Должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников надзорного органа. Обязанности прокуратура


Прокурор, его права и обязанности.

Согласно законодательству, прокурор – это главное действующее лицо со стороны обвинения. На его плечах лежит ответственность за грамотное доказательство вины подсудимого. В Российской Федерации юридической основой действий прокурора и прокуратуры является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Общие права, которыми обладает прокурор.

  • Контроль за исполнением положений Федерального закона при действиях, связанных с преступлениями.
  • Выдвигать указателю письменные наставления о том, куда стоит двигаться расследованию.
  • Отменять постановления нижестоящих прокуроров, если он считает, что они по каким-либо причинам неправильные или необоснованные.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • При наличии аргументированных причин, прокурор может ходатайствовать о изменении срока ареста или смене меры пресечения.
  • В случае, если дознаватель допускает какие-либо ошибки или совершает действия несоответствующие УПК РФ, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования.
  • Забирать дело у органов дознания и отправлять его в следственные органы, если на то есть соответствующая мотивация.
  • Подписываться под обвинительными заключениями.
  • Прокурор имеет право ознакомиться с материалами уголовного дела.
  •  Уже в суде прокурор в качестве стороны обвинения может доказывать вину подсудимого, приводить веские доводы и доказательства
  • Также прокурор вправе отказаться от продолжения уголовного преследования, однако в этом случае ему придется документально объяснить свою позицию.
  • В случае каких-то разногласий, прокурор имеет право обратиться с соответствующим запросом к генеральному прокурору Российской Федерации.

Все полномочия прокуроров четко определены в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», это указано в 3 статье, это же ФЗ, а также в статье 33.

Положения из главы 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации.

Глава вторая указывает на обязанность прокурора совершать надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Об этом гласит 26 статья второй главы, указанного ФЗ. В этой области прокурор обязан рассматривать и проверять жалобы от граждан на нарушения их прав и свобод. В случае необходимости, разъяснять гражданам о порядке защиты. И, разумеется, принимать меры по пресечению различного рода нарушений.

Для этого используются полномочия, данные прокурору 22 статьей. Если граждане жалуются на административное правонарушение, то возбуждается соответствующее производство. Если характер преступления против заявителей носит уголовный характер, то прокурор использует свои полномочия для скорейшего возбуждения уголовного дела.

Согласно статье 28, прокурор может и должен приносить пользу общественности, путем ходатайств о закрытии актов, нарушающих права и свободы людей.

Участие прокурора в судебном процессе.

Четвертая глава Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко описывает возможности прокурора во время судебного процесса.Основные положения данной главы:

  • Прокурор осуществляет в суде уголовное преследование и представляет государственное обвинение.
  • Прокурор может принять участие в уголовном процессе в любой его момент, от начала и до самого конца.
  • Полномочия прокурора внутри судебных заседаний указаны в процессуальном законодательстве Российской Федерации.
  • Генеральный прокурор Российской Федерации обязан принимать участие во всех верховных судебных заседаниях.

Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры.

Данная статья содержи в себе немало важных положений. Во-первых, отмечается, что работа в прокуратуре является государственной службой, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Отношения организация и сотрудников прокуратуры регулируются в соответствующем законе о труде и государственной службе. Процесс прохождения военной службы для представителей государственного обвинения регулируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

В случае каких-то разногласий в вопросах прохождения службы, сотрудник имеет право жаловаться в вышестоящие инстанции.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров. Статья 45.

Прокуроры, всегда находятся под протекцией государства. Поскольку работа исключительно опасна, под эту же протекцию попадают и их семьи. Это обуславливается постоянным давлением на прокуроров, угрозами моральных и физических расправ, которые направлены на то, чтобы помешать прокурору полноценно и честно работать на благо государства. Способы подобной государственной защиты четко прописываются в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В нашей стране прокуратура РФ обладает собственной системой безопасности.

Также в статье, есть несколько тяжелый, но также важный с точки зрения законов пункт о затратах на похороны сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Он как бы дает понятие о всей суровости данной работы. И, что очень важно, жизнь прокурора страхуется в размере 180 кратном его доходе в месяц.

Прокуроры, благодаря 45 статье, имеют право носить с собой оружие, предназначенное для защиты собственной жизни.

прокурор его права, прокурор его обязанности, которыми обладает прокурор, фз о прокуратуре, участие прокурора в судебном процессе, правовой защиты и социальной

jur24pro.ru

понятие, полномочия. Закон "О прокуратуре"

Уже привычную всем систему государственной власти нельзя было бы считать полной без такого контролирующего органа, как прокуратура. Что такое прокуратура? В чем заключаются ее основные функции и полномочия? Что именно контролирует этот орган? В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.

Понятие

Прокуратурой называют единую систему федеральных органов, которая от имени государства реализует надзор за соблюдением законов РФ, защищает права и свободу граждан, а также исполняет другие функции, установленные законодательством страны.

Данная власть и общая деятельность прокуратуры определены законом «О прокуратуре РФ». Данная система власти является военизированной организацией. Здесь предусмотрена правоохранительная, военная, гражданская госслужба. К тому же прокуратура не относится ни к одной из известных ветвей власти, осуществляя свою деятельность независимо от них.

что такое прокуратура

Одним словом, что такое прокуратура? Это закон и порядок нашей страны.

Немного истории

Впервые о прокуратуре как об органе, представляющем интересы государства, услышали в 1302 г. во Франции. Прокурор являлся глазами короля, и с его помощью последний мог управлять страной и контролировать в ней все происходящее.

В России прокуратура была учреждена Петром 1, тремя его указами. Прокурор не имел решающего голоса, он лишь наблюдал за производством и исполнением дел. Это и отличало эту систему власти от других видов госдеятельности. Следовательно, работа прокуратуры носила сугубо надзирательский характер, а деятельность прокурора сводилась к наблюдению за деятельностью Сената и исполнению всех указов императора.

Полномочия

полномочия прокуратуры

Полномочия прокуратуры заключаются в следующем:

  1. Надзор за выполнением законодательных норм.
  2. Контроль федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных органов, органов контроля, самоуправления и военного управления.
  3. Контроль за соблюдением прав граждан.
  4. Контроль органов, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание.
  5. Контроль за выполнением законодательных норм административными органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также применяющими принудительные меры в виде содержания задержанных и заключенных.
  6. Вынесение определений на судебные постановления, которые противоречат закону.
  7. Решение письменных обращений лиц, как юридических, так и физических, которые содержат сведения о нарушении закона.
  8. Уголовное преследование за совершенные преступления.
  9. Организация работы органов по борьбе с преступностью.

Помимо этого, в полномочия прокуратуры, и прокурора в частности, входит:

  • При предъявлении документа входить на территории указанных в законе помещений, проверять документы и материалы на соответствие закону.
  • Просить у руководителей и иных лиц предъявления к проверке документов и материалов, проводить проверки по поступившим жалобам.
  • Приглашать граждан для объяснений причин нарушений закона.

Прокуратура области, города или района может:

  • На законных основаниях возбуждать производство, требовать привлечения лиц к ответственности, а также предостерегать о недопустимости нарушения законов.
  • При установлении нарушения:
    • освобождать лицо от незаконного административного задержания;
    • опротестовывать противоречащие закону нормативные документы, обращаться в судебные инстанции для признания данных документов недействительными;
    • вносить представление об устранении нарушений;
    • использовать полномочия, указанные в законе.

Структура

Рассмотрим, что такое прокуратура и какова ее структура. Прокуратура – централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ. Система прокуратуры представляет собой следующую лестницу:

  • Генеральная прокуратура.
  • Академия генеральной прокуратуры.
  • Прокуратура субъектов.
  • Прокуратура области, города, района и т.д.
  • Военная прокуратура.
  • Транспортная, природоохранная, пенитенциарная прокуратура.
  • Научные, учебные организации.
  • Печатные издания прокуратуры.

Все действия, которые осуществляются органами прокуратуры, выполняются генеральным прокурором. В свою очередь, генерального прокурора освобождает от должности или назначает на нее Совет Федерации.

прокуратура области

Ответственность и правовой статус сотрудников

Сотрудники прокуратуры также могут понести наказание за бездействие или неисполнение своих обязательств. Различают следующие виды наказаний:

Для того чтобы работать в органах прокуратуры, необходимо:

сотрудники прокуратуры

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Отсутствие иного гражданства.
  3. Присутствие деловых, профессиональных, моральных качеств.
  4. Пригодность к службе в органах прокуратуры (по состоянию здоровья).
  5. Отсутствие судимостей.
  6. Обязательная дееспособность.
  7. Отсутствие судебного решения о запрете данному лицу заниматься государственной службой.

Обращение в прокуратуру

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений. Но обращение в прокуратуру может оставаться без рассмотрения, если:

  • Заявление лишено смысла.
  • Написано официальное письмо о прекращении переписки с лицом.
  • Заявление уже подавалось, и на него был дан ответ.
  • Заявление содержит нецензурные выражения.

После того как сотрудник прокуратуры рассмотрит заявление гражданина, может быть принято следующее:

  • Удовлетворение обращения и реакция органов.
  • Отклонение обращения.
  • Дача разъяснения.
  • Направление обращения в другие органы.

Прокурорский надзор

Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.

обращение в прокуратуру

Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.

Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:

  1. За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
  2. За соблюдением прав граждан.
  3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
  4. За выполнением работы приставами.
  5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.

Закон «О прокуратуре» регламентирует следующие законодательные акты, которые непосредственно связаны с деятельностью прокуратуры:

  • Ст.23 «Протест прокурора».
  • Ст.24 «Представление прокурора».
  • Ст.25 «Постановление прокурора».
  • Ст.25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

Участвует ли прокуратура в судах?

закон о прокуратуре

Согласно законодательству, сотрудники прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах в следующих случаях:

  1. Когда участие прокурора требуется для защиты прав гражданина, а также для охраны интересов общества или государства. Прокурор имеет право в данном случае обратиться в суд самостоятельно или присоединиться к судебным тяжбам на любой стадии.
  2. Когда идут заседания в Верховном суде или Высшем Арбитражном суде. В данном случае участие может принимать генеральный прокурор.
  3. Когда нарушены конституционные права и свободы человека. Имеет место быть обращение генерального прокурора в КС России.

fb.ru

22. Права и обязанности прокурорских работников.

