28.Обращения граждан: понятие, виды, источники регулирования. Обращения граждан виды обращений граждан


28.Обращения граждан: понятие, виды, источники регулирования

Источники регламентации института обращения–

  1. ст.33 Конституции,

  2. ФЗ 2006 г. «о порядке рассмотрения обращения граждан РФ»,

  3. ФЗ 2007 г. «об исполнении произв-ва»,

  4. КоАП,

  5. Ведомственные акты – приказ МВД 2006 г. «об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в систему МВД РФ»,

  6. НПА субъектов РФ – закон АК 2006 г. «о рассмотрении обращений граждан РФ на территории АК» + постановление администрации АК 2007 г. «об утверждении администрацией регламента работы с обращениями граждан в администрацию АК»,

  7. Нормативные пакты муницип.образования – постановление администрации г.Барнаула 2009 г. «об утверждении администрацией регламента рассмотрения обращений граждан в администрацию города и иных органов местного самоупр.»

Обращение граждан– направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления

Виды обращений:

Предложение – рекомендации граждан по совершенствованию НПА, деят-ти органов власти, разв.ОО

Заявление– просьба граждан по содействию в реализации его прав и свобод/прав и свобод др.лиц либо сообщ.о нарушении НПА, недостатков в работе органов власти либо критика деят.указанных органов

Жалоба– просьба граждан о восстановлении/защите нарушенных прав и законных интересов

Права граждан при рассмотрении обращений:

-Граждане реализуют это право свободно и добровольно

-Граждане имеют право предоставлять доп.документы и материалы

-Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения

-Получать письм.ответ по существу постаыленного вопроса

-Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращений

Осущ-ие гражданами права на обращение не должно нарушать прав др.лиц. Если в обращении указыв-ся заведомо ложные сведения, то расходы по рассмотр.м.б.взысканы с граждан.

Гарантии, предоставленные гражданам всвязи с рассмотрением обращений:

  1. Обращение рассматр-ся бесплатно

  2. Гарантия безопасности гражданина всвязи с рассмотр.его заявл.

  3. Возможность обжалования решения, принятого по обращению

  4. Запрещ-ся направлять жалобу на рассмотрение в тот орган/должн.лицу, действие которого обжалуется

  5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению

  6. Устан-ся контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

  7. Устан-ся ответств-ть за нарушение порядка рассмотрения обращений

29.Внесудебный порядок рассмотрения обращений граждан в рф

Требования к письменному обращению:

Необходимо указать орган власти (куда направлено обращение)

ФИО и адрес

Суть обращения

Личная подпись

Дата

Возможно приложение иных документов/материалов

Стадии и порядок рассмотрения обращений:

  1. Обязательная регистрация в течении 3 дней с момента поступления в орган/должностному лицу

  2. Подготовка к рассмотрению (направление обращения по поведомственности, привлечение иных органов власти к рассмотрению обращения, запрос необходимых сведений)

  3. Собственно рассмотрение

  4. Подписание ответа и направление его гражданину

Сроки рассмотрения письменного обращения– 30 дней со дня регистрации, но в искл.случаях руководитель органа/должн.лицо вправе продлить этот срок не более чем на 30 дней, уведомив гражданина о продлении срока.

Не подлежат рассмотрениюслед.виды обращений:

-Не указаны ФИО, адрес (искл.составляют обращения, где указана инф.о противоправном деянии)

-Обращения, в кот.обжалуются суд.решения

-Обращения, содерщажие неценз./оскорбит.выражения, угрозу жизни и здоровью должн.лица

-Текст письм.обращения не поддается прочтению

-В обращ.гражданина содерж-ся вопрос, на кот.ему многократно давался письм.ответ. пооэтому орган вправе принять решение о безосноват-ти очередного обращения и о прекращ.переписки с гражд.

-В случае если ответ не м.б.дан без разглашения сведений, составляющих гос.тайну

Личный прием граждан проводится в местах, отведенных для приема граждан;

-Необходимо наличие паспорта/иного документа

-Содерж.устного обращения занос-ся в карточку личного приема

-Письменное обращение, принятое на личном приеме подлежит регистрации

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Специфика рассмотрения обращений граждан по закону «о рассмотрении обращений граждан АлтКрая»

  1. Этим законом устан-ся порядок рассмотрения обращений гос.и муницип.учреждениями и предприятиями + их должностными лицами (ст.2)

  2. Специфика отдельных терминов – должн.лицо трактуется шире, введен термин «заявитель» (ст.2)

  3. Отдельно регламентир-ся коллективные обращения и петиции (ст.12,13,14)

  4. Личный прием граждан реглам-ся более подробно (ст.15)

studfiles.net

Лекция 3.3. Делопроизводство по устным и письменным обращениям граждан

6

  1. Виды обращений граждан

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь все граждане Республики Беларусь имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам,которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь,пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусьв пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Существуют три основных вида обращения граждан: предложение, заявление, жалоба. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными, как письменными, так и устными, как разовыми, так и повторными. Бывают и анонимные обращения.

Предложение – вид обращения, цель которого, во-первых,обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых,рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных в обращении задач.

Заявление – вид обращения, направленный нареализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан.Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложенияв нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба – вид обращения, в котором идет речьо нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но икритика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Индивидуальное обращение– обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Коллективное обращение– обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Письменное обращение- обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме.

Устное обращение– обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме должностному лицу государственного органа, иной организации.

Повторное обращение– обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (должностному лицу).

Анонимное обращение– обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его фамилия, имя, отчество, либо данные о месте жительства и (или) работы (учёбы), либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде, т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п.

Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Нормативными документами устанавливается порядок,в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаютсяв те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются.Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя.Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.

Руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений гражданв соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан», иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждани принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений. Ответственность за организацию работы с обращениями граждан несут руководители государственных органов, иных организаций.

Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаютсядни и часы, в том числе и в вечернее время,как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учрежденийдолжны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет правообжаловать это решение тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган либо должностное лицо, принявшее обжалуемое решение.

Обращения разрешаютсяв срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения – безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней.Срок рассмотрения жалоб может продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

studfiles.net

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН

ИНФОРМАЦИЯ

о работе с  обращениями граждан

 

 с 01.01.20167по 30.12.2017 поступило 192 обращения

Из них:

- на выдачу характеристик – 23   ;

- на договор социального найма жилья – 4 ;

- ремонт крыши – 3 ;

- на выдачу справок – 146

- прочие – 16    

 

 

 

 

 

 

Адрес для отправки обращений письмом Почтой России в Администрацию Николо-Александровкого сельсовета Октябрьского района Амурской области676647, Российская Федерация, Амурская область, Октябрьский район, село Николо-Александровка, улица Мухина, дом31а

 

 

Регламент администрации Николо-Александровского сельсовета

по исполнению муниципальной функции рассмотрения письменных и устных обращений граждан № 26 от 09.06.2016.doc

 

Обращения граждан

Обращения граждан в государственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан - заявлениях и особенно жалобах - и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в Кодексе об административных правонарушениях» (КоАП РФ) определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.). Обращения граждан - устное и письменное, индивидуальное и коллективное - имеют формы заявления, предложения и жалобы.

Заявление - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

Предложение - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

Запрос - обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.

Жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:

а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;

б) право подачи жалобы принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;

в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;

г) для жалобы установлена письменная форма.

Также выделяется еще 3 формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:

• ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.

• коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

• петиции - коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Рекомендации: При подаче письменного обращения в любое учреждение, организацию необходимо сдавать документ в двух экземплярах: оригинал и копия. На копии ставится штамп либо просто номер входящего документа (регистрация документа). Это нужно для того, чтобы вам в дальнейшем было возможно доказать сам факт передачи документа, а также, для того, чтобы в случае отсутствия мотивированного ответа на ваше обращение в установленный законодательством срок (1 месяц со дня поступления документа), вы смогли бы привлечь виновных к ответственности. Кроме того, если Вы столкнетесь с ситуацией, когда Вам будет отказано в принятии заявления, либо отказа в его регистрации, отправляйте обращение по почте заказным письмом с уведомление о вручении, а при необходимости и с описью вложения.

Это важно Обязательно указывайте в обращении ваши фамилию, имя, отчество, данные о местожительстве, телефоны и ставьте подпись, так как обращения, в которых отсутствуют перечисленные данные, не подлежат рассмотрению, также как и анонимные обращения.

