24. Международные экономические организации и их роль в развитии мировой экономики. Международные экономические организации это


цели, функции, деятельность. Система международных экономических организаций :: BusinessMan.ru

В сегодняшнем мире международные экономические организации являются структурами, которые призваны углубить сотрудничество между различными странами в сфере торговли и других направлениях экономики. Они могут быть как всемирными, так и региональными. Значение этих структур в свете общей тенденции глобализации постоянно растет. Давайте узнаем, какие в настоящий момент существуют международные экономические и финансовые организации, а также их основные цели и направления деятельности.

Система экономических организаций

В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.

Международные экономические организации – это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности.

Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации – Международная торговая палата, а региональной – АСЕАН (Юго-Восточная Азия).

По направлению деятельности существует разбивка на универсальные и специализированные объединения. Первые из них охватывают практически все сферы экономической деятельности, а вторые – отдельные сферы и направления экономики. Так, к универсальным относится Всемирная торговая организация, а к специализированным – ОПЕК, деятельность которой сконцентрирована на вопросе экспорта нефти. Отдельно следует выделить финансовые структуры, наиболее известным примером которых является МВФ.

Все множество экономических организаций, взаимодействуя друг с другом, образует международную систему.

Основные цели международных экономических организаций – содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других – рекомендационный.

Далее мы рассмотрим самые известные международные экономические организации.

ЭКОСОС – специализированное подразделение ООН

Одним из основных органов деятельности ООН в сфере экономики является ЭКОСОС. Данная структура была основана ещё в 1945 году, и её штаб-квартира расположена в Нью-Йорке.

Основной задачей организации является сотрудничество в экономической и социальной сфере между членами ООН. Ее главными функциями является обеспечение роста мировой экономики, содействие сокращению безработицы и падению уровня бедности, решение проблем гуманитарного характера. Также в сферу деятельности структуры входят вопросы образования и соблюдения прав человека.

Данный орган является не только координирующим, но и контролирующим объединением. ЭКОСОС контролирует деятельность четырнадцати подразделений ООН. Кроме того, в рамках деятельности данной организации представителями стран-участников обсуждаются самые насущные вопросы мировой экономики.

В состав ЭКОСОС входит 54 страны, которые избираются на три года на Генеральной Ассамблее ООН. Все решения принимаются простым большинством голосов.

Европейская экономическая комиссия

Ещё одним структурным органом ООН является ЕЭК. Данная организация является региональной, и подчиняется ЭКОСОС. Европейская экономическая комиссия ООН была создана в 1947 году.

Главной целью данной структуры является взаимодействия в сфере экономики между государствами Европы. Но, несмотря на это, в число 56 членов ЕЭК входят не только европейские государства. Но и некоторые другие страны мира, например, США и Канада.

Администрация организации располагается в швейцарском городе Женева.

Торговая организация ВТО

Одним из крупнейших мировых экономических объединений является Всемирная торговая организация. Свою деятельность эта структура начала вести с начала 1995 года.

Её главной задачей является преодоление таможенных барьеров и распространение принципов свободной конкуренции по всему миру. Органы ВТО следят за обеспечением выполнения всех положений организации странами-участниками.

В настоящее время в ВТО состоит 162 государства (в том числе Россия), то есть большинство стран мира. Такие государства, как Судан, Алжир, Ливия, Эфиопия, Иран, Ирак, Сирия, имеют статус наблюдателей.

ОПЕК – организация экспортеров нефти

Одной из наиболее известных международных специализированных экономических организаций является ОПЕК. Сферой деятельности данной структуры является регламентация добычи и экспорта нефти среди её членов.

Деятельность свою ОПЕК начала ещё с 1961 года. В настоящее время в данной организации состоит 13 стран. Наиболее значимой из них по масштабам запасов, добычи и экспорта нефти на данный момент является Саудовская Аравия.

Цель ОПЕК - контроль над уровнем мировой добычи нефти для сохранения цен на черное золото в пределах, удовлетворяющих членов объединения.

МВФ – международная финансовая организация

Крупнейшей мировой финансовой организацией является Международный валютный фонд. Он также считается одной из структур ООН.

Первые шаги на пути создания данной организации были предприняты ещё во время II мировой войны, летом 1944 года. Тогда была подписана так называемая хартия МВФ, принципы которой легли в основу будущей организации. МВФ был создан в конце 1945 года, но начал фактически функционировать только с марта 1947 года. На данный момент членами МВФ являются 188 стран мира.

Главной целью организации является кредитование своих членов под сравнительно низкие проценты, а также регулирование международного финансового рынка. МВФ имеет право выставлять определенные условия государствам-заемщикам, которых те должны придерживаться для получения кредита. Кроме того, в задачи организации входит контроль над курсами валют, сбор статистических сведений, предоставление консультационных услуг, содействие расширению торговли.

Руководящим органом является Совет управляющих. Каждая страна имеет право голоса в нем соответственно объему своего финансового участия в деятельности МВФ. На данный момент наибольшим количеством голосов в организации обладают США.

Всемирный банк

Еще одной важной международной финансовой организацией является Всемирный банк. В его главные цели входит стимулирование путем инвестирования экономик развивающихся государств. Также он предоставляет им техническую помощь. Кроме того, в задачи данной банковской структуры входит ликвидация бедности как явления в наименее развитых странах мира, предотвращение возможности возникновения голода, борьба с болезнями, и многие другие вопросы экономического и гуманитарного характера.

Всемирный банк был основан ещё в 1945 году. На данный момент членами этой крупнейшей международной финансовой организации являются 188 стран мира. Сейчас Всемирный банк состоит из двух основных структурных частей: банка реконструкции и развития, и ассоциации развития.

АСЕАН – экономическая организация юго-восточной Азии

Одним из наиболее наглядных примеров региональной международной организации является АСЕАН. Она объединяет 10 стран Юго-Восточной Азии. Датой образования ассоциации считается 1967 год.

