Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Михайловский дворец в санкт петербурге фото


Легенды и факты Михайловского замка

Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербургаэто не только исторический и архитектурный памятник. Это мистический замок-дворец императора Павла I, ставший предсказателем его смерти. Вокруг него вьются легенды и предания прошлых веков и даже сейчас в замке все еще много мистического и необъяснимого.

В некоторых исторических источниках утверждается, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок (возможно в память об этом у моста стоит маленький солдатик в нише). Именно так ранее объяснялось решение государя, сразу же после начала строительства называть замок "Михайловским".

Дворец строили аврально... Павел спешил, отнимая строительные и отделочные материалы у других объектов. И вот вам первая легенда. В фундамент были заложены не только монеты (как положено на удачу). Павел лично заложил еще и памятные кирпичи из яшмы.

О строительстве замка-дворца и его истории в павловские времена и после него у меня есть отдельный пост...

Михайловский замок. История и трагическая судьба

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. Убийство императора состоялось через 40 дней после новоселья...

В нише у моста стоят на посту и днем и ночью стойкие оловянные солдатики. Даже тень видна императора.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется...

Слушайте внимательно, то место куда он Вас пошлет и есть для вас земля обетованная... (шутка).

Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка.

Говорят  призрак убитого  императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам.Это уже не шутка. Его силуэт видели сразу после его смерти, затем в годы революционных перемен. Даже в пору советского антирелигиозного махрового атеизма, призрак регулярно заставлял стучать зубами от страха.

Дух убитого императора пугает и религиозных людей и атеистов. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете – старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни...

Существует поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... уходит только когда увидит 47-го, душу которого в этот день забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда.

Внимание! Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет... в противном случае, возможны неприятности.

Шалит и портрет императора... кому интересно, смотрите видео в посте под ссылкой ниже.

Кроме того, согласно легенд  в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль". Это легенда основана не на пустом месте! Я о ней уже подробно писал, поэтому не буду повторяться.

Легенда о Михайловском замке...

Во время Великой Отечественной войны, руководству города от военных поступили сведения от погибшего монаха о потайном помещении под подвалами замка где находится серебряный ларец с христианскими реликвиями и неким мистическим предметом, позволявшим перемещаться во времени и заглядывать в грядущее.

После войны во дворце работала комиссия по аномальным явлениям. Являлось ли причиной желание найти ларец или частые жалобы на привидения, выяснить уже невозможно. Но комиссия состоявшая из советских ученых-атеистов насчитала в замке более 17 необъяснимых фактов и ночных необъяснимых свечений (приведений). Материалы были засекречены - пугать религиозное население и веселить коммунистов никто не собирался.

В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Удивительно, но при проведении ремонта в нем был найден старинный плафон (огромная картина на потолок) с главного зала Екатерининского дворца. Ранее плафон считался утерянным. Сейчас он на своем историческом месте. Плафон был свернут в громадный рулон, который тихо лежал у углу заваленный разным старинным хламом. А ведь там проходили инвентаризации весь советский период! Писал об этом подробный пост на Майле, со временем перенесу.

Из светских легенд - якобы цвет стен был выбран таким в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

Но пора перейти к главное легенде и к трагедии замка - убийству Павла I

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В день гибели Павел был весел. Но за завтраком вдруг погрустнел, затем резко встал и произнес "Чему быть, того не миновать!"

Некоторые исследователи считают, что Павел знал о скорой гибели и пытался ее избежать во дворце. Есть легенда, что иеросхимонах Авель назвал Павлу примерную дату его смерти. Павел верил предсказателям и именно этому старцу, потому что он точно предсказал дату смерти его матери – Екатерины Великой. Якобы Павел спросил его о своей смерти и услышал в ответ - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".Надпись эта была измененным текстом псалма Давида (Пс. 92:6):

“ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ”

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его "сперли" у Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя "проклятье" предсказания. А возможно просто отдал себя в руки Бога.

В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.

Когда заговорщики пришли убивать Павла он мог воспользоваться тайных ходом, который был в его спальне. Времени для этого было достаточно. Но почему-то Павел не захотел... о том что он прятался от заговорщиков в камине, вполне возможно, выдумки убийц.

