Исламские банки в мировой финансовой системе (стр. 1 из 7). Международные исламские банки


Исламские банки в мировой финансовой системе

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Челябинский Государственный Университет

Факультет Евразии и Востока

Кафедра Политологии и регионоведения

Курсовая работа

ИСЛАМСКИЕ БАНКИ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Студента 2 курса группы ЕВ-201

Бет А.Н.

Челябинск2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности исламской экономики и банковской системы

1.1 Специфика исламской экономики

1.2 Основные инструменты исламской банковской системыкак метод формирования исламского финансирования

Глава 2. Исламские банки в современной мировой финансовой системе

2.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе

2.2 Перспективы развития исламских банков

Заключение

Источники и литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мировой финансовый кризис заставляет все большее число экономистов задуматься о путях выхода из него.

Наряду с преобладающей мировой финансовой системой существует и так называемая «исламская финансовая система». Есть ли в мире перспективы для экономики «по Шариату»? Имеет ли религия какое-либо влияние на экономические процессы? Исламский мир подает тому пример. В Коране запрещены сделки с использованием ростовщического процента. Однако экономика большинства мусульманских стран далека от идеалов Ислама.[1] Тем не менее, по всему миру, в том числе и в России, создаются банки, работающие согласно нормам Шариата, а уже существующие финансовые институты исламизируются.

Интерес к данному явлению вызван в большей степени тем, что современная мировая финансовая система, основанная на теориях и практике западных экономистов, все чаще дает сбои и порождает кризисы мирового масштаба. В связи с этим, среди экономистов в самих США и Европе возникают сомнения в ее универсальности и применимости ко всем странам мира. До недавнего времени теория исламской экономической модели в западном мире вызывала лишь научный интерес среди узкого круга ученых. Однако в наши дни исламская экономическая модель, ее устройство, механизмы актуальны, так как только в исламских странах сейчас наблюдается рост ВНП и экономический подъем. Мировое экономическое устройство переживает новую фазу развития, в ходе которой затруднительно спрогнозировать последствия в мировой глобализирующейся экономике, все более отчетливо проявляющей свою нестабильность из-за зависимости в большей степени от одного государства – США.

Актуальность темы исламской экономики в целом и банковской системы в частности набирает обороты, т.к. сложившаяся в наше время финансовая ситуация в мире заставляет все большее число экономистов и политиков задуматься о необходимости нахождения новых принципов и инструментов. Более того, в некоторых западных странах, таких как США и Великобритания, исламские банки получили наиболее широкое распространение. Данной проблемой занимаются не только ученые Ближнего и Среднего Востока, но и российские и западные ученые-экономисты, такие как Гейдар Джемаль, политолог, председатель Исламского Комитета России; А.Ю. Журавлев, кандидат экономических наук, независимый эксперт в области исламской экономики; Р.И. Беккин, преподаватель МГИМО, кандидат юридических наук; Л.Р. Полонская, профессор, историк-востоковед; Мунзир Кахф, Б. Маурер, С. Хайс, Н. Шнайдер, шейх Х. Хассан, а также ряд политических деятелей, таких как Т.Черниенко, председатель Шиитского координационно-аналитического центра; Х. Рафсанжани, Президент Ирана в 1989-1997г.; М. Юсуф Адиль; А. Касрави; А.Джабиев, председатель правления Московского кредитного банка «Бадр-Форте».

Несмотря на освещение темы вышеизложенными авторами и многочисленными экспертами в области экономики и права, экономический и, в большей степени, политический аспекты не получили должную оценку. Имеющаяся теория исламской экономики в основном предлагает описание того, как должна быть организована хозяйственная жизнь общества, но реальное развитие и политическое положение исламских банков и исламских экономических организаций в мире с научной позиции практически не рассмотрено.

Для понимания проблемы исследуемого объекта необходимо уяснить, что такое «исламская экономическая система»/ «исламская экономика» и «исламский банк». Термин «исламская экономика» появился в обращении недавно. Впервые об «исламской экономике» заговорили в конце 50-х – начале 60-х годов XX века в исламских университетах в ходе дискуссий относительно экономической доктрины ислама с точки зрения того, как идеи, заложенные в Коране и пророком Мухаммадом, могли бы сочетаться с практикой капитализма и социализма в экономической области. Данные идеи затрагивались с раннеисламских времен учеными того периода Абу Юсуфом (690-760г.), Аль-Газали (1028-1082г.), Абдурахманом ибн Хальдуном (1332-1466г.), Таки ад-дином аль-Макризи (1364-1416г.)

Частой ошибкой понимания термина «исламская экономика» становится прямолинейная ассоциация с национальными экономиками государств-членов Организации Исламской Конференции. Следуя конфессионально-географическому принципу, экономика государства объявляется исламской лишь потому, что ее субъекты являются «этническими мусульманами», т.е. представителями тех народов, которые исторически исповедуют ислам. Хотя зачастую экономики этих стран далеки от соответствия исламским принципам. Саудовский ученый экономист Мухаммад Умар Чапра отмечает, что «ряд исторических фактов… послужил причиной образования широкой пропасти между шариатом и образом жизни исламских стран. Мусульманские государства не отражают дух ислама, и в действительности среди их подавляющего большинства не существует даже осознания необходимости перемен, требующихся… мусульманскому обществу».[2]

В общепринятом научном понимании экономика – 1) способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; 2) наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности[3] .

