Общественные работы: понятие, виды, цели, роль. Организация общественных работ. Общественно полезные работы


понятие, виды, цели, роль. Организация общественных работ :: BusinessMan.ru

В сфере борьбы с незанятостью населения необходимо отметить особую роль общественных работ. Они выступают в качестве одного из распространенных способов привлечения граждан к социально-полезному труду. Организация общественных работ имеет определенные преимущества перед другими методами борьбы с незанятостью населения. В первую очередь, суммы, которые получают трудоустроенные таким образом граждане, существенно выше пособий. Немаловажно и то, что нравственное и психологическое состояние людей, выполняющих общественные работы, гораздо лучше, чем у тех, кто вовсе не занят. Определенная выгода в такой форме трудоустройства есть и для предприятий. Средства расходуются за конкретную социально полезную деятельность, приносящую прибыль компании. Рассмотрим далее, что собой представляют общественные работы.

Понятие

Возможность заключить временный (срочный) трудовой договор имеет любой незанятый гражданин. Именно для таких людей проводится организация общественных работ. Предприятия, в свою очередь, за счет своих средств их финансируют. Общественными работами являются типы деятельности, имеющие социально-полезную направленность. Они предназначены для дополнительной материальной поддержки безработных граждан. Направление на общественные работы выдается в центрах занятости. Такая деятельность обусловливается реальной социальной потребностью.

Субъекты

Для ее выполнения обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка, особый уровень квалификации, специальные умения или навыки. Исполнительные органы регионов и муниципалитетов наделяются полномочиями формировать условия для привлечения граждан на общественные работы. Право на участие в такой деятельности имеют лица, зарегистрированные в центрах занятости и ищущие работу, а также не стоящие в таких службах на учете, но нетрудоустроенные.

В законодательстве предусматривается преимущественная возможность привлечения к данной деятельности определенных категорий. В частности, на общественные работы в первую очередь направляются граждане, стоящие на учете в службе занятости более полугода, нетрудоустроенные лица, не получающие пособие. В некоторых регионах перечень субъектов, которые могут быть направлены на выполнение социально-полезной деятельности, шире, чем определено в ФЗ № 1032-1. Так, например, по п. 7 Постановления правительства г. Москвы № 53 на общественные работы могут направляться вынужденные переселенцы, беженцы, лица, уволенные из ОВД и военной службы, их родственники, студенты и прочие. Для них действуют общие правила, предусмотренные и для других категорий граждан по законодательству.

Деятельность

Порядок, в соответствии с которым осуществляются общественные работы, определяется в положении, утвержденном правительством в 1997 г. В этом документе достаточно четко и подробно установлены направления социально-полезной деятельности. В частности, положение определяет следующие виды общественных работ:

  1. Строительство автодорог, их содержание и ремонт, прокладка канализационных, водопроводных, газовых и прочих коммуникационных сетей.
  2. Выполнение сельскохозяйственных мелиоративных мероприятий, работы в лесной отрасли.
  3. Переработка, заготовка, хранение с/х продукции.
  4. Реконструкция, строительство жилья, социально-культурных объектов, восстановление исторических, архитектурных памятников, заповедных зон, комплексов.
  5. Обслуживание пассажиров на транспорте, работа в сфере связи.
  6. Эксплуатация ЖКХ и бытовое обслуживание граждан.
  7. Благоустройство и озеленение территорий, развитие зон туризма и отдыха, лесопаркового хозяйства.
  8. Обеспечение ухода за инвалидами, больными, престарелыми людьми.
  9. Сбор и переработка вторсырья и отходов.
  10. Обеспечение отдыха и оздоровления детей во время каникул, обслуживание курортных и санаторных зон.
  11. Проведение общественно-культурных мероприятий (фестивалей, спортивных состязаний, переписи населения и пр.).
  12. Прочая доступная социально полезная деятельность.

Важные моменты

Не может выступать как оплачиваемые общественные работы деятельность по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и прочих чрезвычайных ситуаций, для осуществления которой необходима специальная подготовка, квалификация, ответственность. Обязанности по направлению на предприятия нетрудоустроенных граждан возлагается на местные отделения службы занятости. Эти же структуры осуществляют информирование людей, состоящих у них на учете, о видах общественных работ, условиях, порядке, режиме их выполнения, денежном вознаграждении, льготах. Услуга по направлению лиц на предприятия предоставляется бесплатно.

Специфика договора

С лицами, которые направляются на общественные работы, наниматель заключает соответствующее соглашение. Гражданин может расторгнуть контракт досрочно в случае временного или постоянного трудоустройства. Время, в течение которого субъект осуществлял социально-полезную деятельность, будет засчитано ему в стаж. Трудовой договор имеет ряд особенностей. Они обусловливаются в первую очередь спецификой деятельности. Контракт такого рода можно заключить только с теми лицами, которые включены в перечень, определенный законодательством. При этом федеральные подразделения службы занятости проводят предварительный подбор кадров для нанимателя. В некоторых случаях для выполнения той или иной деятельности у кандидата должна быть определенная квалификация.

Срочный характер контракта

Общественные работы не являются постоянными. Они предполагают определенную временную деятельность, установленную законодательством. В ст. 59 ТК оговариваются случаи, когда наниматель может заключить срочный трудовой контракт. В качестве одного из них выступает оформление рабочих отношений с лицами, направленными на выполнение социально-полезной деятельности службой занятости. Контракт может заключаться как по инициативе нанимателя, так и по предложению соискателя. В связи с тем что цели общественных работ состоят в обеспечении временной занятости населения, дополнительной материальной поддержке лиц, срочный характер договора вполне обоснован.

Нюансы

Необходимо отметить, что субъект, принятый на общественную работу, не снимается с учета и продолжает получать пособие от службы занятости. Кроме этого, выступая как участник трудовых отношений, он может рассчитывать на денежное вознаграждение. Однако в законодательстве предусматривается исключение. Оно состоит в том, что при поступлении на общественную работу пособие не выплачивается гражданам, для которых такая деятельность считается подходящей. К таким лицам относят:

  1. Ранее не трудоустроенных и не имеющих профессии.
  2. Уволенным больше 1 раза на протяжении 1 года, предшествовавшего началу незанятости, за дисциплинарные и прочие нарушения.
  3. Прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Возможности нанимателей и соискателей

Для оформления договора гражданин предоставляет направление от службы занятости. При его выдаче уполномоченный орган должен учитывать профессиональные и возрастные особенности гражданина, состояние его здоровья. Кроме этого обязательно согласие нетрудоустроенного лица на выполнение конкретной деятельности. При приеме на работу субъект представляет кроме направления документы, перечень которых определен в ст. 65 ТК. Наниматель, в свою очередь, должен заключить с кандидатом договор.

