§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности. Общественный порядок понятие


34. Законность, правопорядок и общественный порядок.

Законность соотносится с однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок — это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок — это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

35.Проблема укрепления законности и правопорядка в России.

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально – политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов – их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.[17]

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

studfiles.net

§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.

Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.

В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск <*>.

--------------------------------

<*> См.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

В-восьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное - определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

В теории административного права понятие "общественный порядок" принято рассматривать в широком и узком смыслах.

Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй.

Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

При этом общественные места можно отнести к трем категориям: 1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.; 2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.; 3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Таким образом, общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие "общественная безопасность", которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной власти, в том числе милиции, госнаркоконтроля и других правоохранительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относятся незаконная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изуверских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др.

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищенность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое распространение.

studfiles.net

Понятие общественного порядка — МегаЛекции

Введение

Актуальность темы исследования. Особое значение это приобретает в сфере общественной безопасности и общественного порядка в силу их специфичности как объектов админи­стративно-юридической защиты [2]. Так, основанием применения отдельных предупредительных мер является неоднократное нарушение лицом установ­ленных законом правил, которое влечет, к примеру, приостановление или ан­нулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятель­ностью, аннулирование разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия. Эти меры применяются к лицам в связи с ранее совершенными ими правонарушениями в указанных областях.

Однако, угроза общественной и личной безопасности граждан, а также угроза причинения материального ущерба может возникнуть не только при совершении правонарушения, но и в результате ситуаций, возникающих по­мимо воли человека, при которых требуется применение мер административ­но-ограничительного (запретительного) характера в отношении лиц, прямо не связанных с возникновением неблагоприятной ситуации. Это могут быть наводнения, пожары, аварии, эпидемии, эпизоотии, обрывы электропроводов высокого напряжения, повреждения дорожного полотна, газопроводов, воз­никновение угрозы или совершение террористического акта и т.п. При нали­чии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей правовой нор­мы, полномочный орган или его должностные лица вправе применять адми­нистративно-предупредительные меры, в том числе к лицам, не нарушившим правовых предписаний [3]. В этом состоит главное отличие этой разновидно­сти мер административного принуждения, характеризующее превентивный, профилактический характер их применения.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются между участниками при производстве дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.

 

Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства, материалы административных производств по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.

Цель научной работы заключается в исследовании общей характеристики административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

Указанная выше цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть общественный порядок как объект административно-юридической защиты;

- проанализировать составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок;

- выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.

В работе использованы труды Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, С.Н. Алексеева, Д.В. Лупова, Н.В. Макарейко и др.

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

Понятие общественного порядка

 

На сегодняшний день среди ученых дискутируется множество вопросов, касаю­щихся как института ответственности в целом, так и института административной от­ветственности, в частности, по которым они так и не пришли к единому мнению [5, c. 216; 25, с. 185].

Поэтому в целях более глубокого понимания данных категорий целесообразно проследить логическую взаимосвязь понятий «ответственность», «социальная ответ­ственность», «юридическая ответственность».

Так, в «Толковом словаре русского языка» ответственность трактуется как «необ­ходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках» [24, с. 468].

Приведенная формулировка является более широкой по сравнению с категорией «социальная ответственность», содержание которой заключается в диалектической вза­имосвязи между личностью и обществом, характеризующейся взаимными правами и обязанностями по соблюдению предписаний социальных норм, их выполнению, вле­кущему одобрение, поощрение, а в случае безответственного поведения - негативные последствия [31, с. 13].

Следовательно, в основу определения социальной ответственности заложена необходимость соблюдения социальных норм, а также неодобрение за их несоблюде­ние.

В свою очередь, юридическая ответственность является видом социальной ответ­ственности и обладает всеми присущими ей признаками. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует однозначный подход к содержанию юридической ответственности, которая часто рассматривается лишь как невыполнение обязанностей, предусмотрен­ных правовыми нормами.

Кроме того, среди ученых сложилось представление о юридической ответствен­ности как о форме государственного принуждения [2, с. 543; 19, с. 417], о наказании [34, с. 136; 18, с. 131], применении санкций как последствий несоблюдения нормы [32, с. 242], о состоянии принуждения к правовому поведению, неблагоприятных послед­ствиях для правонарушителя [20, с. 447].