Задачей АСЕАН является расширение сотрудничества между странами с целью создания в юго-азиатском регионе зоны экономического благополучия. Увеличение доли государств региона в общем объеме мирового производства свидетельствует о том, что организация движется в верном направлении.

ЕБРР – европейский инвестиционный банк

Крупнейшей европейской межгосударственной финансовой организацией является ЕБРР. Это структура банковского типа, созданная в 1991 году с целью образования действенного механизма целевых инвестиций. За время своего существования ЕБРР участвовал в финансировании множества важных проектов.

В настоящее время в деятельности этой крупнейшей финансовой организации принимает участие 61 страна.

АТЭС – организация Азиатско-тихоокеанского региона

Одной из крупнейших региональных международных организаций является АТЭС. На сегодняшний день его членами является 21 страна Азиатско-тихоокеанского региона, в том числе Россия, США, Китай.

Главной задачей организации является увеличение темпов экономического развития её членов, что планируется сделать путем либерализации перемещения капитала из одной страны региона в другую.

Важность этой организации не только в региональном, но и в общемировом плане подчеркивает то, что страны, входящие в неё, населяет 40% жителей земного шара, и в них формируется 54% мирового ВВП.

Значение международных экономических организаций

Трудно переоценить роль международных экономических организаций в мировой экономике и финансовой деятельности. Они способствуют взаимной интеграции стран, а также интенсификации их экономического развития. Деятельность международных экономических организаций направлена на ликвидацию таможенных и других границ между государствами, что благоприятно сказывается на свободе перемещения капитала и торговле.

В отличие от универсальных организаций, специализированные ассоциации часто отстаивают свои узкопрофильные интересы, иногда даже во вред общему экономическому развитию стран мира. Региональные организации в первую очередь добиваются процветания экономики в каком-то отдельном регионе земного шара, но их действия косвенным образом зачастую благоприятствуют росту мировой экономики в целом.

Значение международных финансовых организаций также очень велико. Они стимулируют экономики стран-членов, путем вливания в них дополнительного капитала.

Таким образом, экономические организации являются очень важным элементом современных международных отношений.

businessman.ru

24. Международные экономические организации и их роль в развитии мировой экономики

Международные экономические организации – это институт многосторонних межгосударственных отношений сотрудничества, основанный на согласованных его участниками целях и имеющий для координации своей деятельности постоянные органы и координационные советы.

Классификация:-по функциональному назначению: консультативные, отраслевые, универсальные, региональные, банковские международные организации.

Функции экономических организаций: Содействие, Наблюдение, Надзор, Регулирование.

МВФ Создан в 1944 г.Цель создания – механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсовГлавная цель сегодня – стабильность в мировой экономике

Функции:Надзор за валютными курсами, макроэкономической политикой стран-членов и развитием мировой экономики в целом. Цель надзора – своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы и дать рекомендации по их исправлению; Предоставление временной финансовой помощи для погашения своих долгов в результате несбалансированности ПБ; Техническая помощь – содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики, банковского надзора и т.д.

Группа Мирового банка Главная задача – предоставление финан-совой помощи (кредитов) развиваю-щимся странам и странам с переходной экономикой за счет развитых стран для осуществления мер структурной поли-тики (реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, проекты в области образования, экологии и т.д.)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)(Создан в 1945 г. Цель: предоставление кредитов отно-сительно богатым развивающимся странам)

Международная ассоциация развития (МАР)(Создана в 1960 г. Цель: предоставление кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам)

Международная финансовая корпорации (МФК)(Создана в 1956 г.

Цель: содействие экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору)Многосторонне агентство по гарантиро-ванию инвестиций (МАГИ)(Создано в 1988 г.Цель: поощрение иностранных инвести-ций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностран-ным инве6сторам от потерь, вызван-ных некоммерческими рисками)Международный центр по урегулирова-нию инвестиционных споров (МЦУИС)(Создан в 1966 г. Цель: содействие увеличению потоков иностранных инвестиций путем пре-доставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами).

ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. 

25) Участие рб в деятельности международных экономических организаций

Республика Беларусь с 2007 года является членом Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС).

Беларусь вошла в число стран — лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми. В стране функционирует 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН. Среди них: Программа развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу.

Помимо системы ООН государство представлено в таких международных организациях, как Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и многих других. Беларусь является добросовестным участником всех шести основных международных договоров в области прав человека и восьми основополагающих конвенций Международной организации труда.

Беларусь – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. Штаб-квартира (Исполнительный комитет) этой организации размещена в столице нашей страны Минске.

10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), тем самым развив ранее заключенные этими странами договоры о формировании таможенного союза и единого экономического пространства и учредив организацию более интенсивной экономической интеграции, чем в рамках СНГ.

Важной составляющей внешней политики белорусского государства является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

studfiles.net

5. Основные международные экономические организации.

Основные международные организации:

1.Организация объединенных наций ООН

2.НАТО

3.Содружество независимых стран СНГ

4. Европейское сообщество ЕС

5.Международный валютный фонд МВФ

6 Мировой банк

7.Всемирная торговая организация ВТО

Классификация международный экономических организация:

1)Межгосударственные универсальные организации ООН,МВФ,МБРР,МФК,МАР,ВТО

2)Межгосударственные организации региональных и межрайонного характера.(ЕБРР- европейский банк реконструкции и развития)

3) Международная экономическая организации, функцион. в отдельных сегментах мира. Рынка и выступающее (ОПЕК) в качестве торговых

4)Международная экономическая организации представленные полуформальными объединениями типа «7»

5)Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые экономические и научно-технические организации.

Международные экономические организации - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Международные экономические организации создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

ГАТТ

генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт) - международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

World Trade Organization (WTO)

Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ). Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда – создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике.

На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства, т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

Международный банк реконструкции и развития

Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 года, получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях. МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь зависит от уровня экономического развития каждой из стран.

Краткая информация:

Основан в 1945 году.  184 члена Общая сумма кредитов, выданная МБРР за все время существования организации: 371 млрд долл. США. Сумма кредитов в 2002 финансовом году: 11,5 млрд долл. США (96 новых операций в 40 странах).

studfiles.net

Международные экономические организации.