Однако, как показывает практика, в ряде случаев работодатель отказывается принимать гражданина на работу. Это может произойти в силу нескольких причин. Например, соискатель не подходит нанимателю по своим профессиональным качествам. Однако, как выше было указано, общественные работы не предполагают специальной квалификации. В этой связи представляется, что отказ нанимателя будет противоречить нормативным положениям. Отказ в трудоустройстве может быть обжалован самим соискателем или службой занятости.

Гражданин, в свою очередь, может отказаться принять общественные работы или не заключать договор. Однако здесь следует помнить, что для ряда категорий такая деятельность в силу закона признается подходящей. Соответственно, могут наступить последствия. По положениям закона "О занятости населения" при отказе от 2 вариантов подходящей деятельности служба занятости может приостановить выплату пособия на период до 3 мес.

Особые случаи

Имея определенный опыт общественной работы, гражданин может согласиться на предложение службы занятости, взять направление на предприятие, но на этапе переговоров отказаться от оформления трудовых отношений по существенным для него причинам. Как в данном случае расценивать действия лица? Будет ли его отказ считаться непринятием подходящей работы? Ответы на эти вопросы зависят от конкретных обстоятельств. В частности, необходимо выяснить, что именно не устроило гражданина. Возможно, условия, которые предлагал наниматель, противоречили ТК или не были заранее оговорены со службой занятости. В урегулировании ситуации обязательным является участие органа, выдавшего направление.

Ключевые пункты в контракте

Как и в любом другом трудовом договоре, в срочном соглашении на выполнение общественных работ должны оговариваться основные условия осуществления деятельности. К ним, в частности, относят описание места их проведения, непосредственной трудовой функции, а также периода, в течение которого гражданин будет занят. В случае отсутствия согласованности по перечисленным условиям трудовой договор не будет считаться заключенным. Если же условия удовлетворяют обе стороны, они могут оговорить и дополнительные пункты соглашения. Например, контракт может предусматривать испытательный срок. При неудовлетворительном его результате договор может быть прекращен по ст. 71 ТК.

Вместе с тем представляется, что установление испытательного срока является нецелесообразным. Как правило, общественные работы назначаются на короткий период. Если же деятельность является сезонной, испытательный срок не может быть больше 2 недель. Оплата труда лиц, осуществляющих общественные работы, производится по общим правилам, установленным в законодательстве. Вознаграждение граждане получают за фактически выполненную деятельность. При этом его размер не может быть меньше МРОТ. Наниматель не вправе изменять ключевые условия контракта без согласия работника.

Расторжение соглашения

Трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе гражданина, если он устроился на постоянную или временную работу. Контракт оформляется добровольно, на такой же основе он может и расторгаться. В законодательстве, к сожалению, недостаточно четко излагается порядок, по которому осуществляется перезаключение или прекращение контракта. В целом в данном случае действует общее правило. В соответствии с ним оформляется приказ об увольнении. Факт прекращения деятельности отражается в трудовой книжке.

Общественные работы: наказание

УК предусматривает различные виды санкций за преступления. В качестве одной из них выступают общественные работы. Наказание исполняется по месту проживания осужденного на объектах, которые определяются распорядительными и административными органами по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). Субъекты привлекаются к деятельности не позже 15 суток после поступления в инспекцию соответствующего судебного распоряжения с копией решения (приговора). Инспекция ведет учет осужденных, разъясняет условия и порядок отбывания наказания. Кроме этого УИИ определяет деятельность, которую будут осуществлять субъекты, согласовывает перечень объектов с распорядительными и административными органами. В обязанности инспекции входит также обеспечение контроля поведения осужденных, ведение суммарного учета отработанного ими времени.

Ключевые условия

Реализация общественных работ осуществляется на определенных для осужденных объектах в срок, установленный судом. Лица, выполняющие деятельность, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка на предприятии, добросовестно относиться к поставленным перед ними задачам. В случае изменения места проживания осужденные должны уведомить об этом инспекцию. Субъекты, отбывающие наказание и получившие трудовой отпуск на основном предприятии, не освобождаются от общественных работ. Если лицу во время выполнения им социально-полезной деятельности предоставлены дни отдыха, обусловленные необходимостью пройти обучение, уважительными причинами семейного либо личного характера, она приостанавливается до окончания отпуска. Об этом осужденный уведомляет инспекцию и представляет подтверждающие документы. При возникновении в процессе выполнения общественных работ обстоятельств, определенных в ч. 4 ст. 49 УК, УИИ отправляет в судебную инстанцию представление об освобождении субъекта от последующего отбывания наказания.

Исчисление сроков

Период наказания определяется в часах, на протяжении которых лицо выполняло общественные работы. Продолжительность занятости не может быть больше:

  • 4 часов в выходные и дни, в которые осужденный осуществляет профессиональную деятельность на основном предприятии либо проходит обучение;
  • 2 часов в рабочие дни до либо после завершения учебы/основной деятельности, а при ходатайстве субъекта – 4 ч.

Период занятости на протяжении недели не может быть меньше 20 ч. Время выполнения общественных работ несовершеннолетними не должен превышать 3 часов в день в те дни, когда они не учатся или не исполняют трудовых обязанностей на основном предприятии, а в другие дни – 2 ч. Привлекать к деятельности подростков допускается не чаще 3 дней в неделю. В случае возникновения уважительных причин УИИ может разрешить осужденному лицу отработать меньшее число часов в течение недели.

Обязанности администрации предприятия

На руководителя организации, в которой осужденные выполняют общественную работу, возлагается обеспечение контроля деятельности субъекта. В частности, администрация следит за тем, чтобы лица осуществляли ту деятельность, которая определена для них. Кроме этого руководство предприятия уведомляет УИИ о количестве отработанных часов либо об уклонении осужденных от работы. При причинении субъекту увечья, которое связано с его производственной деятельностью, ему полагается возмещение вреда в порядке, установленном законодательством.