Предложенные определения отражают одну из сторон юридической ответствен­ности - ретроспективную, которая напрямую связана с противоправным поведением и применением мер административной ответственности за правонарушение.

В юридической литературе рассматривается также позитивная юридическая от­ветственность, суть которой заключается в осознании отношения субъекта к своим обя­занностям. Несмотря на критику в теории права относительно позитивной юридиче­ской ответственности [12, с. 9], она все же получила свое развитие в трудах отече­ственных ученых-юристов [28, с. 73; 33, с. 10; 9, с. 114]. Кроме того, позитивный аспект юридической ответственности соответствует всем правовым нормам, независимо от их отраслевой принадлежности [27, с. 27].

Юридическая ответственность имеет несколько видов: уголовную, администра­тивную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную [1, с. 359], некоторые авторы выделяют также конституционно-правовую ответственность [8, с. 14].

В этом перечне нас интересует административная ответственность, понятие кото­рой до сих пор вызывает научные дискуссии и однозначно не определено учеными-административистами [13, с. 18; 7, с. 16; 10, с. 20].

Наиболее традиционно понятие административной ответственности трактуется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью ад­министративного принуждения и обладает всеми его качествами [3, с. 477].

Не вызывает сомнений указание на то, что административная ответственность яв­ляется частью административного принуждения, вместе с тем остается нераскрытой содержательная сторона административной ответственности, различные аспекты кото­рой присутствуют в иных ее характеристиках. Их суть сводится:

- к применению наказания за административные правонарушения для того, чтобы оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц [23, с. 18];

- к совокупности материальных и процессуальных правоотношений [17, с. 339];

- к особому виду публично-правовой ответственности, которая обладает специ­фическими признаками, отличающими ее от других видов административной ответ­ственности: административная ответственность устанавливается и Кодексом Россий­ской Федерации об административных правонарушениях, и законами субъектов Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях [29, с. 70];

- к виду государственного принуждения, которое реализуется в процессуальной форме и отражает специфическое правовое состояние лица, при котором оно претерпе­вает неблагоприятные последствия личного, морального, имущественного или органи­зационного характера в результате государственного осуждения совершенного им ад­министративного правонарушения [30, с. 75].

Представляется необходимым рассмотреть указанные формулировки администра­тивной ответственности в совокупности, что позволит сформировать понимание адми­нистративной ответственности как целостного института. Кроме того, данные характеристики концентрируют внимание лишь на наказании, однако, как было обозначено ранее, административная ответственность является видом юридической ответственно­сти и должна включать в себя присущие ей характеристики, в частности и позитивный аспект ответственности.

Между тем множество дискуссионных вопросов связано не только с общими при­знаками административной ответственности, но и с их проекцией на административ­ную ответственность в различных сферах.

Например, административной ответственности за нарушение общественного по­рядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий также присущи общие характеристики административной ответственности в целом, поэтому остановимся более подробно на рассмотрении ее позитивного и ретроспективного ас­пектов.

Так, позитивный аспект связан с исполнением обязанности по соблюдению пред­писаний соответствующих правовых норм. В данном контексте необходимо отметить значимость того, как норма права воспринимается в обществе. Например, статья 20.2 КоАП РФ предписывает административную ответственность за нарушение установ­ленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования. Обращение к статистическим данным позволяет заключить, что коли­чество выявленных органами внутренних дел административных правонарушений по ст. 20.2 КоАП РФ на территории Российской Федерации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросло на 28%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 38%. Из приведенных сведений следует, что в 2009-2011 гг. в ходе организации и проведения массовых меро­приятий позитивный аспект административной ответственности (соблюдение норм права) проявлялся в меньшей степени, чем ретроспективный (применение мер админи­стративной ответственности). Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 2012 г. бы­ли внесены изменения в ст. 20.2 КоАП РФ, связанные с расширением перечня админи­стративных наказаний и установлением более высоких санкций по данному составу. Ввиду этого количество выявленных органами внутренних дел административных пра­вонарушений по ст. 20.2 КоАП РФ на территории Российской Федерации в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 26% в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 56%, однако в 2014 г. по сравнению с 2013 г. возросло на 9% и в 2015 г. продолжало расти.

Указанный пример является подтверждением того, что, когда позитивный аспект административной ответственности проявляется в меньшей степени, чем ретроспек­тивный, механизм регулирования общественных отношений не совершенен. Следова­тельно, существует необходимость урегулировать позитивную и ретроспективную ад­министративную ответственностью, в данном случае путем ужесточения администра­тивных санкций. Между тем нерациональные запреты негативным образом отражаются на позитивной административной ответственности в связи с тем, что пределы ужесто­чения административных санкций не определены.

