Срок амортизации автомобиля. Норма амортизации для автомобиля


Амортизация автомобиля - легкового, 1 км, онлайн, личный

У каждой практически организации имеется на балансе автомобиль. А любое авто со временем изнашивается и теряет первоначальную стоимость. И надо как-то учесть возникающие расходы. Как амортизируется автотранспорт?

Автомобиль давно перестал быть средством роскоши. Организации используют транспорт не только в качестве средства передвижения, но и для иных целей. Например, для доставки продукции, развозки сотрудников, курьерской службы и прочее.

Любой автотранспорт, числящийся на балансе предприятия, подлежит амортизации. Необходимо списать не только стоимость авто, но и возникающий с течением времени износ. Что такое амортизация автомобиля?

Наличие автомобильного транспорта на балансе предприятия добавляет хлопот бухгалтеру. Нужно своевременно учесть все эксплуатационные расходы, а также начислить амортизацию.

Первый вопрос, возникающий у бухгалтеров, это момент начала амортизации. Приобретенное авто должно быть зарегистрировано в ГИБДД. Амортизировать машину следует с момента приобретения или с даты регистрации?

Другой важный нюанс это определение срока полезного действия. Особенно затруднительной становится ситуация при покупке подержанного авто.

Когда же начинать амортизировать автомобиль? В законодательстве отсутствуют положения, связывающие амортизацию и дату регистрации.

В гл.25 НК РФ, п.2 ст.259, сказано, что амортизацию по объектам основных средств необходимо удерживать с первого числа месяца, последующего за месяцем введения в эксплуатационное использование.

Путаница возникает вследствие положений п.8 ст.258 НК. Здесь сказано, что ОС, права на какие подлежат государственной регистрации, учитываются в составе амортизационных групп исключительно после регистрации.

Вследствие этого многие компании считают, что амортизировать авто можно только после регистрации в ГИБДД. Но на деле все не совсем так. Регистрация в ГИБДД это постановка авто на учет.

Тогда как регистрация прав означает право обладания имуществом. Купив авто, организация становится его владельцем. Для введения в эксплуатацию транспорт должен находиться в пригодном к использованию состоянии.

То есть можно такой автомобиль сразу принимать к бухгалтерскому учету. И значит, со следующего месяца после принятия можно начислять амортизацию.

Таким образом, начало амортизации автомобиля не зависит от регистрации в ГИБДД. Хотя таковая и необходима для допуска к участию в дорожном движении.

Основные понятия

Амортизация автомобиля предполагает постепенное списание его стоимости по причине физического изнашивания. Проще говоря, организация покупает авто, но стоимость его списывает не разом, а постепенно на протяжении нескольких лет.

Амортизационные начисления включаются в производственные издержки. Их вычитают из стоимости объекта. Амортизация это денежный эквивалент износа.

Необходимость начислять амортизацию на автомобиль возникает когда:

Организация приобретает Авто в собственность
Предприятие нанимает сотрудника с машиной Какая используется для производственных целей

За счет достоверного расчета амортизации учитывается реальное изнашивание техники. При этом стоимость ремонтных работ переносится в себестоимость производства.

Таким образом затраты на содержание автотранспорта не становятся для предприятия невосполнимыми убытками. Расчет амортизации для автомобиля не так сложен, как может показаться.

Достаточно своевременно учитывать расходы на обслуживание авто в продолжение года. Получившаяся общая сумма делится на километраж. В итоге определяется стоимость одного километра пути.

Зная, сколько километров транспорт прошел за определенный отрезок времени, можно посчитать общую сумму по амортизации. При таком подходе необходимо, чтобы водитель отмечал все расходы. Иногда учетом затрат занимается бухгалтерский отдел.

Но существует и усредненный подход. Так в специальной справочной литературе можно найти данные о различных видах автотранспорта и их балансовой стоимости.