Из Михайловского замка был прорыт подземных ход в Воронцовский дворец. 3,5 км! Это был по тем временам самый длинный подземный ход в России, а возможно и в мире. Некоторые историки считают что именно по нему заговорщики и вошли во дворец.

Вот план помещений замка. Как было совершено убийство писать не буду, Гуггл об этом расскажет не хуже меня.

Добиться от него отречения от престола заговорщикам не получилось и...

Как известно, император скончался от апокалипсического удара... табакеркой по голове (черный юмор тех времен).

Не все знают, что Павел (впервые для России) вместо изображения своего профиля приказал чеканить на серебряном рубле надпись:

"НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ."

К религии император относился всерьез.

Исследователи вообще считают цифру 4 магической для Павла.  Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня. Михайловский замок (его главное и любимое детище) строился 4 года. И лишь 40 дней императору удалось в нем прожить.

Гравюра Утвайта по рисунку Филиппото.

Павел пытался сделать замок неприступным. Возможно он предвидел будущие потрясения (по некоторым сведениям ему предсказали будущее всех Романовых) и Павел хотел защитить потомков, построить для них защищенный дом-крепость. Которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог.

Со всех сторон дворец был окружен водой - с севера и востока реками Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналами Церковный и Вознесенский. Во дворец можно было попасть только по трем подъемным мостам, очень жестко охранявшимся. Кроме штыков, Павла защищали и орудия и потайные ходы и многочисленные тайные комнаты замка.

Но все это Павлу это не помогло. Пророчество старца сбылось... а его замок, вместо защитника самодержавия в России, превратился в мистическое "грязное" место - никто более не отважился доверить замку свою жизнь, ведь он не смог защитить даже своего создателя, императора  Павла.

Так случилось, что Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет...

Образ призрака активно использовался старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.Известность призраку Павла принёс рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

В советское время были жалобы на хлопанье дверей, шаги, непроизвольно открывающие окна в замке в ночное время (что вело к срабатыванию сигнализации). В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании (что просто удивительно для того времени).

Исследование заключалось в подробном опросе сотрудников, съёмке помещений на плёночный фотоаппарат, измерении магнитного поля и даже исследование помещений местом "рамки" или "лозоходством". Выводы исследования держатся в секрете.

Перед главным входом Петр I на любимом коне с женским именем Лизетта. "Прадеду правнук", гласит надпись на памятнике. Одно копыто коня похоже на женскую тножку и есть интересная легенда по этому поводу. Фото ножки и подробности под ссылкой ниже.

Памятник Петру у Михайловского замка

Они уже давно  встретились - прадед с правнуком... уверен им было о чем рассказать друг другу.  Будь жив Павел, история России точно сложилась бы по другому. И не факт что была бы менее великой, Павел готовился в союзе с Наполеоном взять Индию. По крайней мере, войны с Наполеоном уж точно удалось бы избежать, но явно пришлось бы вместе с Наполеоном воевать с Англией и захватывать Индию. Даже не знаю что лучше.

Некоторые фото и инфа (С) Википедия и др. интернетМихайловский замок. История и трагическая судьбаИстория строительства замка и его фасадыВнутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этажВнутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этажВыставка "Сага о Романовых"

pantv.livejournal.com

Михайловский замок в Санкт-Петербурге: фото, история, архитектор

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.Михайловский замок

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.Михайловский замок в Санкт-Петербурге

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.Инженерный замок в СПб

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.Замок в Петербурге

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.Фасад Михайловского замка

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.Внешняя отделка Михайловского замка

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.Северный фасад замка

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.Купол с позолоченным шпилем

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.Восточный фасад

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.Южный фасад Михайловского замка

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.Памятник Петру I

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.Кленовая аллея

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Тронный зал.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.Геркулес и Флора

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.Михайловский замок внутри

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.Интерьер замка в в Санкт-Петербурге

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.

Тронный зал

Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.Элементы интерьера

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.Внутри замка

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.Потолок в замке

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.Люстра

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.Фортепиано в Михайловском замке

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.Декор замка

В 1820-е годы недолговечный императ

www.miroworld.ru

экскурсии, экспозиции, точный адрес, телефон

Михайловский замок (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения.

Этот замок был выкрашен в цвет перчатки фаворитки императора Павла I. Наверняка вы уже догадались, что речь идет о Михайловском замке. Его еще называют Инженерным, а в документах 18 столетия он именовался дворцом Святого Михаила.

Первые эскизы Михайловского замка сделал сам Павел I. Двенадцать лет он прорабатывал варианты своей будущей резиденции, к началу строительства их накопилось тринадцать.

Задумал замок и даже сделал его первые эскизы сам Павел I. Работа над проектом будущей резиденции началась еще за двенадцать лет до начала строительства, к этому моменту у императора было тринадцать вариантов будущего дворца.

Михайловским замок назван по находящемуся в нем храму Михаила Архангела, покровителя династии Романовых. Второе имя — Инженерный — произошло от находившегося там с 1823 года Главного инженерного училища.

Как только Павел стал императором, он тут же издал указ о строительстве своей многолетней мечты. Первый камень был заложен в 1797 году, работы шли днем и ночью, 6 тысяч человек трудились над императорской резиденцией. Закончить удалось в 1801 году. Через 40 дней после новоселья хозяин замка был убит в собственной спальне. После трагической смерти царя его семья поспешно уехала из замка в Зимний дворец.

Михайловский замок считается одним из самых интересных архитектурных памятников Северной столицы. Он не похож на все дворцы, которые строились до этого. Во многом это связано с тем, что Павел I имел титул магистра Мальтийского ордена. Император хотел, чтобы его резиденция служила местом проведения собраний мальтийских рыцарей. Внешне замок напоминает средневековые сказочные здания. Изначально территория Михайловского замка была полностью отделена водой — реками Мойкой и Фонтанкой, а также Церковным и Вознесенским каналами. По сути, резиденция Павла I находилась на острове, попасть на который можно было только по мостам.

Есть две версии, объясняющие почему замок был построен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны. Согласно первой Павел хотел жить и затем и умереть именно там, где родился. Вторая версия гласит, что караульному солдату однажды явился архангел Михаил и сказал, что на этом месте должен быть построен храм. Юноша доложил об этом Павлу, который затем исполнил наказ.

После смерти императора замок был запущен. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза (свадебного подарка сестре — королеве Нидерландов), он приказал переплавить серебряные ворота из дворцовой церкви. В эпоху Николая I архитекторы «добывали» в замке мрамор для постройки Нового Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны здесь был госпиталь.

В 1994 году замок был передан Русскому музею, благодаря чему здесь начались масштабные реставрации. Сегодня Михайловский — филиал музея.

Михайловский замок

К 300-летию Петербурга замок был отреставрирован, интерьеры приобрели вид, в каком были при Павле, снова появились надпись на фасаде и статуи со стороны Летнего сада. Еще в 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук». Скульптура была отлита по модели Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра Великого. А в 2003 году во внутреннем дворе появился памятник самому Павлу I.

В залах замка открыты несколько постоянных экспозиций, проводятся экскурсии, работают временные выставки.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2.

Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

Стоимость билетов: для взрослого — 600 RUB (это комплекс дворцов), для школьников и пенсионеров — 300 RUB, дошколята проходят бесплатно.

Цены на странице указаны на июнь 2016 г.

tonkosti.ru

Михайловский дворец (архитектор - Карл Росси): описание, история создания

Санкт-Петербург известен во всем мире своими великолепными многочисленными архитектурными строениями. Туристы со всех уголков земного шара приезжают полюбоваться интересными местами города и его достопримечательностями. Одним из шедевров строительства в городе является Михайловский дворец, имеющий интересное прошлое и неразрывно связанный с именем его архитектора Росси.

Начало строительства

История создания Михайловского дворца интересна и охватывает не одно десятилетие.

Павел I издал указ о скором возведении резиденции для недавно родившегося сына Михаила и накоплении для этого денег. Правитель даже набросал некоторое количество рисунков будущего дворца. Однако идея не реализовалась при жизни правителя, поскольку его убили заговорщики.

Указ императора все же был осуществлен позднее его старшим наследником - Александром I. Главным архитектором дворца выбрали уже знаменитого тогда Карла Росси, приступившего к двухлетнему проектированию в 1817 году.

михайловский дворец архитектор

Первоначально здание планировали построить на месте Воронцовского дворца, затем на участке графа Чернышева. Александр I не одобрил план перестройки строений, так как это влекло слишком большие расходы и не имело царского размаха. Монарх предложил под застройку другой обширный участок, где архитектор Росси и возвел превосходной красоты и размаха архитектурный ансамбль. Сюда вошли великолепный дворец с площадью, пара корпусов по бокам, пара улиц. Кроме того, неподалеку разбили сад. Фундамент дворца был заложен летом 1819 года. Постройка осуществлялась в теплый период, чтобы обеспечить стойкость зданий.

Окончание работ

Архитектор Михайловского дворца занимался его планировкой и возведением. Радикальные задумки и перепланировка сделали возможным соединение комплекса с наиважнейшей магистралью Петербурга - Невским проспектом. Таким образом, на парадную часть здания открывался впечатляющий вид с центральной дороги города.

В своих чертежах создатель Михайловского дворца тщательно продумывал все до мелочей: от узора на полу до распланировки сада. Известнейшие талантливые художники и ваятели участвовали в творении многообразных элементов декора: С. Пименов, Ф. Брюллов, Б. Медичи, В. Захаров и другие.

карл росси

Масштабные работы окончились в 1825 году. Затраты в денежном эквиваленте насчитывали более семи миллионов. Михаил I вместе с женой вскоре поселились во вновь возведенном дворце.

Загадочный Росси

Жизнь главного архитектора Михайловского дворца, одаренного Росси, полна загадок и противоречий. Существует несколько версий о месте рождения и происхождении гениального мастера. Наиболее признанным является предположение, что Карло ди Джованнни Росси появился на свет в Неаполе в 1775 году. Его отец имел дворянское происхождение, а мать была известной балериной, которой вместе с отчимом мальчика, Шарлем де Пиком, предложили работу в столице Российской империи.

Согласно другой версии, местом рождения будущего талантливого архитектора был Петербург. Однако все единодушны во мнении, что Карл Росси с детских лет находился в культурной среде и проникся чувством прекрасного. В России итальянское имя мальчика было переделано на русский вариант - Карл Иванович. Тогда он не знал русского языка, но вскоре преуспел в его изучении.

Семья Росси была очень уважаемой, поскольку вносила большой вклад в культурную жизнь столицы. Шарль де Пик удостоился чести давать уроки танцев детям самого императора.

Карьера и творения великого архитектора

Началу карьеры Карла помог тот факт, что другом семьи стал известный архитектор Винченцо Бренна, ставший впоследствии учителем мальчика. Талант Карла проявился уже тогда. Также свою роль сыграл судьбоносный случай. Однажды Бренн повредил руку и не смог заниматься эскизами Инженерного замка, поэтому пригласил себе в помощники своего ученика.

Михайловский дворец в СПб

Однако, даже имея гениальные способности и блестящую карьеру, Карл Иванович Росси почил в старости в нужде. От двух жен у него остались десять детей, вся ответственность за которых, в том числе и материальная, была возложена на престарелого Росси до конца его дней. Умер же он от холеры в 1849 году, заразившись от рабочих.

Карла Росси почитают одним из самых талантливейших архитекторов из Италии, привнесшим в мир роскошные шедевры строительства. Результаты дарований мастера представлены многочисленными строениями и архитектурными комплексами в Петербурге и близ него. Среди выдающихся работ можно упомянуть Михайловский замок, Елагин дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба и триумфальная арка на Дворцовой площади. За постройку комплекса Михайловского дворца со всей его инфраструктурой Росси даровали орден Святого Владимира 3-й степени и участок под дом за счет государства.