Ретроспективный аспект административной ответственности в рассматриваемой сфере выражен в правовой реакции государства на нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

Чтобы сформировать более полное представление об административной ответ­ственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, необходимо также рассмотреть термины «обще­ственный порядок» и «общественная безопасность», поскольку научное и законода­тельное определение понятия «общественный порядок» и его соотношение с такой ка­тегорией, как «общественная безопасность», вызывают некоторые трудности.

Согласно «Толковому словарю русского языка», порядок означает правильное, налаженное состояние [24, с. 566], а безопасность - состояние, при котором не угрожа­ет опасность. Следовательно, данные термины взаимообусловлены, поскольку пра­вильное, налаженное состояние возможно только при отсутствии опасностей, в свою очередь, нейтрализация опасностей напрямую зависит от поддержания правильного, налаженного состояния. Таким образом, порядок и безопасность являются отдельными понятиями, каждое из которых обладает самостоятельным содержанием.

В настоящее время имеется достаточное количество теоретических исследований, в которых различным образом раскрывается содержание понятия «общественная без­опасность» [14, с. 38; 4, с. 34]. Кроме того, категория «общественная безопасность» упоминается в Конституции РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и других нормативных правовых актах Российской Феде­рации.

Так, согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [17], общественная безопасность является частью национальной безопасности Россий­ской Федерации и определяется как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также в Концепции определены основ­ные источники угроз общественной безопасности, нейтрализация которых и приводит к состоянию, при котором не угрожает опасность. В свою очередь, поддержание обще­ственного порядка связано, например, с законодательным урегулированием тех или иных общественных отношений. Так, поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий зависит от соблюдения организатором данного мероприятия определенных правил, прописанных в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с этим представляется ошибочным мнение, согласно которому понятие «общественная безопасность» включает в свое содержание «общественный порядок» [11, с. 13]. Это еще раз подтверждается при обращении к названию гл. 20 КоАП РФ, исходя из которого общественный порядок и общественная безопасность являются са­мостоятельными понятиями.

Между тем в действующем законодательстве об административной ответственно­сти не проводится разграничения административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, в том числе при проведении массовых мероприятий.

Термин «общественный порядок» также встречается как в законодательстве Рос­сийской Федерации [21; 22], так и в юридической литературе.

На основе анализа точек зрения ученых можно выделить ряд общих признаков понятия «общественный порядок», рассмотрение которых необходимо для понимания сущности такого явления, как общественный порядок при проведении массовых меро­приятий:

1. Системность упорядоченных общественных отношений, возникающих между людьми [26, с. 4]. Например, систему упорядоченных общественных отношений в сфере охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий образуют правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий и т.д.

2. Урегулированность нормами права и т.д. [6, с. 27]. Так, общественный порядок при проведении массовых мероприятий регламентируется нормами административного права как федерального, так и регионального уровня.

3. Общественные отношения реализуются в общественных местах [15, с. 4]. Зако­нодатель не разъясняет, что следует понимать под «общественным местом», при этом в нормативных правовых актах данный термин употребляется достаточно часто (напри­мер, в ст. 20.1, 20.20, 20.21 КоАП РФ).

4. Отметим, что понятия «общественный порядок», «общественное место» хотя и встречаются в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации, но не получили должного закрепления на законодательном уровне. В связи с этим существует необходимость принятия нормативного правового акта, призванного урегулировать общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в котором будет раскрыто содержание поня­тий «общественный порядок» и «общественное место», а также понятие «обществен­ный порядок при проведении массовых мероприятий».

Таким образом, совокупность норм права, устанавливающих меры администра­тивной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной без­опасности при проведении массовых мероприятий, составы данных административных правонарушений, порядок применения указанных мер административной ответствен­ности составляют самостоятельный правовой институт. При этом урегулирование по­зитивной и ретроспективной административной ответственности в исследуемой сфере осуществляется путем ужесточения административных санкций. Однако ключевые для рассматриваемого института административной ответственности понятия «обществен­ный порядок», «общественный порядок при проведении массовых мероприятий», «об­щественное место» не получили должного закрепления на законодательном уровне.

