия. Между тем этот вопрос очень важен. Его актуальность обуславливается тем, что любое требование, установленное заказчиком, всегда будет ограничивать конкуренцию, исключая предложения, которые ему не соответствуют. Без особых сложностей будет решаться вопрос, если специфика рынка такова, что существуют требования, вытекающие из положений законодательства. Например, они могут быть связаны с обязательностью лицензирования, наличием техрегламента на продукцию и так далее. Проблемы возникают в случаях, когда предписаний в нормативных актах нет.

Если рассматривать вопрос в теоретическом плане, то ответ на него можно найти в ст. 2. В соответствии с ней, при закупке услуг, продукции, работ заказчики руководствуются конституционными принципами, ГК, прочими нормативными актами. В число последних, в частности, входит Положение, регламентирующее порядок совершения сделок. Оно выступает в качестве документа, регулирующего требования к закупке, правила организации и проведения процедур, оформления и исполнения договоров и прочие условия.

Спорный момент

Рассматривая вопрос об обоснованности ограничения конкуренции, необходимо учесть положения нормативного акта № 135. В ст. 17, ч. 1 установлен ряд запретов. В частности, в ходе торгов, запроса котировок, предложений, не допускаются:

  1. Координация организаторами/заказчиками деятельности участников.
  2. Создание для кого-либо преимущественных условий, в том числе посредством обеспечения доступа к информации, если другое не предусматривается нормативными документами.
  3. Нарушение порядка выявления победителя.
  4. Участие организаторов, заказчиков, их работников в запросе котировок, предложений или в торгах.

При буквальном толковании приведенных выше предписаний становится ясно, что установить какие-либо требования к продукции, участникам, условиям соглашений невозможно, поскольку любое из них будет ограничивать конкуренцию.

Решение вопроса на практике

Как показывает анализ арбитражных дел, суды буквальную трактовку положений не используют. При этом установление требований, не соответствующих Положению, приводит к проигрышу споров по жалобам. К примеру, в этом документе закреплено, что те или иные условия предусмотрены только в случае закупки сверх какой-либо суммы. Предъявление квалификационных требований ниже нее будет незаконным. В делах, рассмотренных ФАС, ограничение конкуренции используется в комплексе с понятием разумности. Если требование, которое устанавливает заказчик, не вытекает из предмета сделки либо проекта контракта, при наличии жалобы от контрагента его действия будут, скорее всего, расценены как нарушение.

Рекомендации

При установлении любого требования заказчику необходимо оставаться в пределах Положения. Он должен следить за тем, чтобы ни одна норма не была формально нарушена. Если в организации есть такие локальные акты, как техническая политика, а требования, в том числе и по качеству, вытекают из нее, то доказать обоснованность условий будет легче. Специалисты рекомендуют также провести согласование с компетентными структурами. В качестве них может выступать закупочная комиссия или экспертная группа.

При определении требований не следует забывать и об их "измеряемости". Однозначного определения этого понятия нет. Однако практика показывает, что измеряемыми будут считать требования, которые или являются численными, или подтверждены документами, предоставленными не заказчиком. К последним относят допуск, лицензию и так далее.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Ст. 8 указанного нормативного акта устанавливает принцип соперничества. Норма гарантирует любым заинтересованным субъектам возможность участвовать в закупках. В пункте 2 ст. 8 говорится о ценах. Положения устанавливают принцип конкурентной стоимости, неценовой конкуренции с целью выявления лучших закупочных условий. В случае нарушения норм, а также при выдвижении необоснованных требований к участникам, совершении действий заказчиками, противоречащих федеральным правовым актам, предусмотрена ответственность.

Картели

Они считаются одним из самых опасных нарушений антимонопольных законов. Картельный сговор – это экономическое преступление. Оно причиняет ущерб и потребителям, и предприятиям, и всему народнохозяйственному комплексу страны в целом. Картели:

  1. Приводят к захвату рынка определенными субъектами.
  2. Ограничивают конкуренцию.
  3. Влекут установление одной обязательной для участников соглашения стоимости продукции.
  4. Подавляют внешнюю конкуренцию (не допускают на рынок компании, не участвующие в соглашении).
  5. Влекут извлечение более высокого, чем средний, дохода за счет потребителей.

