Нормы поведения человека в обществе. Совокупность норм поведения. Нормы поведения в обществе


обозначение, нормы поведения в разных возрастах

Знание правил этикетаЧто такое этикет, для чего он придуман и зачем нужна культура поведения — эти вопросы довольно часто можно услышать от расшалившегося ребенка, которого родители стараются утихомирить. Или от подростков, когда у них начинается период своеобразного бунта против установленных норм, правил и требований. Да и, чего уж греха таить, многие взрослые временами сетуют на рамки для правил поведения. Для чего все это нужно? Почему нельзя вести себя так, как хочется в данную минуту? Давайте разберемся!

Этикет

Слово «этикет» позаимствовано из французского языка. Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.

Это интересно: что представляет собой духовная сфера?

Но зачем в обществе существуют правила этикета? — спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:

  1. В домашней обстановке;
  2. В общественных местах;
  3. На работе или службе;
  4. В гостях;
  5. Во время делового общения;
  6. На официальных приемах и церемониях.

Для чего нужен этикетПоведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.

К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?

Это интересно: кто написал гимн России?

С раннего возраста

Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых — своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.

Это интересно: что такое архаизмы, примеры в русском языке.

Как было принято у наших бабушек и дедушек:

  1. Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям;
  2. С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя;
  3. Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.

В подростковый период

Что происходит сейчас: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.

Современные правила этикетаВряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.

По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет — им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.

Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:

  1. Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями;
  2. Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается;
  3. Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.

Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.

Взрослые люди

И вот малыши становятся взрослыми. И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:

  1. Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
  2. Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
  3. А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими — хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.

А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?

Заключение

Принятые правила этикета в обществе Можно долго и занудно перечислять правила и нормы поведения, которые были раньше. Можно оправдывать нынешнее отсутствие культуры у людей тем, что мир изменился — и правила тоже нужно менять. Зачем нужно знать правила поведения, которые были актуальны сто лет назад? Затем, что все эти нормы учат нас уважать друг друга: разговаривать корректно и тактично, не использовать нецензурную лексику, быть добрее к окружающим, сострадательнее.

Именно этикет прививает нам первые понятия о взаимопомощи, умении держать данное слово, с заботой относиться к тем, кто слабее нас, ценить своих родителей и уважать друг друга.

Этикет — это не архаичные правила поведения людей в обществе. Этикет — это разумно выстроенное общение порядочных, тактичных и культурных людей в цивилизованном социуме. Поэтому давайте всегда будем об этом помнить.

obrazovanie.guru

Традиционный устоявшийся порядок поведения - это... Правила поведения в обществе

Просыпаясь, мы начинаем следовать определенному принципу поведения. Выходя из дома, гуляя по улицам, на работе, в школе человек много раз варьирует свой стиль. От чего это зависит и что значит традиционный устоявшийся порядок поведения? Это и разберем в статье о социальной норме и правилах хорошего тона.

Общие принципы поведения

Непосредственно с самого рождения человек попадает в среду, которая питает его морально и определяет дальнейший стиль поведения, формирует мировоззрение, опираясь на взгляды окружающих и писаные законы нормы.

А что такое норма? Ее определяют как правило, действующее в конкретной среде ограниченный период времени или неограниченно.

традиционный устоявшийся порядок поведения это

Правила - это самой собой разумеющиеся ограничения, которые регулируют отношения в обществе и направлены на избежание неприятных ситуаций.

Следуя общественным устоям, человек чувствует себя частью социума, что благотворно влияет на его мироощущение и определяет дальнейшие возможности, так называемые перспективы.

Традиционный устоявшийся порядок поведения - это перечень стереотипного реагирования на внешние раздражители, которые подвигают на те или иные действия в определенном месте, зависимо от темперамента человека, воспитания и категорических ограничений в поведении.

С рождения поведенческий стиль индивидуума может меняться, но предписанные нормы в обществе остаются всегда с незначительной корректировкой и усовершенствованием.

Правила выживания в обществе

Под обществом мы понимает определенное количество людей в конкретной ситуации. А что для нас означает такое определение, как правила общественного поведения? Каждый отдельный человек своим стилем и поведением определяет общий показатель культуры и соответствие правилам этикета.

Нормы поведения зависят от национальности, жизненных позиций, восприятия себя, менталитета и множества других факторов.

правила поведения в классе

Правила этикета сводятся к нескольким общим принципам:

  • Вежливость: нельзя покушаться на свободу мироощущения другого человека, затрагивая его интересы. Потому вежливый тип поведения помогает избегать излишней концентрации на негативе, когда дело касается какого-то правила поведения.
  • Толерантность: быть терпеливым к людям, которые оказываются на вашем жизненном пути и чем-то отличаются от ваших представлений, - важнейший аспект. Таким образом, мы будем вежливы не только со всеми, но и с собой. А еще этот аспект определяет традиционное поведение. Это составляющая гармонии большинства и отдельно взятого индивидуума.
  • Безопасность: вести себя в обществе необходимо так, чтобы это не навредило окружающим морально и физически.

Стереотипный стиль

Стереотип поведения - это устоявшееся и передающееся из поколения в поколение правило или система правил, которые определяют нормы в обществе.традиционное поведение это

Часто такое определение приводит в ступор свободолюбивых граждан и заставляет сопротивляться некоторым нормам. Все, что происходит с такими индивидуумами, можно определить как внутреннюю борьбу, и при сильном желании человек может сломать выработанный стереотип, изменить общественное представление. Такие события можно назвать прогрессом.

Традиционный устоявшийся порядок поведения - это не совсем то, что большинство хотят совершать и правилам которого следовать. Именно потому так благоприятно влияет на поведение Уголовный кодекс. Последний - это те же предписанные правила, но в более грубой формулировке, и нарушать их решаются единицы.

Как ведут себя дети?

Правила поведения для детей наиболее точны и богаты своим разнообразием. Детское поведение требует особенной регулировки и отточенной дисциплины.

правила поведения

Формируются они под влиянием родителей, оттачиваются в кругу домочадцев и зависят от просматриваемых телепередач, прослушанной музыки и разговоров окружающих людей. Ребенок в маленьком возрасте неспособен отличить добро от зла, правильное поведение от асоциального. Потому родители должны потратить немало времени на воспитание своего малыша и средств на хорошие учебники.

Четко определить, что можно делать, а чего никак нельзя, для ребенка тоже довольно сложное занятие, потому следует личными примерами показывать, к чему приводит то или иное поведение.

Правила для детей в школе

В учебных заведениях особенно строго действует традиционный устоявшийся порядок поведения. Это связано с непосредственным воспитанием детей в таких заведениях, определением дальнейшей судьбы каждого, кто проходит через двери школы.