Количество просмотров публикации Международные экономические организации. - 93

Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повсœедневной международной жизни, обусловливает крайне важно сть оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).

МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.

Международные правительственные организации - это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на базе соответствующих договоров для выполнения определœенных целœей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

Выделяют следующие виды МЭО.

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всœех государств мира.

Это прежде всœего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (Европейский Банк Реконструкции и Развития), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всœего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1.960), Международное соглашение по олову (1.956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1.974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединœениями типа ʼʼсемеркиʼʼ (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

ООН - Организация Объединœенных Наций, создана в 1945ᴦ. Система ООН состоит из Объединœенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН.

- поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров.

- развитие дружественных отношений между нациями на базе уважения принципов равноправия и самоопределœения народов.

- обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО - Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995ᴦ., является преемницей действовавшего с 1947ᴦ. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всœемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются.

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе.

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения.

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами.

- отказ от использования количественных ограничений.

- содействие справедливой конкуренции.

- разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счёт финансовой помощи развитых стран.

1.МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945ᴦ., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2.МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960ᴦ., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3.МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956ᴦ., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4.МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988ᴦ., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5.МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966ᴦ.

Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ - Международный валютный фонд. Создан в 1945ᴦ.

Функции.

- поддержание общей системы расчетов.

- наблюдение за состояние международной валютной системы.

- содействие стабильности обменных курсов валют.

- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов.

- предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определœенную сумму - подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы.

1.Обычные механизмы.

- политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны).

- механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2.Специальные механизмы.

- кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно).

- финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3.Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

referatwork.ru

Международные экономические организации | Статья в журнале «Молодой ученый»



Сегодня международные организации обладают особенным значением и выполняют функции в сфере поддержания мира и безопасности, экономики, финансов, охраны здоровья и науки, образования и культуры, интеллектуальной собственности и т. д.

В широком смысле термин «международная организация» охватывает не только организации, членами которых являются государства, а также и международные неправительственные организации и даже промышленные и коммерческие картели.

Категория «Международная организация» чаще всего применяется именно в смысле «межправительственная организация». В соответствии с резолюцией ЭКОСОС 288 (Х) от 27 февраля 1950 «любая международная организация, которая не была создана в соответствии с международным соглашением, должна рассматриваться как неправительственная организация». Это положение было закреплено с целью уточнения правил, касающихся консультативного статуса неправительственных организаций. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 закрепила такое определение межправительственных организаций: «международная организация означает межправительственную организацию, образованную государствами» (статья 1, приложения ИХ) [16].

К. А. Бекяшев предложил определение понятия международная организация, в соответствии с которым «международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других отраслях, имеет необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов» [17].

Г. А. Каламкарян определил международные организации как «объединения государств, основанные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в интересах государств-членов с уважением к их суверенитету» [18].

Как отмечает К. А. Бекящев международные организации являются основными организаторами общения государств [12]. Следует отдельно подчеркнуть, что международные организации являются органами сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН неоднократно подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что дало бы оснований рассматривать их как нечто подобное сверхдержавы. Организация имеет только ту компетенцию, которой ее наделили государства.

В начале XXI века, количество международных организаций уже измеряется тысячами. Они очень разнообразны по составу участников, целям, функциями, местом в институциональной среде международного бизнеса и влиянием на международные отношения. Самыми многочисленными являются неправительственные международные организации, которых насчитывается около 20 000. Значительно меньше межгосударственных организаций, около 3 тысяч, и их количество растет чуть ли не ежегодно [19]. Такое разнообразие организаций затрудняет их классификацию и выделение их типов по какой-то одной схеме. Типология международных организаций отражает такие аспекты, по которым анализируется суть и деятельность организаций. То есть существуют определенные критерии определения типа организации в зависимости от того, в каком аспекте мы намерены ее рассматривать.

Межгосударственные организации образуются на основании официальных государственных соглашений между странами. Если соглашение заключается только между двумя государствами, то такие межгосударственные соглашения называются двусторонними, или билатеральными; они еще не образуют организации в обычном понимании. Если согласование многостороннее, то действия стран носят институциональный характер, и формируется организация как институциональная единица международных отношений. Разновидностью этого типа организации являются межгосударственные экономические организации (МГЕО). Примерами межгосударственных организаций немало: ООН, НАТО, ОБСЕ и др. [20]; среди МГЭО Европейский Союз, МВФ, НАФТА и др. В работе межгосударственной организации участвует официальный представитель правительства страны-члена; ответственность за его действия несет правительство страны. Итак, представитель государства в организации отстаивает не свою точку зрения, а согласованную на соответствующем уровне позицию своего правительства. Например, если член Совета Безопасности ООН голосует за определенную резолюцию, то это означает, что его на такое действие уполномочили высшие правительственные инстанции (президент, премьер министр, министр иностранных дел). Свои качества специалиста, свой талант, интеллект представитель страны проявляет в умении убедить других членов организации в правильности позиции своего правительства по тому или другому вопросу.

Неправительственные организации образуются на основе индивидуального или коллективного членства субъектов, не являющихся официальными представителями своих правительств. Например, в Римский клуб входят выдающиеся ученые мира; как правило, они не являются членами правительства в своих государствах, и правительство их не уполномочивает (по крайней мере, формально) отстаивать официальную точную зрения. Поэтому члены неправительственных организаций имеют гораздо больше свободы в своих действиях, они могут выражать свое мнение, несмотря на позицию своего правительства. Это обусловливает гибкость и оперативность в обсуждении многих проблем и принятии соответствующих решений. Но правительство не несет ответственности за действия своего гражданина — члена неправительственной организации. Если в МДЭО принято решение которое обязывает (полностью или в определенной степени) правительство к его выполнению, то решение неправительственных организаций правительство может только учесть или даже игнорировать. Впрочем, неправительственные международные организации имеют достаточно сильное влияние на международные отношения [13].

Например, Лондонский клуб, является консультативным комитетом крупнейших частных банков мира, часто эффективно решает вопросы о кредитовании или реструктуризации долга той или иной страны в случаях, правительство не справиться с ситуацией. Значительное количество неправительственных организаций функционирует в экономической сфере.

Это международные неправительственные экономические организации (МНЕО). Самое известное из них — Международная торговая палата, Союз международных ярмарок, Международный кооперативный альянс, Мировая конфедерация труда.

По географическому распространению международные организации делятся на глобальные и региональные. Глобальные организации объединяют государства или другие субъекты независимо от того, где, в какой части света они находятся. Самым ярким примером такого типа является Организация Объединенных Наций, объединяющая подавляющее количество стран нашей планеты. К глобальному типу можно отнести также Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Красный крест, Римский клуб, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и некоторые другие.

Региональные международные организации объединяют страны, расположенные в каком-то определенном регионе, как правило, компактно, в территориальной близости. Таких организаций немало: Европейский Союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другие. Иногда регион представляет собой достаточно большую территорию, которая может выйти за пределы одной части мира или континента. Например, в НАТО входят государства Западной Европы, Центральной Европы и Северной Америки, в СНГ — страны Восточной Европы и Азии.

В ассоциацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — страны четырех континентов: Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии; связующим, стержневым элементом здесь является Тихий океан, к которому обращены или экономически тяготеют страны. Объединяющим элементом для НАТО выступает Северная Атлантика, для СНГ территория бывшего СССР. Именно привязка к какой-то определенной территории является отличительной чертой региональных организаций. Существуют случаи, когда в региональную организацию включаются государства, располагающиеся в другом регионе.

Организации общей компетенции в своей деятельности охватывают широкий круг проблем и направлений. Беспрецедентной здесь является ООН, деятельность которой охватывает сферы: политическую, экологическую, безопасности, юридическую и др. Ее органы выполняют функции обсуждения вопросов, консультативные, научно-исследовательские, регулирующие, технической помощи и т. д. [2]

Большинство региональных организаций, особенно созданных в процессе экономической интеграции, также многофункциональные. Например, функции ЕС имеют широкую разветвленность; они охватывают регулирование экономики в целом, таможенное регулирование, сферу кредита, валютный рынок, миграционную политику, согласование внешней политики и т. д.

К организациям специальной компетенции относятся международные организации, в которых одна из функций является главной, а остальные (если они являются) — вспомогательные. Чаще всего это касается организаций в сфере производства и торговли, образовавшихся для эффективной реализации товара, например, ОПЭК. Торговля является также главной функцией Всемирной организации (ВТО), функцией Всемирной туристской организации содействия развитию международного туризма. Монофункциональных организаций немало среди неправительственных, например, Лондонский клуб предназначен для кредитного регулирования, Римский клуб — для разработки социальных и экологических проблем и распространений знаний о них. Международная торговая палата главной функцией имеет защиту частных предпринимателей в международных экономических отношениях. Редко бывает так, чтобы организация имела только одну функцию. Например, Международный валютный фонд или Всемирный банк вроде провозглашает главную функцию уже самим своим названием. Однако в соответствующих сферах своей деятельности эти организации имеют столько функций, что главную из них определить не так уж легко. Так, МВФ выполняет такие функции: регулирование системы международных расчетов; надзор за состоянием международной валютной системы; предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов; выпуск международных резервных активов (СДР) предоставление консультаций по вопросам международных финансов.

По характеру деятельности международные организации разделяются на универсальные, политические, экономические, гуманитарные, культурно-просветительские, оборонные и др. Характер организаций тесно связан с функциями, которые они выполняют.

Универсальной международной организацией является ООН, она выполняет функции регулирования и надзора в важнейших сферах человеческой деятельности. К универсальному типу приближается Европейский Союз, в деятельности которого различные экономические функции дополняются политическими (совместное гражданство, согласованная внешняя политика, общий парламент и т. д.). Политические организации объединяют страны, для которых политическая цель объединения является определяющей. Например, Лига арабских государств, главной целью предусматривает защиту интересов арабских стран в мире, координацию деятельности для повышения благосостояния, для усиления политического и культурного единства стран-членов, согласования действий военных. Похожую цель имеет организация Исламская конференция, но в основу ее политической деятельности положена не национальная, а конфессиональная солидарность. Политический характер имеет Организация Африканского Единства (ОАЕ), хотя среди ее целей выделяются и экономические. В Европе также действуют международные организации, в которых политическая функция является главной. Это Западноевропейский союз (ЗЕС), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

По условиям участия в членстве международные организации делятся на открытые и закрытые. К открытым организациям может присоединиться каждое государство, которое разделяет принципы и устав организации. К закрытым организациям новых членов принимают только по приглашению основных членов организаций. В системе международных организаций большая доля принадлежит экономическим организациям. Развитие международных отношений, углубление международного разделения труда, международная экономическая интеграция приводят к тому, что влияние экономических отношений становится все больше и на другие сферы международного сотрудничества.

В ООН большой блок организаций, занимаются чисто экономическими проблемами, подчиненные экономическому и социальному совету (ЭКОСОС) 9 функциональных комиссий, 5 региональных комиссий и 18 специализированных учреждений (среди последних МВФ, Всемирный банк, ФАО и др.).

Международные экономические организации подразделяются на общие экономические и специализированные. Общие экономические ведают широким спектром экономических проблем. К ним относят ОЭСР, а также региональные организации интеграционного типа ЕС, СНГ, НАФТА, АСЕАНта и др. [4].

Специализированные экономические организации сосредоточены на более узком круг проблем; однако многим из них принадлежит существенная роль в международной экономике. К этому типу организаций относятся, в частности, Всемирный банк, МВФ, Всемирная торговая организация, Всемирная туристская организация, Международная торговая палата и т. д.

Экономические организации, образовавшиеся в результате региональных интеграционных процессов, делятся также по степени интеграции. Основные уровни, или ступени, региональной экономической интеграции таковы: зона преференциальной торговли, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Зона преференциальной торговли — начальная ступень интеграции. На этом этапе государства, входящие в зону, либерализации, между собой осуществляют торговлю только ограниченным количеством товаров, оказывают друг другу льготы. К этому типу организаций принадлежит СНГ, а также ряд организаций Африки, Азии и Латинской Америки.

Зона свободной торговли отличается тем, что государства-участники устраняют между собой торговые барьеры, пошлина отменяется на большинство товаров. Но в отношении третьих стран, не входящих в зону, каждый член проводит самостоятельную таможенную политику. К этому уровню относятся, в частности, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), ассоциация государств Южно-Восточной Азии (АСЕАН) и некоторые другие. Однако не все специалисты по международной интеграции выделяют зону преференциальной торговли в самостоятельную ступень; по мнению некоторых из них, первой ступенью интеграции является именно зона свободной торговли.

Таможенный союз предполагает устранение таможенных тарифов в торговли между участниками, а также формирование общей таможенной политики государств; это означает, что все члены союза устанавливают одинаковый уровень тарифов в торговле с другими государствами. На стадии таможенного союза находились страны Европейского экономического сотрудничества впервые десятилетия образования организации (1958–1968). К понятию таможенного союза подходят некоторые латиноамериканские интегративные объединения — ЛААИ, МЕРКОСУР. Таможенный союз создан между Россией, Беларусью и Казахстаном, действие которого началось с 2010г. [9].

Литература:
  1. Бондарев, А. К. Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов, А. К. Бондарев, С. М. Дроздов; Под ред. А. И. Евдокимов. — М.: Проспект, 2013–770 с
  2. Войтович С. А. Международно-правовые обычаи и общие принципы права в практике Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД). // Международное публичное и частное право. № 6 (21). 2014. С. 7–15. 24.
  3. Галкин, С. А. Международные экономические отношения. Базовые параметры: Справочник / О. В. Буторина, С. А. Галкин, В. Н. Ткачев; Под ред. О. В. Буторина. — М.: Весь Мир, 2013. — 130 с
  4. Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2012–290 с
  5. Глобализация мировой экономики: вызовы и ориентиры: монография / В. В. Зубенко [и др.].— М.: Дашков и К, 2012.-С.48
  6. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. — М.: Международные отношения. 2010. — С.38
  7. Джинджолия, А. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л. С. Шаховская, А. Ф. Джинджолия, Е. Г. Попкова. — М.: КноРус, 2013. — 240 с
  8. Дугин, А. Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология: Учебное пособие для вузов / А. Г. Дугин. — М.: Академический проект, 2013.-400 с
  9. Ерпылева Н. Ю. Международные валютно-финансовые организации как субъекты международного банковского права. // Законодательство и экономика. 2014. № 12 (248). С.56–71.
  10. Жданова А. М. Подходы к определению понятия «глобализация» [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3. — Режим доступа: http://www.m economy.ru/art.php?nArtId=4181.
  11. Зубенко, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2016. –182 с
  12. Каламкарян Р. А. Международное право: Учебник. / Каламкарян Р. А., Мигачев М. И. — М.: Изд-во Эскмо, 2014. –680 с
  13. Кочановская О. М. Проблемы и перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями / О. М. Кочановская, Е. Н. Карпова // Вестн. Ростовского гос. экон. ун-та (РИНХ). — 2009. — № 1 (27). — С. 284–291
  14. Лукьянович, Н. В. Геополитика: учеб. для бакалавров / Н. В. Лукьянович; Финуниверситет.— М.: Юрайт, 2011.-550 с
  15. Лукашук И. И. Международное право: Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И. И. Лукашук. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2015. -510 с
  16. Schermers H. G. International Institutional Law Unity within Diversity [Fifth Revised Edition] / Henry G. Schermers, Niels M. Blokker. — Leiden&Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2011. — p-131
  17. Бекяшев К. А. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — C.100

18. Бекяшев К.А, Л. П. Ануфриева, Устинов. Международное публичное право: учеб. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. — 784 с.. 2015-С.33

  1. Хейфец, Б. А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: монография / Б. А. Хейфец — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. –C.42
  2. Шимко, П. Д. Международная экономика: Учеб. Пособие/ П. Д. Шимко — М.: Юрайт, 2010-C.33.

Основные термины (генерируются автоматически): свободная торговля, таможенный союз, международная организация, государство, главная функция, Римский клуб, Международная торговая палата, Европейский Союз, Всемирный банк, преференциальная торговля.

moluch.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная региональная организация. АТЭС — крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

 

Арктический совет — международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран

 

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

 

Африканский союз (АС) — международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

 

Боливарианский альянс для Америк (ALBA) — альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.

 

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

 

Всемирный Банк –группа из трёх международных финансовых организаций – МБРР и его филиалов: МФК, МАР.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) — международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

 

ГУАМ — межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

 

Европейский Союз (Евросоюз) — уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

ЕАСТ- группировка из стран: Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция.Организована в 1960г. Во взаимной торговле этих стран отменены таможенные пошлины и льготы. Каждое государство ведёт самостоятельную торговую политику как между собой, так и по отношению к странам «третьего мира».

 

Лига Арабских Государств (ЛАГ) — международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации — Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

 

МАР – международная ассоциация развития – (филиал МБРР)предоставляет кредиты странам 3 мира на более льготных условиях, чем МБРР.

МБРР – международный банк реконструкции и развития –международная финансовая организация, специализирующаяся на формировании кредитных линий, направленных на стимулирование международной торговли.

МВФ – международный валютный фонд – это международная финансово-экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами и предоставляющая им кредиты. С 1992 г. В состав МВФ входит и Россия, всего 180 стран.

 

МФК – международная финансовая корпорация – (филиал МБРР),призвана поощрять частное предпринимательство в развивающихся странах, членах МБРР.

 

МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

 

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР –создана в 1961 г., включает более 84 стран, на долю которых приходится более 2/3 мирового производства. ОЭСР-это клуб политически развитых стран для координации экономической политики, проведения научно-исследовательских работ мирового масштаба, это-центр разработки эконометрических моделей мировой экономики.

 

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) — военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

НИС –новые индустриальные страны, подписавшие соглашения о сотрудничестве: Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань.

 

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

 

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

 

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

 

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

 

Содружество демократического выбора (СДВ) — «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

 

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ.— добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

 

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) — неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории — Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

 

Cовет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

 

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)- региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

 

Шенгенское соглашение — соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

РАЗДЕЛ IX

ГЛОССАРИЙ

к тестам и кроссвордам:

Безработица -это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Бюджетный дефицит –превышение расходов над доходами.

Бюджетный профицит –превышение доходов над расходами.

«Дерево целей» -метод, основанный на иерархическом принципе реализации генеральной цели.

Джей-кривая –временной лаг, возникающий между девальвацией валюты и улучшением торгового баланса.

 

Девальвация – понижение курса национальной валюты.

Демпинговая политика – политика по искусственному установлению цен ниже рыночных. В некоторых случаях, цены могут опускаться до уровня себестоимости.

 

Дилемма «доход-досуг» -это экономическая ситуация, при которой приоритет дохода осуществляется за счёт «жертвы» досуга, и наоборот, приоритет досуга достигается за счёт «жертвы» дохода. Эта дилемма основывается на «теории жертвы», автором которой является Нассау Сениор.

Дирижизм –концепция государственного регулирования экономики, основанная на индикативном, дифференцированном управлении макроэкономическими показателями.

 

Дихотомия –последовательное деление целого на части.

Дискаунт -форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий товарами среднего качества по сниженным ценам.

Дотации– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Драгонтёр –форма торговой инфраструктуры рынка, магазин с высокой степенью автоматизации операций.

Закон Госсена №1 – закон убывающей предельной полезности –при максимизации общей полезности предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Закон Госсена №2 – условие равновесия потребителя –при максимизации общей полезности предельная полезность должна быть одной и той же величины.

Закон Клейтоназапрещает вертикальное и горизонтальное слияние, переплетающиеся директораты (1914 г.).

 

Закон Оукена –при превышении безработицы на 1% от естественного уровня, потери ВНП составят 2,5%.

Закон предложения –прямопропорциональная зависимость между ценой и предложением товара.

 

Закон Робинсона-Пэтмена –запрещает ценовую дискриминацию, «ножницы цен», (1936 г.)

Закон спроса – обратнопропорциональная зависимость между ценой и спросом, предъявляемым на товар.

 

Закон стоимости – товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства –экономическая ситуация, при которой инвестирование в факторы производства достигает определённого предела, после которого отдача от факторов производства начинает сокращаться.

Закон Шерманазапрещает тайную монополизацию торговли, единоличный контроль над ценами и сговор о ценах (1890 г.).

Закон Энгеля –отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни: чем выше расходы на питание в общей статье расходов, тем ниже уровень жизни.

Индекс бедности –представляет собой суммирование значений уровня безработицы и инфляции

Институционализм –школа экономической мысли, которая сформировалась в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических институтов во времени.

Инфляция – это обесценивание денег, сопровождаемое ростом цен.

 

Конвиннесонтер –форма торговой инфраструктуры рынка, небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов с высокой степенью готовности.

Конкуренция –это соперничество производителей за достижение более лучших условий производства и реализации продукции.

Концепция «одного окна» -форма государственного регулирования, основанная на упрощённом взаимодействии государственных институтов с юридическими и физическими лицами.

«Крест Маршалла» -это экономическая ситуация, возникающая при пересечении кривых спроса и предложения.

Кривая изоквант -отражает взаимовлияние фактора труда и капитала в производственной матрице объёмов производства (строится на основе кривой трансформации).

Кривая изокост –отражает зависимость между ценой факторов производства и производственными возможностями в условиях бюджетного ограничения (строится на основе линии бюджетного ограничения).

 

Кривая Лаффера –отражает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок.

 

Кривая Лоренца – отражает зависимость между относительными величинами дохода и числом получателей.

Кривая Энгеля –отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни.

Кривая трансформации (кривая производственных возможностей) –отражает зависимость объёмов производства от эффективности использования факторов производства.

Кривая Филлипса –обратнопропорциональная зависимость между инфляцией и безработицей.

Лаговый эффект –эффект запаздывания.

Либертаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой регионы должны самостоятельно обеспечивать необходимый уровень собственных доходов.

Ликвидность –это степень лёгкости, с которой любой вид активов может быть преобразован в законное платёжное средство.

Маржинализм – экономическая школа, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний. Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Маржинализм основывается на трёх школах: Кембриджской (предмет исследования: спрос, предложение, эластичность), Австрийской (теория потребностей), Лозанской (предмет исследования: внедрение математического аппарата в экономику). Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в.

 

Марксизм – школа экономической мысли, выражающая интересы рабочего класса.

 

Меркантилизм - это школа экономической мысли, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. Это первая научная экономическая школа, заложившая основы раннего монетаризма, политику внешнеэкономических отношений, политику протекционизма.

Мерчендайзинг –форма продвижения товара от производителя к потребителю.

 

Метод экономической двойственности - этот метод используется только в экономической науке и представляет собой конкретизацию общенаучных методов исследования с учетом специфики предмета политической экономии. Родоначальником этого метода был Адам Смит. Метод экономической двойственности позволяет научно объяснить внешнюю видимость экономических явлений с точки зрения их сущностных свойств, а также выявить как внешние функциональные зависимости между этими явлениями, так и их сущностные закономерности. Особо ярко этот метод проявляется в полярности экономических интересов, например, в специфике экономических отношений между производителем и потребителем, работодателем и работником, государством и налогоплательщиком и т.д.

Монетаризм – экономическая школа, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, на приоритете денежно-кредитного регулирования экономики.

 

Мультипликатор– коэффициент, отражающий прирост дохода к приросту инвестиций.

«Парадокс бережливости» -означает, что увеличение сбережений приводит к сокращению дохода.

«Парадокс Смита» -«почему вода, столь полезная для человека стоит так дёшево, а алмазы, чья полезность намного ниже, стоят так дорого?»

Перипатетизм -это философское учение, основанное Аристотелем в 335 г. до н.э., получило название в связи с обыкновением мыслителя вести философские размышления во время прогулок - это школа «прогуливающихся» философов.

Предпринимательство– новаторская, инициативная деятельность, направленная на максимизацию прибыли, связанная с наличием рисков в связи с введением нового продукта, способа производства, технологий.

Предельная полезность –полезность последней единицы потребляемого блага.

Принцип «бритвы Оккама» -в 14 веке было предложено усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения фактов и взаимосвязей, "сбривать".

Протекционизм –политика защиты отечественных производителей от влияния иностранной конкуренции.

Ревальвация –повышение курса национальной валюты.

Стагфляция –период, в течение которого хроническая инфляция сопровождается спадом экономической активности.

Слампфляция –параллельное существование растущей безработицы и растущей инфляции.

Субвенция- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Суперонтер -форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий скоропортящимися товарами.

Товар – экономическое благо, продукт труда человека, предназначенный для реализации на рынке.

Таксонометрия –система показателей для оценки развития регионов.

Теорема Коуза - внешние эффекты могут быть интернализированы при чёткой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.

Теорема Рыбчинского -растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению доходов в данной отрасли, где этот фактор используется более интенсивно, и к сокращению доходов в отрасли, где этот фактор используется менее интенсивно.

 

Теорема Столпера-Самуэльсона -установление торговых отношений и свободная торговля ведёт к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве, и, наоборот, к снижению вознаграждения фактора, менее интенсивно используемого в производстве.

Теорема Хекшера-Олина -страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке и небольших затрат дефицитных факторов в обмен на обратные пропорции.

Товарно-денежный фетишизм –форма поклонения, рабства по отношению к товарам или деньгам.

Трансакционные издержки –издержки, не связанные с производством.

Трансферты– бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Утилитаризм – концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой государство берет на себя обязательство умеренного перераспределения только в части ликвидации уровня беднейших регионов.

Физиократизм –это школа экономической мысли, в основе которой заложена идея достижения благосостояния государства через развитие сельского хозяйства.

Франчайзинг –это технология расширения рынка сбыта на основе заключения договора франшизы между франчайзером (головной компанией) и франчайзи (малой компанией).

Фритредерство – политика свободной торговли.

 

Ценовая дискриминация– это установление различных цен на один и тот же товар в зависимости от местоположения торговых точек.

 

Эгалитаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой предусматривается активная государственная политика по выравниванию доходов, при этом не требуется обеспечить абсолютное равенство доходов, но необходимо достичь максимально возможного при данном уровне экономической эффективности.

Эпонимия -стихийное, естественно совершающееся присвоение имени ученого открытому им принципу, закону, созданному им учению (например, законы Госсена, принцип Паретто, эффект Гиффена и др.)

Этатизм – политика налогового произвола государства.

 

Эффект Веблена -эффект престижного, статусного потребления, эффект «коллекционера».

Эффект Гиффена –исключение из закона спроса, распространяется на группу низших товаров в структуре потребления.

 

Эффект «невидимой руки» -это экономическая ситуация, при которой реализация собственных экономических интересов автоматически ведёт к реализации общественных экономических интересов.

 

РАЗДЕЛ X

Читайте также:

lektsia.com

Международные экономические организации - это... Что такое Международные экономические организации?

и Япония. Идея создания международной организации, которая служила бы инструментом свободного развития и регулирования мировой торговли, а также обеспечивала бы взаимодействие ее участников и своевременное предупреждение конфликтов между ними, возникла вскоре после окончания второй мировой войны. В 1947 г. состоялись многосторонние переговоры о снижении ставок таможенных сборов. В результате появилось новое международное соглашение - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Япония стала членом ГАТТ в августе 1955 г. после почти двухлетнего "испытательного срока", в течение которого она была обязана воздерживаться от повышения таможенных пошлин. Но даже после официального включения Японии в состав этой организации 14 западноевропейских государств не дали согласия на предоставление Японии статуса наибольшего благоприятствования. Постепенно ценой больших усилий Токио удалось убедить их отказаться от дискриминационной политики. В феврале 1963 г. Япония объявила о принятии условий, запрещающих в принципе прибегать к мерам по количественному ограничению импорта. До этого Япония пользовалась привилегиями, которые, как правило, имели лишь развивающиеся страны и которые позволяли вводить количественные ограничения на импорт под предлогом заботы о состоянии платежного баланса. Именно с этого момента страна стала полноправным членом ГАТТ и вступила на путь либерализации торговли. С этого времени Япония является неизменной участницей проводимых в рамках ГАТТ переговоров. ГАТТ в начале 1996 г. прекратило свое действие, став достоянием истории, его преемницей стала Всемирная торговая организация (ВТО). В июле 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудс состоялась международная конференция, участники которой, представляющие 44 страны, определяли будущее послевоенное устройство мира в валютно-финансовой сфере. Одним из ее практических результатов стал проект создания новой финансовой организации - Международного валютного фонда (МВФ). Официально он был образован в марте 1946 г. и ровно через год, 1 марта 1947 г., приступил к своей деятельности. Япония стала официальным членом МВФ 14 августа 1952 г., а в мае следующего года курс японской валюты был установлен в соотношении 360 иен за 1 долл. В этот период Япония еще продолжала заниматься восстановлением разрушенной войной экономики и в силу этого на нее не было распространено требование отказа от всех ограничений в сфере валютного обращения. Ей была предоставлена возможность пользоваться льготами, которые были установлены для слаборазвитых стран, разрешающими прибегать к мерам валютного контроля. Так продолжалось до апреля 1964 г. За прошедшие с того времени три с лишним десятилетия МВФ, а вместе с ним и Японии пришлось пережить немало бурных событий. Первый такой период пришелся на первую половину 70-х гг. и начался с провозглашенной в августе 1971 г. президентом США Никсоном программы спасения доллара. В конце того же года в результате так называемого смитсоновского соглашения десяти промышленно развитых стран Запада доллар был девальвирован по отношению к другим основным валютам. Так, по отношению к японской валюте он понизился с 360 до 308 иен. Следующим шагом в реформировании мировой валютной системы, которая долгое время держалась на казавшемся незыблемым авторитете доллара, стало введение в феврале 1973 г. плавающего курса валют. Всего через несколько месяцев разразился нефтяной кризис, посеявший смятение на мировых валютных рынках, которое улеглось очень не скоро. Курс иены упал, а затем последовал период резких перепадов. В октябре 1978 г. был зафиксирован обменный курс 176 иен за 1 долл. К сентябрю 1985 г. курс колебался в пределах 250 иен. Но к тому времени под влиянием сообщений о безудержном росте бюджетного и внешнеторгового дефицита США на мировом валютном рынке сформировалось мнение о том, что стоимость доллара по отношению к валютам других передовых государств явно завышена и нуждается в корректировке, которая и была проведена на совещании министров финансов США, Японии, Германии, Великобритании и Франции в Нью-Йорке и зафиксирована в "Соглашении "Плаза", после чего курс иены по отношению к доллару установился в соотношении 185:1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк, который, как и МВФ, является частью бреттон-вудской системы, был образован в декабре 1945 г. и представляет собой центральную международную финансовую организацию, через которую Япония и другие индустриальные государства оказывают содействие развивающимся странам. Япония стала членом МБРР одновременно со вступлением в МВФ - в 1952 г. По вложенному капиталу она занимала тогда среди членов МБРР 9-е место - 2,77%. А в 1984 г. страна вышла по этому показателю уже на 2-е место - 5,19% и сохраняет его и по сей день - 6,69%. Помимо МБРР существуют другие международные финансовые организации, и Япония вносит существенный вклад в деятельность каждой из них, а именно: Международной ассоциации развития (учреждена в 1960 г.), Международной финансовой корпорации (1956 г.), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1988 г.), а также различных международных региональных банков - Азиатского банка развития (1966 г.), Межамериканского банка развития (1959 г.), Африканского банка развития (1964 г.) и Европейского банка реконструкции и развития (1991 г.). В апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), главная задача которой заключалась в осуществлении плана Маршалла. Запад все больше осознавал настоятельную потребность в координировании экономической политики не только индустриальных держав, но и развивающихся стран, которые остро нуждались в поддержке со стороны более сильных партнеров. Поэтому в конце 1960 г. ОЕЭС была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Япония стала членом ОЭСР в апреле 1964 г., который можно считать переломным в послевоенном развитии страны. К этому времени был завершен ее переход в категорию государств с высокоразвитой экономикой, что проявилось, в частности, в оформлении "полноправного" членства в ГАТТ, МВФ и ОЭСР. В течение первого десятилетия (1964–1973 гг.) Япония стремилась максимально эффективно использовать открывшиеся в результате вступления в ОЭСР возможности для налаживания более тесного взаимодействия с другими передовыми государствами, совместного поиска решений различных экономических проблем. Ее активность не осталась незамеченной - в 1970 г. в знак признания заслуг Японии было поручено провести в Токио заседания действующего при ОЭСР Промышленного комитета и Комитета содействия развитию. Начало второго десятилетия (1974–1983 гг.) пребывания Японии в ОЭСР было нелегким. Нефтяной кризис 1973 г. оставил тяжелые последствия в экономике индустриально развитых стран. Для Японии первые годы этого периода были отмечены тремя проблемами: отрицательным ростом экономики, высокой инфляцией и большим дефицитом платежного баланса. Для скорейшего преодоления кризиса требовалось в первую очередь урегулировать проблемы, связанные с ценами на энергоносители и обеспечением энергоресурсами. В этих целях в 1974 г. в общих рамках ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство. ОЭСР также рекомендовала своим членам осуществить структурную перестройку экономики, отвечающую изменившимся условиям. В Японии отчасти благодаря следованию этим рекомендациям были ликвидированы избыточные мощности в производстве стали, судов, алюминия; ресурсы из нединамичных и энергоемких отраслей стали перебрасываться в наукоемкое производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Жесткими антиинфляционными мерами к 1983 г. Япония сумела добиться того, что среди всех входящих в ОЭСР стран у нее был самый низкий уровень инфляции и самые высокие темпы экономического роста. В 1975 г. Япония выступила инициатором проекта под неординарным названием "Совместное будущее". Она предложила ОЭСР смоделировать перспективы развития промышленно развитых и развивающихся государств, чтобы наметить наиболее гармоничные варианты взаимодействия между ними. Состоявшееся весной 1981 г. совещание министров стран-членов ОЭСР провозгласило программу общей борьбы с инфляцией. Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была основана в 1989 г. 12 государствами - Японией, Южной Кореей, США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и шестью странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако многостороннее сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона началось гораздо раньше - в 1967 г., когда была образована АСЕАН. В 1980 г. была создана еще одна региональная организация - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС). Несмотря на неправительственный статус совета, вклад в его деятельность наряду с предпринимателями и учеными вносят государственные чиновники. Функции СТЭС заключаются в основном в выработке на основе консенсуса рекомендаций, касающихся укрепления взаимопонимания и взаимодействия стран региона. В ноябре 1995 г. была принята Осакская декларация, излагавшая основные принципы, которыми намерена руководствоваться АТЭС в своих усилиях по либерализации и поддержке торговой и инвестиционной деятельности стран региона: всеобъемлющий подход; последовательность; сопоставимость; отказ от дискриминации; непрерывность начатых процессов; гибкость; сотрудничество и др. Были также одобрены 15 конкретных направлений либерализации. В целом совещание в Осаке показало, что интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе развиваются достаточно успешно. При этом следует иметь в виду, что подход азиатско-тихоокеанских стран к вопросам интеграции характеризуется гибкостью и постепенностью предпринимаемых шагов. Эта позиция во многом отличается от присущего Европе более жесткого юридического оформления отношений между государствами.

Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.

dic.academic.ru