Внешний вид

Прекрасным образцом зодчества является Михайловский дворец, архитектурный стиль которого - ампир, или высокий классицизм. Британскому ученому Гренвилю здание показалось самым великолепным архитектурным творением.

Архитектурный стиль Михайловского дворца

В 21-м веке неизменными сохранились лишь фасад и западный флигель. Увидеть результаты труда архитектора Михайловского дворца сейчас возможно лишь в двух подлинниках классического искусства – убранстве Белого зала и главного вестибюля.

Фриз дворца декорирован 44 скульптурными объемными изображениями, исполненными известным скульптором Демут-Малиновским. Внутрь дворца попадают по шикарной просторной лестнице, которую облагораживают каменные скульптуры львов. Боковые ризалиты украшены высокими венецианскими окнами.

Впереди лицевой стороны здания находился уютный парадный садик. Другая сторона дворца, выходящая окнами на Михайловский сад, была также пышно украшена. Ее средней части придает красоту величественная лоджия-колоннада. Здание было отделено от площади металлической массивной оградой в виде копий с позолоченными наконечниками.

Михайловский дворец вскоре после постройки прославился в различных странах Европы. Например, английскому монарху по его просьбе был подарен макет дворца.

Внутреннее убранство

Внутренняя отделка дворца, как и внешний вид, удивляет своей грандиозностью. Гениальным Росси все было продумано до мелочей и выполнено совместно с талантливейшими специалистами. Все элементы декора строения, придуманные архитектором Михайловского дворца, пребывали в гармонии. Это декорация стен и потолков, обои, резная мебель, атласные подушки, элегантные люстры.

михайловский дворец описание

Орнаментные паркеты были сделаны из разнообразных ценных пород дерева. Элементы живописи, отдельные части парадной лестницы и мебель, сделанная по рисункам Росси, дошли до нашего времени. Можно прочитать множество восхищенных описаний Михайловского дворца в сохранившихся письменных свидетельствах позапрошлого столетия.

Интерьеры

В 21-м веке неизменными остались убранство вестибюля, главной лестницы и Белого зала. Весьма впечатляет дошедший до нас сквозь века потрясающий вестибюль своей обширной аркой при входе, торжественной парадной лестницей, богато украшенным росписью плафоном, прекрасно исполненными барельефами на стенах. Примечательно, что Росси четко спланировал все помещения, сконцентрировав их около главной внутренней лестницы.

Нижний этаж дворца вмещал личные покои правителя, включавшие 6 помещений. Среди них был Арсенал с оружием, включая боевые пушки, сыгравшие не последнюю роль в подавлении восстания декабристов. Также присутствовали комнаты для должностных лиц, гостей, слуг и кухни.

Второй этаж вмещал различные парадные помещения для приемов и балов и библиотеку. Особенно здесь выделялся своим великолепием Белый зал. Внутреннее убранство обошлось дороже, чем постройка самого дворца.

Белый зал

Жемчужиной Михайловского дворца в СПб можно назвать шикарный Белый зал. В течение столетий он изумлял и восхищал посетителей. Этот зал считался совершенным, а многократно уменьшенная копия этой комнаты была подарена английскому монарху по его просьбе.

создатель Михайловского дворца

Великолепный зал славился в качестве музыкального салона Петербурга при княгине Елене Павловне. Белый зал представляет собой феноменальный по мастерству и великолепию интерьер, где остались неизменными авторский декор и мебель, сделанная по рисункам самого Росси.

Период расцвета

Летом 1825 года Михайловский дворец был торжественно освящен, и монархи туда заселились. При Михаиле Павловиче дворец стал ядром социальной жизни русского дворянства. Хозяин дворца каждый день принимал здесь гражданских и военных лиц. Иностранные граждане, которым посчастливилось там побывать, были восхищены великолепием танцев и музыкального сопровождения, декора, угощений и численностью гостей.

В середине 19-го века жизнь монарха закончилась, и резиденцию унаследовала его жена Елена Павловна, продолжавшая вести светские приёмы. Михайловский дворец превратился в культурный центр, куда приходили видные активисты культуры. Среди посетителей были Пушкин, Айвазовский, Брюллов и многие другие известные лица. Именно тогда А. Рубинштейн создал Русское музыкальное общество, а потом и первую в России Консерваторию.