Ответственность осужденных

Злостно уклоняющимся от выполнения общественных работ признается осужденный:

  1. Не появившийся на предприятии без уважительной причины больше 2 раз после предупреждения на протяжении всего вмененного ему срока.
  2. Совершивший больше 2 раз другие нарушения дисциплины.
  3. Скрывшийся для уклонения от отбывания наказания.

К субъектам, злостно уклоняющимся от выполнения вмененной им деятельности, применяются более жесткие уголовные санкции.

businessman.ru

30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.

Социально-значимые работы – это работы, не требующие специальной профессиональной подготовки в целях решения отдельных вопросов местного значения. Могут осуществляться в поселениях и городских округах. Решение о привлечении к выполнению социально-значимых работ может быть принято ОМС, но только в том случае, если указанное полномочие закреплено в уставе МО. Указанные работы осуществляются на добровольной и безвозмездной основе. К выполнению могут привлекаться совершеннолетние, трудоспособные жители в свободное от основной работы или учебы время. Продолжительность работ не может составлять более 4 часов подряд. Можно привлекать не более чем 1 раз в 3 месяца. Закон не содержит порядка привлечения к данным работам и гарантий для граждан выполняющих эти работы.

Общественные работы – одна из активных форм занятости населения, временная трудовая деятельность, имеющая общественно полезную направленность.

31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.

ОМС - избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Виды:

1. В зависимости от способов формирования:

выборные – представительный орган

создаваемые предст.органом МО –контрольный орган МО

2. По способу функционирования и принятия решений:

коллегиальные - местная администрация

единоначальные - глава МО

3. По характеру компетенции:

общей компетенции - представительные, глава

органы специальной компетенции - контрольный орган

Требования, предъявляемые законодательством к муниципальным органам:

1. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, иные вопросы организации деятельности данных органов определяются уставами.

2. Наименование ОМС устанавливаются законами субъектов с учетом исторических, национальных и иных местных традиций.

3. ОМС не входят (ст12 КРФ) в систему ОГВ. Но ОГВ субъекта участвуют в процедуре назначения главы администрации по контракту.

Структуру ОМС составляет:

  1. Обязательные органы

Представительный орган МО ( законодательный )

Глава МО – м.б либо главой местной администрации, либо председателем представительного органа.

Местная администрация – исполнительно-распорядительный орган.

  1. Факультативные. Наличие этих органов не задается законодательством. Если в своем уставе муниципальное образование закрепило такой орган, он для данного муниципального образования из разряда факультативных переходит для этого муниципального образования в обязательны.

Контрольный орган МО - предназначен для контроля, исполнения местного бюджета например, Счетная палата, ревизионная комиссия.

Иные органы и выборные должностные лица МС, предусмотренные уставом МО.

Выборные и иные органы МСУ являются юридическими лицами в соответствие с уставами МО.

Органы и ДЛ МСУ не являясь составной частью системы ОГВ представляют собой самостоятельную форму реализации населением своей власти. Они осуществляют деятельность которая носит властный характер, поэтому принимаемые в пределах их полномочий решения обязательны для всех лиц находящихся на территории данного МО. Данные решения могут быть отменены только органами принявшими их либо признанные не действительными решения суда.

ОМС как юридические лица.

ОМС в соответствии с уставом МО являются юр лицами и не входя в систему ОГВ, представляют собой самостоятельную форму реализации населением своей власти, поэтому деятельность, которую они осуществляют, носят властный характер, а принимаемые им решения являются обязательными для всех субъектов находящихся на территории МО и могут быть отменены или изменены только самими ОМС либо судом.

В соответствии с ФЗ № 131 местная администрация и представительный орган наделаются правами юр лица и действуют на основании ФЗ «О некоммерческих организациях» в качестве учреждений и в таком статусе они подлежат регистрации. Иные ОМС наделаются правами юр лица только в том случае, если это предусмотрено уставом. Основанием для государственной регистрации является устав МО, решение о создании ОМС с правами юр лица, либо соответствующий протокол, если нет устава.

ОМС от имени МО и от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности. Выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие ДЛ местного самоуправления в соответствии с уставом. ОМС обретают статус юр лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения.

ГК РФ: ОМС, как и любые другие юр лица, приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей при заключении договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. ОМС могут быть истцами и ответчиками в суде, иметь печати, штампы, бланки со своей символикой, расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях.

В отличие от других ЮЛ, отвечающих по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, в состав аналогичного имущества органов МО не включается имущество, которое закреплено за созданными ими ЮЛ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

studfiles.net

3. Общественно полезный труд

Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узко личных интересов высоким идеалам нового общества. В этих условиях выполнение работы на общественных началах стало нормой поведения человека. Народные дружины, ателье добрых услуг при многих домохозяйствах, участие в благоустройстве и озеленении городов, общественный контроль над работой магазинов, столовых привлекают огромное количество людей, которые не хотят жить по принципу: “Моя хата с краю”. Строительство новых городов, гидроэлектростанций, освоение целинных и залежных земель, разбивка парков, помощь крестьянским хозяйствам - все это совершается при непосредственном участии молодежи.

В нашей школе вся трудовая деятельность учащихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд - должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших учащихся, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями (например, заработать побольше денег). Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно - словчить.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Окончив вспомогательную школу, наши учащиеся приходят на производство, вливаются в рабочие коллективы, в коллективы общежитий, поэтому школы должны подготовить ребят к тому, чтобы они были не только хорошими производственниками, но и участвовали во всей общественной жизни. Конечно, эта задача должна решаться сообразно с возможностями каждого ребенка. Школа VIII вида дает нашим учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели - вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам”.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива (“Уберем класс, нянечкам будет легче”, “Не будем сорить, дежурным легче”). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

Подростки, трудовой опыт и знания которых расширяются, могут руководствоваться уже более отдаленными мотивами: “Сделаем для детского сада игрушки”, “Поможем малышам”. В этом они часто осознают свой гражданский долг. Поэтому при выполнении учащимися любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что детскую активность надо направлять на поиски общественно полезных дел. Необходимо, чтобы каждый школьник пристально вглядывался в жизнь, умел видеть сам, что ему нужно сделать для общества.

Опыт работы школ VIII вида говорит о том, что эти формы вполне могут быть использованы при организации общественно полезного труда учащихся.

Общественно полезный труд учащихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя.

Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:

  1. общественно полезный труд в школе;

  2. общественно полезный труд вне школы.

При этом конкретные дела для учащихся городских и сельских школ будут различны.

К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.

Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.

В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.

Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.

studfiles.net

7. Краеведческая и общественно-полезная работа в походе

План лекции

  1. Общая характеристика видов и форм общественно-полезной деятельности туристов

  2. Помощь местному населению

  3. Краеведческая работа в походе

  4. Условия успешного осуществления общественно-полезной работы

  1. Общая характеристика видов и форм общественно-полезной деятельности туристов

В походе любой категории трудности имеются самые широкие возможности для проведения краеведческой и общественно-полезной работы. Объем и содержание этой работы определяются районом путешествия, основными задачами группы и ее составом.

Краеведение состоит во всестороннем изучении того или иного края, области или района, заключается в «изучении производительных сил и природных богатств страны, изыскании дополнительных местных ресурсов, которые могут быть использованы в интересах развития общества.

Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный мир, гидроэнергоресурсы, различные отрасли хозяйственной и культурной жизни района путешествия. Этот краткий перечень, конечно, не ограничивает тематику краеведческих работ. Кроме того, во время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.

Из многих видов и форм общественно полезной деятельности туристов наиболее распространены следующие:

- трудовая помощь местному населению;

- агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа;

- охрана природы, благоустройство ландшафта;

- краеведческие исследования;

- выполнение целевых заданий научных, хозяйственных и других учреждений и организаций;

- выполнение заданий туристско-экскурсионных учреждений, организаций и общественных органов;

- попутная, эпизодическая общественно полезная деятельность без конкретных заданий.

В определенном соответствии с этим делением находятся и основные методы, которые рекомендуется использовать туристам в ходе работы: физический труд, пропаганда, просвещение, воспитание, инспектирование, поиск, наблюдение, инвентаризация, исследование, собирательная деятельность и т. п.

  1. Помощь местному населению

Помощь местному населению – одна из главных форм туристской общественно полезной работы. Поход с агитационными целями по подшефному району, доставка в период избирательной кампании литературы в отдаленное село, помощь в выпуске стенгазет и фотомонтажей, концерты художественной самодеятельности, лекции и беседы, спортивная встреча с местной молодежью, помощь колхозу в прополке всходов, уборке сена, сборе овощей или фруктов и многое другое под, силу всем путешественникам. Эта работа не требует сложной подготовки и особого снаряжения.

Работа в походе по туристской тематике включает наблюдения за условиями прохождения той или иной местности при различной технике и тактике движения, определение наиболее рациональных наборов продуктов питания и возможностей их пополнения в пути, испытание новых образцов снаряжения, разведку перевалов, долин, рек, разработку и описание новых маршрутов.

Много интересных впечатлений может дать путешественнику выполнение заданий различных организаций и учреждений – научных, проектных, изыскательских, хозяйственных.

К ним относятся снегомерная съемка и поиски лекарственных дикорастущих растений, наблюдения за режимами малых рек и разведка новых месторождений полезных ископаемых, сбор этнографических материалов.

В тематику туристских заданий входят также походы с целью маркировки и уборки туристских трасс, выявление, восстановление и охрана экскурсионных объектов, сооружение туристских приютов, благоустройство переправ, троп, обзорных площадок, оборудование лесных полигонов для занятий по технике туризма, навеска страховочных тросов и цепей на перевалах и т. п. Сюда же относятся работы, связанные с озеленением маршрутов, проведением туристского дня леса, с участием туристов в патрульных рейдах по лесным массивам, тушении очагов лесных пожаров, расчистке захламленных лесных участков, разведке, расчистке и оборудовании источников воды и т. д.

Конкретные задания можно получить в местных советах по туризму и экскурсиям, в клубах туристов, на туристских базах, в маршрутно-квалификационных комиссиях.

Целевые задания туристам могут дать: краеведческие и другие, музеи; отделения, секции и комиссии Всесоюзного географического общества; отделения обществ охраны природы; отделения обществ охраны памятников истории и культуры; геологические управления, экспедиции и партии; управления гидрометеослужбы; управления лесного хозяйства и лесничества; управления охотничьего хозяйства и заповедников, охотничьи инспекции; естественно-биологические и исторические факультеты и кафедры высших учебных заведений; научно-исследовательские институты.

  1. Краеведческая работа в походе

Общественно-полезная отдача от краеведческой работы связана с тем, что туристское краеведение предполагает прикладное изучение природы, трудовой жизни, быта и культуры населения в их взаимодействии и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута.

Краеведческая деятельность предусматривает изучение туристами основ таких знаний, как геоморфология, ботаника, метеорология, она прививает навыки проведения простейших наблюдений. Вместе с тем сбор материала и наблюдение каких-то объектов становятся краеведением лишь при их осмысливании, обобщении, получении полезного результата и доведении до общего сведения своих «микрооткрытий». Поэтому, например, при изучении народного творчества местного населения надо внимательно записывать наиболее характерные пословицы, поговорки, частушки, песни; фотографировать и зарисовывать резьбу по дереву (фронтоны, наличники), кружева, вышивки; записывать фамилии и адреса мастеров-одиночек с указанием вида изделий (игрушка, керамика, чеканка, плетение и т. п.).

  1. Условия успешного осуществления общественно-полезной работы

Результативность общественно полезной работы в путешествии зависит, помимо прочего, от соблюдения следующих общих правил:

- выполнение заданий не должно идти в ущерб познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или ставить под угрозу безопасность туристской группы;

- необходима предварительная договоренность, согласование полезной инициативы туристов с соответствующими местными организациями;

- нужна предварительная (образовательная, трудовая) подготовка туристов, обеспечение их необходимым рабочим инструментом, приборами наблюдений и т. п.;

- необходима постановка перед туристами ясных, конкретных, доступных для выполнения их силами заданий;

- желательно создание интересной, праздничной обстановки для общественно полезной работы, введение в нее соревновательных элементов;

- очень желательно доведение работы туристов до логического завершения, поощрение наиболее активных ее участников, обеспечение наглядности результатов.

studfiles.net

Доклад на тему "Общественно-полезная деятельность"

Общественно - полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; - развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; - вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

infourok.ru

Сравнительный анализ нормативно-правового толкования понятия «общественно полезная организация»

Во многих странах Европейского союза растет внимание к проблеме регулирования деятельности общественно полезных организаций. Эта проблема очень важна с точки зрения налогового регулирования некоммерческого сектора, поскольку понятие общественно полезного статуса напрямую предполагает получение от государства льгот, включая и льготное налогообложение. Страны, постоянно испытывающие нехватку бюджетных средств, постепенно начинают понимать, что некоммерческий сектор и особенно общественно полезные организации, могут взять на себя выполнение некоторых государственных обязательств и помочь удовлетворять потребности общества, занимаясь, например, предоставлением гуманитарной помощи, медицинских и социальных услуг, оказывая поддержку образовательным и культурным программам и т. д. Именно поэтому государство и общество должны быть заинтересованы в оказании поддержки общественно полезным организациям.