Прокурорские работники имеют право: - на письменное закрепление своих служ. обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; - принятие решений или участие в их подготовке; - посещение в устан. порядке гос. органов, иных организаций; - получение в устан. порядке от граждан, гос. органов, иных организаций информации и других материалов; - повышение квалификации и переподготовку; - повышение в должности, классном чипе; - заработную плату и дополнительное стимулирование труда; - ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений; - проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство; - здоровые и безопасные условия труда; - отставку по основаниям, предусмотренным законом; - гос. социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Обязанности: - поддерживать конституционный строй, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов зак-ва; - исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему зак-вом; - соблюдать ограничения, связанные с гос. службой, установленные Конституцией, законами и иными зак-ми актами; - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физ. и юр.лиц; - исполнять в установленном зак-вом порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; - соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики; - не допускать действий и поступков, порочащих службу в органах прокуратуры и несовместимых с занятием должности прок. работника; - соблюдать установленные в органе прокуратуры регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; - в пределах своих должн. полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юр.лиц и разрешать их в порядке, установленном зак-вом; - сохранять, не распространять доверенные ему гос. секреты, в т.ч. после прекращения гос. службы в течение срока, установленного зак-вом; - не разглашать полученные при исполнении служ. обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусм. законодательными актами; - поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служ. обязанностей.

23. Понятие и характеристика ограничений связанных со службой в органах прокуратуры.

Прокурорски работник не вправе:

- заниматься предприним. деят-тью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие в осуществлении предприним. деят-ти, используя служ. положение; - принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусм. зак-вом; - занимать другие гос. должности, за исключ. случаев, предусм. Конституцией РБ, иными законодательными актами; - принимать участие в забастовках; - заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, мед. практики, осуществляемой в порядке и на условиях, устан. зак-вом; - выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в гос. организациях, в порядке и на условиях, установленных зак-вом о труде; - использовать служебное положение в интересах политических партий, религ. организаций, иных юр.лиц, а также граждан, если это расходится с интересами гос. службы; - принимать от физ. и юр.лиц любые не предусм. зак-вом вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров; - пользоваться в личных целях бесплатными услугами физ. и юр.лиц, оказанными ими в связи с исполнением гос. служащим своих служ. обязанностей; - использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество гос. органа и служебную тайну; - иметь счета в иностр. банках, за исключением случаев выполнения гос. функций в других странах и иных предусмотренных зак-вом случаев; - принимать без согласия Президента РБ гос. награды иностр. гос-в.

studfiles.net

Обязанности и права прокурора и его помощника в судебных процессах

Вы будете удивлены, но в должностные обязанности прокурора входит не только обвинение подсудимого, но и прямо противоположное – его защита при несправедливом суде. Он имеет право ходатайствовать об отводе суда, требовать повторного расследования или экспертизы. Быть государственным обвинителем не всегда безопасно — закон защищает и даже страхует их жизни. Вопреки расхожему мнению, работа прокурора — это не только заседание в зале суда: большую часть времени он проводит за изучением уголовных, административных дел или нормативных актов.

Справляться с бумажной работой, от которой зависят чужие судьбы, помогают специальные люди – помощники прокурора. Они также наделены определенными правами и в некоторых случаях заменяют прокурора на судебных процессах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 500-96-41. Это быстро и бесплатно!

Какие законы устанавливают права и обязанности прокурора

Полномочия прокурора определены двумя нормативными актами:

  • Федеральным законом «О прокуратуре РФ»;
  • Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).

В Федеральном законе прописаны все положения, касающиеся прав и обязанностей обвинителей.

В ГПК РФ определены границы компетенции государственного обвинителя при вступлении в гражданский процесс.

Что входит в обязанности прокурора

В общих чертах его обязанности делятся на две составляющие:

  • надзор за соблюдением прав и свобод гражданина;
  • участие в судебных процессах в качестве государственного обвинителя.

Предмет надзора — соблюдение Конституции и исполнение законов. Это значит, что прокурор рассматривает все жалобы, поступающие от граждан, в том числе жалобы на несправедливое решение суда. После рассмотрения жалобы государственный служащий разъясняет обратившимся, как следует действовать, чтобы защитить свои права.

Если нарушение прав и свобод носит более серьезный характер, то согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор имеет право возбуждать уголовные или административные дела в отношении лиц, нарушивших закон.

Если есть предпосылки полагать, что имело место преступление, нарушившее чьи-либо права при судопроизводстве, прокурор вправе назначать повторное расследование дела.

Не менее важная функция прокурора — участие в судебных процессах. На суде он выступает в качестве обвинителя как противник адвоката подсудимого.

В разделе 4 Федерального закона описаны полномочия, которыми государственный обвинитель обладает на судебных процессах:

  • прокурор имеет право вступить в дело в случаях, когда его участие предусмотрено ГПК РФ;
  • в соответствии с процессуальным законодательством,он вправе написать заявление в суд и вступить в рассматриваемое дело на любой стадии судебного процесса.

Справка. В уголовном процессе прокурор имеет право участвовать от его возбуждения до окончания. На разных стадиях процесса он наделен разными правами. На начальных стадиях его полномочия носят распорядительный характер. Он даёт согласие на возбуждение следователем дела, требует для подозреваемого домашний арест или заключение под стражу, даёт указания оперативно-розыскным органам на проведение следственных действий.