Период упадка

Позже, с целью покрытия затрат, главные комнаты стали арендовать для проведения различных мероприятий. Княгиня Елена оставила резиденцию своей дочери Екатерине Михайловне. Она, в свою очередь, составила завещание о его переходе дворца своим потомкам, которые, однако, становились германскими подданными. Александр III посчитал эту ситуацию несуразной и принял решение выкупить дворец за счёт государства. Однако это осуществить ему не удалось. Это мероприятие пришлось осуществить его сыну Николаю II за пять лет до окончания столетия. Предыдущим собственникам позволили оставить себе некоторые вещи. После этого дворец оказался на грани разорения.

Русский музей

Совершив по велению императора выкуп дворца, министр финансов С. Витте подал идею об устройстве здесь Императорского музея русского искусства. Николаю Александровичу эта мысль пришлась по душе, и в 1895 году он издал указ о превращении всей инфраструктуры бывшей императорской резиденции в Русский музей.

 Михайловский дворец часы работы

Все, кроме главной лестницы и Белого зала, было переделано архитектором В. Свиньиным. К счастью, внешний облик остался неизменным со времен самого создателя этого чуда.

Русский музей открылся для посетителей в 1898 году. Поскольку коллекция картин сильно выросла, для их размещения потребовались еще помещения. Поэтому в 10-х годах двадцатого столетия архитектор Бенуа спроектировал новый корпус, выходящий одной из сторон на канал Грибоедова. Постройку пришлось довершить после Первой мировой войны. Здание достроили и назвали в честь его архитектора - корпус Бенуа.

В период Великой Отечественной войны Михайловский дворец был испорчен в ходе обстрелов. Во время блокады осажденные жители старались всеми силами сохранить музейные сокровища.

Сейчас великолепный Михайловский дворец – это основное строение комплекса Русского Государственного музея, славящийся своей роскошью и гармонией. В музее собрано множество выдающихся творений именитых художников и скульпторов. Среди работ есть произведения великих отечественных живописцев: Андрея Рублева, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Михаила Врубеля, Марка Шагала и многих других.

В музее проводятся различные интереснейшие выставки, лекции и другие мероприятия, собирающие множество людей.

Адрес и режим работы

В наши дни каждый житель Петербурга знает, где находится Михайловский дворец, так как ныне в нем расположен знаменитый Русский музей. Он расположен на площади Искусств, Инженерная ул., 4. До дворца можно прогуляться от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Часы работы Михайловского дворца - с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторника.

fb.ru

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Михайловский дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге - настоящая жемчужина среди созданий талантливого зодчего К. Росси. В настоящий момент место основной коллекции "Русского музея".

Эпопея дворца началось с появления на свет великого князя Михаила. Еще в 1798 году, Павел I приказал ежегодно часть денег откладывать на возведение дворца для своего только что родившегося сына. Он видел усадьбу самой роскошной среди всех усадеб и соответствующей величию его царского рода.

Августейший родитель не увидел исполнения своей идеи. Его жизнь закончилась во время дворцового переворота.

Когда его сыну исполнился 21 год, и накопленная сумма составила 9 миллионов, приступили к постройке грандиозного дворца. В 1819 году, 17 апреля, Александр I, заложил в фундамент небольшой ковчег из камня, наполненный серебряными монетами и доску из серебра с надписью года закладки и инициалов присутствующих. Зодчий  спланировал не обычную дворцовую постройку, а настоящую русскую усадьбу, в которой основная часть и два флигеля сбоку образуют цельный ансамбль. Росси строил не только дворец, он осуществи перепланировку всей окружающей территории.

Дворец был настолько великолепен, что ученый Гренвиль из Англии отметил, что он нигде не видел такого чуда. В создании украшений усадьбы принимали участие самые именитые скульпторы, живописцы, мастера лепки, столяры, резчики.

К. Росси прорабатывал на эскизах все до мелочей: от узоров на чугунной решетке до прорисовки картинок паркета и расположения в саду цветников и дорожек.

До наших дней без видоизменений дожил внешний вид главного корпуса и флигеля с западной стороны здания. Глубокое представление о таланте зодчего может создать Белый зал и главный вестибюль. Белый зал представляет собой совершенно уникальный интерьер, где уцелело настоящее скульптурное и живописное украшение, а также мебель, сотворенная по рисункам К. Росси.

Михаил Петрович, проживая в Михайловском дворце, часто устраивал пышные балы, равным которым не было во всем Петербурге. После его кончины, в 1849 году, дворцом занялась вдова - Елена Павловна, превратившая его в культурный центр. Ее салоны привлекали многих известных художников, поэтов. У нее бывали Пушкин, Жуковский, Тютчев.

В 1895 году произошли крупные перемены: здание Михайловского было возвращено в казну, а в 1895 году, 13 апреля, по указу Николая II, дворец был отдан под музей.

Дойти пешком до знаменитого дворца можно от ст. метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

 

Фото достопримечательности: Михайловский дворец

Михайловский дворец

Михайловский дворец

 

Михайловский дворец на карте:

www.1000mest.ru

Михайловский дворец : Дворцы и дома : Путеводитель по Санкт-Петербургу

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ампир, построенное по проекту К. И. Росси в 1819-1825 годах для великого князя Михаила Павловича. С 1895 года дворец входит в состав Русского музея (ранее — Русского музея императора Александра III).

Интересные факты:

Идея возведения дворца для великого князя Михаила Павловича принадлежала его отцу — императору Павлу I. Однако, строительство началось только во время царствования Александра I, который повелел начать работы на месте бывших оранжерей Михайловского замка, когда его младшему брату Михаилу исполнился 21 год. За постройку дворца его архитектор К. И. Росси был награжден земельным участком, бриллиантовым перстнем и орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени.

Михайловский дворец состоит из двухэтажного главного корпуса и двух флигелей по его краям, сам дворец расположен в глубине двора, а выступающие вперед флигели связаны между собой чугунной оградой с украшением из военной атрибутики. Общий вид здания напоминает загородную усадьбу с садом, роль которого выполняет парадный парк.

На уровне первого этажа фасад здания облицован рустами, выше расположен портик из восьми колонн коринфского ордера, которые венчаются треугольным фронтоном. Все арки и окна первого этажа украшены каменными львиными головами, кроме того, по фризу дворца находятся 44 барельефа. Парадная лестница перед входом украшена каменными львами — копиями античных львов, найденных при раскопках Древнего Рима. Фасад, обращенный к Михайловскому саду, состоит из большой лоджии-колоннады. Коринфская колоннада с ризалитами украшает и крылья здания.

Внутренняя отделка дворца, которая обошлась дороже самого строительства, включает в себя разнообразные скульптурные и живописные произведения, паркет ценных пород дерева и резную мебель, в работе над которыми принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Дж. Скотти, П. Скотти, А. Виги, Ф. П. Брюллов, Б. Медичи и многие другие мастера. От интерьеров начала XIX века сегодня сохранились вестибюль, парадная лестница и Белый зал.

На первом этаже располагались личные покои Михаила Павловича, включая арсенал с коллекцией оружия и мундиров, квартиры придворных и гостевые комнаты. На втором этаже — великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя, также здесь была устроена домовая церковь архангела Михаила.

Михайловский дворец быстро стал центром светской жизни Санкт-Петербурга — здесь устраивались балы и приемы, заседали комиссии и проводились празднества, работала музыкальная школа, сюда хаживала вся творческая богема столицы, например, А. С. Пушкин, а также политики и дипломаты, включая немецкого канцлера Бисмарка.

Чтобы занять ветшающее после смерти великого князя здание, в 1895 году было принято решение открыть в Михайловском дворце посвященный живописи Императорский музей русского искусства в память об Александре III, после ремонта и небольшой перепланировки в 1898 году музей начал свою работу.