Определение

Общественно полезная деятельность – это любая законная деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в таких сферах, как:любительский спорт;искусство;оказание помощи и защита интересов людей с физическими и умственными недостатками; оказание помощи беженцам;благотворительность;защита гражданских прав и прав человека;защита прав потребителей;культура;демократия;экология и защита окружающей среды;образование, обучение и просвещение; борьба с дискриминацией людей по расовому и этническому признаку, вероисповеданию, другими формами дискриминации, запрещенными законом;охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;охрана исторических памятников;гуманитарная помощь и преодоление последствий стихийных бедствий;медицинская помощь; защита детей, молодежи и неимущих;защита животных и уход за больными животными;освобождение государства от некоторых обязанностей;религиозная деятельность;наука;консолидация общества;социально-экономическое развитие;социальное обеспечение;любая другая деятельность, идущая во благо общества.

Данный перечень охватывает все виды деятельности, признаваемые общественно полезными в одной или нескольких странах Европы. Перечни разных стран, конечно, могут отличаться друг от друга, поскольку они отражают потребности, ценности и традиции конкретной страны. Так, например, в Голландии общественно полезной считается также церковная деятельность, деятельность, основанная на идеях философии жизни; благотворительная, культурная, научная деятельность, а также деятельность по производству общественно полезных услуг. В Венгрии этот список включает 24 вида деятельности, среди которых есть и охрана здоровья, и научные исследования, и образование, и культура. Примерно такой же список из 24 позиций предусматривается и законодательством Польши. В Великобритании, стране общего права, благотворительный характер деятельности определяется исходя из прецедента. По прошествии времени английские суды стали придерживаться следующей классификации благотворительной деятельности: (1) помощь бедным; (2) развитие образования; (3) содействие религии, и (4) иные полезные для общества цели. Принято считать, что определение понятия «благотворительная цель» нужно время от времени пересматривать с целью более точного отражения текущих социальных условий.

Значение статуса «общественно полезная организация»

Законы, регулирующие деятельность негосударственных некоммерческих организаций (НГО), обычно допускают создание самых различных по своей форме организаций с целью достижения любой законной цели, в том числе с целью взаимной или общественной пользы. В странах гражданского права самыми распространенными формами организаций такого рода являются ассоциации и фонды. Как и все другие организационные формы НГО, они обязаны соблюдать в своей деятельности принцип нераспределения дохода, что означает, что любой доход или прибыль может быть использован данными организациями только на свои уставные цели и не может быть распределен между учредителями, членами правления, сотрудниками этих НГО. Во многих странах закон проводит различия между НГО в зависимости от цели их деятельности. Государство признает, что НГО, преследующие общественно полезные цели и осуществляющие общественно полезную деятельность, должны иметь более привилегированное положение, чем другие НГО. Существует целый ряд причин, которые могут заставить государство принять отдельные законы в отношении общественно полезных организаций:

  • повысить роль общественно полезных организаций (ОПО) в обществе;
  • содействовать их общественно полезной деятельности;
  • сделать их работу более прозрачной и финансово подотчетной;
  • увязать наличие общественно полезного статуса с возможностью льготного налогообложения;
  • рекомендовать правительству возможные способы привлечения ОПО к производству услуг необходимых для всего общества.

Такое отдельное законодательное регулирование помогает правительству следить за тем, чтобы НГО, изначально созданные и работающие на благо общества, получали соответствующую государственную поддержку в виде налоговых льгот или прямого финансирования. В то же время это позволяет государству установить более строгий контроль за деятельностью данных НГО, а также следить за тем, чтобы они использовали свое имущество – и предоставляемые им государственные средства – на общественно полезные цели. В то же время НГО, не ведущие общественно полезную деятельность, не имеют налоговых льгот, но и не подлежат столь строгому контролю.

Обзор практики регулирования общественно полезной деятельности

Статус общественно полезной организации может быть присвоен НГО либо прямо – путем принятия нормативного акта об общественно полезной деятельности, либо косвенно – путем включения в различные законы положений, касающихся осуществления общественно полезной деятельности, которые в целом и будут образовывать действующую нормативно-правовую базу для этой сферы деятельности. Во многих странах, например, в Голландии, классификация видов общественно полезной деятельности и описание налоговых льгот для НГО, занимающихся такой деятельностью, является частью налогового законодательства. В других странах, например, в Боснии, Болгарии и Румынии, конкретные положения о том, что следует считать общественно полезной деятельностью, включены в нормативно-правовые законы, регулирующее деятельность НГО, в целом. Недостатком второго варианта является тот факт, что обычно реформа налогового законодательства проводится с опозданием, в результате чего НГО, ведущие общественно полезную деятельность, остаются без соответствующих финансовых стимулов и, как следствие, не видят необходимости в получении официального статуса общественно полезной организации. Так, в Болгарии, налоговое законодательство было пересмотрено с целью предоставления льгот ОПО, в том время как в Боснии только готовятся провести такую реформу. В то же время все большее количество стран начинает принимать отдельные законы об общественно полезной деятельности. В Венгрии закон об общественном благе был принят в 1997 г., в Литве в 2002 г. был принят закон «О благотворительности и финансовой помощи», в Польше в 2003 г. вышел закон «Об общественно благотворительной деятельности и добровольном труде». Парламент Латвии готовится принять закон об общественно полезной деятельности. Каждый из этих законов охватывает весь спектр вопросов, связанных с регулированием деятельности общественно полезных организаций, в том числе содержит определение и критерии предоставления статуса ОПО, объясняет какие преимущества и какие обязательства подразумевает этот статус.