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, которые различаются по:

1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;

2) типу собственности на экономические ресурсы.[4]

В данной работе под термином «исламская экономика» понимается наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов в соответствии с нормами ислама. «Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса…. Эта специфическая черта данной модели не упраздняет базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой».[5]

Предметом данной исследовательской работы является исламский банк как институт.

Объектом исследования является действие исламских банков в мировой финансовой системе.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что исламская экономика и банки перспективны не только в странах с доминирующим мусульманским населением, но и в неисламских странах Запада и Востока.

Исходя из этой проблемы, мы ставим следующие цели и задачи:

Цель исследования: оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;

2. Рассмотреть пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему.

3. Дать прогноз перспективам развития исламской банковской системы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1. 1 Специфика исламской экономики

Специфика исламской экономики заключается главным образом в том, что основы для ее осуществления и функционирования не могут идти вразрез с предписаниями Корана и Сунны пророка Мухаммада и полностью с ними согласуются.

Выделим основные отличительные черты исламской экономической модели от мировой:

- Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность с приоритетом морально-этических принципов. Исламская экономика рассматривается учеными и богословами мусульманского Востока со времен расцвета Халифата (Аль-Газали, Аль-Фараби, Ибн Таймийа) и понимается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков: Авраама, Моисея, Иисуса и в завершающем учении о мироздании пророка Мухаммада. В этом понимании исламская экономика имеет еще одно название – «таухидная экономика» (от араб. «таухид»-единобожие). Социальная ориентация предполагает основную цель развития экономики – обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Средством для достижения этой цели являются развитие экономики и хозяйственный рост. Наряду с этим, теологи и экономисты подчеркивают особую роль исламской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззаконий. Все экономические категории, такие как: деньги, капитал, прибыль, богатство, производство, рассматриваются сквозь призму моральных норм и ценностных ориентиров ислама.

- Справедливость является приоритетной целью экономической деятельности. В исламском понимании это не только моральная категория, но и адекватная экономическая категория. Она не тождественна западному эгалитаризму, социальному устройству общества, где все имеют равные условия, (levelplayingfield), принятого в западной модели, поскольку в шариатском контексте носит характер всеобъемлющего морального императива».[6]

mirznanii.com

Исламские банки в мировой финансовой системе

Немаловажным в развитии исламских банков остается и тот факт, что правящие элиты большинства стран регионов распространения ислама зачастую подвергаются политическому и экономическому давлению со стороны стран Запада и вынуждены развивать экономики своих государств с учетом общемировой ситуации.[38]

Общемировой тенденцией на сегодня стало стремительное сокращение природных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения развитых стран постиндустриального общества, что приводит к изменению их геополитики.

Развитие исламских банков в различных регионах мира также связано с особенностями различных моделей экономического поведения народов в зависимости от их социальной, культурной и религиозной принадлежности. В Таблице 1 (см. Приложение 1) приведены наиболее распространенные модели экономического поведения в мире. «Исламский мир медленно, но неуклонно внедряется в северном полушарии. Это подтверждается не только экспансией в финансовой сфере, но и активным процессом миграции населения исламских государств в развитые неисламские страны. Рассматривая такой индикатор глобализации, как миграция рабочей силы, необходимо отметить, что Европа – Англия, Германия, Франция, другие страны – и ранее испытывала на себе сильное миграционное и культурное влияние арабского мира, где сейчас очень сильны позиции ислама, то теперь и в финансовую сферу европейских государств начинают просачиваться исламские финансовые институты».[39] Поэтому продукты исламского финансирования в разных странах будут востребованы в разной степени. Например, о востребованности исламских банков на территории стран СНГ говорит начальник отдела экономических программа Совета муфтиев России Мадина Калимуллина: «Люди ждут, когда же, наконец, в России и других странах СНГ откроются исламские финансовые институты, исламские банки… В тоже время понимание сути операций исламского финансирования на очень низком уровне. 3-5% опрошенных людей действительно понимают, в чем заключается суть, смысл операции».[40]

В 1974 г. исламскими странами был учрежден Исламский банк развития (ИБР), который успешно развивается по настоящее время. Главной задачей ИБР является поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики, повышение благосостояния населения в странах-участницах Организации Исламской Конференции (ОИК), поддержка и продвижение человеческого развития, науки и технологий, исламской экономики, финансов и банковского дела. ИБР признан международными организациями. Прежде всего, банк осуществляет специальную программу технической помощи, направленную на поддержку стран ОИК в их деятельности, относящейся к Всемирной торговой организации (ВТО). Банк международных расчетов в июне 2004 г. в соответствии с Новыми соглашениями по капиталу отнес ИБР к категории безрисковых многосторонних банков развития. В свою очередь, рейтинговое агентство Standard’sandPoors в 2004 г. присвоило ИБР наивысший рейтинг – AAA/A1+, что свидетельствует о его высокой надежности.[41]

