Обстоятельства, исключающие административную ответственность в Российском законодательстве. Обстоятельства исключающие административную ответственность коап


Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Ст. 24.5 КоАП РФ. Комментарии :: BusinessMan.ru

Обстоятельства, исключающие административную ответственность – факторы, которые, несмотря на имеющиеся основания полагать, что было совершено нарушение, обязывают не привлекать к ответственности или прекратить производство уже начатого дела.

Законодательное регулирование

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, установлены федеральным КоАП. Регионы на данные положения путем принятия собственных законов влиять не могут. Тоже относится и к органам власти, выстроенным в иерархическом порядке (например, ФАС или полиция и т. д.).

Органы власти вправе давать разъяснения о применении законодательства. Наиболее важные среди них – те, что даны судебной властью, в особенности – ВС РФ. Его обзоры практики на конкретных примерах либо разъяснения общего характера в Постановлениях пленумов играют серьезную роль, их цель - унифицировать применение законодательства.

Смысл правого явления

Закон построен таким образом, что нельзя привлечь к ответственности человека или организацию, если имеются частичные признаки совершения нарушения. Привлечение к ответственности в некоторых случаях или бессмысленно, или вредно.

Нельзя забывать главные цели назначения наказания:

  • предупредить новые нарушения;
  • защитить интересы общества и отдельных его членов.

Привлечение виновного без учета обстоятельств, исключающих административную ответственность, делает выполнение этих задач невозможным.

И наложенные ограничения или принудительные меры приведут к только дополнительным проблемам, в частности, падает авторитет органов власти.

Нечто общее из практики применения

Кодекс менялся неоднократно. В течение последних трех лет дополнения и уточнения в одну лишь ст. 24.5 вносились несколько раз. Тем не менее, кое-что осталось неизменным. Достаточно наличия хотя бы одного исключающего обстоятельства, чтобы прекратить дело.

Не имеет значения, об отсутствии состава административного правонарушения или о чем-то ином идет речь.

Что это значит? Например, сотрудник полиции начал составлять протокол, фиксируя нарушение ПДД, но лишь через время узнал, что привлекаемому лицу меньше 16 лет. Одного этого достаточно для прекращения дела. Все иные факты теряют юридическое значение.

Дело по закону прекращается на любом этапе производства, и некоторые чиновники дожидаются передачи материалов, не имеющих перспективы, в суд. По их словам, наказание за это меньше, чем за вынесение самостоятельного решения.

Какие факторы исключают ответственность?

Перечень обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности:

  • отсутствует событие нарушения;
  • отсутствие состава нарушения, в частности, виновному лицу нет 16 лет, значит, оно не в полной мере отвечает за свои действия;
  • виновное лицо находилось в состоянии невменяемости;
  • имела место крайняя необходимость;
  • закон об амнистии, исключающий и административную ответственность;
  • отмена статьи закона, по которой привлекают к ответственности, если только за это же нарушение не введено уголовной ответственности;
  • за те же нарушения уже гражданина привлекали к ответственности, и он признан виновным или невиновным либо за те же действия возбуждено уголовное дело;
  • привлекаемое лицо умерло;
  • ликвидация юридического лица, в отношение которого ведется административное производство;
  • вышел срок давности привлечения;
  • иные обстоятельства, исключающие административную ответственность по КоАП РФ.

Ниже раскрыты все перечисленные пункты.

Нет события нарушения

Нет действия или бездействия, которые можно было бы трактовать в качестве нарушения. Например, водитель, в автомобиле, на стоянке или другом месте, где разрешено останавливать транспорт, распивает спиртные напитки. Сотрудник полиции, заметивший это, не вправе предъявлять претензии, пока автомобиль с тем же человеком за рулем не сдвинется с места.

Вся остальная информация о человеке, его автомобиле уже не имеет правового значения.

Состав нарушения

Состав нарушения – юридическое понятие. Его элементы расписываются в КоАП РФ с комментариями.

В него включаются три элемента:

  • объективная сторона;
  • субъективная сторона деяния;
  • субъект нарушения.

Первый представляет собой видимую часть состава: действие или бездействие, то, что заметно окружающим. Например, зафиксирована продажа алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам. Однако спустя отрезок времени выясняется, что покупатели уже обладают правом на приобретение спиртного.

Субъективная сторона представляет собой внутреннее состояние человека, его отношение к происходящему. В юриспруденции применяется термин "вина". Она бывает прямой или косвенной.

Прямая вина – осознанные действия, направленные на достижение незаконного результата. Косвенная связана с небрежностью или халатностью, человек допускал, что результатом его действий или бездействия станет нарушение закона.

Субъект – лицо, которое подозревается в нарушении. Под субъектом понимается лицо, обладающее возможностью совершить вменяемые ему действия.

Сюда включается достижение минимального возраста административной ответственности – 16 лет, обладание специальными правами или возможностями (нарушение ПДД водителями). Ряд статей КоАП затрагивает лиц, имеющих определенный статус или полномочия, например, пункты о нарушении правил использования бюджетных средств.

КоАП РФ с комментариями отмечает и другие элементы состава нарушения, но они выделены в качестве отдельных факторов, отменяющих наступление ответственности, и рассмотрены ниже.

Особенности психического состояния человека

Расследуя нарушения, в частности, связанные с насилием или употреблением лекарств, наркотиков, изучают психическое состояние человека.

В законе присутствует термин вменяемость. Он упоминается в ст. 2.8 и в ст. 24.5 КоАП РФ. Так оценивается способность держать под контролем собственные действия и осознавать их. Часто в разговорах упоминают: «словно ум за разум зашел», «помутнение рассудка» и другие подобные выражения.

Степень вменяемости определяется заключением эксперта. Невменяемость характерна и для психически больных людей, обладающих стойкими расстройствами психики, и для тех, кто временно оказался в таком состоянии.

Причина временного помешательства заключается в болезнях, чрезвычайных обстоятельствах (насилие, угроза жизни близкому человеку и т.д.).

Выясняется, находился ли человек в момент совершения нарушения в болезненном состоянии или расстройство психики не оказывало никакого воздействия.

Расстройства психики - явление нестабильное, наблюдаются периоды и просветления, и обострения. Значительная часть больных сталкивается с нарушениями психики в короткие промежутки времени. И лишь наличия болезни недостаточно, чтобы определить степень вменяемости.

Крайняя необходимость

Термин употребляется и в ст. 24.5 КоАП РФ и в других его положениях. Крайняя необходимость – условия, при которых причинение вреда, нарушение иного интереса, защищаемого законом, освобождают человека от ответственности.

Угрозу правам личности, государственным или общественным интересам нельзя было устранить иными методами. Результат от действий или бездействия лица должен быть соразмерным предотвращенному вреду. Устраненная угроза должна быть реальной, а не предполагаемой. Как правило, речь идет о ситуациях, когда действовать надо быстро и нет времени и возможности искать другой выход.

Например, в каком случае водитель, доставляющий в больницу человека, освобождается от ответственности за превышение скорости?

  • имеется реальная угроза смерти или серьезного ухудшения здоровья;
  • по-другому никак не доставить человека в больницу или не сделать этого вовремя;
  • не нанесено вреда другим людям или имуществу.

Так же оцениваются действия лица, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии.

Если хотя бы из трех условий отсутствует, привлечения к ответственности не избежать.

Изменения в законодательстве

Согласно законодательству, дела об административной ответственности прекращаются или граждане освобождаются от ответственности, если:

  • отменена статья КоАП или другого закона, на основе которой возбудили дело;
  • объявлена амнистия.

Амнистия означает прекращение дел по определенным статьям, которые уже начаты и по ним нет еще окончательного решения. Если дела рассмотрены, граждане освобождаются от наказания. Наказание отменяется полностью или частично.

Закон об амнистии издается нижней палатой парламента. Он может исключать некоторые категории граждан, например, тех, кто ранее уже привлекался к ответственности в течение года за те же нарушения.

Запрет двойного наказания

Закон запрещает дважды наказывать за одно и то же действие. Яркий пример административной ответственности: гражданин попал в ДТП, и было вынесено постановление о наказании. Уже вновь его за ту же аварию привлечь нельзя.

Если вынесено решение, которым человек признан невиновным, открытие нового производства запрещается.

Если срок истек, и решение по существу не было вынесено, производство прекращается, и постановка вопроса о виновности запрещена.

Не так давно проявилась новая тенденция. За некоторые деяния, совершенные в первый раз, граждане привлекаются к административной ответственности. За те же действия, совершенные в период, пока лицо считается ранее привлеченным, уже возбуждается уголовное дело. Базой для него служат ранее вынесенное постановление и рапорты сотрудников полиции.

Например, подобным образом привлекают к ответственности за уклонение или отказ платить алименты.

Аналогичным образом привлекают граждан за незаконные митинги или собрания в общественном месте.

Смерть человека или прекращение существования организации

Смерть человека означает прекращение всех его прав и обязанностей, часть из них становится наследством, часть исчезает полностью. Второй вариант вполне распространяется на любой пример административной ответственности.

Если же привлекается организация, смерть директора или другого привлеченного должностного лица освобождает лишь их. В отношении юридического лица производство продолжается.

Оно подлежит прекращению с момента ликвидации организации, которым считается аннулирование записи из реестра организаций, неважно, по решению суда или учредителей организации.

Сроки давности

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности вдобавок к тем, что описаны ранее? Сроки давности, их истечение.

Предполагается два варианта учета:

  • с момента совершения нарушения;
  • с момента его выявления соответствующим органом власти.

Если оно произведено иными должностными лицами, материалы направляются в компетентный орган. Сроки также продолжают течь.

Если материал должен передаваться в суд, давность привлечения к административной ответственности – 3 месяца, если иной орган – 2 месяца.

Если речь идет о специальном праве (управлении транспортом, другими механическими средствами, охоте, хранении оружия и др.), период времени привлечения к ответственности – 12 месяцев с момента совершения или выявления нарушения.

При нарушениях антимонопольного законодательства и совершении некоторых иных нарушений, сроки исчисляются с момента вынесения решения комиссией, которая выявила нарушение.

По нарушениям в Антарктике исчисление времени начинается после передачи материалов должностному лицу.

Таким образом, давность привлечения к административной ответственности учитывается по-разному.

Иные обстоятельства

Они обозначены непосредственно в примечаниях к статьям КоАП. Например, гражданина не привлекают к ответственности за приобретение наркотиков или лекарств без рецепта для собственного употребления, если он их заранее сдал.

Закон содержит и оговорки, исключающие или отменяющие применение примечаний и описанный пример административной ответственности не единственный в этом роде.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

Они перечислены в ст. 4.2. Кодекса. Их наличие в деле не освобождает от ответственности, но орган, выносящий решение, назначая наказание, обязан выбрать наиболее его мягкий вариант.

Закон не ограничивает должностных лиц перечнем из этой статьи или других положений кодекса. В качестве смягчающих обстоятельств разрешено учитывать иные, не предусмотренные законодательством, факторы или обстоятельства. В сравнении с ними отягчающие учитываются при условии непосредственного указания кодексом.

businessman.ru

Обстоятельства, исключающие административную ответственность и освобождающие от административной ответственности

В процессе привлечения к административной ответственности встречаются случаи, когда отношения ответственности прекращаются или когда она реализуется без применения административных наказаний, то есть речь идет об обстоятельствах, исключающие административную ответственность и освобождающих от административной ответственности

Обстоятельства, исключающие административную ответственность— установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают. К числу таких следует отнести: недостижение возраста административной ответственности – 16 лет на момент совершения административного правонарушения, крайняя необходимость, невменяемость.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред должен быть менее значим, чем вред предотвращенный.

Под вредом, причиняемым охраняемым законом интересам, имеются в виду различные действия, образующие состав административного правонарушения, влекущего административную ответственность. При совершении таких деяний в состоянии крайней необходимости отсутствует признак вины.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем. На это прямо указывают слова текста статьи «для устранения опасности, непосредственно угрожающей».

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы – наводнения, пожары, землетрясения и др., дикие или домашние животные, например при их нападении на человека; источники повышенной опасности, например неисправная автомашина; человек, причиняющий или угрожающий причинить вред правоохраняемым интересам.

В КоАП РФ приводятся два условия, при наличии которых лицо, находящееся в состоянии крайней необходимости, не рассматривается как совершившее административное правонарушение. Первое из них – невозможность устранения возникшей угрозы правоохраняемым интересам иными средствами, второе – причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Причинение вреда правоохраняемому интересу можно признать оправданным, если у субъекта не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны изыскиваться правовые пути предотвращения или устранения такой угрозы. Если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес, т.е. совершаться такие действия, которые образуют наименее опасные правонарушения. Вопрос о том, являлся ли использованный для предотвращения вреда способ единственно возможным, решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость характеризуется двумя критериями – юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим), которые, в свою очередь, имеют несколько признаков.

Юридический критерий невменяемости включает указание на отсутствие у физического лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак).

Для признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного признака юридического критерия в сочетании с хотя бы одним признаком критерия медицинского (алкогольный психоз, алкогольный галлюциноз, реактивный психоз и т.д.). При этом установление факта невменяемости имеет строгие временные границы – она устанавливается только на момент совершения административного правонарушения.

Невменяемость является юридическим (правовым) понятием, и окончательное решение о невменяемости физического лица, совершившего административное правонарушение, является компетенцией органа, уполномоченного рассматривать дела о таких правонарушениях. Поскольку для решения этого вопроса требуются специальные познания в области психиатрии, соответствующие органы должны использовать заключения экспертов-психиатров. Эксперты устанавливают наличие и характер болезненного расстройства психики лица и определяют глубину поражения его психических способностей в связи с таким расстройством, а орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, решает вопрос о том, подлежит ли это лицо административной ответственности.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Признание деяния малозначительным (ст.2.9 КоАП РФ) предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности. При признании правонарушения малозначительным согласно положениям обязательно следует учитывать и субъективную сторону совершенного правонарушения.

При умышленном совершении административного правонарушения вряд ли можно говорить о малозначительности правонарушения. В ситуации, когда виновное лицо желало причинить существенный вред, но по независящим от него причинам не смогло этого достичь, деяние также не может считаться малозначительным. Оценивая субъективную сторону совершенного правонарушения, нельзя забывать и о роли правонарушителя.

Таким образом, малозначительность деяния может быть констатирована только при совпадении субъективного и объективного моментов: стремления к наступлению незначительных последствий и реального причинения таких последствий или при полном отсутствии общественной опасности деяния.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано[44].

Давностный срок привлечения к административной ответственности – это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев или трех месяцев, если дело рассматривается судом. За отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ, а также за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей[45].

Следует обратить внимание, что в Общей части КоАП РФ не нашли закрепление все обстоятельства освобождающие от административной ответственности за исключением малозначительности деяния (ст. 2.9 КоАП РФ). Оставшиеся обстоятельства перечислены в IY разделе КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях» в качестве обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), что нельзя признать оправданным[46].

 



infopedia.su

Статья 24.5 КОАП РФ 2016-2017. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении . ЮрИнспекция

Вы внимательно следите за формулировками, в ст.4.5 когда говорится о приостановлении, речь идет не просто о "времени пересылки", аhttp://www.garant.ru/main/12025267-004.htm#par2615. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.По этому же вопросу дал разъяснения Верховный суд РФ[ссылка появится после проверки модератором]14. Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)....Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Если иметь в виду http://otvet./question/18878499/то вполне возможно, что материал по Вашему делу судье по месту жительства до сих пор не поступил, он где то в процессе пересылки (ошибка в указании адреса и определение МС о пересылке по правильному адресу этот срок формально не прерывает), и сам срок указанный в ч.5 ст.4.5 КоАП РФ еще не истек. По моей практике, случаи пересылки по полгода и более нередки. Об том, поступило ли дело судье по месту жительства и если да, то когда именно, лучше узнать у мирового судьи по вАшему месту жительства.Что касается возврата ВУ, то прочтите http://www.gibdd.ru/news/main/?20071225_vrПри направления дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по месту учета транспортного средства продление временного разрешения осуществляется лицом, правомочным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по месту учета транспортного средства. Если дело об административном правонарушении к моменту обращения лица, в отношении которого ведется производство по делу, не поступило лицу, правомочному рассматривать дело, продление временного разрешения осуществляется при предъявлении копии протокола по делу об административном правонарушении либо иных документов, подтверждающих направление дела по территориальности.В случае не поступления дела об административном правонарушении по истечении пяти месяцев с момента его возбуждения, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, предлагается обратиться в подразделение ГИБДД с заявлением о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного.Конечно, судьи к этому разъяснению могут и не прислушаться, а вот в ГИБДД их нужно заставить это сделать, если отказываются.

www.jurinspection.ru

Обстоятельства, исключающие административную ответственность: сущность и виды

Правовая защита гражданПравовая защита граждан

Важное значение в многокомпонентном механизме законодательного регулирования правоотношений имеют обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Это гарантия юридической защиты каждого человека и юридического лица.

Наличие факторов, которые предотвращают возможность неправомерного наложение взысканий, стимулирует добросовестное отношение граждан к закону и порядку.

Навигация по статье

Общая характеристика обстоятельств, которые исключают административное производство

Законодательством регламентированы условия и факторы, абсолютно исключающие возможность привлечь кого бы то ни было к ответственности за совершение поступков с признаками правонарушения. Это обусловлено специфическим состоянием субъекта или юридически оговоренными ситуациями, имеющими место в реальности.

Производство в таких случаях не открывается. Если процесс начат до установления исключающих факторов — подлежит немедленному прекращению. Инициирование ответственности невозможно, если имеет место хотя бы один пункт из перечня, закрепленного статьей 24.5 КоАП Российской Федерации:

  • отсутствует событие административного проступка
  • нет полноценного состава правонарушения
  • причиной действия стало состояние крайней необходимости
  • издан акт амнистии, который упраздняет обязанность нести ответственность
  • прошли допустимые сроки давности
  • по рассматриваемому факту совершения неправомерного поступка с абсолютно идентичным составом уже имеется вынесенное решение по существу либо ведется производство по делу
  • отменены нормы закона, послужившие основанием привлечения к ответственности
  • факт смерти лица, которым совершено противоправное деяние
  • другие предусмотренные законодательством обстоятельства

К отдельным лицам, в частности военнослужащим и гражданам, имеющим на различного рода специальные звания, как к особой категории применяется дисциплинарный вид ответственности. Предписания административных правовых актов становятся общим основанием для соответствующего наказания только в том случае, когда деяние не было связано со служебной деятельностью. Специальные нормы в данном случае приоритетны.

Каждое из вышеуказанных оснований служит фактором, абсолютно исключающим меры наказания по отраслевому законодательству.

Индикатор девиантного поведения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность — это одна из многочисленных правовых реакций государства на нестандартное деяние субъекта, внешне очень схожее по признакам с административным проступком. Своего рода индикатор правомерности, который обеспечивает юридические гарантии участникам правоотношений и защиту от необоснованного взыскания.

Государство в лице компетентных органов и представителей определяет, имеет ли поступок опасные последствия для общества. От того, каковы мысли и намерения побудили человека на девиантные внешние проявления, зависит степень его вины, а значит и дальнейший ход дела.

Рассматриваемые обстоятельства выполняют ряд важных функций: защитную, превентивную и стимулирующую. То есть государство не просто обеспечивает фундаментальные права и свободы, но еще и побуждает к правомерным действиям для сохранения интересов каждого человека и общества в целом.

Неполный состав правонарушения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ, сформулированы законодателем на основе не только специальных отраслевых норм, но и общетеоретических положений правовой науки. Состав каждого наказуемого проступка состоит из четырех элементов, а именно: субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны.

То есть, для того, чтоб говорить о состоявшемся административном правонарушении, необходима совокупность следующих факторов:

  • наличие сегмента общественных отношений, который был подвергнут незаконному воздействию
  • имеет место конкретное деяние, наступившие или вероятные негативные последствия и непосредственная связь между ними
  • участие субъекта — физического или юридического лица
  • правосубъектность физического лица (достижение соответствующего возраста и состояние вменяемости)
  • установлена одна из возможных форм вины

Отсутствие какого либо из перечисленных признаков исключает ответственность за административные проступки. Обязательное условие для применения наказания в любых правоотношениях — только совокупность и одновременное наличие всех четырех составных характеристик.

Одним из самых распространенных обстоятельств, делающих невозможным привлечение к ответственности, является недостижение субъектом шестнадцатилетнего возраста.

Фактически безапелляционным основанием прекращения административного производства становится доказательство невменяемости лица. Правовая наука выделяет два аспекта этого понятия: медицинский и юридический.

В первом случае речь идет о болезненном расстройстве психики в хронической или временной форме, слабоумии и т. д. Во втором — полное не осознание лицом сущности и негативных последствий деяния, невозможность руководить собой на момент совершения административного проступка.