Примерная структура обращения: В правом верхнем углу укажите наименование органов или должностных лиц, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов, свои фамилию, имя, отчество, адрес проживания, телефон. Суть обращения (подробно, без лишних эмоций, с указанием фактов - что, где, когда и при каких обстоятельствах произошло). В обращении нужно четко изложить Ваши требования, это сократит время работы над обращением и позволит Вам получить конкретный ответ.Укажите предпочтительный для Вас способ уведомления о результатах рассмотрения Вашего обращения. Бывает гораздо проще и целесообразнее получить быстрый ответ по телефону, чем ждать, пока письменный ответ дойдет по почте.В конце ставится подпись и дата.

В настоящее время большинство органов, учреждений и организаций предлагает использовать такой вид обращений, как электронное обращение.При заполнении формы обращения, согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59–ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть предложения, заявления или жалобы. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов, а также в ряде иных, обращение может быть оставлено без ответа. Кроме того, без ответа по существу поставленных вопросов останется обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора.Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, не разглашается.

Порядок рассмотрения обращений граждан

Общие правила рассмотрения заявлений, предложений и жалоб установлены таким образом, чтобы обеспечить уяснение обращения, проверку (если необходимо) и принятие решения в кратчайшие сроки компетентными органами и лицами, с целью удовлетворения просьб и предложений гражданина в рамках закона.

Эти общие правила следующие:

1. Государственные и иные органы и организации обязаны принимать заявления, предложения и жалобы, рассматривать их, принимать меры и давать ответы заявителям. Условием этой обязанности органа и организации является то, чтобы обращение гражданина по данному вопросу входило в компетенцию органа (организации), тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение данного вопроса.

2. Граждане (в т.ч. - индивидуальные предприниматели) и организации вправе обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлением по различным делам, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Это - дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов государственной власти, муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др. Порядок рассмотрения таких заявлений подробно регулируется процессуальными кодексами – Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

3. Орган, получивший жалобу по вопросу, не относящемуся к его компетенции, вправе направить ее конкретному органу, но запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.

4. При рассмотрении жалобы необходимо разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса, своевременно сообщать гражданам о результатах.

5. Определен срок рассмотрения и разрешения обращений граждан: заявлений и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган (организацию), которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех, где действуют уставы о дисциплине (транспорт, некоторые отрасли промышленности), которые могут устанавливать дополнительные или иные особые, частные правила разрешения жалоб и заявлений - меньшие сроки, порядок вторичного обжалования и т.д.

В отдельных ведомствах с учетом специфики их деятельности, но в пределах правил общего порядка рассмотрения обращений граждан, действуют свои подробные инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан, например, в органах МВД, ФСБ, Российского агентства по патентам и товарным знакам и некоторых других.

Законодательство установило ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной, за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокиту, а также преследование граждан в связи с подачей обращений.

Право гражданина на жалобу.

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властных отношений, ассиметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности; злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравнено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены, изменения.

В административно-правовых отношениях права гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные и иные общественные организации. Жалобы обеспечивают оперативную защиту прав граждан, оперативное устранение допущенных нарушений. С другой стороны, они способствуют устранению недостатков в работе субъектов власти, укреплению законности, а значит, улучшению работы администрации.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:

• административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке.

• судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками. Их общее название - судебная жалоба - является в определенной степени условным. Среди них можно выделить:

- на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юрисдикции;

- по делам частного обвинения;

- надзорные.

Эти жалобы граждан являются юридические фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых - акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Хотя в ст. 33 Конституции РФ говорится о праве граждан России на обращение, бесспорно, что право на обращение и его разновидность - право на жалобу - от гражданства не зависит. Его имеют и граждане, и иностранцы, и лица без гражданства.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. В федеральном законе от 27 апреля 1993 года N 4866-1 (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других учреждений.

К кому можно обратиться с жалобой? Статья 4 федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" называет адресатов жалоб. В ней сказано: «Гражданин вправе обратиться с жалобой… к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему». Федеральным законом предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.

Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы, одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно не проводить.

Но в настоящее время существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

1. Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте Федерации установлен еще и свой государственный язык; если лицо воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.