Исламский динар, являющийся единой расчетной единицей ИБР, эквивалентен по стоимости 1 SDR Международного Валютного Фонда (МВФ), так как ИБР был признан МВФ в качестве официального держателя SDR, в результате чего он получил право на покупку и использование SDR в своих операциях и транзакциях с МВФ и центральными банками стран-участниц МВФ, а также с другими держателями SDR на тех же условиях, что предоставлены странам-членам Фонда.[42]

«ИБР проводит, по сути, политику патронажа по отношению к развивающимся странам-участницам ОИК, нуждающимся во внешнем финансировании принятых ими национальных планов и программ хозяйственного развития. Одновременно, ИБР выступает главным идеологом и безусловным лидером в пропаганде исламской экономики… Процесс создания новых исламских банков продолжается достаточно стабильными темпами, что отражает их экспансию как в арабских странах, так и вне границ мусульманского мира, в том числе в немусульманских странах, включая ряд ведущих индустриально-развитых государств (Великобритания, США, Дания, Швейцария, Канада, ЮАР и др.)»[43]

Успешное развитие и распространение исламских банков за пределами регионов, большая часть населения которых исповедует ислам, обусловлено еще и тем фактом, что исламское банковское дело предполагает наибольшую прозрачность своей деятельности, нежели традиционные банки. То, что исламские банки выступают главным образом партнерами между своими клиентами – вкладчиками и заемщиками, диктует необходимость их транспарентности, чтобы сократить моральные риски вкладчиков и инвесторов, объективно связанные с тем, что исламский банк обычно вообще не дает никаких гарантий вкладчику по привлеченным долгосрочным инвестициям. Вместе с тем, наибольшая прозрачность деятельности исламских банков, нежели традиционных западных играет положительную роль в экономике государств. Исламские банки предоставляют информацию для контролирующих органов и общества о долгосрочной инвестиционной стратегии банка, видах ценных бумаг, мониторинге факторов риска, внутреннем финансовом контроле, данных о финансовом состоянии банка, квалификации персонала и др. Считается, что, «чем менее прозрачна страна, тем в больших масштабах наблюдается отток капиталов из нее во время кризисов»[44] Поэтому проблема транспарентности финансовых структур и банков в разных странах стоит очень остро. Данный негативный факт имеет место быть и в РФ. В 2008году в оффшорные зоны ушло 2/3 бюджета РФ в том числе и из-за непрозрачности финансовых схем и отсутствия необходимой реакции Правительства. Данные потери сопоставимы с потерями Советского Союза во время Второй мировой войны и составляют 2 трлн. долларов США. Многие эксперты в области экономики полагают, что такие зоны являются одной из причин мирового финансового кризиса.[45] Вместе с тем, в шариате данные области рассматриваются как запретные и действие исламских финансовых институтов в них запрещено.

Существенно и то, что исламские банки, действуя по принципу разделения убытков и инвестиционных рисков с вкладчиками, вынуждены постоянно поддерживать ликвидность своего баланса на существенно более высоком уровне, чем обычные банки западного типа, что дает значительный запас устойчивости во время кризисов и болезней экономики.

Занимая второстепенное место в мировой финансовой системе, исламские банки играют большую роль в изменении взглядов на устоявшуюся финансовую систему.

Сформированная по законам Шариата, исламская финансовая система менее всего подвержена возникновению кризисных явлений.

2. 2 Перспективы развития исламских банков

Некоторые аспекты и нормы исламской банковской системы позволяют ей успешно противостоять обстоятельствам, которые привели западную финансовую систему к кризису.

Создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка положило начало официальному развитию исламских банков. На сегодняшний день принципы исламской банковской системы успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в странах Европы и в США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые «исламские окна» (отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам Шариата) для оказания подобных услуг, которые существуют параллельно со стандартным набором услуг в таких банках.

Основными причинами столь бурного развития исламских банков стали значительный приток нефтедолларов в мусульманских странах, обеспечивающий большое количество временно свободной ликвидности[46] , не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран, и интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Подобные гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что усиливается также кризисом ликвидности в Европе и США[47] .

На сегодняшний день насчитывается около 300 крупных исламских финансовых институтов, управляющих портфелем активов, оцениваемым примерно в 500 млрд долларов США. Если на Востоке основными центрами развития исламского банкинга являются Малайзия и государства Среднего Востока, то на Западе таким центром становится Великобритания. Данный факт является результатом развитой финансовой инфраструктуры Великобритании и стремления правительства страны вывести систему законодательства и юридических норм на такой уровень, который позволит исламским банкам успешно функционировать наряду с традиционной банковской системой.

