В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов. Областной бюджет


В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов

Бюджетная система РФ

Ковалева Т.М.

Глухова Алла Геннадьевна семинары

 

06.09.2012

ТЕМА №1

Экономическая сущность бюджета государства

СУЩНОСТЬ

Причины существования бюджета:

1. Наличие государства (власти)

2. Наличие товарно-денежных отношений

В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.

Финансы государства не были отделены от финансов главы государства.

Простейшим видом бюджета является государственная казна.

С конца 18 века государственная казна отделилась от средств главы государства – появился бюджет государства.

Бюджет – это план предстоящих доходов и расходов государства.

В России бюджет появился в 1802 году. Появляется министерство финансов. Васильев – министр финансов.

Постепенно в странах установились правила, на основе которых разрабатывались и формировались бюджеты.

Общие характеристики:

· Бюджет - баланс доходов и расходов

· Доходная часть содержит перечень поступающих средств – 80% - налоговые поступления

· Расходная часть объединяет все виды производимых властью затрат (как правило на управление, экономику, соц.сферу, оборону)

· Бюджет утверждается высшим законодательным органом страны

· Бюджет объединяет многие финансовые категории – налоги, расходы, займы, субсидии, дотации

Функции государства, направления его деятельности определяют содержание, структуру бюджета государства, порядок его формирования и использования.

Современные функции государства - экономическая, социальная, оборонная, внешнеполитическая. Этим функциям служит бюджет, способствует их реализации. Без бюджета они не будут реализованы.

Теоретические основы бюджета и его практическое функционирование рассматриваются, исходя из теории финансов. Общественные (публичные).

Проблемы функционирования бюджета необходимо рассматривать с двух точек зрения:

1. Категориальная

2. Практическая

Бюджет как категория представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования дохода власти.

Существуют следующие практические характеристики бюджета - фонд денежных средств; форма образования и расходования денежных средств; баланс доходов и расходов; доход власти.

ФУНКЦИИ

Являясь частью финансов, бюджет выполняет те же основополагающие функции – распределительную и контрольную.

Но, являясь специфической категорией, бюджет выполняет еще и свои специфические функции, в которых реализуются 2 указанные ф-ции:

1. Обеспечение доходными источниками органов государственной власти и местного самоуправления

2. Финансирование функциональных обязательств гос. и мест. власти

3. Контрольно-регулирующая

ТЕМА №2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1. БС РФ, направления развития

2. Состав бюджетной системы РФ

 

БС РФ, направления развития.

Определение БС дано в БК. БС РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основы БС были заложены в 1992г. (3 уровня). В 1998 появился БК + государственные внебюджетные фонды (ПФ, соц.страх., мед.страх., фонд занятости). Государственные внебюджетные фонды существую на федеральном уровне и региональном.

Принципы БС РФ:

1. Единство БС

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями БС (т.е. каждому бюджету принадлежать определенные расходы/доходы)

3. Самостоятельность бюджета (каждый бюджет принадлежит определенной власти и утверждается соответствующей властью) – был принцип матрешки

4. Принцип полноты отражения доходов/расходов

5. Сбалансировать

6. Результативность

7. Эффективность

8. Адресность и целевой характер

9. Подведомственность

10. Прозрачность и открытость

Состав БС.

БС РФ определяется государственным устройством. В отдельных государствах (Англии, Италии, Франции) – БС состоит из 2 звеньев – гос.бюджет и местный бюджет. В гос.бюджетах аккумулируется основная часть средств, местные бюджеты не входят в государственный бюджет, они составляются, утверждаются, исполняются местными органами. В федеративных (США, Германия) государствах БС состоит из 3 уровней – Федеральный бюджет, бюджеты членов федераций и местные бюджеты.

Государственный бюджет СССР основывался на принципе подведомственности как для плательщиков, так и для получателей платежных средств. Предприятия-плательщики были закреплены за отдельными бюджетами, и получатели были закреплены за бюджетами. Рыночные отношения этот принцип разрушили. Появился налогоплательщик и получатель бюджетных средств, и налогоплательщик может платить не в конкретный бюджет, а во все три уровня БС.

3 уровня БС:

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций федеральных органов власти. Серьезные изменения в БС произошли в соответствии с законом №131 об общих принципах организации местного самоуправления по РФ от 06.10.2006.