Запреты для властных структур

Действующее законодательство не допускает принятие актов, совершение бездействий/действий компетентными органами, предусматривающих:

  1. Введение квалифицирующих требований к процедуре создания предприятий.
  2. Установление запретов либо ограничений на ведение определенных видов деятельности либо выпуска отдельных типов продукции.
  3. Создание необоснованных препятствий для работы фирм.
  4. Установление запретов или ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ, ее приобретение, реализацию, обмен.
  5. Указания экономическим субъектам о первоочередных поставках для отдельных категорий потребителей/заказчиков либо о подписании договоров в приоритетном порядке.
  6. Установление ограничения по выбору предприятий для покупателей.

Уголовная ответственность

Наказание за ограничение конкуренции устанавливается, если оно повлекло крупный ущерб для организаций, граждан, государства или позволило нарушителю норм извлечь доход в крупном размере. Санкции за указанное деяние устанавливает ст. 178 УК. Состав преступления считается материальным. Деяние будет признано завершенным, если последствием ограничения конкуренции станет крупный ущерб.

Целью преступления является сведение к минимуму или полное устранение состязательности экономических субъектов. Методы ограничения конкуренции могут использоваться самые разные. Как правило, создаются реальные препятствия для вхождения на рынок других экономических субъектов или формируются такие условия, при которых их участие в товарообороте становится минимальным.

businessman.ru

Виды ограничения конкуренции:

  1. Злоупотребление доминирующим положением.

- Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

- Изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены на товар

- Навязывание контрагенту невыгодных условий договора

- Экономически или технологически не обоснованные сокращения или прекращение производства товара, если на товар имелся спрос

- Экономически или технологически не обоснованные отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае возможности производства или поставок товара

- Экономически или технологически необоснованное установление различных цен на один и тот же товар

- Установление финансовой организацией необоснованно высокой или низкой цены финансовой услуги

- Создание дискриминационных условий

- Создание препятствия доступу на рынок или выходу на рынок другим компаниям

- Нарушение установленного нормативными актами ценообразования

2) Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласованные действия - ситуация на рынке, когда конкурирующие компании, не заключая соглашения о создании картеля, действуют согласованно.

При этом результат согласованных действий соответствует интересам каждой из компаний при условии, что их действия заранее известны каждому из них.

Это не относится к тем действиям компаний, которые вызваны одинаковыми для всех компаний обстоятельствами (например, изменение регулируемых тарифов или налогов, изменение цен на товар на мировых рынках, существенное изменение спроса на товар и т.д.)

Ограничивающми конкуренцию соглашения могут осуществляться договоренностью в письменной или устной форме. Одним из наиболее опасных видов сговора является ценовой сговор – соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Также картельным сговором является договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен. Группа участников рынка, которые вовлечены в сговор, часто называются картелем. В картеле в отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Картель затрудняет функционирование рыночных механизмов.

Ст. 11, 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливают запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Картели являются особо опасным нарушением антимонопольного законодательства, экономическим преступлением, наносящим огромный вред, как потребителям, так и бизнесу и экономике страны в целом.

Картели:

- ограничивают конкуренцию между участниками рынка;

- приводят к монополизации производства и сбыта товара;

- влекут за собой установление единой обязательной для всех участников соглашения монопольной цены на товар;

- подавляют внешнюю конкуренцию со стороны фирм, не участвующих в соглашении;

- влекут получение более высокой, чем средняя, прибыли за счет потребителей

Основные виды картельных сговоров.

- Ценовой сговор (соглашение об установлении и поддержании одной и той же цены товара или услуги)

- Сговор по разделу рынка (например, по территориальному принципу, когда

одна компания продает товар только на территории одного региона, а другая – на территории соседнего, не конкурируя между собой и не снижая цены)

- Сговор на торгах (когда участники торгов договариваются между собой, кто

из них выиграет торги и получит государственный контракт по максимальной цене с последующим перераспределением средств между собой.