Следует также отметить, что в процессе обсуждения бюджета Соединенного Королевства 2008 года было отмечено намерение работы с исламским финансированием в рамках стратегии казначейства по обеспечению статуса Лондона как ведущего финансового центра[48] . Согласно мнению экспертов, Лондон, с его почти двухмиллионным мусульманским населением и доминирующим положением на рынке капитала, является тем самым связующим звеном, которое позволит направить избыточные средства мусульманских стран на Запад.

В своем развитии исламская банковская система сегодня сталкивается со следующими основными проблемами.

Кадры. Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламских банков создает потребность в квалифицированных кадрах. Текущие возможности учебных заведений, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии удовлетворить такую потребность. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Для успешной работы данного механизма необходимо наличие хорошо организованной кадровой функции, финансового стимула, здоровой и привлекательной рабочей атмосферы.

mirznanii.com

Исламские банки - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исла́мский банкинг (англ. islamic banking, араб. مصرفية إسلامية‎) — способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама.

Краткое объяснение[ | ]

«Сущность исламской экономики прежде всего … отказ от процента, отказ от фьючерсных сделок. Ближе всего, как методика работы … подходит понятие проектное инвестирование. Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски… Существует исламское страхование. … Главным является принципиальный запрет на игры со временем. Главная установка ислама, как метода определения подхода к объективному миру (включая и трудовые процессы). … Главная забота — не допустить игр со временем, и не допустить закладывание времени, особенно будущего, ещё не прожитого времени, в пользу каких-то спекулянтов сегодня. Ну в частности, например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, что является обычным делом на Западе. … Общество (исламское — прим. ред.) устроено так, что оно фундаментально … ориентированно на реальную экономику … на уровне официальных законов и на уровне общества. … Установка на реальное производство и установка на то, чтобы не давать спекулировать твоим собственным временем. … (описание реального положения в исламском мире — прим. ред.) … Как ни странно, гораздо более динамично развивается исламское банковское дело в Европе, особенно в Великобритании … там существуют исламские банки и там существуют исламские окошки в обычных банках (например, Citibank, Barclays)… Это спорная вещь, потому что есть такое понятие — халяльные деньги (дозволенные с точки зрения шариата), на котором не лежит печать криминала (с точки зрения шариата). Если у Вас банк, в целом, не халяльный … и в нём есть исламское окошко, в которое вы даёте деньги не в рост, а чтобы вложить в полезное дело… но общий пул денег, Вы же не знаете, как они там … смешиваются с остальными деньгами или не смешиваются. … Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, Вы не можете пользоваться деньгами, полученными от алкоголя, даже если этот алкоголь продан пьющим не-мусульманам. То есть вы не имеете права продавать алкоголь вообще, … но вы не имеете права и пользоваться этими деньгами от алкоголя (от прибыли продажи — прим. ред). … Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития обычных банков. … (Многие европейские) хозяева оценили преимущества работы с исламскими банками … преимущества той надёжности, тех гарантий, которые дает этот исламский подход. … Но надо отдавать себе отчет, что удельный вес исламской экономики не сравним с общим экономическим балансом на планете.»

— Особенности исламской экономики. Видеокомментарий политолога, председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля http://www.russia.ru/video/djemaleconomics/

Ключевые правила[ | ]

Правила, по которым функционирует исламский банкинг:

  • общий запрет на ссудные проценты;
  • запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако «западные» финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец арабская холдинговая компания Borse Dubai).
  • запрет на азартные игры (лотерея и т. п.).

Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в:

  • производство и потребление алкоголя и табака
  • проституция
  • порнография
  • колдовство
  • переработка мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мяса животных которые были забиты не с именем Аллаха.

Важнейшие понятия[ | ]

  • Фикх: исламское юридическое право; человеческое понимание божественного права (Шариат)
  • gharar: «опасность», неопределенность, нечеткое раскрытие информации в договоре и риск, возникающий вследствие этого; запрещено
  • maisir: «спекуляция», азарт; также запрещено, как и ростовщичество
  • idschara: дословно «Средства», используется при лизинге
  • Мудараба: долевое финансирование, похожее на коммандитное товарищество («Mezzanine»)
  • Мурабаха: финансирование торговых операций («mark-up sale»)
  • Мушарака: долевое финансирование через участие на время («Venture Capital»)
  • Риба (лихва): «ростовщичество» или «проценты», в зависимости от контекста, главный запрет в исламском банковском деле
  • Шариат (Scharia)
  • Scharia Board: религиозная комиссия (консультативный орган), который следит за соблюдением предписаний ислама и сертифицирует продукты
  • Такафул: исламское (кооперативное) страхование
  • Сукук: исламская облигация
  •  — депозит

Международные исламские финансовые институты[ | ]

Исламский банкинг в России[ | ]

24 марта 2016 года в Казани был открыт первый в России полностью основанный на принципах Исламского банкинга Центр партнерского банкинга[1][2]. Центр исламского банкинга создан на базах ПАО «Татфондбанк» и ООО КБ «Татагропромбанк» и будет работать в Казани.

Это первое банковское учреждение в России, работа которого полностью строится в соответствии с принципами партнерского финансирования, широко применяемыми во многих странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока — Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и других.

Крупнейшие исламские финансово-кредитные учреждения[ | ]

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Исламские банки в мировой финансовой системе

Благоприятствующим фактором в развитии исламских банков является и то, что мусульманское население составляет до 1/5 всего населения планеты.

В результате развития данного сценария доминирующая роль западной финансовой системы будет сохраняться, в связи с этим, развитие исламских банков будет проходить низкими темпами, мировая экономика так и будет подвержена различного рода и масштаба кризисам.

2) Второй вариант развития финансовой ситуации предполагает коллапс мировой финансовой системы в результате раздувания так называемого «мыльного пузыря» денежной массы, в ходе которого экономики большинства стран мира обрушатся. В этом случае мировое сообщество может прибегнуть к новым финансовым моделям и взять за основу в развитии исламскую финансовую систему, осознавая ошибочность первой. Однако данный вариант развития маловероятен, т.к. мировые державы, такие как США могут бросить всю свою военную мощь в борьбе за восстановление мировой гегемонии, что приведет к усугублению ситуации и катастрофическим последствиям, после которых невозможно предположить дальнейшее развитие не только экономики, но и ситуации в мире вообще. Именно поэтому данный вариант является наиболее негативным и непредсказуемым.

3) В ходе глобализации доминирующая роль западных стран в мировой экономике встанет в один ряд с другими странами. Образуется многополярное экономическое пространство, связанное многочисленными экономическими отношениями между странами. В такой ситуации исламские банки также получат хорошую динамику развития и будут выступать в качестве альтернативы на рынке банковских услуг. Развитие мировой экономики по этому пути возможно в случае снижения влияния США и международной банковской элиты на мировую экономику. Развивающиеся страны обретут возможность самостоятельного развития, переставая быть сырьевыми придатками постиндустриальных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования были решены следующие поставленные задачи:

Рассмотрены особенности исламской экономической системы и исламских банков, сформулированы следующие выводы:

- исламские банки направлены на социальное развитие общества в целом и человека в частности;

- имеют гибкую систему функционирования, основанную на шариате, что дает потенциал для приспособления к эволюционным процессам, как в мировой экономике, так и в экономиках отдельных стран;

- исламские банки имеют высокую степень прозрачности, что благоприятно влияет на экономику государства, в котором действует банк; также это является значительным стимулом для сотрудничества различного рода финансовых институтов с данным банком и привлекает инвесторов;

- предлагается широкий спектр услуг, которых нет в банках западного типа, что делает исламские банки конкурентоспособными в мировой финансовой системе;

- исламский банк имеет большую устойчивость к финансовым кризисам, нежели западный банк;

- исламская банковская система при ее правильном функционировании не порождает финансовых кризисов, подобных тем, с которыми сталкивается сегодня мир.

Рассмотрены положительные и отрицательные моменты, а также пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему, дан прогноз перспективам развития исламской банковской системы и сделаны следующие выводы:

- на современном этапе исламские банки прочно входят в международную финансовую систему;

- проводится обширная поддержка Исламского Банка Развития и Организации Исламской Конференции исламских банков, существующих на территории стран-участниц ОИК, а также исламских банков в странах Западной Европы, Азии и Северной Америки.

- исламские банки получают поддержку со стороны неисламских стран и банков, в частности ИБР, добился значительных успехов в международном сотрудничестве с одним из крупнейших финансовых институтов мировой финансовой системы – Международным Валютным Фондом;

- наиболее благоприятный путь для развития исламских банков и мировой финансовой системы тот, при котором исламские банки получат широкое распространение в мире в качестве альтернативы существующим традиционным банкам в многополярной мировой экономике без диктата экономических условий США и владельцев значительной части мирового капитала.

Отрицательные моменты интеграции исламских банков в традиционную систему:

- имеющаяся теория исламской экономики преимущественно занята описанием того, как должна была бы быть организована хозяйственная жизнь общества, но пока не готова предложить оригинальный всеобъемлющий анализ реально происходящих в этой сфере процессов;

- существующие формы исламских банковских контрактов в своем большинстве вышли из доисламской торговой практики Аравийского полуострова. Они были зафиксированы в фикхе (мусульманском праве) и описаны там в деталях. В дальнейшем они не подвергались какой-либо существенной модификации. Однако на деле они нередко повторяют те формы банковских продуктов и услуг, которые существуют в неисламском банковском мире. Таким образом, происходит подмена исламских банковских услуг неисламскими;

- из вышеизложенной проблемы вытекает следующая – проблема стандартизации;

- существенна и проблема управления рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам (риск соответствия принципам шариата, правовые риски) по сравнению с общими для банковской индустрии;

- проблема избыточной ликвидности происходит из отсутствия эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами.

В Декларации об установлении Нового международного экономического порядка (НМЭП), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1 мая 1974г., говорится об «установлении НМЭП, основанного на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничестве всех государств, независимо от их социально-экономических систем, который должен устранить неравенство и покончить с ныне существующей несправедливостью, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами и обеспечить все более быстрое экономическое и социальное развитие в мире и справедливость нынешнему и грядущему поколениям».[52]

В ходе исследования поставленная гипотеза получила свое подтверждение в том, что исламская экономика и банки имеют прочную основу и перспективы развития не только в странах с доминирующим мусульманским населением, но и в неисламских странах Запада и Востока.

исламская банковский финансирование политический

Источники и литература

1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой, - 7-е изд.- М.: РИПОЛ Классик, 2004. - 800с.

2. Коран. Перевод смыслов Э. Р. Кулиева. М.: «УММА», 2004, - 690 с.

3. Тора, Второзаконие, 23:19

4. Chapra M.U. Islam and the economic challenge. Leicester,1992 (Islamic Economic Series, №17)

5. Soros G. The Capitalist Threat//The Atlantic Monthly, 1997. – Vol.279 - № 2 – February//www.theatlantic.com

6. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М.:Умма, 2004

7. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003.

8. Ислам без процентов. Российские эксперты о шариатском банкинге в современном мире. - www.religion.ng.ru

9. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре/ Беккин Р.И., Вовченко Н.Г., Евлахова Ю.С. и др. под ред. д. э. н., проф. Кочмола К.В. Ростов – н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. – 368 с.

10. Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации//МЭиМО, 2002, №1.

11. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для вузов. М: Омега –Л, 2006.

12. Макарова С.М. Принципы исламской экономики и исламский общий рынок// Востоковедение и Африканистика, 2004,№1.

13. Мамедова Н.М., Ульченко Н.Ю. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006. – 288с.

14. Муртазин М., Нуруллина Г. Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском обществе. Материалы Шестого Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. М.,2004.

15. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.:Умма, 2004

16. Современный экономический словарь/Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М.: ИНФРА-М, 1997. – 496 с.

17. Тудоровский Яков. Сговор жадных/ Аргументы и Факты, 2009г., №35.

18. Ульченко Н.Ю. Мамедова Н.М. Экономическое развитие и исламская экономика (опыт Турции и Ирана). Исламское и общественное развитие в начале XXI века. М.: Институт востоковедения РАН, 2005.

19. Фаррахбахш М., Эррико Л., Исламское банковское дело: проблемы регулирования и контроля// Востоковедение и Африканистика, 1999, №3.

20. www.islamnews.ru, 22.01.2010.

21. www.islam.ru, 22.03.2010.

22. www.islamic-economy.ru, 22.01.2010.

23. www.newhorizon-islamicbanking.com, 26.02.2010.

24. www.regnum.ru, 26.02.2010.

25. www.religion.ng.ru, 26.02.2010.

26. www.bo.bdc.ru, 26.02.2010.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения[53]

mirznanii.com

Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе

В данной научной статье рассматриваются вопросы роли исламских банков в мировой финансовой системе, а также особенности исламской банковской системы. 

В настоящее время исламские финансовые институты действуют более чем в 75 странах мира. Самая большая их концентрация находится в исторически обусловленном регионе Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (Бахрейн и Малайзия – самые большие центры), а также в Европе и США [1, c.97].

Независимо от того, говорим ли мы о развитии исламских банков в исламской финансовой системе или мировой финансовой системе на современном этапе, нельзя не учитывать тех глобализационных процессов, которые оказывают неоспоримое влияние на любую финансовую систему, существующую в какой бы то ни было стране мира. В попытках объяснения глобальных изменений современная наука предлагает различные концепции и подходы для понятия глобализации.

В объяснениях К. Омэ, «современная глобализация означает новую эру, отличительная черта которой состоит в том, что люди повсюду во все большей степени попадают в зависимость от порядков, царящих на мировом рынке (K. Ohmae, 1992).»[1, c.6]. Несомненно, что под это влияние попадают и исламские банки, как те, которые действуют на исторически обусловленной территории, так и банки за ее пределами.

Существует ряд гипотез, таких ученых как П. Маркузэ, Дж. Розенау, Э.Гидденс, Дж. Томпсон, Дж. Альдо, которые могут быть сведены к тезису о том, что глобализация «является высшей стадией капиталистической интеграции мировой экономики или «современным вариантом капитализма» (Munsk R., 1999).»[1, c.8].

Немаловажным в развитии исламских банков остается и тот факт, что правящие элиты большинства стран регионов распространения ислама зачастую подвергаются политическому и экономическому давлению со стороны стран Запада и вынуждены развивать экономики своих государств с учетом общемировой ситуации [1].

Общемировой тенденцией на сегодня стало стремительное сокращение природных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения развитых стран постиндустриального общества, что приводит к изменению их геополитики.

Развитие исламских банков в различных регионах мира также связано с особенностями различных моделей экономического поведения народов в зависимости от их социальной, культурной и религиозной принадлежности.