Изменения БС коснулись местного уровня. В соответствии с этим законом местные бюджеты - это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородские, бюджеты городских и сельских поселений. Т.е местный уровень стал децентрализованным, и бюджеты стали формироваться даже на уровне городских и сельских поселений.

На территории Самарской области существует 1 областной бюджет Самарской области, 10 бюджетов городских округов, 27 бюджетов муниципальных районов, 12 бюджетов городских поселений, 292 бюджетов сельских поселений.

 

Существует понятие бюджет области и областной бюджет. бюджет области – консолидированный, не утверждается законодательно. Утверждается только областной бюджет. Бюджет области – документ для расчета и анализа.

В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов.

ТЕМА №3

Доходы бюджета

1. Содержание и структура доходов бюджета

2. Виды доходов бюджета

 

Содержание и структура ДБ

Доходы - это поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета – система денежных средств, поступающих государству в результате распределения ВВП между государством, организацией и гражданами.

Источниками, обеспечивающими формирование денежных потоков государства, являются различные виды налоговых и неналоговых платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.

С одной стороны бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками воспроизводства, а с другой стороны – выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированные в руках государства, вновь созданные стоимости.

Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных средств, предназначенных для финансирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании закона органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период, а также на основе налогового, таможенного иди иного законодательства.

Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных условий, государственного регулирования экономики не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и областях.

Т.о. экономический аспект налогообложения предполагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет государственных интересов в сферах инновационных технологий , инвестиционной активности, ресурсосбережения и увеличения эффективности производства.

Цель гос.регулирования доходов бюджета состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, которая гарантировала бы нормативную часть расходов, закрепленную за каждым из этих звеньев, и тем самым свело бы к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними в форме трансфертов.

Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Органы гос.власти субъектов РФ не вправе выходить за пределы компетенции, установленных для них РФ. Также полномочиями в области налогообложения располагают органы власти местного самоуправления, они вправе принимать решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных ФЗ-ми.

Компетенция федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, ФЗ об основах налоговой системы РФ, ФЗ о финансовых основах местного самоуправления, ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, ФЗ о бюджете на очередной финансовый года ФЗ о конкретных налогах.

 

Виды доходов бюджета

В соответствии с БК выделяют след.виды доходов бюджета: налоговые и неналоговые, также безвозмездные перечисления. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут пополняться за счет: не/налоговых доходов, безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета РФ, Федерального бюджета.

По источникам поступления налоги можно разделить на не/налоговые и безвозмездные поступления, по сферам использования - на федеральные, региональные, местные, доходы целевых бюджетных фондов, по доли перечисления бюджету соответствующего уровня - закрепленные налоги и регулирующие налоги, по сферам принадлежности - собственные и трансферты.

К налоговым доходам относят: предусмотренные НК РФ, федеральные, региональные, местные налоги и сборы, пени и штрафы.

Налоги - приоритетный инструмент регулирования экономик, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение НД, ВВП.

Статус налога не означает, что этот вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы. Большая часть налоговых поступлений является регулирующими, т.е. перераспределяется по уровням БС.

Кроме того ФЗ распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и ФЛ в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и ее муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика, государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юр.действий.

Неналоговые, как и налоговые, платежи устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ и на основании БК к ним относятся: доходы от использования имущества, находящего в гос. и муницип. Собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от платных услуг, предоставляемых гос. и муницип. органами, а также бюджетными организациями и доходами в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы, от государственных или муниципальных организаций, от негосударственных организаций, международных организаций, правительств иностранных государств, ФЛ/ЮЛ.

Собственные доходы бюджета – это доходы, закрепленные за бюджетом определенного уровня и исключающие финансовую помощь бюджетов другого уровня.

Собственными доходами признаются виды налогов и неналоговые доходы, отнесенные к таковым НК РФ.

Регулирующими налогами признаются те фед./рег./местные налоги, по которым в соответствии с действующим законом о Фед.бюджете, устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Администратор дохода – (плательщики налогов)- орган гос. власти, орган местного самоуправления, ЦБ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания платежей, пени, штрафов, являющихся доходами бюджетов, бюджетной системы РФ.

27.04.07

Главный администратор доходов + администратор источников финансирования дефицита бюджета.

В приложениях к законам о бюджетах за тот или иной год устанавливается перечень главных администраторов доходов (Федерального бюджета).