 

studfiles.net

ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - это... Что такое ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ?


  • ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Смотреть что такое "ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ" в других словарях:

  • ограничение конкуренции — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN restriction on competition Article 85(1) of the EEC Treaty prohibits all agreements between undertakings, decisions by associations of undertakings and concerted practices… …   Справочник технического переводчика

  • Ограничение конкуренции — см. Монополистическая деятельность …   Энциклопедия права

  • ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — в гражданском праве под ограничением конкуренции понимается заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях,… …   Юридический словарь современного гражданского права

  • Ограничение конкуренции — см. Монополистическая деятельность …   Большой юридический словарь

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 178 УК РФ и представляющие собой 1) монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно 2) ограничение конкуренции… …   Словарь-справочник уголовного права

  • Монополистические действия и ограничение конкуренции — в уголовном праве РФ преступление в сфере экономической деятельности, объективную сторону которого составляют: монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен; а равно ограничение… …   Финансовый словарь

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемым признается установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на… …   Юридический словарь

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемыми являются монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции …   Юридическая энциклопедия

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемыми являются монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • монополистические действия и ограничение конкуренции — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемым признается установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на… …   Большой юридический словарь

Книги

  • Правовая защита конкуренции. Учебное пособие, Мартыненко Галина Ивановна. Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической… Подробнее  Купить за 642 руб
  • Правовая защита конкуренции. Учебное пособие, Мартыненко Г. Мартыненко И.. Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической… Подробнее  Купить за 537 руб
  • Правовая защита конкуренции, И. П. Мартыненко. Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической… Подробнее  Купить за 299 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ» >>

criminal_law.academic.ru

Когда и как можно ограничивать конкуренцию?

 

Автор: Дашков Сергей Борисович, генеральный директор ООО «Энергосервис», директор Института конкурсных технологий

Ограничение конкуренции

Что делать?

Как быть?

Ограничение конкуренции

 

Ограничение конкуренции при проведении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» может считаться обоснованным, если оно не противоречит нормам Положения о закупке и объяснимо действительными потребностями заказчика.

В качестве одного из принципов Закон 223-ФЗ провозглашает отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2 ч.3 статьи 3). При этом ни закон, ни один из действующих подзаконных актов не дает определения того, что такое «обоснованность» ограничения конкуренции. А вопрос крайне важен, поскольку любое установленное заказчиком требование всегда ограничивает конкуренцию, отсекая предложения, которые выдвинутому требованию не соответствует. Хорошо, если особенности рынка закупаемой продукции таковы, что есть требования, вытекающие из законодательства (виды деятельности, требующие лицензии или допуска, наличие технического регламента на продукцию и т.д.). Но как быть, ели такого обоснования нет?

 

Если подходить с позиции теории, ответ содержится в статье 2 Закона: «1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке). 2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения».

Но нельзя забывать и о части 1 статьи 17 действующего Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1.При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений».

Буквальное прочтение нормы может привести к абсурдному выводу о невозможности установить какие либо требования ни к участнику закупки, ни к продукции, ни к условиям договора, потому что, как сказано выше, любое требование всегда ограничивает конкуренцию.

 

Что делать?

 

Анализ арбитражной практики последних лет показывает, что суды такую буквальную трактовку не применяют. Вместе с тем, установление требований, противоречащих положению о закупке, ведет к проигрышу дела в арбитражном суде в случае жалобы. Так, если в положении указано, что требования к опыту или ресурсной обеспеченности могут предъявляться только при закупке сверх определенной суммы, попытка предъявить квалификационные требования при закупке ниже этой суммы будет уже незаконной. Опыт рассмотрения дел в Федеральной антимонопольной службе показывает, что никто не отменял и такого субъективного понятия, как «разумность требования». То есть если предъявляемое требование никак не вытекает из предмета закупки или проекта договора, при наличии жалобы в ФАС России заказчик, скорее всего, будет признан нарушившим закон.

