Основы безопасности жизнедеятельности8 класс. Обж виды пожаров


Виды пожаров - обж, презентации

С1. ТЕМА: ВИДЫ ПОЖАРОВ

С2. По внешним признакам горения

       1. НАРУЖНЫЕ (визуально) – всегда открытые.

С3.  2. ВНУТРЕННИЕ (внутри зданий):

       А) ОТКРЫТЫЕ (видим)

       Б) СКРЫТЫЕ (в пустотах, внутри конструкций)

С4. 3. ОДНОВРЕМЕННО НАРУЖНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ (наиболее опасные)

С5. По Месту возникновения

         1. В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

С6.    2. НА СКРЫТЫХ ПЛОЩАДЯХ СКЛАДОВ

С7.    По Месту возникновения

            3. НА ГОРЮЧИХ МАССИВАХ

А) ЛЕСНЫЕ

Б) ТОРФЯНЫЕ

В) СТЕПНЫЕ

      Г) НА ХЛЕБНЫХ ПОЛЯХ

С 8. ЛЕСНОЙ (фото)

С9. ТОРФЯНОЙ (фото)

С 10. СТЕПНОЙ (фото)

С 11. На хлебных полях (фото)

С 12. По времени начала тушения

1. НЕЗАПУЩЕННЫЕ  (ЛИКВИДИРУЮТСЯ ЧАЩЕ СИЛАМИ НАСЕЛЕНИЯ)

2. ЗАПУЩЕННЫЕ  

  (ИЗ-ЗА ПОЗДНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ИЛИ ПОЗДНЕГО ЗВОНКА)

С 13. Незапущенный пожар (фото)

С 14. Запущенный пожар (фото)

С 15. По плотности застройки

  • Отдельный (в одном здании)
  • Сплошной (несколько зданий из-за близкого расстояния)
  • Огневой шторм (ураганный ветер)

С 16. Способы прекращения горения

  • Охлаждение зоны горения водой, углекислотой (стр. 37, 41)
  • Изоляция зоны горения пеной, порошком, песком (стр. 43)
  • Разбавление горючих веществ водяным паром, углекислым газом, азотом…
  • Химическое торможение реакции горения (фреон)

С 17. ВЫБОР СПОСОБА ТУШЕНИЯ

  • Охлаждение – наружный пожар и твёрдые материалы
  • Изоляция – тушение жидкостей в резервуарах
  • Разбавление и химическое торможение – тушение небольших пожаров

С 18. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРОВ  В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

  • БЫСТРОЕ ПОВЫШЕНИЕ  t°
  • ЗАДЫМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ
  • РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОГНЯ ОТКРЫТЫМИ ПУТЯМИ
  • ПОТЕРЯ КОНСТРУКЦИЕЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ

С 19.  Домашнее задание

Повторить записи в тетради 

Просмотр содержимого документа «Виды пожаров »

ВИДЫ ПОЖАРОВ Урок ОБЖ 8 класс Учитель: Жалеева Ирина Сергеевна

ВИДЫ ПОЖАРОВ

Урок ОБЖ 8 класс Учитель: Жалеева Ирина Сергеевна

По внешним признакам горения 1. НАРУЖНЫЕ (визуально) – всегда открытые.

По внешним признакам горения

1. НАРУЖНЫЕ (визуально) – всегда открытые.

По внешним признакам горения 2. ВНУТРЕННИЕ (внутри зданий): А) ОТКРЫТЫЕ (видим) Б) СКРЫТЫЕ (в пустотах, внутри конструкций)

По внешним признакам горения

2. ВНУТРЕННИЕ (внутри зданий):

А) ОТКРЫТЫЕ (видим)

Б) СКРЫТЫЕ (в пустотах, внутри конструкций)

По внешним признакам горения 3 . ОДНОВРЕМЕННО НАРУЖНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ (наиболее опасные)

По внешним признакам горения

3 . ОДНОВРЕМЕННО НАРУЖНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ (наиболее опасные)

По Месту возникновения 1. В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

По Месту возникновения

1. В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

По Месту возникновения 2. НА СКРЫТЫХ ПЛОЩАДЯХ СКЛАДОВ

По Месту возникновения

2. НА СКРЫТЫХ ПЛОЩАДЯХ СКЛАДОВ

По Месту возникновения 3. НА ГОРЮЧИХ МАССИВАХ А) ЛЕСНЫЕ Б) ТОРФЯНЫЕ В) СТЕПНЫЕ Г) НА ХЛЕБНЫХ ПОЛЯХ

По Месту возникновения

3. НА ГОРЮЧИХ МАССИВАХ

А) ЛЕСНЫЕ

Б) ТОРФЯНЫЕ

В) СТЕПНЫЕ

Г) НА ХЛЕБНЫХ ПОЛЯХ

ЛЕСНОЙ

ЛЕСНОЙ

ТОРФЯНОЙ

ТОРФЯНОЙ

СТЕПНОЙ

СТЕПНОЙ

На хлебных полях

На хлебных полях

По времени начала тушения 1. НЕЗАПУЩЕННЫЕ (ЛИКВИДИРУЮТСЯ ЧАЩЕ СИЛАМИ НАСЕЛЕНИЯ) 2. ЗАПУЩЕННЫЕ (ИЗ-ЗА ПОЗДНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ИЛИ ПОЗДНЕГО ЗВОНКА)

По времени начала тушения

1. НЕЗАПУЩЕННЫЕ (ЛИКВИДИРУЮТСЯ ЧАЩЕ СИЛАМИ НАСЕЛЕНИЯ)

2. ЗАПУЩЕННЫЕ

(ИЗ-ЗА ПОЗДНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ИЛИ ПОЗДНЕГО ЗВОНКА)

Незапущенный пожар
  • Незапущенный пожар
Запущенный пожар
  • Запущенный пожар
По плотности застройки

По плотности застройки

  • Отдельный (в одном здании)
  • Сплошной (несколько зданий из-за близкого расстояния)
  • Огневой шторм (ураганный ветер)
Способы прекращения горения