2. Письменное обращение граждан должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы и учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

4. Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

5. Средства массовой информации не обязаны отвечать на письма граждан.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В их числе:

- на действия и бездействия таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 404 - 415 Таможенного кодекса РФ;

- на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137 - 141 Налогового кодекса РФ;

- связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения регламентируется федеральным законодательством;

- рассматриваемые в порядке производства по делам об административных правонарушениях;

- направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации и уполномоченному по правам человека субъектов Федерации;

- вытекающие из отношений, складывающиеся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;

- иные жалобы, в отношении которых законодательством установлен специальный порядок рассмотрения

Специальные жалобы имеют такие особенности:

- наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;

- специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т.д.), прямо названные в законе;

- четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

- четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;

- специальные сроки подачи жалоб;

- особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же орган или тому же должностному лицу.

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для ее реализации. Они должны:

• разъяснить гражданам такое право;

• принимать и устные, и письменные жалобы;

• информировать о работе с обращениями их авторов;

• систематически обобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.За плохую работу с жалобами он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. Сам руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности подчиненных работников.

Производство по общим административным жалобам граждан.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них - стадия первичной обработки. Здесь получают письма, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия - проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

• лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

• знакомиться с итоговыми материалами проверки;

• представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;

• пользоваться услугами адвоката, переводчика.

Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия - принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы - со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу.

Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

- о полном удовлетворении жалобы;

- о частичном удовлетворении жалобы;

- об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т.д.).

- о разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании).

Четвертая стадия производства по жалобам - исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Гарантии при рассмотрении обращений граждан.

Обращение граждан - это их только право, не обязанность. Поэтому результат обращения будет положительным лишь тогда, когда есть определенные гарантии реализации такого права со стороны государства и должностных лиц.

В числе первых гарантий должна быть названа Конституции РФ. В ст. 33 закреплено право граждан на обращение в государственные и иные организации. Есть ли в Основном Законе конституционные гарантии этого права граждан? В ст. 55 общие для всех прав граждан гарантии, в ст. 19 прямо записано, что государство гарантирует права и свободы и их равенство для всех граждан. Более глубокая гарантия определена в ст. 18 Конституции: права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организаций. Следующая гарантия реальности обращений граждан это конкретный рычаг, живое организационное средство государства - правосудие. В правовом государстве правосудие - первейшее и самое верное средство обеспечения прав и свобод членов гражданского общества. Такая гарантия в Конституции защищена в ст. 18: права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. В обеспечении этой статьи Конституции действуют, как отмечалось, специальный федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", нормы ряда кодексов (КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ) и других федеральных и региональных актов.

В качестве гарантий реализации права граждан на обжалование, действующих постоянно, следует назвать государственный контроль и государственный надзор.

Контрольные полномочия общественного характера и масштаба осуществляют в настоящее время ряд ведомств: Главное контрольное управление Президента, налоговые органы и др. В поле зрения этих органов находятся и обращения граждан.

Из числа надзорных органов ведущее место в осуществлении надзора занимает надзор органов прокуратуры. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» одной из задач ставит рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб граждан (ст. 10) и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в других организациях.

adminictr-msk.ru

1.1 Понятие и значение обращений граждан. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Похожие главы из других работ:

Административно-юрисдикционный процесс

1. Рассмотрение обращений граждан в органах внутренних дел

15 ноября 2006 года в Минюсте России был зарегистрирован Приказ МВД России от 22.09.2006 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»...

Деятельность участкового уполномоченного полиции по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан

§3. Виды обращений граждан

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - одна из приоритетных задач в области национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, без надежной защиты прав...

Заявления и жалобы граждан

1.2 Порядок рассмотрения обращений граждан

К сожалению, в отличие от отмененного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, в действующем Законе подробно не описываются правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается орган...

Институт заявлений, предложений, жалоб

4. ГАРАНТИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН.

Обращение граждан - это их только право, не обязанность. Поэтому результат обращения будет положительным лишь тогда, когда есть определенные гарантии реализации такого права со стороны государства и должностных лиц...

Комплексный анализ процедуры и правового регулирования обращения граждан в органы государственного управления

1.1 Право граждан на обращение: понятие и формы обращений

Институт обращения как форма диалога между государством и его народом имеет многовековую историю. В Республике Беларусь право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом...

Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

1.2 Виды и формы обращений граждан

В настоящее время обращения граждан характеризуются в Федеральном законе следующим образом: - по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой...

