Налоговые преступления в России. Налоговые преступления это


НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - это... Что такое НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?

— общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 194, 198 и 199 УК РФ, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенные вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. В соответствии с п. 2 ст. 10 НК производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. В соответствии с п. 3 ст. 32 НК налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с п. 1 ст. 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с п. 2 ст. 198 УК РФ то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198, а также ст. 194 или 199 УК РФ, — наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести МРОТ, а в особо крупном размере — пятьсот МРОТ. Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст. 198, а также ст. 194 или 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ наступает в случае умышленного непредставления декларации, когда такое представление является по закону обязательным, либо в случае включения в декларацию заведомо искаженных данных (невключения данных о каких-либо источниках доходов, уменьшения размеров доходов, преувеличения расходов и т.д.). Условием уголовной ответственности является уклонение от уплаты налога в крупном размере. Субъект данного преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Преступление совершается умышленно, с целью уклонения от уплаты налога. Уголовная ответственность за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. была установлена в ст. 162.1 УК РСФСР. В соответствии с п. 1 ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организацииуклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. В соответствии с п. 2 ст. 199 УК РФ то же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 199, а также ст. 194 или 198 УК РФ;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу МРОТ, а в особо крупном размере — пять тысяч МРОТ. Объекты, подлежащие налогообложению, устанавливаются в актах законодательства о налогах и сборах. Законодательно также определяются нормы налогообложения и сроки уплаты налогов, сумма которых исчисляется плательщиками самостоятельно. Уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций любой формы и любого вида собственности несут те руководители, обязанные оформлять и представлять в налоговые органы документы об уплате налогов, которые внесли в соответствующую документацию заведомо искаженные сведения в отношении объектов налогообложения, незаконно уменьшающие налоговую базу. Оконченным преступление считается с момента представления подобных документов в налоговый орган. Условием уголовной ответственности является уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Субъектом данного преступления являются должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. Преступление совершается умышленно, с целью уклонения от уплаты налогов. Уголовная ответственность за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. была установлена ст. 162.2 УК РСФСР. В соответствии с п. 1 ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с п. 2 ст. 194 УК РФ то же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194, а также ст. 198 или 199 УК РФ;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу МРОТ, а в особо крупном размере — три тысячи МРОТ. К числу таможенных платежей относятся: таможенная пошлина и таможенные сборы, НДС, акцизы, сборы за таможенное оформление, хранение и сопровождение товаров, другие платежи в соответствии со ст. 110 ТК РФ. Преступление совершается умышленно, т.е. виновный сознательно уклоняется от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность по ст. 194 УК РФ наступает как в случае частичного или полного сокрытия объекта платежа, так и в случае неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа. В качестве субъектов данного преступления могут выступать лицо, перемещающее товары (декларант) либо декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства от своего лица (брокер, посредник), а также владелец таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, либо иные перечисленные в ТК лица, либо руководители юридических лиц. Уголовная ответственность за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. была установлена в ст. 162.6 УК РСФСР. Если противоправное деяние, совершенное физическим лицом, не содержит состава налогового преступления, лицо несет ответственность за совершение налогового правонарушения.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

taxation.academic.ru

Налоговые преступления в России - это... Что такое Налоговые преступления в России?

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.

Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.

Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.

Примечания

dic.academic.ru

ПОНЯТИЕ «НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ» | Мой онлайн Универ

В данной статье дается понятие налоговых преступлений, приводится сравнительная характеристика понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение», их общие черты и различия

Ключевые слова: Налоговые преступления, налоговые правонарушения, налог, уклонение от уплаты налогов и сборов.

В научной литературе под налоговой преступностью понимается совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по взиманию налогов и сборов, а также осуществлению контроля за своевременностью и полнотой их уплаты [6. С. 28]. Однако это определение лишено такого важного признака, как общественная опасность.

И. М. Середа налоговую преступность определил как систему совершенных в определенном регионе в определенный период времени преступлений против налоговой системы, способных расшатать экономические устои общества и подорвать нормальное функционирование финансовых отношений в сфере полного и своевременного формирования доходной части бюджета [7. С. 27].

По определению И. И. Кучерова, налоговая преступность – это: «общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт по поводу бюджетно — налогового перераспределения денежных средств, одной стороной которого выступают государство и общество в целом в лице налоговых органов, а другой – налогоплательщики, и включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты» [1. С. 357].

Приведенное определение очень громоздкое и к тому же не содержит ряд основных признаков преступности: совокупность уголовно наказуемых деяний, совершенных и совершаемых в данном государстве, регионе, населенном пункте в определенный период времени, обладающая количественными и качественными показателями.

Учитывая все сказанное, налоговую преступность можно определить как массовое социально-правовое явление, причиняющее имущественный ущерб и представляющее собой совокупность налоговых преступлений, совершенных и совершаемых на определенной территории в установленный период времени.

Рассмотрим понятия налогового правонарушения и преступления с точки зрения российского законодателя.

Начнем с основополагающих понятий – налог и налогообложение. Под налогом, в соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [5. Часть 1, п. 1 ст. 8].

Уплата налогов или налогообложение представляет собой отчуждение принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и

(или) муниципальных образований [5. Часть 1, ст. 8].

Предметом налоговых преступлений являются только законно установленные налоги. Установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это устанавливается Конституцией РФ. [4. Ст. 72].

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, – провозглашается в ст. 57 Конституции РФ. Именно в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги заключается общественная опасность уклонения от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов – нелегальный путь уменьшения налогоплательщиком своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанный на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности [2. С. 12]. Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением виновным лицом норм налогового законодательства.

Уход от налогообложения становится возможным посредством методов уклонения от уплаты налогов, применяемых налогоплательщиками с целью снижения налоговых обязательств [3. С.10].

Обобщая сказанное, дадим наиболее четкое определение. Уклонение от уплаты налогов – это умышленное удержание части имущества, принадлежащего государству или муниципальному образованию.

Способы, используемые в настоящее время для уклонения от уплаты налогов, достаточно разнообразны.

Наиболее распространены два способа уклонения от уплаты налогов:

– непосредственное сокрытие выражается в изыскании методов сокрытия сделок, объектов налогообложения путем неотражения их в бухгалтерском (налоговом) учете;

– минимизация налогообложения – заключается в изыскании методов уменьшения налогового бремени, основанных на несовершенстве законодательства.

В ст. 199 УК РФ, определяющей наказания за налоговые преступления, указаны два способа уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации: непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, и включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений [3. Ст. 199].

Понятие налогового правонарушения сформулировано в Налоговом кодексе РФ. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное

(в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ Кодексом установлена ответственность [5. Ст. 106.].

Виды налоговых правонарушений, за которые Налоговый кодекс устанавливает наступление ответственности, перечислены в главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».

Дадим авторское определение налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, объектом которого являются охраняемые уголовным законом отношения по взиманию налогов и иных обязательных платежей, а также осуществлению контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

Самым тяжким видом уклонения от уплаты налогов являются налоговые преступления.

В отличие от налогового правонарушения, понятие которого всесторонне дается в налоговом Кодексе РФ, понятие налогового преступления в действующем Уголовном

Кодексе РФ не дается. Между тем, от точности выбора того или иного подхода к определению понятия налоговых преступлений во многом зависит эффективность контроля над этим явлением со стороны общества и государства, формирования контрольными и правоохранительными органами действенной стратегии борьбы с ними.

Отталкиваясь от статьи 14 Уголовного кодекса РФ, определяющей общее понятие преступления, дадим следующее авторское определение налогового преступления.

Налоговое преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, выражающееся в действии или бездействии, посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения, то есть на налоговые правоотношения (отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней, возникающие на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих налоги и порядок их перечисления), и запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.

По аналогии со статьей 14 Уголовного кодекса РФ, можем отметить, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Рассмотрим вопрос о соотношении понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение».

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. Поэтому преступление обязательно должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Рассмотрев приведенные ранее определения, можно сделать вывод, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).

Однако налоговые преступления и налоговые правонарушения имеют и отличия. Главное из них – степень общественной опасности.

Таким образом, преступлением, то есть уголовно наказуемым деянием, следует признать не любое уклонение от уплаты налогов, а только такое, которое причиняет существенный ущерб бюджетной системе государства.

Налоговое правонарушение может быть составляющей частью налогового преступления,

в том смысле, что совершение налогового преступления невозможно без совершения действий, подпадающих под категорию правонарушения. К примеру, нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и др.

Налоговые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Деяния же, входящие в число налоговых преступлений, являются только умышленными.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение – «налоговую санкцию» [5. Ст. 114]. Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести и физические лица, и организации [5. Ст. 107].

Согласно Налоговому кодексу, привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии оснований [5. Ст. 108].

Вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения [5. Ст. 114].

Таким образом, анализ соотношения понятий налогового преступления и налогового правонарушения показывает их тесную взаимосвязь и позволяет определить следующие критерии их разграничения: форма вины, повышенная степень общественной опасности, размер причиненного ущерба.

Материал взят из: Казанская наука. №4 2012

(Visited 282 times, 1 visits today)

moyuniver.net

Налоговые преступления в России - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2014; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2014; проверки требует 1 правка.

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.

Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.

Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Судебная практика привлечения к ответственности за налоговые преступления не отличается единообразием. Это связано с тем, что нет разъяснений по поводу ряда неоднозначно сформулированных норм Уголовного кодекса РФ. Например, нет формулы расчета доли неуплаченных налогов для определении крупного (особо крупного) размера преступления для привлечения к ответственности по ст. 199 УК РФ. По данному поводу есть две точки зрения: в знаменателе при расчете доли необходимо ставить сумму, подлежащего уплате налога, по которому имеется недоимка, вторая точка зрения: в знаменателе необходимо указывать сумму всех налогов, подлежащих уплате организацией.[1]

Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid