Характеристика налогового обязательства (стр. 1 из 3). Налоговые и налоговые обязательства


Налоговое обязательство - это что такое? Учет и возникновение налогового обязательства :: BusinessMan.ru

Возникновение налогового обязательства регламентируется НК. В соответствии с Кодексом, каждый плательщик должен осуществлять перечисления того или иного вида сумм в бюджет. Между тем на практике далеко не все субъекты надлежащим образом исполняют свое налоговое обязательство. Происходит это по разным причинам. Кто-то делает это умышленно, а кто-то просто не знает закона. Рассмотрим далее, что такое налоговое обязательство.

Общая характеристика

Налоговые обязательства возникают в силу закона. В соответствии с НК, плательщик должен:

  1. Зарегистрироваться в ФНС.
  2. Определить объекты обложения.
  3. Исчислить и уплатить установленные суммы в бюджет.
  4. Составить и предоставить отчетность.

В качестве плательщиков выступают юридические и физлица.

Элементы

В качестве объекта обложения выступает имущество или действия, наличием или совершением которых обуславливается возникновение налогового обязательства. При исчислении сумм, подлежащих уплате в бюджет, определяется база. В качестве нее выступает физическая, стоимостная или иная характеристика объекта обложения. В НК для каждого налога установлена ставка. Она определяется в абсолютной сумме либо в процентах на единицу измерения базы или объекта обложения.

Исполнение

Налоговое обязательство погашается плательщиком самостоятельно, если иное не предусматривается Кодексом. Для исполнения субъект:

  1. Регистрируется в ФНС.
  2. Фиксирует и обобщает сведения об объектах обложения, ведет учет налоговых обязательств.
  3. Исчисляет суммы бюджетных отчислений. Расчет налогового обязательства осуществляется исходя из объектов, базы и ставок.
  4. Формирует и представляет в контрольные органы документацию (отчетность) в установленные сроки и по закрепленным НК правилам. В ФНС не сдаются налоговые регистры.
  5. Производит отчисления в бюджет.

По общему правилу, налоговое обязательство должно исполняться в порядке и в сроки, закрепленные в НК. Однако субъект может погасить его досрочно. Закон допускает несколько вариантов обложения. Изменение налогового обязательства представляет собой переход из одной системы в другую. К примеру, при наличии оснований субъект может сменить ОСНО на УСН или ЕНВД.

Сроки

Течение периода исполнения обязательства перед бюджетом начинается со следующего дня после совершения юридического действия или фактического события, в связи с которым субъект должен произвести перечисление в бюджет. Окончание срока наступает в конце последних суток временного отрезка, установленного Кодексом. Если он приходится на выходной или праздник, истечение периода происходит в конце ближайшего рабочего дня. При возникновении задолженности субъект погашает ее в следующем порядке:

  1. Начисленные пени.
  2. Недоимка.
  3. Штраф.

Исковая давность

Она представляет собой период, в течение которого:

  1. Плательщик/агент может требовать возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.
  2. Контрольный орган может начислить либо пересмотреть ранее исчисленную сумму налога или иного обязательного бюджетного платежа.
  3. Плательщик/агент предоставляет отчетность, вправе вносить корректировки и дополнения в декларацию или отзывать ее.
  4. Контрольный орган должен осуществить возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.

Давностный срок по обязательству и требованию – 3 года. Начало периода совпадает с датой завершения соответствующего отчетного периода, за исключением случаев, закрепленных в НК.

Перенос сроков

Действующее законодательство допускает изменение периода исполнения обязательства. Для этого плательщику необходимо направить в ФНС соответствующее заявление. Изменение сроков не допускается для исполнения обязательств по налогам, удерживаемым у источника выплаты, акцизов, а также НДС на импортируемую продукцию. Перенос периода может осуществляться не больше чем на год (календарный). В заявлении заинтересованное лицо должно указать обстоятельства, обуславливающие необходимость корректировки срока. Закон не допускает переуступку права на исполнение обязательств по измененным периодам. Перенос срока производится под залог материальных ценностей плательщика либо третьего лица или под банковскую гарантию по правилам, установленным НК.

Дополнительные возможности

Условия отчисления сумм в бюджет устанавливаются НК. Соответственно, плательщики/агенты не могут произвольно определять правила по своему усмотрению. Между тем Кодекс допускает изменение порядка погашения обязательства. Оно осуществляется путем предоставления:

  1. Отсрочки.
  2. Рассрочки.
  3. Налогового/инвестиционного кредита.