«Исламский мир медленно, но неуклонно внедряется в северном полушарии. Это подтверждается не только экспансией в финансовой сфере, но и активным процессом миграции населения исламских государств в развитые неисламские страны. Рассматривая такой индикатор глобализации, как миграция рабочей силы, необходимо отметить, что Европа – Англия, Германия, Франция, другие страны – и ранее испытывала на себе сильное миграционное и культурное влияние арабского мира, где сейчас очень сильны позиции ислама, то теперь и в финансовую сферу европейских государств начинают просачиваться исламские финансовые институты». Поэтому продукты исламского финансирования в разных странах будут востребованы в разной степени. Например, о востребованности исламских банков на территории стран СНГ говорит начальник отдела экономических программа Совета муфтиев России Мадина Калимуллина: «Люди ждут, когда же, наконец, в России и других странах СНГ откроются исламские финансовые институты, исламские банки… В тоже время понимание сути операций исламского финансирования на очень низком уровне. 3-5% опрошенных людей действительно понимают, в чем заключается суть, смысл операции»[1, c.46].

В 1974 г. исламскими странами был учрежден Исламский банк развития (ИБР), который успешно развивается по настоящее время. Главной задачей ИБР является поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики, повышение благосостояния населения в странах-участницах Организации Исламской Конференции (ОИК), поддержка и продвижение человеческого развития, науки и технологий, исламской экономики, финансов и банковского дела. ИБР признан международными организациями. Прежде всего, банк осуществляет специальную программу технической помощи, направленную на поддержку стран ОИК в их деятельности, относящейся к Всемирной торговой организации (ВТО). Банк международных расчетов в июне 2004 г. в соответствии с Новыми соглашениями по капиталу отнес ИБР к категории безрисковых многосторонних банков развития. В свою очередь, рейтинговое агентство Standard’s and Poors в 2004 г. присвоило ИБР наивысший рейтинг – AAA/A1+, что свидетельствует о его высокой надежности [1].

Исламский динар, являющийся единой расчетной единицей ИБР, эквивалентен по стоимости 1 SDR Международного Валютного Фонда (МВФ), так как ИБР был признан МВФ в качестве официального держателя SDR, в результате чего он получил право на покупку и использование SDR в своих операциях и транзакциях с МВФ и центральными банками стран-участниц МВФ, а также с другими держателями SDR на тех же условиях, что предоставлены странам-членам Фонда [1, c.114].

«ИБР проводит, по сути, политику патронажа по отношению к развивающимся странам-участницам ОИК, нуждающимся во внешнем финансировании принятых ими национальных планов и программ хозяйственного развития. Одновременно, ИБР выступает главным идеологом и безусловным лидером в пропаганде исламской экономики… Процесс создания новых исламских банков продолжается достаточно стабильными темпами, что отражает их экспансию как в арабских странах, так и вне границ мусульманского мира, в том числе в немусульманских странах, включая ряд ведущих индустриально-развитых государств (Великобритания, США, Дания, Швейцария, Канада, ЮАР и др.)»[1, c.115].

Успешное развитие и распространение исламских банков за пределами регионов, большая часть населения которых исповедует ислам, обусловлено еще и тем фактом, что исламское банковское дело предполагает наибольшую прозрачность своей деятельности, нежели традиционные банки. То, что исламские банки выступают главным образом партнерами между своими клиентами – вкладчиками и заемщиками, диктует необходимость их транспарентности, чтобы сократить моральные риски вкладчиков и инвесторов, объективно связанные с тем, что исламский банк обычно вообще не дает никаких гарантий вкладчику по привлеченным долгосрочным инвестициям. Вместе с тем, наибольшая прозрачность деятельности исламских банков, нежели традиционных западных играет положительную роль в экономике государств. Исламские банки предоставляют информацию для контролирующих органов и общества о долгосрочной инвестиционной стратегии банка, видах ценных бумаг, мониторинге факторов риска, внутреннем финансовом контроле, данных о финансовом состоянии банка, квалификации персонала и др. Считается, что, «чем менее прозрачна страна, тем в больших масштабах наблюдается отток капиталов из нее во время кризисов»[1, c.84]. Поэтому проблема транспарентности финансовых структур и банков в разных странах стоит очень остро. Данный негативный факт имеет место быть и в РФ. В 2008году в оффшорные зоны ушло 2/3 бюджета РФ в том числе и из-за непрозрачности финансовых схем и отсутствия необходимой реакции Правительства. Данные потери сопоставимы с потерями Советского Союза во время Второй мировой войны и составляют 2 трлн. долларов США. Многие эксперты в области экономики полагают, что такие зоны являются одной из причин мирового финансового кризиса [2, c.5]. Вместе с тем, в шариате данные области рассматриваются как запретные и действие исламских финансовых институтов в них запрещено.

Существенно и то, что исламские банки, действуя по принципу разделения убытков и инвестиционных рисков с вкладчиками, вынуждены постоянно поддерживать ликвидность своего баланса на существенно более высоком уровне, чем обычные банки западного типа, что дает значительный запас устойчивости во время кризисов и болезней экономики.

Занимая второстепенное место в мировой финансовой системе, исламские банки играют большую роль в изменении взглядов на устоявшуюся финансовую систему.

Сформированная по законам Шариата, исламская финансовая система менее всего подвержена возникновению кризисных явлений.

 

  1. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре/ Беккин Р.И., Вовченко Н.Г., Евлахова Ю.С. и др. под ред. д. э. н., проф. Кочмола К.В. Ростов – н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. – 368 с.
  2. Тудоровский Я. Сговор жадных/ /Аргументы и Факты, 2009, №35.-С.5 

Фамилия автора: Сапаров Б.Ж.

articlekz.com

Исламский банк - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исла́мский банкинг (англ. islamic banking, араб. مصرفية إسلامية‎) — способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама.

Краткое объяснение[ | ]

«Сущность исламской экономики прежде всего … отказ от процента, отказ от фьючерсных сделок. Ближе всего, как методика работы … подходит понятие проектное инвестирование. Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски… Существует исламское страхование. … Главным является принципиальный запрет на игры со временем. Главная установка ислама, как метода определения подхода к объективному миру (включая и трудовые процессы). … Главная забота — не допустить игр со временем, и не допустить закладывание времени, особенно будущего, ещё не прожитого времени, в пользу каких-то спекулянтов сегодня. Ну в частности, например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, что является обычным делом на Западе. … Общество (исламское — прим. ред.) устроено так, что оно фундаментально … ориентированно на реальную экономику … на уровне официальных законов и на уровне общества. … Установка на реальное производство и установка на то, чтобы не давать спекулировать твоим собственным временем. … (описание реального положения в исламском мире — прим. ред.) … Как ни странно, гораздо более динамично развивается исламское банковское дело в Европе, особенно в Великобритании … там существуют исламские банки и там существуют исламские окошки в обычных банках (например, Citibank, Barclays)… Это спорная вещь, потому что есть такое понятие — халяльные деньги (дозволенные с точки зрения шариата), на котором не лежит печать криминала (с точки зрения шариата). Если у Вас банк, в целом, не халяльный … и в нём есть исламское окошко, в которое вы даёте деньги не в рост, а чтобы вложить в полезное дело… но общий пул денег, Вы же не знаете, как они там … смешиваются с остальными деньгами или не смешиваются. … Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, Вы не можете пользоваться деньгами, полученными от алкоголя, даже если этот алкоголь продан пьющим не-мусульманам. То есть вы не имеете права продавать алкоголь вообще, … но вы не имеете права и пользоваться этими деньгами от алкоголя (от прибыли продажи — прим. ред). … Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития обычных банков. … (Многие европейские) хозяева оценили преимущества работы с исламскими банками … преимущества той надёжности, тех гарантий, которые дает этот исламский подход. … Но надо отдавать себе отчет, что удельный вес исламской экономики не сравним с общим экономическим балансом на планете.»

— Особенности исламской экономики. Видеокомментарий политолога, председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля http://www.russia.ru/video/djemaleconomics/

Ключевые правила[ | ]

Правила, по которым функционирует исламский банкинг:

  • общий запрет на ссудные проценты;
  • запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако «западные» финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец арабская холдинговая компания Borse Dubai).
  • запрет на азартные игры (лотерея и т. п.).

Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в:

  • производство и потребление алкоголя и табака
  • проституция
  • порнография
  • колдовство
  • переработка мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мяса животных которые были забиты не с именем Аллаха.

Важнейшие понятия[ | ]

  • Фикх: исламское юридическое право; человеческое понимание божественного права (Шариат)
  • gharar: «опасность», неопределенность, нечеткое раскрытие информации в договоре и риск, возникающий вследствие этого; запрещено
  • maisir: «спекуляция», азарт; также запрещено, как и ростовщичество
  • idschara: дословно «Средства», используется при лизинге
  • Мудараба: долевое финансирование, похожее на коммандитное товарищество («Mezzanine»)
  • Мурабаха: финансирование торговых операций («mark-up sale»)
  • Мушарака: долевое финансирование через участие на время («Venture Capital»)
  • Риба (лихва): «ростовщичество» или «проценты», в зависимости от контекста, главный запрет в исламском банковском деле
  • Шариат (Scharia)
  • Scharia Board: религиозная комиссия (консультативный орган), который следит за соблюдением предписаний ислама и сертифицирует продукты
  • Такафул: исламское (кооперативное) страхование
  • Сукук: исламская облигация
  •  — депозит

Международные исламские финансовые институты[ | ]

Исламский банкинг в России[ | ]

24 марта 2016 года в Казани был открыт первый в России полностью основанный на принципах Исламского банкинга Центр партнерского банкинга[1][2]. Центр исламского банкинга создан на базах ПАО «Татфондбанк» и ООО КБ «Татагропромбанк» и будет работать в Казани.

Это первое банковское учреждение в России, работа которого полностью строится в соответствии с принципами партнерского финансирования, широко применяемыми во многих странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока — Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и других.

Крупнейшие исламские финансово-кредитные учреждения[ | ]

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid