Тема 7. Ответственность за нарушение лесного законодательства. Нарушение лесного законодательства


Вопрос 48. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения "легких планеты" недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей. На сегодня именно "осознанное знание неправоверности собственных действий" без желания их прекращения, сопровождающееся превышением собственных потребностей, является причиной экологического бедствия.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" установил, что лес и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4) Правовой режим и регулирование вопросов леса и иной растительности имеют различия. Но независимо в целом от правового статуса, любые насаждения играют существенную роль в обеспечении климата, среды обитания живых организмов, поддержании правильного кислородного баланса и т.д.

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохранения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они полезными или вредными.

Следует также подчеркнуть, что лес, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельным объектом гражданских правоотношений и является недвижимостью.

Согласно подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 48 ЛК РФ полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Исключительные полномочия РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов регламентированы ст. 46 ЛК РФ, а субъектов РФ - ст. 47 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет наступление административной, уголовной и имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 были утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этим производится расчет сумм для предъявления ущерба как имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Размеры исчисления зависят от затрат, связанных с выращиванием саженцев, площади уничтоженных или поврежденных лесных культур, размера затрат, связанных с их созданием, уходом, стоимости древесины в зависимости от диаметра ствола, породного состава, кадастровой стоимости участка и ряда других.

В соответствии с указанным Постановлением предусмотрена имущественная ответственность за 19 видов нарушения. Среди которых следует отметить:

1.уничтожение или повреждение лесных культур;

2. незаконная порубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан;

3.самовольное сенокошение и пастьба скота на участках лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд;

4.самовольный сбор, порча или уничтожение лесной подстилки, мха, лишайника, включая ягель;

5.захламление участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов бытовыми отходами и строительным мусором;

6.самовольное занятие участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов (включая повторное использование участков без разрешительных документов для строительства трасс, бурения скважин, расширения или углубления карьеров и т.п.) или их подтопление до степени прекращения роста деревьев, вызванное устройством гидротехнических сооружений, строительством дорог, лесомелиоративных систем и других объектов и сооружений.

Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, могут привлекать к административной ответственности виновных юридических, должностных лиц и граждан за правонарушения по ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.8 - 7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24 - 8.37 КоАП РФ в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд.

Наиболее распространенными административными правонарушениями являются:

1.самовольное занятие земельного участка (в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд) - ст. 7.1 КоАП РФ;

2. самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, - ст. 7.9 КоАП РФ;

3. нарушение правил лесопользования - ст. 8.25 КоАП РФ;

4. незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан - ст. 8.28 КоАП РФ;

5. нарушение требований к охране лесов - ст. 8.31 КоАП РФ;

6. нарушение правил пожарной безопасности в лесах - ст. 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ составами уголовных преступлений являются: 1.незаконная порубка деревьев и кустарников - ст. 260 УК РФ;

2.уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК РФ.

studfiles.net

Ответственность за нарушение лесного законодательства

Ответственность за нарушение лесного законодательства Свыше 30% суши Земли покрывают леса, в России же земли, покрытые лесной растительностью, занимают свыше 800 млн.га. За последние 50 лет, по официальным данным, Земля уже потеряла половину своего лесного массива, и продолжает терять. Вопросами охраны растительного мира занимается, как международное законодательство, так и внутригосударственное.

Статьей 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что леса, а также другая растительность, являются объектами охраны окружающей среды и независимо от правового статуса объектов, любые насаждения играют существенную роль в среде обитания живых организмов, в обеспечении климата и поддержании кислородного баланса. Согласно преамбулы Лесного кодекса РФ, лесные отношения регулируются с учетом представления о лесе, как о совокупности лесной растительности, животного мира и земли в целом, а также иных компонентов окружающей среды, которые имеют важнейшее экономическое, социальное и экологическое значение. Кроме того, следует подчеркнуть, что лес является самостоятельным объектом гражданских правоотношений и недвижимости, об этом написано в ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

Ответственность за нарушение лесного законодательства регулирует ряд нормативно-правовых актов РФ. Также как и ответственность за нарушение земельных отношений или ответственность за нарушение экологических отношений, ответственность в лесных правоотношениях предусматривает наличие юридических критериев, таких как объект, субъект и так далее. Объектом лесных отношений является: лесной фонд России; участки фонда; права пользования участками фонда; леса, участки лесов и права пользования этими участками, не входящие в лесной фонд; древесно-кустарниковая растительность.

Ответственность за нарушение лесного законодательства может быть осуществлена в виде административной, гражданской и уголовной ответственности. Гражданско-правовая ответственность или имущественная наступает за 19 видов нарушений в сфере лесных правоотношений, среди них есть: повреждение или полное уничтожение лесных культур; незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев, лиан, кустарников, до степени прекращения роста; самовольный сбор, уничтожение или порча мха, лесной подстилки, лишайника; захламление участков лесного фонда отходами и строительным мусором; самовольное пастьба скота и сенокошение в лесах и на участках лесного фонда и иное.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривает привлечение к ней, как юридических и должностных, так и физических лиц, совершивших правонарушения по ст.ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, 7.8 - 7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.128.13, 8.24 - 8.37 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. При этом, наиболее распространенными правонарушениями признаются: самовольное занятие лесного участка, а также участка лесного фонда и леса, не входящего в лесной фонд; нарушение правил лесопользования; незаконное повреждение, порубка деревьев, лиан и кустарников; нарушение требований к охране лесов и правил пожарной безопасности в лесах. Виновные лица несут ответственность за указанные выше правонарушения в соответствии с КоАП РФ.

Уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства предусматривает привлечение к ней граждан и должностных лиц, совершивших преступление, то есть общественно-опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В лесных правоотношениях составами уголовных преступлений являются: уничтожение или повреждение лесов и незаконная порубка деревьев и кустарников. За данные преступления предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 261 и 260 УК РФ соответственно.

mosadvokat.org

Ответственность за нарушение лесного законодательства — Мегаобучалка

Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству. Основанием привлечения к ответственности служит лесное право нарушение, т. е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству. Это правонарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское. Уголовное правонарушение преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса РСФСР. К области лесного законодательства в действующем УК РСФСР относятся три состава преступления. Это ст. 149, 150, устанавливающие уголовную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение имущества, в том числе лесных массивов; ст. 168 умышленное уничтожение или существенное повреждение полезащитных лесонасаждений; ст. 169 незаконная парубка леса. Последняя статья является центральной в уголовной ответственности за лесонарушения. Она имеет две части. В первой части излагается простой состав лесного преступления. Привлечение к ответственности зависит от группы леса, в которой совершена незаконная парубка деревьев, и стоимости порубленных деревьев, исчисленная по штрафным санкциям. Вторая часть ст. 169 предусматривает уголовную ответственность за квалифицированный состав - при наличии повторности и при крупных размерах стоимости порубленной древесины. Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т. д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности и в качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одной трети минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным затрат, произведенных незаконными пользователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, сооружений. Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. По терпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное. Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликатный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность. Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, утверждены Рослесхозом в 1994 г. с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда. Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение сеянцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т. д. Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины; за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам. Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стоимости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших деревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценностей.

megaobuchalka.ru

Тема 7. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Содержание темы

Правонарушение: понятие, структура. Юридическая ответственность: понятие, виды. Порядок привлечения к юридической ответственности. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства РФ. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства РФ. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение вреда лесам, вследствие нарушения лесного законодательства.

Основные понятия

Правонарушение; состав правонарушения; юридическая ответственность; ущерб; упущенная выгода; вред; такты;

План практического занятия

1. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

2. Таксы и методики, установленные Правительством РФ для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

3. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Темы сообщений

О нарушениях законодательства: нелегальные заготовки и оборот древесины.

Вопросы для обсуждения

Достаточен ли уровень установленной юридической ответственности за нарушение лесного законодательства?

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение лесного законодательства?

2. Какой орган государственной власти устанавливает таксы и методики для исчисления ущерба, причиненного лесам?

3. Как можно возместить вред, причинённый лесонарушением?

4. Каков порядок привлечения к административной ответственности за нарушение лесного законодательства РФ?

5. Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства РФ?

6. Каков порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение лесного законодательства РФ?

Практические задания

Просмотр и обсуждение фильма «Темный лес».

Источники

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012 №133-ФЗ).

  2. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 21.11.2011).

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012).

  4. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (ред. от 26.11.2007) "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства").

Литература

  1. Ловцова Н. В. Федеральный государственный лесной надзор: учеб. пособие. – Пушкино: ВИПКЛХ, 2011. – 196 с.

  2. Петров А. П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения: учеб. пособие. – Пушкино: ВНИИЛМ, 2010. – 84 с.

  3. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: Всемирный банк, 2010. – 240 с.

Тема 8. Организация и проведение федерального государственного лесного надзора и контроля

Содержание темы

Понятие государственного надзора и муниципального контроля. Органы государственной власти уполномоченные проводить надзор и контроль за исполнением лесного законодательства. Должностные лица органов государственного надзора. Полномочия государственного лесного инспектора, лесничего. Федеральный государственный пожарный надзор. Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор. Порядок осуществления контроля и надзора.

Основные понятия

Федеральный государственный лесной надзор и контроль, законность, административный надзор, должностное лицо, надзорное производство, протокол об административном правонарушении, протокол о лесонарушении, акт освидетельствования места рубок.

План практического занятия

  1. Полномочия государственного лесного инспектора.

  2. Возбуждение дела по административному правонарушению.

  3. Порядок составления первичных документов для привлечения к юридической ответственности за нарушение лесного законодательства

Темы сообщений

В чём отличие прокурорского надзора от административного надзора?

Вопросы для обсуждения

Может ли быть обеспечена охрана лесов при сложившейся системе государственного надзора и контроля?

Вопросы для самоконтроля

1. Какими правами обладают должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор?

7. Перечислите должностные лица государственного лесного надзора в Республике Коми уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

8. Какими правами обладает государственный лесной инспектор?

9. Какова периодичность плановых надзорных проверок?

10. Перечислите должностных лиц государственного пожарного надзора в лесах уполномоченных проводить проверки на арендованных участках на территории Республики Коми.

11. С какого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным?

12. Назовите первичные документы, которые необходимо оформить для привлечения нарушителей к тому или иному виду юридической ответственности.

13. Назовите размер ущерба, причинённого лесам, для возбуждения уголовного дела?

14. Какую ответственность несет арендатор перед арендодателем за нарушение условий договора аренды?

15. На какой срок может быть судом введено административное приостановление деятельности по использованию лесов?

Практические задания

Рассмотреть примеры из судебной практики, используя материалы справочно-правовой системы «Консультант Плюс Коми».

Источники

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012 №133-ФЗ).

2. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.11.2011).

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

4. Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 (ред. от 30.05.2012) "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)".

5. Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 № 47 "Об утверждении Правил хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор".

6. Приказ Минсельхоза РФ от 26.09.2008 № 443 (ред. от 06.10.2009) "Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2008 № 12548).

7. Приказ Комитета лесов РК от 21.02.2012 № 147 "Об утверждении перечня должностных лиц Комитета лесов РК и государственных учреждений РК, находящихся в ведении Комитета лесов РК, уполномоченных осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми".

8. Приказ Комитета лесов РК от 02.03.2012 № 200 "Об утверждении перечня должностных лиц Комитета лесов РК и государственных учреждений РК, находящихся в ведении Комитета лесов РК, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых, в соответствии с федеральным законом, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений".

Литература

  1. Ловцова Н. В. Федеральный государственный лесной надзор: учеб. пособие. – Пушкино: ВИПКЛХ, 2011. – 196 с.

studfiles.net