Отсрочка/рассрочка погашения обязательства допускается при наличии оснований, закрепленных 64 статьей Кодекса. Она может предоставляться на 1-6 мес. с поэтапной либо единовременной уплатой задолженности.

Основания отсрочки/рассрочки

В качестве них выступают:

  1. Возникновение вреда у плательщика вследствие техногенной катастрофы, стихийного бедствия, иных непреодолимых обстоятельств.
  2. Задержка бюджетного финансирования или оплаты выполненного госзаказа.
  3. Риск утраты платежеспособности при единовременном погашении задолженности.
  4. Сезонный характер производства работ, предоставления услуг, выпуска продукции.
  5. Невозможность осуществить единовременный платеж ввиду своего имущественного положения.

Исходя из основания, на сумму задолженности осуществляется начисление процентов. В расчет при этом принимается 1/2 ставки рефинансирования, установленной Центробанком на период рассрочки/отсрочки. Если применяются первые 2 основания, то проценты не начисляют.

Кредит

Он предусмотрен 65-й статьей НК. Налоговый кредит – изменение срока отчисления платежа в бюджет на 1-12 мес. Он предоставляется субъекту по заявлению. При этом должно иметь место хотя бы одно из указанных выше оснований. При предоставлении кредита оформляется договор между контрольным органом и плательщиком. Если перенос срока обуславливается причинением вреда вследствие катастрофы, стихийного бедствия и прочих аналогичных явлений, а также в связи с задержкой бюджетного финансирования либо оплаты контрагентом, проценты на сумму задолженности не начисляют.

Инвестиционный кредит

В системе форм изменения периодов исполнения обязательств он занимает особое место. Следует обратить внимание на довольно важную его особенность. Налоговый инвестиционный кредит предоставляется исключительно организациям. Он предусматривается в отношении отчислений с прибыли и сумм, подлежащих уплате в региональный и местный бюджеты. Как указывает 66 статья НК (ч. 1), налоговый инвестиционный кредит предполагает такое изменение периода погашения обязательств, при котором юрлицо при наличии соответствующих обстоятельств получает возможность на протяжении определенного временного отрезка и в установленных пределах уменьшать суммы с последующим поэтапным перечислением кредита и процентов по нему.

Важные моменты

Налоговый инвестиционный кредит обладает несколькими отличительными чертами, которые следует принимать во внимание плательщикам:

  1. Обязательным условием для получения является необходимость ведения предприятием социально значимой деятельности. К ней, по смыслу 67-й статьи НК, следует относить научно-конструкторские или инновационные работы, мероприятия по перевооружению производства и проч.
  2. Проценты на кредитную сумму устанавливаются в пределах от 1/2 до 3/3 от ставки рефинансирования Центробанка. При этом принимается показатель, который действует на дату оформления договора.
  3. Кредит может предоставляться на длительный период. Срок составляет от года до пяти лет.
  4. Законодательство закрепляет специальный порядок предоставления кредита и погашения задолженности. В течение первого периода предприятие может регулярно уменьшать платежи в бюджет соответствующего уровня на конкретную сумму, во второй – производится поэтапная выплата основного долга и начисленных процентов. Разумеется, обязательство по отчислению иных налогов также должно исполняться.

Условия прекращения

В НК предусмотрены основания для снятия бремени обложения с гражданина. В качестве них выступает смерть плательщика либо объявление его умершим, в соответствии с судебным решением, вступившим в действие. Если физлицо имеет статус ИП, то бремя обложения снимается при прекращении им деятельности в качестве предпринимателя. Налоговые обязательства организаций прекращаются в связи с:

  1. Ликвидацией предприятия.
  2. Реорганизацией фирмы путем разделения, слияния и присоединения. В последнем случае прекращение обложения предусмотрено для присоединившегося лица.

Налоговые активы и обязательства

Суммы отчислений с прибыли определяются в бухгалтерской и финансовой отчетности по-разному. В результате формируется разница. Для ее отражения используется такой показатель, как ОНО (отложенные налоговые обязательства). В балансе это та часть отчисления с прибыли, которая приводит к увеличению суммы, подлежащей уплате в периоде, следующем за отчетным. Кроме ОНО, для отображения разницы используется показатель ОНА (отложенные налоговые активы). Он выражается в сумме отчисления с прибыли, поступающего в бюджет в следующем периоде.