На конечном этапе, то есть на судебном процессе, полномочия прокурора сужаются до государственного обвинителя. Здесь в его обязанности входит только уголовное преследование виновного: его задача — обеспечить наказание подсудимому по всей строгости закона.

Государственная защита

Должность прокурора предполагает определенный риск. История знает несколько случаев, когда государственные обвинители выходили на процессы в масках, чтобы обезопасить свои жизни и жизни своих близких.

Эпоха крупных организованных банд прошла, но угрозы и давление на обвинителей все еще не редкость. Поэтому законом предусмотрена особая степень защиты прокуроров и их семей.

В ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре РФ» описаны все меры правовой защиты и социальной поддержки. Основные положения статьи:

  • государственные обвинители имеют право на ношение табельного оружия;
  • если прокурор погибает при исполнении обязанностей, его наследникам выплачивается страховая сумма, равная 180 зарплатам погибшего;
  • в случае гибели при исполнении за его семьей остается право на получение жилья.

К счастью, убийство обвинителей — это редкость. Однако повреждение имущества или нанесение телесных повреждений периодически случаются. Весь ущерб, причиненный имуществу прокурора, согласно закону, возмещается. В зависимости от тяжести полученных травм пострадавшему при исполнении прокурору выплачивается денежная компенсация.

Права и обязанности прокурора в гражданском процессе

В отличие от уголовных дел, участие прокурора в гражданском процессе необязательно. Однако он имеет право вступить в административный процесс, если тот требует его вмешательства.

Поводы для его вступления в гражданское судопроизводство: обращение (жалобы) гражданина или группы лиц, а также основания, предусмотренные законом.

Справка. Основаниями для вступления прокурора в гражданское судопроизводство могут быть не только заявления пострадавших, но и факты, выявленные в ходе прокурорской проверки, или даже заметки в печатных или иных СМИ.

В административных делах, в отличие от уголовных, прокурор выступает на стороне истца, то есть не обвиняет, а защищает его законные права.

Однако юридическая поддержка прокурор оказывает далеко не всем. Должны быть веские причины, чтобы служащий прокуратуры РФ выступил от лица, чьи права были ущемлены:

  • недееспособность;
  • преклонный возраст;
  • состояние здоровья.

Законодатель наделил служащих прокуратуры правом защищать права и интересы слабозащищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, несовершеннолетних.

Эти люди в большинстве случаев не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд. Прокурор вместо них составляет исковое заявление в судебную инстанцию и представляет их интересы.

Прокурор в подобных делах наделен теми же процессуальными правами, что и остальные участники процесса.

Он вправе:

  • давать отвод суду;
  • назначать повторную экспертизу;
  • привлекать свидетелей;
  • задавать вопросы участникам процесса: свидетелям, экспертам и т.д.;
  • требовать доказательства;
  • направлять кассационные или апелляционные жалобы в вышестоящие инстанции.

Помощники прокурора и их обязанности

Для прокурора законодательством предусмотрены помощники. В органах прокуратуры есть должности старшего помощника и помощника прокурора. Они объединяются в специальные группы, которые контролируются заместителем прокурора.

Обязанности и полномочия помощника прокурора нигде четко не прописаны, в отличие от прокурорских полномочий, но к ним предъявляются особые требования, указанные в главе 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (например, высшее юридическое образование).

В большинстве случаев в обязанности помощника прокурора входит бумажная работа, такая как:

  • подготовка исков в суд;
  • подготовка документов в арбитражный суд;
  • помощь гражданам, которые обратились с жалобой;
  • проверка дел на коррупционную составляющую.

Какими правами и обязанностями наделены прокурорыПрава помощника выглядят следующим образом:

  • поддержка обвинения в суде;
  • вызов и допрос граждан;
  • посещение задержанных и их допрос;
  • знакомство с документами на всех стадиях делопроизводства;
  • запрос документов от различных инстанций.

Ответственность за действия своих помощников несет сам государственный обвинитель. По этой причине их права и обязанности нигде четко не прописаны. В зависимости от компетенции помощников и доверия к ним самого прокурора, он делегирует им различные задачи.

Прокурор обладает правом передать значительную часть своих полномочий помощнику или сделать его исполняющим обязанности прокурора, когда, например, покидает работу по состоянию здоровья или уходит в отпуск.

Обязанности исполняющего обязанности прокурора полностью зависят от предусмотренных законом прав самого прокурора, однако для этого необходимо подготовить специальный приказ.

Заключение

Прокурор — важнейшая часть государственной власти. Он выполняет надзор за исполнением законов, защищает права малообеспеченных и слабозащищенных граждан и выступает главным обвинителем в уголовных делах, не давая виновному уйти от наказания.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (499) 500-96-41Это быстро и бесплатно!

prava.expert

Должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников надзорного органа

Должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников надзорного органаВсе сотрудники прокуратуры, которая является надзорным государственным органом, относятся к категории федеральных государственных служащих. Данное положение вводится законом «О Прокуратуре» за номером 2201, принятом в 1992 году. Прокурорские работники, будучи частью государственных служащих, подчиняются служебному праву, которое регламентирует их служебные обязанности в рамках предоставленных им прав и полномочий.

Структура званий в прокуратуре

Прокуратура имеет вертикаль власти, а ее сотрудники получают классные чины, что закреплено в 41 статье ФЗ№ 2202-1. Каждый чин является персональным званием прокурорского работника и аналогичен служебному разряду. Правила получения очередного классного чина закреплены «Положением о классных чинах работников прокуратуры», который был утвержден специальным президентским указом №659 в 1997 году.