Большую часть времени ребенок с 6-7 лет проводит в стенах учебного заведения. Там он впервые ощущает на себе все ситуационные задачи, с которыми столкнется во взрослой жизни, что закаляет и определяет дальнейший стиль поведения.традиционные правила поведения

Потому в школах действуют строгие правила поведения в классе, начиная со школьной формы, заканчивая тем, что желать доброго утра и говорить «до свидания» следует обязательно каждому учителю. Это касается и общения со своими одноклассниками и незнакомыми людьми.

Соблюдая все правила поведения в классе, ребенок формирует себя как часть социума, понимает, что хорошо, а чего не следует делать, как поступать в той или иной ситуации.

Асоциальный тип

порядок поведения

Что значит отклонение от нормы и как расстройства психики могут сказываться на поведении человека? Каким образом стиль одного индивидуума может провоцировать неадекватные выходки многих людей?

Тех, кто не соответствует общим принципам определения воспитанного человека, и того, кто совсем не способен соответствовать правилам поведения, принято называть асоциальными типами. Такое поведение обусловлено неправильным воспитанием или психическими отклонениями. Своим поведением вышеупомянутые особы могут сбивать с толку и провоцировать на подражание себе подобных, но пока еще не асоциальных людей.

Что зависит от темперамента?

Кто более склонен соблюдать традиционные правила поведения? Это люди уравновешенные, спокойные, высокоразвитые и осознающие свою человеческую суть. Этому описанию отвечает сангвинический тип темперамента.

Полная ему противоположность - меланхолик - также способен держать себя и соблюдать порядок поведения, и даже больше, чем оставшиеся типы - холерик и флегматик.

Отклонения от нормы

Отклонение от стереотипного поведения свидетельствует о патологии развития еще в раннем возрасте или выступает символом протеста обществу.

Правила поведения созданы, чтобы делать взаимопонимание людей более глубоким и лишенным проблем.

В психологии людей, которые неспособны соблюдать правила и отвечать за себя, называют социопатами. Более легким проявлением такой патологии является социофобия, которая также свойственна людям, получившим неправильное воспитание, долгое время отделенным от общества культурных людей, или же с восприятием, искаженным наркотиками, алкоголем.

Формы поведения

В зависимости от преследуемой цели поведение человека в обществе делится на типы:

  • Естественный тип поведения: используется человеком в том случае, когда необходимо достижение личных целей. Такой способ действия заключается в реагировании, которое предусмотрено от природы, – оно естественно и не наигранно.
  • Ритуальное поведение: это как раз тот случай, когда стиль реагирования направлен на соблюдение общих правил общества. К нему относится и этикет, и прочие установленные нормы. Данный тип помогает соблюдать правила поведения и гармонично дополнять социум.
  • Кооперативное поведение: определенные нормы, соблюдение которых необходимо в конкретной среде. Это может быть рабочий коллектив, собрания и другие мероприятия. В таком случае составные нормы включают определенную форму одежды, манеру разговора и умение держать себя.
  • Родительское поведение: заключается в правильном позиционировании себя как родителей по отношению к ребенку. Правильно сформированное мировоззрение и нормы родителей влияют на становление ребенка и приспособленность его к жизни в полноценном социуме.

Необходимость в социальной норме

Сложно себе вообразить, что случилось бы, если бы исчезли все устоявшиеся моральные и социальные принципы культурного поведения и преподнесения себя как личности в обществе. Социальные нормы на основе опыта сотен веков доказывают свою значимость каждую минуту, когда какое-либо нарушение дает знать о себе не совсем хорошими последствиями.

С преимуществами стандартных моделей социального поведения в обществе в общем все понятно. Этот вопрос рассмотрен и доказан неоднократно. Следует подумать о негативных последствиях отсутствия этих норм, установленных естественных и корпоративных принципов реагирования на ситуацию.

Можно сказать точно, что не будь общих моральных и социальных принципов, то и о "человеке разумном" говорить не пришлось бы. Человечество потому и стоит на вершине развития, что способно отличать негативное влияние своих поступков от положительных.

правила общественного поведения

Причинно-следственная связь напрямую толкает людей поступать так, как того желает общество. Ибо непонятый станет брошенным, а изгой никогда не сможет стать частью социально развитой группы.

Несмотря на множество противоречий, можно сказать, что нормы поведения регулируют каждую сферу жизнедеятельности человека, от малого к большему, и несоответствие заканчивается для кого-то незначительным казусом, а для кого-то - годами заключения в тюрьме или психиатрической клинике.

Человек разумный соблюдает правила, стремится дополнить перечень разрешенных и запрещенных поступков среди людей. Задачей современного человека является прямое влияние на устоявшиеся социальные нормы, их усовершенствование и дополнение новыми, более конкретными требованиями к жизни в обществе.

Любая установленная норма и правило не должны противоречить природе человека и ограничивать его свободу, потому общественные правила, которые сохраняются еще с древних времен, наиболее естественно подходят для их соблюдения.

Умение держать себя на высоте и при этом не противоречить своей сути - искусство, которое делает из человека высшее существо.

fb.ru

§ 15. Правила и нормы поведения в обществе.

1. Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определенным правилам, а не так, как они хотят.Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

Философы просвещения считали, что свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому. Социальные нормы позволяют людям контролировать свое поведение мирного и бесконфликтного сосуществования с другими представителями общества. При отсутствии социальных норм общество «утонет» в конфликтах и само его существование будет поставлено под угрозу.

2. Соотнесите названия социальных норм и их определения.

1. Правовые нормы Ж А. Традиционно установившийся порядок поведения людей
2. Обычаи А Б. Правила поведения, заключающихся в символических действиях, установленных обычаем
3. Религиозные нормы Е В. Внешние формы поведения человека
4. Обряды Б Г. Нормы, основанные на представлениях общества о добре и зле
5. Моральные (нравственные) нормы Г Д. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения
6. Этикет Д Е. Нормы, которые устанавливаются церковью и регулируют поведение верующих людей
7. Манеры В Ж. Обязательные для всех правила поведения, закрепленные в законах и охраняемые силой государства

3. Определите, какие социальные нормы иллюстрируют примеры.

При входе в православный храм верующие крестятся; женщины покрывают голову платками религиозные нормы
На свадьбе невеста бросает в толпу гостей свой букет и каждая незамужняя девушка старается его поймать обряд
Человек, которому доверили личную тайну, не должен ее рассказывать другим моральные нормы
Совершая поездку в автобусе или троллейбусе, необходимо оплатить проезд правовые нормы

4. Проведите небольшое исследование. Вспомните и перечислите, какие социальные нормы вы выполнили в течение дня. А были нормы, которые вы нарушили? Какие выводы по результатам исследования вы можете сделать?

