Виды, субъекты и объекты права природопользования (стр. 1 из 2). Объект природопользования это


Субъекты и объекты природопользования :: BusinessMan.ru

Объекты природопользования и охраны окружающей среды – это ресурсы окружающего нас мира природы. Сюда относят не только отдельные объекты, но и взаимосвязанные комплексы. Объектами считают индивидуализированные участки. Выделение осуществляется на практике (то есть материальными границами), а также в юридическом праве. То есть каждый участок отделен от остальных, разграничен, может быть персонифицирован. В понятие объекта природопользования входят территории суши, водные, воздушные, заповедники, а также отдельно взятые экземпляры – растения, животные.

Правовые нормы

Субъекты и объекты природопользования рассматриваются в юридическом праве. Эта наука дает определение терминам и разграничивает их использование на практике, а также формулирует нормативы, которым подчиняется использование земельных участков и объектов природопользования.

Индивидуализация с правовой точки зрения достигается вынесением решения уполномоченным на это органом. Для подтверждения этого факта издаются документы по образцу, установленному постановлениями Правительства страны. Документация удостоверяет, что ее владелец имеет право пользоваться неким объектом. Нужно помнить, что объектами природопользования являются участки, комплексы, в том числе охраняемые законом. Например, необходимо получение лицензии, чтобы проводить геологическую разведку территорий или получить доступ к специальному водопользованию.

Физическое разграничение

Об этом понятии речь идет, когда составляют схемы, проекты, планы участков и объектов природопользования. В них прописывают особенности пользования земельным участком, недрами земли, лесом, водой. При этом рассматривают пользование в натуре. Чтобы отделить выбранный участок от окружающих земель, применяют разнообразные указатели. Это могут быть межевые символы или принятые среди геодезистов. Чтобы отграничить объекты права природопользования, устанавливают столбы, задают координаты или организуют привязку к рельефу.

В воздухе индивидуализация участка организована через близость трасс, коридоров. Если таковых нет, определяют, какие воздушные участки используются, чтобы отделить выбранный объект права природопользования от соседних территорий.

Специальные случаи

В некоторых случаях можно получить доступ к специальным видам объектов природопользования: животным, растениям. Он дается через разрешение, получение которого должно иметь обоснования. Индивидуализация к таким объектам не делается. Так, если некоторое лицо желает заготавливать лекарственные травы, то и разрешение получает на эту задачу. То есть становится возможной заготовка в целом, а не отдельной разновидности. Аналогична ситуация с получением лицензии на охоту на животных. В лицензии не прописывается, на каких особей, представителей животного мира выдано это разрешение.

А вот приобретение объектов природопользования из категории персонифицированных возможно, когда конкретная территория имеет важный признак, отличающий ее от прочих подобных. Это может быть наименование или другой параметр. Примеры: заказник такой-то, пуща такая-то, дуб такой-то. К этой же категории относят и старых, больных животных: указывают, что больной волк подлежит отстрелу (метод селекции и поддержания нормальной экологической обстановки в районе).

Пользуемся правильно

Объекты права общего природопользования касаемо грунта и вод – это различные линейно-плоскостные участки. Сюда не относят пресные воды, протекающие под землей, так как их причисляют к компонентам недр и считают полезным ископаемым.

Объекты общего природопользования касаемо грунта и воздуха – это линейно-объемные участки. Лес измеряется пространственно, линейно и объемно разом. А вот применительно к животным и растениям объекты природопользования – особи.

Если речь идет о комплексах, то это обычно такие участки, которые используются с несколькими целями разом. Обычно это отдых, туризм, хозяйственное применение, площадка для научного исследования. Кроме того, комплексами называют заповедники, заказники, нацпарки.

Субъекты и объекты права природопользования

Объекты – это элементы, компоненты окружающего нас дикого мира. Некоторые из них находятся в общем доступе, другие решением властей страны исключены из оборота. Есть и такие, которые правовыми нормами вовсе не регулируются. Наиболее яркий пример – солнечная энергия, влага в атмосфере.

А вот субъекты – это государство, отдельные инстанции, организации, предприятия. Субъекты и объекты права природопользования тесно связаны правовыми нормативами. В качестве субъектов могут выступать даже отдельно взятые люди, включая не имеющих гражданства. Организации могут быть самого разного толка: от религиозных до промышленных, как отечественные, так и иностранные.

Терминология: это важно

Как правильно назвать субъект? Это напрямую определяется тем, каков в его владении объект природопользования. Располагая лесным участком, лицо становится лесопользователем, а имея в своем владении воду – водопользователем. Можно приобрести статус недропользователя.

Природные ресурсы могут использоваться с самыми разными целями, и это многообразие стало базой для введения в силу многочисленных норм в законодательстве страны. У всех субъектов права есть специфическая правоспособность – они в силах реализовывать субъективное право, сопряженное с обязательствами. Права, обязанности общего толка свойственны тем, кто лишь косвенно взаимодействует с понятием объекта природопользования, а вот при работе напрямую необходима специальная лицензия, дающая специфичные, более широкие права.