Способы прекращения горения

  • Охлаждение зоны горения водой, углекислотой (стр. 37, 41)
  • Изоляция зоны горения пеной, порошком, песком (стр. 43)
  • Разбавление горючих веществ водяным паром, углекислым газом, азотом…
  • Химическое торможение реакции горения (фреон)
ВЫБОР СПОСОБА ТУШЕНИЯ

ВЫБОР СПОСОБА ТУШЕНИЯ

  • Охлаждение – наружный пожар и твёрдые материалы
  • Изоляция – тушение жидкостей в резервуарах
  • Разбавление и химическое торможение – тушение небольших пожаров
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

  • БЫСТРОЕ ПОВЫШЕНИЕ t°
  • ЗАДЫМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ
  • РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОГНЯ ОТКРЫТЫМИ ПУТЯМИ
  • ПОТЕРЯ КОНСТРУКЦИЕЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
Домашнее задание Повторить записи в тетради

Домашнее задание

Повторить

записи в тетради

kopilkaurokov.ru

Тематический классный час ОБЖ. Пожары.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ОБЖ

Тема: «ПОЖАРЫ».

ЦЕЛИ : способствовать формированию знаний о видах и причинах возникновения пожаров, правилах поведения во время пожаров, возникших в разных местах, порядке оказания первой помощи при термических ожогах.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный поектор, экран, диск с презентацией.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства.

Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития. С тех давних пор люди и огонь являются неразлучными - постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, падения космического тела или его взрыва, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись. По мнению древнеримских мыслителей, огонь, в сочетании с воздухом, водой и землей, являлся основным элементом мироздания.

Представления о муках ада люди связывали с пытками грешников на огне. Постепенно человек привык к огню, «укротил» его и начал активно использовать в повседневной жизни для обогрева жилища, приготовления пищи/ защиты от диких животных/ получения новых материалов. Огонь стал одним из основных двигателей исторического прогресса, источником благосостояния людей.

Постепенно люди научились добывать огонь с помощью примитивных приспособлений, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем зажигалок упростило процесс получения огня. Ф. Энгельс писал: «умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

Наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации- пожара.

Пожар - это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, материальных ценностей, растительного и животного мира.

Каждый пожар - это единственное, уникальное событие с присущими только ему характеристиками. По количеству и совокупному ущербу пожары прочно занимают лидирующее положение среди всех техногенных ЧС. Пожары сопровождают человека всегда и повсюду: на земле, под водой, в воздухе, в космосе.

Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров/ отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.

Пожары приносят неисчислимые беды, травмирование и гибель людей, они уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.

hello_html_m5a4406f.gif

По количеству и качеству горючих материалов, площади охвата, времени горения, нанесенному ущербу и последствиям все пожары оцениваются по пятибалльной шкале. Самым сильным пожарам присваивается высшая 5-я категория.

hello_html_3e080039.gif

hello_html_m383545c6.gif

Факторы пожара

огонь

дым

пепел

сажа

hello_html_m2ccafac2.gifhello_html_m221a4da0.gifhello_html_4ee5c96c.gifhello_html_4185c47e.gif

Основные причины возникновения пожаров.

• Небрежное, халатное обращение с огнем.

• Нарушение требований техники безопасности при работе

электрическими приборами, печным отоплением.

• Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огненных работ.

• Случайный или умышленный поджог.

• Пренебрежение опасностью, незнание и недооценка

возможных последствий пожара.

• Удар молнии.

• Игра детей с огнем, в основном со спичками.

• Самовозгорание.

Признаки начинающегося пожара.

• Наличие запаха дыма.

• Незначительный огонь, пламя.

• Наличие характерного запаха горящей резины или

Пластмассы, снижение напряжения в электросети, нарушение подачи электропитания - признаки горения электропроводки.

• Людская суета на лестничных клетках, в подъезде.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Место возникновения пожара

Правила поведения

1

Пожар в квартире, доме, здании школы.

  • Не паниковать.

  • Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01.

  • Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя. Сорвать горящие шторы, затоптать огонь ногами, залить водой или бросить в емкость с водой.

  • Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тряпкой или залить водой через вентиляционные отверстия.

  • Закрыть все окна и двери.

  • Найти и вывести (вынести) маленьких детей, которые прячутся в шкафах, под столами, в туалетных комнатах. Помочь старикам, пострадавшим.

  • Взять с собой документы. деньги, ценные вещи.

  • Быстро, без давки покинуть опасную зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту, используя запасные выходы, пожарные лестницы.

  • Постоянно подавать звуковые сигналы.

  • Лечь на пол, ждать помощи или передвигаться ползком к выходу.

  • Дышать через мокрую ткань. Всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

  • Выйти на балкон, закрыть за собой дверь, позвать на помощь.

  • Не открывать окна и двери.

  • Использовать для защиты от огня и теплового излучения влажную плотную ткань.

  • Не закрывать входную дверь на ключ.

  • Не пользоваться лифтом.

2

Пожар в лифте.

  • Нажмите кнопку кабины «Вызов» и сообщите о пожаре диспетчеру.

  • Дождитесь остановки лифта и быстро покиньте кабину.

  • Выйдя из кабины лифта, заблокируйте дверь.

  • Вызовите пожарных по телефону 01.

  • Попытайтесь ликвидировать пожар своими силами.

  • В случае остановки кабины лифта между этажами сообщите об этом диспетчеру, постоянно зовите на помощь, попытайтесь самостоятельно открыть дверь кабины и выйти наружу.

  • Если покинуть кабину лифта не представляется возможным, не паникуйте, закройте рот и нос тканью, сядьте на пол и ждите помощи.

Пожар в обществен-ном наземном транспорте.

  • Сообщите о пожаре водителю.

  • После остановки транспортного средства без паники и давки покиньте салон и отойдите на безопасное расстояние.

  • В случае заклинивания дверей покиньте салон через специальные люки, оконные проемы, прогоны.

  • Окажите помощь детям, старикам, пострадавшим, транспортируйте их в безопасную зону.

  • Постарайтесь погасить огонь, вызвать пожарных и спасателей.

  • Не допускайте распространения огня на близлежащие объекты.

Пожар в самолете.

  • При пожаре в самолете наиболее эффективным способом спасения людей является эвакуация. Для этой цели во всех самолетах имеются основные и запасные выходы.

  • В случае возникновения пожара все они должны использоваться для эвакуации, покинуть самолет можно через разломы в фюзеляже, специально проделанные люки, форточки в кабине экипажа.

  • В процессе эвакуации необходимо соблюдать спокойствие, действовать уверенно и быстро, не паниковать, не устраивать давку. В первую очередь нужно эвакуировать детей и женщин, оказать помощь пострадавшим. После покидания горящего самолета нужно быстро отойти в безопасную зону на расстояние не менее 100 метров.

Пожар в поезде.

  • Сообщите о пожаре проводникам или начальнику поезда.

  • Тушите пожар с помощью огнетушителей, песка, воды, которые есть в вагоне.

  • Перейдите в соседний вагон без паники.

  • Используйте стоп-кран для остановки поезда.

  • После остановки состава быстро покиньте горящий вагон через двери, люки, окна.

  • Помогите пострадавшим, детям, старикам.

  • Не выпрыгивайте из окон, люков, дверей во время движения поезда.

  • Не мешайте пожарным и спасателям ликвидировать пожар и его последствия.

ЕСЛИ НА ЧЕЛОВЕКЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА

  1. Горящую одежду быстро снять.

  2. Не бегать в горящей одежде.

  3. Не кататься по земле.

  4. Защитить руками голову, лицо, глаза.

  5. Не использовать для тушения огнетушители.

  6. Окунуться в воду или облиться водой.

  7. Лечь на снег.

  8. Накрыться плотной мокрой тканью, оставив голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения.

  9. Не отдирать прилипшую к телу одежду.

  10. Оказать пострадавшему первую помощь, успокоить его и оперативно доставить в больницу.

В современной России задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессионально подготовленные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Они находятся в постоянной готовности, быстро выезжают на тушение пожаров и оперативно ликвидируют их. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала, а через 20 минут развернуться и приступить к его тушению.

Огнеборцы - так называют пожарных - всегда были и остаются на передовой линии борьбы с огнем. Ежегодно пожарные спасают из огня примерно 30 тысяч россиян.

Процесс тушения пожара - это трудоемкая и опасная работа. Она включает прекращение доступа в зону горения воздуха (кислорода) и горючих материалов, интенсивное применение огнегасящих средств для охлаждения зоны горения. В процессе тушения пожаров используется специальная пожарная техника и технологии.

Большинство жилых домов, школ снабжены стеновыми пожарными шкафами с пожарными кранами. В каждом шкафу должен находиться пожарный рукав длиной 10,15 или 20 метров, ствол, две кнопки, задвижка с вентилем. В случае возникновения пожара необходимо быстро присоединить шланг к крану, надеть на шланг ствол, открыть вентиль и нажать обе кнопки. Одна кнопка включает вентилятор дымоудаления, другая - водяные насосы, создающие мощный напор воды. Водой сначала сбивают пламя с наружных поверхностей, а затем подают ее вовнутрь очага горения. Водой охлаждают соседние строения и людей, участвующих в тушении пожара.

Одним из эффективных средств тушения небольшого по площади пожара являются ручные огнетушители.

hello_html_5296b807.gif

Для достижения наибольшей эффективности действия огнетушителей необходимо приводить их в рабочее состояние недалеко от места горения, чтобы не терять огнегасящие вещества/ действовать быстро, так как работают они непродолжительное время. При тушении твердых веществ и предметов пенными огнетушителями направляют струю в места наиболее интенсивного горения, постепенно сбивая огонь сверху вниз. Разлитую жидкость начинают тушить с краев, постепенно покрывая пеной горящую поверхность.

Технические характеристики огнетушителей

Марка

Емкость, л

Время действия, с

Огнетушащее вещество

Применение

ОП-2

2

10

Порошок

Для тушения загораний бензина, дизельного топлива, лаков, красок и других горючих жидкостей, а также электроустановок под напряжением до 1000 В.

ОП-5

5

15

Порошок

ОП-8Б

1

8

Порошок

ОУ-2

2

15

Углекислота

Для тушения загорания различных веществ и материалов при температуре окружающего воздуха от -25 до 50°С, а также электрооборудования под напряжением.

ОУ-5

5

15

Углекислота

ОУ-8

8

20

Углекислота

ОВП-5

5

20

Пена

Для тушения жидких и твердых веществ и материалов, за исключением щелочных и щелочноземельных материалов и их сплавов, а также для тушения загораний электрооборудования под напряжением. Используются при температуре от

5 до 50°С.

ОВП-10

10

45

Пена

Поражающие факторы пожара.

• Открытый огонь (пламя).

• Разлетающиеся искры.

• Тепловое излучение, повышенная температура окружающей среды и предметов.

• Дым.

• Пониженное содержание кислорода в воздухе зоны пожара.

• Токсичные продукты горения (синильная кислота/ окись углерода, фосген).

• Падающие предметы, конструкции, осколки стекол.

• Потенциальная возможность взрыва.

• Психологические нагрузки, стресс, паника людей.

Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Основные способы эвакуации людей из опасной зоны: самостоятельный выход; вывод; вынос; спуск с высоты. Эвакуация должна осуществляться организованно, оперативно, по кратчайшим и безопасным маршрутам с использованием лестничных маршей, эвакуационных, штурмовых, приставных, выдвижных лестниц, коленчатых подъемников, индивидуальных спасательных устройств, веревок

для страховки, спасательных рукавов, амортизирующих пневматических устройств. Массовую эвакуацию людей из зоны пожара, быстрое и организованное продвижение к выходам и безопасным местам проводят пожарные совместно со спасателями. Их указания и распоряжения должны выполняться неукоснительно. В процессе эвакуации преодолевать участки открытого огня необходимо быстро, накинув на себя мокрую ткань или предварительно облившись водой.

hello_html_4c75f7ea.gif

Термический ожог; это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями, газами, вдыхания пламени, горячего воздуха, пара, дыма. Характерными признаками термического ожога являются: покраснение кожного покрова в местах ожога,

отек, удушье, образование ожоговых волдырей, обугливание пораженного участка, ожоговый шок.