 

Как быть?

 

При назначении любого требования заказчик должен оставаться в рамках положения о закупке и внимательно следить за тем, чтобы не была формально нарушена ни одна норма о порядке назначения требований, о допустимых пределах (если это применимо). Если на предприятии есть такие документы, как техническая политика, а политика в области качества и требования вытекают из них, то доказать обоснованность требований всегда будет легче. При этом целесообразно прямо упомянуть в положении о закупке, что при назначении требований заказчик вправе использовать вышеназванные документы. И в любом случае, назначенные требования целесообразно согласовать или утвердить компетентным органом – закупочной комиссией или экспертной группой. Опыт подсказывает, что при таком подходе вероятность получить оспариваемые требования резко снижается.

И последнее. При назначении требований к участникам нельзя забывать о том, что они должны быть «измеряемыми» (п. 4 ч. 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ). Однозначной трактовки этого термина также нет, но опыт проведения закупок показывает, что однозначно «измеряемыми» требованиями являются те, которые либо являются численными, либо подтверждаются документом, выдаваемым не заказчиком (лицензия, допуск и т.д.).

cтатья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 

otc.ru

Монополистические действия и ограничение конкуренции

 Монополистические действия и ограничение конкуренции Монополистические действия и ограничение конкуренции Монополистические действия и ограничение конкуренции - в уголовном праве РФ - преступление в сфере экономической деятельности, объективную сторону которого составляют: - монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен; а равно - ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Монополистическая прибыль
  • Монополистическое объединение

Смотреть что такое "Монополистические действия и ограничение конкуренции" в других словарях:

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемыми являются монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции …   Юридическая энциклопедия

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемым признается установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на… …   Юридический словарь

  • Монополистические действия и ограничение конкуренции — см. Монополистическая деятельность …   Энциклопедия права

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 178 УК РФ и представляющие собой 1) монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно 2) ограничение конкуренции… …   Словарь-справочник уголовного права

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемыми являются монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • монополистические действия и ограничение конкуренции — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. Уголовно наказуемым признается установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на… …   Большой юридический словарь

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — уголовно наказу емое деяние, ответственность за которое предусмотрена в ст. 178 УК. Данная деятельность считается преступной, если она осуществляется: путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен и путем раздела рынка,… …   Энциклопедия юриста

  • ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — см. Монополистические действия и ограничение конкуренции …   Словарь-справочник уголовного права

  • монополистические действия — и ограничение конкуренции преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178 УК РФ. уголовно наказуемым признается установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела… …   Большой юридический словарь

  • монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на… …   Большой юридический словарь

dic.academic.ru

Ограничения Конкуренции - это... Что такое Ограничения Конкуренции?


  • Ограничения Деловой Практики
  • Ограничения На Выплату Дивидендов Акционерного Общества

Смотреть что такое "Ограничения Конкуренции" в других словарях:

  • ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРИЗНАКИ — ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ …   Юридическая энциклопедия

  • Признаки ограничения конкуренции — 17) признаки ограничения конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на… …   Официальная терминология

  • Методы ограничения конкуренции — ANTI COMPETITIVE PRACTICE Методы ограничения конкуренции. Различные способы, используемые компаниями для ослабления конкуренции, способные причинить ущерб другим производителям, а также потребителям. См. Restrictive trade practice …   Словарь-справочник по экономике

  • КОНКУРЕНЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИЗНАКИ — ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ …   Юридическая энциклопедия

  • КОНКУРЕНЦИИ ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ — ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ …   Юридическая энциклопедия

  • Ограничения Деловой Практики — применение методов вытеснения конкурентов компаниями или предпринимателями с целью ограничения конкуренции, захвата рынка. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Ограничения на иностранную торговлю — правительственные решения, затрудняющие торговлю иностранными товарами на внутреннем рынке страны. Обычно такие решения принимают форму тарифов или квот на продажу иностранных товаров. По английски: Foreigh trade restrictions См. также: Барьеры… …   Финансовый словарь

  • ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ — правительственные решения, направленные на ограничение конкуренции, наряду с экономическими. Образуют барьеры для конкуренции, например патенты, ограничения на иностранную торговлю и др. Особое место среди других – законодательные ограничения на… …   Большой экономический словарь

  • ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКИ — совокупность организованных приемов давления на торговых партнеров и потребителей, направленных на ограничение конкуренции в целях захвата или удержания господствующего положения на рынке …   Большой экономический словарь

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ — преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 178 УК РФ и представляющие собой 1) монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно 2) ограничение конкуренции… …   Словарь-справочник уголовного права

Книги

  • Правовая защита конкуренции. Учебное пособие, Мартыненко Галина Ивановна, Мартыненко Ирина Павловна. Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической… Подробнее  Купить за 865 руб
  • Правовая защита конкуренции. Учебное пособие, Мартыненко Галина Ивановна. Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической… Подробнее  Купить за 642 руб
  • Правовая защита конкуренции. Учебное пособие, Мартыненко Г. Мартыненко И.. Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической… Подробнее  Купить за 537 руб
Другие книги по запросу «Ограничения Конкуренции» >>

dic.academic.ru

Ограничение конкуренции - Энциклопедия по экономике

Результатом этого явилось Соглашение о красной черте , знаменитый пример достигнутой когда-либо в истории мировой нефтяной промышленности договоренности об ограничении конкуренции. Свое название оно получило в октябре 1927 г., когда французская делегация представила карту, на которой она обвела красной чертой территорию, по ее мнению, занимаемую Османской империей. Англичане заявили, что карта исторически неточна, но тем не менее согласились признать ее их примеру последовали и американцы. Красная черта фактически окружала весь Аравийский полуостров. Компании договорились не конкурировать в рамках этого района друг с другом за получение концессий и не иметь каких-либо индивидуальных концессий, не получив на то предварительно согласия своих партнеров. Таким образом, каждая компания имела право вето в отношении деятельности остальных.  [c.131] В этих обстоятельствах руководители крупнейших компаний больше стремились к увеличению торгового оборота своих отдельных фирм, чем к ограничению конкуренции, и тот факт, что их производительность опережала спрос, только усиливал это стремление. Вместо того чтобы продавать нефть по официальным справочным ценам, они стали предлагать неофициальные скидки и снижать цены на свои нефтепродукты. После Суэцкого кризиса эти скидки прекратились и справочные цены были повышены, но, как только канал был снова открыт для навигации, разница между уровнями официальной и неофициальной цены еще больше увеличилась.  [c.218]

После этого остается еще одно препятствие. Антимонопольный отдел Департамента юстиции Федерального торгового комитета может начать судебное дело с целью блокировать слияние. Для предотвращения слияния, или объединения правительство, согласно разделу 7 закона Клейтона должно привести доказательства того, что в результате этого объединения может произойти "существенное уменьшение конкуренции". Обычно ограничение конкуренции интерпретируется применительно к географическому региону, как, например, к продовольственным магазинам в Новом Орлеане или к сфере деятельности, например производству алюминиевых болванок. Допускается более широкая интерпретация, поскольку возможно слияние двух компаний, специализирующихся в далеких одна от другой сферах деятельности или географических регионах, которое может показаться подозрительным само по себе из-за "большого размера" образуемой компании. Поскольку издержки на оплату работы исполнительных органов, судебные издержки и другие расходы, связанные с ведением "войны" против антимонопольных органов, очень велики, большая часть компаний прежде чем приступать к объединению хочет быть уверенной в том, что не придется столкнуться с этой неприятной процедурой.  [c.694]

Ограничение конкуренции и контроль цен. Ограничение конкуренции и контроль цен — желаемое, но трудно достижимое состояние для компаний, которые имеют возможность монополизировать рынок, на котором они оперируют. Препятствием для этого служит антимонопольное законодательство.  [c.160]