Михайловский дворец является составной частью архитектурного ансамбля площади Искусств авторства К. И. Росси, ее центральным объектом. Остальные здания площади выступают в качестве дополнения этого «Храма Искусств».

Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но после ее окончания был полностью восстановлен.

Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

dvorspb.ru

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

михайловский дворец в санкт петербурге

Северная столица славится обилием архитектурных достопримечательностей: Юсуповский дворец, Зимний дворец, Аничков Дворец и многие другие. Одной из них является Михайловский дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга, по адресу: улица Инженерная, д.2-4 (станция метро Гостиный двор/Невский проспект). Ныне в нем находится Государственный Русский музей.

История создания

Свою историю Михайловский дворец ведет с конца 18 века. 28 января 1798 года в семье правящего императора Павла I и его жены Марии Федоровны родился четвертый сын - великий князь Михаил Павлович. Сразу после рождения Павел I распорядился о ежегодном сборе денежных средств для постройки резиденции своему младшему сыну Михаилу.

Свою идею императору воплотить в жизнь так и не удалось. В 1801 году Павел I погиб в результате дворцового переворота. Однако приказ был выполнен братом Павла I, императором Александром I, который приказал начать строительства дворца. В качестве архитектора Михайловского дворца был приглашен прославленный Карл Иванович Росси. Впоследствии за свою работу он получил орден Святого Владимира 3-ей степени и участок земли под строительство дома за счет государственной казны. В команде с Росси работали скульпторы В. Демут-Малиновский, С. Пименов, художники А.Виги, П. Скотти, Ф. Брюллов, Б. Медичи, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, мраморщик Я. Щенников, мебельщики И. Боуман, А. Тур, В. Боков.

Проект ансамбля Михайловского дворца заключался не просто в перестройке существующего здания - дома Чернышёва, а в создании единого городского архитектурного пространства. Проект затронул и дворец (основной корпус и боковые флигели выступают как единое целое), и площадь перед ним (Михайловская площадь), и две улицы – Инженерная и Михайловская (новые улицы, связавшие Михайловский дворец с Невским проспектом). По архитектурному стилю Михайловский дворец относится к наследию высокого классицизма - ампира.

Архитектор приступил к работе в 1817 году, закладка проводилась 14 июля 1819 года, строительство началось 26 июля. Строительные работы завершились в 1823 году, а отделочные - в 1825 году. После освещения дворца 30 августа 1825 года великий князь Михаил Павлович переехал сюда с семьей.

Интерьеры Михайловского дворца

В интерьер дворца были включены личные покои (шесть комнат) великого князя, гостевые комнаты, квартиры придворных, кухни, хозяйственные помещения, библиотека, парадная, приемная, гостиная, кабинет, парадная лестница.

Белый зал – гордость императора

Со стороны сада на втором этаже Михайловского дворца был построен Белый зал. Модель зала была подарена английскому королю Генриху IV благодаря своему впечатляющему оформлению. Во времена Михаила Павловича дворец был центром общественной жизни русского дворянства.

Дальнейшая история дворца

После смерти великого князя дворец перешел его вдове, Елене Павловне. Великая княжна проводила в резиденции встречи общественных деятелей, писателей, ученых, политиков. Здесь обсуждались насущные вопросы преобразований и реформ 1860-х годов. Для Екатерины Михайловны, унаследовавшей дворец после смерти матери, в Манежном флигеле была возведена восьмикомнатная квартира и Парадный вход. Новыми владельцами, детьми Екатерины Михайловны, стали сдаваться в наём залы, открыта канцелярия для возмещения затрат на содержание дворца. Так как члены семьи Екатерины Михайловны являлись иностранными подданными, было принято решение выкупить у них Михайловский дворец. После данной сделки в 1895 году, дворец был покинут прежними владельцами.

7 марта 1898 года в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В 1910-1914 годах архитектор Леонтий Николаевич Бенуа спроектировал новый корпус для выставки музейной коллекции. Корпус Михайловский дворца, названный в честь создателя «корпусом Бенуа», своим фасадом выходил на канал Грибоедова. Строительство корпуса было завершено после Первой мировой войны.

 

www.kodokved.ru