Государство и природопользование

В нашей стране охрана и контроль за объектами природопользования реализованы на государственном уровне. Главная задача такой системы – согласование интересов экологии и экономики. При этом учитывают, что есть общественные интересы с определённой иерархией. На первом месте идут федеральные, затем регионы, локальные. Но есть и горизонтальное деление интересов – территории, ведомства, предприятия, свойственные каждой ступени описанной иерархии.

Традиционно считается, что охрана окружающей природы не стоит того, чтобы выделять ее в специализированную деятельность. Это лишь подзадача тех, кто занимается вопросами природопользования. В то же время любая нехозяйственная, хозяйственная активность подразумевает управление, то есть влияние на объект природопользования. Задача субъекта природопользования – перевести объект в новое состояние либо сохранять в прежнем.

Государственная иерархия и природа вокруг нас

Ответственность за управление природными ресурсами возложена на инстанции общей компетенции, а также на специально выделенные для этого органы. Кроме того, определённая ответственность на управленцах из муниципалитета. На уровне отдельно взятых компаний, организаций природопользование – сфера ответственности служб, должностных лиц. Конечно, у каждой организации есть свои организационные особенности, но методы в целом общие по всей стране. Один из главных – экономический, предполагающий получение выгоды через те объекты природопользования, на которые юридическое лицо смогло получить лицензию.

Государственные органы, имеющие соответствующие права, – это президент страны, Федеральное собрание и правительство. Кроме того, определенные возможности есть у исполнительных, представительных органов регионов. Инстанции, муниципалы призваны охранять природу, решать дополнительные вопросы.

Специальные инстанции

К таковым принято относить те, которые упомянуты в изданных правительством правовых актах, то есть те, на которые возложены функции охраны природы. Бывают комплексные, ответственные за отдельные отрасли, функциональные. Самоуправленцы на местном уровне работают в соответствии с уставом конкретного органа.

Собственность, права и пользование

Пользователи могут распоряжаться природными ресурсами на основе того, что в их владении есть некоторые участки. Собственность может быть частной, может – коммунальной. Правовой статус обязывает собственника пользоваться ресурсами во всем владении либо передать эти участки в пользование другим лицам. Выделяют сельскохозяйственные, несельскохозяйственные объекты. Некоторые ведут свое хозяйство, специализируясь на рыбе, охоте, лесе и других отраслях.

Система классификации субъектов права довольно сложная. Учитывают не только область деятельности, но и формат (физическое, юридическое лицо), особенности эксплуатируемых объектов. Пользователем может быть гражданин или группа граждан. В наше время законы, регламентирующие эту сферу, пока не проработаны в нужной степени.

Права: откуда и куда?

Право пользования объектами не может появиться буквально из ничего. То есть сначала нужно получить в свою собственность некоторые участки, и уже следом за этим возникает возможность реализации права пользования природными ресурсами. Тесно связана с этим правоспособность трудиться.

Экологическая правоспособность предприятий – это отдельный разговор. Она довольно сильно отличается по своей сути от экологической правоспособности инстанций, призванных управлять объектами природы от лица властей страны. Обусловлено это тем, что полномочия государственных инстанций идут из их компетенции, сформированной на государственном уровне законами и нормативными правовыми актами. При этом следует помнить, что именно государство – собственник преимущественного объема природных ресурсов.

Экологическая дееспособность

Этим термином обозначают способность получать, реализовывать права, обязанности, связанные с аспектами пользования природными ресурсами. Для юридического лица такой термин не слишком важен, так как тот, кто экологически правоспособен, в то же время имеет и дееспособность. Отсюда пошло понятие «праводееспособность». Таковая свойственна организациям, юридически правильно оформленным, то есть являющимся лицом. А вот филиал, структурное подразделение, бригада, цех не имеют праводееспособности, так как несамостоятельны. Следовательно, подобные «мелкие сошки» не считаются субъектами права.

Те лица, которым присуща праводееспособность, считаются субъектами права, как только получают в свое распоряжение некий природный объект и оформляют это в установленном порядке. Правда, в некоторых случаях оформление не нужно, тогда праводееспособность появляется в тот момент, когда территорией начинают пользоваться. Пример - общие дороги.

Экологическая правоспособность: особенности вопроса

Применительно к отдельно взятым гражданам нашей страны эта особенность появляется в тот момент, когда человек рождается, а пропадает лишь в момент смерти. У всех граждан страны экологическая правоспособность совершенно одинаковая. Не оказывают влияние ни положение в обществе, ни принадлежность к определенному полу либо расе, ни происхождение, уровень дохода.