Различают четыре степени термического ожога.

Ожог первой степени: поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль. Лечение быстрое.

Ожог второй степени: пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.

Ожог третьей и четвертой степени: поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Пораженный участок принимает восковидный оттенок, иногда обугливается. Требуется срочная госпитализация.

Первая помощь при термическом ожоге ( незначительном)

  • Прекратить действие поражающего фактора.

  • Снять одежду и обувь с пораженного участка.

  • Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.

  • Быстро наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок.

  • Дать обильное питье.

  • Приложить к месту ожога синтомициновую эмульсию.

  • В случае обширных ожогов пострадавшего нужно завернуть в чистую простыню.

  • В случае ожога горла человеку нужно дать выпить оливковое или растительное масло, воду, белок сырого яйца.

  • Дать болеутоляющие средства: димедрол, Пенталгин, анальгин.

  • При отравлении угарным газом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух, освободить от тесной одежды, успокоить, при необходимости провести реанимацию.

  • Вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в больницу.

При термическом ожоге запрещается.

  • Оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора.

  • Отрывать прилипшие к ране одежду, грязь, посторонние предметы

  • Прикасаться к поврежденному участку тела.

  • Вскрывать ожоговые волдыри.

  • Обрывать обгоревшие ткани.

  • Наносить на пораженный участок мазь, крем, жир, лосьон.

  • Оставлять на длительное время (более часа) открытым пораженный участок.

  • Использовать алкоголь в качестве успокаивающего и болеутоляющего средства

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ

Пожар, который происходит в условиях окружающей природной среды, называется природным

Природные пожары относятся к числу очень опасных и часто повторяющихся ЧС. Они приводят к уничтожению лесных массивов, гибели животных и растений, нарушению теплового баланса в зоне пожара, загрязнению атмосферы продуктами горения, к эрозии почвы. Нередко природные пожары являются причиной травмирования, заболеваний, гибели людей.

hello_html_1502cf2b.gif

Примерно 60 - 70% природных пожаров возникает в радиусе 5 километров от населенных пунктов. В этой зоне чаще всего люди проводят время «на природе».

Основные причины возникновения природных пожаров: непотушенная сигарета, горящая спичка, тлеющий пыж после выстрела, масляные тряпки или ветошь, стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света, искры из глушителя транспортного средства, сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника, расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ. Одним из основных потенциальных источников природных пожаров является костер.

В ряде случаев природные пожары становятся следствием умышленного поджога, техногенной аварии или катастрофы.

С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:

• Бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки.

• Разводить костер в густых эарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины. торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур.

• Оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность.

• Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями.

• Поджигать камыш.

• Разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра.

• Оставлять костер горящим после покидания стоянки.

При обнаружении природного пожара постарайтесь ликвидировать очаг возгорания собственными силами, если это не удалось сделать, быстро покиньте опасную зону, обязательно сообщите о месте пожара в лесную охрану, администрацию, милицию, спасателям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Чем опасны пожары?

2. Какие виды пожаров?

3. Основные причины возникновения пожаров?

4. Правила поведения при возникновении пожара в здании.

5. Правила поведения при возникновении пожара на транспорте.

6. Какую помощь нужно оказать человеку, получившему ожег?

7. Какие существуют первичные средства пожаротушения?

8.Что является причиной возникновения природных пожаров?

9. Как можно предотвратить возникновение пожара в природных условиях?

Используемые материалы:

1.Под ред. Шойгу С.К., Чрезвычайные ситуации. М. 2004.

2.Энциклопедия Кирилл и Мефодий. 2000г.

3. Медицинская инциклопедия.

infourok.ru

Доклад по ОБЖ на тему «Пожары»

Доклад по ОБЖ на тему «Пожары» кратко расскажет Вам об этом стихийном бедствие и поможет Вам подготовиться к занятию.

Сообщение о пожарах

С момента появления человека на Земле огонь угрожал ему, уничтожая материальные ценности. Это было с самого начала, так есть и сейчас. Конечно, научившись пользоваться огнем, человек получил тепло, свет, защитился от тьмы и холода. Выйдя из контроля, он вызвал разрушительные, смертоносные последствия. Поэтому в этой статье мы ознакомимся с причинами и опасностями огненного явления, а также мерами его предотвращения.

Пожар – это несанкционированное, неуправляемое горение материалов, веществ и газо-воздушных смесей, разносящееся на километры и приносящее материальный ущерб, а также гибель. При пожаре скорость пламенного горения составляет 10-100 м/с, давление газов возрастает в разы, температура повышается до тысяч градусов. Для человеческого организма он опасен как косвенно (удушье от вдыхания дыма, крушение здания вследствие расплавки фундамента), так и непосредственно (поражение от воздействия высоких температур от огня).

Виды горения:

  • Горение твердых веществ (дерево, резина, текстиль и тому подобное). Когда вещество достигло точки возгорания, то оно разлагается на большое количество химических элементов. Часть из них соединяется с кислородом, также воспламеняется.
  • Горение жидких веществ (соляр, бензин, смола, алкоголь и тому подобное). Они проходят 3 стадии горения:
  1. Вспышка. Жидкость выделяет пар, температура которого достаточная для вспышки. Чтобы смесь загорелась нужно наличие рядом источника зажигания, удалив который, можно предотвратить горение.
  2. Точка воспламенения. Жидкость постоянно выделяет пар с температурным режимом, позволяющий образовать горючую смесь. Если рядом есть источник зажигания пламени, то пожар трудно будет погасить, даже удалив сам источник зажигания.
  3. Точка возгорания. Пар из горючей жидкости настолько высокой температуры, что она воспламеняется, даже если огня нет поблизости.
  • Горение вследствие деятельности электротока.
  • Горение газов (водород, ацетилен).
  • Горение легких металлов (магния, лития, алюминия и их сплавов).