Производство по дело не допустимо, если состав правонарушения неполный.

Действительно ли имело место противоправное событие

Обстоятельствами исключающими наступление негативных правовых последствий для лица, является прежде всего подтверждение отсутствия незаконности деяния. В том числе, когда не было самого события регламентированного статьями особенной части КоАП.

Мужчина зашел в кафеМужчина зашел в кафе

Достаточное количество доказательств не установлено, и не подтвержден реальный факт противоправного действия или бездействия физического, должностного или юридического лица.

Невозможно применить наказание за то, чего не было.

Пример ситуации. Мужчина поставил автомобиль на постоянную ночную стоянку в вечернее время и в салоне стал пить пиво.

Его заметил инспектор ГИБДД. Однако у последнего нет оснований составлять протокол, поскольку транспортное средство неподвижно и предпосылок утверждать про управление в нетрезвом виде нет.

Второй пример с этими же участниками. Остановку автомобиля сотрудник дорожной инспекции мотивирует превышением скорости. Никто не лишает водителя права оспаривать данный факт.

В этом случае прямым подтверждением самого события является только видео регистрация. Остальные доказательства носят косвенный характер.

В основе одной из главных законных форм защиты лежит доказывание отсутствия самого события.

Состояние, исключающее применение административного наказания

Социальная активная позиция людей, намерение защитить себя, своих близких и собственность, а также предотвратить какой-либо вред часто побуждают вынужденно преступить черту закона. Наличие факта противоправного поведения с точки зрения административного законодательства и причинение негативных последствий могут быть вызваны крайней необходимостью.

Если это обстоятельство будет доказано, ответственность исключается.

Отсутствие правонарушения в таком случае имеет место, если в совокупности установлено, что:

  • нет вины субъекта
  • деяние носит вынужденный характер
  • объем причиненного вреда меньше, чем тот который мог быть
  • опасность носила реальный непосредственный характер именно в этот момент
  • другого выхода для спасения блага не было

Как правило, деяния в состоянии крайней необходимости формально содержат состав одного или даже нескольких правонарушений. Но участники пребывали в таких условиях, при которых приходится делать выбор в пользу меньшего нарушения.

Примерами служат довольно распространенные в повседневной жизни ситуации. Водитель вынужден нарушить правила дорожного движения для того, чтоб избежать столкновения с внезапно выехавшим на встречную полосу транспортным средством. Других способов спасти жизнь себе и пассажирам нет, поэтому в данном случае нет наказания в соответствии со ст 2.14 Кодекса.

В чертах населенного пункта стрельба запрещена (ст. 20.13 Кодекса). Однако, например, при нападении дикого зверя на человека, другого выхода для спасения жизни и моментального реагирования может не быть. По аналогичному принципу не является правонарушением вырубка деревьев и кустарников, если это было необходимо при ликвидации пожара и т. д.

Крайняя необходимость является исключающим наказание фактором лишь в том случае, если другого способа устранить нарушение или угрозу законных прав и интересов не было, и причиненный вред меньше, чем предотвращенный.

Обоснованные действия в состоянии крайней необходимости: критерии сопоставимости

Правоохраняемые интересы могут быть подвергнуты нарушению только в исключительных случаях, которые полностью оправдывают причиненный вред. Главный критерий — целесообразность и неизбежность. При возникновении угрозы должны изыскиваться, прежде всего, правомерные пути разрешения ситуации. Только в том случае, когда таковых не оказалось, или на тот момент субъект не мог оценить их очевидность, можно говорить об оправданном деянии.

Вынужденные действия должны минимально нарушать правовые блага и иметь незначительные последствия. Очевидное злоупотребление не допустимо. Вопросы о том, был ли выбранный способ единственно возможным или нет, решаются на основании конкретных обстоятельств в каждом деле.

Первым критерием сопоставимости вреда является социальная сущность охраняемого и нарушенного блага. Второе разграничение — соотношение стоимостной характеристики имущественных интересов.

Пример. Пожарные при выполнении своей непосредственной работы часто вынуждены выламывать двери, разбивать окна, заливать имущество. Такие действия в условиях реальной угрозы распространения огня и острого дефицита времени оправданы и обоснованы.

Жизнь человека и здоровье всегда выше любой материальной ценности.

Характеристика других пунктов ст. 24.5 КоАП РФ

Причинение вреда здоровьюПричинение вреда здоровью

Истечение сроков давности подразумевает невозможность вынесения постановления после того, как прошло два месяца со дня совершения проступка.

Например, административное правонарушение случилось 01.03.2016 года и последним днем, когда допустимо привлечение к ответственности, станет 01.05. 2016.

Исключением является категория дел, по которым вред причинен здоровью. В этом случае период составляет один год.

Срок давности могут быть остановлены в одном случае — до момента получения дела судьей или органом, осуществляющим административный процесс, по месту жительства участников в результате передачи материалов дела после удовлетворения соответствующего ходатайства.

Способы затягивания, такие как отказ от проведения экспертизы, непредоставление необходимых данных и т. д. на сроки повлиять не могут.

Гарантией защиты от двойного наказания служат правовые нормы о невозможности вести производство по делу, идентичные обстоятельства которого были или есть предметом рассмотрения в другом процессе.