Классные чины в прокуратуре присваиваются согласно должности, которую занимает сотрудник и стажу его работы. Начальный классный чин соответствует званию младшего юриста. Самым высоким чином прокурорского работника является звание действительного государственного советника юстиции. Также предусмотрены звания юристов различного класса и советников юстиции, подразделяющихся на младших, обычных и старших. Высшим званием является чин государственного советника юстиции 1 класса, позволяющий занимать руководящие должности в прокурорском ведомстве.

Сотрудники прокуратуры обязаны носить форму и специальные знаки различия согласно своему классному чину. Это закреплено Постановлением Правительства РФ за номером 352 от 25.03.1996 года.

Должности в прокуратуре

Должностная иерархия в прокуратуре регулируется 54 статей ФЗ №2202-1. Закон вводит специальные термины для обозначения должностей внутри этого федерального надзорного органа: прокуроры и прокурорские работники. Руководителей разного уровня и сотрудников, которые выполняют функции руководителей отделов и помощников прокуроров называют «прокурорами». Сотрудники управлений и отделов называются прокурорскими работниками. Первый пункт 54 статьи указанного закона специально отмечает, что выполнять профессиональные полномочия по надзору за соблюдением законности могут только сотрудники в должности прокурора или их заместители.

Прокурорскими работниками считаются:

  • прокуроры;
  • следователи;
  • сотрудники научно-исследовательских и образовательных заведений, работающих в прокурорской системе;
  • специалисты, имеющие классный чин, который аналогичен воинскому званию.

Третий пункт 4 статьи специально выделяет ряд категорий следователей и прокуроров, для которых предусмотрены особые права, обязанности и ограничения. В статьях 41 и 42 3 пункта и в статьях 44 и 45 второго пункта указаны специальные права этих сотрудников на социальную и правовую защиту.

Права и обязанности

Федеральный закон №79 регламентирует права и обязанности сотрудников прокурорского ведомства, разделяя их на:

  • общие;
  • функциональные;
  • должностные.

Этот закон регламентирует права и обязанности, которые должны выполнять все государственные служащие. 14 статья закрепляет за сотрудниками прокуратуры права на:

  • получение соответственных условий для выполнения должностных обязанностей;
  • знакомство с документами, разъясняющими их должностные обязанности, критерии оценки эффективности работы, результативность профессиональной деятельности и условия повышения по службе;
  • регламентированный доступ к нужным документам, информации и материалам, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
  • предложения по улучшению работы надзорного органа и иных государственных структур;
  • - получение регламентированного доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие общественные объединения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • служебный рост в соответствии с правилами конкурсной основы, для чего организуются стажировки и курсы повышения квалификации;
  • получение соответственного званию материального обеспечения, отпуска, пенсии, размер которой определяется стажем службы;
  • защиту своей служебной деятельности, которое позволяет сотруднику знакомиться со всей информацией, вносимой в его личное дело, а также право на опротестование этой информации, в том числе и в судебном порядке.

В 15 статье закона №79 обозначены 12 должностных обязанностей всех государственных служащих, которые делятся на:

  1. те, которые связаны с непосредственным исполнением профессиональной деятельности и полученными полномочиями согласно Конституции РФ и иным законодательных актов;
  2. те, которые обеспечивают эффективное исполнение функций на занимаемой сотрудником прокуратуры должности.

В рамках должностных обязанностей прокурорские работники и прокуроры должны: 

  • следить за поддержанием своей профессиональной квалификации,
  • соблюдать внутреннюю дисциплину,
  • сохранять государственную тайну,
  • беречь государственное имущество,
  • выполнять наложенные на них законом ограничения и запреты,
  • информировать руководство о наличии личной заинтересованности при выполнении должностных обязанностей.

Функциональные и должностные права и обязанности

Функциональные обязанности определяются надзорной функцией прокуратуры и указаны в первой статье федеральным законом № 2202-1. Они обязывают сотрудника следить за соблюдением Конституции и другие российских законов руководителями различных уровней власти, работающих в разных ведомствах и отраслях.

Прокуроры обязаны проводить проверки по поступающим в ведомство заявлениям граждан, а также контролировать деятельность подчиненных им ведомств.

Рассматривать заявления граждан, вызывать руководителей для допроса по поводу нарушения законов, разъяснять гражданам их права и обязанности, проводить проверки по поступившим заявлениям.

Должностные функциональные обязанности сотрудников этого ведомства также определяются различными кодексами: УПК, ГПК, АПК и другими нормативными актами, связанными с профильными прокурорскими ведомствами, надзирающими за военными, транспортной системой, ФСИН.

Любое прокурорское ведомство выполняет надзорные функции по соблюдению законности в рамках своей специализации. Этим определяется разнообразие должностных прав и обязанностей их сотрудников. Все должностные права и обязанности связаны с осуществлением надзорной деятельности и регламентируются специальной должностной инструкцией и закреплены в должностном регламенте, который определяет 47 статья ФЗ №79. Закон позволяет менять старые должностные регламенты на новые по мере наступления их несоответствия текущим законодательным стандартам.

должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников, структура званий в прокуратуре, должностные права и обязанности, прокурорскими работниками считаются

jur24pro.ru

Полномочия прокурора. Закон о прокуратуре РФ простыми словами. Генеральный прокурор РФ :: BusinessMan.ru

Общий надзор представляет собой ведущую область прокурорской деятельности. Контроль над исполнением юридических предписаний способствует реализации наиболее важных задач по обеспечению верховенства Конституции и действующих на территории России нормативных актов. Далее разберем подробнее, каковы полномочия прокурора.

Общие сведения

Прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу правовой действительности, которая связана с практическим исполнением законов. Во внимании сотрудников находится огромное количество нормативных актов. Согласно действующим положениям, органы структуры подчинены Генеральному прокурору. В России им сегодня является Ю. Я. Чайка. Он назначается и освобождается от должности (по представлению Президента) Советом Федераций ФС. Срок полномочий прокурора 5 лет.

Определение

Полномочия прокурора представляют собой комплекс обязанностей и возможностей, которые используются служащим при осуществлении надзора. С помощью них сотрудник выявляет, предупреждает и устраняет нарушения тех или иных юридических предписаний. Деятельность прокурора направлена также на установление причин преступлений и условий, которые способствовали их совершению. Сотрудник также привлекает к ответственности тех лиц, которые допустили нарушения. Обязанности и права прокурора определены в соответствующем ФЗ. Все они подразделяются на три группы:

  • Выявление преступлений, их причин и условий, способствующих совершению.
  • Устранение нарушений.
  • Предупреждение преступлений.

Выявление нарушений

Полномочия прокурора обеспечивают установление фактических сведений о событии преступления, методе его совершения, лицах, которые ответственны за него. Сотрудник выявляет также размер причиненного вреда и устанавливает конкретные обстоятельства, которые привели к нарушению. Получение информации может осуществляться разными методами. В частности, непосредственным обнаружением фактов преступления, путем запроса и изучения соответствующих документов, при помощи специалистов, посредством опроса физических лиц.

Доступ к необходимым материалам

Статус прокурора позволяет сотруднику осуществлять проверку документов поднадзорных органов. При этом служащий руководствуется исключительно государственными интересами. Необходимо отметить, что Закон "О прокуратуре РФ" не содержит каких бы то ни было ограничений по степени открытости или содержанию материалов. Сотруднику предоставляется доступ ко всем документам под грифом "для служебного пользования", а также содержащим информацию интимного, медицинского и прочего характера, коммерческую тайну. При этом Закон "О прокуратуре РФ" указывает на то, что сотрудник, обладая такими сведениями, не может их разглашать.

Для проверки документов, в которых содержится военная или государственная тайна, а также бумаги под грифом "совершенно секретно" или " секретно" необходим специальный допуск. Его может иметь Генеральный прокурор РФ. При ознакомлении и изучении указанных материалов служащий должен соблюдать определенный порядок обращения с ними. В случае разглашения сведений, которые составляют военную или государственную тайну, прокурор несет ответственность наравне с прочими должностными и другими лицами.

Требование о предоставлении документов

Полномочия прокурора позволяют ему обращаться с запросом не только непосредственно к руководителю поднадзорного органа, но и к прочим его сотрудникам. На практике требования предъявляются сначала к начальству. Первоначальное обращение к нижестоящим сотрудникам подконтрольного органа, минуя руководство, расценивается как нарушение субординации. При отсутствии руководителя прокурор направляет требование должностному лицу, его замещающему.

Цели проверки документов

Прокурора интересуют сведения о соответствии деятельности органа существующим юридическим предписаниям, об уже совершенных преступлениях и тех мерах, которые принимаются по их устранению и предупреждению, а также о привлечении виновных лиц к ответственности. При ознакомлении с необходимыми материалами сотрудник может установить конкретные факты преступлений, получить доказательную информацию, определить способы и формы получения недостающей информации. Изучая документы на месте, служащий имеет возможность сразу обратиться к должностным лицам за пояснениями, необходимыми справками. Также прокурор может сразу сопоставить реальную ситуацию и данные, отраженные в материалах.

Особенности работы с документами

Вышеизложенные полномочия явно перекликаются. Тем не менее они считаются самостоятельными. Отличие между требованием о предоставлении и доступом к материалам состоит в непосредственном подходе сотрудника к определению того комплекса бумаг, которые позволят ему разобраться в ситуации. В первом случае материалы будут в неконкретизированном, общем виде. Это обусловлено тем, что у служащего нет данных, в каких именно документах присутствует интересующая его информация. Во втором же случае сотрудник, обращаясь к руководителям или иным должностным лицам, предоставляет точный перечень бумаг, которые ему нужны.

Еще одним различием являются и те задачи, которые решаются посредством реализации этих полномочий. Так, в первом случае они обладают поисковым характером. Задача прокурора заключается в максимально быстром обнаружении и фиксации необходимой информации. Зачастую при этом ему также следует предусмотреть меры для обеспечения сохранности материалов. Во втором случае выполняется задача по пополнению имеющейся базы недостающими сведениями. Необходимо сказать, что процесс ознакомления с материалами непосредственно на месте отличается большей трудоемкостью. Если говорить о результатах, то во втором случае при непосредственной работе с материалами в организации прокурор имеет возможность сразу установить факт нарушения и определить ответственных за него лиц. При запросе бумаг такого результата, как правило, нет.