Нельзя путать понятия «экологическая правоспособность» и «получение объекта в пользование». Второе – это субъективное право. Оно возникает в том случае, когда есть правоспособность. Касаемо отдельно взятых граждан страны наиболее важным становится явление экологической дееспособности, то есть лицо совершает некоторые поступки, провоцирующие юридические последствия. Чтобы поступать правильно, нужно иметь опыт, знание правовых норм, а также уметь оценивать последствия совершаемых действий. Гражданская и экологическая дееспособность свойственна гражданам страны в разном объёме. Законы, регулирующие эту область, не имеют четко сформулированных норм, определяющих дееспособность, поэтому приходится при возникновении спорной ситуации анализировать правовые нормы и исходить из этого. Так, земельная дееспособность свойственна только достигшим 18 лет либо 16, если они задействованы в фермерском хозяйстве. Правда, никаких других уточнений относительно каких-либо категорий граждан в земельном законодательстве на текущий момент нет.

А у соседей?

Если обратить внимание на действующие законы, регулирующие другие сферы природопользования, можно заметить, что точных нормативов очень мало. При этом если закон посвящен органу, управляющему неким объектом, то между ним и пользователем фактически нет разницы. Если есть некое государственное предприятие, например занимающееся лесом, то его же считают органом, управляющим этой зоной. По закону его наделяют правами на пользование территорией в соответствии с утвержденными нормативами.

Право природопользования: защищаем то, что есть

Невозможно переоценивать важность регулирования законами прав и возможностей в области использования природных ресурсов. При этом важно помнить, что природопользование не инструмент удовлетворения потребностей людей, но фактор негативного воздействия на окружающий нас мир.

Человек пользуется ресурсами в собственных интересах. Кто-то на этом делает деньги, другие отдыхают или используют природу для духовных нужд. Во многом это регламентируется имеющимися правами, собранными в систему, призванную регулировать применение богатств окружающего мира. Есть природоресурсное законодательство, задача которого – регулирование того, как эксплуатируется пространство. Дополнительно был принят федеральный закон, посвященный охране окружающей среды. Отдельные нормы можно извлечь из правовых актов, косвенно связанных с охраной природы.

Юридическая составляющая

Право природопользования – это институт права, в то же время правовые отношения и даже правомочия отдельно взятых лиц. Нормативы, принятые для регулирования этой сферы – комплекс института права. Право пользования природными ресурсами – это не только лишь права, но и связанные с ними обязанности, регламентирующие особенности применения на практике тех или иных участков.

Действующие законы, а вместе с ними экология как наука ввели систему классификации видов пользования природными ресурсами. Самый простой вариант разделения на группы, уже упомянутый выше, базируется на определении пользуемого объекта. То есть говорят о пользовании землей, водой, воздухом, лесом, недрами, животными и растениями.

В то же время юридическая литература практически не содержит упоминаний о нормативах пользования воздухом. Эта сфера определена в намного меньшем объеме, нежели остальные, хотя проблема охраны чистоты атмосферы из года в год все актуальнее. В 1982 г. был издан первый закон, посвященный воздуху, на смену ему пришел более современный ФЗ, определяющий пользование атмосферой как загрязнение ее выбросами.

А как еще поделим?

Альтернативная широко используемая система классификации предполагает деление, основанное на назначения ресурса. То есть в расчет берутся специфика применяемого ресурса и те потребности, которые через него удовлетворяются. Особенно полная информация об этом содержится в Земельном кодексе, где упоминаются земли, отведенные под населенные пункты, под сельское хозяйство, охраняемые в специальном порядке, используемые промышленностью, транспортом и прочими предприятиями, а также отведенные под лес, водный фонд и сохраненные про запас.

Земельные ресурсы подразделяют на жилые, общественные, промышленные, транспортные, для отдыха, для сельского хозяйства, специальные, военные и все прочие. Все перечисленные виды могут быть в рамках одного населённого пункта. Разграничение основывается на градостроительной документации.

А вот недра используются геологами, добытчиками, строителями. Из водного кодекса следует, что есть ресурсы для добычи питьевой воды и жидкости для бытовых нужд, есть объекты для дренажа, сточных вод, а также используемые для добычи энергии, сплава дерева, лечения, отдыха, оздоровления людей. Есть водоемы для ловли рыбы, пользования транспортом, разведки важных для цивилизации ископаемых. Наконец выделяют пожарные. Все перечисленное – различные объекты природопользования.

businessman.ru

аспекты права и учета, Комментарий, разъяснение, статья от 08 сентября 2008 года

Объекты природопользования: аспекты права и учета

Новая бухгалтерия, N 9, 2008 год А.Восковский,эксперт "ЭЖ"

Земля, вода и другие природные ресурсы являются не только жизненной средой обитания человека, но и компонентами хозяйственной и иной деятельности. Нормы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием объектов природопользования, имеют свои особенности. Попробуем в них разобраться.