Выделяются оборонительные и наступательные мотивы слияний и приобретений. Основными оборонительными мотивами для горизонтальной интеграции являются следующие эффект масштаба устранение избыточных мощностей поддержание цены устранение конкуренции достижение роста приобретение управления приобретение преимуществ в патентной, исследовательской и других сферах. Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются следующие обеспечение постоянных поставок контроль поставок конкурентов защита рынков сбыта ограничение конкуренции и контроль цен.  [c.169]

Отношения между банками состоят в привлечении и размещении друг у друга денежных средств на договорных началах в форме депозитов, кредитов, других операций, предусмотренных уставами кредитовании в Банке России при недостатке средств для осуществления кредитования клиентуры и выполнения принятых обязательств. Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций, на ограничение конкуренции в банковском деле (установление процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения).  [c.28]

По степени ограничения конкуренции называют монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.  [c.54]

В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации . Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле.  [c.254]

Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам.  [c.256]

Линейные компании на каждом направлении перевозок образуют объединения картельного типа — фрахтовые конференции. Их члены устанавливают единые монопольные тарифы. Для ограничения конкуренции со стороны независимых судовладельцев линейный картель применяет систему по закреплению за собой грузоотправителей, стивидорных и агентских компаний, проводит фрахтовую войну против аутсайдеров.  [c.350]

Что касается проектов, ориентированных на разработку новых технологий, то здесь все гораздо сложнее, поскольку объем рынка ограничен, конкуренция достаточно жесткая. Однако и вероятность получить высокие доходы при правильной организации данного вида бизнеса велика.  [c.192]

Интерес представляет и рынок профессиональных спортсменов. Хотя потенциальные наниматели здесь довольно многочисленны, данный рынок исторически характеризовался закулисными интригами, хитроумными способами сговора, которые весьма успешно до сих пор используются работодателями для ограничения конкуренции при найме рабочей силы. Национальная футбольная лига, Национальная баскетбольная ассоциация, Американская и Национальная бейсбольные лиги выработали систему правил, которые привязывают игрока к одной команде и практически не дают ему возможности перейти к другому нанимателю, предлагающему самую высокую ставку на открытом (конкурентном) рынке. В частности, при вербовке нового игрока команда, которая выбирает игрока, имеет исключительное право заключать с ним контракт. Более того, так называемый резервный пункт в контракте каждого игрока дает исключительное право команде покупать его услуги и на следующий сезон. Последние судебные разбирательства и заключение коллективных договоров, предусматривающих предоставление отдельным опытным игрокам статуса свободных агентов , способствуют превращению рынков труда профессиональных спортсменов в более конкурентные, хотя негласная монопсония продолжает существовать.  [c.621]

И последнее все три рассмотренных фактора -неконкурирующие группы, выравнивающие различия в оплате труда и ограничения конкуренции на рынке, - играют определенную роль при объяснении фактической дифференциации заработной платы. Например, дифференциация заработной платы врача и строительного рабочего в основном объяснима с точки зрения неконкурирующих групп. Врачи входят в неконкурирующую группу, куда сложно попасть из-за необходимости обладать определенными способностями и иметь финансовые возможности для получения образования, в силу чего предложение труда незначительно по отношению к спросу, и соответственно в данной группе заработная плата является высокой. На строительных работах, где умственные способности и финансовые возможности имеют меньшее значение, предложение труда больше по сравнению  [c.629]

Чтобы преодолеть трудности, связанные с обсуждением всей структуры процентных ставок, экономисты говорят о чистой процентной ставке. Эта чистая ставка больше всего приближается к проценту, уплачиваемому по долгосрочным, практически безрисковым облигациям правительства США (30-летний государственный заем). Такую выплату процента можно рассматривать как плату исключительно за использование денег в течение длительного периода, поскольку фактор риска и административные расходы незначительны и проценты по таким ценным бумагам не подвержены воздействию ограничения конкуренции на рынке. Так, в 1994 г. чистая процентная ставка составляла приблизительно 7,5%.  [c.643]

В отношении сельского хозяйства, рынка труда, выдачи лицензий на профессиональную деятельность, патентов и установления внешнеторговых барьеров политика правительства имела тенденцию к ограничению конкуренции.  [c.722]

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).  [c.185]

Последствия ограничения конкуренции должны быть заметны, ощутимы. В  [c.90]

Ограничение конкуренции путем монополизации спабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределительных каналов. Если монополизация невозможна, компании следует добиваться преимущественных позиций в конкурентной борьбе, контролируя следующие за производством стадии движения товаров.  [c.159]

Более сложным оказался спор о размерах концессии и взаимоотношениях компаний-участниц. В письме великого визиря в 1914 г. ясно говорилось, что деятельность концессии должна охватывать багдадский и мо- сульский вилайеты, а на состоявшейся в том же году конференции в Форин офис компании договорились, что on-ill ие будут владеть какими-либо отдельными активами в Османской империи. Американские компании заявили, что империя эта уже не существует, и утверждали, что любые ограничения такого рода идут вразрез с политикой их правительства, согласно которой на Среднем Востоке должны быть открыты двери для всех компаний, желающих участвовать в экономическом развитии этого. региона. Они также заявляли, что любые ограничения конкуренции неизбежно втянут их в конфликт с вашингтонскими властями.  [c.130]

Когда цены стали резко падать под давлением хлынувшей на рынок нефти, некоторые круги предполагали, что ведущие компании возобновят свои усилия по созданию международного картеля. Имеются свидетельства о том, что такого мнения придерживался и Энрико Маттеи, и частично его агрессивность объяснялась, возможно, желанием настолько укрепить свои позиции, чтобы иметь основания претендовать на членство в нем. Такая идея выдвигалась, видимо, на среднем уровне руководства некоторых из этих компаний, но на высшем уровне никогда не существовало ни малейшего шанса на согласие с ней. В августе 1952 г. Федеральная торговая комиссия США опубликовала подробный и недоброжелательный доклад о деятельности нефтяной промышленности в 30-е и 40-е годы, и американским компаниям было известно, что любая мера с их стороны, направленная на ограничение конкуренции, приведет к катастрофическому столкновению с правительством.  [c.217]

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — направлено на ограничение монополистической мощи и в наибольшей степени развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Кейлера-Кефовера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции США и судов. Оно делает незаконными объединения или сговоры с целью ограничения конкуренции, связанные контракты (фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней), взаимопереплетающиеся директораты, приобретение акций конкурирующей фирмы. Запрещается вводящая в заблуждение реклама. В 30-е годы суды США начали возбуждать дела против фирм на основе не только рыночного поведения последних, но и рыночной структуры. Сам размер объединения и степень его контроля над рынком могут быть причиной наказания.. При этом степень контроля над рынком, при которой вступали в действие антитрестовские законы, может колебаться от 60 до 5—7%. В 80—90-е годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральным. Юристы склоняются к использованию принципа разумности (незаконными объявляются лишь неразумные ограничения торговли). Закон Клейтона, исходя из того, что труд не является това-pojyi, установил, что рабочие организации не могут быть квалифицированы как сговор для ограничения торговли и их действия не подпадают под действие антитрестовского законодательства. АПОРТЫ — имущество, поступающее акционерному обществу в уплату за акции. А. могут быть представлены в виде товаров, торговых и промышленных предприятий, оцениваемых и приравниваемых к определенной сумме денежного капитала. Часто учредители передают акционерным обществам в виде А. свои предприятия и товары по завышенной оценке, получая значительно большее количество акций, чем соответствующее стоимости имущества.  [c.18]

Закон о конкуренции в Канаде, Закон о продвижении экономической конкуренции в Финляндии, Закон о контроле монополий и ограничительных действий в Дании, Закон против ограничений конкуренции в ФРГ, Антимонопольный закон в Японии, Закон о конкуренции во Франции, к которому примыкает Закон о контроле ад экономической концентрацией и положение о ценах, Закон о конкуренции в Швеции, Федеральный Закон о картелях в Швейцарии, Закон о справедливой торговле и Закон об ограничениях в торговле в Великобритании, Королевский декрет о запрете соглашений по ценам, прибылям, государственным подношениям в Норвегии, Закон о контроле монополий и олигополии и защите свободной конкуренции в Греции и т. д. См. Никитин С. М., Гельвановский М. И. и др. Инфляция и хозяйственный механизм (1980-е гг.). М. Наука, 1993. С. 119.  [c.254]

Четвертый важный момент связан с широкой практикой формальных и неформальных связей в советской экономике. Формальные связи обычно определяются субподрядами. История индустриального развития в двадцатом веке показывает пример перехода от модели вертикально интегрированных фирм (ясно видной на примере современной структуры фирм Krupp и Ford), которая доминировала до великой депрессии, к новой модели, в которой выделяется лидер, окруженный поставщиками. Этот сдвиг связан с преимуществами относительного сокращения трансакционных затрат и возрастанием роли конкуренции, которая требует максимального сокращения организационных затрат. В традиционной советской экономике постоянный дефицит и закрепление поставок приводили к очень высоким трансакционным затратам, а ограниченная конкуренция возникала только тогда, когда неудовлетворенный спрос приводил к конкуренции покупателей.  [c.262]

Ограничение конкуренции. Ограничение конкуренции на рынке также играет важную роль при объяснении некоторой дифференциации процентных ставок. Банк в небольшом городке, монополизирующий местный денежный рынок, может взимать высокие ставки с ссуд потребителям, потому что до-мохозяйствам неудобно пользоваться услугами других банков. Крупная корпорация может изучить деятельность ряда конкурирующих инвестиционных банков по выпуску новых облигаций и тем самым обеспечить самую низкую ставку.  [c.643]

Тайный сговор олигополии ( ollusive oligopoly) — тайное соглашение олигопольного характера возникает, когда фирма, представляющая олигопольную отрасль, достигает явного или негласного соглашения об установлении цен, разделе рынка или иного ограничения конкуренции может принимать форму картеля, джентльменского соглашения или ценового лидерства.  [c.964]

На формирующихся рынках акций государственное устройство также претерпевает процесс формирования, поэтому возможны сильные изменения состояния государственных финансов, вызывая чувство нестабильности у всех участников рынка (в первую очередь у частного капитала). Влияние факторов макроуровня на формирование рыночной стоимости акций является системообразующим. Отраслевые факторы оказывают не очень сильное влияние на стоимость акций. По мнению диссертанта, это связано с тем, что => большинство отраслей народно хозяйства в той или иной степени регулируются государством, соответственно, факторы государственного уровня существенно превосходят влияние отраслевых факторов => специфика российской экономики обусловлена превалированием монополий и ограниченной конкуренцией среди топливно-энергетических и сырьевых компаний с длительными производственными циклами и длительным периодом окупаемости инвестированного капитала (5-20 лет). Поэтому большинство отраслей имеют схожие черты, обуславливая практически полное отсутствие отраслевой специфики и, соответственно, нивелирование влияния отраслевых факторов. Среди факторов микроуровня наибольшее влияние оказывают события, которые могут повлечь либо смену собственника на предприятии (добровольную или принудительную), или лишение права собственности вообще (например, принудительно со стороны государства, либо в результате лишения (непродления сроков действия) лицензий на право основной производственной деятельности. Отсутствие (истощение) стратегического сырья, используемого предприятием также рассматривается как прекращение деятельности предприятия, так как в условиях процесса формирования доступ к стратегическому сырью - это политический, нежели экономический процесс (на рынке нет свободного (экономического) перераспределения сырья). Отметим, что факторы, связанные с изменением системы внутреннего управления деятельностью компаний, практически не оказывают влияния на рыночную стоимость акций. На рыночную стоимость акций в большей степени оказывают влияние факторы микроуровня, отражающие финансово-экономическое, производственное состояние и перспективы развития компании-эмитента. Факторы макроуровня оказывают лишь корректирующее влияние (незначительное). Скорее всего, это связано с тем, что на развитых рынках деятельность частных компаний практически не зависит от финансово-экономического положения государства.  [c.24]

economy-ru.info