Специфика формирования ОНА

На любом предприятии может случиться так, что прибыль по налоговому (НУ) и бухгалтерскому учету не совпадает. Объясняется такая ситуация различием в методике исчисления. Сумма ОНА может являться постоянной или временной, вычитаемой либо облагаемой. На предприятии активы признаются отложенными, если расходы на приобретение ОС по бухучету (БУ) превышают затраты, отраженные в налоговых регистрах. Разница может появиться при несовпадении сумм доходов по НУ и БУ. То есть компания рассчитывала реализовать определенное число активов, но по факту план не выполнила. Появившаяся разница относится на ОНА.

Назначение

Временная разница выступает в качестве основания для уменьшения сумм отчисления с прибыли в будущем. ОНА определяется умножением ставки на ВР. Показатель отражается по сч. 09. Аналитический учет налоговых обязательств и ОНА осуществляется по каждому виду в отдельности. В законодательстве могут предусматриваться разные ставки для отчисления с прибыли. В таких случаях при определении ОНА необходимо использовать ту, которая соответствует совершенной операции. Учет ОНА осуществляется записями:

  • Д-т сч. 09 К-т сч. 99 – приход.
  • Д-т сч. 99 К-т сч. 09 – списание.

При отсутствии прибыли на конкретный период ОНА отражаются по стр. 145 в составе внеоборотных активов. Их показатели сохраняются до получения облагаемого дохода. При выбытии объекта ОС, по которому производилось начисление отложенного актива, остаток переносится на сч. 99. ОНА отражаются при появлении облагаемых разниц либо при наличии высокой вероятности извлечения прибыли в последующих периодах, которая может корректироваться на временную разницу.

Особенности ОНО

Налоговые обязательства в балансе появляются в результате:

  1. Использования различных способов начисления износа.
  2. Применения разных методов признания процентной прибыли и доходов от реализации.
  3. Использования различного порядка отражения % по кредитам.

На практике могут иметь место и иные причины. Выбытие ОНО обуславливается погашением или уменьшением временных разниц, списанием обязательств или активов, по которым они просчитывались. Как отражается ОНО? Чтобы показать налоговые обязательства, проводки составляются следующим образом:

  • Д-т сч. 99 К-т сч. 65 – начисление.
  • Д-т сч. 65 К-т сч. 99 – поагашение/уменьшение.

Анализ

Отложенные обязательства могут использоваться при изучении деятельности компании. ОНО рассматриваются как вид дебиторской задолженности. Анализу подвергается объем, динамика, состав активов на начало и конец отчетного периода. Возникновение ОНА указывает на инвестиционную деятельность, поступление и выбытие внеоборотных средств. Движение ОНО связано с финансовыми операциями. В идеале ОНА должны изменяться прямо пропорционально обязательствам. Приемлемой считается ситуация, когда ОНО выше ОНА. В этом случае имеется пассивное сальдо. В таких ситуациях у предприятия появляется еще один источник финансирования. Его срок использования соответствует периоду погашения обязательств. Если же ОНА выше ОНО, то сальдо расценивается как дополнительное отвлечение средств из оборота.

Особенности предоставления сведений

ОНА в балансе – часть отчисления с прибыли, которая может обусловить уменьшение суммы, поступающей в бюджет. Соответственно, сведения о них отражаются не только в ф. № 1, но и в отчете о финансовых результатах работы предприятия. ОНО и ОНА не дисконтируются. Фирма может провести взаимозачет при соблюдении следующих условий:

  1. Компания имеет на это право по закону.
  2. Взыскание ОНО и ОНА производится с одного юрлица.

Суммы по возмещенному бюджетному отчислению отражаются в отчетности о совокупном доходе.

Заключение

Практически каждый гражданин в стране выступает в качестве плательщика налогов. При приобретении имущества, устройстве на работу, открытии собственного дела субъект становится должником перед государством. Налоговое обязательство должно исполняться в установленные НК сроки. В случае уклонения от осуществления платежей, сокрытия доходов законодательство предусматривает несколько видов ответственности. В случае причинения крупного ущерба бюджету государства субъекту, признанному виновным, может вменяться и уголовное наказание.

businessman.ru

Налоговые обязательства

Сущность и роль налоговых обязательств

Бюджет каждой страны складывается с помощью налоговых и неналоговых денежных поступлений. Обычно налоговые денежные поступления аккумулируют наибольшую долю доходов бюджета страны (региона, муниципалитета). Это связано с тем, что налоги до сих пор выступают основными источниками доходов страны и финансирования государственного бюджета.