Дары природы и результаты труда

Понятие "объект природопользования", а также производные от него и близкие ему понятия используются в различных отраслях действующего российского законодательства. Так, например, согласно п.2 ст.256 НК РФ не подлежат амортизации, в частности, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).Такие же или подобные сочетания понятий содержатся и в других нормах, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому поставим перед собой задачу - найти определения таким понятиям.Начнем с понятия "объект природопользования" как общего и всеобъемлющего, завершив наш анализ понятием "земля". Отметим, что ни один из федеральных правовых нормативных актов законодательного уровня не дает определения понятию "объект природопользования". Это обстоятельство вызывает затруднения в правоприменительной практике. Однако определение указанного понятия можно сделать на основе анализа положений действующего законодательства.Обратимся к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). В соответствии со ст.1 этого правого акта природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.Приведенное положение позволяет сделать вывод о том, что объект природопользования представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, используемые в хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующими и (или) иными субъектами.СПРАВКА.Из статьи 1 Закона N 7-ФЗ следует, что:естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.Следующее понятие, используемое в п.2 ст.256 НК РФ, - это "вода". По нашему мнению, в данном случае корректнее говорить не о воде, а о водном объекте.

Согласно п.4 ст.1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Для полного раскрытия содержания этого определения уточним, что в соответствии с п.2 ст.1 ВК РФ водные ресурсы представляют собой поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. А из пункта 5 этого Кодекса следует, что водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. При этом водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользоваться водным объектом.Понятие "недра" раскрывается в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).Из преамбулы данного правового акта следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.Перейдем к понятию "природные ресурсы".Определение данного понятия дается в ст.1 Закона N 7-ФЗ. Согласно данной статье природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.Исходя из содержания приведенного положения также уточним, что в соответствии с вышеуказанной статьей природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. А последние представляют собой природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение.В связи с приведенным определением понятия "природно-антропогенный объект" обратим внимание на то, что в процессе природопользования используются не только чисто природные объекты, но и объекты смешанного происхождения, связанные с деятельностью человека.

И наконец, о земле как объекте природопользования. Использование данного понятия, как и понятия "вода", не вполне корректно. Учитывая специфику его применения, уместнее говорить не о земле, а о земельных участках. Это понятие мы оставили на потом, поскольку законодательство не только не содержит определений понятий "земля" и "земельные участки", но и не дает определения каким-либо близким по смыслу понятиям. Однако вышеприведенные положения с учетом иных норм законодательства позволяют нам восполнить данный пробел. Земельные участки по своей сути являются частями почвенного слоя, находящегося на земной поверхности, а при отсутствии такого слоя - частями земной поверхности.

Учтем то, по чему ходим

Земельные участки являются, пожалуй, наиболее значимыми объектами природопользования. Поэтому, говоря об учете таких объектов, обратимся прежде всего именно к земле.Бухгалтерский учетИз пункта 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" следует, что в составе основных средств учитываются также земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).Обратимся к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция). Согласно данному нормативному акту счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен, в частности, для обобщения информации о затратах хозяйствующего субъекта в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования.Анализируя приведенные положения ПБУ 6/01 и Инструкции, отметим, что в целях бухгалтерского учета земельные участки не отнесены к объектам природопользования, хотя при перечислении и соседствуют с данными объектами.Из Инструкции также следует, что к счету 08 могут быть открыты субсчета 08/1 "Приобретение земельных участков" и 08/2 "Приобретение объектов природопользования". При этом на субсчете 08/1 учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков, а на субсчете 08/2 - затраты по приобретению организацией объектов природопользования.В дальнейшем первоначальная стоимость земельного участка должна списываться со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".

Обратите внимание! Существует мнение, что такое списание можно осуществлять не на дату ввода в эксплуатацию объекта, как это делается в отношении "классических" основных средств, а на дату регистрации права собственности на землю. Ведь понятие "ввод в эксплуатацию" вряд ли применимо к земельным участкам. Мы считаем, что такая позиция является правильной.Согласно п.17 ПБУ 6/01 не подлежат амортизации объекты основных средств, приобретательские свойства которых с течением времени не изменяются. К таким объектам данный пункт относит, в частности, земельные участки и объекты природопользования.

Налоговый учет

В целях налогового учета земельные участки также относятся к неамортизируемым объектам. Это следует из уже упомянутого нами п.2 ст.256 НК РФ, согласно которому не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).Обратим внимание на то, что в данном случае земля рассматривается как один из объектов природопользования.Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ в главу 25 НК РФ была введена ст.264.1, позволяющая в целях исчисления налога на прибыль организаций учитывать расходы на приобретение права на земельные участки.Согласно п.1 этой статьи такими расходами признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках. А из пункта 2 ст.264.1 НК РФ следует, что расходами на приобретение права на землю также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения такого договора.Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в порядке, определенном п.3 ст.264.1 НК РФ. А пункт 5 данной статьи устанавливает порядок определения прибыли (убытка) при реализации земельного участка и находящихся на нем зданий (строений, сооружений). Относительно НДС следует отметить, что согласно подп.6 п.2 ст.146 НК РФ в целях главы 21 данного Кодекса операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом налогообложения.

Правовой фантом

Переходя к обсуждению вопросов, связанных с водными объектами, сразу обратим внимание на Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который не только заменил с 1 января 2007 года один Кодекс, регулирующий водные правоотношения, на другой, с аналогичным названием, но и внес существенные изменения в иное законодательство, в том числе и в Гражданский кодекс РФ.До вступления в силу Закона N 73-ФЗ п.1 ст.130 ГК РФ предусматривал, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. А из статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) следовало, что указанная в вышеприведенной норме Гражданского кодекса РФ недвижимость, в том числе и обособленные водные объекты, относятся к имуществу, права на которое подлежат регистрации.Закон N 73-ФЗ

docs.cntd.ru

§ 2. Объекты и субъекты права природопользования.

Объекты права природопользования различаются в зависимости от того, относится природопользование к общему или специальному.

Объектами права специального природопользования выступают природные объекты, характеризуемые индивидуально определенными признаками – земельный участок, водный объект, лесной участок, участок недр. В связи с этим необходимой предпосылкой (условием) возникновения права природопользования является обособление природного объекта от других, выделение его на территории, установление и описание его индивидуальных признаков. Можно выделить две формы индивидуализации:

- физическую – которая заключается в выделении природного объекта в натуре, на местности;

- юридическую – которая состоит в закреплении индивидуальных признаков в соответствующих документах (составление плана (карты), природного объекта, описание в соответствующих государственных кадастрах (реестрах) природных ресурсов и правоустанавливающих документах).

Основными признаками индивидуализации выступают местонахождение и границы природного объекта, которые позволяют выделить его из ряда других. Законодательством с учетом особенностей отдельных природных объектов могут устанавливаться и иные индивидуализирующие признаки.

Так, Земельным кодексом РФ земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Описание и удостоверение границ земельного участка осуществляется при проведении землеустройства и последующего государственного кадастрового учета.

Согласно Водному кодексу РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; возникновение права водопользования предполагает обязательное описание в договоре или решении о предоставлении водного объекта в пользование границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Сведения о водных объектах вносятся в государственный водный реестр.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в ходе лесоустройства и вносятся в государственный кадастр недвижимости. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Объектом права недропользования является участок недр, который представляет собой горный отвод - геометризованный блок недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В силу своих особенностей не подлежат индивидуализации объекты животного мира, т.е. дикие животные. Закон «О животном мире» дает следующие определения: животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция. В лицензии на пользование животным миром указывается перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование, а также границы и площадь территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром.

При осуществлении общего природопользования обособление природных объектов не осуществляется.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования; б) как обладатель субъективного права природопользовании, носитель установленных законом прав и обязанностей.

Законом установлено различие между субъектами общего и специального природопользования. В качестве субъекта общего природопользования может выступать каждый человек в России. В рамках такого природопользования человек может использовать природные объекты только для удовлетворения собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Объектами общего пользования, т. е. общедоступными водными объектами, признаются все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Субъектами права специального природопользования могут быть юридические лица и граждане. Данные субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. Дееспособность – это способность своими действиями осуществлять субъективные права и выполнять обязанности. Право- и дееспособность у природопользователей возникает по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. У граждан правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении 18 лет, у юридических лиц момент возникновения право- и дееспособности совпадает (поэтому применительно к юридическим лицам принято использовать термин правосубъектность) и он связан с государственной регистрацией юридического лица.

studfiles.net

27. Понятие, виды и содержание права природопользования

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле - это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Виды права природопользования:

1) По основаниям возникновения:

- право общего природопользования

- право специального природопользования

2) В зависимости от объектов природопользования:

- право землепользования;

- право пользования недрами;

- право водопользования;

- право лесопользования;

- право пользования растительным и животным миром;

- право пользования атмосферным воздухом.

3) В зависимости от сроков природопользования:

- бессрочное (или постоянное) природопользование:

- срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше). 4) по формам организации:

- право коллективного природопользования.

- право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) В зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

- право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

- право вторичного природопользования.

Содержание права природопользования образует совокупность прав и обязанностей природопользователя в отношении предоставленного ему природного объекта.

Конкретный набор таких прав и обязанностей (правомочий) зависит от вида природного объекта, субъекта и цели пользования. Так, предприятия-лесопользователи вправе осуществлять рубку леса и заготовку древесины, возводить на срок пользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом, а также обязаны производить лесовосстановление на вырубках, соблюдать противопожарные и санитарные правила, не оставлять недорубов и т. д. (ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ).

28.Право общего природопользования(вызубрить)

Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны, которые используются для отдыха граждан и туризма.

Согласно ст. 86 Водного кодекса РФ, общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств и реализуется гражданами без получения специального разрешения в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота. В то же время, общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также иных правил, устанавливаемых уполномоченными государственными органами.

Для реализации права общего водопользования предназначаются водные объекты общего пользования, под которыми понимаются объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании (ст. 20 Водного кодекса РФ). Для общего пользования предназначается не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), ширина, которой не может превышать 20 метров.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 Закона, собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению и без чьего-либо разрешения осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так, статьи 21 и 86 Лесного кодекса РФ закрепляют публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно (бесплатно) находиться на территории лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством РФ, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

studfiles.net

Виды, субъекты и объекты права природопользования

Нижегородская Академия МВД РФ

ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа

по дисциплине

«Экологическое право»

Вариант 4

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Выполнил : Курсант 2 курса 5летней

очной формы обучения гр.212

рядовой милиции Касимов А. Р.

Проверила : Кравченко_________

Ижевск 2006

Содержание.

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.......................................................................................................................... 3

Понятие права природопользования............................................... 3

Классификация (виды) права природопользования...................... 4

Субъекты права природопользования............................................. 5

Объекты права природоползьзования............................................. 6

Вопрос2: Правовой режим национальных и природных парков. 8

Задача................................................................................................. 12

Решение............................................................................................. 12

Список использованной литературы....................................... 15

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Понятие права природопользования.

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фунда­мент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоот­ношений общества и природы».

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, ре­гулирующихотношения по использованиюприродных богатств, называется правомприродопользования. Такие нормы содержат­ся главным образом в природоресурсном законодательстве — зе­мельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые по­ложения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», феде­ральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Классификация (виды) права природопользования.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природо­пользования.

Наиболее общей является классификация, критери­ем которой является объект природы. Соответственно право при­родопользования подразделяется на следующие виды:

· право землепользования;

· право недропользования;

· право водопользования;

· право лесопользования;

· право пользования растительным миром вне лесов;

· право пользования животным миром;

· право пользования атмосферным воздухом.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юриди­ческих или физических лиц, за которыми природные объекты за­креплены в пользование. Общее природопользование связано с ре­ализацией естественного права каждого на благоприятную окру­жающую среду. Право на такое пользование природными объекта­ми возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Специальное пользование землей, недрами, водами, леса­ми, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значи­мых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособлен­ное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

· комплексного природопользования;

· специального пользования водами, недрами, объектами жи­вотного мира, другими природными ресурсами.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставление земельного участка, горного отвода, выдачи лесного билета и т.д.).

Субъекты права природопользования.

Субъект права природопользования может рассматри­ваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношенийпользования землей, ее недрами, водами и лесами объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специаль­ного.

В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду – в рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогич­ным образом решен вопрос и в лесном законодательстве.

Субъектами специального права природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы, наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государстве или местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природные ресурсы в пользование.Субъекты специального права природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Объекты права природоползьзования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природо­пользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водо­пользование, мы осуществляем природопользование. Природа вы­ступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в боль­шинстве случаев конкретизированы применительно к землеполь­зованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водо­пользования — воды, пользования недрами — недра.

Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Национальные парки в России относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983г.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

· заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

· особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

· познавательного туризма, предназначенная для организации экологического посещения и ознакомления с достопримечательностями объектами национального парка;

· рекреационная, предназначенная для отдыха;

· охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

mirznanii.com

Статья: Объекты природопользования: аспекты права и учета (Восковский А.)