Ключевые проблемы

Основные проблемы, связанные с регулированием ОПО, состоят в следующем: какую деятельность следует считать общественно полезной, кто должен решать, может ли НГО получить статус ОПО, какие преимущества и обязательства должны возникать у организации в связи с присвоением ей статуса ОПО. Ниже мы остановимся на некоторых вопросах, связанных с регулированием этих проблем.

Кто решает?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Если регулирование общественно полезной деятельности осуществляется в рамках налогового законодательства, то решение о том, можно ли предоставить НГО соответствующие налоговые льготы принимается налоговыми органами (как в Голландии). В других странах решение о присвоении статуса ОПО принимается автономно либо судебными органами (как в Венгрии и Польше), либо министерством юстиции (как в Болгарии). Возможно, наиболее прогрессивный подход к решению этого вопроса демонстрирует Великобритания, где работает специальная комиссия по вопросам благотворительности. Несмотря на то, что комиссия является составной частью правительства, ее работа не зависит от политической конъюнктуры, она регулируется специальным парламентским законом и находится под контролем пяти членов комиссии, не участвующих ни в каких политических партиях или добровольных организациях. Основные преимущества комиссии состоят в том, что (1) ее работа не зависит от политической конъюнктуры и что (2) она позволяет максимально эффективно использовать знания и опыт экспертов для принятия обоснованных и качественных решений. Стоит отметить, что в Молдавии на основании принятого Закона об ассоциациях также была создана аналогичная структура, получившая наименование Молдавской комиссии. В состав этой комиссии входит девять членов, три из которых назначаются президентом страны, три – парламентом и три – правительством. Хотя бы один член каждой тройки должен быть представителем ОПО и в то же время он не должен быть ни госслужащим, ни членом правительства, ни членом парламента. Цель включения в состав комиссии представителей ОПО состоит в том, чтобы не допустить принятия репрессивных или дискриминационных решений и укрепить доверие к работе комиссии со стороны широкой общественности. Следует особо подчеркнуть, что комиссия по вопросам регулирования общественно полезной деятельности может работать эффективно только тогда, когда сохраняется ее независимость от политической конъюнктуры. Как видно из опыта Великобритании и Молдавии, в состав комиссии должны входить представители гражданского общества, а не просто государственные функционеры. Модель регулирования, используемая в Голландии и большинстве других стран, не имеющих отдельного закона об ОПО, получила гораздо большее распространение: здесь решение о том, является ли деятельность организации общественно полезной или нет, принимают налоговые органы. В этом случае в стране может официально и не существовать такой правовой формы или статуса как ОПО; вместо этого, налоговые органы сами решают, нужно ли предоставлять той или иной организации налоговые льготы исходя из целей и характера ее деятельности. В Голландии, несмотря на отсутствие официальной процедуры признания организации общественно полезной, НГО может потребовать признать ее таковой. Такое признание позволяет избежать потенциальных споров, что особенно важно, когда речь идет о крупных пожертвованиях. Налоговые органы в Голландии разработали определенные критерии оценки такого требования, которые никак не зафиксированы в законе, но тем не менее способствуют внедрению в деятельность НГО стандартов прозрачности и подотчетности.

Какие критерии используются в качестве основания?

Квалификационные требования разных стран очень не похожи друг на друга. В целом, нормативно-правовое регулирование призвано гарантировать, чтобы ОПО создавались и работали, в основном, в сфере общественно полезной деятельности, чтобы ОПО приносили большую пользу обществу, в целом, и конкретным группам благополучателей, в отдельности, а также чтобы ОПО применяли в своей работе предусмотренные законом повышенные требования к ведению внутреннего управления и отчетности. И в Голландии, и в Великобритании разработкой критериев занимались судебные инстанции для того, чтобы подтвердить, что НГО служат общественным интересам. В обеих странах вопрос, является ли интерес общественным или частным, имеет критически важное, а для благополучателей – решающее значение. Например, если НГО обслуживает интересы лишь небольшой группы лиц, то она не может иметь статус ОПО. В Голландии установлен очень низкий порог прохождения НГО в ОПО; если какая-нибудь НГО занимается деятельностью как в интересах своих членов, так и в интересах общества (например, музыкальное объединение, дающее публичные концерты), то для того, чтобы ее признали общественно полезной, соотношение частной и общественной пользы в ее деятельности должно составлять примерно 50/50. В Великобритании получение частной выгоды не лишает НГО статуса благотворительной организации, если эта работа носит второстепенный характер по сравнению с ее основной благотворительной деятельностью. В странах гражданского права, например, в Венгрии и Польше, законодательство, регулирующее общественно полезную деятельность, предлагает конкретные квалификационные критерии, соблюдение которых обязательно. Например, в Венгрии НГО, претендующие на получение статуса ОПО, должны включить в свой устав следующие пункты и положения:

  • перечень общественно полезных видов деятельности, осуществляемых НГО;
  • положение, согласно которому НГО ведет предпринимательскую деятельность исключительно в интересах достижения общественно значимых целей;
  • положение, согласно которому доходы организации от предпринимательской деятельности не распределяются, а направляются на финансирование ее общественно полезной деятельности;
  • положение, запрещающее НГО непосредственно участвовать в политической деятельности или финансировать какие бы то ни было политические партии.

В Польше для того, чтобы получить статус ОПО, НГО обязаны соответствовать еще более строгим критериям, в том числе:

  • Вести свою уставную деятельность в интересах всего общества или конкретной группы людей, оказавшихся в тяжелых финансовых обстоятельствах по сравнению с остальными членами общества.
  • Гарантировать, что общественно полезная деятельность является единственной уставной деятельностью организации.
  • Воздерживаться от ведения экономической деятельности или ограничивать масштабы своей экономической деятельности только теми видами, которые полностью соответствуют уставным целям организации.
  • Направлять все свои доходы на осуществление общественно полезной деятельности.
  • Предусмотреть в уставе требование образовать коллегиальный контролирующий орган, работающий независимо от Правления и не подчиняющийся ему.
  • Предусмотреть в уставе запрет на ведение некоторых видов индивидуального предпринимательства и недопущение случаев конфликта интересов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Необходимость признания статуса ОПО во многом возникает в связи с необходимостью увязать льготы, предоставляемые государством НГО, с целями и характером их деятельности. Государство хочет предоставлять финансовые льготы не всем без исключения НГО, а только тем из них, кто преимущественно занимается общественно полезной деятельностью. Государство заинтересовано в оказании финансовой поддержки ОПО, поскольку понимает, что они способны реагировать на нужды общества и, значит, могут облегчить груз обязанностей, лежащих на государстве. Государственная финансовая поддержка может быть как прямая, так и косвенная. Прямая финансовая поддержка в виде дотаций, грантов или контрактов может предоставляться как центральными, так и местными органами власти. Непрямая финансовая поддержка предоставляется через систему налоговых льгот. Налоговые льготы могут предоставляться ОПО в различной форме. Основные виды льгот включают в себя:

  • освобождение дохода или прибыли от налогообложения при условии, что доход направляется на финансирование общественно полезной деятельности;
  • освобождение от уплаты НДС с товаров и услуг, производимых в общественно полезных целях;
  • налоговые льготы частным и корпоративным спонсорам ОПО.

