Налоговые преступления понятие и характеристика (стр. 1 из 6). Налоговые преступления понятие виды краткая характеристика составов


Глава 2. Понятие и виды налоговых преступлений.

§ 1. Понятие налогового преступления.

Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. 18

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.19

Определенный интерес представляет также распределение нарушений

налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%. 20

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодекса следующим образом:

“Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).

Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации ( ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).21

studfiles.net

3.Понятие налогового преступления

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ7. Налоговые платежи являются важнейшими источниками формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Как отмечалось в литературе, “масштабы налоговой преступности в России достигли критического уровня. Сформировалась особая категория хозяйствующих субъектов, которые вообще не платят налогов". Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, кризису с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям. Утвердившимся пониманием объекта налоговых преступлений является то, что они посягают на финансовую систему государства.

В рыночной экономике налоги – наиболее действенный инструмент регулирования налоговых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности8.

Законодательное определение преступления, предусмотренного ст. 198 УК, сформулировано следующим образом: “Уклонение физического лица от оплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере".

Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования налогообложения и формирования доходной части государственного бюджета. Дополнительным объектом выступают экономические и финансовые интересы государства9.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 198 УК, выступает уклонение от уплаты налогов. Их понятие дано в ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991г. “Об основах налоговой системы в Российской федерации" с последующими изменениями и дополнениями: “Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами"

Анализ законодательства показывает, что ст. 198 УК в настоящее время предусматривает уголовную ответственность чаще за уклонение от уплаты подоходного налога, но вместе с тем по ст. 198 предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты различных налогов.

Объективная сторона преступления выражается в уклонении физического лица от уплаты налога путем не предоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер уклонения от уплаты налогов. При этом крупный размер определяется суммой неуплаченного налога или страхового взноса, превышающей 200 минимальных размеров оплаты труда10.

Под уклонением от уплаты налогов или страхового взноса понимаются действия лица, подтверждающие его нежелание вносить обязательные платежи в соответствующие бюджетные и небюджетные фонды.

Уголовно-наказуемыми способами уклонения являются:

1. Непредставление декларации о доходах, когда подача декларации обязательна;

2. Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Указанные способы преступного деяния альтернативны и самостоятельны, их объединяет понятие декларации о доходах;

3. Иные способы уклонения;

Криминалистическая характеристика расследования налоговых преступлений, так же как криминалистическая характеристика расследования других преступлений, базируется на криминалистической характеристике налоговых преступлений, ситуациях и методах их расследования. Естественно, при расследовании налоговых преступлений имеются свои особенности и используются такие понятия, как повод и основание возбуждения уголовного дела, выдвижение версий в различных следственных ситуациях, метод налогового анализа, программирование и проведение тактических операций и т.п11.

Структурные компоненты криминалистической характеристики расследования налоговых преступлений могут быть различными по своей постоянности, что зависит от полноты информационной базы и складывающихся судебно-следственных ситуаций. Информационной базой методики расследования налоговых преступлений является криминалистическая характеристика налоговых преступлений, которая нами систематизирована по следующим блокам:

Блок 1. Личность преступника – неисполнителя налоговой обязанности. Её структурными элементами являются способ подготовки налогового преступления, способ совершения налогового преступления, способ сокрытия следов налогового преступления, способ посткриминального поведения преступника – неплательщика налога.

Блок 2. Размер вреда – сумма неуплаченного (заниженного) налога в крупном размере. Он исчисляется в зависимости от объекта налогообложении, налоговой базы, налоговой ставки, налогового периода, налоговой льготы. При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд.

Блок 3. Время совершения налогового преступления (момент окончания преступления). Нарушен порядок и пропущен срок уплаты налога, установленный нормативными налогового законодательства.

Блок 4. Виновность преступника – неисполнителя налоговой обязанности в совершении преступления. Она выражается в умышленном искажении установленных норм структурных элементов процесса налогообложения.

Понятие "уклонение" следует понимать как незаконное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) осознанное и желаемое пользование, владение и распоряжение денежными средствами, которые к установленному законодательством сроку должны были быть перечислены в государственный бюджет. Термин "уклонение" означает не только само действие (бездействие), но и его результат, и налоговое преступление заключается именно в фактической неуплате налога, притом что к такому результату привели направленные на его достижение действия (бездействие).

Непредставление декларации будет считаться налоговым преступлением только в том случае, если подача декларации является обязательной. Если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также данные, неверно отражающие факты ввиду игнорирования существенно важной информации. Заведомая искаженность данных возможна при наличии двух признаков: относимости данных к исчислению налогов и их очевидного для лица несоответствия реальной налогооблагаемой базе.

Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

Необходимо разграничивать допустимые пределы налоговой оптимизации и налоговых правонарушений, отделять незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат.

К незаконному уменьшению налогов или уклонению от уплаты налогов относятся способы, при которых экономический эффект в виде снижения налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, т.е. действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Такие действия в зависимости от размера уклонения влекут за собой налоговую либо уголовную ответственность. К налоговой оптимизации относятся способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает случаи их необоснованной переплаты. К условиям законности деятельности по оптимизации относятся:

- применение налогоплательщиком такого режима налогообложения, который допускается налоговым законодательством;

- изменение режима налогообложения в соответствии с нормами НК РФ;

- совпадение формального и фактического содержания хозяйственных операций налогоплательщика.

Таким образом, главным отличием налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов является использование разрешенных и незапрещенных способов уменьшения налоговых платежей. Такие действия не образуют состава налогового правонарушения или преступления и не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде доначисления налогов, взыскания пени и налоговых санкций. Эти обстоятельства имеют значение для установления наличия либо отсутствия в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 и 327 УК РФ.

Поскольку для разных видов налогов, подлежащих уплате физическим либо юридическим лицом, НК РФ предусмотрены различные сроки представления налоговых деклараций и различные сроки уплаты, то моментом окончания преступления следует считать неуплату налога (сбора), подлежащего уплате последним по времени. Данное обстоятельство имеет значение для практики, поскольку имеются случаи прекращения уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в части уклонения от уплаты отдельного вида налога, который входит в совокупность не уплаченных лицом налогов.

Следует учитывать то обстоятельство, что в соответствии с НК РФ сроки уплаты различных налогов индивидуальны и отличаются друг от друга, но это не влечет необходимости квалифицировать деяние как самостоятельное преступление по каждому виду неуплаченного налога и исчислять сроки давности исходя из неуплаты каждого отдельного налога. Уклонение от уплаты совокупности налогов, имеющее место в один временной промежуток, одним и тем же лицом, которое действовало с единым умыслом, требует единой квалификации. Искусственное разделение одного деяния на несколько преступлений влечет, кроме того, неправильное исчисление действительного размера уклонения от уплаты налогов (сборов), вступая в противоречие с примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ12.

studfiles.net

50. Налоговые преступления. Общая уголовно-правовая характеристика.

Непосредственный объект – порядок уплаты налогов.(Ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ)

Предмет преступления – налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)

Предметом преступления являются налоги и сборы, взимаемые с физического лица.

Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, которое осуществляется путем:

– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным;

– включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Уголовно наказуемым деяние будет только в случае, если имело место уклонение от уплаты налогов и сборов вкрупным размере, а по ч. 2 – в особо крупном размере. Понятие крупного и особо крупного размера дано в примечании к ст. 198 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)

Предмет преступления – налоги и сборы, взимаемые с организаций в соответствии с НК РФ. К организациям относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.

Способы совершения преступления, предусмотренного данной статьей, Субъекты преступления – руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

51. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями.

Ч. 1 ст. 285 УК РФ предусматривает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность определенного элемента аппарат власти и управления (государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ).дополнительных объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деянием – действием или бездействием (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы), 2) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) и 3) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

Субъект преступления – должностное лицо (Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ).

Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (в виде как прямого, так и косвенного умысла). Лицо осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что вследствие этого будут существенно нарушены охраняемые законом права и интересы, и желает наступления указанных последствий (прямой умысел) либо сознательно их допускает или безразлично относится к их наступлению (косвенный умысел). Мотив – характеризуется корыстной или иной личной заинтересованностью.

Ч. 2 ст. 285 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Ч. 3 ст. 285 УК РФ конкретизирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи УК РФ, повлекшие тяжкие последствия.

studfiles.net

§ 2. Понятие и виды налоговых преступлений. Налоговые преступления

Похожие главы из других работ:

Гражданско-правовая ответственность за налоговые правонарушения как разновидность юридической ответственности

1.2 Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы

Все налоговые правонарушения делятся на предусмотренные Налоговым кодексом КР, Кодексом об административной ответственности КР и Уголовным кодексом КР. Любые налоговые правонарушения, включая и те...

Досудебные процедуры урегулирования налоговых споров

1.1 Понятие и виды налоговых споров

На сегодняшний день термин «налоговые споры» получил широкое распространение как в юридической литературе, так и в судебной практике (п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября2006 г...

Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

1.1 Понятие и содержание криминалистической характеристики налоговых преступлений

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения...

Налоговое правоотношение

1. Понятие и виды налоговых правоотношений

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления...

Налоговые преступления

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

...

Налоговые преступления

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

...

Налоговые преступления в сфере экономической деятельности

2. Виды налоговых преступлений

...

Особенности детерминации и причинности налоговых преступлений

§2. Виды налоговых преступлений

Налоговые преступления в Уголовном кодексе КР предусмотрены в главе 22, статьи 211 - 215. Статья 211 УК КР, Уклонение гражданина от уплаты налога. Уклонение гражданина от уплаты налога путем не предоставления декларации о доходах в случаях...

Ответственность за налоговые правонарушения

1.3 Понятие, признаки и виды налоговых правонарушений

Основным документом, регулирующим налоговую систему Российской Федерации и устанавливающим общие принципы её построения, является Налоговый кодекс Российской Федерации...

Понятие налоговых преступлений в современном уголовном праве

1. Понятие налоговых преступлений в современном уголовном праве

В уголовном законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие налоговых преступлений. Но это понятие все шире используется в уголовно-правовой науке и отдельных нормативных актах...

Правовое регулирование специальных налоговых режимов

1.1 Понятие и виды специальных налоговых режимов

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных НК РФ и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах...

Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации

§1. Понятие и виды налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами Российской Федерации

Изучение налогового контроля будет неполным без изучения основных форм его осуществления, правовых основ проведения налоговых проверок, понятия и сущности налоговой обязанности, а также прав и обязанностей органов...

Расследование налоговых преступлений в Республике Казахстан

1.1 Понятие и содержание криминалистической характеристики налоговых преступлений

Криминалистическая характеристика преступления - это система обобщенных фактических данных и основанных на них научных выводов и рекомендаций о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступления...

Уголовная ответственность за торговлю людьми в международном праве и уголовном законодательстве Республики Беларусь

1.1 Понятие и общая характеристика преступлений против личной свободы, чести и достоинства. Виды преступлений. Объекты преступлений

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...

Уголовные наказания за налоговые преступления: понятие, виды и правила их назначения

Глава 1. Понятие и соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах

...

pravo.bobrodobro.ru

Налоговые преступления: понятие, виды, составы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО  ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

КАФЕДРА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»    

Контрольная работа

по  курсу «Налоговое право»

на  тему «Налоговые преступления: понятие, виды, составы»   

Санкт-Петербург 2011

    на  тему: “ Налоговые преступления: понятие, виды, составы ”

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

    1.  Понятие налогового преступления…………………………………………..…..4

    2.  Виды налоговых преступлений…………………………………………….……..7

    признаки  преступления.

    3. Состав налоговых преступлений………………………………………………….9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...11

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….………..13 

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Роль  налогов в современном государстве велика. Они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме.  Государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

    Появление налогов связано с самыми первыми  общественными потребностями, так  как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

    Проблемы  уголовной ответственности за налоговые преступления, представляются наиболее сложными как для ученых-юристов, так и для правоприменителей.

    В уголовный кодексе Российской Федерации 1996 г., вступившем в действие 1 января 1997 г.,  отдельная глава посвящена преступлениям в сфере экономической деятельности (гл. 22).

    Возникновение современной налоговой преступности прежде всего определяется изменениями  в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой.  

 

    1. Понятие налогового  преступления

    Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

    Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

    Налоговую преступность как общественно-опасное  явление нельзя назвать принципиально  новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной  собственности в экономике позволяло  осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В  период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

    Начавшиеся  позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

    Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

          Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

    Налоговые преступления совершаются на различных  предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

    Подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

    В связи с принятием первой части  Налогового кодекса РФ, в которой  в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о  соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

    Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

    Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодекса следующим образом:

    “Налоговым  правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение  законодательства о налогах и  сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).

    Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

    Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).

    Важной  особенностью налогового преступления является то, что ответственность  за его совершение может быть возложена  только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации ( ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).1

2. Виды налоговых  преступлений

     Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи, предусматривающие  ответственность за нарушение налогового законодательства - это ст. 198, ст. 199, ст. 199.1, ст. 199.2.

     Ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. В соответствии со ст. 57 Конституции "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют". Порядок уплаты налога физическими лицами установлен гл. 23 Налогового кодекса РФ. Порядок уплаты и размеры налогов и сборов осуществляются и определяются на основе федеральных законов, положений, уставов, инструкций, соответственно принятых или утвержденных в установленном порядке. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 198 УК РФ наступает в случае уклонения гражданина от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере. Согласно законодательству имеется определенная категория граждан, которые освобождаются от представления декларации, во всех остальных случаях подача декларации обязательна. Под включением в декларацию заведомо ложных сведений о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

     Ст. 199 УК РФ предусматривает ответственность  за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. К организациям, о которых говорится в данной статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов и страховых взносов, за исключением физических лиц. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Сокрытие указанных и других объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.