Так, рассмотрим определение.

Определение 1

Налоговые обязательства – это обязанность уплаты налогового платежа, которая возникает при возникновении условий, при которых такой платеж должен быть уплачен в соответствии с нормами закона.

Итак, сущность налоговых обязательств основывается на необходимости уплаты налоговых платежей субъектами налоговой системы. При этом своевременность, контроль за такими платежами и их объем является значимым фактором социально-экономического развития страны.

Основные положения для возникновения и прекращения обязанности уплаты платежей

Итак, моментом, когда такое обязательство возникает считается государственная регистрация плательщика налогов и наступление условий, в связи с которыми такой платеж в бюджет должен быть уплачен.

Замечание 1

Например, гражданин, регистрируясь как налогоплательщик, и получая ИНН, обязан при поступлении на работу уплачивать налог на доход физического лица. А вот транспортный налог этот же гражданин должен будет оплатить только лишь при наступлении условия: покупка и приобретение в собственность транспортного средства, например, автомобиля.

Далее рассмотрим случай, когда такая налоговая обязанность прекращается:

  • наступление момента оплаты налога;
  • смерть плательщика налога;
  • ликвидация юридического лица;
  • другие ситуации (например, форс-мажоры, изменения законодательства, появление льготных режимов и др.)

Важно, что все платежи должны быть выплачены в период, установленный нормами и положениями НК РФ. В противном случае начисляются штрафы и пенни. Дополнительно существует возможность оплатить налоговые платежи досрочно, то есть до наступления периода оплаты.

Налог оплачивается в соответствии с специальным требованием об необходимости уплаты налогового платежа. В ситуации неуплаты, нерассматриваемые обязательства могут быть получены в судебном порядке. Также налоговая инспекция вправе приостановить счета фирмы-должника в банке, где у данной организации открыты расчетные счета.

Структура и главные составляющие

Итак, Российским законодательством предусмотрена уплата следующих налоговых обязательств:

  • НДС;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организации;
  • Водный налог;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Обязательства, возникающие с применением специальных налоговых режимов;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес;
  • Налог на имущество организаций;
  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

Представленные в структуре выше налоговые обязательства уплачиваются в соответствии с условиями, а также предоставляемыми льготами и режимами. Важно, что НДС, акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организации, Водный налог, Налог на добычу полезных ископаемых, Обязательства, возникающие с применением специальных налоговых режимов, Налог на игорный бизнес, Налог на имущество организаций уплачивают только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Замечание 2

Граждане самостоятельно осуществляют оплату транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Данные платежи регулируются в ограниченных компетенциях на муниципальном уровне. Например, могут устанавливать ставки налога, но в пределах, ограниченных НК РФ.

Главные составляющие налоговых обязательств представлена на рисунке 1 ниже.

spravochnick.ru

Постоянные налоговые обязательства

Главная → Бухгалтерские консультации → Бухгалтерский учет

Обновление: 15 августа 2017 г.

Постоянные разницы возникают в результате отличий осуществления бухгалтерского и налогового учета. Постоянные налоговые обязательства (ПНО) образуются из-за превышения налога на прибыль, рассчитанного на основании налогового учета, над налогом с бухгалтерской прибыли. Формирование постоянного обязательства производится на основании ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N114н).

Что такое постоянные налоговые обязательства

Доходы и расходы, образующиеся в результате ведения предпринимательской деятельности, по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учете. Некоторые виды этих показателей признаются в обоих учетах в разных суммах. Также формирование начальной стоимости активов различается в бухгалтерском и налоговом учете. В связи с этим и возникают ПНО.

Различия между налогом на прибыль, рассчитанном на основании налогового учета, и налогом с бухгалтерской прибыли бывают двух видов:

  • Постоянные налоговые активы;
  • Постоянные налоговые обязательства.

Постоянные налоговые активы появляются, когда какие-то расходы признаются только в учете для целей налогообложения или какие-то доходы отражаются только в бухгалтерском учете. В связи с этим прибыль по бухгалтерскому учету превышает налогооблагаемую прибыль. ПНА равен величине расходов или доходов, принимаемых в налоговом или бухгалтерском учете соответственно, умноженной на 20%.

Появление ПНО означает, что какие-то доходы признаются только в учете для целей налогообложения или какие-то расходы признаются только в бухгалтерском учете. В связи с этим возникает ситуация, когда прибыль по данным бухгалтерского учета меньше, чем налогооблагаемая прибыль. Постоянное обязательство рассчитывается как расходы, принимаемые в бухгалтерском учете (доходы, учитываемые в налоговом учете), умноженные на 20%.

Один из смыслов, для которых производятся расчет и учет вышеописанных величин, заключается в объяснении разницы в размере прибыли по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

Операции, из-за которых возникают ПНО

Поскольку постоянные налоговые обязательства появляются в результате того, что расходы признаются таковыми только в бухгалтерском учете либо доходы учитываются только в налоговом учете при создании базы по налогу на прибыль, то существует множество операций, влекущих за собой возникновение ПНО:

  • передача имущества организации, принадлежащего ей на праве собственности, третьему лицу без оплаты, то есть безвозмездно. В налоговом учете такая передача, а также остаточная стоимость этого имущества не учитываются в составе расходов. В бухгалтерском учете безвозмездная передача признается расходом;
  • у организации образовался убыток в налоговом учете, то есть по итогам года при исчислении базы по налогу на прибыль расходы превысили доходы. До 2017 года базу по налогу на прибыль можно было уменьшить на сумму убытка в полном объеме в течение 10 лет с момента, как образовался убыток. По прошествии 10 лет убыток нельзя учесть в налоговом учете, в то время как в бухгалтерском учете он продолжает учитываться;
  • расходы, связанные с проведением корпоративов. При принятии к учету по налогу на прибыль расходы должны быть оформлены документами, иметь обоснование, а также должны быть связаны с предпринимательской деятельностью. Поскольку затраты на корпоративы этим требованиям не соответствуют, то и в налоговом учете они не принимаются;
  • переоценка основного средства, связанная с изменением стоимости объекта на рынке. В ходе переоценки пересчитывается первоначальная стоимость ОС либо текущая (если объект уже переоценивался). Это влечет за собой пересчет амортизации с момента начала использования объекта. Однако эти изменения учитываются только в бухгалтерском учете, для учета по налогам они не имеют значения.

glavkniga.ru

Отложенные налоговые обязательства

Обновление: 15 августа 2017 г.

Правила учета доходов и расходов предприятия в процессе определения налоговой базы по налогу на прибыль и в бухгалтерском учете различаются. Ряд хозяйственных операций, произведенных в отчетном периоде, приводят к возникновению расхождений между прибылью, исчисленной по правилам бухгалтерского учета, и налогооблагаемой прибылью предприятия. Случаи, когда прибыль в налоговой декларации меньше суммы бухгалтерской прибыли, а возникшая разница будет компенсирована только в последующих периодах, называются «отложенные налоговые обязательства».

Что такое отложенные налоговые обязательства

При соблюдении всех правил расчета бухгалтерской прибыли предприятия и налогооблагаемой прибыли за один и тот же период возникают ситуации, при которых показатели прибыли для целей налогообложения и учета будут различаться.

Возникающие разницы при этом бывают постоянными и временными. Временные расхождения означают, что налогооблагаемая прибыль будет изменена на суммы возникших ранее разниц в последующих периодах. Отложенные налоговые обязательства – это временные положительные разницы, которые повлекут за собой увеличение налога на прибыль уже в последующих периодах, постепенно выравнивая расчетные значения налога на прибыль по данным бухгалтерского учета с налогом на прибыль, подлежавшим уплате по правилам налогообложения.

Причины возникновения отложенных налоговых обязательств

Причиной возникновения отложенных налоговых обязательств являются правомерно применяемые предприятием правила учета, при которых бухгалтерская прибыль в конкретном периоде будет отличаться от налогооблагаемой и разница станет постепенно погашаться в последующие периоды. К числу причин возникновения отложенного налога на прибыль относятся:

  • применяющиеся разные способы учета амортизации при исчислении налога на прибыль и в бухгалтерском учете;
  • признание выручки и процентных доходов для налогообложения по кассовому методу, а в бухучете — по временной определенности фактов;
  • различающийся учет процентов по кредитам и займам;
  • прочие аналогичные различия в учете.

Порядок отражения и учета отложенных налоговых обязательств

Порядок учета отложенных налоговых обязательств изложен в ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N114н). Целью учета расхождений между фактически уплачиваемым налогом на прибыль и расчетным (условным) налогом по данным бухучета является соблюдение принципа полноты и непрерывности учета.