Код бюджетной классификации РФ Наименование главного администратора доходов
Код главного администратора доходов Код доходов Федерального бюджета
  Министерство промышленности и торговли РФ
  Министерство природных ресурсов и экологии
  Федеральная налоговая служба
     
     

 

Как правило, по каждому администратору доходов подготовлен порядок осуществления полномочий, доходов бюджетов, Бюджетной системы РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении .

Этот порядок разрабатывается в соответствии со статьями 46, 51, 160.1 БК РФ.

 

 

ТЕМА №4

studopedya.ru

Региональный бюджет – финансовая основа работы региональных органов власти

Финансовой основой местных органов власти является региональный бюджет. Имущественные и денежные права, предоставляемые данным органам, позволяют составить, рассмотреть, утвердить и, конечно же, исполнить свой бюджет.

Региональный бюджет – это основной канал доведения до граждан конечного результата производства. Именно с помощью этого источника производится перераспределение общественного продукта между слоями населения и административно-территориальными единицами. Помимо перечисленного, с этого вида бюджета происходит финансирование таких значимых отраслей, как пищевая промышленность, коммунальное хозяйство и прочих бюджетных организаций. Это, своего рода, инструмент процесса повышения благосостояния граждан.

С экономической точки зрения региональный бюджет должен выполнять такие функции:

- формировать денежные фонды, участвующие в финансовом обеспечении функционирования местных органов власти;

- распределять эти фонды между ведущими отраслями хозяйства;

- контролировать финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций, учреждений и предприятий.

Формирование регионального бюджета осуществляется соответствующими органами власти и состоит из выполнения определенных этапов, связанных с составлением его, утверждением и исполнением. Основными составляющими данного бюджета, как и любого другого, являются доходная и расходная части.

Основу доходной части составляют различные поступления в бюджет. В налоговых поступлениях наибольший удельный вес занимает земельный налог. Данный вид налога является экономическим инструментом в достижении высокой эффективности использования земли. Также земельный налог служит источником возмещения затратной части местного бюджета на обустройство и освоение новых территорий.

Региональный бюджет должен быть подкреплен фиксированными источниками доходов. Именно эти источники должны способствовать увеличению платежей, так как бюджетным расходам свойственна тенденция к постоянному увеличению. Поэтому в бюджете любого региона должна быть отведена важная роль регулирующим источникам, представляющим собой средства, поступающие из бюджетов высшего уровня.

В число регулирующих доходов входят:

- процентные отчисления от налоговых поступлений бюджетов высшего уровня;

- дотации и субвенции из вышестоящих бюджетов.

Роль регулирующих доходов заключается в обеспечении денежными ресурсами региональных органов власти, а также этот источник доходов служит повышению заинтересованности местных властей в сборе средств в бюджет высшего уровня.

Зачастую расходы регионального бюджета превышают доходы. В этом случае от дефицита бюджет могут спасти только дотации или субвенции из бюджета высшего уровня. Однако данные источники не имеют стимулирующих качеств и благоприятствуют развитию чувства иждивенчества у регионов.

Региональный бюджет не может существовать без своей расходной части, главным направлением которой является финансирование таких социально-культурных учреждений, как здравоохранение и народное образование, а также других бюджетных организаций. При этом структура бюджетов различных регионов разнится между собой. Если в областных, городских и краевых бюджетах расходы на социально-культурные мероприятия составляют почти половину всех расходов, то в поселковых, сельских и районных бюджетах – до 86%.

С ростом крупных городов и населенных пунктов увеличиваются расходы на одного жителя. А это один из важных показателей расходов региональных бюджетов. Также не следует забывать и о росте потребностей жителей небольших городов и поселков в части коммунального хозяйства.

fb.ru

Закон об областном бюджете

Закон об областном бюджетеОсобая форма образования и расходования денежных средств, которые имеют предназначение в сфере финансирования и обеспечения функций и задач отдельной области, называется областным бюджетом. В основу назначения и распределения денежных ресурсов бюджетной системы РФ, в первую очередь заложены принципы государственной финансовой поддержки и самостоятельности областных бюджетов. Экономическая сущность областного бюджета прямопропорциональна его назначению:

- это формирование денежных средств (доходов), которые в последующем являются финансовым обеспечением для органов власти в области;

- это распределение этих средств между отраслями народного хозяйства, которые находятся на территории отдельной области;

- это контроль и надзор за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, которые подведомственны органам власти субъектов РФ.