В Венгрии регистрация организации в качестве ОПО означает возможность получения сразу целого набора налоговых льгот. Спонсорам ОПО и потребителям их услуг предоставляется налоговая льгота в виде налогового вычета. Само зарегистрированное ОПО имеет право на следующие льготы:

  • освобождение от налогообложения всех видов деятельности, указанных в уставе ОПО;
  • уменьшение налогооблагаемой суммы дохода ОПО от предпринимательской деятельности;
  • льготные ставки по уплате местных налогов;
  • льготные ставки по уплате государственной пошлины;
  • таможенные льготы.

В Польше организации, зарегистрированные как ОПО, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога с недвижимости, пошлины, уплачиваемой с заявлений и исков, подаваемых в суды общей инстанции, гербовых и судебных сборов. В Великобритании благотворительным организациям предоставляется три вида льгот.

  • Они автоматически получают право пользоваться целым рядом налоговых льгот.
  • Они получают более широкий или даже исключительный доступ ко многим источникам безвозмездного финансирования, в том числе доходам от национальных лотерей.
  • Репутация, с которой ассоциируется статус благотворительной организации, помогает им успешно вести сбор средств среди населения.

Какова должна быть степень регулирования?

Организации, получающие прямую или косвенную финансовую поддержку государства, подвергаются более строгому контролю со стороны правительства. Цель этого контроля защитить общество от возможного мошенничества и нецелевого использования средств со стороны НГО и обеспечить невозможность использования государственных средств в целях, отличных от интересов общества. Однако этот контроль не должен быть слишком назойливым, лишающим организацию ее независимости. Как гарант прозрачности и подотчетности деятельности ОПО, государство имеет законное право получать всю необходимую информацию о том, как расходуются предоставляемые им государственные средства, а именно (1) финансовую информацию (например, годовые финансовые отчеты, отчеты об использовании активов, приобретенных за счет государственных источников и предназначенных для использования во благо общества) и (2) профессиональную информацию (отчеты об осуществленной общественно полезной деятельности). Для получения данной информации государство может использовать различные инструменты: годовые финансовые отчеты и отчеты о проделанной работе, внутренние и внешние аудиторские проверки, инспекции на местах (при условии предварительного уведомления) и специальные отчеты, подготавливаемые по требованию комиссии или агентства. В Венгрии разработана очень детальная система отчетности для ОПО, в частности она предусматривает следующие требования:

  • В уставных документах должно быть указано, как организация собирается вести публичную отчетность.
  • Вместе с годовым отчетом ОПО должна опубликовать отчет о результатах ее общественно полезной работы.
  • Кроме финансовой части и краткого описания проделанной общественно полезной работы, данный отчет должен содержать данные об использовании предоставленных организации государственных средств, использовании ее собственных активов, использовании целевой финансовой помощи, а также указать, органами власти какого уровня была предоставлена помощь, а также какова была стоимость или размер пожертвований, предоставленных руководителям ОПО.

Подготовлено Международным центром некоммерческого права (ICNL)

nkozakon.ru

Краеведческая и общественно-полезная работа - Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях

В походе любой категории трудности имеются самые широкие возможности для проведения краеведческой и общественно-полезной работы. Объем и содержание этой работы определяются районом путешествия, основными задачами группы и ее составом.

Краеведение состоит во всестороннем изучении того или иного края, области или района, заключается в «изучении производительных сил и природных богатств страны,. изыскании дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны…» (из постановления Совнаркома СССР от 30 марта 1931 г.). Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный мир, гидроэнергоресурсы, различные отрасли хозяйственной и культурной жизни района путешествия. Этот краткий перечень, конечно, не- ограничивает тематику краеведческих работ. Кроме того, во время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.

Под краеведением обычно понимается изучение своего родного края. Для туристов задачи краеведения зачастую выходят далеко за границы родного края, области или района. Краеведческие задачи могут решаться как в местных, так и в дальних туристских походах. Здесь мы будем говорить о краеведческой работе в дальних походах.

Краеведческая работа туристов может иметь очень большое значение. Особенно ценны комплексные описания района путешествия. Туристские группы часто путешествуют в труднодоступных и редкопосещаемых районах и поэтому хорошее, грамотное географическое описание района похода и маршрута уже само по себе представляет ценность и нередко имеет самостоятельное научное значение. Сбор первоначальных сведений по физической и экономической географии, палеонтологии, истории края и других краеведческих материалов поможет научным учреждениям и музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного района.

Выбор маршрута, как правило, предопределяется желанием участников будущего похода познакомиться с тем или иным районом нашей страны. В период подготовки похода следует уточнить наиболее интересные объекты, имеющиеся в Данном районе, и учесть это при Определений маршрута. Знакомство с литературой дает первое представление о том, какие вопросы краеведческого характера могут представлять интерес для научных учреждений, музеев, туристских организаций и групп. Далее необходимо связаться с научными учреждениями, музеями данного края, области или с центральными научными учреждениями, предложив свою помощь в сборе материалов, выполнении наблюдений и иных заданий. Естественно, задания выбираются с учетом знаний и опыта участников похода.

В горно-таежных походах группы могут собрать сведения о наличии полезных ископаемых, о запасах деловой древесины и возможностях ее вывоза, об энергоресурсах рек. Зоологи и ботаники могут поручить туристской группе собрать коллекцию или сделать те или иные наблюдения за растительным и животным миром. Так, в годы первых пятилеток туристские группы собирали материал о состоянии лесов в таежных районах, оказывали помощь в выявлении запасов редких пород деревьев, лекарственных трав. А совсем недавно московские туристы получили задание помочь палеонтологам в поисках следов динозавров в районе Фанских гор.