Обязанность по учету возникающих разниц возложена на все предприятия и организации, кроме тех, к которым применяются упрощенные формы учета. Отложенные налоговые обязательства указываются как часть долговых обязательств в балансе организации (строка 1420), а также в отчете о прибылях и убытках (строка 2430) в виде положительной или отрицательной разницы оборота по счетам учета, их отражающих.

Для учета целей бухгалтерского учета Планом счетов предусмотрен отдельный балансовый счет 77, в аналитическом учете обязательства раздельно учитываются по видам объектов учета, в оценке которых возникла налогооблагаемая разница. Отложенные налоговые обязательства подлежат учету по формуле:

Временная разница  х  Ставка налога на прибыль, действующая на отчетную дату,

где временная разница исчисляется как разность между бухгалтерской прибылью организации и налогооблагаемой прибылью.

Бухгалтерскими проводками по счету 77 отражаются возникновение, движение и убытие отложенных налоговых обязательств.

Операция Проводки
Возникновение отложенного налога на прибыль, уменьшившего налог в отчетном периоде Д-т 68 К-т 77
Частичное или полное погашение возникшей разницы при начислении налога в последующих периодах Дт 77 Кт 68
Факт выбытия объекта учета, по которому начислено обязательство Дт 77 Кт 99

glavkniga.ru

Налоговые обязательства предприятий.

Количество просмотров публикации Налоговые обязательства предприятий. - 169

Налоговая система Российской Федерации и ее роль в ценообразовании.

Тема 2.3. Цена и система налогообложения

Налоговая система - ϶ᴛᴏ совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что правом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Другими словами, законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всœех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

- системы налогов и сборов РФ;

- системы налоговых правоотношений;

- системы участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые "обременяют подданных" обязанностями по уплате налогов и сборов:

Вместе с тем, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

К основным принципам налоговой системы относятся следующие организационные и функциональные принципы:

- принцип единства налоговой системы; принцип организационного единства системы налоговых органов:

- принцип справедливости налогообложения;

- принцип достаточности налогообложения;

- принцип единства нормативно-правовой базы;

- принцип подвижности (эластичности) налогообложения;

Структура российской налоговой системы предполагает поступление налогов и сборов в бюджеты трех уровней: федеральный, региональные и местные. Законодательные акты, регулирующие введение, изменение или отмену налогов, порядок их расчета͵ а также налоговые льготы, принимаются на федеральном уровне. В отношении региональных и местных налогов региональные и местные органы власти обладают полномочиями по установлению налоговых ставок в пределах, утвержденных федеральным законодательством, порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности, а также налоговых льгот для определœенных категорий налогоплательщиков. Ниже приводится перечень налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональные налоги:

‣‣‣ налог на имущество организаций;

‣‣‣ налог на игорный бизнес;

‣‣‣ транспортный налоᴦ.

Местные налоги:

‣‣‣ земельный налог;

‣‣‣ налог на имущество физических лиц.

В отличие от налогов сборы бывают только федеральные.

Налоги вместе с затратами и прибылью формируют цены товаров. С позиции производителя (продавца) прибыль является функцией от цены, ᴛ.ᴇ. формируется по остаточному принципу после уплаты налогов и покрытия расходов. Учитывая зависимость оттого, в какой пропорции добавленная стоимость распределяется между государством, наемными работниками и предприятиями, изменяется роль налогового механизма в формировании цен. Выделим два базовых фактора цены: 1) размер и структуру расходов на производство; 2) эластичность спроса на продукцию. Влияние налогообложения на ценообразование может усиливаться или ослабевать исходя из действия каждого из этих факторов.

В различной структуре расходов одни налоги могут возрастать, другие – уменьшаться. То есть крайне важно проведение оценки влияния системы налогообложения на ценообразование как при постоянной структуре расходов и изменяющихся ставках налогов, так и при переменной структуре расходов и не изменяющихся налогах. Кроме структуры расходов, крайне важно учитывать эластичность спроса на продукцию: через механизмы перекладывания налогов высокая эластичность снижает их воздействие на цены, низкая эластичность усиливает такое влияние. Можно утверждать, что цены товаров определяют объёмы прямых и косвенных налогов в условиях сокращения спроса при неизменности суммы уплаченных на единицу продукции налогов. И наоборот – влияние прямых и косвенных налогов на цены товаров возрастает в условиях роста спроса и, соответственно, сокращения налогов.

