Основные направления профессиональной деятельности учителя. Направления профессиональной деятельности


Раздел 4.

Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.

Психолог образовательного учреждения – это, прежде всего, специалист, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае, в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.

Успешно работающего в сфере образования психолога отличают такие профессиональные качества как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность к эмпатии и рефлексии, высокий уровень ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей компетентности. Кроме того, успешность работы педагога-психолога в большей степени зависит от того места, которое он сумеет занять в педагогическом коллективе, его взаимоотношений с администрацией образовательного учреждения, родителями. Психолог выступает в качестве компетентного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми субъектами образовательного пространства квалификации. Чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически всей своей деятельностью показывать и убеждать педагогов и родителей в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих основных функций – родительских, педагогических, воспитательных, образовательных и пр.

Исходя из анализа особенностей психического развития и становления личности, условно можно такие направления работы психологической службы, как: актуальное и пер­спективное.

Актуальное направление ориентировано на оказание помощи воспитате­лям, учителям, учащимся, родителям в решении их конкретных проблем и трудно­стей. Психолог оказывает локальную помощь в нахождении причины и в коррек­ции того или иного нарушения, отклонения. Реализация этого направления осуществляется посредством психологического просвещения педагогического коллектива и родителей, передачи им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения и взаимодействия с ними и т.п.

Перспективное направление нацелено на развитие, становление индиви­дуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Это направление работы значительно более трудоемко и многообразно. Оно требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических процедур каждого ребенка, детских групп и коллективов, определения особенностей взаимоотношений педагога с детьми и детей между собой, оценки уровня познавательного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и детских групп (классов) и на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для педагогов и родителей, а в некоторых случаях – и разработки психокоррекционной работы с детьми. Следует отметить, что психолог не может и не должен выполнять функций, относящихся к компетенции специалистов-смежников. Когда это действительно необходимо, психолог рекомендует родителям обратиться к специалисту определенного профиля – педиатру, невропатологу, психоневрологу, дефектологу, психиатру, логопеду, социальному педагогу, медицинскому или юридическому психологу и т.п., или сам привлекает их для консультации и принятия решения.

Оба направления неразрывно связаны между собой, так как в непосредственной практике психолог решает одновременно проблемы и актуального, и перспективного направления. Однако главная цель службы практической психологии в сфере образования связана с перспективным направлением, ориентированным на оптимизацию условий развития индивидуальных и возрастных возможностей детей.

Исходя из обозначенных направлений, основными видами работы практического психолога образования выступают:

  1. Психологическая профилактика.

  2. Психологическое просвещение.

  3. Психологическая поддержка.

  4. Психологическое сопровождение.

  5. Психологическая помощь.

  6. Экспертная деятельность.

  7. Психодиагностика.

  8. Психокоррекция.

  9. Психологическое консультирование.

  10. Психотерапия.

Перечисленные виды деятельности практического психоло­га расположены по возрастанию степени ответственно­сти психолога за результаты своей профессиональной дея­тельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Кроме того, такие виды деятельности как психопрофилактика, просвещение, экспертная деятельность, психологическая помощь, поддержка и сопровождение являются комплексными, т.е. включающими в себя обязательный синтез (комплекс) других видов и направлений деятельности специалиста. В целом все виды деятельности очень тесно связаны в практике работы психолога образования, но не подменяют друг друга. В реальной профессиональной деятельности психолог может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо отдельном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, имеет свои содержательные особенности и характеризуется самостоятельными задачами. Так, отличия между ними можно увидеть в степени стандартизации применяе­мых психологом средств. К числу наиболее стандартизированных можно отнести психодиагностику, наименее стандартизи­рованными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают больший простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Соответственно, конкретный специалист в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним или несколькими из обозначенных видов деятельности. Однако не менее важно для практического психолога образования вычленить и обозначить наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением, или поставленными конкретным заказчиком (ребенком, педагогом, родителем, администратором учреждения, специалистом-смежником и др.), и предельно сосредоточиться на их решении. Таким образом, выбор психологом приоритетных направлений и видов деятельности в своей работе исходит из специфики образовательного учреждения, решаемых проблем, интересов детей, их формирования и развития, а так же с учетом собственных профессиональных навыков, и согласовывается, в итоге, с администрацией и педагогическим коллективом.

В целом соотношение различных видов деятельности и направлений работы определяется потребностями учебно-воспитательного учреждения и количества штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

studfiles.net

Основные направления профессиональной деятельности учителя — Мегаобучалка

Возникновение и становление педагогической профессии.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [1]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель

 

Особенности педагогической профессии.

Педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Основные направления профессиональной деятельности учителя.

4) Педагогическая деятельность: Сущность,цели,содержание.

Педагогическая деятельность —особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

 

под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация- совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения»

Смысл педагогической профессиивыявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.

Специфической особенностью педагогических задачявляется то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

 

megaobuchalka.ru

Введение в направление профессиональной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

ФАКУЛЬТЕТ ПИЩЕВОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Кафедра «Технология и товароведение продуктов питания»

Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова

Методические указания

по выполнению практических работ

Дисциплина – «Ведение в направление профессиональной деятельности»

Специальность – 100800 «Товароведение»

Допущено фгоу впо «Госуниверситет-унпк» для использования в учебном процессе в качестве методических указаний для высшего профессионального образования Орел 2012

Авторы: доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология и товароведение продуктов питания» Т.Н. Иванова;

кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология и товароведение продуктов питания» О.В. Евдокимова

Рецензент: кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология и товароведение продуктов питания» ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» А.П. Симоненкова.

Методические указания включают 14 практических работ дисциплины, включающих теоретические сведения, ситуационные задачи или задания и контрольные вопросы. Целью методических указаний является выработка у студентов умения пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-технической документацией.

Предназначены студентам вузов, обучающимся по направлению 100800 «Товароведение» и изучающим дисциплину «Введение в направление профессиональной деятельности».

Методические указания будут полезны преподавателям, ведущим учебные занятия по вышеназванной дисциплине.

Редактор <_____________________>

Технический редактор <Новикова Е.В.>

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – учебно-научно-

производственный комплекс»

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

Подписано к печати <дата>. Формат 60х84 1/16.

Уч. печ. л. <___>. Тираж <число> экз.

Заказ № <число>

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ,

г. Орел, ул. Московская, 65.

 ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012

Содержание

Введение……………………………………………………..……………

Практическая работа №1. Изучение терминов и определений в области торговли………………………………………………………….

4

Практическая работа №2. Изучение общих положений закона РФ «О защите прав потребителей»………………………………………………

6

Практическая работа №3. Объекты товароведной деятельности……...

8

Практическая работа №4. Изучение разделов товароведения потребительских товаров…………………………………………………

12

Практическая работа № 5. Определение энергетической ценности товаров…………………………………………………………………….

13

Практическая работа № 6. Изучение методов классификации товаров.

15

Практическая работа № 7. Изучение факторов, формирующих качество товаров…………………………….…………………………….

19

Практическая работа № 8. Изучение видов упаковки потребительских товаров……………………………………………………………………..

20

Практическая работа № 9. Изучение понятий о хранении товаров……

23

Практическая работа № 10. Изучение нормативных документов на продовольственные товары……………………………………………….

26

Практическая работа № 11. Изучение методов товарной экспертизы...

29

Практическая работа №12. Изучение методов анализа и общих правил работы в лаборатории…………………………………………….

31

Практическая работа №13. Условия проведения органолептической оценки при экспертизе товаров…………………………………………..

34

Практическая работа №14. Изучение правил техники безопасности при работе в лаборатории………………………………………………...

38

Литература………………………………………..……………………….

41

ВВЕДЕНИЕ

Предметом изучения данной дисциплины являются ознакомление с принципами работы с литературой и основными понятиями в области товароведения. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общеобразовательных школьных дисциплин. Приобретенные студентами знания и умения будут использоваться для изучения специальных дисциплин.

Методические указания включают 14 практических работ и предназначены для студентов направления 100800 «Товароведение» по дисциплине «Введение в направление профессиональной деятельности».

Цель практических занятий – выработать умение и навыки у студентов пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-технической документацией. В процессе подготовки к занятиям студенты должны хорошо усвоить материал соответствующей темы, ответить на предлагаемые вопросы, уметь делать правильные выводы, применять теоретические знания в решении практических задач.

При выполнении работ по указанной тематике студенты пользуются учебниками, специальной литературой, соответствующими нормативными и техническими документами (стандартами, техническими условиями, технологическими инструкциями). Литература находится в библиотеке университета и в лабораториях кафедры «Технология и товароведение продуктов питания».

После каждой из восьми тем даны контрольные вопросы, ответы на которые студент должен дать, руководствуясь материалами лекций, учебников, нормативных и технических документов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ

1.1 Цель работы:

- изучить виды торговли и торговых структур;

- ознакомиться с материально-технической базой торговли, объектами торговли, их свойствами и показателями.

studfiles.net

Основные направления профессиональной деятельности

Хиромантия, хирология, выбор профессииКаждый год появляется всё большее количество новых профессий, названия которых порой даже не запоминаются и вызывают некоторое недоумение. Сориентироваться в таком многообразии новомодных названий, да еще вместе с давно знакомыми профессиями, довольно сложно. Для этого и была создана классификация базовых направлений деятельности, включающая в себя восемь основных пунктов. В дальнейшем она будет использоваться в хирологии. Как именно? Не будем торопиться. Об этом мы обязательно поговорим, но позже, а пока рассмотрим подробнее восемь основных пунктов классификаторов профессиональной деятельности, которые пригодятся в дальнейшем разборе определения подходящей профессии по руке.

Первое место занимают священнослужители (дьяконы, священники, епископы), посвятившие себя религии.

Второе место отводится воинам, область деятельности которых - борьба со злом. К ним относятся военные, охранники, доблестные стражи правопорядка.

Следующую позицию занимают купцы. В их ведении находится всё, что сопряжено с коммерцией. Это -  финансисты и разного рода бизнесмены.

К четвёртой позиции относятся рабочие, прежде всего, те, кому ближе физический труд. Хотя в последние годы труд рабочих непосредственно связан с разными механизмами и станками.  

Пятое место отведено правителям. В эту категорию входят люди, обладающие лидерскими качествами, – все политические деятели и крупные руководители.

Шестое место занимают чиновники, ученые, исследователи,  инженеры, служащие.

К седьмой позиции относятся врачи, лечащие людей.

На восьмом месте находятся артисты, занимающиеся лицедейством в любом его проявлении.

Так как данные направления деятельности взяты из старинных книг, то, естественно, все они относятся только к мужчинам. Ведь в древности женщины не работали, они не были ни работниками, ни добытчиками. Женщине изначально отводилась роль хранительницы домашнего очага и продолжения рода, ее главным предназначением считалось материнство, о чем, к сожалению, многие сейчас совершенно забыли.

Если мысленно вернуться в XIX век, то вряд ли получится даже представить себе образ женщины в роли священника или воина! Это в наше время стало обычным видеть на экране агрессивных накаченных красавиц, которым по глупости стараются подражать современные девочки. Представить женщину купчихой? Это ещё возможно, но исключительно в качестве жены купца. А работником физического труда? Опять-таки только в случае сильной необходимости, и лишь в сельском хозяйстве. В то время женщина даже близко не подпускалась к станкам. А устои были таковы: выйдя замуж, молодая здоровая женщина рожала детей одного за другим. О работе не могло быть и речи, разве что стирать пеленки да готовить обед! Женщина в роли правителя или лидера? Если и есть в истории такие примеры, как Маргарет Тэтчер, то это лишь в виде исключения. 

Если здраво взглянуть на представительниц слабого пола, фигурирующих в политике и готовых принять участие в выборах, претендуя на президентское место, захочется ли за них голосовать? Конечно же, нет. Потому что невозможно представить себе женщину-чиновницу. А среди ученых много ли можно назвать фамилий женщин, которые достигли значительных вершин в науке? Всего две-три, да и то с большим трудом напрягая память. Что и доказывает постулат: не бывает правил без исключений. Или такое, женщина – земский врач? Тоже трудно вообразить. Это только после советской власти стали появляться женщины-врачи, которые сейчас заняли прочные позиции в районных поликлиниках. Но к одной-единственной благотворной категории врачей-хирургов относятся, в большинстве случаев, именно мужчины. Да и в мире искусства женские роли выполняли переодетые мужчины. Разве что были актрисы крепостных театров. Но их на сцену заставляли выходить распутные помещики, стало быть, и здесь не идёт речь о профессиональном выборе.

И наверняка сам собой напрашивается вопрос о том, как же существовать несчастной женщине, если не у станка, не за письменным столом в конторе, не в душном многолюдном офисе? Ответить на данный вопрос довольно непросто, но разобраться в нем стоит попробовать.

Женщине уготована участь - жить в раю. И сотворить для нее этот рай на земле обязан мужчина. Ее бытие – семья и тесный круг общения с родными и близкими. Предназначение мужчины заключается в ограждении женщины от всех земных бед и страданий, ведь он очень любит ее, ценит, учитывает ее мнение и советы.

Мужчина создает идеальную обстановку для жизни и труда женщины именно в семье. Он боготворит ее, знает все ее слабости, видит ее хрупкость и по этим причинам «не выпускает» ее из дома. Осознавая всю жестокость, царящую во внешнем мире, мужчина оберегает свое сокровище и не дает ему попасть в этот безумный круг. Поэтому он держит женщину дома взаперти, подобно тому, как заботливый отец оберегает свое чадо и не разрешает ему ночью гулять в лесу.

Вероятно, большинство женщин мечтает о таком рае. Не о выдуманном рае, а о естественном, как и сама природа. А сейчас самое время перейти к разговору о мужских профессиях.

< Предыдущая Следующая >
 

hirologos.in.ua

Введение в направление профессиональной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

ФАКУЛЬТЕТ ПИЩЕВОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Кафедра «Технология и товароведение продуктов питания»

Т.Н. Иванова

Методические указания

по выполнению практических работ

Дисциплина – «Ведение в направление профессиональной деятельности»

Специальность – 100800 «Товароведение»

Допущено фгоу впо «Госуниверситет-унпк» для использования в учебном процессе в качестве методических указаний для высшего профессионального образования Орел 2011

Автор: доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология и товароведение продуктов питания» Т.Н. Иванова.

Рецензент: кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология и товароведение продуктов питания» ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» А.П. Симоненкова.

Методические указания включают 14 практических работ дисциплины, включающих теоретические сведения, ситуационные задачи или задания и контрольные вопросы. Целью методических указаний является выработка у студентов умения пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-технической документацией.

Предназначены студентам вузов, обучающимся по направлению 100800 «Товароведение» и изучающим дисциплину «Введение в направление профессиональной деятельности».

Методические указания будут полезны преподавателям, ведущим учебные занятия по вышеназванной дисциплине.

Редактор <_____________________>

Технический редактор <Новикова Е.В.>

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – учебно-научно-

производственный комплекс»

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

Подписано к печати <дата>. Формат 60х84 1/16.

Уч. печ. л. <___>. Тираж <число> экз.

Заказ № <число>

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ,

г. Орел, ул. Московская, 65.

 ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011

Содержание

Введение……………………………………………………..……………

Практическая работа №1. Изучение терминов и определений в области торговли………………………………………………………….

4

Практическая работа №2. Изучение общих положений закона РФ «О защите прав потребителей»………………………………………………

6

Практическая работа №3. Объекты товароведной деятельности……...

8

Практическая работа №4. Изучение разделов товароведения потребительских товаров…………………………………………………

12

Практическая работа № 5. Определение энергетической ценности товаров…………………………………………………………………….

13

Практическая работа № 6. Изучение методов классификации товаров.

15

Практическая работа № 7. Изучение факторов, формирующих качество товаров…………………………….…………………………….

19

Практическая работа № 8. Изучение видов упаковки потребительских товаров……………………………………………………………………..

20

Практическая работа № 9. Изучение понятий о хранении товаров……

23

Практическая работа № 10. Изучение нормативных документов на продовольственные товары……………………………………………….

26

Практическая работа № 11. Изучение методов товарной экспертизы...

29

Практическая работа №12. Изучение методов анализа и общих правил работы в лаборатории…………………………………………….

31

Практическая работа №13. Условия проведения органолептической оценки при экспертизе товаров…………………………………………..

34

Практическая работа №14. Изучение правил техники безопасности при работе в лаборатории………………………………………………...

38

Литература………………………………………..……………………….

41

ВВЕДЕНИЕ

Предметом изучения данной дисциплины являются ознакомление с принципами работы с литературой и основными понятиями в области товароведения. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общеобразовательных школьных дисциплин. Приобретенные студентами знания и умения будут использоваться для изучения специальных дисциплин.

Методические указания включают 14 практических работ и предназначены для студентов направления 100800 «Товароведение» по дисциплине «Введение в направление профессиональной деятельности».

Цель практических занятий – выработать умение и навыки у студентов пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-технической документацией. В процессе подготовки к занятиям студенты должны хорошо усвоить материал соответствующей темы, ответить на предлагаемые вопросы, уметь делать правильные выводы, применять теоретические знания в решении практических задач.

При выполнении работ по указанной тематике студенты пользуются учебниками, специальной литературой, соответствующими нормативными и техническими документами (стандартами, техническими условиями, технологическими инструкциями). Литература находится в библиотеке университета и в лабораториях кафедры «Технология и товароведение продуктов питания».

После каждой из восьми тем даны контрольные вопросы, ответы на которые студент должен дать, руководствуясь материалами лекций, учебников, нормативных и технических документов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ

1.1 Цель работы:

- изучить виды торговли и торговых структур;

- ознакомиться с материально-технической базой торговли, объектами торговли, их свойствами и показателями.

studfiles.net

1.3 Определение профессиональной направленности

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности [16].

Направленность личности, ее установки раз, за разом порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Наличие интереса в определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливает плодотворную работу, стимулирует интерес к ней.

«Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к себе, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [20].

Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности. По мнению Э.Ф. Зеера, профнаправленность - это интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков [8].

Уровень профессиональной направленности - высокий или низкий - определяется характером и силой выраженности ее составляющих. Под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Основной показатель уровня - содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом.

Высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности.

Выделяют следующие компоненты профессиональной направленности:

  • Мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы).

  • Ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.).

  • Профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидание и готовность к профессиональному развитию).

  • Социально-профессиональный статус.

На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности. [8]

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности [24].

Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

studfiles.net

Программа экзамена по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

Методология как учение об организации практической педагогической деятельности. Особенности профессиональной деятельности. Принципы организации практической деятельности.

Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования. Понятие о нормировании в профессионально-педагогической деятельности. Основные виды норм в социально-педагогической сфере.

Понятие об организационной культуре. Исторические типы организационной культуры. Характеристика проектно-технологической культуры как современного типа организационной культуры. Формирование системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении. Методы разрешения конфликтов. Тактика педагогической самоорганизации.

Понятие об управлении. Управление как функция организации профессиональной деятельности. Требования к управлению. Теория и практика организации управления процессом психолого-педагогической деятельности. Управление проектами в образовательном учреждении.

Действия педагога в структуре педагогической деятельности. Критерии правильности педагогического действия. Правильная организация совместных педагогических действий. Организация эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Технологические основы самоорганизуемого образования. Методы и технологии организации деятельности учащихся. Организация совместной деятельности детей и взрослых (игровой, учебной, профессиональной). Совершенствование организации по видам деятельности. Основные факторы, определяющие деятельность учащихся.

Организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся. Методы консультирования, профилактики и коррекции. Разработка индивидуальных траекторий развития учащихся. Методы активного обучения.

Проектирование дидактической системы интерактивного профессионального самообучения и самообразования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Описание – Данный тест предназначен для магистрантов

Специальности 050400 Психолого-педагогическое образование

Ограничение времени тестирования - 45 мин.

  • Сущность организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  • Законы и принципы организации профессиональной деятельности психолога и педагога.

  • Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования.

  • Управление как функция организации профессиональной деятельности.

  • Теория и практика организации управления процессом психолого-педагогической деятельности.

  • Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования.

  • Стратегия самоорганизуемого образования.

  • Основы самоменеджмента учителя.

  • Требования к внеучебной деятельности в государственных стандартах общего образования второго поколения.

  • Организация профессиональной диагностики в деятельности психолога.

  • Диагностическая деятельность социального педагога.

  • Организация мониторинга образовательного процесса.

  • Методы организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.

  • Организационно-управленческие принципы психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

  • Методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

  • Сущность образовательного пространства школы.

  • Инновационные технологии в формировании воспитательного пространства школы.

  • Организация личностно ориентированного образования в школе.

  • Принципы личностно ориентированного обучения.

  • Формирование системы позитивных межличностных отношений и психологического климата в образовательном учреждении.

  • Формирование организационной культуры в образовательном учреждении.

  • Методы разрешения конфликтов.

  • Тактика педагогической самоорганизации.

  • Организация эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  • Технологические основы самоорганизуемого образования.

  • Инновационные формы внеучебной деятельности.

  • Формирование целевых программ воспитательной работы.

  • Модели воспитательной работы в современных условиях

  • Основные этапы, методы и диагностика организации воспитательной работы.

  • Общая характеристика методов и технологий организации деятельности учащихся.

  • Детско-взрослая общность как условие и результат воспитания и реабилитации.

  • Организация совместной деятельности детей и взрослых (игровой, учебной, профессиональной).

  • Организация коллективной деятельности участников образовательного процесса.

  • Основные факторы, определяющие деятельность учащихся.

  • Социальная инфраструктура для детей как фактор их воспитания.

  • Принципы развития социальной инфраструктуры детства.

  • Организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

  • Сущность, основные направления деятельности, задачи ПМПК в общеобразовательном учреждении.

  • Организация психолого-педагогической помощи в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся.

  • Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.

  • Методы профилактики индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся.

  • Методы коррекции индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся.

  • Технологии коррекционно-развивающего обучения учащихся.

  • Технология разработки индивидуальных траекторий развития учащихся.

  • Методы активного обучения.

  • Принципы проектирования дидактической системы профессионального интерактивного самообучения и самообразования.

  • Проектирование базисных компонентов интерактивного профессионального самообучения и самообразования.

  • Проектирование компонентов эффективности интерактивного профессионального самообучения и самообразования.

  • Основы менеджмента обучения.

  • Методика проведения основных видов учебных занятий.

  • studfiles.net