Областной бюджет обязательно подлежит контролю и надзору со стороны государства, более того, любая деятельность в этой сфере осуществляется только в соответствии с определенным законодательным документом нормативно-правового значения. Законодательная база, регулирующая форму областного бюджета, существенно отличается от некоторых других сфер деятельности в РФ (например, область образования, в первую очередь регламентирует общий федеральным законом об образовании), но при этом, чем-то схожа с рядом других сфер (например, область поддержки многодетных семей – закон о земле многодетным семьям и законы местного значения по регионам). Сферу регулирования областного бюджета обеспечивает свод законодательных актов как федерального, так и местного значения. Сюда относят Бюджетный кодекс РФ, Финансовый кодекс РФ, а также законы субъектов РФ и другие правовые акты органов местного самоуправления.

Рассмотрим закон об областном бюджете на примере документа отдельной области. В законе об областном бюджете на 2011 год Челябинской области 16 статей и 12 приложений. Тут стоит отметить, что в каждой области закон об областном бюджете может иметь совершенно разный объем, но при этом, есть единая форма, которая должна быть соблюдена при разработке и принятии закона такого типа. Так, в любом законе должны быть зафиксированы условия формирования бюджета, его распределения и расходов, особенности исполнения областного бюджета и приоритетное направление благотворительной деятельности, а также верхний предел областного внутреннего долга, программы государственных гарантий, внутренних и внешних заимствований областного значения при предоставлении бюджетных кредитов и внутренние источники финансирования дефицита областного бюджета. Кроме того, обязательным аспектом в законах об областном бюджете является: прикрепление к документу необходимых приложений, принятие его Законодательным Собранием области и подписание его губернаторами областей или временно замещающими их лицами.

Итак, вернемся к закону об областном бюджете Челябинской области. В законе есть статьи, регулирующие названые выше условия, особенности и другие моменты, необходимые для правильного формирования, распределения и использования областного бюджета. Помимо этого, в законе регламентируется еще ряд важных аспектов в этой сфере. Так, статьи закона определяют нормативы распределения доходов между областным бюджетом и местными бюджетами, условия реструктуризации и списания задолженности по обязательствам перед областным бюджетом, бюджетные ассигнования, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, особенности установления отдельных расходных обязательств Челябинской области и другое.

Как уже писалось выше, в закон об областном бюджете, также обязательно должны быть включены приложения, в отношении закона Челябинской области – это программы, нормативы, перечни и методики, необходимые для изучения при формировании областного бюджета.

Скачать закон об областном бюджете

mosadvokat.org

областной бюджет - это... Что такое областной бюджет?

 областной бюджет

облыстық бюджет

Русско-казахский экономический словарь.

  • областное финансовое управление
  • область

Смотреть что такое "областной бюджет" в других словарях:

  • бюджет государственный консолидированный — Свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). К.г.б. Не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализа. В РФ имеются следующие к.г.б.: районные бюджеты районов в городе и городской бюджет составляют к …   Справочник технического переводчика

  • БЮДЖЕТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ — свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). К.г.б. не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализа. В РФ имеются следующие К.г.б.: районные бюджеты районов в городе и городской бюджет составляют К …   Большой бухгалтерский словарь

  • БЮДЖЕТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ — свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). К.г.б. не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализа. В РФ имеются следующие К.г.б.: районные бюджеты районов в городе и городской бюджет составляют К …   Большой экономический словарь

  • БЮДЖЕТ — (англ. public budget) – 1) по экономической сущности – денежные отношения, складывающиеся у органов гос. власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ОБЛАСТНОЙ (КРАЕВОЙ) СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ — – местный орган государственной власти (см. Местные органы государственной власти) в областях (краях) и автономных областях (см. Область, Край, Автономная область), избираемый трудящимися области (края) на основе всеобщего, равного и прямого… …   Советский юридический словарь

  • Липецкий областной совет депутатов — Липецкий областной совет депутатов …   Википедия

  • государственный бюджет — см. Бюджет государственный. * * * ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, смета доходов и расходов государства (см. ГОСУДАРСТВО) за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления… …   Энциклопедический словарь

  • консолидированный бюджет — сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально государственного или административно территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты (районов в городе) и городской образуют К.б.… …   Большой юридический словарь

  • КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ — сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально государственного или административно территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты (районов в городе) и городской образуют К.б.… …   Юридический словарь

  • Лукичев, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лукичев. Александр Николаевич Лукичев …   Википедия

  • Воронеж — Город Воронеж …   Википедия

economic_russian_kazakh.academic.ru