Обращения граждан в системе обеспечения законности государственного управления

1. Понятие и виды обращений граждан

Право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления берет свое начало в статьях 33, 52 и 53 Конституции РФ...

Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия...

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

1.2 Классификация обращений граждан

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи...

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

2.1 Особенности административного порядка рассмотрения обращений граждан

В деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан. Кроме Закона № 59 - ФЗ...

Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан

3.3 Порядок рассмотрения обращений граждан

Согласно ст. 9 Закона письменные обращения подлежат обязательному рассмотрению организациями, к компетенции которых относится решение вопроса, изложенных в обращениях. Процесс рассмотрения включает в себя следующие этапы: выяснение...

Особенности работы с обращениями граждан в правоохранительные органы на примере МО МВД России "Троицкий"

1.1 Понятие и значение обращений граждан в системе государственного управления

Обращения граждан в органы власти - древнейший институт, существовавший почти с того времени, когда возникла сама государственно-властная система...

Понятие, сущность и классификация избирательных споров

1.1 Понятие и значение обращений граждан в системе государственного управления

Обращения граждан в органы власти - древнейший институт, существовавший почти с того времени, когда возникла сама государственно-властная система...

Право обращения граждан в органы власти

2.2 Порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59...

Пути совершенствования работы с обращениями граждан (на примере администрации Тракторозаводского района города Челябинска)

1.1 Становление и развитие института обращений граждан в России

Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления по своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан не возможна без должного нормативного регулирования данной сферы правоотношений...

pravo.bobrodobro.ru

§3. Виды обращений граждан

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина – одна из приоритетных задач в области национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, без надежной защиты прав, свобод и законных интересов человека невозможно нормальное развитие и существование ни одного современного государства. Без должного оперативного реагирования на обращения граждан в государственные и правоохранительные органы, в частности в органы внутренних дел, не представляется возможным составить картину состояния правопорядка в стране и принимать адекватные и эффективные меры к стабилизации сложившегося положения.

Под обращением понимается далеко не каждое послание гражданина в органы государственной власти. Обращение – это юридический акт, представляющий собой действие гражданина, которое сознательно направлено на создание юридических последствий44.

Таким образом, направляя в орган государственной власти, орган местного самоуправления обращение гражданин осознанно вступает в определенное правоотношение, следовательно, обращением стоит считать только то посланием, которое в итоге побуждает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо к юридически значимым действиям.

Анализ научной литературы и нормативных правовых актов свидетельствует об отсутствии в настоящее время единообразия в определении таких понятий как «обращение гражданина», «заявление гражданина», «предложение гражданина» и «жалоба гражданина». Актуальность и значимость понятийного аппарата в целом не вызывает сомнений. Единообразие в толкования понятий необходимо как для научных исследований, так и в практической деятельности органов внутренних дел по принятия, рассмотрению и разрешению различных обращений граждан. Стоит отметить, что в различных источниках данные понятия толкуются по-разному, зачастую используются в разных контекстах, что в итоге может привести к негативным последствия и породить неадекватное реагирование органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц45.

Конкретные и точные определения понятий уменьшают возможность различных толкований, следовательно, сужают простор для нарушения законности.

Рассматривая вопрос о классификации обращений граждан, стоит отметить, что ученые и практики не пришли к единому мнению. В настоящее время выделяют лишь «основные» классификации обращений граждан. Вопрос о классификации обращений граждан является не сугубо научным, он также несет в себе большое практическое значение в условиях продолжающейся кодификации законодательства, регламентирующего обращения в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в статье 33 предусматривает возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностным лицам46.

Под индивидуальными обращениями стоит понимать, обращения, исходящие от одного лица. Кроме того, индивидуальные обращения могут предусматривать особый порядок приема, установленный для отдельных категорий лиц. Как правило, данные категории закреплены в законах субъектов Российской Федерации, к ним в частности относят ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов; беременные женщины; граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет. Стоит отметить, что руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право самостоятельно определять дополнительные категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием47.

Под коллективными обращениями граждан принято понимать обращение двух или более лиц, сформулированное в едином документе или на личном приеме группой граждан. Также коллективным будет считаться обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания. Как правило, коллективные обращения граждан затрагивают как личные вопросы, так и вопросы, касающиеся общественной жизни. Зачастую коллективные обращения способствуют разрешению назревающих социальных конфликтов, а также предупреждению массовых акций протеста со стороны граждан48.

Стоит отметить, что индивидуальность или же коллективность обращения зависит напрямую только от субъекта волеизъявления, а не от формы или содержания обращения.

В зависимости от объективной стороны волеизъявления или формы обращения современные ученые выделяют устные и письменные обращения граждан.

Устные обращения граждан, как правило, направляются в том случае, когда нужно быстро довести необходимую информация до государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также добиться скорейшего принятия решения по обращению. Устные обращения граждан подразделяются на личные, то есть адресуемые на личном приеме, а также переданные через средства связи (такие как телефон, сеть Интернет)49. А.В. Минашкин отмечает, что устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены50.

Наряду с устной формой существует письменная форма обращений граждан, имеющая такую же юридическую значимость. Письменные обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления являются наиболее актуальными в том случае, когда заявитель излагает большое количество информации в своем обращении, или же прилагает к обращению документы51.

Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием даты, фамилии, имени, отчества (при его наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения и помимо существа обращения должно содержать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица52. В случае неполного указания контактной информации обратившегося, ответ на обращение не дается.

Стоит отметить, что в практике успешно закрепилась и функционирует смешанная форма обращений граждан или «устно-письменная форма». Актуальна данная форма обращения граждан в том случае, когда необходимо устно обратится к конкретному должностному лицу, а также в письменной форме приложить к обращению определенные важные сведения.

Следующей формой обращения граждан, отвечающей современному развитию технологий, является обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления в форме электронного документа. Данное обращение подлежит обязательному рассмотрению. В нем гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме53.

В настоящее время завершены мероприятия по переводу государственной услуги по приему, регистрации и разрешению обращений граждан в территориальные органы внутренних дел обращений в электронный вид. В 2013 году в территориальные органы МВД России поступило 3600 обращений в электронном виде. Создана автоматизированная информационная система электронных обращений граждан Государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации», который позволяет выполнять процедуру получения и обработки сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в автоматизированном режиме, а также предоставляет возможность заявителю осуществлять контроль за исполнением указанной государственной услуги54.

В целях полной реализации принципа открытости, своевременного реагирования на сообщения граждан, взаимодействия с гражданским обществом, а также повышения доверия к органам внутренних дел Российской Федерации организовано бесперебойное функционирование телефона доверия, входящего в систему горячей линии МВД России.

Позвонить по телефону доверия можно из любой точки края бесплатно. Причём это касается звонков, как со стационарных, так и с мобильных телефонов, вне зависимости от оператора сотовой связи. Все поступившие таким образом сообщения проверяются и граждане, обратившиеся с той или иной проблемой, получают ответы в установленные законом сроки, то есть не позднее 30 дней с момента обращения55.

Неэффективным, по мнению правоприменителей, является обращение граждан, опубликованное в средствах массовой информации (СМИ). Неактуальность данной формы обращений граждан проявляется, во-первых, потому что нет гарантии, что должностное лицо к которому обращено данное сообщение прочтет его в СМИ, во-вторых, чтобы стать полноправным субъектом реализации права на обращения СМИ должно быть официально зарегистрировано56.

В качестве особого вида обращений выделяют анонимные обращения граждан. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению за исключением обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии или лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем57.

Следующая классификация обращений граждан «по содержанию» позволяет выделить множество видов обращений. Стоит отметить, что Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов, относящихся к данной группе выделяет:

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц58.

Стоит отметить, что на практике широко распространены случаи, когда автор обращения комбинирует в содержании сразу несколько видов. В связи с этим необходимо разграничить основные виды обращений граждан. Так «предложение» и «жалоба» четко различаются по предмету обращения. Жалоба – требование обратившегося о защите и восстановление его нарушенных прав. Предложение – просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. По мнению ученых, куда сложней разграничить понятия «жалоба» и «заявление». Необходимо более подробно разобрать предмет и содержание данных понятий для уяснения различия между ними. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам.