Допуск к особо секретным документам

В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.

В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.

Требование оказания содействия

При проверке в каком-либо органе, учреждении, на предприятии прокурор может затребовать выделения ему сотрудников для выяснения тех или иных вопросов. Контролирующий служащий сталкивается в своей работе с различными сферами общественной жизни. При этом у него возникает необходимость решать достаточно широкий круг задач. Обычно прокурор ставится в такие условия, в которых у него не всегда имеется возможность обеспечить квалифицированный подход к тому или другому вопросу.

Содействие специалистов позволяет преодолеть дефицит знаний, которые находятся за границами профессиональной подготовки служащего, проводящего надзор. Помощник прокурора способствует учету особенностей экономической, социальной, технической, культурной и управленческой сфер. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение безупречных результатов работы. Помощник прокурора может участвовать в проверке на разных ее стадиях. Это должностное лицо дает обоснованные ответы или заключения на поставленные служащим, осуществляющим надзор, вопросы. Для содействия могут привлекаться разные специалисты: бухгалтеры, техники, экономисты, инженеры и прочие работники, как правило, занимающие должности госинспекторов (контролеров).

Самостоятельная проверка организации

Прокурор вправе затребовать от руководителя проведения ревизии на предприятии и передачу ее результатов ему. В этом случае служащий, выполняющий надзор, направляет письменное уведомление о необходимости осуществить проверку и сообщить ее итог. Для выполнения данного требования отводится обычно не больше 10 суток с момента его поступления на предприятие. В случае умышленного уклонения от исполнения данного предписания прокурор может возбудить производство об административном нарушении.

Подконтрольность и подведомственность

Эти два понятия предполагают, что прокурор может затребовать проведение проверки от тех подразделений, которые осуществляют контроль, либо в ведении которых присутствуют проверяемые структуры. Так, к примеру, прокурор области дает распоряжение нижестоящим подразделениям в населенных пунктах о необходимости выполнить ревизию. После исполнения они составляют отчет и отправляют "наверх". Прокурор города осуществляет ведомственную проверку исполнительных надзорных органов муниципального образования. Служащие, выполняющие указания вышестоящих должностных лиц, могут потребовать от руководства объекта провести внутреннее расследование в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией (аварией, несчастным случаем, злоупотреблением, недостачей и прочим). Прокурор района, муниципального образования, субъекта Федерации может затребовать проведение экспертизы. Реализуется это посредством вынесения соответствующего постановления.

Вызов гражданина или должностного лица

Реализация данного полномочия имеет значение при проверке имеющихся фактов и закрепления доказательств совершения нарушений. Правильным считается непосредственный вызов в надзорную структуру. Однако в случае необходимости осуществить ознакомление и анализ большого объема материалов, взятие объяснений может проводиться на месте работы гражданина либо должностного лица. Как правило, прокурор требует письменного изложения сведений. При получении прокурором объяснений от нарушителей надзорный служащий имеет возможность более полно, объективно и всесторонне подойти к изучению и анализу обстоятельств преступления или злоупотребления. Содержание вопросов к опрашиваемому будет зависеть от степени его осведомленности. Как правило, более полной информацией владеют лица на ответственных руководящих постах. Что касается граждан, то среди них более осведомленными считаются начальники некоммерческих и коммерческих организаций, но не должностные лица исполнительных органов государственной власти.

Надзор за исполнением законов

Данная работа осуществляется в случае поступления информации о наличии правонарушения или злоупотребления и необходимости принятия мер. Что касается актов, которые издаются федеральными ведомствами и министерствами, исполнительными и судебными органами в субъектах, структурами местного, военного управления и контроля, то их проверка может выполняться как при наличии сведений о нарушениях, так и при их отсутствии. Здесь, однако, следует сказать, что даже при поступлении информации о злоупотреблении или преступлении, прокурор выполняет надзор в том случае, если это нельзя поручить иным контролирующим подразделениям.

Устранение нарушений

Для пресечения преступлений прокурор использует комплекс правовых методов. Устранение правонарушений предусматривает также ликвидацию его последствий и предупреждение новых злоупотреблений. Для устранения нарушений прокурор вправе:

  • Опротестовывать нормативные акты или обращаться в судебные инстанции с иском о признании их недействительными. Данное полномочие рассматривается не только в качестве права, но и как обязанность прокурора. Другими словами, в случае выявления несоответствия сотрудник не может уклониться от реагирования. Протест подается в письменном виде. В качестве обязательных реквизитов документа выступают точное наименование органа, который его принимает, указание на нормативный акт, противоречащий, по мнению прокурора, законности со ссылкой на соответствующее положение, перечисление оснований, свидетельствующих о несоответствии.
  • Вносить в государственные и прочие органы представления об устранении нарушений и обстоятельств им способствующих. Порядок передачи данного документа аналогичен описанному выше. Вносится представление тому должностному лицу или в тот орган, компетенция которого обеспечит принятие соответствующих мер по устранению нарушения, а также его причин и обстоятельств.

Возбуждение дел по фактам нарушений

Данное полномочие реализуется прокурором при наличии достаточного объема информации, подтверждающей преступление. Сотрудник может возбудить производство по административному преступлению. В обязательном порядке при этом осуществляется проверка отсутствия определенных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать привлечению к ответственности виновного лица. К ним, в частности, относят:

  • Недостижение нарушителем шестнадцатилетнего возраста.
  • Наличие по тому же факту уже состоявшегося решения.
  • Истечение срока давности и прочее.

