Список мировых религий: кратко об особенностях и зарождении. Мировые религии и их краткое описание таблица


таблица религий с кратким описанием и характеристиками

Религии мираС древних времён и по наши дни религия играет неоценимую роль в жизни человека. Неудивительно, что различные течения появляются регулярно. Некоторые из них приживаются и получают распространение, некоторые погибают за недостатком приверженцев. Образование современных религий и направлений — явление, которое вряд ли когда-нибудь исчезнет из жизни, именно поэтому несложно запутаться в огромном разнообразии сект и конфессий. Лишь три религии, называемые мировыми, не теряют своей важности.

Особенности Христианства

Христианство справедливо считается самой мощной, наиболее многонациональной и распространённой из всех видов религий. Она опережает молодой ислам и более древний буддизм. Сторонников христианства можно найти в самых разных уголках нашей планеты, оно является официальной религией одиннадцати стран.

Сутью христианства является поклонение Иисусу, Сыну Божьему, который спустился на нашу землю, дабы искупить все грехи человечества и открыть для душ врата Царства Небесного. Приверженцы данной религии верят, что Иисус Христос — единственно истинный Бог и Мессия, который вновь придёт на нашу землю для спасения рода человеческого.

Истоки возникновения

Религии в миреСвои корни христианство берёт из первого века нашей эры. Первые упоминания о нём были записаны в Палестине. В самые ранние годы своего существования это течение уже могло похвастаться огромным количеством сторонников. Толчком к его возникновению историки считают тяжёлое положение жителей в те времена. Неудивительно, что народ пытался найти поддержку и утешение таким образом. Мир узнал о христианстве после того, как Дух Святой сошёл на апостолов. Первыми узнали о религии следующие регионы:

  • Иерусалимский;
  • Римский;
  • Константинопольский;
  • Александрийский;
  • Антиохийский.

Какие есть религиозные направленияНемного позже вышеперечисленные территории стали называться Церквями. Среди них не выделяется главная, а каждая считается равной другим.

Первыми, кто принял христианство, стали евреи. Они же терпели ужасные гонения и многочисленные беды, обрушившиеся на них после падения Иерусалима. Римляне поклонялись языческим богам, их убеждения не имели ничего общего с христианским мировоззрением. Если христианство призывало быть милосердными, смиренными и верить в единого Бога, то язычество отрицало все добродетели и имело бесчисленное количество идолов. До 312 года последователи Христа терпели унижения, подвергались многочисленным пыткам, и только во время правления императора Константина были отменены все запреты на проповедование данной религии, более того, он сделал её государственной.

Христианские правила и обычаи, которые являются привычными для верующих в настоящее время, не раз подвергались сомнениям и выносились на обсуждение в прошлом. Для решения особенно важных вопросов были учреждены Соборы, членство в которых доставалось епископам и другим значимым и известным богослужителям. Например, на первом в истории Соборе была принята молитва «Символ Веры», которая в настоящее время является своего рода азбукой для каждого верующего.

Нет ничего удивительного, что сейчас эта религия занимает почётное первое место по распространённости, ведь к своему превосходству она начала стремиться ещё очень давно. Римская империя, исповедовавшая христианство, стала одной из сверхдержав того времени. Течения, поддерживаемые в ней, получили широкое распространение во всём мире.

Католицизм и православие

1054 год является особенным в истории христианство, так как течение было разъединено на две части: католическую церковь и православную. Хотя обе церкви и имеют один первоисточник, они обладают рядом различий, которые обрели в результате изменения определённые традиции и новшества.

Перечень главных различий выглядит следующим образом:

  •  Перечень религий Католическая церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца, а вот мнение приверженцев православия отличается от этой догмы. Они верят в происхождение Духа как от Отца, так и от Сына.
  • В Католической церкви считается абсолютно невозможным проведение бракоразводного процесса, потому как брак, заключённый на небесах путём венчания, расторгнуть нельзя ни в коем случае. А вот Православная Церковь может сделать исключение при определённых обстоятельствах.
  • В католическом течении присутствует такое понятие, как чистилище. Православные люди также имеют представление о подобном промежуточном состоянии души, которая стремится в рай, но ещё не готова к нему. Они называют это «мытарствами».
  • Католики почитают Деву Марию больше, чем православные. Первые считают, что Богородица была зачата не подобно обычному человеку, а непорочно. Это означает, что её не коснулся первородный грех, тогда как в православии таким образом родился только Иисус.
  • Католики почитают Папу и признают его единой главой церкви, а вот православные к Папе никакого отношения не имеют.
  • Католики и православные крестятся в разных направлениях. Первые — слева направо, а вторые — справа налево.
  • У приверженцев католицизма обряд исповедания грехов проходит в специальных кабинках, где священник их не видит. В православии же кающийся исповедается перед батюшкой и находится на глазах у всех прихожан.
  • Восточный обряд причастия доступен каждому с младенчества, тогда как в западном течении дети начинают причащаться в более осознанном возрасте.

Несмотря на множественные различия и некоторые недопонимания, католики и православные исповедуют одну и ту же веру, поэтому основное количество догматов и правил у них совпадает.

История Буддизма

Истории возникновения буддизмаБуддизм — самая старая и древняя религия, которая зародилась в первом тысячелетии до нашей эры. Это означает, что буддизм — ещё более старое течение, чем христианство. Первые упоминания появились в Индии, если быть точнее, в её северной части. Буддизм — неотъемлемая часть философии Индии.

Исследователи считают, что буддизм обязан своим возникновением определённым переменам, произошедшим в жизни народа. В середине шестого века до нашей эры жители Индии были потрясены множеством изменений в традиционных отношениях, претерпели упадок как культуры, так и экономики, а также пережили появление более категоричных отношений между классами. Эти события привели к появлению огромного количества людей, решивших вести аскетичный образ жизни. Они стали переселяться ближе к природе или вовсе бросали всё, что имели, и начинали путешествовать по Индии с одним мешком на плечах. В это время и возник буддизм, получивший мгновенную признательность народа.

Большинство учёных сходятся во мнении, что человеком, который дал начало новой религии, был Сиддхартха Гаутама, больше известный под именем Будды Шакьямуни. Воспитывался он в очень богатой семье. Родители и приближённые оберегали его от опасностей и разочарований этого мира всеми возможными способами. Уже будучи вполне взрослым, мальчик не знал о таких явлениях, как недуги, старение и смерть.

Какие основные религиозные направления существуютОднако он пробыл в подобном неведении недолго. Однажды, выйдя за стены своей дворца, он стал случайным свидетелем похоронного шествия. Разумеется, это стало шоком для юноши, и, не в силах жить в роскоши и богатстве дальше, он отправился в странствие с небольшой группой отшельников. Сиддхартха надеется найти смысл жизни, много думает о причинах появления всех бедствий, а также о том, как их побороть.

Целых шесть лет пробыл он в странствиях, за время которых понял, что невозможно добиться умиротворения с помощью каких-либо техник. Всё, что нам остаётся, — размышления и молитвы. Однажды, размышляя в очередной раз на лоне природы, он вдруг почувствовал удивительное озарение и понял, что просветление наконец-то пришло. Именно с этого моменты Сиддхартха стал называться Буддой. Достигнув просвещения сам, Будда принялся проповедовать его людям.

Основы религии

Если и не главной, то основной идеей этого течения является достижение нирваны, то есть такого состояние души, когда после самоотречения и отказа от вещей, приносящих комфорт в нашу жизнь, человек чувствует себя не обделённым, а полноценным и может со спокойствием созерцать всё окружающее. Для этого нужен особенный метод контроля над сознанием, освоенный впервые Буддой.

Главными изъянами людей учитель называл неимоверную привязанность людей ко всему мирскому, материальным благам и зависимость от того, что говорят другие. Он справедливо считал, что подобное поведение не только не позволяет нам жить спокойно и счастливо, но и толкает на путь деградации и разложения. И только достигнув нирваны, мы сможем лишиться этих дурных привязанностей.

Как и любая другая религия, буддизм в своей основе имеет четыре истины:

  • Вера и религияВсе негативные переживания, называющиеся дукхами, держат под своим контролем всех людей, отравляя им тем самым жизнь.
  • Дукхи не возникают просто так. На всё есть своя причина. И чем дольше человек подвергается влиянию подобного рода отрицательных эмоций, тем быстрее у него может развиться зависимость, которая вскоре его погубит.
  • Несмотря на все сложности, каждый желающий избавиться от дукхи и готовый работать над собой может очистить свою жизнь от неё.
  • Обрести покой и полную свободу можно путём достижения нирваны.

Интересным и очень важным считается тот факт, что учение Будды не проповедует аскетичный образ жизни. Оно призывает людей найти ту золотую середину между материальным и духовным, чтобы не быть зависимыми от мирских благ и не губить тем самым себя.

Происхождение Ислама

Мусульманство и исламКорни этой религии, чьё название переводится как «покоряющийся Аллаху», берут своё начало среди бескрайних пустынь востока. Несмотря на то что Ислам намного моложе и христианства, и буддизма, он смог стать мировым течением. «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха» — главная истина для каждого мусульманина.

Приверженцы течения верят в то, что Аллах передал своё учение, именуемое Кораном, пророку Мухаммеду. Интересно, что существуют определённые сходства между Кораном и Библией, однако мусульмане имеют довольно противоречивое отношение к писанию христиан, так как в нём нет упоминания об Аллахе. Они не отрицают существование определённых сходств, но считают, что Библия — искажённый вариант Корана.

В наши дни Ислам разделён на два течения:

  • Сунниты, коими является большая часть верующих, следуют своду хадисов, принятых ими ещё в древности. Сунниты имеют особенное руководство, объясняющее, как вести мусульманину в той или иной ситуации. Подобная религиозная практика называется сунной.
  • Шииты не полностью отрицают сунны, но вносят в них свои постановления. Приверженцы этой разновидности ислама считают, что власть в партии, которую они представляют, должна быть в руках у потомков Мухаммеда, то есть его дочери и двоюродного брата.

Столпы религии

Существует всего пять положений, которые безукоризненно должны выполняться последователями религии:

  • Истор я возникновение религииПрочтение шахады, то есть своеобразного символа веры для мусульман, в котором упоминается то, что Аллах является единым Богом.
  • Исполнение намаза — чтение обязательных пяти молитв в день. Намаз выполняется исключительно на арабском, а также с соблюдением множества правил.
  • Рамадан — соблюдение мусульманских постов.
  • Каждый последователь течения должен хотя бы один раз совершить хадж — паломничество в Мекку.
  • Закят — помощь обделённым и нуждающимся.

Одним из главных отличий ислама от христианства является отношение людей к Богу. Христиане считают, что Иисус есть любовь, он милостив к людям, прощает им прегрешения и всеми силами пытается даровать спасение. Аллах же, по мнению мусульман, не всепрощающий Господь, а строгий судья, который воздаст каждому по заслугам. Аллах немилостив к грешникам, о чём упоминается в писании мусульман больше, чем 20 раз.

1001student.ru

Классификация главных религий мира - Религии разных народов

     Наиболее рапростроненной среди всех религий является христианство. По всему миру христианство исповедуют около 2,1 миллиарда человек. Название своё христианство получило в связи с тем, что в центре его вероучения стоит личность Иисуса Христа (хотя термин этот возник не раньше конца II в.) Согласно одной из догм христианства, богочеловек Иисус Христос сошёл на землю, чтобы принять мученическую смерть и ею искупить первородный грех людей. Вера в искупительную жертву Христа и всеобщую греховность людей – одно из основных положений христианского вероучения.   Многие исследователи вообще отрицают историчность Христа, другие же считают, что Иисус существовал, но не как богочеловек, а как простой еврейский проповедник.Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога – отца, Бога – сына и Бога – духа святого.

    Христиане считают, что именно Бог- сын в образе Иисуса Христа, рожденного девой Марией путём непорочного зачатия, является спасителем людей, погрязших в своих грехах. Идея о спасении людей также является одной из центральных в христианстве. Важным в христианском вероучении считается и положение о воскресении распятого Христа и вознесении его на небо.Многие из предписаний христианства отражают общечеловеческие моральные нормы, другие же очень специфичны. К таким особым нормам относятся требования терпения, покорности, всепрощения, уважение всякой власти.

Основные положения христианства изложены в «священном писании» - Библии. Библия делится на две части: Ветхий завет и Новый завет. Первая часть взята из иудаизма и тождественна Танаху. Вторая часть – Новый завет - специфична для христианства. Она состоит из 27 книг: четырёх книг Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в которых повествуется о жизни Христа и излагаются основы его учения, книги «Деяния апостолов», сообщающей о проповеднической деятельности учеников Христа, 21-го послания апостолов, представляющих собой письма  написанные Павлом и другими учениками Христа и адресованные ранним христианским общинам, и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), в котором автор излагает сообщённое ему Богом пророчество о дальнейшей судьбе мира и человечества.

     «Священное писание» дополняется священным преданием (писания «отцов церкви» и постановления христианских соборов), но оно признаётся не всеми направлениями христианства. Та

sites.google.com

Сравнительная таблица мировых религий — практическая работа

Вопросы

Православие

Мусульманство

Буддизм

История возникновения

 

Оформилось на востоке Римской Империи в течение первого тысячелетия от Рождества Христова, при осуществлении принципа симфонии, под предводительством и главной роли кафедры епископа Константинополя –Нового Рима

Главная книга - Библия

 

Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки.

Главная книга - Коран

 

Учение, возникшее в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель - принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Понятие Бога

 

Понимание Бога основано на его полной непостижимости, о чём писали отцы Церкви, в частности Василий Великий («сущность Божья для природы человеческой недомыслима и совершенно не изреченна») и Григорий Палама(«человек не может постигнуть сущность Божества»). Также «Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом исследования могут являться лишь эпифеномены Откровения, но не Сам Бог.» Отсюда большое значение придаётся мистическому богопознанию.

Основным мотивом действий Бога по отношению к человеку православие называетлюбовь. Даже правда Божья растворяется в его любви. Православие также не приемлет антропоморфизированного понимания всемогущества и любых иных описаний Бога, вне любви.

Бог является триединым: Он в трёх лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух, которые составляют собой единую Божественную сущность. Христианское учение разделяет внутренние соотношения между ипостасями Бога и икономию (принцип действия) по отношению к миру. Бог Отец предвечно рождает Сына, Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Оба этих «процесса» не стоит никоим образом пытаться осмыслить в рамках плотского рождения или энергетического исхождения.

 

В исламе Аллах является термином, не имеющим ни рода, ни множественного числа и является указанием на исламскую концепцию единого Бога, отличающегося от всех его творений и единственного, кто достоин поклонения. В исламе подчёркивается дистанция между Богом и человеком, невозможность понять действия Бога и его собственный образ на основе человеческих моральных представлений.

В мусульманской традиции есть 99 имён Аллаха, в которых подчёркиваются различные стороны его сущности, обозначающие Его совершенные качества

 

Позиция буддизма о существовании Бога трактуется неоднозначно. С одной стороны,Будда (Гаутама Сиддхартха) отрицал существование Творца. В палийском каноне говорится, что не Бог творил мир, но мир есть череда «пустых» и обусловленных явлений. В каноне Махаяны, вера в Бога описана как ошибка родившихся в начале космического цикла, и обнаруживших Брахму (первого родившегося в этом, последнего умершего в предыдущем цикле). «Он был всегда! Он нас создал!» В сутрах можно найти отрицание Буддой всепроникающего сознания Бога, что отличает буддизм от адвайта-веданты, философской системы, сходной с буддизмом.

С другой стороны, в древней индийской философии, категориями которой пользовался ранний буддизм, признание существования Абсолюта было признанием существования не Абсолюта-личности, а Брахмана в пантеистическом понимании, который содержит в себе весь мир со всеми его радостями и горестями. Отрицание Абсолюта могло диктоваться желанием отмежеваться от неизбежности мира самсары.

Верующий

 

Христианин никогда не должен забывать об ответственности, которую он несет перед Богом,являясь Его дитем. Ответственность заключается в соблюдении заповедей Божьих и распространении благойвести для всех других людей.

Утором, христианин, встав должен сразу после пробуждения обратиться к Богу с молитвой. Это может быть молитва либо из молитвослова - молитвы утренние - либо, если мало времени, три раза прочитать Отче наш, три раза - Богородице Деве Радуйся, один раз - Символ Веры. Молиться надо с благоговением, желательно перед иконами. На протяжении всего дня нужно просить у Бога благословение на любое дело и благодарить Его после окончания дела. Перед едой надо прочитать Отче наш. После еды поблагодарить Бога за хлеб насущный. Если есть свободное время, нужно про себя молиться. Например это может быть Иисусова молитва либо Богородице Дево Радуйся. Вечером желательно почитать немного из Евангелия. И вообще желательно читать время от времени православную литературу. Перед сном нужно прочитать молитвы вечерние либо снова краткое молитвенное правило из семи вышеперечисленных молитв. Засыпая, последняя мысль должна быть о Боге. Также как и первая после пробуждения. В году четыре поста. Их нужно соблюдать. Причем и телесный и духовный пост. В это время желательно почаще ходить в храм на вечерние службы. Среда и пятница - постные дни на протяжении года. Их тоже нужно стараться провести соответственно. В воскресенье каждый православный христианин обязан быть на утренней литургии. И по возможности, а в случае подготовки к причастию обязательно должен быть перед воскресеньем на вечерней службе в субботу.  Но, даже если соблюдать все вышеперечисленное, то этого мало для спасения. Нужна еще сердечная боль о своей греховности. Должно быть правильное настроение духа. Человек должен находиться в состоянии радостепечалия. То есть с одной стороны радостный, так как с ним Христос, и за благочестивую жизнь обещана жизнь вечная. А с другой стороны печальный, так как постоянно грешит.

 

Мусульманину следует рассматривать свои дела более внимательно и скрупулезно. Почти во всех делах требуется от него разумный подход (а не спешка).Если результат намеча-ется хороший и стоящий, то ему следует продолжить их. Если же нет перспективы,то необходимо рассмотреть его заново.  - доброта и мягкость в мусульманских делах с другими людьми очень существенно..  - чистота тела, места,одежды следует быть самой заметной характеристикой мусульманской жизни.

-красота,элегантность,аккуратность -ценятся для соблюдения мусульманином,или стремлением к этому.  -в соответствии с Исламом хорошие поступки необходимо делать вежливо,красиво,а наглость разрушает хорошее.  -все мусульманские дела следует выражать со смирением,а не  с высокомерием.  -мусульманину требуется избегать любых действий,которые могли бы повредить себе или окружающим людям физически,умственно или морально.  -в каждодневной жизни мусульманину молчание предпочти-тельнее,чем ненужные разговоры.  -мусульманину следует обращаться с другими,как он желал бы обращения с собой,нравиться другим,как он хотел бы нравиться себе.  Невозможно иметь хорошие манеры пренебрегая окружающих.  -мусульманину не следует приказывать или просить кого-то делать что-то,что он не хотел делать себе.  -благоприятствовать правой стороне или руке в вещах та-ких,как давание,взятие,рукопожатие,еда,питье,а использо-вание левой руки для таких вещей как чистка себя в туалете.  - хорошая еда,питье и одежда для мусульманина разрешено Исламом пока мотивы этого не горделивы и не высокомерны; расточительная жизнь для мусульманина отвратительна.  - хотя расточительность отвратительна, это не значит что му-сульманину не следует иметь деньги или наслаждаться жиз-нью.  Наличие Божественного блага мусульманину не следует скрывать от окружающих людей.  -мусульманину следует постоянно благодарить Всевышнего Аллаха с терпением и стойкостью.  -мусульманина должен быть всегда верным.  -во всех аспектах жизни мусульманин должен быть умеренным и естесственным. Неестесственность и расточительность не одобряется в Исламе.  -мусульманину следует быть самостоятельным и следует ис-кать помощь от других мусульман только,когда это срочно и неотложно.  - подражание или копирование других культур или религий запрещено в Исламе.  - подражание мужчинами женщин,или женщинами мужчин в одежде, в манере,в походке- запрещено.  -одним из распространенных характеристик Исламских манер есть дисциплина,ведущая балансировать и гармонизировать жизнь индивидуальностей и общества в целом.  - гибкость и терпение также одобряется Исламским Кодексом.

 

Миряне тхеравады практикуют только этическую часть пути дисциплины. В соответствующих случаях они тоже читают Три драгоценности и соблюдают Пять обетов: запрет на убиение живого, на воровство, на незаконные половые связи, на ложь, на употребление спиртного и наркотиков. В особых случаях миряне воздерживаются от принятия пищи после полудня, не слушают музыку, не пользуются цветочными гирляндами и духами, слишком мягкими сидениями и постелями. Из канонической книги Сиголавада-Сутты они черпают наставления о добрых отношениях между родителями и детьми, учениками и учителями, мужем и женой, друзьями и приятелями, слугами и хозяевами, мирянами и членами сангхи. Особенно ревностные миряне устраивают в своих домах маленькие алтари. Все посещают храмы, дабы почтить Будду, собираются слушать проповеди ученых монахов о тонкостях доктрины и по возможности совершают паломничества к священным для буддистов местам.

Спасение

 

Спасе́ние в христианстве, согласноБиблии, спасение человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства Небесного — соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как проявление любви Бога по отношению к людям.

Согласно Новому Завету, существуют два условия для спасения: вера в воскресение Иисуса Христа из мёртвых и покаяние перед Богом в своих грехах.

Своими собственными силами человек не может добиться спасения

 

 

В исламе (в теологии суннитов) учение о спасении, подобное христианскому, никогда не развивалось. Благая весть Корана заключается в том, что люди при сотворении были наделены неиспорченной природой и истинной религией. Каждой личности присуща фитра ("здоровое сложение") - некая наставляющая  на путь Бога внутренняя душеводительная сила. В человеке нет ничего, что изначально являлось бы злом, и человечество не отчуждено от Бога, а потому и нет необходимости в искупительной жертве. "Впрочем, понятие "спасение" для ислама исконно. Например, оно может обозначать "избавление" в буквальном смысле слова, как в кораническом рассказе о вызволении Ионы из чрева огромной рыбы, имеющемся также в Библии.

 

Спасение есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание». Такое спасение может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к спасению. Человек путем самоуглубления и отрешения сам «спасает» себя, а не получает свое спасение из рук божественного спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя «светильником», тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодхисатв).

Причины болезни верующего

 

Одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение» 

 

Бог призывает верующих, что в случае невзгод и проблем нам необходимо терпеть и быть Его благодарными рабами. Если терпеливо относиться к трудностям и болезням – то верующий получит вознаграждение от Бога. Если же начать укорять судьбу, то ничего нельзя получить, а возможно и подвергнуться наказанию.

 

Причина любой болезни – карма.

Если поступки были плохие, недобрые, то человек обречен заболеть. Чем именно — не так важно, карма — не диагноз, а расплата за дефицит добра к окружающим, причем не только к людям, а всем живым существам.

 

Особенности смерти

 

Смерть - это следствие грехопадения человека, наказание за него:«Возмездие за грех — смерть». Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть - это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою смерть с радостью - для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах.

 

После смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

 

Нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Смерть — это всего лишь переход из одной жизни в другую, переоблачение из старой одежды в новую.» (Бхагавад-Гита). При этом в буддизме существует Анатмавада — фундаментальная доктрина несуществования души, согласно которой буддизм отрицает существование души, указывая на её условность.

yaneuch.ru

Географии религий мира, таблица

география религий мира таблицаВсе религии мира зарождались на определенных территориях, и там же происходило их основное распространение. Однако со временем их последователи проникали в другие регионы и, даже, на другие континенты. Процесс этот стал массовым в XX веке, и с тех масштабы его только увеличиваются.

 

 

 

 

 

Ниже представлено, как сегодня выглядит география религий мира, таблица основного распространения главных мировых религий, а также указано количество их последователей. Итак,

География религий мира

 

 

Основные черты географии мировых религий

Религия

Число последователей религии

Регионы и страны распространения религии

 

Мировые религии

ХРИСТИАНСТВО

 

Католицизм

Около 600 млн чел.

Страны юга Европы, Аргентина, Перу, Мексика

Протестантство

Около 350 млн чел.

Страны Севера Европы, США, Австралия

Православие

Около 75 млн чел.

Страны Восточной Европы и Россия

МУСУЛЬМАНСТВО (ислам)

Около 950 млн чел.

Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Азербайджан

БУДДИЗМ

Меньше 250 млн чел

Монголия, Китай, Вьетнам, Лаос, Тайланд

Локальные (или этнические) религии

ИНДУИЗМ

Меньше 600 млн чел

Индия, Непал, Малайзия, Бангладеш

СИНОТИЗМ

Около 100 млн. чел

Япония

КОНФУЦИАНСТВО

Около 6 млн чел

Восточная Азия, Китай

ИУДАИЗМ

Около 15 млн чел

Израиль

 

 

Эта таблица, посвященная географии религий мира, представлена в издании географических схем и таблиц, предназначенных для учащихся восьмого класса средней школы.

 

 

 

 

www.vseznayem.ru

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

Реферат

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

ВВЕДЕНИЕ

...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие -- в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым -- точнее, внутри которых -- он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера -- универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” -- предмета, символа, наделённого особым свойством -- служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) - это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога - центральный момент религиозного мировоззрения. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: Издво МИЭМП, 2005 г. С. 107. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме -- один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной - высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.

БУДДИЗМ

Буддизм -- древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V--IV вв. до н. э. Другие мировые религии -- христианство и ислам -- появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм -- это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм -- синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы -- тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма -- с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488--368 гг. до н. э. Родина буддизма -- Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды -- человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 -- царём, 24 -- монахом, 18 -- обезьяной, 13 -- торговцем, 12 -- курицей, 8 -- гусем, 6 -- слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи -- она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни -- старость -- смерть. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина -- Дхарма. С этого момента он и стал Буддой -- Просветлённым, или Пробуждённым, -- и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия -- ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования -- страданий, невзгод, страстей, страха смерти. При этом, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий -- это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме -- нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана -- это смерть. Неверно. Нирвана -- это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей -- всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Хочу отметить, что буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного -- избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды -- люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы -- те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков -- претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы -- оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего -- это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы -- это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину -- желание или жажду удовольствий, -- которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена -- чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих -- сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство (от греч. christos - "помазанник", "Мессия") является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. - «благовестие») - «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) - 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 - другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.. Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. - Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г. С. 398 Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. При этом грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти.

Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит к людям. Поскольку Он - Богочеловек, он оказывается и субъектом и содержанием этого Откровения. Христос есть Тот, кто вступил в общение с человеком, и Тот, о Ком это сообщение говорит.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Христианство - это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека -- «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Христианство - самая распространенная религия на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире - христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные -- в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран -- основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда -- Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие -- к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман -- это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами -- Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда -- строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог -- Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков -- это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других -- к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха -- это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране -- это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце -- рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Также как и в других религиях, в исламе существует несколько течений. Главные из них, как уже было сказано, - это суннизм (около 90% мусульман) и шиизм.

Говоря о своеобразии ислама, несколько слов хочу сказать о том, что роднит его с христианством. Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими. Различия между исламом и христианством -- это различия слов и деяний основателей этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб «рабской смертью». Эта смерть была его основным деянием. Чем меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть «невидимый успех», тем грандиознее масштабы деяния основателя религии -- победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Совершивший такое деяние -- не человек. Это -- Бог.

Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад -- пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада -- достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк.

Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии -- это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.

Прежде всего разные осмысления отношений основателей религии с Богом и их миссии подразумевают и различия самого представления о Боге. И в христианстве и в исламе Бог-- един и единственен. Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте -- Бог, что порождает учение о боговоплощении и Троице Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред Е.В.Попова. - Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53. Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношения с творением вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом веры. Монотеизм ислама -- «чистый», лишенный христианской парадоксальности. Коран резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей» Аллаха -- главное преступление против ислама.

Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека -- «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем «поврежден». Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь -- не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных требований проистекает из фундаментальной идеи ислама о божественной предопределенности. Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного предопределения, исключающая возможность для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким примером. Когда человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре действия: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.

Таковы основные черты трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.2. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

3. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. - Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г.

4. История религии в 2-х т.т. Учебник /под ред. Яблокова И.Н./ - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

5. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: Изд-во МИЭМП, 2005 г.

6. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред. Е.В.Попова./ - Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г.

7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.

referatwork.ru

Тема 6. Мировые религии

Вопросы:

  1. Мировые религии, их характеристика и значение.

  1. Буддизм.

  1. Христианство.

  2. Ислам.

Вопрос 1. Мировые религии, их характеристика и значение.

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с. Т. 3. От Магомеда до Реформации / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 352 с.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, система верований и ритуалов, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Это один из важных первоэлементов культуры, появление которого позволяет определить момент зарождения культуры (подробнее о первоэлементах культуры и времени их возникновения см. Тема № 2). Ранними формами религии были тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, о которых, также, говорилось выше. В процессе дальнейшего развития общества формы верований постепенно меняются, на смену веры в духов природы и племенных богов приходят сложные, иерархически-организованные религии первых цивилизаций. В Теме № 3, при определении характеристик цивилизации, формирование сложного политеистического пантеона определено как одна из специфических черт. В научной литературе эта стадия развития религиозных верований называется народностно-национальными или региональными (локально ограниченными) религиями [46, C. 489]. Их признаками является политеизм (многобожие), формирование пантеона божеств, в котором находит свое отражение иерархическая социальная система, этнический характер, локализация в рамках нации и государства, функционализм богов (как правило, каждый бог имеет свою «зону ответственности» - покровительствует земледелию, искусству, материнству или войне), выделение жречества в самостоятельный социальный слой и появление сакрального строительства. С процессом централизации государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое в некоторых случаях вытесняет другие божества полностью или частично (понижая их в ранг святых, ангелов, демонов и т.д.). К числу региональных религий относится: иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и многие другие. В настоящем пособие были рассмотрены древнеегипетские и древнегреческие религиозные верования, которые также входят в число региональных религий.

По мере дальнейшего развития и усложнения религиозных воззрений, с переходом к монотеизму (единобожие), появляются мировые религии, к числу которых относятся буддизм, христианство и ислам. Это последняя, самая сложноорганизованная стадия существования религиозных верований. К числу их характеристик, как уже говорилось, относится монотеизм. Все три мировые религии формально основываются на принципах единобожия (как этот принцип реализуется в каждой из религий, будет рассмотрено ниже). Еще одним признаком мировых религий является огромное число последователей во всем мире. Но количественные показатели не являются в данном случае определяющими, намного важнее качественные характеристики, к числу которых, кроме монотеизма, относятся универсализм, гуманизм, утверждение свободы воли и совести как принципов индивидуализма. Все три мировые религии отстаивают принцип универсализма, утверждая равенство всех людей перед Богом, независимо от расы, сословия, национальности. Этот принцип предал мировым религиям меж- и над- этнический характер, позволил им выйти за пределы наций и государств. Человек как носитель образа Божия является абсолютной ценностью мировых религий, человеческая личность стоит выше природы и общества, а свобода личности является высшей мерой для оценки природного и общественного порядка, утверждая принцип гуманизма. Свобода воли, провозглашаемая мировыми религиями, стала фактором повседневной жизни, положив начало бурному росту культуры и цивилизации, а совесть и чувство греха как центральные вероисповедательные идеи, заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали возникновение нового мировоззрения. Каким образом эти характеристики реализуются в каждой из мировых религий, рассмотрим ниже.

studfiles.net

Таблица - Мировые религии, церкви, культы

Основная Деление1 Деление2
Христианство (103 церквей, течений и сект).

В вопросе об отношении религии и науки можно усмотреть две крайние – хотя и господствующие, но одинаково неверные точки зрения. А именно, во-первых, что религия и наука никак не согласимы между собой – религия, доведенная до своих предельных «оснований», не нуждается в науке и отрицает ее, и наоборот, наука со своей стороны исключает религию в той мере, в какой оказывается способна объяснить мир, не прибегая к услугам религии. И во-вторых, что между ними на самом деле нет и не может быть никаких принципиальных разногласий – уже в силу разнопредметности и разнонаправленности «метафизических» интересов. Не трудно видеть, однако, что обе точки зрения (1) диалектически предполагают друг друга и (2) так же, диалектически («антиномически» и т.д.) определяются по отношению к одному началу («единству» мира, бытия, сознания и т.д.) – в первом случае отрицательно, во втором – положительно. И, следовательно, столь же мало выражают действительно религиозную, «дуалистическую» установку мысли, насколько сильно обе стремятся ориентироваться именно на науке, а не на религии – вокруг науки и по поводу нее (хотя и могут высказываться людьми, принадлежащими к религии, например, сторонниками «диалектического богословия»).

Моя статья «Роль религии в развитии естествознания».

Крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Католицизм

Ри́мско-католи́ческая це́рковь

Восточнокатолические церкви  22 восточнокатолические церкви, из которых 14 придерживаются византийского обряда, 8 — других восточных литургических обрядов

(Халдейская, Армянская, Коптская, Сирийская, Маронитская и Мелькитская Церкви, Сиро-малабарская, Сиро-маланкарская, Румынская, Украинская церкви, Эфиопская, Русинская, Словацкая, Венгерская, Итало-албанская, Российская, Греческая церковь; Болгарская, Белорусская, Хорватская, Македонская грекокатолические церкви)

Старокатолицизм Церкви, члены Утрехтской Унии Старокатолических церквей:

Христианско-католическая церковь Швейцарии

Польско-католическая церковь

Австрийская старокатолическая, Голландская старокатолическая,

Германская старокатолическая,

Чешская старокатолическая церкви.

Церкви, находящиеся в общении с Утрехтской Унией Старокатолических церквей:

Хорватская старокатолическая,

Швеции и Дании старокатолическая,

Итальянская старокатолическая церкви; Утрехтской Унии

Старокатолическая миссия во Франции.

Церкви, члены Всемирного Совета Народных Старокатолических церквей:

Апостольская Епископальная Католическая церковь,

Португальская Апостольская Епископальная церковь,

Ангольская Народная церковь,

Словацкая старокатолическая церковь,

Канадская Народная Католическая церковь,

Национальная католическая церковь в Польше.

Мариавитские церкви:

Католическая церковь мариавитов в Польше,

Католическая церковь мариавитов в Камеруне,

Старокатолическая мариавитская церковь Польши,

Старокатолическая церковь мариавитов в Северной Америке,

Церковь ордена мариавитов в Германии.

Другие церкви:

Реформированная католическая церковь,

Польская старокатолическая церковь,

Итальянская старокатолическая церковь,

Литовская Народная Католическая церковь,

Польская национальная католическая церковь.

Протестанизм Адвентисты Седьмого Дня,

Адвентисты-реформисты,

Англиканство,

Баптизм,

Евангельские христиане,

Кальвинизм,

Квакеры,

Лютеранство,

Меннонитство,

Методизм,

Пресвитерианство,

Пятидесятничество,

Харизматические течения (неопятидесятничество).

Православие

Православные Церкви византийской традиции

15 автокефальных православных Церквей, состоящих в каноническом общении друг с другом:

Константинопольская православная церковь,

Александрийская православная церковь,

Антиохийская православная церковь,

Иерусалимская православная церковь,

Русская православная церковь,

Грузинская православная церковь,

Сербская православная церковь,

Румынская православная церковь

Болгарская православная церковь,

Кипрская православная церковь,

Элладская православная церковь,

Албанская православная церковь,

Польская православная церковь,

Православная Церковь Чешских земель и Словакии,

Православная Церковь в Америке

Древневосточные или древне-православные:

Армянская апостольская церковь,

Коптская православная церковь,

Эфиопская православная церковь,

Сиро-яковитская православная церковь,

Маланкарская православная церковь,

Ассирийская церковь Востока (несториане).Неканонические православные объединения:

  • Белорусская автокефальная православная церковь,
  • Катакомбная церковь,
  • Македонская православная церковь,
  • Немецкая православная церковь,
  • Российская православная автономная церковь,
  • Русская православная церковь в изгнании,
Духо́вное христиа́нство:

Духоборы,

Молокане,

Малёванцы,

Хлысты,

Скопцы,

Чуриковцы,

Старый Израиль,

Новый Израиль,

Фёдоровцы.

Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие:

Поповство (Русская Православная Старообрядческая Церковь),

Беспоповство (древлеправославные христиане иже священства не приемлющие),

Беглопоповцы (поповцы).

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны)

Свидетели Иеговы
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Иудаи́зм, иуде́йство, иудейская религия (11 течений)

Позитивные аспекты взаимодействия науки и Торы. По еврейскому мировоззрению, мир создан ради Торы и Тора была планом творения мира. Поэтому потенциально они составляют гармоничное целое, что является центральной темой этой книги.

Йеуда Л. Наука в свете Торы. Перевод Г.Спинадель. 2008. - 219 стр.

Ортодоксальный иудаизм До 14 млн. последователей.
Литваки
Хасидизм
Ортодоксальный модернизм
Религиозный сионизм

Консервативный (традиционный) иудаизм

Реформистский (прогрессивный) иудаизм

Реконструктивистский иудаизм

Движение гуманистического иудаизма
Обновленческий иудаизм раввина Майкла Лернера
Мессианский иудаизм
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Ислам (4 течения)

Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины.

Сунниты Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным до 1,5 млрд. человек.
Шииты
Исмаилиты
Хариджиты
Суфизм
Салафиты (Ваххаби́зм – Саудовская Аравия)
Радикальные исламисты
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Буддизм

(3 основных и множество местных школ)

Всё, что мы есть – результат наших мыслей. Ум – это всё. ~ Будда.

Тхеравада - самая консервативная школа буддизма. В настоящее время она является основной школой буддизма в Шри-Ланке (ок. 70 % населения) и большинстве континентальных стран Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхераваду также традиционно практикуют некоторые национальные меньшинства Юго-Западного Китая, Вьетнама, Бангладеш, Малайзии. Сравнительно недавно Тхеравада также получила распространение в Сингапуре и Австралии.

100 млн. последователей

Маха́яна - позднейшая форма развития буддизма Распространена, в основном, в Китае, Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете.

600 млн. последователей

Ваджраяна - оккультная модификация буддизма (ламаизм). Тибетский буддизм, Монгольский буддизм, Бурятский буддизм, Калмыцкий буддизм, Тувинский буддизм.

19 млн. последователей

Сингон-сю - одна из основных буддийских школ Японии, принадлежащая направлению ваджраяны. 16 млн. последователей
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Синтоизм - традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.Развитие науки в Японии говорит само за себя. Формы синтоизма: храмовый, императорского двора, государственный, сектантский, народный и домашний. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев. По-видимому, это в подавляющем большинстве случаев приверженцы синтоистских сект.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Сикхи́зм Религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539). 22 млн. последователей
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Индуи́зм

Привилегированная каста - брахманы. Только они одни могли быть служителями культа.

Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность.

Религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. 1 млрд. последователей
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Джайни́зм Дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э., проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. 5 млн. последователей
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Религии Китая Даосизм Китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки.
Конфуцианство Защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребенок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией ученых — мыслителей.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Африканские традиционные религии Исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса. 100 млн. последователей
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Ву́ду Общее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америки.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Афрохристианство Подразделяется на пять больших групп:

Адаптированно-христианские секты,

Мессианские секты,

Языческо-христианские секты,

Эфиопские секты (Чёрные церкви),

Ветхозаветные секты.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Шаманизм Алтайский шаманизм,

Бурятский шаманизм,

Тувинский шаманизм,

Чукотский шаманизм,

Якутский шаманизм,

Шаманизм в Корее,

Шаманизм в Перу.

Устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Культы Фалли́ческий культ - обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия, Вавилония, Эллада, Крит, цивилизации древних народов Америки) и современных культур (племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвященными порождающей силе жизни, символически представленной в виде мужского полового органа или извержения его семени. Страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония.
Ку́льт пре́дков - одна из древних и распространённых форм религии, заключавшаяся в поклонении умершим прародителям и сородичам. В Европе и Америке культ предков давно перестал существовать. В Японии с ее конституционным режимом он существует и доныне.

bib.convdocs.org