Отличая по содержанию заявление от жалобы, замечаем, что:

заявление – это обращение к указанным адресатам с просьбой личного или общественного характера, не связанной с нарушением субъективных прав и законных интересов заявителя;

заявление, поданное по поводу каких-либо нарушений нормальной деятельности адресатов, не затрагивающих прав и интересов заявителя;

заявление может содержать сведения о каких-либо нарушениях, злоупотреблениях должностных лиц, не затрагивающих прав и интересов заявителя59.

В любом случае, даже при наличии затруднений в определении гражданами вида обращения, как указывает В.И. Ремнев, вывод о наличии того или иного обращения является обязанностью работника аппарата соответствующего органа или организации.

В заключение параграфа необходимо подчеркнуть, что законодательством Российской Федерации предусмотрено множество видов обращений граждан, выделенных по различным основаниям (повторность, содержание, форма, предмет обращения). Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов выделяет: предложение, заявление и жалобу. В практике рассмотрения обращений нередко возникают проблемы с разграничением данных видов обращений. Необходимо четно уяснить предмет каждого из видов обращений. Так, предложение – это просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Таким образом, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления должны четно отграничивать каждое из понятий для эффективной работы по рассмотрению обращений граждан.

studfiles.net

ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН это что такое ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН: определение — Право.НЭС

ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Различают три вида обращений граждан:

1. Предложение – это привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.

2. Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

3. Жалоба – обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

В соответствии с положением Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в суде могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Также не ограничен круг лиц, которые имеют право подавать жалобу. При этом запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу указанного закона жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин может по своему усмотрению обратиться в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.

В свою очередь орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.

Жалоба может быть подана либо по месту жительства гражданина, чьи права нарушены, либо в суд по месту нахождения органа или должностного лица, которые нарушили права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные законом сроки:

а) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав;

б) в течение одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам Гражданского делопроизводства.

Оцените определение:

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

determiner.ru

1.2 Классификация обращений граждан. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Похожие главы из других работ:

Административно-юрисдикционный процесс

1. Рассмотрение обращений граждан в органах внутренних дел

15 ноября 2006 года в Минюсте России был зарегистрирован Приказ МВД России от 22.09.2006 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»...

Деятельность участкового уполномоченного полиции по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан

§1. Становление и развитие в России института обращений граждан

Социальное правовое государство величайшее достижение человеческой мысли. Правовое государство ценный результат развития мировой культуры...

Деятельность участкового уполномоченного полиции по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан

§3. Виды обращений граждан

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - одна из приоритетных задач в области национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, без надежной защиты прав...

Заявления и жалобы граждан

1.2 Порядок рассмотрения обращений граждан

К сожалению, в отличие от отмененного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, в действующем Законе подробно не описываются правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается орган...

Институт заявлений, предложений, жалоб

4. ГАРАНТИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН.

Обращение граждан - это их только право, не обязанность. Поэтому результат обращения будет положительным лишь тогда, когда есть определенные гарантии реализации такого права со стороны государства и должностных лиц...

Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

1.2 Виды и формы обращений граждан

В настоящее время обращения граждан характеризуются в Федеральном законе следующим образом: - по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой...

Обращения граждан в системе обеспечения законности государственного управления

1. Понятие и виды обращений граждан

Право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления берет свое начало в статьях 33, 52 и 53 Конституции РФ...

Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия...

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

1.1 Понятие и значение обращений граждан

Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства...

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

2.1 Особенности административного порядка рассмотрения обращений граждан

В деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан. Кроме Закона № 59 - ФЗ...

Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан

3.3 Порядок рассмотрения обращений граждан

Согласно ст. 9 Закона письменные обращения подлежат обязательному рассмотрению организациями, к компетенции которых относится решение вопроса, изложенных в обращениях. Процесс рассмотрения включает в себя следующие этапы: выяснение...

Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления

2.2 Классификация обращений граждан в органы местного самоуправления

Строгой единой классификации обращений граждан на сегодняшний день не существует. В трудах различных исследователей выделяется разное число разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным признакам...

Право обращения граждан в органы власти

1.2 Понятие обращений и их классификация

Согласно статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган...

Право обращения граждан в органы власти

2.2 Порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59...

Пути совершенствования работы с обращениями граждан (на примере администрации Тракторозаводского района города Челябинска)

1.1 Становление и развитие института обращений граждан в России

Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления по своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан не возможна без должного нормативного регулирования данной сферы правоотношений...

pravo.bobrodobro.ru