Действующая система налогообложения определяет цены предложения товаров (услуг) настолько, насколько налоги и сборы включаются в цену при условии прибыльной работы. В случае если предприятие работает убыточно, то часть налогов и сборов должны покрываться за счёт собственных средств такого предприятия. Лишь добавленная стоимость, созданная на каждом этапе производства товаров (услуг), должна быть источником уплаты налогов. По этой причине доля налогов, которые включаются в себестоимость, в цене товаров сокращается с повышением прибыльности работы предприятия.

Налоговое обязательство — это публичное правоотношение имущественного характера, возникающее в ходе воспроизводственного оборота при формировании налоговых доходов публично-территориального образования, в силу которого обязанное лицо должно совершить определœенные действия по передаче управомоченному лицу предмета налогового платежа, а последнее вправе требования совершения этих действий под угрозой применения мер государственного принуждения в случае неисполнения данных обязанностей.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие ʼʼналоговое обязательствоʼʼ, а центральное место занимает такая категория, как ʼʼобязанность по уплате налогов и сборовʼʼ. Законодатель воспринял подход, который можно обнаружить в ст. 57 Конституции РФ, где говорится об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В налоговом праве существуют следующие виды налоговых обязательств:

- основное, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право требования на получение в установленный законодательством срок суммы налога;

- обеспечительное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ делится на охранительное налоговое обязательство, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (производно от основного налогового обязательства), и договорное обязательство, вытекающее из заключения договоров залога или поручительства для обеспечения основного налогового обязательства и обязательства по уплате пеней;

Налоговая обязанность исполняется добровольно. Правоотношения по принудительному ее исполнению не входят в состав налогового обязательства, а являются способом защиты имущественных прав и направлены на восстановление нарушенного права требования налогового кредитора.

referatwork.ru

Характеристика налогового обязательства

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым законодательством, а в отношении таможенных платежей таможенным законодательством (ст. 59 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).

Обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).

Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с НК, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить таможенные платежи за плательщика.

Обязательство может быть исполнено путем зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, а также путем проведения взаимозачета с соответствующим бюджетом.

Особенности исполнения налогового обязательства отдельных групп плательщиков можно представить в виде следующей таблицы (Таблица 1).

Таблица 1

Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются НК, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

В соответствии со ст. 46 НК, уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленном НК, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов).

Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами.

Днем уплаты налога, сбора (пошлины) признаются:

1. День сдачи плательщиком (иным обязанным лицом) платежного поручения банку на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) при наличии на счете плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;

2. День исполнения банком платежного поручения плательщика (иного обязанного лица) на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), ранее не исполненного по причине отсутствия на счете плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;

3. День внесения плательщиком (иным обязанным лицом) для перечисления причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) наличных денежных средств в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством, в иную уполномоченную организацию;

4. День подачи в таможню письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) об обращении сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенных на депозитный счет таможни (далее - суммы обеспечения), в таможенные платежи (при условии, что суммы обеспечения поступили на депозитный счет таможни) либо день принятия таможней решения об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи, если плательщик (иное обязанное лицо) нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением сумм обеспечения.

Уплата налога, сбора (пошлины) представителем плательщика от имени представляемого им плательщика, если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством, производится только за счет средств этого плательщика.

Признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списание производятся в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, в частности Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания».

Банки и иные уполномоченные организации обязаны в первоочередном порядке исполнять платежное поручение плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней, а также решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица).

Исполнение банками платежных поручений производится в той последовательности, в которой эти платежные поручения поступают в банк.

Платежное поручение исполняются банком в течение одного банковского дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком в установленный срок платежного поручения плательщика (иного обязанного лица) либо решения налогового банк уплачивает пеню в размере 1/360 ставки рефинансирования НБ.

3. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами (глава 5 НК):

1. Залогом имущества;

2. Поручительством;

3. Пеней;

4. Приостановлением операций по счетам в банке;

5. Арестом имущества.

1. Залог имущества. Договор о залоге имущества заключается между залогодателем - плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).

mirznanii.com

Налоговое обязательство

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет.

Налоговая ставка представляет собой величину налогового обязательства по исчислению налога и другого обязательного платежа в бюджет на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы. Налоговая ставка устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.

ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым Кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

1) встает на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет;

4) составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы органам налоговой службы в установленном порядке;

5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством Республики Казахстан. Налогоплательщик вправе исполнить налоговое обязательство досрочно.

