Государственная налоговая политика - цели и методы осуществления (стр. 3 из 3). Налоговая государственная политика


Налоговая политика

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.

Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Понятие и задачи

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов:

  1. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
  2. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • государственные займы,
  • ужесточение налогообложения,
  • производство денег – сеньораж.

В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Виды налоговой политики

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Загрузка... 2015-11-30

fingramm.ru

Налоговая политика

Налоговая политика — это составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.

 

Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем:

 

  • изменения соотношения прямых и непрямых налогов;
  • коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот;
  • регулирования налогового бремени.

 

Цели налоговой политики

 

  • Финансовое обеспечение бюджетов. Своевременное пополнение бюджетных доходов в достаточном объеме — основа благосостояния нации, обороноспособности, подспорье для поддержания экологического баланса.
  • Перераспределение доходов в социально неоднородном обществе, материальная поддержка отдельных слоев населения – инвалидов, сирот.
  • Обеспечение оптимального уровня экономической активности и определенного поведения владельцев значимого имущества.
  • Стимулирование позитивной деятельности — внедрения инноваций, капитальных вложений, создания рабочих мест.

 

Налоговая политика как часть государственной деятельности

 

Наряду с бюджетной и монетарной политикой, налоговая политика является ключевым инструментом правительственного влияния на экономику с целью:

 

  • сокращения амплитуды ее циклических подъемов и спадов;
  • регулирования ВВП.

 

Если экономика государства переживает спад, применяется стимулирующая налоговая политика. Сокращается налоговое бремя, вводятся льготы для предприятий пребывающих в упадке отраслей. В совокупности с наращиванием объема госззакупок и бюджетными трансфертами это увеличивает совокупный выпуск и стимулирует спрос.

 

В период чрезмерного экономического роста и роста инфляции правительство увеличивает налоги. Это снижает уровень экономической активности и сокращает совокупный спрос.

utmagazine.ru

Государственная налоговая политика - цели и методы осуществления

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА -

ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В работах, посвященных налогово-правовому регулированию, авторы довольно часто в той или иной связи ссылаются на проводимую государством налоговую политику. Термин "налоговая политика" является давно уже общеупотребимым и встречается в заголовках работ, опубликованных еще в конце XIX - начале XX веков 1. Однако современные исследователи в большинстве своем также хотя и упоминают отдельные направления налоговой политики и обозначают некие ее результаты, но при этом не пытаются сформулировать соответствующее определение и исходят как бы из того, что и так, мол, всем известно 2. Лишь отдельные правоведы уделяли налоговой политике подобающее внимание в своих научных трудах 3. Тем не менее представляется, что внести определенную ясность в этот вопрос является, очевидно, делом необходимым, ведь категория налоговой политики во многом является исходной, особенно когда речь идет о правовом регулировании сферы налогов и сборов, а сама она фактически и определяет состояние и параметры налоговой системы, содержание налоговых правоотношений 4. Полагаем, что искомое определение вполне может быть получено на основе знания того, кто именно осуществляет налоговую политику от имени государства, с какой целью, по каким направлениям, на основе каких принципов и посредством каких методов.

Исходным в данном случае является то, что налоговую политику осуществляют органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией. Если говорить о федеральном уровне власти, то наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.

Не умаляя значимости высших органов государственной власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, следует признать, что непосредственно ее проводят и реализуют именно органы специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере налогов и сборов. В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

В этой связи следует принять во внимание, что управление налогообложением на федеральном уровне осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" , является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Этот федеральный орган исполнительной власти принимает соответствующие нормативные правовые акты, в т.ч. утверждающие формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций, осуществляет организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.

В свою очередь, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы (ФНС России). Это означает, что возглавляющий его министр осуществляет следующие по отношению к ФНС России функции:

- утверждает ее ежегодный план и показатели деятельности, а также отчет об их исполнении;

- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению ее руководителя проект ее положения, предложения о предельной штатной численности, фонде оплаты труда работников;

- вносит предложения по формированию федерального бюджета и ее финансированию;

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к сферам ее деятельности;

- во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает ей поручения и контролирует их исполнение;

- имеет право отменить ее решение, противоречащее федеральному законодательству;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению ее руководителя заместителей руководителя;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению ее руководителя руководителей ее территориальных органов.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" , ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В пределах предоставленных полномочий ФНС России:

- ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков;

- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

- устанавливает (утверждает) формы: налогового уведомления; требования об уплате налога; заявления и уведомления о постановке на учет в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; требования к составлению акта налоговой проверки;

- разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Минфин России.

Определяя соотношение компетенции указанных федеральных органов исполнительной власти, следует согласиться с суждением, что в целом реализация правительственной налоговой политики закреплена за Минфином России. Однако опыт применения налогового законодательства формируется в налоговых органах .

Помимо знания субъектов, осуществляющих налоговую политику от имени государства, как уже отмечалось, необходимым является также уяснение основных ее целей и направлений. В большинстве государств современная налоговая политика в целом строится в направлении постепенного ограничения налоговых притязаний, посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Хотя имеются и примеры иного рода, когда государства в силу различных причин ужесточают условия налогообложения, вводят новые налоги и повышают ставки имеющихся, сокращают число налоговых льгот. Впрочем, в современном мире подобная налоговая политика уже не является определяющей. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой входит 30 экономически наиболее развитых государств мира, в 1995 - 2000 гг. наблюдалась тенденция возрастания уровня налогообложения. В частности, величина отношения налоговых сборов к ВВП в среднем по всем странам увеличилась на 1,3% (с 36,1% до 37,4%). Однако в 2001 г. снижение налогового бремени зафиксировано уже в 15 государствах, а среднее значение уровня налогообложения в целом по ОЭСР сократилось на 0,1% .

Очевидно, что налоговая политика любого цивилизованного государства должна быть направлена на создание совершенной системы налогообложения, максимально отвечающей интересам как государства и общества, так и отдельно взятого налогоплательщика. Достижение этой цели возможно посредством совершенствования правового регулирования, которое в данном случае может затрагивать как отдельные элементы налоговой системы и сводиться лишь к незначительной корректировке механизмов налогообложения или системы налогового администрирования, так и приобретать всеобъемлющий характер. В последнем случае концентрированное выражение налоговой политики находит свое отражение в проводимых государством налоговых реформах.

Известно, что кардинальное изменение налоговой системы России начато в 1991 г. и все еще продолжается в настоящее время. В свое время в специальном налоговом послании Президента РФ, направленном 23 мая 2000 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, были изложены основные направления налоговой реформы. В частности, в нем предлагалось:

- снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, прежде всего тех, которые уплачиваются с выручки от реализации товаров, работ и услуг, ограничения (до 35 - 36 %) налогообложения фонда оплаты труда, а также изменения подхода к определению налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль;

- выравнивание условий налогообложения, которое должно было быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения базы по отдельным налогам;

- упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

При этом на первом этапе налоговой реформы (2000 - 2001 гг.) предлагалось отменить налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на операции с ценными бумагами. В целях обеспечения социальной справедливости предусматривался переход к единой ставке подоходного налога, при существенном увеличении не облагаемого налогом минимума дохода.

mirznanii.com

Налоговая политика государства

Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговая политика государства»

Выполнила:

Прокофьева Елена

Москва – 2008

Содержание

I. Введение

1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы налогообложения

1.2 Элементы налога

1.3 Способы взимания налогов

1.4 Виды налоговой системы

1.5 Функции налогов

1.6 Виды налогов

2. Налоговая политика государства

2.1 Сущность и значение налоговой политики

2.2 Стратегия и тактика налоговой политики

2.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

3.Основные направления и механизм реализации налоговой политики в российской федерации

3.1 Налоговая политика и оздоровление экономики

II. Заключение

III. Список используемой литературы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике.

1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы налогообложения

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

1.2. Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

· объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

· субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

· источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

· ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

· налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

· срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

· правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

1.3 Способы взимания налогов

1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации . Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

mirznanii.com

Государственная налоговая политика - цели и методы осуществления

Президентом Российской Федерации определено, что по завершении реформ налоговая система должна стать:

- во-первых, необременительной для бизнеса, и не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности;

- во-вторых, должна быть справедливой для всех экономических агентов, условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере, однако при этом она должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов;

- в-третьих, должна быть исключена избыточная ориентированность на фискальную функцию, с переориентацией на функцию стимулирования роста конкурентоспособности бизнеса.

В совокупности указанные позиции, как нам представляется, позволяют получить достаточно полное представление о целях и направлениях государственной налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

Вместе с тем следует учитывать, что в процессе анализа и выработки государственной налоговой политики все в большей степени наряду с национальными принимаются во внимание и международные факторы, вносящие в нее определенные коррективы. Действительно, последние годы реформирование налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляется в направлении приведения национальных налоговых законодательств к соответствию неким общим требованиям. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и в части норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика, в значительной степени обусловленная общемировыми интеграционными процессами, именуется унификацией налогового законодательства. В данном случае реформирование налогообложения осуществляется не в интересах какого-либо отдельного государства, а основывается на общности экономических интересов всех стран-участников того или иного международного объединения. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Так, например, работа по унификации налоговых законодательств России и Беларуси нашла отражение в Концепции Налогового кодекса Союзного государства. В этом документе отмечается, что при разработке кодифицированного акта стороны должны исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства - единых принципов и правил налогообложения, единых терминов и понятий, единого перечня основных налогов, единых прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства.

Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства и составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции. В конечном счете процесс гармонизации должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Например, гармонизация налогообложения осуществляется и в рамках Содружества независимых государств (СНГ). Непосредственная координация этого процесса возложена на Координационный совет руководителей налоговых служб (КСРНС), созданный по решению Совета глав правительств стран СНГ. Ожидается, что деятельность КСРНС по гармонизации налогообложения позволит выработать конкретные предложения по изменению налогового законодательства, а также подготовить и принять модельный налоговый кодекс СНГ. Участником этого процесса наряду с другими государствами СНГ является и Российская Федерация.

Отдельно следует рассмотреть принципы, на которых основывается налоговая политика современного Российского государства. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 г. озвучено, что "основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм; равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов". В данном случае фактически имелись в виду три известных принципа (основных начала) налогового права - определенность, податное равенство и экономическая обоснованность налогов и сборов, которые наряду с прочими, такими, как всеобщность налогообложения, законность установления налогов и сборов и др., нашли закрепление в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Принципы налогового права в данном случае есть важнейшие руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется налогово-правовое регулирование. Этим же принципам подчинено и формирование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Определенность как принцип налогового права требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип налогового права требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.

Совокупность этих и других принципов, например единства налоговой системы , составляет идейную основу налогообложения - налоговую доктрину, которая, в свою очередь, формирует налоговую политику. Последняя же находит свое выражение в форме нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Наконец, определение налоговой политики требует также уяснения основных ее методов. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из того, что к числу таковых в первую очередь относятся методы: управления, информирования (пропаганды), консультирования, воспитания, льготирования, контроля, принуждения. Анализ практики налогообложения за последние годы позволяет сделать вывод о том, что до недавнего времени финансовыми и налоговыми органами преимущественно использовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активно наряду с ними осуществляется информирование, консультирование и воспитание налогообязанных лиц. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Информирование или налоговая пропаганда предполагает целенаправленную деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. Установлено, что информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов должны направляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в соответствующие финансовые и налоговые органы (ст. 16 НК РФ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

В соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками, утвержденным Приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/[email protected] , работа по информированию налогоплательщиков должна быть организована как индивидуально, так и публично. При этом индивидуальное информирование налогоплательщиков может осуществляться как устно, так и письменно на основании соответствующих запросов налогоплательщиков. Публичное же информирование осуществляется посредством вывешивания информационных стендов. Одной из форм информирования является организация и проведение налоговыми органами для налогоплательщиков семинаров по наиболее актуальным проблемным вопросам налогообложения. На использование информирования в деятельности налоговых органов обращают внимание и другие авторы **. Консультирование же сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Что касается воспитания, то оно в рамках проводимой налоговой политики имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

С учетом изложенного, государственную налоговую политику можно определить как совокупность организационно-правовых мероприятий, осуществляемых наделенными соответствующей компетенцией органами государственной власти посредством использования специфических методов с целью создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы, отвечающей финансовым интересам государства и общества.

Литература

1 Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль, 1887; Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. Бюджет и бюджетное право; налоги и налоговая политика; государственный долг. СПб., 1907; Налоги и налоговая политика советской власти. М., 1927; Покровский В. О некоторых нарушениях революционной законности в области налоговой политики // Социалистическая законность. 1939. N 7.

2 См., например: Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2002. N 2; Сокол М.П. Подоходное налогообложение физических лиц в свете современной налоговой политики и мировой практики применения налога на доходы физических лиц // Налоговый вестник. 2005. N 1, 2.

3 Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. Монография. М., 1997; Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право. Политический аспект. М., 2005; Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М., 2006.

4 Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства // Налоговое право России. Курс лекций. М., 2003. С. 26 - 33

mirznanii.com

Сущность, цели, задачи налоговой политики

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Цели налоговой политики:• фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;• экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;• социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;• стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;• экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;• контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;• международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;определение основных направлений и принципов налогообложения;разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:• построение стабильной налоговой системы;• облегчение налогового бремени товаропроизводителей;• сокращение налоговых льгот;• развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:• политика максимальных налогов;• политика разумных налогов;• политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

При первом типе государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такую политику государство проводит в определенные моменты развития. Подобная политика осуществлялась в России в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативный последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. В экономике страны назревал кризис, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставила под сомнение целесообразность функционирования российской налоговой системы. Каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий па учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался с государством по своим обязательствам.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 (по официальным данным) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы, как правило, не шли на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики посредством более активного использования рыночных механизмов, и том числе налогов.

При втором типе государство не только учитывает фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, следовательно, к свертыванию социальных программ. Цель такой политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Подобная политика проводится в период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Эти методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в. и получили название «рейгономика».

Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между вторым и первым. Его суть заключается в установлении высокого уровня налогообложения и разработке значительного числа государственных программ.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.

psyera.ru

Налоги и налоговая политика государства

⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика.

Основные положения налоговой политики

1. Без налогов государство не может существовать.

2. Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества.

3. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс - экономика саморазрушается.

4. В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне.

5. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.

6. Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.

7. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

8. Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. 9. Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил.

10. Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80-90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.

Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику.

Система налогового планирования рассматривается, как единство двух подсистем: государственного налогового планирования,

имеющего целью формирование доходной базы федерального и территориальных бюджетов и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором - на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятий.

Реализация государством хозяйственных, управленческих, социальных и иных функций невозможна без создания адекватной экономической базы. Материальным воплощением такой базы является бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Планирование доходной части бюджета (бюджетного фонда) в наибольшей степени представляет собой планирование налоговых платежей. Процесс государственного налогового планирования включает два основных направления: прогнозирование мобилизации сумм налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товарооборота и др.) и распределение доходов по уровням бюджетной системы с целью формирования доходной базы бюджетов территорий.

Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднесрочную перспективу, но не решает всех проблем налогового планирования. Поэтому необходимым компонентом налогового планирования является обработка и анализ статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за истекший период, а также информация о возможных изменениях в налоговом законодательстве.

Налоговое планирование основано на оценке эффективности налоговой системы в целом с позиций выполнения ею фискальных задач и воздействия на экономику, а также на анализе причин возникновения налогового дефицита - расхождений между планируемым и фактическим поступлением налогов.

Важный этап налогового планирования - разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется важным, поскольку значительная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих налогов (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.). Распределение регулирующих налогов по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.

Прогнозирование налоговых доходов на территории субъектов России осуществляется территориальными финансовыми управлениями совместно с налоговыми органами на основании данных, характеризующих экономический потенциал региона, включая показатели, определяющие объем платежей по соответствующим налогам. В то же время оценка реальности поступлений налогов на любом уровне планирования невозможна без учета специфики налогового планирования хозяйствующих субъектов, которое, преследуя прямо противоположные цели, может внести существенные коррективы в федеральные и региональные прогнозы. Тем самым, несмотря на разнонаправленные задачи, обеспечивается единство подсистем налогового планирования.

Налоговый контроль - элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль необходим для обеспечения соблюдения правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Одно из главных требований к налоговому контролю - контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Налоговая практика различает два основных способа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение (превентивные методы) и наказание (репрессивные методы).

Важным условием для уменьшения числа правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля. Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о наиболее типичных и злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики.

 

 

Спасибо)

Я тебя люблю*

 

Читайте также:

lektsia.com