"Новая бухгалтерия", 2008, N 9ОБЪЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: АСПЕКТЫ ПРАВА И УЧЕТАЗемля, вода и другие природные ресурсы являются не только жизненной средой обитания человека, но и компонентами хозяйственной и иной деятельности. Нормы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием объектов природопользования, имеют свои особенности. Попробуем в них разобраться.Дары природы и результаты трудаПонятие "объект природопользования", а также производные от него и близкие ему понятия используются в различных отраслях действующего российского законодательства. Так, например, согласно п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации, в частности, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).Такие же или подобные сочетания понятий содержатся и в других нормах, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому поставим перед собой задачу - найти определения таким понятиям.Начнем с понятия "объект природопользования" как общего и всеобъемлющего, завершив наш анализ понятием "земля". Отметим, что ни один из федеральных правовых нормативных актов законодательного уровня не дает определения понятию "объект природопользования". Это обстоятельство вызывает затруднения в правоприменительной практике. Однако определение указанного понятия можно сделать на основе анализа положений действующего законодательства.Обратимся к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). В соответствии со ст. 1 этого правового акта природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.Приведенное положение позволяет сделать вывод о том, что объект природопользования представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, используемые в хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующими и (или) иными субъектами.Справка. Из ст. 1 Закона N 7-ФЗ следует, что:естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.Следующее понятие, используемое в п. 2 ст. 256 НК РФ, - это "вода". По нашему мнению, в данном случае корректнее говорить не о воде, а о водном объекте.Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Для полного раскрытия содержания этого определения уточним, что в соответствии с п. 3 ст. 1 ВК РФ водные ресурсы представляют собой поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. А из п. 5 ст. 1 этого Кодекса следует, что водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. При этом водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользоваться водным объектом.Понятие "недра" раскрывается в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).Из преамбулы данного правового акта следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.Перейдем к понятию "природные ресурсы".Определение данного понятия дается в ст. 1 Закона N 7-ФЗ. Согласно данной статье природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.Исходя из содержания приведенного положения также уточним, что в соответствии с вышеуказанной статьей природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. А последние представляют собой природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение.В связи с приведенным определением понятия "природно-антропогенный объект" обратим внимание на то, что в процессе природопользования используются не только чисто природные объекты, но и объекты смешанного происхождения, связанные с деятельностью человека.И наконец, о земле как объекте природопользования. Использование данного понятия, как и понятия "вода", не вполне корректно. Учитывая специфику его применения, уместнее говорить не о земле, а о земельных участках. Это понятие мы оставили на потом, поскольку законодательство не только не содержит определений понятий "земля" и "земельные участки", но и не дает определения каким-либо близким по смыслу понятиям. Однако вышеприведенные положения с учетом иных норм законодательства позволяют нам восполнить данный пробел. Земельные участки по своей сути являются частями почвенного слоя, находящегося на земной поверхности, а при отсутствии такого слоя - частями земной поверхности.Учтем то, по чему ходимЗемельные участки являются, пожалуй, наиболее значимыми объектами природопользования. Поэтому, говоря об учете таких объектов, обратимся прежде всего именно к земле.Бухгалтерский учетИз п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" следует, что в составе основных средств учитываются также земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).Обратимся к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция). Согласно данному нормативному акту счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен, в частности, для обобщения информации о затратах хозяйствующего субъекта в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования.Анализируя приведенные положения ПБУ 6/01 и Инструкции, отметим, что в целях бухгалтерского учета земельные участки не отнесены к объектам природопользования, хотя при перечислении и соседствуют с данными объектами.Из Инструкции также следует, что к счету 08 могут быть открыты субсчета 08/1 "Приобретение земельных участков" и 08/2 "Приобретение объектов природопользования". При этом на субсчете 08/1 учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков, а на субсчете 08/2 - затраты по приобретению организацией объектов природопользования.В дальнейшем первоначальная стоимость земельного участка должна списываться со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".Обратите внимание! Существует мнение, что такое списание можно осуществлять не на дату ввода в эксплуатацию объекта, как это делается в отношении "классических" основных средств, а на дату регистрации права собственности на землю. Ведь понятие "ввод в эксплуатацию" вряд ли применимо к земельным участкам. Мы считаем, что такая позиция является правильной.Согласно п. 17 ПБУ 6/01 не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. К таким объектам данный пункт относит, в частности, земельные участки и объекты природопользования.Налоговый учетВ целях налогового учета земельные участки также относятся к неамортизируемым объектам. Это следует из уже упомянутого нами п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).Обратим внимание на то, что в данном случае земля рассматривается как один из объектов природопользования.Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ в гл. 25 НК РФ была введена ст. 264.1, позволяющая в целях исчисления налога на прибыль организаций учитывать расходы на приобретение права на земельные участки.Согласно п. 1 этой статьи такими расходами признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках. А из п. 2 ст. 264.1 НК РФ следует, что расходами на приобретение права на землю также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения такого договора.Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в порядке, определенном п. 3 ст. 264.1 НК РФ. А п. 5 данной статьи устанавливает порядок определения прибыли (убытка) при реализации земельного участка и находящихся на нем зданий (строений, сооружений). Относительно НДС следует отметить, что согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях гл. 21 данного Кодекса операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом налогообложения.Правовой фантомПереходя к обсуждению вопросов, связанных с водными объектами, сразу обратим внимание на Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который не только заменил с 1 января 2007 г. один Кодекс, регулирующий водные правоотношения, на другой, с аналогичным названием, но и внес существенные изменения в иное законодательство, в том числе и в Гражданский кодекс РФ.До вступления в силу Закона N 73-ФЗ п. 1 ст. 130 ГК РФ предусматривал, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. А из ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) следовало, что указанная в вышеприведенной норме Гражданского кодекса РФ недвижимость, в том числе и обособленные водные объекты, относится к имуществу, права на которое подлежат регистрации.Закон N 73-ФЗ исключил из п. 1 ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Закона о регистрации слова "обособленные водные объекты". Такие изменения позволяют сделать вывод о том, что данные объекты перестали относиться к недвижимости, права на которую должны быть зарегистрированы.Что же сейчас представляют из себя в гражданско-правовом смысле так называемые обособленные водные объекты? Исключив их из имущества, относящегося к недвижимости, законодатель тем самым дал повод предполагать, что они теперь являются движимым имуществом. Ведь, как известно, Гражданский кодекс РФ по признаку привязки к земле подразделяет имущество только на два вида.Справка. Статья 130 ГК РФ в действующей редакции устанавливает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.Обратимся к положениям ныне действующего Водного кодекса РФ.Часть 1 ст. 8 ВК РФ предусматривает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 2 этой статьи.Согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся в собственности соответственно субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. При этом в соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.Обращаем также внимание на содержание ч. 4 ст. 8 ВК РФ, которая предусматривает, что пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Однако отчуждение данных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, не допускается. Указанные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.Из приведенных положений следует, что:- указанные в ст. 8 ВК РФ обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества;- пруды и обводненные карьеры должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.Между тем гражданское законодательство не связывает возможность отчуждения движимого имущества с совершением сделок с недвижимостью. Поэтому данные водные объекты в любом случае не могут быть отнесены к "движимости". К тому же совершенно нелогично считать пруды и обводненные карьеры движимым имуществом, признаками которого являются отсутствие прочной связи с землей и возможность его перемещения без несоразмерного ущерба.Таким образом, приходится констатировать, что законодатель создал некий правовой фантом, чей гражданско-правовой статус как имущества не определен. Это может вызвать трудности в правоприменительной практике, в том числе связанной с бухгалтерским и налоговым учетом.Нам могут возразить, исходя из того, что в настоящее время обособленные водные объекты вовсе не являются имуществом как таковым. Некоторые эксперты полагают, что пруды и обводненные карьеры представляют собой лишь отличительные признаки (особенности) земельных участков, на которых они расположены.С такой позицией согласиться нельзя, поскольку из приведенных положений законодательства следует, что данные водные объекты являются собственностью и могут, хотя и при соблюдении определенных условий, отчуждаться. Это свидетельствует

