Аморальные поступки: примеры из жизни. Моральные поступки


Аморальные поступки: примеры из жизни

Каждый из нас является членом общества, в котором традиционно существует определённая модель поведения, считающегося нормальным. Оно закреплено в понятии общечеловеческих ценностей. И что самое главное, оно не нарушает норм нравственности и этики, не приносит вреда окружающим. Однако есть люди, которые ему не следуют. Даже напротив, они, пренебрегая нравственными принципами, совершают аморальные поступки, вредящие остальным членам общества. Таких людей называют девиантами, и их поведение недопустимо.

аморальные поступки

Обращаясь к духовности

Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.

Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена – это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.

Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.

аморальные поступки людей

Известные примеры

Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие – это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.

Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.

человек совершает аморальный поступок

Противоречащие формы поведения

Если человек совершает аморальный поступок, то он однозначно не укладывается в общепринятые нравственные рамки. Но он соответствует определённым формам поведения, противоречащим нормам. Их существует несколько. Это наркомания, токсикомания, проституция, преступность, алкоголизм и суицид.

Считается, что человек придерживается той или иной формы поведения по одной из трёх причин. К первой, наиболее распространённой в современном обществе, относится неравенство на социальной лестнице.

Тут всё просто. На поведение и воспитание человека влияет его доход. Чем он меньше, тем выше вероятность деградации личности. Многие люди пытаются справиться с разочарованием в своей жизни при помощи наркотиков или алкоголя. Их нельзя винить в отсутствии внутреннего «стержня». Нищета действительно является психологически тяжёлым испытанием.

аморальные поступки примеры

Внешние факторы

Совершение аморального поступка человеком, который следует той или иной форме поведения, может также зависеть от его окружающей среды. Ни для кого не является секретом то, что мысли и действия личности нередко формируются под влиянием семьи, друзей, коллег, одноклассников. К сожалению, те люди, которые выросли в окружении индивидов с аморальным поведением и ничего, кроме девиантных поступков, не видели, начинают считать всё подобное нормой.

Окружающая среда и общество – одна из основополагающих причин, формирующих сознание человека. Нередко для искоренения безнравственных деяний требуется помощь социологов, которые работают не с одним провинившимся индивидом, а с целой группой людей.

Важен и уровень воспитания. Порой люди не знают о таких элементарных понятиях, как «нравственность» и «мораль», из-за своего неведения. Из поколения в поколение должны передаваться правила, нормы и традиции, а это задача родителей. Но некоторые люди просто забывают воспитывать своих детей и прививать им осознание того, как поступать можно, а как нельзя.

совершение аморального поступка

Отношение к животным

Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.

Жестокое обращение с животными является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.

Реальные случаи

В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.

Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.

Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.

моральные и аморальные поступки

Невоспитанность

Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.

И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.

Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.

fb.ru

Аморальный поступок - что это такое? :: BusinessMan.ru

Всё чаще в средствах массовой информации можно услышать словосочетание «аморальный поступок», за которым следует всеобщее осуждение. Все вроде бы понимают значение этих слов, но вряд ли подробно углублялись в изучение моральных и аморальных норм. И далеко не все считают себя обязанными их выполнять. А между тем в современном обществе постепенно стирается граница между хорошими и плохими поступками, с точки зрения морали. Люди выполняют только то, что прописано в государственных законах. Аморальный поступок к таковому не относится, а значит, за него никто не накажет. Озлобленное общество живёт не единым механизмом, а каждый сам для себя, вооружившись лозунгами, что любые средства хороши для достижения цели, порой забывая о бескорыстии, благодарности, уважении.

Понятие

Мораль – это негласные правила поведения, сформированные многолетним опытом человечества. Это общепринятые принципы и понятия о нравственном совершенстве человека достойного и положительного. Простыми словами, мораль – это отделение понятий добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Синонимами или близкими по смыслу можно считать слова «нравственность», «честь», «этика». Исходя из этих правил, разделяют моральные и аморальные поступки. Они могут быть разными.

Например, моральные нормы могут варьироваться, с точки зрения личностных отношений, семьи, религии, философии. Они могут немного отличаться в разных ячейках общества, группах людей, схожих по интересам, трудовых коллективах и др. Сколько людей – столько и мнений. Но существуют общепризнанные нормы поведения, нарушение которых вызывает всеобщее недовольство.

Государство и мораль

Роль государства в качестве гаранта выполнения прав и свобод граждан, бесспорно, значительная. Однако, несмотря на то что право и мораль неразделимо связаны друг с другом в совокупном обеспечении эволюции цивилизации, не все нормы морального поведения регулируются законом. Право подтверждает неотъемлемость свобод граждан, презумпцию невиновности, мораль – возможность достижения личного счастья. Оно гарантирует свободу слова, мыслей, поступков, реализацию желаний. Но мораль определяет, насколько нравственными будут эти мысли, поступки – бескорыстными, а желания – благородными. Право принуждает отдать долг стране, поступив на военную службу, выплачивая налоги. Мораль побуждает заниматься благотворительностью, помогать и отдавать только из чувства внутреннего долга.

Человек морали

Поведение высокоморального человека – это его осознанный выбор. Нет законов, которые могли бы принудить к реализации добрых поступков. Как и не предусмотрено за их невыполнение и незнание наказаний. За исключением, пожалуй, общественного мнения, осуждения. Но кого на сегодняшний день волнует, что думают окружающие? Человек морали тоже не обращает на толпу внимания. Но он поступает так, как велит ему воспитание, собственные представления о «белом и чёрном». Огромную роль в формировании его личности, бесспорно, играет пример родителей, учителей, друзей, личный жизненный опыт. Воспитанный человек вряд ли способен совершить такой аморальный поступок, какой не позволяют его моральные принципы.

Принятые обществом моральные нормы

Но что относится к моральному и аморальному? Как разделить поступки, характеризующие человека порядочного и нет? Возьмём, к примеру, случай про ветеринара и хозяина собаки. Животное долгие годы служило человеку, было ему верным товарищем. В последнее время здоровье его ухудшилось, потом пёс и вовсе слёг. Доктор, проведя необходимые обследования, диагностировал рак, посоветовав собаку усыпить. Такое предложение глубоко возмутило хозяина, оскорбив его моральные принципы. Забрав собаку домой, он продлил ему жизнь ещё на месяц. Но была ли счастлива она? Нет. Каждая секунда её была наполнена невыносимой болью, тоской и страданиями. Так не правильнее ли было усыпить пса, сделав его смерть тихой и безболезненной? И не аморально ли было, с точки зрения хозяина собаки, обрекать животное на муки?

Моральные и аморальные поступки не всегда удаётся распознать. Порой кажется, что человек совершил что-то нехорошее, но считает ли он сам неправильным своё поведение? Если нет, то получается, что он действовал в соответствии со своими моральными принципами. Как и хозяин собаки, уверенный в том, что поступает правильно.

Что такое аморальный поступок?

Исходя из предыдущей истории, можно попытаться классифицировать поступки аморальные, вызывающие осуждение у большинства адекватных людей. Лучше рассмотреть разные ситуации из реальной жизни, с которыми может столкнуться каждый. Но только те, которые регулирует исключительно мораль, а не закон.

Говоря про аморальные поступки, примеры можем привести следующие:

  • Начнём с пожилых людей. Увидев старенькую бабушку, которая из последних сил тащит огромную сумку, набитую продуктами, кто-то пройдёт мимо. Это неправильно и плохо.
  • Аморально не уступить место в переполненном трамвае беременной женщине или старичку.
  • Сняв кольцо с безымянного пальца, мужчина знакомится с девушкой и зовёт её на свидание. А жене говорит, что у него появилась сверхурочная работа. Это является аморальным поступком.
  • Подросток залез на дерево и разрушил птичье гнездо с кладкой яиц. Это осуждается.
  • Женщина, возвращаясь с работы под проливным дождём, заметив продрогшего котёнка в подъезде, вышвырнула его на улицу. Так не поступают добрые люди.
  • Сосед, имея иномарку и приличный ежедневный доход в магазине, директором которого он является, не замечает одинокой старушки. А между тем она продаёт выращенные дома цветы, только бы насобирать мелочи на хлеб. Ещё один плохой поступок.

Общественное мнение однозначно осуждает таких людей. Однако, оказавшись на их месте, все ли поступят иначе, согласно принципам морали? Нет, конечно. Аморальные поступки человека всегда виднее со стороны, издалека. Но не всегда их наличие можно осознать в своём поведении и образе жизни. Даже если таковые имеются. Кстати, осуждать других тоже не совсем правильно с этичной стороны. А вот себя – пожалуйста. Поступайте, задумывайтесь, делайте выводы, осознавайте: все ли поступки в вашей жизни высокоморальны?

Как наказывают за аморальный поступок?

Наказание за нарушение моральных норм предусмотрено только в тех случаях, которые совпадают с аналогичными правонарушениями, прописанными в законодательных актах. Например, это может быть административный штраф за словесное оскорбление, за жестокое обращение с животными, срок за сексуальное насилие. Увольнение за аморальный поступок также предусмотрено. Но только людей, занимающихся воспитанием детей (учитель, няня, преподаватель). Наказать таким способом бухгалтера, водителя или продавца вряд ли получится. Потому что государство не предусматривает ответственность за аморальные поступки, если они не относятся к преступлениям.

Зачем прививать детям моральные ценности?

Воспитывать малышей в соответствии с принципами морали просто необходимо. Все поступки, совершаемые взрослым человеком, неизбежно являются эхом его детства. Отпечаток, оставленный в душе ребёнка родителями, не стирается никогда.

Как научить детей морали?

Объяснить смысл понятия «аморальный поступок» ребёнку не так-то просто. Но можно показывать на своём примере, как делать не нужно: погладить собачку вместо того, чтобы оттолкнуть её ногой. Или напоить молоком котёнка, вместо того чтобы дать ему умереть от голода на свалке. Либо помочь молодой маме отнести коляску на четвёртый этаж. Естественно, регулярные положительные примеры, присутствие в лексиконе таких слов, как «пожалуйста», «спасибо», «будьте здоровы», вскоре пустят ростки в детском сердце. И, поверьте, дадут первый неплохой урожай уже через несколько месяцев.

Моральные и аморальные поступки детей

Является ли аморальным поступком плохое поведение маленького ребёнка? Здесь всё зависит от возраста. В 1–2 года дитя ещё не способно понимать, что хорошо, а что плохо. А тем более отличать эти понятия. Но ребёнок в трёхлетнем возрасте уже отлично осознаёт, что такое боль, знает о наказаниях и поощрениях. Начиная с этого периода, следует постепенно закладывать правила поведения. Если карапуз мучает кошку, скажите ему, чтобы он не трогал её – животному больно. Слова вряд ли возымеют действие, но царапина на руке от разозлённого домашнего любимца, несомненно, послужит уроком.

После 7 лет дети уже прекрасно понимают, когда они поступают плохо. Если родители не будут направлять на путь истинный, то ребёнок под давлением коллектива может начать совершать аморальные поступки: драться, обманывать, обижать слабых, издеваться над животными. Невнимание к этим поступкам приведёт к тому, что малыш поймёт всю безнаказанность нарушений. От этого потеряется вся ценность моральных норм. А затем и правовых. Последует воровство, наркомания, употребление алкоголя, беспорядочные связи. В попытках воспитать достойную и благородную личность главное – не потерять доверия ребёнка. Ведь именно оно создаёт ту близость между родителями и детьми, которая из разумных наставлений, терпеливого учения и жизненных примеров перерастает в крепкую дружбу старого и нового поколения.

businessman.ru

Нравственный поступок: признаки, мотивы, примеры

С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

нравственный поступок

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.

Слушай всех, прислушивайся к избранным

Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.

Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.

Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.

нравственные поступки примеры

Откуда растут корни

Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.

Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.

 признаки нравственного поступка

Благая цель

В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.

Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.

Образцы

Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.

Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.

Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.

мотивы нравственного поступка

Правильное воспитание

Также очень многое о нравственности и душевной чистоте можно узнать из большого количества сказок. Взять ту же «Золушку», написанную Шарлем Перро. Главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть.

Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.

Жизнь полна резких поворотов, но это не должно сбить хорошего человека с ног, он должен оставаться сильным и стойким, не теряя любви к миру. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища.

Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.

нравственное поведение и нравственный поступок

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

нравственные поступки человека Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.

fb.ru

Аморальные поступки: примеры из жизни

Каждый из нас является членом общества, в котором традиционно существует определённая модель поведения, считающегося нормальным. Оно закреплено в понятии общечеловеческих ценностей. И что самое главное, оно не нарушает норм нравственности и этики, не приносит вреда окружающим. Однако есть люди, которые ему не следуют. Даже напротив, они, пренебрегая нравственными принципами, совершают аморальные поступки, вредящие остальным членам общества. Таких людей называют девиантами, и их поведение недопустимо.

Что называют аморальным поведением?

Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.

Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена – это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.

Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.

Что называют аморальным поведением?

Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие – это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.

Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.

Что называют аморальным поведением?

Если человек совершает аморальный поступок, то он однозначно не укладывается в общепринятые нравственные рамки. Но он соответствует определённым формам поведения, противоречащим нормам. Их существует несколько. Это наркомания, токсикомания, проституция, преступность, алкоголизм и суицид.

Считается, что человек придерживается той или иной формы поведения по одной из трёх причин. К первой, наиболее распространённой в современном обществе, относится неравенство на социальной лестнице.

Тут всё просто. На поведение и воспитание человека влияет его доход. Чем он меньше, тем выше вероятность деградации личности. Многие люди пытаются справиться с разочарованием в своей жизни при помощи наркотиков или алкоголя. Их нельзя винить в отсутствии внутреннего «стержня». Нищета действительно является психологически тяжёлым испытанием.

Что называют аморальным поведением?

Совершение аморального поступка человеком, который следует той или иной форме поведения, может также зависеть от его окружающей среды. Ни для кого не является секретом то, что мысли и действия личности нередко формируются под влиянием семьи, друзей, коллег, одноклассников. К сожалению, те люди, которые выросли в окружении индивидов с аморальным поведением и ничего, кроме девиантных поступков, не видели, начинают считать всё подобное нормой.

Окружающая среда и общество – одна из основополагающих причин, формирующих сознание человека. Нередко для искоренения безнравственных деяний требуется помощь социологов, которые работают не с одним провинившимся индивидом, а с целой группой людей.

Важен и уровень воспитания. Порой люди не знают о таких элементарных понятиях, как «нравственность» и «мораль», из-за своего неведения. Из поколения в поколение должны передаваться правила, нормы и традиции, а это задача родителей. Но некоторые люди просто забывают воспитывать своих детей и прививать им осознание того, как поступать можно, а как нельзя.

Что называют аморальным поведением?

Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.

Жестокое обращение с животными является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.

В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.

Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.

Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.

Что называют аморальным поведением?

Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.

И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.

Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.

Что называют аморальным поведением?

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Что называют аморальным поведением?

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Что называют аморальным поведением?

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Что называют аморальным поведением?

20 фото кошек, сделанных в правильный момент Кошки — удивительные создания, и об этом, пожалуй, знает каждый. А еще они невероятно фотогеничны и всегда умеют оказаться в правильное время в правил.

Что называют аморальным поведением?

Чарли Гард умер за неделю до своего первого дня рождения Чарли Гард, неизлечимо больной младенец, о котором говорит весь мир, умер 28 июля, за неделю до своего первого дня рождения.

Что называют аморальным поведением?

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Материалы: http://fb.ru/article/300735/amoralnyie-postupki-primeryi-iz-jizni

razvitielife.ru

НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК

Однако что же такое нравственный поступок? По­ка мы говорим о моральных убеждениях человека, о том выборе, который он совершает в глубинах собствен­ной души, мы все еще остаемся на почве внутреннего мира, а поступок совершается лишь тогда, когда тай­ное становится явным, идеальное — воплощенным. По­ступок — это действие. Конкретное, зримое, принося­щее определенные практические плоды. Собственно, только тогда мораль и выполняет свою регулятивную роль, когда из фантомов, витающих в головах, нрав­ственные нормы и ценности становятся движущими си­лами поведения. В противном случае, возникает сомне­ние, есть ли они вообще у данного человека или он по существу аморален. Если некто полагает себя высоко­моральным, по никогда этой моральности во вне не проявляет, всегда находя оправдания для собственной трусости или эгоизма, то скорее всего, его нравствен­ные качества существуют лишь в его воображении. Правда, существует мнение о том, что можно по­ступать и мыслью. Но «поступок мыслью» без его прак­тической реализации — это поступок в крайней ситуа­ции, например, когда за активное действие вам или вашим близким грозит неминуемая смерть. Тогда, не имея возможности ничего изменить практически, чело­век занимает внутреннюю нравственную позицию, ска­жем, презрения к врагам, игнорирования их требова­ний, пассивного сопротивления. Однако такие ситуа­ции, к счастью, все же не столь часты. Гораздо чаще мы МОЖЕМ поступить нравственно, и весь вопрос в том, решаемся ли мы это сделать. Например, вашему другу грозит наказание за проступок, которого он не совершал. Вы знаете, что он не виновен и можете до- казать это, свидетельствовать об этом. Но вы колебле­тесь, не будет ли у вас неприятностей. Душою-то вы на его стороне, жалко друга, зря пострадает, но опа­сения за себя берут верх. В этом случае ваше сочув­ствие и внутренняя позиция — не есть нравственный поступок, это «дуля в кармане», мираж вместо реаль­ного поведения. В практическом плане такое умолча­ние об истине будет просто безнравственным поступком, формой сознательного обмана.

Соображения личной безопасности и боязнь навре­дить себе часто бывает сдерживающим моментом на пу­ти нравственного поведения, когда человек оказывается вовлечен в установление справедливости. Не все следу­ют императиву* «этики долга»: ты должен, значит ты можешь. Многие оправдываются. «Я не могу». Но когда нравственное начало сильно, оно выводит на свет дру­гое «не могу»: «не могу молчать!» Истинно нравствен­ный человек чувствует, что, совершая пусть даже ма­ленькую подлость, он разрушает ядро своей личности, перестает уважать самого себя. Для него бывает лег­че претерпеть неприятности, чем изменить собственным моральным принципам. Это не значит, что каждый, кто морален, — непременно чистоплюй и идеалист, не за­ботящийся о нормальной жизни. Каждый из нас хо­чет для себя побольше радостей и поменьше тягостных проблем, но нередко падение в собственных глазах — слишком дорогая плата за сохранение комфорта. Впро­чем, здесь каждый выбирает сам.

Важно то, что никто из нас ни в какой момент своей жизни не может уклониться от нравственного выбора и от необходимости ПРАКТИЧЕСКИ ПОСТУПАТЬ опре­деленным образом. Знаменитый писатель и философ XX века Жан-Поль Сартр писал, что человек обречен на свободу, как бы ни желал он уклониться от выбора ли­нии поведения, это все равно ему не удается. Другой философ и литературовед Михаил Михайлович Бахтин выразил это формулой «не-алиби в бытии». У нас нет «алиби», мы не можем укрыться от необходимости про­являть в конкретных ситуациях свое нравственное на­чало. Даже уклонение от ответа — тоже ответ, даже отсутствие поведения («прикинулся шваброй!») — тоже поступок. Само молчание может быть как знаком презрения, так и знаком согласия.

Итак, вольно или невольно, но мы все время посту­паем. Взятый в своей идеализированной форме нрав­ственный поступок — это практическое выражение бла­говоления и справедливости, это действие, направленное на то, чтобы спасти кого-либо от смерти и страдания или помочь другому человеку в его жизни и развитии (помощь может быть разной: духовной, материальной, организационной, психологической и т. д.). Кроме того это противостояние злу и противоборство с ним, кото­рое приобретает самые разные формы выражения.

Поскольку моральный поступок — особый род дей­ствия, постольку он имеет нравственный мотив (смыс­ловое основание, то, ради чего мы поступаем), конкрет­ную цель (чего мы хотим достигнуть), само поведение и, наконец, результат (что же в итоге вышло). И вот здесь возникают вопросы. Важнейший из них таков: что главное в моральном поступке? Главное — нрав­ственный мотив или результат? На сей счет существует две разные концепции, два подхода.

Один подход — прагматический — говорит о том, что главное — результат. Предположим, тонет человек. Другой, услышав крики о помощи, бросается в воду и спасает тонущего. Все прекрасно, все довольны, посту­пок нравственный. Или: крупный коммерсант и пред­приниматель делает пожертвование в пользу детского дома. Детишки ходят в новых башмаках и едят пирож­ные. Поступок, несомненно, похвальный и нравственный. И при этом неважно, говорят прагматики, из каких именно побуждений были совершены описанные поступ­ки. Главное, что результат получился — на все «пять». Чего же еще желать, зачем копаться в мотивах и по­буждениях, в душе поступавшего?

Но, позвольте, отвечают им оппоненты, результаты, конечно, хороши, но нравственность — это реализация определенных намерений. Каковы были глубинные на­мерения поступавших? Может быть, спаситель извлек из воды тонущего только потому, что тот должен ему три миллиона? А не будь бедняга должен, так и лежать бы ему на дне. Однако тогда мотив внешне нравственного поступка оказывается корыстным! При чем же здесь высокая мораль? А в ситуации с бизнесменом вполне вероятно, что благодетель захотел себе рекламы. Теперь жующих сирот показывают по телевизору, а наш предприниматель пожинает плоды заботы о собствен­ной известности. Где же тут чистота помыслов?

Эти язвительные вопросы прагматикам опираются на издревле существующую концепцию самоценности нрав­ственности. Основное внимание в ней уделяется моти­ву, побуждению, а результат рассматривается как нечто второстепенное. Эту концепцию самодостаточности нрав­ственного порыва, морального устремления в свое вре­мя развивали древнегреческие философы-стоики. Мо­раль уподоблялась у них чрезвычайно серьезной игре, где важен процесс, а не выигрыш, важно соблюдение правил, а не победа. С этой точки зрения наш при­мер со спасением на воде может быть рассмотрен прин­ципиально иначе. Один человек тонул, а другой кинул­ся его спасать, но — увы! — не спас. Результат пла­чевный, однако достойным и похвальным остается сам нравственный мотив: искреннее желание спасти друго­го. Благие намерения, не нашедшие реализации, все рав­но остаются благими; усилие, потраченное на их вопло­щение — благородно. Поступок, не увенчавшийся ус­пехом, остается истинно нравственным. Очень ярко идея самоценности нравственного мотива выражена в словах Иммануила Канта: «Добрая воля добра не бла­годаря тому, что она приводит в действие или испол­няет; она добра не в силу своей пригодности к дости­жению какой-нибудь поставленной цели, а только бла­годаря волению, т. е. сама по себе... Если бы даже в силу особой немилости судьбы или скудного наделения суровой природы эта воля была бы совершенно не в состоянии достигнуть своей цели; если бы при всех ста­раниях она ничего не добилась и оставалась одна толь­ко добрая воля (конечно, не просто как желание, а как применение всех средств, поскольку они в нашей власти), — то все же она сверкала бы подобно драго­ценному камню сама по себе как нечто такое, что име­ет в самом себе свою полную ценность».

Я думаю, вам понятно, мои друзья, что наилучшим вариантом является тот, когда истинно нравственные побуждения увенчиваются прекрасным результатом. К сожалению, в жизни нередко бывает иначе. Добрая во­ля может порой завести людей в такие дремучие деб­ри, куда их не завела бы даже воля очень злая. Это случается тогда, когда на благородных мотивах вырастают нереалистические цели, а для воплощения этих целей выбираются негодные средства. А когда вместо цветов добра в историческом палисаднике вырастают сорняки зла, моралисты-«садоводы» разводят руками, приговаривая: «Мы не того хотели, у нас были благо­родные намерения!» Стоит опасаться людей, обладаю­щих одной только доброй волей, но не обладающих трезвым разумом и умением предвидеть результаты собственных поступков.

В то же время, человек, объективно совершивший добро, может быть оценен положительно, даже если его мотивы не всегда выступали совершенными. В глубоко­моралистических древних мистических учениях, говоря­щих о переселении душ, полагалось, что если некто при жизни почему-либо улучшал материальные условия дру­гих людей, то в следующем воплощении он по крайней мере не будет голодным и нищим.

Итак, нравственный поступок в лучшем его вари­анте — это благородные намерения плюс их успешное воплощение в жизнь. Однако, не все так просто. Во многих случаях нравственный поступок совершается че­ловеком как бы автоматически: в нем срабатывают за­ложенные моральные установки, он бросается на по­мощь или, напротив, резко выступает против зла. Но есть ситуации, когда простой нравственной привычки, автоматизма — мало, необходим выбор, иногда мгно­венный, но все же выбор, а иногда — выбор по размыш­лении. В популярных беседах по этике любят задавать задачки типа: если лодка, в которой вы ехали с род­ственниками, перевернулась, а никто, кроме вас не умеет плавать, кого вы станете спасать первым, вашего отца или вашего ребенка? Представители восточной культуры якобы отвечают: отца, потому что отец у ме­ня один, а дети будут и другие. Представитель запад­ной культуры отвечает: ребенка, потому что отец уже прожил жизнь, а ребенок еще не жил. «А вы как бы от­ветили?» — задается коварный вопрос. Действитель­но, что тут скажешь? Видимо, нравственным ответом может быть один: спасу, кого смогу, того, кто окажет­ся ближе. Это тоже выбор, выбор возможного.

Другая ситуация выбора возникает, когда человек оказывается на нравственном распутье вроде былинно­го богатыря: «Направо пойдешь, копя потеряешь, на­лево пойдешь, меч потеряешь, прямо пойдешь — само­го убьют! Это проблема «меньшего зла». Мы не можем однозначно выбрать добро, потому что выбираем из на­личных возможностей, а все они неблагоприятны, и каждый наш выбор будет в чем-то нравственно несо­вершенен. В одном случае, мы потесним чьи-то права и возможности, в другом — тоже нарушим справедли­вость. Как ни решай — все плохо. Это тема для серь­езных размышлений, вдумчивого взвешивания, поиска того, какой же выход может быть оптимальным. Поиск единственно верного решения — сложная нравственная задача и для ее решения нет рецептов, такое решение всегда конкретно.

* Императив — то же, что «повеление».

К докладу 3: Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия. Ростов-на-Дону,1995. С. 96-100.

Дата добавления: 2015-08-02; просмотров: 231 | Нарушение авторских прав

Состязание у Гомера. Фридрих Ницше. | Знание и мудрость | ФИЛОСОФИЯ: ЧЕЛОВЕК И МИР | ФИГУРА ФИЛОСОФА | Идеал справедливости | Что такое добро и зло. | Откуда зло в мире | ТРУДНОСТИ СУДЕЙСТВА | Стоицизм | Стр. 393-394 |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.035 сек.)

mybiblioteka.su

23. Нравственный поступок и его оценка.

Структура нравственного поступка

Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, которая складывается из следующего набора элементов: мотив — намерение — цели и средства -решение - деяние - последствия - оценка (самооценка),

Всё начинается с мотива внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия

выбора, о которых шла речь выше. Мотив даёт смысловое обоснование тому, что произойдёт. Мотив настолько важен, что часто считается

определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали человеком, какие ценности были избраны, и определяют смысл деяния. В

отличие от мотива стимул - это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение - желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание

намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация происходит в сознании в форме рассуждений, то намерение - это установка,

направленность сознания на то, чтобы претворить духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадёт с ожидаемым («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда».) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» - гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для её достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы

способом этого достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть

эффективными, однако в стремлении добиться своего велик соблазн действовать любыми методами, кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит.

И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель. достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.

Решение — акт воли. позволяющий перейти от моральных намерений к действиям. Решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. При разрешении экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке,

при освобождении заложников) намерения участников обычно отвечают критериям нравственности, успех же такого предприятия зависит от способности людей принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь».

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и

бездействием) и смотрим на последствия. Заключительным этапом поступка является оценка и самооценка произошедшего.

Поскольку поступок - это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов. Наступает пора сравнивать намерения с

последствиями, проверять нравственную чистоту мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека

переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.

Поскольку вся предварительная подготовка к поступку происходит в сознании личности, внешняя оценка ее деяний затруднена. Общественное мнение склонно оценивать последствия и может только предполагать мотивацию, которая за ними стоит. Самооценка поступка не менее важна для внутренней жизни, чем похвалы или порицания других, внутренний голос оценит не только действия, но и тебя самого. Конечная самооценка становится основанием для дальнейшей деятельности, полученный опыт оказывает влияние на мотивы следующего поступка.

24. Нравственные идеалы, их ценность и мораль. Конкретному человеку в его повседневной жизни, в самых различных, порой конфликтных ситуациях, необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, пример для подражания, наглядный ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой наглядный пример и выражается в нравственном идеале, который, можно сказать, представляет собой конкретизацию для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, смысле жизни, других понятий морали. Реально в качестве идеала выступает или живая историческая личность (чаще всего идеализированная), вернее, ее отлакированный образ — начиная от Александра Македонского и кончая Лениным, Сахаровым и другими деятелями современности поэтами, артистами и т.д. В качестве реального воплощения идеала нередко выступает герой какого-либо литературного произведения. В прошлом, да отчасти сегодня, немало было подражателей у Печорина, Базарова, Корчагина и т.п. Перечень этих "живых" и вымышленных идеалов можно продолжить до бесконечности. Однако важно подчеркнуть: у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет и содержание нравственных ценностей той или иной личности, и технологию их выполнения. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Разумеется, надо отдавать себе отчет в том, что идеал по своей природе нечто не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же перестает играть свои функции — "маяка", ориентира. Однако идеал не должен быть совершенно недосягаемым, пришельцем иных миров. В этом случае он не в состоянии стимулировать активность индивида, ибо чтобы он ни предпринимал, все будет тщетно. Неслучайно Иисус Христос — воплощение нравственного совершенства для христиан — является богочеловеком, т.е. в нем и божественная, недоступная простому смертному природа, и человеческая природа. Христианский идеал, говорят православные богословы, выражается не односторонним подчеркивание божественного начала. Они напоминают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он конкретно помогал страждущим и обездоленным, осуждал злых и т.д. Но реальная нравственная жизнь человека состоит не только из добра, справедливости, счастья, порядочности и благородства. В мире немало зла, несправедливости, бесстыдства и т.д. Средоточие нравственного негативного выражается в своеобразных антиидеалах, в антигероях и т.д. В качестве их выступает как конкретные исторические деятели, начиная от Герострата до Гитлера, так и многочисленные герои произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Т. Булгакова и др. Причем, и в этом случае реальным историческим лицам, вернее их образам, приписываются чаще всего одни лишь отрицательные черты. Видимо, для того, чтобы этот антиидеал был более эффективен. Надо признать, что антиидеалы также могут сыграть позитивную роль: они ярко, по-своему убедительно показывают, как не надо чувствовать, мыслить, действовать, т.е. они отвращают от зла. Со времен Платона предпринимались попытки создавать схемы идеального общества (государства), конструировать различные утопии (как и антиутопии). Но стоит помнить, что социальные идеалы могут рассчитывать на свое настоящее, а не на временное воплощение, если они базируются на основе вечных нравственных ценностей, если они согласуются с нравственными идеалами.

studfiles.net

Мораль и поведение

1. Мораль и нравственность, происхождение идеалов

2. Мораль, обычай, право

3. Исторические типы морали

- Страх

- Стыд и гордость

- Честь как регулятор поведения

- Понятие достоинства и принцип гуманизма

4. «Золотое правило» нравственности

5. Особенности нравственного сознания и поведения

6. Структура нравственного сознания

- Частные требования и оценки, моральная норма

- Моральные качества и нравственный идеал

- Нравственные принципы

- Представления о смысле жизни

Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.

Будда Шакья-Муни

Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы. Мораль — это особая, культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений. Различают моральное сознание, моральные отношения, мо­ральные поступки.

Термины «мораль» и «нравственность» обычно использу­ют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терми­нов, обозначающих одно явление, указывает на существова­ние двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль — это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой сто­роны, мораль — это противостояние природе активного воле­вого субъекта, осознающего свою автономность, это личност­ное измерение общества.

Гегель эти два аспекта морали превратил в две ступени ее развития. Нравственность для него — это обычаи, бессозна­тельно усвоенные индивидом. В нравственности совпадают должное (предписания) и сущее — фактическое поведение людей. Мораль , по Гегелю, это как бы критическая оценка нравственности (обычаев, нравов). В морали свободная лич­ность сознательно ищет всеобщего закона, лежащего в основе нравов. Веления морали начинают расходиться с повседнев­ным порядком, «сущим». Однако мораль как выражение субъективной воли опять объективируется, переходит в нрав­ственность, понимаемую как воплощение морального закона в семейных отношениях, в гражданском обществе, в государ­стве. «Нравственность государства» Гегель считал третьей, последней фазой развития объективного духа — это «сила ра­зума, осуществляющего себя как волю». Это синтез свободы как проявления духа и ее социально-культурной объективации.

Моральные запреты, нравственные нормы складывались внутри человеческого рода еще до возникновения религии. Зигмунд Фрейд считал, что человека от животного отличает только одно главенствующее свойство – совесть. В природном царстве нет таких особей, которые испытывают раскаяние. Человек только тогда и выделился из естественного царства, когда испытал муки сожаления о содеянном. Но угрызения совести невозможны, если у человека нет нравственных абсолютов. Стало быть, они возникли у истоков истории, а не явились в готовом виде.

Есть и другая версия, толкующая происхождение идеалов. Считают, что причиной тому стал общественный договор. Люди обратили внимание на то, что многие поступки наказуемы. Если ты украл что-то у соседа, он может поступить с тобой так же. Экономист Адам Смит разработал концепцию, в которой показал индивидуальный интерес человека как фактор экономического прогресса. В книге «Теория нравственных эмоций» он пытался доказать, что развитие рынка и бизнеса должно идти параллельно с развитием морали и права.

Мораль, обычай, право

Поведение, опирающееся на моральные нормы, и поведе­ние, опирающееся на обычай, на первый взгляд, сходны. В самом деле, и мораль, и обычай регулируют человеческие вза­имоотношения. И мораль, и обычай не институализированы, то есть моральные предписания и обычаи не исходят от како­го-то особого учреждения, которое добивалось бы принуди­тельного их исполнения.

И мораль, и обычай определяют то, что мы называем нрава­ми, — привычные, широко распространенные в определенном сообществе формы поведения. Но между поведением на основе обычая и моральным поведением есть существенные различия. Обычай — это устойчивые, стереотипные способы массово­го поведения, сложившиеся исторически. Обычай, как прави­ло, требует буквального исполнения, он не нуждается в инди­видуальной интерпретации, в отличие от морали. Обычай может требовать от представителей различных социальных групп ис­полнения различных действий. Требования же морали одина­ковы для всех. Так, например, по обычаю древних ацтеков пить вино разрешалось только старикам. Молодой же человек, на­рушивший обычай, должен был быть наказан. Наказания так­же не были одинаковыми для всех за одинаковый проступок. Чем выше социальное положение провинившегося, тем тяже­лее было наказание. Обычай находится в большей зависимости от общественного мнения, нежели мораль: нарушение обычая вызывает общественное осуждение. Нарушение моральной нор­мы могло пройти незаметно для окружающих. С этой особенностью обычая связана его большая, по сравнению с моралью, внешняя оформленность. Обычай не затрагивает человеческой души, он, в известной степени, «деятельность напоказ». Обы­чай не ставит перед человеком перспективной задачи личного совершенствования, что характерно для морального сознания. Требования морали («должное») часто расходятся с повседнев­ной человеческой жизнью («сущим»).

Для совершенствования морального поступка порой надо преодолевать рутину повсед­невности, выходить за рамки привычного, обычного, повторя­ющегося, идти наперекор общественному мнению.Обычай же есть сгущение стереотипности, повторяемости жизненных событий, это объективизация общественного мне­ния, коллективной ответственности. Обычай носит внеличностный характер, в нем совпадают должное и сущее. Обычай так же нормативен, как и мораль, но обоснование этой нормативности иное — «так должно поступать, потому что так поступают все».

Правовое требование обосновывает свою принудительность ссылкой на государственную волю, закрепленную в законах, соблюдение правовых норм предполагает меры государствен­ного принуждения. Субъект нравственности — личность, а высшая правовая инстанция — совесть; субъект обычая — че­ловеческое сообщество, группа, высшая инстанция — обще­ственное мнение . Субъект права — государство, высшая ин­станция — суд. Но право, как и обычай, тесно связано с моралью. Известно, что незнание закона не избавляет от от­ветственности. Это обусловлено тем, что в основе правовых норм лежат так называемые нормы нравственности, известные всем: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Обы­чай также включает в себя подобные запреты. Право обладает наибольшей принудительной силой, поскольку обеспечивает исполнение норм, являющихся основой общественной безопас­ности . По словам русского философа Вл.Соловьева, право не рассчитывает на личное совершенствование, не требует нрав­ственного выбора. Право есть принудительное требование ми­нимального добра, право имеет дело не с «идеальным совер­шенством некоторых, а с реальной безопасностью всех».

Юрист и социолог Б.Н.Кистяковский, один из авторов изве­стного сборника «Вехи», писал об обратном влиянии права на нравственность. Право не есть только «этический минимум», право не есть только принуждение. Право — это « единственная социально-дисциплинирующая система». Игнорируя ценность права, русская интеллигенция, писал он, оказывается крайне неустойчивой в своих нравственных принципах. «Главное и существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная сво­бода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой».

Исторические типы морали

Исторический тип морали определяется целой совокупно­стью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге — степенью автономности субъекта нравствен­ности, зрелостью личности.

Страх перед наказанием за совершенный поступок — са­мая простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство стра­ха преобладало по отношению к чужим, потенциально враж­дебным иноплеменникам.

По отношению к «своим» внутри группы действует меха­низм «стыда». В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделившаяся от ее группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд — это страх осуждения «своими». Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться (или гордиться, гордость — по­ложительная форма социального контроля этого типа) можно и случайной ошибки, гордиться можно случайной, немотиви­рованной удачей, победой, не зависящей от победителя. Ан­тичная культура в основном была воплощением того типа нрав­ственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были «стыд» и «гордость». Человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка (таковы герои Еврипида: Федра, Геракл, Тесей). Стыд не осознавался как стыд перед собой, он как бы вынесен вовне и воплощен в образе Эриний, преследующих того, кто совершил зло.

Неотделенность еще внутреннего мира от внешних прояв­лений человеческой активности отразилась на характере дру­жеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в «геро­ическую» эпоху Древней Греции дружба, скрепленная дого­вором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был ее «практичес­кий» характер, мотив не отделялся от действия.

Другой тип нравственности характерен для сословного об­щества. Здесь центральным оказывается такой регулятор по­ведения, как честь . Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общ­ности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные « кодексы чести ». Идеалом дворянского сосло­вия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения дворянина. Дуэль — про­цедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость — самоцель дворянина, это не средство служения государствен­ной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не есть критерий нрав­ственного поступка. Главное — личное бесстрашие, то есть сле­дование закону чести, что предполагает индивидуальную мо­тивацию, а не только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают только определенные внут­ренние побуждения, воплощенные в определенные действия. Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, ста­новится особым «очищающим» ритуальным действием, смы­вающим печать личного бесчестья. Причем индивидуальному решению в дуэли отводится серьезная роль: необходимо решить, достаточно ли только простого вызова, или «обозначения» боя (выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кро­вью. Для низших сословий понятие чести часто связано с уров­нем мастерства, с трудом, как достойным человека занятием.

mirznanii.com