 

megalektsii.ru

2. Понятие общественный порядок. Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и соотношение

Похожие главы из других работ:

Административная ответственность в области обеспечения общественного порядка

2.1 Квалификация правонарушений, посягающих на общественный порядок.

Гл 20 КоАП РФ регламентирует правонарушения посягающих на общественный порядок ст. 20.1-20.32.Рассмотрим некоторые из них Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу...

Административные правонарушения в сфере общественного порядка

1.1 Понятие и признаки, административного правонарушения посягающего на общественный порядок

Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права...

Административные правонарушения в сфере общественного порядка

1.2 Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков - необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е...

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПОСЯГАЮЩЕГО НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

В данной главе нашей дипломной работы перед нами стоят задачи сформулировать понятие и определить признаки административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность...

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

2.1 Понятие и признаки, административного правонарушения посягающего на общественный порядок и общественную безопасность

Ст.2.1 КоАП РФ закрепляет только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрывает его юридические признаки. Понятия административной ответственности не дано. Только анализ статей гл...

Анализ и меры пресечения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

2. Понятие, состав и ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

...

Демократия и государство

Демократия, дисциплина и общественный порядок.

Степень организованности и дисциплины общества -- один из важнейших критериев для определения уровня его развития...

Законность и правопорядок

Глава 2. Правопорядок и общественный порядок

...

Законность и правопорядок

3.2 Общественный порядок

Правопорядок - часть общественного порядка. Необходимо различать два понятия "правопорядок" и общественный порядок", так как они соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок...

Общая характеристика хулиганства в уголовном праве

1.1 Общественный порядок как объект хулиганства

Проблема объекта хулиганства имеет важное уголовно-правовое значение. Раскрытие содержания данного понятия позволяет правильно ответить на ряд теоретических и практических вопросов: конструкция состава хулиганства...

Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и соотношение

3. Соотношение понятий общественный порядок и общественная безопасность

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел. Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь...

Организационная деятельность ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность

1.1 Понятие общественного порядка. Правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность

Обеспечение в стране надлежащего общественного порядка отвечающего требованиям современного периода, является одной из функций государства, в осуществлении которой, как сказано, в Конституции РК...

Система уголовно–правовых мер противодействия преступлениям против общественного порядка

1.2 Понятие и виды преступлений, посягающих на общественный порядок

В современной уголовно-правовой литературе к преступлениям против общественного порядка большинство ученых относит составы таких преступлений как массовые беспорядки, хулиганство и вандализм (ст. 212-214 УК РФ)...

Соотношение правопорядка и общественного порядка

2. Правопорядок, общественный порядок, законность - их соотношение

...

Уголовная ответственность за хулиганство

1.2. Общественный порядок - объект хулиганства.

Ключевым понятием в определении объекта хулиганства как было, так и остается понятие "общественного порядка". Без уяснения содержания данного понятия...

pravo.bobrodobro.ru

Понятие и объективная необходимость правопорядка. Правопорядок и общественный порядок - Проблемы теории государства и права

Понятие и объективная необходимость правопорядка

Правопорядок - это порядок, основанный на праве; это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Вне права или без права правопорядок немыслим. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как "состояние урегулированности общественных отношений" (В.В. Борисов).

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право:

    1. если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы ("неписаное право"), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний - достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений;
    2. если под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности ("писаное право"), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования, мы получаем правопорядок.

Большинство правоведов - теоретиков и практиков - склоняется ко второму варианту интерпретации права, ибо, как заметил еще И.А. Ильин, при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу.

Основа правопорядка:
    • правопослушное поведение граждан и их объединений.
Правопорядок и общественный порядок

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

Различия между правопорядком и общественным порядком:
    1. не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;
    2. разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
    3. по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;
    4. разные последствия нарушения; при нарушении правопорядка - могут быть применены юридические санкции, при нарушении общественного порядка - также меры морального характера;
    5. не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; общественный порядок шире правопорядка.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Соотношение законности и правопорядка

Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка.

Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок. И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности.

jurkom74.ru

О соотношении понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок»

Современная Россия сегодня представляет общество, которое находится в стадии непрерывного реформирования системы государственного управления и различных сфер общественной жизни, особенно в сферах культуры, экономики, политике и социальной сфере. Уровень общественного спокойствия и удовлетворённости в большей степени зависит от степени личной и общественной безопасности, которые, в свою очередь, зависят, от поддерживаемого государством социального порядка.