Пример ситуации. Произошло дорожно-транспортное происшествие причиной послужила неправильно выбранная скорость водителем в соответствии со ст 10.1 ПДД. Административным законодательством не предусмотрено наказание по этой норме, в связи с чем дело было прекращено. Позже установлено, что имело место нанесение вреда здоровью пешехода в легкой степени. Это уже ст. 12.24 КоАП, санкция которой предписывает до 2 лет лишения свободы. Однако, решение по существу уже было, что является обстоятельством, исключающим ответственность.

Устранить назначенное административное наказание в ряде случаев может акт амнистии. Этот документ принимается Государственной Думой, после чего одобряется главным исполнительным органом страны и подписывается главой государства.

Амнистия может быть применена только в отношении деяний, которые были совершены и окончены до вступления акта в силу.

Очевидным исключающим основанием является смерть лица, в результате чего наказание никак не может быть применено. Преемственность в данном случае правовыми нормами не предполагается.

Закон имеет обратное действие только в одном случае — если он отменяет или смягчает наказание за совершенное деяние. Применительно к административному кодексу упразднение или изменение правовой нормы распространяется на содеянные ранее правонарушения, наказание за которые еще не было реализовано.

Перечисленные обстоятельства важны прежде всего с точки зрения справедливости и рациональности.

Разграничение смежных понятий

Теоретические положения и законодательство в этой сфере четко дают обозначения, что обстоятельства, исключающие административное производство и основания, освобождающие от наказания — это два разных правовых института. Они взаимоисключают друг друга.

В первом случае в силу особого нетипичного состояния лица или специфических условий (с юридической точки зрения) ответственность не может наступить. Во втором случае она имеет место и является реальным негативным правовым последствием для правонарушителя.

Однако в связи с установлением законных оснований, виновное лицо может быть полностью или в отдельной части освобождено от обязанности нести юридическую ответственность.

То есть, исключающие обстоятельства означают, что наказания нет и быть не может изначально, независимо от смягчающих или освобождающих факторов.

Регламентированные законом обстоятельства, исключающие административное производство и ответственность, являются важным и обязательным инструментом правового регулирования. Их главная функция заключается в обеспечении фундаментальных основ правоотношений на справедливых началах. Это одна из гарантий презумпции невиновности и защиты от неправомерного применения наказания.

О правах человека и презумпции невиновности подробнее можно посмотреть на видео:

 

 

Text-to-speech function is limited to 100 characters

vyborprava.com

2.1 Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Административная ответственность: понятие, цели, основания, функции, специфические особенности

Похожие главы из других работ:

Административная ответственность

2.5. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности.

В теории права существуют основания исключения юриди-ческой ответственности и освобождения от юридической ответ-ственности. Принципиальное отличие между ними в том...

Административная ответственность: понятие, цели, основания, функции, специфические особенности

2.1 Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними в том...

Административная ответственность: понятие, цели, основания, функции, специфические особенности

2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Одним из важнейших принципов административной, как и любой другой юридической ответственности, является ее целесообразность, главным проявлением которой является индивидуализация наказания...

Административное наказание

2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

...

Административные наказания

3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Обстоятельствами...

Административные наказания и их виды

3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Обстоятельствами...

Административные правонарушения и ответственность

Глава 4. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Статья 2.7 не только освобождает лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, от административной ответственности, но и не считает такие действия административным правонарушением. Под вредом...

Международно-правовая ответственность государств

4. Обстоятельства, исключающие ответственность в МП

В проекте статей об ответственности государств (ПСОГ) уделяется много внимания обстоятельствам, исключающим международную противоправность деяния. По существу, они относятся к общим принципам МП. Относятся такие...

Особенности привлечения граждан к административной ответственности

2.6 Обстоятельства, влияющие на административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 1...

Правовая оценка понятия "административное взыскание" и его виды

3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Согласно КоАП обстоятельствами...

Принципы и цели юридической ответственности и презумпции невиновности

3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

Российское законодательство предусматривает не только различные меры юридической ответственности, но и условия исключения и освобождения от юридической ответственности. Это может быть: - невменяемость согласно ст. 19...

Сущность и характеристика административной ответственности

3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее. К обстоятельствам, исключающим административную ответственность...

Сущность и характеристика административной ответственности

4. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, законодатель в ст. 4.3. Кодекса об административных правонарушениях относит: § продолжение противоправного поведения...

Сущность и характеристика административной ответственности

5. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность...

Функции и основания юридической ответственности

2.4 Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

Любое противоправное деяние, как уже отмечалось, влечёт за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются, связанные с особенностями общественных отношений...

pravo.bobrodobro.ru

Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие административную ответственностьЗаконодательство РФ предусматривает различные виды наказаний за противоправные действия, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Этот документ включает в себя важную статью, которая дает полный список обстоятельств, исключающих эту ответственность.

Содержание:

  • Понятие и виды административной ответственности.
  • В каких случаях можно избежать наказания?
  • Административное право в Российской Федерации: понятие и особенности.
  • Административный кодекс РФ: инструмент, регулирующий отношения в обществе.

Понятия и виды административной ответственности

Прежде, чем проанализировать ситуации, исключающие административную ответственность, необходимо определить, что представляют собой эти виды правонарушений, и какими законодательными актами они регулируются.

Административным нарушением может быть как действие, так и бездействие. Оно может быть совершено физическим или юридическим лицом, и влечет за собой наказание.