Классификация пожаров

  1. По типу горения:
  • бытовые пожары (пожары на объектах культурного и бытового назначения, в жилых домах)
  • индустриальные (пожары на хранилищах, фабриках и заводах)
  • природные пожары (торфяные, степные, лесные и ландшафтные)
  1. По плотности застройки:
  • Отдельный пожар. Возникает в отдельном сооружении. Продвижение техники и людей  по территории между пожарами возможно без средств защиты.
  • Сплошной пожар. Возникает на одной территории в нескольких зданиях. Продвижение техники и людей  по территории без средств защиты невозможно.
  • Огневой шторм. Возникает сплошной пожар с признаками нагретого воздуха и потока продуктов сгорания. Скорость распространения огня не меньше 50 км/ч.
  • Массовый пожар. Это совокупность сплошных и отдельных пожаров.
  1. По типу горящих материалов и веществ:
  • Пожар класса «А» — твердые материалы. Делится на «А1» (горение твердых материалов, которое сопровождается тлением) на «А2» (горение твердых материалов без процесса тления).
  • Пожар класса «B» — жидкие вещества. Делится на «В1» (горение веществ, которые не растворяются в воде) и на «В2» (горение веществ, которые растворяются в воде).
  • Пожар класса «C» — газообразные вещества.
  • Пожар класса «D» — металлы. Делится на «D1» (горение легких металлов), «D2» (горение редкоземельных металлов), «D3» (горение соединенных металлов).
  • Пожар класса «E» — горят электроустановки.

Чтобы разразился пожар, необходимы такие условия: наличие горючих веществ и материалов, источника зажигания (открытого огня, электрического тока, химической реакции), окислителя (кислорода).

Среди причин возникновения пожаров выделяют:

  1. несоблюдение правил эксплуатации электрических устройств и производственного оборудования
  2. грозовые разряды
  3. самовозгорание материалов и веществ
  4. неосторожное обращение с огнем
  5. солнечный луч, который действует на предмет возгорания через оптические системы
  6. поджоги
  7. неумение пользоваться газовыми приборами

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, к каким последствиям приводят пожары, какие виды огненного явления существуют. Рассказ на тему «Пожары» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже

kratkoe.com

Классификация пожаров

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год |

Урок 5Классификация пожаров

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ

По внешним признакам горения пожары подразделяют на наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и скрытые.

К наружным относят пожары, у которых признаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. Такие пожары бывают при горении зданий и их конструкций, штабелей лесопиломатериалов, угля, торфа и других материальных ценностей, размещенных на открытых складских площадках; при горении нефтепродуктов в резервуарах, на открытых технологических установках и эстакадах; лесных массивов, торфяных полей, зерновых культур и др. Наружные пожары всегда бывают открытыми.

К внутренним относят пожары, которые возникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми.

При открытых пожарах признаки горения можно установить при осмотре помещений (например, при горении имущества в зданиях различного назначения; оборудования и материалов в производственных цехах, перегородок, полов, покрытий и т. д.).

У скрытых пожаров горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах и каналах, внутри торфяной залежи. При этом признаками горения бывают выход дыма через щели, изменение цвета штукатурки, нагретость конструкций (земли при горении торфа). Огонь бывает виден при вскрытии или разборке штабелей и конструкций.

С изменением обстановки изменяется и вид пожара. Так, при развитии пожара в здании скрытое внутреннее горение может перейти в открытое внутреннее, а внутреннее — в наружное, и наоборот.

Пожары различают и по месту возникновения. Они бывают в зданиях, сооружениях, на открытых площадках складов и на сгораемых массивах (лесных, степных, торфяных, а также на хлебных полях).

Пожары на промышленных предприятиях и в населенных пунктах могут быть отдельные (в здании или сооружении) и массовые (совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 90% зданий комплексной застройки).

Как правило, пожар в здании имеет три стадии развития:

• начальная стадия (15—30 мин) с небольшими температурой горения и скоростью распространения огня; • стадия разгорания (30—60 мин), для которой характерно резкое увеличение температуры горения (до 1000 °С) и скорости распространения огня; • завершающая стадия — ослабление силы пожара по мере выгорания огнеопасных материалов.

РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЖАРА способствуют следующие условия:

• скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадях; • наличие путей, создающих возможность распространения пламени и продуктов горения на смежные установки, в соседние помещения; • внезапное появление в процессе пожара факторов, ускоряющих его развитие; • запоздалые обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную часть; • отсутствие или неисправность стационарных и первичных средств тушения пожара; • неправильные действия людей при тушении пожара.

Различают линейное и объемное распространение пожара.

При линейном распространении пожара перемещение пламени происходит по поверхности горючих веществ в том или ином направлении и в той или иной плоскости (например, перемещение пламени по поверхности горючей жидкости, по горючим конструкциям). Охваченная пламенем поверхность может иметь форму круга, прямоугольника или другой геометрической фигуры. Соответственно этому различают распространения пожара круговое, прямолинейное, угловое и т. п.

Объемное распространение пожара возможно в пределах одного помещения, между помещениями, в пределах здания, а также между зданиями.

Распространение пожара на соседние здания или сооружения возможно в результате излучения пламени, переброса на значительные расстояния горящих конструктивных элементов (головней) и несгоревших частиц.

Для пожаров в зданиях и сооружениях характерны быстрое повышение температуры, задымление помещений, распространение огня скрытыми путями и потеря конструкциями несущих способностей.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

26. Классификация видов пожаров и их особенности. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Пассивные и активные методы защиты.

Пожаром называют неконтролируе­мое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоро­вью граждан, интересам общества и государства.

Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие виды.

Отдельный пожар - это пожар, возникший в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения.

Сплошной пожар - одновременное интенсивное горение преоб­ладающего количества зданий и сооружений на данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплош­ного пожара невозможно без средств защиты от теплового излуче­ния.

Огневой шторм - это особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являют­ся наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также приток свежего воздуха со всех сторон со скорос­тью не менее 50 км/ч по направлению к границам огневого шторма.

Массовый пожар представляет собой совокупность отдельных и сплошных пожаров.

Классификация пожаров по типу

  • Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах).

  • Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).

  • Природные пожары (лесные, степные, торфяные и ландшафтные пожары)

Виды пожаров по месту возникновения

  • пожары на транспортных средствах;

  • степные и полевые пожары;

  • подземные пожары в шахтах и рудниках;

  • торфяные и лесные пожары;

  • техногенные пожары (в резервуарах и резервуарных парках, АЭС, электростанциях и т. п.)

  • пожары в зданиях и сооружениях:

    • наружные (открытые), в них хорошо просматриваются пламя и дым;

    • внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.

    • домашние пожары

Причины возникновения пожаров

  • несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;

  • неосторожное обращение с огнём;

  • самовозгорание веществ и материалов;

  • грозовые разряды;

  • поджоги;

  • неправильное пользование газовой плитой;

  • cолнечный луч, действующий через различные оптические системы

Активные методы защиты

Для оперативного реагирования создаются мобильные бригады пожарной охраны.

Средства индивидуальной защиты пожарных

Защита непосредственно от пожара делится на защиту человека от высокой температуры, и, что зачастую более опасно — опасных факторов пожара, одним из которых является монооксид углерода. Используют термо-изолирующую одежду БОП (боевую одежду пожарного), изолирующие противогазы и аппараты на сжатом воздухе, фильтрующие воздух капюшоны по типу противогазов.

Важнейшим средством защиты человека от опасных факторов пожара являются планировочные решения зданий. Пути эвакуации должны быть освещены через проемы в наружных ограждающих конструкциях. Остекление в этих проемах должно быть выполнено из легкосбрасываемых материалов. На лестницах, не имеющих естественного освещения, должен быть обеспечен подпор воздуха в лестничную клетку. В случае длинных коридоров без естественного освещения необходимо организовывать дымоудаление с путей эвакуации. Системы дымоудаления и подпора воздуха должны запускаться системой пожарной сигнализации.

Активная борьба с пожаром (тушение пожара) производится огнетушителями различного наполнения, песком и другими негорючими материалами, мешающими огню распространяться и гореть. В случае, если здание оборудовано автоматической установкой пожаротушения, необходимо использовать её для тушения пожара.

Также иногда огонь сбивают ударной волной. Этот метод применяется для тушения лесных пожаров. Спутный поток ударной волны изменяет направление распространения пожара.

Для само-эвакуации людей из горящих зданий применяется лебедка, закрепленная с внешней стороны окна, по которой проживающие на высоких этажах люди могут спуститься на землю. Для защиты ценных вещей и документов от огня применяются несгораемые сейфы.

studfiles.net

Понятие и классификация пожаров :: BusinessMan.ru

Пожар – это процесс горения, который возникает вне специального очага и может нанести материальный ущерб, а также представляет собой опасность для жизни и здоровья людей. Классификация пожаров выделяет открытые, закрытые, массовые, сплошные, шквальные. Существует большое количество видов возгораний в зависимости от различных причин и внешних факторов.

Почему возникает пожар?

Любое возгорание появляется в результате определенных причин, которые учитываются при присвоении ему определенного типа и класса. Самые распространенные причины пожаров следующие:

  1. Поджог.
  2. Неисправное производственное оборудование и нарушение технологии процесса производства.
  3. Нарушение правил эксплуатации того или иного оборудования.
  4. Неправильная эксплуатация печей, теплогенерирующих агрегатов, установок.
  5. Неосторожное обращение с огнем.
  6. Неправильная эксплуатация механизмов транспортных средств.
  7. Неправильное использование бытовых приборов, работающих на газу, керосине, бензине.
  8. Взрывы, грозовые разряды.

Очень часто причины пожаров кроются в детской шалости и неумелом обращении с огнем, в результате чего каждое 6-8 возгорание появляется именно из-за этого. В быту самыми частыми причинами таких ситуаций являются неисправная электропроводка, неправильная эксплуатация электрической сети, короткие замыкания. Львиная доля возгораний происходит в результате элементарного пренебрежения правилами эксплуатации бытовых приборов и оборудования.

В загородных домах и вообще в сельской местности пожары часто возникают в результате эксплуатации неисправных печей, дымоходов, когда под воздействием пламени на сгораемые конструкции здания через трещины в кладке попадают топочные газы и искры. Последствия пожаров могут привести к летальному исходу всех тех, кто на момент возгорания находился в помещении или рядом с источником пламени.

Ситуации в городе

Городские пожары опасны тем, что обычно возникают в зданиях, где много людей. И чаще всего такие возгорания возникают по причине беспечности. Неотключенные бытовые приборы, курение в неустановленных местах, неисправные электроприборы и даже украшение елок легковоспламеняющимися материалами могут привести к возгоранию. Пожар в городе возникает чаще всего именно по этим причинам.

A, B, C, D – горение различных веществ

В зависимости от того, какое вещество горит, устанавливается класс пожара. К классу A относится горение твердых веществ, класс B присваивается пожару при горении легковоспламеняющихся горючих жидкостей, C – это горение газов, D – горение металлов. Классификация и характеристика пожаров зависит от нескольких факторов:

  1. Количества и качества горючих материалов.
  2. Площади охвата пожаром.
  3. Времени горения.
  4. Последствий.

В зависимости от этих параметров каждому пожару присваивается определенный балл по пятибалльной шкале. При этом все пространство, на котором произошел пожар, делится на зону горения, зону теплового воздействия и зону задымления. В первой зоне располагаются непосредственно материалы, которые горят. Тепловое воздействие оказывает влияние на состояние веществ и материалов, которые впоследствии тоже возгораются, а зоной задымления называют пространство, примыкающее к зоне горения, где скапливается дым, появляются продукты термического разложения.

Последствия пожаров при горении различных типов веществ очень опасны, поскольку кроме открытого огня появляется тепловое излучение, концентрация кислорода становится ниже, опасны искры и токсичные продукты горения.

Как вести себя при пожаре?

Если возник пожар, нужно знать и строго следовать правилам пожарной безопасности. Второе важно правило – знать, где находятся средства пожаротушения, и уметь ими пользоваться. Третье правило – знать номер пожарной команды и уметь ее правильно вызвать. Это самые простые правила при пожаре, которые помогут выбраться из огня и предотвратить его дальнейшее распространение.

Если нужно спасти человека при пожаре, то в горящее помещение следует заходить с мокрым полотном на голове, а в сильно задымленном помещении можно перемещаться только ползком. Если загорелась одежда, тушить ее нужно перекатыванием по земле, а вот бежать нельзя – так вы только раздуете пламя. При тушении пожара огнетушащие вещества следует направлять на зоны интенсивного горения.

Природные пожары

Классификация пожаров, которые происходят в природе, делит возгорания на два типа – лесные и торфяные. Кроме того, известны травяные и почвенные пожары. Первые появляются в результате сжигания сухой травы на лугах, пастбищах, угодьях в весенний период. Такая трава загорается быстро, поэтому если ветер сильный, то пожар распространится на большие расстояния. Именно травяные возгорания вроде бы ради благой цели приводят к возникновению масштабных возгораний в лесах и на торфяниках. Почвенные пожары появляются в результате того, что низовой пожар заглубляется в подстилку и торфяной слой почвы.

Лесной пожар представляет собой неконтролируемое горение лесного массива, которое распространяется стихийно. Такие бедствия вызваны прежде всего несоблюдением элементарных правил безопасности людей в лесу, вследствие чего уничтожаются деревья, кустарники, заготовленная в лесу продукция, строения и сооружения.

Лесные пожары опасны еще и тем, что понижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства лесного массива, поскольку будет уничтожена ценная фауна, и использование лесных ресурсов будет под угрозой.

Причины и следствия

Лесные пожары чаще всего возникают весной, когда лесосеки очищаются огневым способом – сжиганием порубочных остатков. Еще одна причина – недосмотр за состоянием массива и несвоевременное оповещение нужных органов о возникших очагах возгорания. Как правило, возникновение и развитие пожара зависит от множества факторов – рельефа местности, погоды, уровня растительности и так далее. Эти факторы следует учесть, чтобы сделать тушение эффективнее и проще.

Все лесные горючие материалы в зависимости от условий загорания делятся на две группы:

  1. Основные материалы, которые легко загораются и быстро горят: сухая трава, листья, хвоя, сучья и ветки. Именно от этих горючих материалов быстро распространяется огонь.
  2. Горючие материалы, которые воспламеняются медленно. Они представлены в виде валежника, пней, нижних слоев лесной подстилки, кустарников и деревьев. Эта группа материалов выделяет много тепла и приводит к развитию пожара.

Классификация лесных пожаров

В зависимости от того, в каких элементах лесного массива распространяется огонь, все пожары делятся на несколько видов:

  1. Низовые. Чаще всего случаются именно они, когда огонь распространяется по надпочвенному покрову, охватывают нижние части стволов деревьев и корни, выступающие на поверхность. Низовые пожары бывают беглыми и устойчивыми. Первые приводят к уничтожению живого и мертвого надпочвенного покрова, самосева леса, опавших листьев, обгоранию коры нижней части деревьев. Такой пожар опасен тем, что он быстро распространяется. Если возгорание устойчивое, то прогорит подстилка, обгорят корни, полностью выгорит подрост и подлесок.
  2. Верховые пожары. Они тоже бывают устойчивыми и беглыми. Самый большой ущерб наносят верховые возгорания, когда сгорают кроны деревьев на верхнем ярусе. Они возникают в основном летом.

Как тушить?

Классификация пожаров позволяет подобрать оптимальную технологию их тушения. Существуют несколько методов тушения пожаров:

  1. Зелеными ветками, метлами или мешковиной захлестываются кромки низовых пожаров, чтобы смести горящие частички обратно в сторону пожара.
  2. Кромка возгорания засыпается грунтом, чтобы сбить пламя, ограничить к ним доступ воздуха.
  3. Прокладываются заградительные минерализованные полосы, канавы, что позволяет остановить кромку пожара.
  4. Тушение взрывным методом: так создаются заградительные канавы, траншеи, которые ограничивают распространение огня.
  5. Использование воды.
  6. Использование химикатов для тушения. Они охлаждают горючие материалы, ограничивают доступ к ним кислорода.
  7. Тушение гидросамолетами.

Профилактика лесных пожаров

Классификация природных пожаров обширная, поэтому для конкретного типа возгорания используется определенная технология. Чтобы избежать возникновения огня в лесном массиве, следует проводить планомерную работу по профилактике. Для этого заранее создаются просеки, минерализованные полосы, химические станции, наблюдательные мачты. Большую роль играет использование различной техники – так потушить пожар можно гораздо быстрее. Также нужно уметь своевременно эвакуировать людей и животных из пожароопасных районов.

Торфяные пожары

Из-за постоянного воздействия на торф температуры, влажности, биологических особенностей растений он постепенно разлагается. Чем выше степень разложения, тем больше вероятность возникновения пожароопасной ситуации. Достаточно даже небольшой скорости ветра, чтобы горящие торфяные частицы были разбросаны по поверхности земли на большие расстояния. Именно искры, попадающие на подсушенный торф, поджигают его и образуют тем самым новые очаги возгорания.

Классификация торфяных пожаров зависит от того, с какой скоростью распространяется ветер. Выделяют 3 фронта торфяного пожара:

  • головной: движется по направлению ветра с большой скоростью;
  • боковой (фланговый): движется от головного фронта в стороны с небольшой скоростью;
  • тыльный: движется навстречу ветру с самой маленькой скоростью.

Стадии развития торфяного пожара

Торфяные пожары развиваются в разное время суток в зависимости от метеорологических факторов. Сначала загорается торф: образуется небольшой очаг возгорания, который развивается медленно и слабо задымленно. Период возгорания может занимать несколько минут или несколько часов – все зависит от влажности торфа, скорости ветра, температуры и влажности воздуха.

Второй этап развития отличается интенсивностью горения, когда нарастает его скорость и температура. Площадь пожара становится больше очень быстро, при этом задымление распространяется на большие пространства. Интенсивное распространение огня приходится на третий период – за это время пожар охватывает еще больший объем поверхностей, горение и задымленность становятся сильными. В очагах пожаров появляются завалы из упавших деревьев, что может стать опасным для людей и техники.

Как тушить?

Подземные торфяные пожары появляются уже после низовых, поэтому тушить сначала нужно именно низовые пожары. Для этого используются растворы химикатов, «мокрая» вода, которую подают внутрь торфяного слоя специальными поливочными машинами. Локализация подземных пожаров выполняется также созданием канав глубиной до уровня грунтовых вод. Внешний откос канав засыпается минеральным грунтом, при этом целесообразно сами траншеи залить водой.

Горение торфа обычно происходит в режиме тления, то есть, пламени нет, но за счет поступления кислорода и воздуха возгорание поддерживается. Причем в нижней части горение интенсивное за счет того, что более тяжелый холодный воздух вступает в реакцию с горящим торфом. Классификация пожаров делит торфяные возгорания на одноочаговые и многоочаговые. Чтобы погасить очаг, нужно пролить его водой, отделить его от краев образованной воронки. Если очагов много, то тушить их можно только локализацией всей площади посредством создания глубоких канав.

В результате горения торфа появляются продукты полного и неполного окисления торфа в виде метана, водорода, сажи, дыма. Соответственно, состояние экологической обстановки будет хуже. А, значит, появится опасность заболевания дыхательной системы у детей и взрослых с аллергическими заболеваниями.

Выводы

Пожар – это самое настоящее стихийное бедствие, особенно если речь идет о природных его разновидностях. Но на самом деле большинство причин для возгорания можно предотвратить, если правильно обращаться с огнем, потому что наибольший вред от пожара мы имеем из-за своей безответственности.

businessman.ru

Урок по ОБЖ для 8 класса "Пожары"

План-конспект

урока ОБЖ 8 класс

Квакин Вячеслав Рудольфович,

преподаватель-организатор ОБЖ

НОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 ОАО «РЖД»

Тема: Пожары.

Цели:

По окончании изучения темы учащиеся должны знать основные понятия пожар, горение, горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Отдельный пожар, массовый пожар, огненный шторм.

Учебные вопросы: -Что такое пожар, горение, признаки пожара?

-Виды пожаров, горючих материалов?

-Условия возникновения пожара, поражающие факторы?

Оборудование: Интерактивная доска (Смарт), мультимедиа, презентация, конспект урока, тексты, музыкальное сопровождение, доска школьная

Перед началом урока, ученики рассаживаются за столы в равном количестве (по количеству стульев за столами), делясь на группы. Столы прономерованы, на столах подготовлен раздаточный материал. Дети готовят учебники (тетради собрать до начала урока).

Ход урока:

Учитель

Ученик

Организационные моменты (до1 мин)

-Здравствуйте ребята! Предлагаю вам присесть на свои места.

-Приветствуют учителя и учеников.

Постановка проблемы (5-7 мин)

-Я прошу вас посмотреть на доску. Что на доске есть? Ничего? А, как же мы будем работать, что будем изучать, если мы даже темы не знаем? Есть предположения?

-У меня на медиадоске хаотично находится часть букв. У вас на столах лежит такой же набор. Предлагаю вам из этого набора составить слово или предложение.(Одного вызвать к доске)

-Давайте послушаем, что у вас получилось.

-Вы, конечно же догадались о чем пойдет речь. Запишите это слово как тему урока. Что, у вас возник вопрос – «Где записать?» Верно, а работать мы будем в опорной схеме, которая к концу урока должна быть полной.

- Как вы думаете, что можно сказать о пожаре? Что вам будет интересно узнать? (Дети предложат достаточно вариантов вопросов, но учитель пока их не записывает на доске)

- На доске есть шкала знаний. Попробуйте оценить себя по ней, на каком уровне, по вашему мнению, вы находитесь в знаниях по этой теме на данный момент.

-Думают, слушают, отвечают, предлагают варианты ответов

-Составляют слово в группах

-Предлагают собственные варианты

-Думают, где будут писать

-Советуются, предлагают варианты вопросов.

-Оценивают себя

Изучение нового материала (12-15 мин)

-Вас три группы, и у каждой группы есть свое задание. На ваших столах лежат тексты. Изучите их. По окончании заполните лист со схемами, это будет ваш конечный продукт изучения темы. Сразу всю схему вам не удастся заполнить. Вы сможете это сделать после объяснений других групп.

-Изучают, составляют опорный конспект

(звучит музыка)

Физкультпауза (до 2 мин)

Поиграем в пятнашки. Ладонью правой руки вам необходимо запятнать максимальное количество ребят. По заданию сначала задеть плечо, после колено и так несколько раз

Воспроизведение изученного материала (11 мин)

-Каждая группа рассказывает изученную информацию, а поможет вам в этом опорная схема. Остальные ребята слушают, производят короткие записи, дополняют опорный конспект.

(после заслушивания каждой группы, сделать короткий анализ сказанного)

-Рассказывают изученное.

Закрепление материала (5 мин)

-Итак, мы выслушали все группы и давайте все сказанное и услышанное закрепим короткими ответами на слайде (изображение опорного конспекта в программе ActivInspire)

-Учитель предлагает ребятам самостоятельно записать данные

Слушают, отвечают, выходят к доске, записывают.

Рефлексия (3 мин)

-Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, вы что-то новое узнали, что для вас было интересно, узнали ответы на поставленные вопросы? Ваши впечатления, предложения?

- А сейчас снова оцените свое местоположение на шкале?

-Высказывают свои мнения.

Подведение итогов урока (1 мин)

-Друзья мои, а оценки вы себе уже поставили. Вы оценивали свои знания по шкале. Ваши опорные схемы подклеите в тетрадях, которые вы можете забрать у меня.

-Домашнее задание:

написать четверостишие по теме, на оценку – 5,

подготовить информацию о пожарах в Красноярском крае в виде небольшого сообщения, на оценку – 4.

-Записывают в дневники.

infourok.ru