Статья: Новости. Мониторинг законодательства от 12.09.2008 ('Новая бухгалтерия', 2008, n 9)  »

www.lawmix.ru

Субъекты и объекты права природопользования. Экономика природопользования как наука

Похожие главы из других работ:

Водные ресурсы. Нормирование водопотребления и водоотведения

Объекты и субъекты платы за пользование водными ресурсами

Принцип платности водопользования не только получил признание практически во всем мире...

Государственная экологическая экспертиза

2. Субъекты и объекты экологической экспертизы

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу...

Государственная экологическая экспертиза

Глава 1. Объекты, субъекты и принципы экологической экспертизы

...

Государственная экологическая экспертиза

1.2 Объекты и субъекты экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы делятся на две группы федерального уровня и уровня субъектов РФ и перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Закона. Формально-юридическим критерием разграничения этих двух групп является...

Органы контроля и регулирования природопользованием

2.1 Формирование норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды

История формирования правовых экологических норм. В большинстве развитых стран мира правовое регулирование природопользования началось на местном уровне -- в виде распоряжений и законов для отдельных предприятий, отраслей хозяйства...

Понятие права природопользования и его виды

1. Виды права природопользования

Различаются: Объективное право, которое включает в свой состав: - механизм правовой регуляции и обеспечения правоотношений природопользования: * нормы, которые определяют основания возникновения, изменения права природопользования; * нормы...

Правовая охрана вод

2.2.1. Субъекты права водопользования.

При определении субъекта права водопользования следуют из общего понятия субъекта права, принятого в юридической науке. Субъектом права считаются лица или организации, которые по закону наделены правоспособностью, т.е...

Правовая охрана вод

2.2.2. Объекты права водопользования.

Объектами права водопользования являются те категории вод (водных объектов), которые составляют государственный водный фонд или их отдельные участки, надлежащим образом юридически обособленные См.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992,с.287....

Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Общая характеристика права природопользования

Виды пра-ва экологопользования можно подразделить на три основных группы: - в зависимости от объектов права экологопользования может быть общим или специальным...

Предмет, источники и объекты экологического права

Глава 1. Предмет, источники и объекты экологического права

экологический право...

Предмет, источники и объекты экологического права

1.4 Источники и объекты экологического права

Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная по поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле понимаются формы права, в которых содержатся общие правила поведения - нормы права...

Проблемы правового регулирования в сфере использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации

§ 1. Правовое понятие "лес". Объекты и субъекты лесных отношений

Говоря о лесном законодательстве, мы прекрасно понимаем, что объектом правоотношений является лес. Однако, к сожалению, ни в одном из законодательных актом не закреплено это базовое и основное понятие. Хотя...

Экологическая экспертиза

§ 1.3 Объекты и субъекты экологической экспертизы

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу...

Экологическая экспертиза в Республике Казахстан

Глава 2. Субъекты и объекты экологической экспертизы

...

Экологическое право

2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для: 1) граждан...

eco.bobrodobro.ru