Эти действия имеют определенные признаки:

  • Совершается в форме деяния. Это могут быть как действия, так и бездействия.
  • Противоправность. Совершенное действие регулируется законодательством страны.
  • Виновность. Действие может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
  • Наступление административной ответственности.

Субъектами этого вида ответственности могут быть как физические лица, достигшие 16-летнего возраста, так и юридические лица.

Субъект за правонарушение получает наказание, которое может быть таких видов:

  • Предупреждение. Оно выносится в письменной форме.
  • Административный штраф. Его размер может быть разным и устанавливается в размере от одной десятой до 100 минимальных заработных плат. В некоторых случаях сумма штрафа может быть больше.
  • Изъятие предмета или орудия совершения правонарушения
  • Лишение лица определенного права. Примером такого наказания может быть временное лишение права управления транспортным средством.
  • Административный арест. Он назначается судьей сроком до 15 суток. В законодательстве имеются исключения, когда срок продлевается до 30 суток.
  • Выдворение за пределы территории Российской Федерации. Это наказание назначается правонарушителям, незаконно проникшим в страну.
  • Дисквалификация. Заключается в лишении права занимать руководящую должность в каком-либо юридическом лице или лишением права им управлять.

Административное наказание носит скорее предупредительный характер. Нарушитель понимает, что совершил проступок, за который и понес наказание, а окружающие видят, к чему приводит нарушение закона.

Законодательство предусматривает некоторые ограничения назначения административного наказания. Так, например, арест не может быть применен по отношению к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей до 14 лет, беременным или инвалидам первой и второй группы. Существуют и обстоятельства, исключающие административную ответственность. Они закреплены соответствующей статьей кодекса.

В каких случаях можно избежать наказания?

Привлечение к административной ответственности осуществляется государственными органами – субъектами исполнительной власти. В своей работе они руководствуются Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими законодательными актами.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность это определенные ситуации, повлиявшие на правонарушителя, в результате которых и было сделано нарушающее закон деяние. Они играют важную роль в механизме административно-правового регулирования. Их закрепление в законе является своеобразной гарантией того, что граждане, совершившие административные правонарушения в силу определенных обстоятельств имеют возможность избежать наказания. Их деяния подпадают под понятие правонарушения, но, в силу обстоятельств, не несут никакой угрозы обществу. В этом случае возникает ситуация, исключающая возможность ведения делопроизводства по данному вопросу.

К числу таких обстоятельств относятся:

  1. Отсутствие события правонарушения. Здесь дело обстоит понятно. Сложилось неприемлемая ситуация, которая должна привести к нарушению административного законодательства, но сам факт нарушения не произошел.
  2. Отсутствие состава нарушения, в том числе не достижение нарушителем минимального возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к ответственности. О трудных подростках знает каждый из нас. В их действиях часто присутствуют признаки административного правонарушения. В силу не достижения возраста, они не могут понести наказание за совершенные действия.
  3. Осуществление действий в состоянии крайней необходимости. В жизни бывают разные ситуации. Иногда для того, чтобы защитить себя и своих близких приходится нарушать закон. Четко ограничить рамки поведения невозможно.
  4. Амнистия, освобождающая от наказания за данное деяние. Объявление амнистии освобождает различных правонарушителей от ответственности. Это отличный шанс осознать свою вину, и в дальнейшем стать законопослушным гражданином.
  5. Отмена закона, предусматривающего ответственность за данное действие. Этот пункт разобрать проще на примере законодательства США. На данный момент в разных штатах продолжают действовать законы, которые сегодня выглядят совершенно нелепо. Так и у нас, то, что считалось нарушением закона, по истечении определенного срока
  6. Истечение срока давности. Любые виды правонарушений имеют свой срок давности. Если в случае нарушения административного наказания он истек, претензии нарушителю предъявить нельзя.
  7. Наличие по данному правонарушению решения суда, предусматривающее наказание. Бывают случаи, когда в суд обращаются заявители, не зная, что ранее это дело уже рассматривалось судом. Если решение прошло все инстанции, повторное обращение в суд невозможно.
  8. Смерть физического лица, по отношению к которому ведется делопроизводство. Это печальный, но жизненный факт. Следствием подобных правонарушений не может быть солидарная ответственность. Поэтому, если ситуация сложилась таким образом, что виновник умер, делопроизводство закрывают.

Законодатели говорят об освобождении от административной ответственности в случае невменяемости виновного. К сожалению, душевные болезни или временное помутнение рассудка не являются редкостью в наше время. Если медицинское заключение подтвердит, что нарушение закона было сделано человеком в таком неадекватном состоянии, наказания он не понесет. Судом может быть вынесено решение о принудительном лечении, но это совершенно не относится к теме данной статьи.

Уместными будут и разъяснения относительно превышения необходимой обороны. Защищая жизнь и безопасность свою и своих близких, иногда не приходится задумываться о законности действий. Когда счет идет на секунды или минуты, нет времени открывать кодекс, и определять, является ли действие правонарушением.

Особое внимание следует уделить такому обстоятельству, как вменяемость. Ее отсутствие избавляет гражданина от ответственности. Сложно назвать этот признак объективным, ведь фактически правонарушение совершено, и оно полностью соответствуют всем признакам. Это обстоятельство устанавливают соответствующие медицинские органы, о чем выдают заключение.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относят и действия граждан, которые направлены на предотвращение совершения преступления или при задержании нарушителя законодательства. В такой ситуации возможны любые неприятные моменты, которые связаны с выполнением людьми своего гражданского долга.

Административное право в Российской Федерации: понятие и особенности

Административное законодательство в РФ представлено Кодексом об административных правонарушениях и рядом Федеральных законов, регулирующих этот вопрос. Эти законодательные акты дают четкое разъяснение понятия административного правонарушение, определяют его признаки, субъекты и объекты, обстоятельства, отягощающие и смягчающие административную ответственность, а также обстоятельства, исключающие административную ответственность.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением является действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое данным законодательным антом или другими законами предусмотрено наказание. Наказание может быть разным. Все зависит от субъекта правонарушения и обстоятельств его совершения.

Законодательные акты РФ достаточно гуманны. Об этом свидетельствует тот факт, что в Административном кодексе есть перечень ситуаций, исключающий применение того или иного наказания по отношению к определенным категориям граждан. Так, например, по отношению к беременной женщине, нельзя применить такой вид наказания, как административный арест.

Существует и список обстоятельств, полностью исключающих административную ответственность. Они помогают судьям квалифицировать деяние, а субъектам правонарушения избежать наказания в случае, ели проступок был совершен в силу тех или иных событий.

Так что же это за обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ? Это установленные законодательными актами юридические факты, которые схожи по описанию с административными правонарушениями, но при них наказание не наступает.

Хочется подробнее остановиться на таком обстоятельстве, исключающем административную ответственность, как вменяемость. В соответствии с законодательством РФ, ее определить может только специальная медицинская комиссия, которая дает соответственное заключение. Обстоятельств, исключающих административную ответственность не так много. Среди них:

  • Не достижение правонарушителем установленного законом возраста.
  • Невменяемость.
  • Крайняя необходимость.

Подробно останавливаться на возрасте, с которого возникает административная ответственность, смысла нет. Он четко определен законодателями, и указан в кодексе.

Что касается вменяемости, то существуют определенные медицинские критерии, в соответствии с которыми и устанавливается вменяемость правонарушителя. Это:

  1. Хронические расстройства психики. К ним относятся такие серьезные заболевания, как эпилепсия, шизофрения и ряд других.
  2. Временные расстройства психики. Это может быть любое временное расстройство, которое можно вылечить. Примером можно считать алкогольный психоз или сильное душевное потрясение, которое тоже может привести к такому исходу.
  3. Врожденное или приобретенное слабоумие.
  4. Иные причины болезненного состояния психики, которые не являются психическими болезнями, но временно приводят к душевным расстройствам. Примером для этого пункта может послужить послеродовая депрессия.

В законодательстве РФ подробно рассматривается такое обстоятельство, как крайняя необходимость. Его изучением занимались и занимаются многие юристы, изучающие Административное право, как науку. Они считают, что институт крайней необходимости способствует повышению социальной активности граждан нашей страны. Благодаря этому люди более активно могут защищать и предотвращать нанесение вреда правам человека, интересы государства и общества. Действия, которые совершаются в состоянии крайней необходимости, являются, своего рода защитной реакцией, вызванной совершаемым правонарушением.

Существуют законодательно установленные признаки крайней необходимости. Это:

  • Совершенные действия хоть и попадают под перечень деяний, регулируемых законодательными актами, но действия были совершены с целью предотвращения нанесения вреда интересам государства, общества или граждан.
  • Лицо совершило правоохранительную функцию, своими действиями пресекает длящееся правонарушение даже в том случае, когда ущерб уже нанесен.

Институт необходимой обороны является одним из самых старых в законодательстве РФ. Это обстоятельство возникает тогда, когда лицо вынуждено защищать не только свои права и законные интересы, но и других лиц, а также государства. Можно сказать, что необходимая оборона является своего рода сработавшим инстинктом, заставляющим гражданина защищаться от противоправных действий. Понятие «необходимая оборона» присутствует в различных отраслях права России. Так, например, в некоторых статьях Криминального кодекса, она является смягчающим обстоятельством. Или таким, которое освобождает правонарушителя от ответственности.

Административный кодекс РФ: инструмент, регулирующий отношения в обществе

Основной задачей Кодекса РФ об административные правонарушениях является защита прав и интересов граждан, общества и самого государства . Здесь собраны все моменты, позволяющие определить само понятие правонарушения, изучить его признаки, определить моменты, исключающие ответственность за содеянный поступок. Их наличие носит, можно сказать, воспитательных характер. Граждане получают возможность активно учавствовать в общественной жизни, оберегать свои и чужие интересы и имущество. Законодатели особое внимание уделяют этим моментам, ведь они способны защитить законопослушного гражданина, совершившего правонарушение в силу сложившейся ситуации.

Подобные законодательные акты подтверждают, что мы живем в правовом демократическом государстве. Четкое определение и регулирование поведенческих норм позволяет значительно снизить количество правонарушений, формируя общество законопослушных граждан.

Административное право РФ является своего рода регулятором поведения, определяющим границы дозволенности в различных ситуациях.

Наличие в Кодексе об административных правонарушениях перечня обстоятельств, исключающих административную ответственность, является доказательством того, что мы живем в правовом государстве, которое способно защитить своих граждан в различных ситуациях. А наличие поддержки со стороны власти является отличным стимулятором, позволяющим соблюдать законы и право, и быть полноправным членом общества.

zaimitut.ru