Задание выполняется самостоятельно. Например:

Выполнил:

правовые нормы (посещение школы, проезд на транспорте, покупка в магазине), манеры и моральные нормы (поведение и общение в обществе), обычаи (уважение к старшим)

Нарушил:

правовые нормы (переход на красный свет светофора)

Выводы:

социальные нормы составляют неотъемлемую часть поведения каждого члена общества. Каждое наше действие соответствует тем или иным социальным нормам.

5. Определите, какая социальная норма была нарушена, и объясните, почему вы так считаете. 

На торжественный официальный прием в посольство молодой человек пришел в рваных джинсах и футболке этикет
Приятель, имеющий автомобиль, пообещал своим друзьям — молодой семье — помочь перевезти вещи. Однако не только не помог, но и не предупредил, что не приедет моральные (нравственные) нормы
Молодой человек превысил максимально допустимую скорость на шоссе, и его машина чуть не врезалась в столб правовые нормы
Несколько одиннадцатиклассников заявили, что они не придут на последний звонок традиция (обычай)

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

gdzplus.com

нормы поведения человека в обществе

Поскольку человек является существом общественным, то и его полноценная жизнь вне жизни общества просто невозможна. Человек должен считаться с нормами и формой поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. Часто то, что неприемлемо в одном обществе, можно позволить себе в другой ситуации. Но все-таки, каждый человек должен сформировать для себя основополагающие принципы поведения, которые будут определять его жизненную норму и линию поведения и таким образом формировать его отношения с другими людьми, а отсюда и его жизненный успех.

Нормы поведения человека в обществе и в обращении с другими людьми формировались на протяжении веков. Но эти нормы не всегда были одинаковы. Изменялся общественный строй, социальное и сословное деление населения, разными были обычаи в обществе аристократии, мещан, духовенства, рабочих, крестьян, интеллигенции, военных. При этом отличалось поведение молодежи и взрослых, неодинаковыми были национальные и социальные традиции, на которые эти нормы поведения опирались. Для представителей высшего состояния, аристократии были установленные твердые правила поведения, незнания или нарушения которых считалось нехваткой воспитания.

Также часто нормы поведения соответствующего состояния общества в разные времена оценивались по-разному: во времени их становления они были соответствующими, а в другой период развития общества они уже считались несоответственными, свидетельствовали о невысокой культуре человека.

Общаясь, люди, как правило, собираются вместе. Или в более малом, или в большем обществе и эти встречи большего количества людей бывают в основном чем-то вызваны. Причиной может быть какое-то личное или семейное событие (день рождения, день ангела, свадьбы, юбилейные даты) или общественная (государственные и местные праздники, отмечания какого-то исторического события и тому подобное) . Участниками таких встреч бывают, как правило, люди, которые хорошо знакомы. Но когда незнакомый человек впервые попадает в такое общество, то он должен в первую очередь представиться, чтобы присутствующие узнали об этом лице. Потому чаще всего такого человека в общество сопровождает и отрекомендовывает хозяин дома или человек, который хорошо знает общество. Если же такого лица нет, то незнакомец отрекомендовывается самостоятельно: Уважаемые, позвольте представиться. Меня зовут (следует назвать свое имя, отчество или фамилию) , я по специальности ...(здесь можно указать либо профессию, либо должность и тому подобное).

info-4all.ru

Нормы поведения человека в обществе. Совокупность норм поведения

Все люди индивидуальны. Их различия обусловлены рядом факторов, наиболее значимые среди которых - этническая принадлежность, национальность, внешние данные, характер, мышление, мировоззрение, цели, привычки, интересы и т.д. Даже среди семимиллиардного населения Земли не найдется двух абсолютно одинаковых персон.

Но, несмотря на это, всех людей объединяет одно - их полноценная жизнь возможна лишь внутри социальной ячейки. Именно общество является наиболее комфортной средой обитания для человека, независимо от личностных факторов.

Нормы поведения человека в обществе – это довольно многогранное понятие, отражающее формы взаимодействия личности с окружающим ее миром.

нормы поведения человека в обществеЧеловек как социальная единица должен руководствоваться правилами и обычаями, установленными в том или ином обществе. Для каждой конкретной ситуации существует свой набор правил, которые, впрочем, не являются фиксированными. Так, действия, которые приемлемы в одном обществе, категорически недопустимы в другом. С другой стороны - общественные нормы поведения личности могут меняться в зависимости от ситуации и времени.

К примеру, представьте, что вы встретились с давними друзьями, с которыми дружите долгие годы. Вы можете позволить себе держаться свободно, надевать то, что вы считаете нужным, не стесняться выражений с содержанием ненормативной лексики, развязных жестов и вредных привычек. Друзья привыкли к вам и воспринимают все ваши действия как норму. А теперь представьте, что вы пришли на работу в крупную корпорацию и планируете добиться здесь немалого карьерного успеха. Ваш образ, действия и жесты в этой ситуации будут кардинально отличаться от предыдущей ситуации: внешний вид соответствует дресс-коду, речь приобретает деловой окраску, вредные привычки максимально вуалируются. Но спустя год-два вы отправляетесь со своими сотрудниками на давно запланированную корпоративную вечеринку. В этой ситуации вы можете позволить себе проявить частичку своего настоящего «я». Ведь, несмотря на то, что состав общества не поменялся, изменилась ситуация, и слишком сдержанное поведение может быть воспринято окружающими как недоверие или неприязнь с вашей стороны.

правила и нормы поведенияЕсли нормы поведения могут быть мобильными, то основополагающие принципы, определяющие поведенческие манеры и взгляды на жизнь, должны иметь более четкие границы.

Составляющие социальных норм

Образ жизни и поведение диктуются совокупностью внешних и внутренних факторов, на которые оказали влияние как окружающее общество, так и сам человек.Система норм поведения включает в себя следующие понятия:

1. Социальные нормы - указывают на необходимую модель поведения в том или ином обществе.

2. Привычки – это набор личностных поведенческих моделей для той или иной ситуации, закрепленных в результате многократного повторения.

Различают положительные, нейтральные и вредные привычки. Положительные привычки с одобрением воспринимаются обществом (приветствие при встрече, употребление вежливых слов), нейтральные привычки зачастую не вызывают никаких реакций (употребление чая без сахара, ведение дневника), вредные привычки говорят о плохих манерах и характеризуют человека с отрицательной стороны (курение, чавканье, разговор с полным ртом, громкая отрыжка).

3. Манеры – формы поведения, основанные на привычках. Они характеризуют воспитание человека и его принадлежность к определенному социальному слою. Воспитанный человек умеет элегантно одеваться, знает правила этикета за столом, четко формулирует свои мысли и высказывает их в понятной для собеседника форме.

ценности и нормы поведения

4. Этикет - совокупность норм поведения (вежливость, тактичность, толерантность), актуальная для высших социальных слоев.

5. Общественные ценности – это эталон представлений, одобряемых большинством социальных единиц: добро, справедливость, патриотизм.

6. Принципы – это особо важные и непоколебимые убеждения, который человек создает сам для себя. Это своего рода границы, устанавливаемые для самоконтроля. К примеру, для одного человека семья – высшая ценность, и он никогда не позволит себе измену. Для другого же верность не входит в список принципов, он может повторять измену неоднократно без угрызений совести.

Религия как рычаг управления поведением человека

Несмотря на достижения науки, прогрессивное мышление и современные взгляды на жизнь, религия по-прежнему остается одним из важных факторов в формировании норм поведения личности.

Приоритетное значение религии для человека обусловлено несколькими факторами:

1. Помощь свыше. Каждого человека рано или поздно подстерегают неприятности, которые становятся настоящим испытанием для его воли. Банкротство, потеря имущества, развод, тяжелая болезнь или смерть близкого… Именно в таких ситуациях люди чаще всего вспоминают о наличие на небе невидимой силы. Их вера может быть непостоянна, но в такие моменты им нужен кто-то, на кого можно переложить часть ответственности, от кого можно ждать помощи, пусть и иллюзорной.

система норм поведения

2. Настройка принципов. Именно религия зачастую становится догматическим путеводителем, указывающим на моральные нормы поведения. Библейские заповеди гласят о том, что нельзя убивать, грабить и прелюбодействовать, и некоторые люди воспринимают эти принципы как личностные.

3. Поиск смысла жизни. Еще одна причина обращения к религии – поиск ответов на вечные вопросы.

Модели поведения

Каждое действие, совершаемое человеком, обусловлено соответствующим мотивом, который, в свою очередь, диктует порядок воспроизводимых деяний.

Все действия делятся на две категории:

1. Автоматические – это действия, в основе которых заложены врожденные и приобретенные рефлексы и навыки, не требующие мысленного осознания и выполняемые инерционно. К ним относятся умение жевать, дышать, ходить вертикально, читать, говорить на родном языке.

2. Сознательные – это более сложные действия или их совокупность, требующие использования интеллектуальных возможностей человека. Данная модель поведения основана на выборе того или иного шаблона действий в незнакомой ситуации.

К примеру, вы злитесь на человека и желаете высказать ему свое негодование, оскорбить и унизить. Но вы понимаете, что ваше желание временно и связано не только с этим человеком, а и с вашим плохим настроением и общими неудачами. Если вы поддадитесь агрессии, то, скорее всего, навсегда утратите контакт с человеком. Именно сознание решает, что предпринять в этой ситуации, оценивая все «за» и «против». Кроме того, не последнюю роль играет преобладание логической или эмоциональной составляющей в характере.

Поведение молодежи

Молодежь – перспектива нации. Поэтому очень важно, как именно будет воспитываться подрастающее поколение.

Нормы поведения человека в обществе призывают молодых людей:

- являться активными участниками социума;- ставить перед собой жизненные цели и стремиться к их достижению;- разносторонне развивать свою личность;- заниматься спортом;- получить достойное образование;- вести здоровый образ жизни без курения и употребления спиртных напитков;- не использовать в разговоре ненормативную лексику и грубые выражения;- уважительно относиться к старшему поколению;- создать для себя систему ценностей и придерживаться ее;- знать и соблюдать правила этикета.

Но в современном мире поведение молодежи в обществе нередко отличается от установленных норм и имеет девиантный характер.

нравственные нормы поведения

Так, некоторые молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет считают, что курение и прием алкоголя – это модно, а посещение лекций в институте – занятие для зубрил. Они предпочитают дискотеки книгам, грубы в высказываниях и имеют беспорядочные половые связи.

Такое поведение чаще всего сформировано под влиянием компании и требует немедленного вмешательства со стороны родителей.

Взаимодействие молодежи со старшим поколением

Проблема взаимодействия разных поколений будет всегда актуальной. Система ценностей, на которой воспитана одна возрастная группа, к моменту взросления другой частично теряет свою актуальность. Следовательно, возникают непонимание и разногласия.

общественные нормы поведения

Среди основных причин конфликтов выделяют несовместимость интересов, различное социальное положение, аморальное поведение одной из сторон, отсутствие культуры общения, борьбу за превосходство, нежелание уступать.

Тем не менее ценности и нормы поведения, привитые нам с детства, гласят, что молодое поколение должно уступать старшим в любой ситуации, даже если такое решение кажется несправедливым. Кроме того, необходимо придерживаться определенной модели поведения. В общении нужно использовать уважительную форму обращения - «вы», а также избегать сленга. Не допускается высмеивание и подшучивание над старшими. А отказ в помощи считается дурным тоном.

Нормы поведения между супругами

Чтобы построить устойчивый дом, необходимо заложить надежный фундамент и по кирпичикам выстраивать стены. Так и в семейных отношениях – любовь является фундаментом, нравственные нормы поведения - кирпичиками.

моральные нормы поведения

Супружеская жизнь – это не только радостные моменты, это и разочарование, раздражение и обиды. Чтобы достойно пройти через все неприятные моменты и сохранить целостность брака, необходимо соблюдать несколько несложных правил:

- относиться к партнеру, как к равному;- ценить его личностные качества;- поддерживать в любых начинаниях и не высмеивать неудачи;- обговаривать важные моменты и принимать решения вместе;- не переходить на оскорбления и обиды;- не позволять себе рукоприкладство;- быть верным супругу.

Деловой этикет

Если общие нормы поведения человека в обществе могут варьироваться в зависимости от ситуации, то деловой этикет – это набор поведенческих моделей, которые имеют наиболее очерченную грань.

совокупность норм поведения

В бизнес-мире существует 5 правил этикета:

1. Пунктуальность. Приходите на все важные встречи вовремя, этим вы покажете свою организованность.

2. Компетентность. Будьте подкованы в том, о чем говорите. Иногда лучше смолчать, чем дать ложную информацию.

3. Речь. Учитесь говорить грамотно и понятно. Даже самая успешная идея, презентованная на корявом и неуверенном языке, обречена на провал.

4. Внешний вид говорит о вашем вкусе и статусе, поэтому в вашем гардеробе, кроме джинсов и маек, обязательно должен быть костюм для важной встречи.

5. Взаимодействие. Прислушивайтесь к мнению других и не доверяйте свою идею первому встречному.

Соблюдение этих правил играет очень важную роль, так как отображает уровень профессионализма и серьезность подхода к делу.

Девиантное поведение: отклонение от нормы

Правила и нормы поведения людей не всегда могут выражаться по регламентированным стандартам. Некоторые модели поведения могут иметь существенное отклонение от нормы. Такая манера определяется как девиантная. Она может иметь как положительные черты, так и отрицательные.

Ярким примером противоположных девиантов служат террористы и национальные герои. Действия и тех, и других отклонены от поведения «средних масс», но воспринимаются обществом по-разному.

Таким образом, общие нормы поведения можно разместить на одной оси, а девиантные отклонения на разных полюсах.

Формы аномального поведения в обществе

Нормы поведения человека в обществе, выраженные как девиантные, имеют четыре ярко выраженные формы:

  • Преступность. В последние годы этот показатель вырос на 17%. Во многом преступность обусловлена переходом на рыночные отношения и высоким уровнем конкуренции, безработицей и низким уровнем жизни, а также психологическими отклонениями. Кроме того, немаловажное значение имеет коррупция в правовой и судебно-исполнительной отраслях, которая позволяет при наличии достатка избежать ответственности за нарушение права.
  • Алкоголизм. Алкоголь – это неотъемлемая часть праздничных застолий и обычных дружеских встреч. Его употребляют, чтобы что-то отпраздновать, утолить боль или просто снять стресс. Люди привыкли, что алкоголь стал частью их жизни, и не отдают себе отчет в его пагубном влиянии на личность и на общество в целом. По статистике, 70% преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, и более чем в 20% смертельных ДТП виноваты нетрезвые водители.

правила и нормы поведения людей

  • Наркомания. Зависимость от психотропного вещества, которая истощает организм и приводит к его деградации. К сожалению, несмотря на официальный запрет наркотических средств, каждый десятый подросток пробовал один или несколько видов наркотиков.
  • Суицид. Самоубийство - это намеренное желание лишить себя жизни из-за проблем, которые кажутся неразрешимыми. По данным мировой статистики, суицид наиболее характерен для высокоразвитых стран, где присутствует высокая конкурентность как в бизнес-сфере, так и на личностном фронте. Возрастная группа, наиболее подверженная риску, это подростки от 14 до 18 лет и люди пенсионного возраста.

Санкции за несоблюдение норм

Правила и нормы поведения регулируются утвержденными законами государства и негласными правилами общества.

Санкции за девиантное поведение варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.

санкции за аномальное поведение

К примеру, убийство или грабеж попадают под статью нарушения криминального кодекса, следовательно, караются лишением свободы. Провокация или драка являются административными нарушениями. В качестве ответственности за проступок нарушителю будет предложено уплатить штраф или выполнить гражданские работы. Нарушения, связанные с привычками (не помыл за собой посуду, не подстриг ногти, опоздал на важную встречу, соврал), будут вызывать неодобрение общества и дальнейшее игнорирование или презрение.

загрузка...

worldfb.ru

Правила поведения в общественных местах.

           Культура поведения в общественных местах, соблюдение всех правил этикета общения свидетельствует о высоком культурном развитии человека, о его воспитании и манерах. Общение с воспитанным интеллигентным человеком приносит много положительных эмоций, с ним всегда приятно проводить время и вести дела. Культура складывалась и формировалась много столетий по-разному в различных цивилизациях. Но сегодня мы пришли к тому, что уровень культуры населения значительно упал, по сравнению с прошлым веком. Многие люди в нескольких поколениях понятия не имеют о том, как надо вести себя в обществе, в транспорте, в театре или ресторане.

Хочу рассказать вам некоторые правила поведения в общественных местах.

Начнем с элементарных норм поведения на улице.

            Когда вы идете по улице, то нужно с уважением относится к прохожим, нельзя застегивать ширинку на ходу, заправлять рубашку, подтягивать колготки и т.д. Идти нужно ровно, не размахивая руками и вещами, которые вы несете. Необходимо строго соблюдать направление движения пешеходов, так, чтобы не столкнуться лоб в лоб со встречным потоком.

Не надо толкать рядом идущего человека, и уж ни в коем случае не разглядывать красивых женщин, проходящих мимо, беременных, инвалидов и людей с внешними уродствами, это свидетельствует об очень низкой культуре.

На улице также нельзя плевать, сорить, жевать во рту зубочистку, ходить шеренгой по трое и более, так как вы перекроете путь встречным прохожим.

            Если вы встретили на улице своего знакомого, то не стоит подбегать к нему с криками и объятиями, особенно, если он идет в сопровождении незнакомых вам лиц. Правила поведения в общественных местах обязывает вежливо поздороваться с ним, и, если, он не показал своего желания с вами говорить, идти дальше. Если же он все-таки остановился, то не стоит его задерживать надолго, так как партнер по общению не должен его ждать долго. И наоборот, если вы идете с девушкой или другим мужчиной, то вам не стоит заводить разговор со знакомым на улице, так как некультурно заставлять ждать вашего спутника, особенно, если это женщина.

           Если же вам необходимо обсудить что-то важное, то обязательно включите вашего спутника в разговор, мужчин нужно обязательно представить друг другу, женщина имеет право не представляться. Но и в этом случае разговор не должен занимать много времени.

Теперь поведение в общественных местах, общественный транспорт.

           Если вы пользуетесь общественным транспортом, то нужно помнить несколько правил: на входе обязательно пропускать вперед беременных, женщин с детьми, пожилых и инвалидов. Если вы видите, что кто-то из вышеперечисленных нуждается в помощи, будет тактичным предложить свою помощь, но не в коем случае не хватать за руки без его разрешения. Находясь в автобусе, метро или маршрутном такси не вступайте в конфликты с пассажирами, уступайте место льготным категориям людей. Если вам наступили на ногу, не кричите на весь автобус как вам больно, это нетактично. А если вы наступили на ногу другому, стоит извиниться внятно и спокойно.