К сожалению, современная российская наука не установила достаточно чёткое понятие о феномене «социальный порядок», о его содержании, сущности и механизме регулирования.

Актуальность выбранной темы связано с тем, что построение и успешное развитие гражданского общества напрямую зависят от влияния правонарушений на уровень социального порядка в обществе и наоборот. Совершенствование и устойчивое функционирование системы социального порядка обусловлено уровнем результативности деятельности институтов государства, предназначенных для поддержания его устойчивого состояния.

Цель настоящей статьи состоит в определении соотношений понятия социального порядка и общественной безопасности.

По мнению многих исследователей, социальный порядок — это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества. [12, 13 и другие] Социальный порядок можно также назвать и общественным порядком, так как суть их заключается в одном — в сохранении и поддержании общества в стабильном состоянии. Социальный порядок охватывает следующие такие элементы, как порядок в сфере труда, порядок в системе социальной защиты населения, имущественный порядок, жилищный порядок, экологический порядок и т. д. Как мы видим, содержание социального порядка достаточно объёмен и интересен. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с тем или иным аспектом социального порядка.

В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения. [8] Общеюридическое определение общественного порядка было предложено И. Н. Даньшиным: «Общественный порядок — это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества». [9] Также общественный порядок — это порядок в общественных местах, таких как улицы, парки, площади, места развлекательных мероприятий и др. Такой подход обоснован и служит решению практических задач правоохранительными органами. Несомненно, всё это нужно для обеспечения спокойствия граждан, для труда и отдыха. О таком понимании общественного порядка говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел. Например, Федеральный Закон Российской Федерации «о полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, также во всевозможных законных и подзаконных актах принимаемые Российской Федерацией [2]

Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание включает реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении.

Волевое содержание обусловлено поведением участников общественных отношений и их волей. При этом воля выступает в виде психической реакции человека и общественной воли. Носителями общественной воли в нашем обществе являются индивидуальные и коллективные субъекты, представители различных социальных групп, общественные объединения и другие организации, разного рода неформальные образования и т. п.

Правовое содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное поведение людей в сфере общественного порядка. Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка. [10]

В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». [4.гл 10] Про защиту общества и про общественную безопасность можно найти упоминание ещё и намного раньше, например, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года, [5.гл 8] в котором глава 8 именовалась как «Нарушения правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок».

Уголовный кодекс Российской Федерации [6cт.213] сохранил преемственность понимания важности общественного порядка. Например, хулиганство трактуется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [7; ст.20.2] напрямую содержит нормы, регулирующие сферы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. При этом данный Кодекс устанавливает механизм их обеспечения, важным элементом которого являются совокупность мер административного принуждения, которые можно разделить на три основные группы:

1)      административно-предупредительные меры.

-       прекращение (ограничение) движения транспорта;

-       проверку документов;

-       вхождение в жилые помещения граждан;

-       использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях.

Такие меры носят выраженный профилактический характер.

2)      меры административного пресечения.

-       обычные меры пресечения включают в себя: административное задержание граждан, привод в органы полиции и ряд других. Возможность пресечения лишь при явной неправомерности деяния.

-       особые меры пресечения включают в себя: применение оружия и различные средства физического воздействия: приемов боевой борьбы, служебных собак, дубинок, наручников и т. п.

3)      административные взыскания.

-       предупреждение;

-       административный штраф;

-       возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-       конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-       административный арест.

Термин «общественная безопасность» является весьма распространенным в законодательстве. Законодательное определение безопасности в широком понимании сформулировано следующим образом: «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. [11] Общественная безопасность наряду с государственной, экономической, военной, политической, экологической, информационной является разновидностью национальной безопасности. В Указе Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», [2] понятие «национальная безопасность» толкуется как государственную стратегия, предполагающая защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Часть ученых юристов определяют понятие общественной безопасности как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом. Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Наиболее развернутая позиция была высказана А. А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматривать безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия — социальной безопасности… «которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества» [12]. Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни.

В современном российском законодательстве [1, ст.3; 5, 6], а также юридической науке, общественная безопасность определяется как юридическая категория для конкретизации сфер деятельности правоохранительных (полицейских) органов и выделяется в качестве универсального объекта, подлежащего правовой охране от противоправных посягательств, а также других угроз техногенного, природного, биологического и иного характера.

Особое место в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в области общественной безопасности, как мы ранее отметили, занимают запрещающие нормы, которые содержатся в Уголовном Кодексе РФ [6] и Кодексе об административных правонарушениях РФ. [7] Например, глава 24 Уголовного Кодекса РФ содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности: терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, пожарной безопасности и др. [6, гл. 24, ст. 205, 209, 212, 215, 219 и другие]. В гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за посягательство на общественную безопасность. Например, нарушение правил пожарной безопасности влечет административную ответственность, предусмотренную ст.20.4 Кодекса, а ст. 20.12 Кодекса предусматривает ответственность за пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему. [7 гл.20.4]

Говоря об общественной безопасности как правовом институте и объекте полицейской охраны, следует отметить следующее: закон, а не подзаконный акт становится основным источником правового регулирования отношений в области общественной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях. В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм.

Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.

В целом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О. Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова». [13] Аналогичной точки зрения придерживается и И. И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни». [14] Наряду с юристами — административистами и некоторые представители науки уголовного права в общественный порядок в узком смысле включают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П. Ф. Гришаев считает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества. [15].

По мнению А. Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм. [16] Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений. Так, хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия, образует совокупность хулиганства и ношения огнестрельного оружия и квалифицируется по ч. 3 ст. 213 и ч. 1 ст. 222 УК РФ. [6.ст213,222] Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т. к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». [17]Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей, и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность. [17]. Общественный порядок неизбежно будет нарушен, если есть место совершения какого-либо правонарушения, это может быть и преступление, гражданско-правовой деликт, или просто аморального поведение. Так, переход проезжей части в неустановленном месте, вне всякого сомнения, нарушает общественный порядок. Все это — деяния, нарушающие общественный порядок, поскольку их совершение грубо противоречит нормальному сосуществованию людей в обществе.

Таким образом, анализ юридической литературы и нормативно-правовых источников позволил нам установить, что, несмотря на обозначенные нами выше отграничения, понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Сущность данной взаимосвязи заключается в том, что обе они направлены на установление должного, удовлетворяющего потребности граждан и общества, социального порядка, а нарушения норм одного из них непременно к приводит к нарушению норм другого.

Литература:

1.      Федеральный Закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390 ФЗ «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — N 15. — ст. 769

2.      Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.

3.      Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

4.      Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) гл.10 «Ведомости ВС РСФСР», 1960, N 40, ст. 591

5.      Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Редакция 05.03.1926 ВЦИК «СУ РСФСР», 1926, № 80, ст. 600.

6.      «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (ред. от 28.12.2013).СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954

7.      Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 1), СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.

8.      Шляпочников, А. Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. — С.123.

9.      Даньшин И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. — Харьков, 1971. — С. 68.

10.  М. Н. Марченко. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. — М.: Зерцало, ТЕИС, 2006. — 438 с

11.  Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст.5909. 256

12.  Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. — С.83–90.

13.  Горбунова О. Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. — Иркутск, 1967. — С. 118.

14.  Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — С. 27.

15.  Гришаев П. Ф. Преступления против общественной безопасности. — М., 1959. — С. 4.

16.  Гранин А. Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. — Киев, 1975. — С. 15.

17.  Карельский, В.М., Перевалов, В. Д. Теория государства и права. М., 2007. — с.123–125.

4)      18 Хамхоев Б. Т. Проблемы определения общественной безопасности [Текст] / Хамхоев Б. Т. // Административное право и процесс. 2011. N 7

5)      19.Пшеничникова В. А. Социальная безопасность как фактор развития качества жизни населения региона // Регионология. № 3. 2008г.

moluch.ru

Понятие общественного порядка и общественной безопасности.

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 63Следующая ⇒

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов.

В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения[103].

В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

Общественный порядок в узком смысле слова следует рассматривать как систему общественных отношений, функционирование которой обеспечивает личную и общественную безопасность, поддержание ритмичности наиболее значимых социальных процессов в рамках правового государства, создание обстановки общественного спокойствия, благоприятных условий для производителей и потребителей социальных благ, уважение интересов гражданского общества, чести, национального равноправия и достоинства личности в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

Такие виды общественных отношений возникают в связи с пребыванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передвижения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранением оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов полиции, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.

Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию[104].

А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц[105].

Из сказанного выше следует, что содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

В современной юридической литературе нет единства мнений, какое место считать общественным и в каком случае. Общественное место, прежде всего, связывается с пребыванием в нем людей. К общественным принято относить места, специально предназначенные для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т.д.)[106]. Иными словами, под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц[107].