     Ст. 199.1 УК РФ предусматривает ответственность  за неисполнение обязанностей налогового агента. Данная норма призвана регулировать отношения, связанные с надлежащим исполнением своих обязанностей налоговым агентом по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

     В ст. 199.2 УК РФ говорится об ответственности  за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

 

3. Состав налоговых  преступлений

    Составы налоговых преступлений представляет собой совокупность обязательных объективных  и субъективных признаков, установленных  законодательством, и характеризующих  соответствующие противоправные деяния.

    Общим у всех налоговых преступлений являются объекты их посягательства. Объект любого преступления - это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным правом от преступных посягательств. В российском уголовном праве выделяют несколько видов объектов: общий, родовой и непосредственный.

    Общий объект представляет собой совокупность всех социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств.2

    Родовой объект - это часть общего объекта, т. е. та или иная область, сфера социально  значимых ценностей, интересов, благ.

    Непосредственный  объект - это конкретное благо, на которое  непосредственно направлено преступление. 

    Объективная сторона любого - это внешний акт  общественно опасного посягательства на объект, охраняемый уголовным правом.

    Объективная сторона включает обязательные и  факультативные признаки. К обязательным признакам в науке уголовного права относят: действие или бездействие, общественно опасные последствия и причиненную связь между первыми и вторыми. Факультативные признаки - это способ, время, место, обстановка, средства и орудия совершения преступления.3

stud24.ru

Налоговые преступления: понятие, виды, составы

    Субъект преступления - это лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законодательством.

    По  уголовному праву России субъектом  преступления может быть только физическое лицо. Юридические лица субъектами преступления быть не могут.

    К числу общих обязательных признаков  субъекта преступления относятся достижение возраста уголовной ответственности  и вменяемость. В некоторых случаях  уголовная ответственность устанавливается  только для тех лиц, которые обладают дополнительными признаками. Эти специальные признаки также включаются в число обязательных признаков, характеризующих субъекта конкретного состава преступления.

    Субъективная  сторона преступления представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, характеризующееся виной, мотивом и целью.

 

    Заключение

      Систематизация  норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным  требованием существующей, внутренне  целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых преступлений и ответственности.

      Устанавливая  систему составов налоговых преступлений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

     Налоговые правоотношения уже изначально конфликтны. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует, ведь, уплатив налог, он не приобретает субъективных дополнительных прав. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений. Большинство людей, которые никогда не украли бы чужого имущества, с легкостью оправдывают свое стремление не отдавать в публичные фонды свою собственность в виде налога. Взять чужое и отказаться отдавать свое - вещи, в общем-то, разные: первая ситуация означает воровство, осуждаемое повсеместно, вторая же воспринимается многими как защита "честно заработанной собственности" от посягательств государства.4 Поэтому даже в целом законопослушные люди с легкостью уклоняются от уплаты налогов, не считая это серьезным правонарушением. "Налоговые преступлений характеризуются низкой степенью общественного порицания и осознания их общественной опасности".5  

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях : текст с изм.  и доп. на 1 апреля 2011 г. – М.: Эксмо, 2011.

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации. Часть первая, 1999.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Эксмо, 2011.    

4. Верин В.П. Преступления в сфере экономики.-  М., 2001.

5. Кузнецова и И. М. Тяжкова  Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Учебник для вузов / Под ред. Н. Ф., - М.: Зерцало, 1999. С. 197.

6. Кучеров И.И. Налоговое право России.: Курс лекций.- М., 2001- с. 81.

7.Пепеляева С.Г. Налоговое право. – М., 2000.

8. Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М., 2004.

9. Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.,2004.

10. Старченков П. Налоговая преступность в России  катастрофически растет // Независимая газета. 1995. 24 мая.

11. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3­е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008.

12. Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - http://www.rae.ru/forum2011/22/41.

13. Словарь по экономике и финансам [Электронный ресурс] / Режим доступа: [http://www.glossary.ru].

stud24.ru

Налоговые преступления понятие и характеристика

Введение.

Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью, предусмотренной статьей 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Исходя из этого положения, статьей 132 Конституции предоставлено право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы.

Принципы налогообложения, формирующие налоговую систему Российской Федерации, были заложены Федеральным Законом от 27.12.91 “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в который впоследствии вносились изменения и дополнения. Действующее налоговое законодательство насчитывает около 20 законов, около ста других нормативных актов, множество ведомственных подзаконных актов, регулирующих взаимоотношения плательщика и налоговых органов.

Противоречивость и неполнота налоговой системы вызывает трудности в правоприменительной практике и способствует уклонению от налогообложения. Важнейшим элементом экономической стратегии государства в ближайшее время становится налоговая реформа, на развитие и совершенствование которой направляются усилия государственных и исполнительных органов.

Для реализации основных принципов налоговой реформы, Правительством внесен, а Государственной Думой принят Налоговый кодекс Российской Федерации. Он предусматривает кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и льгот, установление их исчерпывающего перечня. Другим условием развития налоговой системы является расширение базы налогообложения за счет распространения налогового бремени на сферы, в которых более всего практикуется уклонение от налогов. В настоящее время сложилась критическая ситуация с финансированием расходов, предусмотренных бюджетом, в том числе за счет нарастания фактов сокрытия доходов, прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое распространение в стране получили преступные нарушения налогового законодательства.

Актуальность выбранной темы продиктована окружающей нас действительностью. В связи с развитием рыночных отношений в России, количество преступлений в сфере экономической деятельности возросло. Налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности. И в то же время большая часть населения страны не считает эти преступления опасными. В обществе нет негативного отношения к нарушителям налогового законодательства. Законопослушные налогоплательщики не уверены, что их налоги направляются на благие дела - обеспечение безопасности жизни и здоровья, социальные нужды, развитие экономики, разумное управление государством, издание справедливых законов. Получается противоречие - государство в устанавливаемых им законодательных актах требует беспрекословного подчинения при уплате налогов, в то же время не обеспечивает надежными гарантиями осуществления свободной экономической деятельности.

Объект исследования - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, а также уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Цель и задачи работы.

-дать понятие налогового преступления и дать уголовную характеристику характеристику;

-изучить и проанализировать положения о применении статей о налоговых преступлениях;

-рассмотреть статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Глава 1. Понятие, уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений

1.1 Характеристика налоговых преступлений

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Понятие «налоговые преступления» значительно уже понятия «преступление в сфере налогообложения». Под последними подразумеваются деяния, ответственность за совершение которых установлена статьями Особенной части УК РФ и объектом посягательства которых (основным или дополнительным) являются общественные отношения в сфере налогообложения.

Общий признак, служащий критерием объединения содержащихся в гл.22 УК РФ норм о преступлениях в сфере экономической деятельности, родовой объект данных преступных деяний. Им являются общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и потребления экономических благ.

Будучи разновидностью так называемых экономических преступлений, противоправные деяния в сфере налогообложения имеют определенные особенности. Последние дают возможность выделить видовой объект этих посягательств, т.е. обособить в общей совокупности охраняемых уголовным законом отношений, возникающих в процессе экономической деятельности, те из них, которые имеют место именно в налоговой сфере . Видимо, понятие искомого видового объекта мы можем определить, приняв во внимание содержание ст. 2 НК РФ, в которой перечислены отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Отсюда следует, что видовым объектом рассматриваемых преступлений выступает совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных к ответственности.

Видовой объект является общим для всех преступлений в сфере налогообложения. Разграничение же таковых возможно по их непосредственному объекту, поскольку возникающие в налоговой сфере правоотношения различаются между собой по отдельным признакам.

Новая редакция ст.198 и 199 УК РФ не дают серьезных оснований для изменения сложившихся взглядов на субъективную сторону и субъектов рассматриваемых преступлений следует отметить то обстоятельство, что название ст.198 УК РФ несколько изменилось, речь идет об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, а не физическим лицом. Такое название могло бы дать некоторые основания полагать, что ответственность могут нести не только налогоплательщики, но и иные лица (агенты и лица, выступающие от имени налоговых агентов и выполняющие их обязанности).

Однако включение в главу 22 УК РФ ст. 199¹ опровергает возможность применения ст.198 УК в отношении лиц иных, чем налогоплательщик. Анализ судебно-следственной практики по применению ст.199 УК РФ свидетельствует о том, что правоприменители испытывают затруднения при определении признаков субъекта данного преступления. Субъект преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, относится к категории специальных.

К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации любой организационно-правовой формы и формы собственности могут быть привлечены не только служащие организации-плательщиков налогов, оформляющие соответствующие документы, предоставляющие их в налоговый орган.[1]

Неправильное определение субъекта преступления влечет за собой прекращение уголовных дел за отсутствием состава преступления, либо вынесение оправдательных приговоров.

Рассмотрев вопрос о субъекте преступления предусмотренного ст. 199 УК РФ, Пленум Верховного Суда в п.7 Постановления от 28 декабря 2006г. №64.

«О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указал, что к ответственности предусмотренной, статьей 199 УК РФ, могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по пункту "а" части второй статьи 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ.

mirznanii.com