Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие. Муниципальное унитарное предприятие. Муниципальное транспортное предприятие относится к


Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений :: BusinessMan.ru

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

По ГК в качестве административного органа выступает директор. Коллегиальные структуры управления в муниципальных предприятиях исключаются. Руководитель осуществляет контроль перемещения денежных потоков, принимает самостоятельные решения по вопросам использования прибыли. С согласия собственника предприятие может стать участником некоммерческой или коммерческой компании, распоряжаться акциями, принадлежащими ему, а также долями в хозяйственных товариществах и обществах.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать собственными источниками средств для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

businessman.ru

Микроэкономика.Тест Синергия

Сдано на 83 балла 25 из 30 в 2017г. Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

Наиболее полно фирму можно определить как …хозяйственную единицу коллективного характера, обладающую всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельностиорганизационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляется производственные процессы по созданию товаров и услуг с целью их дальнейшей продажиорганизацию под единым управлением, учрежденную в целях принесения прибыли ее собственникам посредством предложения на рынке одного или нескольких товаров и услуг

Муниципальное транспортное предприятие относится …к фирмек государствук домохозяйству

Неверно, что монополистическая конкуренция характеризуется …отсутствием зависимости прибыли участников от управленческих решений одной из фирмдифференциацией выпускаемого продуктаменее эластичным спросом, чем в условиях совершенной конкуренцииналичием входных барьеров в отрасль

C проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью выбора сталкиваются …только фирмы и государство, но не домохозяйстватолько фирмы при производстве товаровтолько домохозяйства при покупке товаровлюбые субъекты рыночной экономики, в том числе и государство

Способность и желание платить за товар отражает …спроснеобходимостьпредложениепотребность

Избыток предложения …оказывает повышающее давление на ценуне оказывает никакого воздействия на ценустимулирует покупателей приобретать товароказывает понижающее давление на цену

Основой рыночной экономики является … собственностьчастнаягосударственнаямуниципальнаякооперативная

Любая фирма максимизирующая прибыль должна произвести такое количество продукции при котором

Основой рыночной экономики является … собственностьчастнаягосударственнаямуниципальнаякооперативная

Кривая спроса монополистической конкуренции характеризуется …высокой эластичностьюабсолютной эластичностьюабсолютной неэластичностьюнизкой эластичностью

Причиной падения цены на продукт может быть …падение цен на ресурсыпадение цен на взаимосвязанные товары, дополняющие данный товар в потреблениирост налогов на бизнесрост потребительских доходов

Производственная функция показывает

Средний продукт – это объем производства, …полученный от использования дополнительной единицы переменного ресурсаприходящийся на единицу постоянного фактораприходящийся на единицу используемого фактораприходящийся на единицу переменного фактора

Повышение цен на ресурсы смещает …кривую спроса вверх вправокривую предложения вверх влевокривую предложения вниз вправокривую спроса вниз влево

Неверно, что барьер для проникновения новых конкурентов на рынок это

Эффект дохода проявляется, если …доходы людей растут, и они сберегают увеличивающуюся часть доходаобъем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людейдоходы людей падают и они покупают меньше данного продуктаудешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объем потребления других товаров

Неявные издержки – это …издержки, не изменяющиеся с ростом объема производствастоимость затраченных ресурсов, являющихся собственностью фирмыиздержки, изменяющиеся с ростом объема производствабухгалтерские издержки

Фирмы-олигополисты могут создать искусственные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль, …производя только однородные продуктыуменьшая дифференцируемость товараприобретая патент на изобретениеесли не будут прибегать к неценовой конкуренции

На рынке олигополии фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при …снижении цены товара конкурирующей фирмыувеличении цен на дополняющие товарыувеличении расценок на рекламуувеличении цены товара конкурирующей фирмы

Монополия в отличие от конкурентной фирмы стремится …к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукцииснижать объем производимой продукции и повышать на нее ценуувеличивать количество производимой продукции и повышать на нее ценумаксимизировать прибыль

Согласно модели кругооборота …предприниматели только реализуют товарыдомашние хозяйства лишь обменивают деньги на товарыпредприниматели являются покупателями на рынке товаров и продавцами на рынке ресурсовдомашние хозяйства являются продавцами на рынке ресурсов и покупателями на рынке товаров

При делении товаров на качественные и некачественные определяющим является …полезностьмодаценадоход

Явные издержки это

Предельная полезность – это …максимальный уровень полезности, который можно достигнуть при расходовании данной суммы денегприрост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну предельную дополнительную единицуминимальная полезность, которую потребитель может получить при потреблении данного благамаксимальная полезность, которую потребитель может получить при потреблении данного блага

В условиях монополии …предельная выручка меньше ценыпредельная выручка больше ценыпредельные издержки равны ценепредельная выручка равна цене

Эффект дохода обусловлен тем, что …бюджетная линия имеет отрицательны наклонкривые безразличия выпуклы к началу координатснижение цены товара увеличивает (при прочих равных условиях) реальный доход потребителяповышение цены товара увеличивает номинальный доход покупателя

К основным факторам производства относятся …труд, капитал, деньгиоблигации, акции, депозитные сертификатыкапитал, труд, землязолото, нефть, зерно

При повышении цены потребительских товаров …одновременно изменяется наклон кривой безразличия и бюджетной линииснижаются реальные доходы потребителявозрастают номинальные доходы потребителяизменяется наклон кривой безразличия

Рынок благ – это рынок …услугтоваровтоваров и услугнедвижимости

Предельный продукт труда – это …прибавка к выпуску, полученная за счет увеличения затрат труда на 1 единицуобъем выпуска при различных объемах затрат трудаобъем постоянных факторовотношение совокупного выпуска к затратам труда

 

testsinergiya.kupikupi.org

Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие. Муниципальное унитарное предприятие

Предприятие – это автономный субъект хозяйствования, который учреждается и действует на основе существующего национального законодательства для производства продукции, предоставления услуг и выполнения работ.

Две основных цели его функционирования – удовлетворение появившихся потребностей и получение прибыли. Одной из форм организации хозяйственной деятельности является муниципальное предприятие. О его основных особенностях и пойдет речь в этой статье.

муниципальное предприятие

Категории хозяйственных субъектов

По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

  1. Хозяйственное общество, или товарищество.
  2. Производственный кооператив.
  3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

  • Полное общество.
  • Коммандитное товарищество.
  • ООО.
  • Общество с дополнительной ответственностью.
  • ОАО и ЗАО.

Кооператив – это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

муниципальное унитарное предприятие

Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие – это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным. Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным. При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.

Некоммерческие организации

Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Религиозная или общественная организация.
  3. Фонд.
  4. Учреждение, в том числе и муниципальное.
  5. Ассоциация или союз.

Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие – это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

муниципальное предприятие это

Формы муниципальных предприятий

Все унитарные субъекты хозяйственности принято разделять на два вида. Все государственные учреждения можно отнести к одному из них.

Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

муниципальное учреждение и муниципальное предприятие

Процесс создания и работа

Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать казенное предприятие на основе имущества в его собственности. Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия. Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.

Основные положения

Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, не наделенный правом собственности числящимся за ним имуществом. Его устав должен обязательно включать два пункта:

  • Предмет и цель деятельности.
  • Величина уставного фонда и источники его финансирования.

Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.

формы муниципальных предприятий

Возможности оперативного и полного управления

Любое муниципальное предприятие создается на основе решения местного государственного органа. Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ - также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.

fb.ru

Муниципальное учреждение

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах: - коммерческие - открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия; - некоммерческие - муниципальные учреждения, некоммерческие партнерства, фонды и автономные некоммерческие организации. Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Особенность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления. Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно. В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось около 45 тысяч муниципальных унитарных предприятий. Муниципальное казенное предприятие, как отмечалось выше, создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой ими продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Муниципальное учреждение, как уже было сказано, финансируется из средств местного бюджета полностью или частично (за вычетом дохода от оказания платных муниципальных услуг).

Управление муниципальными учреждениями   Специфика управления муниципальными учреждениями определяется их социальной значимостью для населения муниципального образования и ограниченными возможностями местного бюджета для их финансирования. Муниципальных учреждений в большинстве муниципальных образований значительно больше, чем предприятий. К муниципальным относится большинство учреждений дошкольного и общего школьного образования, культуры (театры, музеи, клубы, библиотеки и т.п.), здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки), социальной защиты (комплексные центры социального обслуживания, приюты для детей и взрослых). Для муниципальных учреждений органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги и льготы для отдельных социальных групп населения, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность учреждений в соответствии с объемом муниципального заказа. В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами. В социальной сфере в последнее время усиливается роль частного сектора в оказании отдельных видов услуг. В соответствии с Федеральным законом 2003 года представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании в этих целях некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Возможно также преобразование действующего муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию. Придание ей статуса юридического лица и повышение самостоятельности в расходовании средств должны привести к повышению качества услуг и эффективности работы, а также к экономии бюджетных средств. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в создании конкурентной среды и в этой сфере.  

studfiles.net

Государственные и муниципальные предприятия

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Каковы особенности этой формы, чем она отличается от других коммерческих структур?

Неверно было бы рассматривать их как антипод частной собственности. Это — звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Что означает термин «унитарное», какой экономический и правовой смысл несет это понятие?

Унитарное — значит единое, не разделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества (уставный фонд), полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом уполномоченным на то государственным или муниципальным органом (например, устав муниципального предприятия торговли утверждается соответствующим департаментом торговли).

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения прибыли. При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, мера экономического обособления унитарных предприятий обозначена четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной ответственности, — в случае, если собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

В составе государственных предприятий есть и такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями (например, предприятие «Монетный двор»).

Помимо коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет некоммерческие организации — «потребительские кооперативы», «общественные» и «религиозные» организации, «фонды».

Основная цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного производства и т. д.). При хорошей постановке дела такие кооперативы снижают затраты своих членов на цели потребления именно потому, что не ставят своей целью получение прибыли. Мировой опыт свидетельствует, что потребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных с удовлетворением потребительских интересов граждан. Возрождение и налаживание эффективной работы таких кооперативов в нашей стране — важная составная часть движения к рыночной экономике.

Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов — культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов). Общественные организации различаются по масштабам деятельности и могут охватить большие массы населения разных регионов, могут формироваться по профессиональным интересам или косить локальный характер. Такие общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом деятельность последних должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения. Например, спортивное общество вправе создать предприятие по производству спортивного оборудования; но если оно вдруг решит создать торговое предприятие по продаже спиртных напитков, то вступит в противоречие с целями, ради которых создавалось общество-учредитель.

Наконец, некоммерческими организациями являются фонды, т. е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Как видим, спектр организационно-правовых форм хозяйствования достаточно богат и разнообразен, открывает возможность выбора наиболее оптимальных, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Он дополняется правом юридических лиц объединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Однако право — необходимая, но недостаточная предпосылка реального создания социально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. В России для этого необходима еще трудная и кропотливая работа по созданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде. А это предполагает целый комплекс мер, в том числе — не только передачу в частную собственность большей части государственных предприятий, но и освобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административного вмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию на экономику главным образом через косвенные (фискальные и денежно-кредитные) инструменты.

psyera.ru

Муниципальное унитарное предприятие - это... Что такое Муниципальное унитарное предприятие?

 Муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. См. Государственное унитарное предприятие.

Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Устав муниципального унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ обязательно в учредительных документах любого юридического лица (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013.

  • Муниципальное право
  • Муниципальные выборы

Смотреть что такое "Муниципальное унитарное предприятие" в других словарях:

  • Муниципальное унитарное предприятие — Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на …   Википедия

  • Унитарное предприятие — Унитарное предприятие  особая организационно правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по… …   Википедия

  • УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество У.п. является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе… …   Энциклопедия юриста

  • Государственное унитарное предприятие — Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на …   Википедия

  • Сельскохозяйственное унитарное предприятие — (англ. agricultural Unitarian enterprise) в РФ гос ное или муниципальное унитарное предприятие, действующее в сфере сельского хозяйства. Статус С.у.п. как субъектов хозяйственной деятельности определяется нормами гражданского законодательства РФ …   Энциклопедия права

  • Сельскохозяйственное унитарное предприятие — (англ. agricultural Unitarian enterprise) в РФ гос ное или муниципальное унитарное предприятие, действующее в сфере сельского хозяйства. Статус С.у.п. как субъектов хозяйственной деятельности определяется нормами гражданского законодательства РФ …   Большой юридический словарь

  • Федеральное государственное унитарное предприятие — Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на …   Википедия

  • Предприятие —    разновидность организации, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Предприятия могут создаваться в… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Муниципальное предприятие — (англ. municipal venture/enterprise) в РФ предприятие, находящееся в муниципальной собственности (см. также Унитарное предприятие; Унитарное предприятие, основанное на …   Энциклопедия права

  • Муниципальное предприятие — (Municipal enterprise)   учреждаемое органами местного самоуправления унитарное предприятие …   Экономико-математический словарь

Книги

  • Сбежавший младенец. И другие дела, Игорь Юрьевич Маранин. На углу улиц Последней надежды и Греческих оракулов стоит старинное трёхэтажное здание из красного кирпича. Если зайти во двор со стороны фабрики самобраных скатертей, то сразу видна большая… Подробнее  Купить за 100 руб электронная книга

suffrage.academic.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - это... Что такое МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ?

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по законодательству РФ учреждается местны-ми Советами или другими органами местного самоуправления. имущество МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ или вклад местного Совета (органа местного са моуправления) в ПРЕДПРИЯТИЕ смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или)вкладов других МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, полученных доходов, других за конных источников и находится в собственности района, города, входящих вних административно-территориальных образований, органов местного самоуправления. Указанное имущество может передаваться в хозяйственное веде ние предприятию в лице трудового коллектива. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Учредители ненесут ответственности по обязательством МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. МУ НИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ не отвечает по обязательствам местных органов управления. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия.

Словарь финансовых терминов.

Муниципальное предприятие Муниципальное предприятие - предприятие, организуемое за счет местного бюджета, инвестиций иных муниципальных предприятий, собственных средств и других законных источников финансирования и находящееся в ведении административно-территориальных органов управления или местного самоуправления.

По-английски: Municipal business

Финансовый словарь Финам.

.

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
  • НАВАЛОМ

Смотреть что такое "МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" в других словарях:

  • Муниципальное предприятие — (англ. municipal venture/enterprise) в РФ предприятие, находящееся в муниципальной собственности (см. также Унитарное предприятие; Унитарное предприятие, основанное на …   Энциклопедия права

  • Муниципальное предприятие — (Municipal enterprise)   учреждаемое органами местного самоуправления унитарное предприятие …   Экономико-математический словарь

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — предприятие, средства производства которого находятся в муниципальной собственности …   Юридическая энциклопедия

  • муниципальное предприятие — savivaldybės įmonė statusas Aprobuotas sritis įmonių teisė ir įmonių valdymas apibrėžtis Ribotos civilinės atsakomybės viešasis juridinis asmuo, nuosavybės teise priklausantis savivaldybei ir patikėjimo teise valdantis, naudojantis jam perduotą… …   Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — предприятие, средства производства которого находятся в муниципальной собственности …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Муниципальное предприятие — (англ. municipal venture/enterprise) в РФ предприятие, находящееся в муниципальной собственности (см. также Унитарное предприятие; Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления; Унитарное предприятие, основанное на праве… …   Большой юридический словарь

  • Предприятие Муниципальное — предприятие, находящееся в собственности органов местного самоуправления и организованное в основном за счет средств местного бюджета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ — предприятие, средства производства которого находятся в муниципальной собственности. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • ПРЕДПРИЯТИЕ УНИТАРНОЕ — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество; государственное или муниципальное предприятие, собственность которого закреплена за коммерческой организацией, но не передана ей.… …   Экономический словарь

  • ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ — (см. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

dic.academic.ru