Толкование понятия «общественное место» в административно – правовой науке чаще всего сводится к перечислению общественных мест, без раскрытия его признаков. Например, согласно комментарию к ст.20.1 КоАП РФ «общественное место» - это любое место, где находятся люди: квартира, улица, учреждение, предприятие, транспорт и т.д.[108]

С учетом вышеизложенных мнений можно сделать следующий вывод, что главным признаком общественного места будет являться возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов.

Следует заметить, что в большинстве своем используемые определения «общественного места» расплывчаты, теоретизированы и трудно применимы в практической правоохранительной деятельности. В ряде случаев приводимые понятия общественного места не всегда применимы относительно совершенных в общественных местах преступлений.

Решить эту проблему попытались законодательные органы субъектов Российской Федерации, к примеру, в законе Челябинской области «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области»[109], или законе Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»[110], однако их определения оказались не совсем точными и не учитывающими всех признаков общественного места.

К примеру, уголовное законодательство не содержит определения общественного места, поскольку оно не является признаком для большинства составов преступлений, а является лишь признаком состава для таких преступлений, как хулиганство и вандализм, предусмотренных статьями 213 и 214 УК РФ. Однако для статистической отчетности, разработки мер по предупреждению преступлений, определения уровня преступности, общественное место, как место совершения преступления имеет большое практическое и научное значение. В этих целях в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399[111] с 1 января 2008 года внесены изменения. Согласно этим изменениям, общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если оно осуществлялось на территории города, либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами в период реализации в указанных местах общественных функций[112].

В законодательстве об административной ответственности в ряде статей «общественное место» является обязательным элементом объективной стороны правонарушения. Так в статье 20.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, конкретно указано на то, что действия подпадают под признаки данного состава правонарушения лишь в случаях, когда они совершаются в общественных местах. В ст.20.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. В статье 20.21 КоАП РФ речь идет об ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, и приводится перечень некоторых видов общественных мест, т.е не совсем полный, поскольку в ее диспозиции содержится оговорка – «в других общественных местах». Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Указанный выше перечень общественных мест можно классифицировать на три категории:

1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

Сказанное, позволяет нам выделить следующие признаки общественного места: а) это место общего пользования; б) возможность преимущественно свободного доступа для посещения; в) предназначенность данного места для удовлетворения различных жизненных потребностей.

Таким образом, под общественным местом следует понимать места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов либо вне их, а также средства общественного транспорта[113].

На основании изложенного, можно дать следующее определение общественного порядка, представляющего собой систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Наряду с общественным порядком, одним из существенных и обязательных элементов стабильного суще­ствования любого государства является и безопасность.

Обращает на себя внимание и тот факт, что безопасность личности становится в нашем обществе приоритетом, свидетельством чему стало введение в главу 20 КоАП РФ термина «Общественная безопасность».

Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Рос­сийской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.

Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы[114].

В свою очередь, понятие «общественная безопасность», как составная часть родового понятия «безопасность» употребляется в юридической литературе и в официальных документах как состояние, при котором защищены жизненно важные интересы страны, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз общественной безопасности и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.

При этом в каждой из жизненно важных сфер любое социальное противоречие имеет как внешний, так и внутренний характер, а сами противоречия являются не статическими, а динамическими категориями, постоянно меняющими свое содержание и направленность развития под воздействием соответствующих внешних и внутренних причин.

Наличие широкого круга источников возникновения угрозы общественной безопасности обусловливает необходимость обособления особой группы общественных отношений – отношений по обеспечению общественной безопасности, регулирование которых предполагает использование экономических, социально-правовых, психолого-педагогических, организационно-технических и т.п. средств, направленных на предупреждение (предотвращение) источников возникновения угроз общественной безопасности, а в конечном счете, обеспечивающих общественную безопасность.

По мнению А.Ф. Гранина, существенные различия между понятиями "общественный порядок" и "общественная безопасность" связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность - только с использованием правовых и технических норм[115].

Таким образом, общественная безопасность представляет собой состояние защищенности общественных отношений, складывающихся в области регулирования деятельности общества и государства, в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Основными причинами, связанными с нарушениями общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Целью установления и поддержания общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и

общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России[116].

В свою очередь, под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.

 

Читайте также:

lektsia.com