Последняя зависима от возраста машины и ее естественного износа. Балансовая стоимость разделяется по количеству месяцев срока полезного действия и таким образом определяется средний показатель амортизации за месяц.

Способы исчисления амортизации могут быть различны. Среди основных следует отметить:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
  • ускоренный метод.

В процессе расчета амортизации учитываются разнообразные факторы. Например, нормы износа или коэффициент ускорения.

Данные параметры постоянно меняются. Найти показатели или формулы для вычисления оных можно в различной бухгалтерской литературе или специальных периодических изданиях.

Зачем она нужна

Для чего необходим расчет амортизации по авто? Прежде всего, для целей налогового учета. Амортизационные начисления объясняют расходы организации, и у налоговых служб не возникает вопросов относительно непонятных затрат.

Начисление амортизации необходимо и для определения реальной стоимости авто. Оная может потребоваться при оформлении страховки, залогового кредита, покупке или продаже транспорта.

Довольно распространенна ситуация, когда сотрудник использует личный автомобиль для исполнения служебных обязанностей. При этом от работодателя требуется не только оплата топлива, но износа машины.

Для этого рассчитывается амортизация одного километра пробега. Исходя из рассчитанных показателей, работодатель оплачивает использование авто.

Ну и самая главная причина начисления амортизации это списывание стоимости основного средства, принадлежащего предприятию. Покупая автомобиль, организация затрачивает некоторую сумму.

По мере использование авто дешевеет и при необходимости продажи выручить первоначальную стоимость не удастся. То есть налицо убытки.

Чтобы предотвратить таковые, первоначальная стоимость постепенно уменьшается, а разница списывается в издержки производства.

Нормативная база

При принятии автотранспорта к учету руководствоваться следует ПБУ 6/01 – Положение по бухучету, принятое Приказом Минфина РФ №26н от 30.03.2001, и Методическими указаниями по бухучету ОС, ратифицированными Приказом Минфина РФ №91н от 13.10.2003.

В п.17 ПБУ 6/01 сказано, что стоимость автотранспорта погашается за счет начисления амортизационных сумм.

В п.49 Методических указаний говориться о необходимости амортизационного начисления для погашения стоимости основных средств, какими организация владеет по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В амортизационные группы также включаются ОС, переданные в безвозмездное пользование, аренду или доверительное управление. Расчет амортизации авто основывается на сроке службы.

Таковой определен для всякой амортизационной группы. Отнесение ОС к амортизационным группам определяется ст.258 НК РФ. Точный срок полезного действия транспорта устанавливается специальной инвентаризационной комиссией.

Руководством служит «Классификатор ОС, включаемых в амортизационные группы», принятый Постановлением Правительства РФ №1 от 1.01.2002. Данный норматив используется для целей налогового учета.

В бухучете субъект вправе самостоятельно устанавливать период полезного действия, что оговорено в п.20 ПБУ 6/01. Но по обыкновению периоды в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Отдельно надо коснуться стоимости авто. До 2009 года по отношению к дорогостоящим автомобилям применялся коэффициент амортизации автомобиля – коэффициент ускоренной амортизации, равный 0,5. В настоящее время данная норма не применяется.

В бухгалтерском и налоговом учете предприятия амортизация необходима для постепенного списывания крупных затрат. За счет этого нивелируются отрицательные показатели в краткосрочном периоде.

Алгоритм начисления амортизации в бухучете таков:

  1. Определяется срок полезного использования.
  2. Выбирается способ начисления амортизации.
  3. Избранный способ отображается в учетной политике.
  4. Производятся расчеты при помощи избранного метода, который применяется на протяжении всего периода полезного применения.

В основу любого способа начисления амортизации ложится стоимость авто за вычетом НДС, отображенная в дебете счета 1 «Основные средства».

Суммы списания отражаются по кредиту счета 02 «Амортизация ОС». Период полезного использования можно определить при помощи Постановления Правительства РФ №1.

Чаще всего в бухучете применяются линейный способ или способ по сумме числа лет полезного применения. Изменять способ начисления не допускается.

Для целей налогового учета используется линейный или нелинейный метод. При этом в начале отчетного периода предприятие может изменить способ начисления.

Но если изначально избран был метод нелинейный, то применение линейного способа возможно не ранее, чем через пять лет.

К какой группе относится

Согласно п.3 ст.258 НК все амортизируемое имущество делится на десять амортизационных групп в зависимости от периода полезного действия.

В частности по группам срок полезного применения распределяется следующим образом:

1. 1-2 года
2. 2-3 года
3. 3-5 лет
4. 5-7 лет
5. 7-10 лет
6. 10-15 лет
7. 15-20 лет
8. 20-25 лет
9. 25-30 лет
10. 30+ лет

Легковые автомобили, как правило, относятся к третьей амортизационной группе с периодом полезного применения от трех до пяти лет. Грузовые авто причисляют в основном к четвертой и пятой группам.

Но при определении срока применения нужно руководствоваться техническими характеристиками машины, ее текущим состоянием и планируемым предназначением.

Период полезного применения устанавливается на момент принятия авто к учету как основного средства. Причем от организации не требуется обоснования выбора того или иного срока.

Легковой машины

Для расчета амортизации легкового автомобиля нужно первоначальную стоимость без НДС поделить на число месяцев полезного применения. Полученная сумма отобразит показатель амортизации за месяц.

Эту сумму потребуется списывать ежемесячно. Можно начислять амортизационную сумму нелинейным способом. При этом в качестве базовой стоимости учитывается остаточная стоимость. Именно на нее и начисляется амортизация.

Любой из этих способов позволяет постепенно списать стоимость авто. Но иногда транспорт изнашивается быстрее, чем происходит списывание его стоимости.

Особенно это актуально при эксплуатации авто в плохих условиях. В подобных ситуациях целесообразнее рассчитать норму амортизации, руководствуясь дополнительными критериями.

Грузовой

Период полезного действия для грузового авто устанавливается обыкновенно от трех до семи лет. Зная точный срок, можно рассчитать сумму амортизационных начислений за месяц.

Но особенности использования грузового транспорта довольно специфичны и связаны с большими нагрузками. Потому более рациональным станет более точный расчет амортизации.

Желательно вести специальный журнал и записывать в него все фактические затраты, начиная от заправки, текущего ремонта и заканчивая сезонной сменой шин.

Основное условие это документальная подтвержденность всех данных. Сумма расходов делится на реальный срок использования, и получаются реальные показатели по амортизации.

Не менее точной будет амортизация грузового авто при использовании амортизационной нормы на один километр пути.

Стоимость на 1 км

Как определить стоимость 1 км. пути. Можно использовать алгоритм расчета, при котором учитываются основные параметры применения.

Например, понадобятся такие данные:

Расход топлива на сто километров Количество потраченных литров умножить на стоимость топлива и поделить на сто
Пробег за год Стоимость авто поделить на рассматриваемый период
Стоимость страховки Сумму страховки подели на годовой пробег
Цена одного литра топлива
Стоимость авто Первоначальная
Рассматриваемый период Один год
Потеря в стоимости за год Стоимость авто поделить на годовой пробег

Сложить показатели 1, 2, 3 и 7. Полученный показатель и отобразит стоимость одного километра пути.

В целом к указанным параметрам можно добавить и любые другие расходы по содержанию автомобиля, например, уплачиваемый налог.

С амортизации личного автомобиля сотрудник должен получать компенсацию и таковую можно установить на основании амортизационной стоимости одного километра.

Норма амортизации

Нормой амортизации именуется часть стоимости объекта, какая выражена в процентном соотношении суммы амортизации за год к первоначальной стоимости объекта.

Виды амортизацииКак распределить амортизации между видами деятельности узнайте из статьи: виды амортизации.

Какие используются методы начисления амортизации в налоговом учете, читайте здесь.

Как начисляется ускоренная амортизация в бухгалтерском учете, смотрите здесь.

Данный показатель является обратным периоду полезного применения. Норма амортизации высчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта, его ликвидационного срока службы и нормативного срока службы.

По отдельным видам основных средств утверждены специальные нормы амортизации. Зная данный параметр, можно сравнить его с суммами начисляемой амортизации.

Это поможет определить, насколько реальное списание соответствует нормам. Возможно списанные суммы слишком малы или наоборот.

Начислять амортизацию необходимо по всем автотранспортным средствам. Исключение представляют лишь случаи консервации авто, его восстановления или безвозмездной передачи.

buhonline24.ru

Срок полезного использования автомобиля | Современный предприниматель

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации, коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

spmag.ru

Расчет и учет амортизации автотранспортных средств, Отражение амортизации в финансовом учете

261 Отображение амортизации в финансовом учете

С целью составления финансовой отчетности. П (С). БУ 7 предоставляет возможность рассчитывать амортизацию объекта основных средств пятью вариантами (методами): 1) прямолинейным, 2) уменьшения остаточной стоимости; 3 3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости; 4) кумулятивным; 5) производственного.

Предприятие выбирает метод самостоятельно, в зависимости от стратегии менеджмента - уменьшение или увеличение расходов на амортизацию в соответствующем отрезке времени деятельности или других факторов. На практике большей частью шого предпочитают прямолинейном метода. Для подвижного состава, объем работ которого колеблется по периодам года (грузовой транспорт, автобусы), целесообразнее использовать производственный методомод.

Отметим, что для действующих объектов изменять метод целесообразно в начале года

Амортизация нововведенного автомобиля в бухучете начинается с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Важным моментом является определение ликвидационной стоимости объекта. Многие предприятия не е рассчитывает ее вообще. Бухгалтеров интересует: по каждому из упомянутых методов ее необходимо определять? еною стоимостью необоротных активов и ликвидационной стоимости (п. 4. П (С). БУ 7), ее используют в методах 1, 4, 5 национального стандарта и в формулах расчета в методах 2 и 3: тогда получаем однозначный ответ - и так.

Рассмотрим расчет амортизации по прямолинейному и производственным методами

. Пример. Автомобиль грузовой. ГАЗ 5303: первоначальная стоимость (ПВ) - 83 500 грн; износ (С) - 37 800 грн; остаточная стоимость (ОС) - 45 700 грн; ликвидационная стоимость (ЛО) - 2000 грн; амортизированная стоимость (АВ) 500 грн; плановый объем перевозок за весь срок эксплуатации автомобиля (ПО) - 500 000 т км, фактический месячный объем перевозок (ФМОУ): 1-ый месяц - 3000 т км, 2-ый месяц - 1700 т км 3 - ь - 2600 т км, 4-ый месяц - 3300 т км, 5-ый месяц - 5000 т км, 6-ый месяц - 5200 т км. Срок полезного использования автомобиля (п) - 7. Рокив.

. Метод 1 - прямолинейный. Годовая сумма амортизации определяется делением стоимости, которая амортизируется, на ожидаемый период времени использования объекта основных средств. Этот метод целесообразно использовать для транспортных средств которые в процессе эксплуатации изнашиваются равномерно и на заранее определенный терминан.

1. Определим значение годовой нормы амортизации (ГНА):

ГНА = 100% / п

где n - срок полезного использования объекта амортизации. Расчет:

ГНА = 100% / 7 = 14,29%

2. Определим значение годовой суммы амортизации (РСА):

. РСА =. АВ X. ГНА

Расчет:

вариант. А: когда амортизируемая, рассчитана остаточной стоимости (в процессе эксплуатации автомобиля):

РСА = 45700 - 2000 X 14,29 = 6244,30 грн;

вариант. Б: когда амортизируемая, рассчитанная от первоначальной стоимости (в начале процесса эксплуатации автомобиля):

РСА = 83500 - 2000 X 14,29 = 11646,35 грн

3. Определим значения месячной суммы амортизации (МСА):

. МСА =. РСА: 12. Расчет: по варианту. А:

МСА = 6244,80: 12 = 520,40 грн;

По варианту. Б:

МСА = 11646,35: 12 = 970,53 грн

есть ежемесячно в течение семи лет ожидаемого срока эксплуатации грузовика начисляется по 520,40 грн (вариант. А) или 970,53 грн (вариант. Б) амортизации с включением в фактической себестоимости пе еревезен.

. Метод 5 - производственный. Месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением стоимости в амортизируется, на общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием автомобиля за весь срок эксплуатацииї.

В этом методе производственная ставка амортизации рассчитывается по формуле:. ПСА =. АС /. ПО, где. ВСА - производственная ставка амортизации;. АС - амортизируемая;. ПО - плановый объем перевозок (ткм)

Расчет: вариант. А:

ВСА = 43 700 грн: 500 000 ткм = 0,087 грн на 1 ткм;. Вариант. Б:

ПСА = 81500 грн: 500 000 ткм = 0,163 грн на 1 ткм

Осуществим ежемесячный расчет амортизации по данным варианта. А с учетом фактических данных о перевозке по формуле:

. СА =. ФМОУ X. ВСА

где. ФМОУ - фактический месячный объем услуг:

1-ый месяц - 3000 ткм X 0,15 грн = 450 грн;

второй месяц - 17000 ткм X 0,15 грн = 2550 грн;

3-й месяц - 26000 ткм X 0,15 грн = 3900 грн;

четвёртую месяц - 33000 ткм X 0,15 грн = 4950 грн;

пятый месяц - 50000 ткм X 0,15 грн = 7500 грн;

шестой месяц - 52000 ткм X 0,15 грн = 7800 грн

Если объект амортизации в каком-либо месяце не эксплуатировался, то амортизация не начисляется

. Проведение в учете на сумму начисленной амортизации (износа) на автомобиле ежемесячно кредитуется субсчет 131 и дебетуется соответствующий счет расходов. В специализированных. АТП - по субсчетам видов производств. Например 231"Грузовые перевозки", 232"Автобусные перевозки", в тч: 2321"Автобусы", 2322"Маршрутные таксобусы"и тин. В нашем примере с прямолинейным методом по варианту. А следует ежемесячно проводить сумму 520,40 грн амортизации по дебету субсчета 231 и кредиту субсчета 13бетом субрахунка 231 та кредиту субрахунка 131.

дальнейшем в составе фактической себестоимости перевозок амортизация относится в дебет счета 90"Себестоимость реализации"В других предприятиях, не специализирующихся на автоперевозках, амортизация мая анспорту списывается на счета 23 - по автотранспорту, обслуживающий основное производство; 91 - по автотранспорту, обслуживающий начальника цеха, по внутрицехового транспортатранспорту;

92 - по легковому транспорту для админперсонала предприятия;

93 - по транспорту отдела сбыта; 94 - при использовании транспорта для праздничных, юбилейных дат и т.д.

. Реестры бухгалтерского учета. К сожалению, в. Методических рекомендациях по применению регистров бухгалтерского учета (приказ. Минфина Украины от 29122000 г за № 356) для аналитического учета амортизационных отчислений не предусмотрено каких-либо сведений. Лишь в разделе 1 журнала 4 можно отобразить синтетические данные оборотов по кредиту счета 13. Поэтому предприятия могут воспользоваться типичной форме, утвержденной. Госкомстатом"Расчетная хунок амортизации"(ф №. ОС-16) или использовать предложения разработчиков программного обеспеченияого забезпечення.

uchebnikirus.com