Прокурор выносит постановление о возбуждении административного судопроизводства. Оно направляется соответствующему должностному лицу, в компетенции которого находится рассмотрение такого рода дел. Постановление о возбуждении производства по преступлениям, требующим ареста, отправляется судье сразу после вынесения. Определения по поводу прочих преступлений направляются в компетентный орган в течение суток. Прокурор может также возбудить уголовное производство. В этом случае он выносит соответствующее постановление. Возбужденное прокурором уголовное дело отправляется в органы дознания и предварительного следствия или принимается им самим к производству.

Привлечение и освобождение лиц

Прокурор вправе требовать применения к нарушителям соответствующих мер. Для этого сотрудник может вынести постановление. Однако на практике к данной форме реагирования служащие прибегают достаточно редко. Обычно привлечение к ответственности осуществляется посредством иных прокурорских актов. В обязанности сотрудников входит также незамедлительное освобождение лиц, задержанных на незаконном основании. Для этого также выносится соответствующее постановление.

businessman.ru

Генеральная прокуратура, ее права и обязанности

Генеральная прокуратура является основным звеном структуры прокуратуры. Генеральная прокуратура орган, осуществляющий контрольную и надзорную деятельность. Как и органы власти имеет свою структуру, основу правовой деятельности, организационные принципы деятельности. Во главе цепи стоит Генеральный прокурор, он же образовывает, а также ликвидирует органы прокуратуры, утверждает состав коллегий и личный состав коллегии и возглавляет как председатель. Кроме того, он назначает и увольняет руководителей научно учебных учреждений и организаций образовательного характера органов прокуратуры.

енерального прокурора утверждает Совет Федерации после представления его Президентом. Данное звено может занимать лицо достигшее 35 летнего возраста, который имеет должное юридическое образование и который имеет профессиональные качества на необходимом уровне и не имеет проблем со здоровьем, а также данный гражданин обязан обладать моральными качествами которые не будут порочить данную должность.

Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.

Обязанности Генеральной прокуратуры.

Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит экспертизу на присутствие или отсутствие коррупции законодательных актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.

Сотрудники Генеральной прокуратуры обязаны принять присягу при утверждении их на должность, соблюдать Конституцию, Закон о прокуратуре и законодательные нормативно правовые акты государства в целом. Обязана первоочередным моментом осуществлять защиту прав и свободы граждан, охранять интересы государства, а также юридических лиц. Генеральная прокуратура обязана осуществлять руководство прокурорской системой, издавать распоряжения и приказы для ниже стоящих прокуроров и следить за их исполнением.

Кроме того, генеральная прокуратура обязана опротестовать акты которые нарушают права граждан и выступить с защитой этих граждан в судах. Обязана контролировать законность решений. Обязана вести статистические отчеты о количестве поступивших заявлений, обращений и жалоб в органы прокуратуры. В особенности Генеральная прокуратура обязана соблюдать Регламент, обеспечивать должное взаимодействие подразделений для улучшения работы.

Права Генеральной прокуратуры.

Генеральная прокуратура беспрепятственно проходит в помещения принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также организаций и иметь там доступ к необходимым документам. Может возбуждать административные производства и привлекать нарушителей к ответственности. Кроме того имеет право проводить опросы граждан, в случае необходимости, ознакамливаться с материалами дел которые находятся на учета в органах власти и организациях различной формы собственности, а также и другими материалами необходимыми для осуществления работы. Кроме того Генеральная прокуратура имеет право законодательной инициативы внося свои предложения по принятию законов, а также внесению в уже принятые нормативные документы изменений. При исполнении возложенных функций управления может вмешаться в деятельность работы прокуратур субъектов, но только в тех случаях когда это необходимо для устранения выявленных нарушений полномочий прокурора нижестоящего уровня.

Генеральная прокуратура имеет такие права как глава системы органов прокуратуры, а также образовывать, а при необходимости ликвидировать органы своей деятельности. Генеральный прокурор имеет право назначать и увольнять с должностей нижестоящих сотрудников федерального значения и руководителей структурных подразделений.

По мимо этого Генеральная прокуратура может обратится к Пленуму Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда с запросами о предоставлении пояснений по моментам судебной практики по всем направлениям судебных дел, сюда относятся дела по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам. Налаживает связи в отношении международного налаживания связей для передачи обвиняемых и лиц отбывающих наказание. Участвует в разработке международных договоров касающихся компетенции прокуратуры. Имеет право получить компенсацию за оплату жилья, а также на получение жилья от государства. Получать доплату особые заслуги, а также надбавки за ученые степени.

Генеральная прокуратура при осуществлении своих полномочий вправе действовать как представитель власти с целью обеспечить верховенство права, закона, защиты прав граждан, а также государственный интерес и общественности в целом. Также Генеральная прокуратура может взаимодействовать со средствами массовой информации и публиковать сведения о деятельности своей работы, а также выступать на телевидении и радиовещании.

Данная информация взята из официальных источников, а именно из Закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также из Регламенте утвержденном приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

генеральная прокуратура ее права, обязанности генеральной прокуратуры, права генеральной прокуратуры

jur24pro.ru