Сроки исполнения налогового обязательства устанавливаются Налоговым Кодексом. При этом течение срока, установленного Налоговым Кодексом, начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которым определено начало срока исполнения налогового обязательства. Срок истекает в конце последнего дня периода, установленного Кодексом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.

Порядок погашения налоговой задолженности

Погашение налоговой задолженности производится в следующем порядке:

1) начисленные пени;

2) сумма недоимки;

3) сумма штрафов.

Исполнение налогового обязательства частного нотариуса, адвоката, прекращающего деятельность

Частный нотариус, адвокат в течение месяца со дня принятия решения о прекращении нотариальной, адвокатской деятельности одновременно представляет в налоговый орган по месту своего нахождения:

1) налоговое заявление о проведении документальной проверки;

2) ликвидационную налоговую отчетность;

3) документ, подтверждающий публикацию в печатном издании информации о прекращении деятельности частного нотариуса, адвоката.

Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым частный нотариус, адвокат, прекращающий деятельность, является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о проведении документальной проверки, до даты представления такого заявления.

Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, отраженных в ликвидационной налоговой отчетности, производится частным нотариусом, адвокатом, прекращающим деятельность, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

В случае если срок уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений, перечисления обязательных пенсионных взносов, отраженных в налоговой отчетности, представленной перед ликвидационной налоговой отчетностью, наступает после истечения срока, указанного в части первой настоящего пункта, то уплата (перечисление) производится не позднее десяти календарных дней со дня представления ликвидационной налоговой отчетности.

Документальная проверка должна быть начата не позднее двадцати рабочих дней после получения налоговым органом налогового заявления частного нотариуса, адвоката, прекращающего деятельность.

Налоговое обязательство частного нотариуса, адвоката, прекратившего деятельность, считается исполненным после завершения документальной проверки при условии отсутствия или погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме.

Датой снятия частного нотариуса, адвоката с регистрационного учета в налоговом органе является дата исполнения налогового обязательства.

Сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию

Исковая давность по налоговому обязательству и требованию - период времени, в течение которого:

1) орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;

2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;

3) налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней;

4) орган налоговой службы обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней.

Срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Под изменением сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов признается перенос установленного Кодексом срока уплаты налогов (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты, акцизов и налога на добавленную стоимость на импортируемые товары) на основании заявления налогоплательщика на более поздний срок, но не более чем на двенадцать календарных месяцев. Заявление об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов должно содержать причины переноса срока уплаты налогов. Право на исполнение налогового обязательства по измененным срокам не подлежит переуступке. Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов производится под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица, и (или) под гарантию банка в порядке, установленном настоящей главой.

Решение об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, поступающих в республиканский бюджет, а также распределяемых между республиканским и местными бюджетами, принимается уполномоченным органом. Решение об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, поступающих в полном объеме в местные бюджеты, принимается налоговым органом по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Заявление об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов под гарантию банка представляется налогоплательщиком в орган налоговой службы, уполномоченный принимать решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов, не позднее десяти календарных дней со дня заключения договора гарантии банка. К заявлению прилагаются договор гарантии банка, заключенный между банком - гарантом и налогоплательщиком, и банковская гарантия. Гарантия банка должна быть безотзывной. Содержание договора гарантии банка должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. Не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения заявления налогоплательщика орган налоговой службы принимает одно из следующих решений, вступающих в силу со дня подписания:

1) об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов с приложением согласованного с налогоплательщиком графика исполнения налогового обязательства, который устанавливает сроки уплаты налогов и является неотъемлемой частью данного решения;

2) об отказе в изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов.

Заявление об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица представляется налогоплательщиком в орган налоговой службы, уполномоченный принимать решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов, не позднее десяти календарных дней со дня заключения договора залога. К заявлению прилагаются договор залога и отчет оценщика об оценке рыночной стоимости залогового имущества. Договор залога имущества заключается между налогоплательщиком и (или) третьим лицом и налоговым органом по месту регистрационного учета налогоплательщика в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления письменного обращения налогоплательщика о заключении договора залога с приложением отчета оценщика об оценке рыночной стоимости имущества, предоставляемого в залог. Отчет оценщика об оценке рыночной стоимости залогового имущества должен быть составлен не ранее пятнадцати календарных дней до даты подачи налогоплательщиком письменного обращения о заключении договора залога.

mirznanii.com