В театре. Если вы решили сходить в театр, вам нужно запомнить следующие правила  поведения в общественных местах: на спектакль в театр нужно приходить заблаговременно, чтобы успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и привести себя в порядок. Нужно соблюсти правила внешнего вида в театре. Ни в коем случае нельзя одеваться фривольно, особенно джинсы и футболки. Соблюдая правила поведения в общественных местах, в театр принято одевать либо классический костюм, либо просто брюки и рубашку   (для мужчин). Женщине будет правильнее надеть вечернее платье и туфельки или классическую юбку с блузой. В зал нужно зайти, как только подадут первый звонок к началу представления, и занять строго свои места. Если на вашем ряду уже сидят люди, то проходить мимо них нужно лицом к ним.  

fb.ru

Правила и нормы поведения в обществе

Просмотр содержимого документа «Правила и нормы поведения в обществе»

ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ 

ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ 

1. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ: «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ», «ОБЫЧАИ», «НРАВЫ»,   «ЭТИКЕТ», «РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ», «ПРАВОВЫЕ НОРМЫ».  2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ В ОБЩЕСТВЕ ЗАКОНЫ?  СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ!
  • 1. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ: «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ», «ОБЫЧАИ», «НРАВЫ»,   «ЭТИКЕТ», «РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ», «ПРАВОВЫЕ НОРМЫ».  2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ В ОБЩЕСТВЕ ЗАКОНЫ? 

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ!

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ   - ЭТО ПРАВИЛА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ОБЩЕСТВЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.  ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ? Определение пишем в тетрадях!
  • СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ   - ЭТО ПРАВИЛА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ОБЩЕСТВЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ?

Определение пишем в тетрадях!

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Т. Е. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДЕЙСТВИЙ, ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ  ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРИВЫЧЕК, НО И ОТ ТОГО, КАК ОН СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ И НОРМАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ. С ДЕТСТВА МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАЯМИ, ТРАДИЦИЯМИ, ЦЕННОСТЯМИ. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его. 
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Т. Е. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДЕЙСТВИЙ, ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ  ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРИВЫЧЕК, НО И ОТ ТОГО, КАК ОН СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ И НОРМАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ. С ДЕТСТВА МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАЯМИ, ТРАДИЦИЯМИ, ЦЕННОСТЯМИ.

Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его. 

НОРМЫ УКАЗЫВАЮТ НА ТО, ГДЕ И КАК МЫ ДОЛЖНЫ СЕБЯ ВЕСТИ. ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ВЫРАБОТАНЫ СВОИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. 
  • НОРМЫ УКАЗЫВАЮТ НА ТО, ГДЕ И КАК МЫ ДОЛЖНЫ СЕБЯ ВЕСТИ. ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ВЫРАБОТАНЫ СВОИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. 
УСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСКИХ ИГР. ЗДЕСЬ ВСЕ ПРОИСХОДИТ КАК БЫ ПОНАРОШКУ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИГРАЯ ВСЕРЬЕЗ, РЕБЕНОК ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ.   Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы. 
  • УСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСКИХ ИГР. ЗДЕСЬ ВСЕ ПРОИСХОДИТ КАК БЫ ПОНАРОШКУ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИГРАЯ ВСЕРЬЕЗ, РЕБЕНОК ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ.  

Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы. 

ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБОМ ПОЗНАНИЯ НОРМ И ПРАВИЛ ВЗРОСЛОГО ОБЩЕСТВА. ИГРЫ В «ДОЧКИ-МАТЕРИ», «ВРАЧА И ПАЦИЕНТА» МОДЕЛИРУЮТ МИР ВЗРОСЛЫХ. ПО СУЩЕСТВУ, В РУКАХ У РЕБЕНКА НЕ КУКЛА-МАТЬ ИЛИ КУКЛА-ВРАЧ. ОНИ УПРАВЛЯЮТ ВЗРОСЛЫМИ  СУЩЕСТВАМИ, РАССТАВЛЯЯ ИХ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ, КАК ОНИ, ДЕТИ, СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ, ЗАСТАВЛЯЮТ ГОВОРИТЬ ТО,  ЧТО ОНИ СЧИТАЮТ НУЖНЫМ СКАЗАТЬ.  Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача,  расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и  попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли  учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников  выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д. 

ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБОМ ПОЗНАНИЯ НОРМ И ПРАВИЛ ВЗРОСЛОГО ОБЩЕСТВА. ИГРЫ В «ДОЧКИ-МАТЕРИ», «ВРАЧА И ПАЦИЕНТА» МОДЕЛИРУЮТ МИР ВЗРОСЛЫХ. ПО СУЩЕСТВУ, В РУКАХ У РЕБЕНКА НЕ КУКЛА-МАТЬ ИЛИ КУКЛА-ВРАЧ. ОНИ УПРАВЛЯЮТ ВЗРОСЛЫМИ  СУЩЕСТВАМИ, РАССТАВЛЯЯ ИХ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ, КАК ОНИ, ДЕТИ, СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ, ЗАСТАВЛЯЮТ ГОВОРИТЬ ТО,  ЧТО ОНИ СЧИТАЮТ НУЖНЫМ СКАЗАТЬ. 

Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача,  расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и  попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли  учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников  выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д. 

ЧЕРЕЗ ИГРУ ПОДРОСТОК ВХОДИТ В МИР ВЗРОСЛЫХ, ГДЕ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ  ЗАПРЕТЫ И РАЗРЕШЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ,  ОДНИМ СЛОВОМ — СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. 
  • ЧЕРЕЗ ИГРУ ПОДРОСТОК ВХОДИТ В МИР ВЗРОСЛЫХ, ГДЕ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ  ЗАПРЕТЫ И РАЗРЕШЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ,  ОДНИМ СЛОВОМ — СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. 
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ  ОБЫЧАЙ — ЭТО ТРАДИЦИОННО УСТАНОВИВШИЙСЯ ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ. ОБЫЧАИ ПРИСУЩИ ШИРОКИМ МАССАМ ЛЮДЕЙ.  ОБЫЧАИ ГОСТЕПРИИМСТВА, ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА, УВАЖЕНИЯ К СТАРШИМ И МНОГИЕ ДРУГИЕ БЕРЕГУТСЯ НАРОДОМ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ДОСТОЯНИЕ, КАК ЦЕННОСТИ.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ 

  • ОБЫЧАЙ — ЭТО ТРАДИЦИОННО УСТАНОВИВШИЙСЯ ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ. ОБЫЧАИ ПРИСУЩИ ШИРОКИМ МАССАМ ЛЮДЕЙ.  ОБЫЧАИ ГОСТЕПРИИМСТВА, ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА, УВАЖЕНИЯ К СТАРШИМ И МНОГИЕ ДРУГИЕ БЕРЕГУТСЯ НАРОДОМ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ДОСТОЯНИЕ, КАК ЦЕННОСТИ.
ОБЫЧАИ — ОДОБРЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ МАССОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ  РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ.  Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.
  • ОБЫЧАИ — ОДОБРЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ МАССОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ  РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ. 

Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

ПРИВЫЧКИ — ЭТО УСТАНОВИВШАЯСЯ СХЕМА ПОВЕДЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОБРАЗ ЖИЗНИ СОЗДАЕТСЯ НАШИМИ ПРИВЫЧКАМИ. ПРИВЫЧКИ  ВОЗНИКАЮТ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ. ТАКОВЫ ПРИВЫЧКИ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ, ЗДОРОВАТЬСЯ, ПРИКРЫВАТЬ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ И Т. Д.
  • ПРИВЫЧКИ — ЭТО УСТАНОВИВШАЯСЯ СХЕМА ПОВЕДЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОБРАЗ ЖИЗНИ СОЗДАЕТСЯ НАШИМИ ПРИВЫЧКАМИ.
  • ПРИВЫЧКИ  ВОЗНИКАЮТ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ. ТАКОВЫ ПРИВЫЧКИ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ, ЗДОРОВАТЬСЯ, ПРИКРЫВАТЬ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ И Т. Д.
БОЛЬШИНСТВО ПРИВЫЧЕК НЕ ВСТРЕЧАЮТ СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ НИ ОДОБРЕНИЯ, НИ ОСУЖДЕНИЯ. НО ЕСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ГРОМКО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧИТАТЬ ЗА ОБЕДОМ, ГРЫЗТЬ НОГТИ. ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ПЛОХИХ МАНЕРАХ ЧЕЛОВЕКА.
  • БОЛЬШИНСТВО ПРИВЫЧЕК НЕ ВСТРЕЧАЮТ СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ НИ ОДОБРЕНИЯ, НИ ОСУЖДЕНИЯ. НО ЕСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ГРОМКО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧИТАТЬ ЗА ОБЕДОМ, ГРЫЗТЬ НОГТИ. ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ПЛОХИХ МАНЕРАХ ЧЕЛОВЕКА.
МАНЕРЫ — ЭТО ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОНИ ОСНОВАНЫ НА ПРИВЫЧКАХ И ПОЛУЧАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ  ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ОКРУЖАЮЩИХ. МАНЕРЫ ОТЛИЧАЮТ ЛЮДЕЙ ВОСПИТАННЫХ ОТ  НЕВОСПИТАННЫХ. ХОРОШИМ МАНЕРАМ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ. ОПРЯТНО ОДЕВАТЬСЯ,  ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАТЬ СОБЕСЕДНИКА, УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ - ВСЕ ЭТО  ПОВСЕДНЕВНЫЕ МАНЕРЫ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА. 
  • МАНЕРЫ — ЭТО ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
  • ОНИ ОСНОВАНЫ НА ПРИВЫЧКАХ И ПОЛУЧАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ  ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ОКРУЖАЮЩИХ. МАНЕРЫ ОТЛИЧАЮТ ЛЮДЕЙ ВОСПИТАННЫХ ОТ  НЕВОСПИТАННЫХ. ХОРОШИМ МАНЕРАМ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ. ОПРЯТНО ОДЕВАТЬСЯ,  ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАТЬ СОБЕСЕДНИКА, УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ - ВСЕ ЭТО  ПОВСЕДНЕВНЫЕ МАНЕРЫ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА. 
ПО ОТДЕЛЬНОСТИ МАНЕРЫ СОСТАВЛЯЮТ ЭЛЕМЕНТЫ, ИЛИ ЧЕРТЫ, КУЛЬТУРЫ, А ВМЕСТЕ — ЭТИКЕТ.  ЭТИКЕТ  — ЭТО ПРИНЯТАЯ В ОСОБЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КРУГАХ СИСТЕМА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ОСОБЫЙ ЭТИКЕТ СУЩЕСТВОВАЛ ПРИ КОРОЛЕВСКИХ ДВОРАХ, В СВЕТСКИХ САЛОНАХ, ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КРУГАХ. ЭТИКЕТ ВКЛЮЧАЕТ ОСОБЫЕ МАНЕРЫ, НОРМЫ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ. 
  • ПО ОТДЕЛЬНОСТИ МАНЕРЫ СОСТАВЛЯЮТ ЭЛЕМЕНТЫ, ИЛИ ЧЕРТЫ, КУЛЬТУРЫ, А ВМЕСТЕ — ЭТИКЕТ. 
  • ЭТИКЕТ  — ЭТО ПРИНЯТАЯ В ОСОБЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КРУГАХ СИСТЕМА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
  • ОСОБЫЙ ЭТИКЕТ СУЩЕСТВОВАЛ ПРИ КОРОЛЕВСКИХ ДВОРАХ, В СВЕТСКИХ САЛОНАХ, ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КРУГАХ. ЭТИКЕТ ВКЛЮЧАЕТ ОСОБЫЕ МАНЕРЫ, НОРМЫ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ. 
ЕСЛИ ПРИВЫЧКИ И ОБЫЧАИ ПЕРЕХОДЯТ ОТ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ К ДРУГОМУ, ОНИ  ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ТРАДИЦИИ. ТРАДИЦИЯ — ВСЕ ТО, ЧТО УНАСЛЕДОВАНО ОТ  ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ.  ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЭТО СЛОВО ОБОЗНАЧАЛО «ПРЕДАНИЕ». В КАЧЕСТВЕ ТРАДИЦИИ ВЫСТУПАЮТ ТАКЖЕ ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ, ИДЕИ, ВКУСЫ, ВЗГЛЯДЫ. 
  • ЕСЛИ ПРИВЫЧКИ И ОБЫЧАИ ПЕРЕХОДЯТ ОТ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ К ДРУГОМУ, ОНИ  ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ТРАДИЦИИ.
  • ТРАДИЦИЯ — ВСЕ ТО, ЧТО УНАСЛЕДОВАНО ОТ  ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ. 
  • ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЭТО СЛОВО ОБОЗНАЧАЛО «ПРЕДАНИЕ». В КАЧЕСТВЕ ТРАДИЦИИ ВЫСТУПАЮТ ТАКЖЕ ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ, ИДЕИ, ВКУСЫ, ВЗГЛЯДЫ. 
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ОБРЯДАМИ. Обряд — это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. 
  • ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ОБРЯДАМИ.

Обряд — это совокупность действий,

установленных обычаем.

В них выражаются какие-то

религиозные представления

или бытовые традиции. 

ОБРЯДЫ  СОПРОВОЖДАЮТ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С  РОЖДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, КРЕЩЕНИЕМ, СВАДЬБОЙ, ПОМОЛВКОЙ. ОБРЯДЫ СОПРОВОЖДАЮТ  ВСТУПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В НОВУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОИНСКАЯ ПРИСЯГА,  ПОСВЯЩЕНИЕ В СТУДЕНТЫ. СО СМЕРТЬЮ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫ ТАКИЕ ОБРЯДЫ, КАК ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ. 
  • ОБРЯДЫ  СОПРОВОЖДАЮТ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ЖИЗНИ.
  • ОНИ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С  РОЖДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, КРЕЩЕНИЕМ, СВАДЬБОЙ, ПОМОЛВКОЙ.
  • ОБРЯДЫ СОПРОВОЖДАЮТ  ВСТУПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В НОВУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОИНСКАЯ ПРИСЯГА,  ПОСВЯЩЕНИЕ В СТУДЕНТЫ.
  • СО СМЕРТЬЮ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫ ТАКИЕ ОБРЯДЫ, КАК ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ. 
НРАВЫ  — ОСОБО ОБЕРЕГАЕМЫЕ, ВЫСОКОЧТИМЫЕ ОБЩЕСТВОМ МАССОВЫЕ ОБРАЗЦЫ  ДЕЙСТВИЙ. ОНИ ОТРАЖАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА, ИХ НАРУШЕНИЕ НАКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ СУРОВО, НЕЖЕЛИ НАРУШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ. ОТ СЛОВА «НРАВЫ» ПРОИСХОДИТ «НРАВСТВЕННОСТЬ» — ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ  ОПРЕДЕЛЯЮТ ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
  • НРАВЫ  — ОСОБО ОБЕРЕГАЕМЫЕ, ВЫСОКОЧТИМЫЕ ОБЩЕСТВОМ МАССОВЫЕ ОБРАЗЦЫ  ДЕЙСТВИЙ.
  • ОНИ ОТРАЖАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА, ИХ НАРУШЕНИЕ НАКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ СУРОВО, НЕЖЕЛИ НАРУШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ. ОТ СЛОВА «НРАВЫ» ПРОИСХОДИТ «НРАВСТВЕННОСТЬ» — ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ  ОПРЕДЕЛЯЮТ ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ЛАТИНСКОЕ СЛОВО MORALIS В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ «НРАВСТВЕННЫЙ». НРАВЫ — ЭТО ОБЫЧАИ, ИМЕЮЩИЕ МОРАЛЬНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ БЫТУЮТ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ  НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ. ВО ВСЕХ ОБЩЕСТВАХ СЧИТАЕТСЯ   БЕЗНРАВСТВЕННЫМ ОСКОРБЛЯТЬ СТАРШИХ, ОБИЖАТЬ СЛАБОГО, УНИЖАТЬ ИНВАЛИДА,  НЕЦЕНЗУРНО ВЫРАЖАТЬСЯ. 
  • ЛАТИНСКОЕ СЛОВО MORALIS В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ «НРАВСТВЕННЫЙ». НРАВЫ — ЭТО ОБЫЧАИ, ИМЕЮЩИЕ МОРАЛЬНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ БЫТУЮТ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ  НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ. ВО ВСЕХ ОБЩЕСТВАХ СЧИТАЕТСЯ   БЕЗНРАВСТВЕННЫМ ОСКОРБЛЯТЬ СТАРШИХ, ОБИЖАТЬ СЛАБОГО, УНИЖАТЬ ИНВАЛИДА,  НЕЦЕНЗУРНО ВЫРАЖАТЬСЯ. 
ЗАДАНИЕ! ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ТАКИХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, КАК ПРИВЫЧКИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ. 

ЗАДАНИЕ!

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ТАКИХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, КАК ПРИВЫЧКИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ. 

НРАВСТВЕННОСТЬ ОПИРАЕТСЯ НА СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ . ЦЕННОСТИ   — СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ И РАЗДЕЛЯЕМЫЕ БОЛЬШИНСТВОМ ЛЮДЕЙ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ,   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. ОНИ СЛУЖАТ ЭТАЛОНОМ И ИДЕАЛОМ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ. 
  • НРАВСТВЕННОСТЬ ОПИРАЕТСЯ НА СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ .
  • ЦЕННОСТИ   — СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ И РАЗДЕЛЯЕМЫЕ БОЛЬШИНСТВОМ ЛЮДЕЙ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ,   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. ОНИ СЛУЖАТ ЭТАЛОНОМ И ИДЕАЛОМ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ. 
ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ТАКЖЕ С ПОМОЩЬЮ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОНИ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В ЗАКОНАХ, ИЗДАВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ, И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЯЮТ ГРАНИЦЫ ПОВЕДЕНИЯ. НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ НАКАЗАНИЕ. ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА ЗАЩИЩАЮТ САМЫЕ ДОРОГИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ: ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА,  ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ  ДОСТОИНСТВО, СОБСТВЕННОСТЬ. 
  • ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ТАКЖЕ С ПОМОЩЬЮ ПРАВОВЫХ НОРМ.
  • ОНИ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В ЗАКОНАХ, ИЗДАВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ, И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЯЮТ ГРАНИЦЫ ПОВЕДЕНИЯ. НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ НАКАЗАНИЕ.
  • ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА ЗАЩИЩАЮТ САМЫЕ ДОРОГИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ: ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА,  ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ  ДОСТОИНСТВО, СОБСТВЕННОСТЬ. 
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ  И  НОРМ. НОРМЫ  ПОВЕДЕНИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО РЕГУЛИРУЮТ ЖИЗНЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ЛЮДЕЙ, СПЛАЧИВАЮТ ОБЩЕСТВО И  ПОДДЕРЖИВАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ПОРЯДОК. 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ 

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ  И  НОРМ. НОРМЫ  ПОВЕДЕНИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО РЕГУЛИРУЮТ ЖИЗНЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ЛЮДЕЙ, СПЛАЧИВАЮТ ОБЩЕСТВО И  ПОДДЕРЖИВАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ПОРЯДОК. 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. ПРОЧИТАТЬ § 15, УСТНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ 1-3. 2. С. 99, «ПРАКТИКУМ», ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ № 1, 2: № 1: ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, ПОДГОТОВЬТЕ СООБЩЕНИЕ «КАК   ПОЯВИЛИСЬ НОРМЫ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ».  № 2: ОБЪЯСНИТЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА: «Я  ХОЧУ!»,  «Я  МОГУ!», «Я ДОЛЖЕН!». 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1. ПРОЧИТАТЬ § 15, УСТНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ 1-3.
  • 2. С. 99, «ПРАКТИКУМ», ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ № 1, 2:
  • № 1: ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, ПОДГОТОВЬТЕ СООБЩЕНИЕ «КАК   ПОЯВИЛИСЬ НОРМЫ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ». 
  • № 2: ОБЪЯСНИТЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА: «Я  ХОЧУ!»,  «Я  МОГУ!», «Я ДОЛЖЕН!». 

multiurok.ru