В горных районах туристы могут помочь в наблюдениях над ледниками. Гляциологи могут посоветовать, как выбрать место для установки тура у кромки ледника, зафиксировать это место, снять панораму. Простая работа на леднике с точной фиксацией места установки тура позволит гляциологам через 10—20 лет определить характер происходящих процессов. Например, в 1953 году группа В. В. Немыцкого провела наблюдения над ледниками в районе хребта Куйлю (Тянь-Шань). В 1955—1956 годах эти наблюдения были продолжены группой М. Е. Андреева. Гляциологи проявляют особенно большой интерес к тем горным районам, в которых редко бывают специальные научные экспедиции. Такими районами являются Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Приполярный Урал, горные районы Кольского полуострова (исключая Хибинские тундры).

Другой краеведческой работой, вполне посильной туристам, является описание горных перевалов, подходов к ним, изучение географии горных районов. Подобная работа самым тесным образом связана с нашими туристскими маршрутами. Мало еще изучены отдельные горные районы Саян, Алтая, Приполярного Урала, Тянь-Шаня и Памира. Нуждаются в уточнении описания и районы Кавказа. Опыт показал, что нужно с очень большой осторожностью пользоваться теми описаниями кавказских перевалов, лежащих выше снеговой линии, которые были составлены в 30-х годах. Туристы Свердловска активно участвуют в изучении пещер Урала.

Немалый интерес представляют наблюдения туристов-лыжников над снежным покровом, лавинами и погодой в отдаленных районах. Научным учреждениям порой бывает сложно посылать специальные экспедиции для этой цели; в то же время туристские группы могут без особого труда выполнить ряд наблюдений. Так, в 1956 году участник похода в районе Западных Салед (Приполярный Урал) А. О. Кеммерих произвел снегомерную съемку — измерение мощности и плотности снежного покрова. Результаты проведенной работы представили практический интерес для Института географии АН СССР, и в настоящее время опубликована статья в журнале «Известия Академии наук». Группа туристов под руководством В. И. Жмурова во время похода в Арктике испытала ряд видов походного снаряжения, выполнила наблюдения за состоянием снега, температурами, направлением и силой ветров, характером передвижения льдов на морских заливах. Группа уральских туристов под руководством Дятлова во время лыжного похода выполнила задание Управления гидрометеослужбы по наблюдению за погодой.

Туристы-водники при плавании по таежным рекам могут собрать сведения, характеризующие долину, русло и ложе реки, ее профиль, характер уклона. В водных походах нетрудно составить описание условий плавания, описание порогов, указать глубины на плесах и перекатах, ширину водного потока на различных участках, источники его питания и факторы, вызывающие заметные изменения уровня. Туристские группы уже составили описания некоторых рек Архангельской области, Урала, Саян, Алтая.

Почти в любом походе можно вести изучение вопросов экономики, прошлого и настоящего района путешествия. В новых условиях экономического районирования особенно большое значение приобретает изучение резервов для развития народного хозяйства каждого экономического района. Туристы могут оказать немалую помощь в решении этих задач.

Музей революции, Центральный музей Советской Армии, местные краеведческие музеи интересуются материалами по истории Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны и иностранной интервенции, первых пятилеток и Великой Отечественной войны. Музеи заинтересованы в документальных материалах, реликвиях, рассказах участников. Большую ценность представляют сведения о жизни и быте населения, об успехах хозяйственного и культурного строительства.

Все эти краеведческие задачи группы могут решать попутно во время движения по маршруту. Особой. затраты времени на это не потребуется, если заранее с помощью научных учреждений и музеев четко определить задание и объем работы.

Краеведческие задачи могут явиться и центральной задачей всего похода. В этих случаях понадобится провести большее число радиальных выходов или пройти в целом значительное расстояние. Возможно, что при этом придется дольше находиться в малонаселенной местности, чем это предусмотрено руководящими материалами по туризму. Такие отклонения оправданы, если группа берется выполнить серьезные краеведческие задания.

Общественно-полезная работа туристских групп заключается в чтении лекции для местного населения о своих походах и своем крае, организации выступлений художественной самодеятельности, доставке агитационных материалов. Для более успешного проведения таких мероприятий необходимо до прихода связаться с местными организациями и определить наиболее интересные для населения данного района темы лекций и бесед. Многие группы туристов Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов выполняют во время походов второй и третьей категории трудности такую работу.

Другой формой общественно-полезной работы является помощь колхозам и совхозам в их производственной деятельности. Так, например, туристы Педагогического института имени В. П. Потемкина (Москва) перед началом маршрутов второй и третьей категории трудности по горному Алтаю пять дней работали на полях целинного Алтайского совхоза «Урожайный», получив за эту работу почетную грамоту от местных комсомольских организаций.

Непосредственную ценность для туристских групп имеет строительство силами туристов различных сооружений—постоянных переправ через реки, избушек в районах зимних походов и т.д. В этом отношении весьма показателен опыт группы В. Соловьева. В 1955 году туристы ДСО «Торпедо», подготавливая поход, выяснили, что через реку Кара-Су (Центральный Кавказ), протекающую в районе маршрута в глубоком каньоне, придется наводить переправу. Туристы знали, что и другие туристские группы интересуются этим районом путешествия, но многие меняли маршрут из-за сложности переправы. Захватив с собой стальной трос, группа Соловьева устроила здесь постоянную навесную переправу.

В районах, где зимой проходит большое число туристских групп, имеет смысл силами туристов строить специальные хижины. Это могут сделать несколько туристских групп в течение лета.

Общественно-полезное значение имеет популяризация сведений об экономическом и культурном строительстве в районах путешествий.

Ценность любой формы краеведческой и общественно-полезной работы предопределяется уровнем подготовки и добросовестностью, регулярностью наблюдений. В данном пособии нет возможности рассказать о подготовке и технике наблюдений по заданиям краеведческого характера. Это нетрудно почерпнуть либо в специальной литературе, либо в популярных изложениях. В качестве основного пособия можно рекомендовать «Справочник путешественника и краеведа» под редакцией С. В. Обручева, том II и «Географические наблюдения туристов и альпинистов» Г. К. Тушинского.

Похожие статьи по выживанию:

survinat.ru