Статья на тему: "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике правонарушений". Методики по профилактике правонарушений


%PDF-1.5 % 2 0 obj > endobj 5 0 obj > stream application/pdf

  • Анжелика
  • 2016-01-31T18:18:42+03:00Microsoft® Word 20132016-08-10T02:44:49+03:002016-06-16T16:57:37+03:00Microsoft® Word 2013uuid:b9ec9f71-ea7c-4f53-a3b0-a60c1e46b8cauuid:f652b2ba-b67d-4898-865c-fc768706c11d endstream endobj 44 0 obj > stream [email protected]?2ьbHJ-cw{h M?T7=4exӾVp|[email protected] Up w*[email protected]רXt_ѓdYHfYD tѤOʨXE9'uA R=^7M3iN|FC':!,֦z3HedǼOtf&A-Ne׷83k%B>|S],X ڋkK^Kt5N:

    kdn.pnzreg.ru

    Формы, приемы и методы работы по профилактике правонарушений»

    Педсовет

    «Совершенствование форм работы по профилактике противоправного поведения»

    1. «Формы, приемы и методы работы по профилактике правонарушений». Уварова В.И.
    2. «Работа с семьей как основное направление профилактической работы»- Козлова А.А.
    3. «Предупреждение асоциального поведения путем вовлечения обучающихся в коллективную творческую деятельность».- Романова Л.И.
    4. «Профилактическая работа с детьми специально - коррекционных классов» –Пилясова С.В.
    5. « Проведение мероприятий по профилактике противоправного поведения»- Морева Н.А.
    6. Микродиагностика «Мое отношение к противоправным нарушениям среди несовершеннолетних».- Ивлева Е.А.

    «Формы, приемы и методы работы по профилактике правонарушений»

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы.

    Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность.

    В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения.

    Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками.

    Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения не считаются положительными качествами личности. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена.

    Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

    Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.

    Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям.

    Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении учителя увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться.

    Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью такой деятельности является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача учителя заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка.

    В последнее время резко обострилась ситуация по криминализации подростковой среды, возросло количество безнадзорных и беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, детей, страдающих наркотической зависимостью, потребляющих психотропные вещества и злоупотребляющих алкоголем.

    По данным Агентства социальной безопасности в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В современной России ежегодно погибают около 35 тыс. детей в возрасте до 14 лет, суицид стоит на 4 – м месте среди причин детской смертности.

    Если 40 лет назад в школу поступали 35% здоровых детей, то сейчас всего 13%, 80% школьников имеют нервно – психические нарушения, 50% выпускников по состоянию здоровья не могут учиться и работать по выбранной профессии, 25% - потенциальные инвалиды.

    Уровень заболеваемости алкоголизмом среди подростков в России составляет примерно 22 больных на 100 тыс. подросткового населения. Показатель пагубного употребления алкоголя в подростковой группе населения составляет около 850 больных в расчете на 100 тыс. подросткового населения.

    В нашей стране 6 млн. детей живут в социально неблагополучных условиях, 14 млн. растут в семьях без отцов, у нас 2 млн. неграмотных детей. Количество сирот достигло 750 тыс., беспризорников, по разным данным, от 700 тыс. до 4-5 млн.

    В Российской Федерации проблема общего кризиса семьи привела, с одной стороны к демографическому кризису (детское население России сокращается на 1 млн. человек ежегодно уже в течение 8 лет) и, с другой стороны – к росту детской безнадзорности и социального сиротства, к неуклонному росту количества детей, проживающих в интернатских учреждениях для детей – сирот, достигшего 200 тыс. человек.

    В числе негативных явлений, влияющих на увеличение детской, подростковой преступности, безнадзорности и беспризорности необходимо отметить не только обнищание граждан, изменение социальных стереотипов, но и такие явления, как: нарастание кризисных явлений в семье, дистанцирование школ от «проблемных» семей и детей; криминализацию среды проживания детей, рост преступности среди взрослых; рост насилия в отношении детей, увеличение числа детей, ставших жертвами эксплуатации и сексуального насилия; повседневное нарушение прав ребенка, неразвитая законодательная база; ведомственная разобщенность органов, организаций и учреждений, занимающихся подростками..

    ^

    1. Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление не обучающихся детей, участие в рейдах и т. д.)

    2. Посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка, выявления условий, необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпрепровождением.

    3. Лекции, беседы, тренинги для родителей.

    4. Проведение тренингов для несовершеннолетних (только со специальным образованием).

    5. Вовлечение детей в кружковую работу.

    6. Дополнительные занятия с ребенком.

    7. Перевод ребенка в другую школу, другой класс.

    8. Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании ребенка.

    9. Направление в органы социальной защиты за социальной, материальной помощью.

    10. Индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога (с согласия) с семьей.

    11. Направление на ПМПК.

    12. Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей.

    13. Содействие в трудоустройстве.

    14. Помощь в восстановлении нормальных отношений детей с родителями.

    15. Информационная поддержка родителей, детей.

    16. Диагностика: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных работ и т. д.), педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности), комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе).

    17. Содействие в обеспечении горячим питанием, бесплатными учебниками.

    18. Осуществление направлений (к наркологу, психологу, психоневрологу и др.), рекомендации родителям, ребенку

    Памятки для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

    1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности

    • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.

    • Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.

    • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.

    • Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).

    • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.

    • Беседа психолога с этим учащимся.

    • Беседа социального педагога с прогульщиком.

    • Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.

    • Вызов на педагогический совет школы.

    • Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

    • ^

    • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.

    • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.

    • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.

    • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).

    • Приобщение к общественной жизни класса и школы.

    • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

    • Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

    • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.

    • Посещение учащегося на дому вместе .

    • Постановка на внутришкольный учет.

    • Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.

    • Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.

    3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.

    • Знакомство учащихся с правилами поведения в школе.

    • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.

    • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.

    • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.

    • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).

    • Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.

    • Организация дежурства по классу и школе.

    • Организация генеральной уборки классов, территории школы.

    • Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек .

    • Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.

    ^

    Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

    • Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.).

    • Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).

    • Индивидуальная беседа с учащимся, замеченными в распитии спиртного или курении.

    • Информирование родителей этого ученика.

    • Обследование учащегося у нарколога.

    • Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика.

    • Направление учащихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям.

    • Использование возможностей ПДН и КДН в разрешении данной проблемы.

    • Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.

    5. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности

    • Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.

    • Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.

    • Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.

    • Помощь в определении учащихся в летний оздоровительный лагерь при школе.

    • Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.

    • Активизация профориентационной работы среди подростков

    В Бутурлинской средней общеобразовательной школе имени В.И.Казакова в течение ряда лет реализуется программа профилактики правонарушений среди учащихся «Подросток», целью, которой является повышение качества профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди обучающихся, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. В рамках этой программы выявляются дети, склонные к правонарушениям, совершившие правонарушения, неблагополучные семьи, дети группы «риска». Все эти дети находятся под пристальным вниманием социального педагога и классных руководителей: ведётся учёт посещения уроков, проводится постоянный анализ успеваемости. Работа с учащимися осуществляется совместно со специалистами ПДН, КДН, социальной защиты, систематически ведётся обмен информацией. Предоставляется необходимые данные в Бутурлинскую администрацию.

    1. ^
    № п/п Социальные категории Кол-во семей

    597

    Кол-во уч-ся

    675

    % учащихся данной категории от общего кол-ва учащихся
    1 Семьи одиноких матерей 26 27 4%
    2 Многодетные семьи 49 75 11,1%
    3 Семьи чернобыльцев 1 1 0,15%
    4 Семьи беженцев и вынужденных переселенцев 1 1 0,15%
    5 Семьи безработных 112 133 19,7%
    -зарегистрированных на бирже 30 36 5,32 %
    - не зарегистрированных на бирже 82 97 14,35 %
    6 Семьи военнослужащих, погибших в Чеченской республике - - -
    7 Семьи с уч-ся-инвалидами 26 26 3,85%
    8 Семьи с родителями-инвалидами 3 3 0,44%
    9 Семьи, потерявшие кормильца 25 29 4,28%
    10 Малообеспеченные семьи 164 173 25,6%
    ИТОГ: 407 468 69%
    ^
    № п/п

    Социальные категории

    Кол-во семей Кол-во детей % от общего числа учащихся
    Количество обучающихся 596 675
    Малообеспеченные семьи, состоящие на учете в УСЗН 164 173 25,6
    Не работающие родители 112 133 19,7
    Семьи чернобыльцев 1 1 0,15
    Многодетные семьи 49 75 11,1
    Семьи, в которых один или оба родителя инвалиды 3 3 0,44
    Дети-инвалиды 26 26 3,85
    Дети из семей, потерявших кормильца 25 29 4,3
    Дети-сироты 3 5 0,74
    Дети, находящиеся под опекой и попечительством 9 10 1,48
    Дети из семей матерей-одиночек 26 27 4
    Дети из семей, состоящих в разводе 97 102 15,11
    Дети из семей вынужденных переселенцев 1 1 0,15
    Дети из семей родителей-пенсионеров 15 16 2,37
    Количество учащихся, получивших материальную помощь к началу учебного года 164 173 25,6

    ^

    В 2012-2013 учебном году количество матерей-одиночек уменьшилось на 3,1%, количество многодетных семей увеличилось на 1,2%. Уменьшилось количество семей с неработающими родителями на 8,97%. Увеличилось количество детей-инвалидов на 1,9% в связи с тем, что дети из специальных (коррекционных) классов оформили инвалидность. Количество родителей- инвалидов уменьшилось на 0,3%, детей, потерявших кормильца увеличилось на 1,99%. Детей из малообеспеченных семей, имеющих официальный статус, уменьшилось на 18,3%.

    ^

    2010 2011 2012
    Всего учащихся: 621 684 675
    Из них:
    Состоящих на внутришкольном учёте 8

    1,2%

    8

    1,16%

    6

    0,8%

    За совершение преступления - 1

    0,14%

    1

    0,15%

    За совершения правонарушения, общественно опасное деяние 2

    0,3%

    - 1

    0,15%

    За уклонение от учёбы, нарушение дисциплины 6

    0,9%

    4

    0,5%

    4

    0,6%

    ^

    2010 2011 2012
    5

    0,8%

    3

    0,4%

    5

    0,74%

    Пропуски занятий:

    1.Купчинская Ксения

    2.Толстухин Артем

    3.Орехов Сергей

    4.Инкин Никита

    Правонарушения:

    1.Верин Александр

    Преступления:

    1.Кокулов Руслан

    По сравнению с прошлым годом количество детей, состоящих на внутришкольном учёте уменьшилось на 0,36%, количество детей, состоящих на учёте в ПДН увеличилось на 0,34%.

    Заключение.

    Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом от нас с вами во многом зависит каким будет поколение детей через 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники, находясь через 10 лет у власти? Какие ценности будут у наших нынешних выпускников? И вообще, какие люди будут окружать нас, и как мы сможем “существовать” с современной молодёжью? И, наконец, может быть кое-что придётся изменить в себе, измениться самому, шагая в ногу с новым поколением?

    Давайте же работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.

    Рекомендации учителям

    1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.
    2. Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.
    3. Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.
    4. Обладать эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.
    5. Демократичный стиль общения на уроке.
    Решение педсовета по воспитательной работе
    1. Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности обучающихся вест систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно- оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.
    2. классным руководителям:

    2.1 использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические технологии, формы и методы индивидуально- профилактической работы .

    2.2 обсудить на классных собраниях результаты анкетирования на тему «Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних».

    2.3 использовать в работе рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

    velikol.ru

    Доклад "Формы и методы работы по профилактике правонарушений с младшими школьниками"

    ГУО « Средняя школа № 3 г. Лунинца»

    «Формы и методы работы по профилактике правонарушений с младшими школьниками»

    ( из опыта работы)

    Е.Н. Ярохович, учитель начальных классов, в/к

    2013 -2014 уч.год

    Цели и задачи:

    1. Изучить причины и условия совершения правонарушений учащимися;

    2. Направлять воспитательную работу на формирование высоконравственных и этических ценностей у младших школьников;

    3. Целенаправленно и систематически формировать речевую культуру младшего школьника;

    4. Совершенствовать гражданско-патриотическое воспитание, уважительное отношение к семье, формировать гендерную культуру;

    5. Формировать адекватную самооценку, повышать представление о собственной значимости, ценности.

    Известно, что процесс социализации ребёнка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что « … главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет – это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

    Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а заметив, не придают им значения, считая, что ребёнок ещё мал, подрастёт, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребёнка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.

    Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении ещё не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника ещё не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребёнку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

    Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся начальных классов.

    Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьёзной, общественно значимой деятельности. Они обнаруживают исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Особое внимание необходимо уделять учащимся начальных классов, для которых приход в школу является очень сложным и ответственным периодом социальной адаптации. Период адаптации в школе – один из наиболее напряжённых периодов социального становления личности, ребёнку приходится привыкать к новым людям, к новым условиям, режиму работы, системе требований к себе и оценок себя как личности со стороны окружающих.

    Для младших школьников с отклонениями в поведении свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче. Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.

    Преодолеть отклонения в поведении младших школьников возможно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: « В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием личности, входящей в коллектив».

    Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

    Центральным в воспитательной модели « Ориентир», по которой мы работаем в начальных классах, является структурный проект « Школа человечности».

    На протяжении четырёх лет дети постигают такие человеческие ценности как: добро, истина, красота, самопознание, самовоспитание, самостоятельность в организации своей жизнедеятельности.

    Проект состоит из следующих блоков:

    • « Культура речи и речевой этикет»

    • « Красота поступка»

    • « Изучаем права ребёнка»

    • « Приобщаемся к народным традициям»

    • « Наш внутренний мир»

    Блок « Культура речи и речевой этикет» предусматривает формирование культуры общения, навыки грамотной устной и письменной речи, усвоение форм обращения к человеку. Учащиеся хорошо усваивают правила культуры речи, общения: нельзя вмешиваться в разговор взрослых, перебивать их беседу; шептаться когда кто-то рядом; некрасиво настаивать на своём, если взрослые возражают; нехорошо не откликаться на обращение; недопустимо дразниться разными прозвищами; говорить надо не торопясь, произносить слова чётко и выразительно и т.п.

    В этом блоке проводятся следующие мероприятия:

    -- Практикум « Вмиг по речи те спознали…» ( овладение этикетными средствами речи: узнать у незнакомца время, обращение к продавцу, учителю, вежливые слова, внимательность к собеседнику)

    -- Занятие « Ты» или «Вы». (формы обращения)

    -- Практикум « Давайте говорить друг другу комплименты»

    -- Занятие « Доброе слово, что ясный день»

    -- Занятие « Словом можно убить, словом можно спасти» ( формула вежливости – приветствия, благодарность, прощения, правильное употребление форм слова – устранить ошибки Н-р: пожалуйста пирожки с повидлой, сколько время, эта юбка длиньше и др.)

    -- Беседа « Культура общения»

    -- Занятие « Неотвязные слова», « Жаргон» и др.

    Дети становятся более внимательными терпимыми друг к другу, стремятся к уровня речевой культуры.

    Младший школьник любознательный, активный, всем интересуется, готов на добрые поступки и дела. Однако его жизненный опыт мал, поэтому ему иногда трудно оценить поступок с позиции « хорошо – плохо».

    Человеческие отношения многообразны, и постигает их ребёнок, прежде всего в семье. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия, на каждого ребёнка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.

    Блок « Красота поступка» включает следующие направления:

    « Я и моя семья»

    « Мальчики и девочки»

    В работе используются такие формы, которые ставят детей в ситуации выбора поступка на основе имеющихся знаний, сложившихся ранее представлений о крепкой, дружной семье. В каждой семье сложились свои традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. Выбору правильного представления способствуют такие формы работы как:

    -- Занятие « Семья вместе – и душа на месте» (любовь и доброе отношение к родным)

    -- Занятие « Родословная семьи» ( Создание родословного древа)

    -- Праздник « У меня сестрёнка есть» (Терпение и любовь к братьям и сёстрам)

    -- КТД « Домашние волшебники» ( обязанности и поручения по дому)

    -- Дело-практикум « Стала Маша гостей созывать» ( гостеприимство, правила поведения за столом, приём гостей).

    С целью повышения педагогической культуры родителей проводятся родительские собрания, педагогические консультации для родителей. Только взрослые могут вселить в детей надежду, научить их анализировать реальность, принимать решение, уважать и сочувствовать, справляться со своим горем и страхами, жить без насилия, развивать силу воли, сильный характер и др., для чего, прежде всего сами должны уметь соблюдать определённые законы жизни, достойной человека. Темы и формы работы с родителями следующие:

    -- Тренинг « Говорим правильно и красиво».

    -- Беседа « Культура нашей речи»

    -- Беседа « В семье сын (дочь)»

    -- Беседа « Обрядовые традиции в семье»

    -- Лекция « Воспитание без насилия»

    -- Тренинг « Садимся за уроки» и др.

    Особого внимания заслуживает проблема формирования у младших школьников гендерной культуры, которая предполагает « сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и семье».

    Этому способствуют занятия:

    « Без друга в жизни туго»

    « Девочки-подружки»

    « Повзрослевший Вовка»

    КТД « Она мне нравится»

    Занятие « Учимся прощать» и др. с помощью которых дети учатся замечать красоту поступков одноклассников, подавлять в себе гнев, раздражение, учат ценить и поддерживать дружеские отношения с мальчиками и девочками.

    Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. Именно в младшем школьном возрасте необходимо своевременно воспитывать у детей самоуважение, уважение к окружающим людям. На этих понятиях базируется осознание детьми своих прав, прав других людей, а в целом формирование правовой культуры будущего гражданина.

    На развитие позитивных отношений детей между собой, детей и взрослых направлен блок занятий « Изучаем права ребёнка».

    -- Беседа « Школа – наш дом»

    -- Занятие « Мне нужна защита»

    -- Игра-путешествие « Я о людях расскажу»

    -- « Путешествие в страну доброты»

    -- « Путешествие в город Невеж»

    -- Занятие « Листаем страницы Декларации прав ребёнка»

    -- Занятие « Забота о детях»

    -- Занятие « Цветок счастья» ( право на имя, цветок – серединка имя, лепестки – права ребёнка)

    В период работы, по блоку « Изучаем права ребёнка» младшие школьники глубже знакомятся с такими понятиями как – долг, честь, совесть, право, обязанности, гуманность, сострадание, достоинство и другими. Очень важно проводить беседы с родителями о соблюдении прав ребёнка, знакомить их с основополагающими документами по правам ребёнка.

    Окончание возрастного периода ( 6 –11 лет) характеризуется появлением у детей интереса к себе, своим возможностям, способностям. Именно эта особенность возраста обусловила структуру блока занятий « Наш внутренний мир», который представлен направлениями – « Познаю себя», « Изучаем правила общения» и « Учусь владеть собой».

    Направление « Познаю себя» призвано помочь детям узнать сильные и слабые стороны своей личности, способствовать формированию адекватной самооценки, укреплению чувства собственного достоинства, повышению представлений о собственной значимости, ценности.

    -- Занятие « Знакомая незнакомка» ( ведение дневника самонаблюдений)

    -- Тематическое рисование « Я особенный» ( рисование Автопортрета)

    -- Диагностический тренинг « Тропинка к своему «Я»» ( солнце –я, лучики- любимое занятие, друзья, животное ит.д., лесенка характера)

    -- Практикум « Разные мысли обо мне». (взрослые обо мне, одноклассники обо мне, я о себе)

    Направление « Изучаем правила общения» -- развивает навыки социального поведения.

    -- Тренинг « Слушать и слышать»

    -- Практикум « Смотреть на мир глазами другого», « Сотрудничество лучше конфликта»

    -- Беседа « О правилах дружбы»

    На трудности в школе, дома дети чаще всего отвечают реакциями гнева, страха, обиды, растерянности. В блоке занятий « Наш внутренний мир» -- направление « Учусь владеть собой» -- знакомит с некоторыми приёмами саморегуляции в сложных ситуациях, учит сознательно и целенаправленно управлять своим поведением, психическими процессами и состояниями.

    -- Практикум « Слезами горю не поможешь»

    -- Тренинг « Стоп! Подумай! Действуй!»

    Имитационные и ролевые игры, техники и приёмы саморегуляции, аутотренинги.

    -- Беседа « Быть уверенным, но не самоуверенным»

    Занятия блока « Наш внутренний мир» позволяют снизить у детей школьную тревожность, преодоление неуверенности в себе, повышают учебную мотивацию, а также формируют адекватную самооценку, навыки социального поведения.

    Исследования учёных ( Н.Н. Куинджи, Н.Б.Коростелёв, Н.Т.Лебедева и др.) показали, что уже в младшем школьном возрасте некоторые дети попадают в зависимость от алкоголя, табака и наркотиков. Профилактика этих вредных пристрастий у детей представляет непростую задачу. На ребят в возрасте 9-10 лет слабо действуют беседы, нотации и увещевания учителей и родителей, так как « прогнозируемый от них вред представляется слишком далёким от настоящей жизни». По этой причине в работе с младшими школьниками мы опираемся на особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту формы организации деятельности: игры, практикумы, инсценировки, выставки плакатов и др.

    -- Практикум « Чёрная метка» ( о вреде курения)

    -- Беседа « Серьёзный разговор», « Неприятная история» ( вред алкоголя)

    -- КТД « Ну, Волк, погоди!» ( вред курения)

    -- Занятие « Это важно знать каждому» ( опасность СПИД)

    Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребёнка. Данное положение обуславливается следующим:

    • Во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность, которая характерна для детей старшего школьного возраста;

    • Во-вторых, нервная система ребёнка в младшем школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддаётся перевоспитанию;

    • В-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимается младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

    • В-четвёртых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;

    • В-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Воспитательно-развивающий характер также носят арт-терапевтические методики и упражнения, которые создают условия для определения путей, способов, методов и форм предупреждения и преодоления трудновоспитуемости младших школьников, такие как:

    Арт-терапевтические методики, по мнению И.Г.Малкиной-Пых, позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях школьника, в завуалированном, символическом виде посредством визуальных образов выявить, проблемное поле ребёнка.

    В процессе рисования, лепки из пластилина, сочинения сказок удаётся увидеть проблемы со стороны и помочь их разрешить. Рассмотрим некоторые из них:

    -- Рисование « Новоселье» ( выявление отношений между одноклассниками, рисуют дом, на этажи которого расселяют своих одноклассников)

    -- Кукла « Бобо» ( изготавливают самостоятельно из пластилина или бумаги куклу и выплёскивают на неё положительные или негативные эмоции и чувства)

    -- « Рисуем себя» ( рисуют себя в прошлом, настоящем и будущем, затем высказывают своём мнение, обсуждают, что нравится, что не нравится, а что хотели бы изменить)

    -- Рисование « Страна клякс» ( рисование цветных пятен любой величины и формы, рассматривание и составление сказки об увиденном, глядя на кляксу, ассоциации)

    -- Игра « Весь покрытый зеленью» ( обсуждение ситуации, как бы я повёл себя окажись с друзьями на необитаемом острове)

    -- Упражнение « Живые скульптуры» ( изображаю людей, детей в различных ситуациях – дружба, ссора, драка – взаимоотношения между сверстниками со стороны)

    -- Сказкотерапия – Сочинить или продолжить сказку по данному началу. Например: Жил-был доктор, у которого никогда не было собаки. Доктор часто покидал дом, чтобы навестить больных. Вместо собаки он оставлял чернильницу полную чернил, которая сторожила дом, от « непрошенных гостей». Однажды….

    « Захотел отец женить сына на трудолюбивой девушке, но если об этом рассказать, то все девушки постараются показаться трудолюбивыми и добрыми. Как отец решил выбирать невесту для сына?...... ( профилактика воровства, вранья)

    « Волшебный лес» : -- дети жили в волшебном лесу, где царил мир и покой, все вокруг любили и уважали друг друга, но однажды….. ( исследование реакции младшего школьника на конфликт и способы выхода из сложившейся ситуации)

    « Медвежонок-сладкоежка» -- придумать продолжение сказки про медвежонка, который увидел на полянке спящего старого медведя, рядом с которым стояла колода мёда… ( поведение в ситуации выбора: воровать или не воровать)

    infourok.ru

    "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике правонарушений"

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

    Цель работы: профилактика и  оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

        Задачи:

     -  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

     - оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

    - сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

    - оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

    Методы и формы:

    ведение документации;

    беседа;

    наблюдение;

    тестирование;

    анкетирование;

    анализ;

    консультирование;

    индивидуальная работа;

    групповая работа;

    диагностика.

    В классном коллективе классные руководители создают  условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

    ·      гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

    ·      демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

    ·      разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

    ·      возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

    Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений носит систематический характер. Работа должна вестись в соответствии с планом воспитательной работы по следующим направлениям:

    а) профилактическая работа; б) организация досуга; в) работа с родителями;  

    г) работа с трудными детьми.

     В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются  трудные дети, создаётся  банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.

    1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики плохого поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

    2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

    3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных  конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.  

    4. Пропаганда здорового образа жизни исходит  из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется  календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу.

    К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

    ·         Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;

    ·         Проведение классных часов по тематике: «Здоровый образ жизни».

     5 . Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Важными направлениями в этой работе являются:

    • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

    • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

    • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

    • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

    Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. 

     7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с плохим поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. 

     

     

     Выводы:

    1.    Ведется работа классного руководителя класса по профилактике правонарушений и безнадзорности.

    2.    Классный руководитель проводит  работу с семьями  проблемных учащихся, проводит беседы по активному участию родителей в воспитательном процессе,

    3.   Классный руководитель  проводит  работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение)

    infourok.ru

    Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся (методический материал)

    Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся МОУ Школа№9 города Черемхово за 3года

    Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся

    В 2014-15 учебном году на внутришкольном учете в образовательном учреждении состояло 17 учащихся, что составляет 5,1% от общего контингента обучающихся школы 330

    (2013-14 у.г. – 19чел., 2012-13 у.г. – 21 чел). Уже на протяжении двух лет наблюдается тенденция к уменьшению числа учащихся, состоящих на внутришкольном учете.

    Учащиеся, состоящие на внутришкольном учёте

    2012-2013

    2013-2014

    2014-2015

    21

    19

    17

    Таб.1

    Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН

    2012-2013

    2013-2014

    2014-2015

    5

    4

    7

    Таб.2

    На протяжении последних трех лет наблюдается увеличении количество учащихся, состоящих на учете в ОДН, так на конец 2012-13 у.г. состояло на учете в ОДН – 5 подростков, что составляет 1,5 % от контингента учащихся (2013-14 у.г. -4 чел. что составляет 1,1 % от контингента учащихся, 2014-15у.г. – 7 чел., что составляет 2,1 % от контингента учащихся).

    На основании данных таб.1и 2 можно говорить о том, что дает положительные результаты взаимодействие ОДН и ОУ по вопросу профилактики правонарушений и преступлений, своевременному выявлению семей, где условия жизни способствуют совершению правонарушений несовершеннолетними детьми.

    Третий год подряд наблюдается уменьшение числа доставленных в дежурную часть подростков - учащихся школы (см. таб.3). Так, в 2012-13 в дежурную часть был доставлен - 12 подростков, в 2013-14 году – 8 школьников, в 2014-2015 году доставлено 5 школьников.

    Учащиеся, доставленные в дежурную часть МВД

    2012-2013

    2013-2014

    2014-2015

    12

    8

    5

    Таб.3

    Из них доставлены по причине: безнадзорные – 19 чел., совершение преступления – 0 человек, совершившие правонарушение – 3 чел., антиобщественное поведение – 3 чел., находящиеся в СОП – 4 чел.

    Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся в образовательном учреждении проводятся по традиционным направлениям: регулярные посещения семей учащихся, как педагогами, так и совместно с инспекторами ОДН, ЛОВД, проведение индивидуально-профилактических бесед, консультаций, приглашение на Совет профилактики и КДН и ЗП, оказание благотворительной помощи, Дней инспектора в школе, работа факультативов, элективных курсов, направленных на формирование правового поведения школьников, проведение месячников правового воспитания 2 раза в год – ноябре и мае.

    В школе организована постоянная работа по ознакомлению педагогической, родительской общественности и учащихся с законами Иркутской области № 7-оз от 05.03.2010 года и № 38-ОЗ от 08.06.2010г., проводятся просветительские и пропагандистские мероприятия, а также практический оперативный контроль реализации «ограничительных» норм закона на территории города Черемхово, совместно с ОДН, КДН и ЗП.

    В школе на общешкольных и классных родительских собраниях на начало учебного года и перед каникулами в обязательном порядке администрация школ, и классные руководители знакомят родителей с требованиями Закона № 7-ОЗ и № 38-ОЗ, а также Постановлением администрации г. Черемхово «О перечне мест, запрещенных для посещения детьми». С учащимися проводят инструктаж-подписку перед каникулами с напоминанием о времени нахождения несовершеннолетних на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых и о местах, запрещенных к посещению несовершеннолетним.

    Со всеми учащимися и их родителями, которые, несмотря на то, что ознакомлены с требованиями Законов Иркутской области нарушают данные законы, проводится дополнительная индивидуальная работа.

    Организована профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, суицидов, как причин смерти школьников: разработан и внедрен в практику работы план мероприятий по совершенствованию данного направления среди всех участников образовательного процесса.

    Особое значение в профилактике девиантного поведения подростков отводится занятости подростков.

    По данным за 2014-15учебный год в организацию и проведение внеурочных занятей (запись в кружки, спортивные секции, привлечение в проведение внеклассных и общешкольных мероприятий, участие в выступлениях агитбригад, разовые поручения) и систему дополнительного образования вовлечено: из 17 учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, заняты 15 учащихся, что составляет 88%.

    2013-2014уч.г. из 19 учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, заняты 16 учащихся, что составляет 84%.

    2012-2013 уч.г. из 21 учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, заняты 19 учащихся, что составляет 90%.

    Помимо традиционных мероприятий, используются такие интерактивные формы работы с учащимися как ток-шоу, диспуты, тренинги, круглые столы, интеллектуальные игры. Новым направлением этой деятельности стали «Театральные встречи». Ребята ходят на спектакли Черемховского драматического театра имени В.П Гуркина, содержание которых соответствует задачам духовно-нравственного и патриотического воспитания. За 2014-15 у.г. учащиеся школ города посетили такие спектакли как: «Детектор лжи», «Любовь и голуби», «Удалой молодец, гордость запада», «Женитьба», «Аделаида», «Продавец дождя», «Аккомпаниатор», «Мамочки». Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, данные спектакли посещают бесплатно.

    1. Организация социально-педагогической поддержки и сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

    По итогам 2014-15 у.г. на внутришкольном учете в образовательном учреждении состоит 8 семей (2013-14у.г. – 7 семей, 2012-13у.г. – 6 семей)

    Количество семей, состоящих на всех видах учёта

    2012-2013

    2013-2014

    2014-2015

    6

    7

    8

    Таб.4

    Большая работа с семьями и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации проводится образовательным учреждением совместно с Управлением министерства по социальному развитию, опеке и попечительства Иркутской области по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району.

    Социальным педагогом своевременно направляется информации о выявленных семьях, нуждающихся в социальном патронаже, о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, о семьях, где условия проживания и воспитания представляют угрозу жизни и здоровью детей в отдел предоставления мер социальной поддержки семье и детям, органы опеки министерства социальной защиты.

    В целом можно говорить о сложившейся в процессе взаимодействия ОУ с заинтересованными ведомствами системе предоставления социально- педагогических услуг семьям, нуждающимся в государственной поддержке. Например, ОУ постоянно проводится работа по увеличению охвата бесплатным горячим питанием обучающихся из малообеспеченных семей: на конец 2015-16 у.г. - 2138 школьников охвачены данной социальной услугой, что составляет 35% от общего контингента школьников (2014-15 у.г. – 33,5%, 2013-14 у.г. – 32%). В течение всего учебного года проводился мониторинг увеличения охвата бесплатным питанием, так на 1 сентября 2015 года данной услугой было охвачено 1810 учащихся, к концу учебного года данной услугой пользовались на 328 детей больше.

    Динамика охвата учащихся бесплатным питанием

    2012-2013

    2013-2014

    2014-2015

    Таб.5

    Особое внимание в настоящее время в образовательном учреждении уделяется профилактической работе по предупреждению жестокого обращения с детьми, выявлению семей, где по отношению к детям практикуется насилие, нарушаются их права на достойное содержание и воспитание.

    «Об организации деятельности по вопросам раннего выявления и противодействия жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних», назначен координатор в МОУ по раннему выявлению и пресечению фактов жестокого обращения – Бахтина Л.А.

    При обнаружении факта жестокого обращения (чаще всего звеном выявления являются учителя предметники, классный руководитель) информация доводиться до администрации школы, администрация школы, либо ответственное лицо по раннему выявлению и пресечению фактов жестокого обращения информирует специалиста управления образованием и в течении 1 часа направляет письменную информация на имя начальника управления образованием.

    В МОУ проводится работа по раннему выявлению семей и детей, имеющих признаки высокого риска жестокого обращения и нуждающихся в социальной защите и поддержке, оказанию помощи семьям с детьми, направленной на преодоление трудной жизненной ситуации, формированию ответственных ненасильственных детско-родительских отношений, созданию условий для развития здоровой личности.

    Так, в образовательных учреждениях за 2014- 15 у.г. было зафиксировано 0 случая жестокого обращения с детьми (2013-14 у.г. – 0 случаев, 2012-13у.г-0случаев).

    Кроме того, образовательное учреждение систематически обращается в ОДН, КДН и ЗП с ходатайствами о принятии мер к родителям, не обеспечивающим соответствующие условия для проживания и обучения детей, дети которых пропускают занятия без уважительных причин. По результатам обращений родители приглашаются на КДН и ЗП, к ним применяются меры административного взыскания, устанавливаются сроки контроля за исправлением ситуации в семье, рассматриваются повторно, принимаются решения об изъятии детей. Ситуация с подростковой безнадзорностью, неблагополучными условиями воспитания в семье остается достаточно острой и тревожной.

    В декабре 2013 года приняли участие в областной акция единого действия по пропаганде семейных ценностей и профилактике семейного неблагополучия, в рамках которой проведены единые классные часы «Моя семья – мое богатство» и оформлены выставки и проведены мероприятия в библиотеке школы «Загляни в семейный альбом….» и т.д.

    Выполнение Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2013 года « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» в части обеспечения получения обязательного основного общего образования, работа по сохранению контингента учащихся.

    Мониторинг пропусков

    Учебный год

    Всего пропущено

    Из них по уважительной причине

    По неуважительной причине

    дней

    уроков

    дней

    уроков

    дней

    уроков

    2012-2013 учебныйгод

    2446

    14676

    2148

    12889

    298

    1788

    2013-2014учебный год

    2191

    13149

    1546

    9279

    645

    3870

    2014-2015учебный год

    1883

    11299

    1755

    10530

    128

    769

    Вывод: Уменьшилось количество пропусков по неуважительной причине. В течении года выявлены дети в системе пропускающие уроки без уважительных причин (Валеева Алина-9класс,Тюкавкин Кирилл(9класс) с данными детьми проводилась профилактическая работа(ежемесячная информация в КДН,ОДН, Советы профилактики.

    Анализ выбытия учащихся из ОУ в течение 3-х учебных года

    исключая движение (без учета летнего периода)

    Учебные года

    Всего

    В т.ч.

    Выбыли из 1-11 классов

    5-9 кл

    10-11 кл

    ОСШ

    ПУ, ССУЗ

    Работа

    Декретный

    отпуск

    2012-13

    0

    2013-14

    3

    -

    3

    3

    -

    -

    2014-15

    0

    Необходимо отметить положительную динамику за последний учебный год.

    На конец 2014-15 учебного года не посещала школу 2 учащегося, что на 1 человек меньше, чем по итогам прошлого года (в 2013-2014 уч.г.– 3чел, 2012-13 уч.г. –2 чел).

    Сравнительный анализ обучающихся в системе пропускающие образовательное учреждение

    2012-13

    2013-2014

    2014-2015

    2

    3

    2

    Ст. 9 Закона Иркутской области № 7-оз, Законом № 38-оз, не предусматриваются меры административной ответственности родителей за пропуски уроков без уважительной причины их детьми, а только декларирована ответственность родителей ребенка за его воспитание, получение им общего образования в соответствии с федеральным законодательством (ст. 9 п.5.) В результате отсутствия мер административной ответственности, родители далеко не всегда (в нарушение ст.9) информируют ОУ в течение 3-х часов о причинах отсутствия ребенка на уроках (тем более, родители из неблагополучных семей).

    Таким образом, ответственность за пропуски уроков целиком возложена на образовательное учреждение , которое в течение одного дня должно выяснить причины отсутствия учащихся, посетив семью или дозвонившись с телефона классного руководителя или социального педагога, принять меры к их возвращению.

    Из этого следует, что для сокращения количества пропусков без уважительной причины необходимы следующие меры:

    1. Организовать ежемесячный мониторинг количества пропущенных уроков в расчете на 1 человека. Мониторинг проводить в каждом классе, персонально спрашивая за результат с каждого классного руководителя.

    2. Факт болезни учащихся должен быть обязательно подтвержден справкой. Записки не учитывать. Осуществлять проверку внесения записей в кл. журнал по медицинским справкам.

    3. Требовать от родителей письменные заявления на имя директора, если есть уважительная причина пропусков занятий (это другие уважительные причины).

    4. У классных руководителей на руках должны быть приказы на соревнования и другие распорядительные документы, подтверждающие уважительную причину отсутствия.

    1. Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся.

    В соответствии с законодательными актами, образовательное учреждение в сфере первичной профилактики наркомании и токсикомании в 2014-15 у.г. образовательное учреждение продолжила работу по основным направлениям:

    1. пропаганда здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья.

    Сравнительный анализ итогов работы поста «Здоровья+»

    Критерии работы наркопостов

    2012-13 у.г.

    2013-14 у.г.

    2014-2015у.г.

    Количество профилактических мероприятий с обучающимися/ охват обучающихся

    43

    86/760

    87/869

    Количество социально-педагогических обследований/ охват обучающихся

    29/210

    31/320

    32/340

    Количество психологических обследований/ охват обучающихся

    18/187

    23/232

    28/245

    Количество просветительских мероприятий с родителями/ охват родителей

    1/41

    1/53

    2/67

    Количество консультаций с родителями/ охват родителей

    9/18

    12/12

    14/18

    Вывод: Из таблицы видно, что по всем критериям работы поста «Здоровья+»

    идет стабильное увеличение, как проводимых мероприятий, так и охвата обучающихся и их родителей.

    В последние годы большое внимание уделяется индивидуальной профилактической работе с обучающимися и их родителями.

    Кроме массовых мероприятий, входящих в планы работы поста «Здоровья+», в ОУ проводились, также общегородские мероприятия профилактической антинаркотической направленности:

    - с 1 по 20 декабря 2015 года проведена областная профилактическая акция «Стоп, СПИД» ;

    - с 3октября по 10 декабря 2015г. - областная профилактическая антинаркотическая акция «Классный час»

    - с 15 по 30 мая 2015 года профилактическая акция «Жизнь без табака» в форме единого классного часа.

    Наблюдение и контроль (мониторинг) за распространением табакокурения, наркомании и токсикомании, а также употребления спиртных напитков среди учащихся.

    Количество учащихся состоящих на учёте поста Здоровья+ за 3 года

    Причина постановки на учёт

    2012-13 у.г.

    2013-14 у.г.

    2014-2015 у.г.

    Всего школьников на учёте наркопостов

    - за устойчивое курение

    1

    -за употребление спиртных напитков

    2

    5

    - за употребление наркотических веществ

    -

    - за употребление токсических веществ

    -

    3

    3

    Вывод: В настоящее время в школе появились новые проблемы, связанные с употреблением алкоголя.

    Не всегда учащиеся, доставленные в дежурную часть МО МВД «Черемховский» в состоянии алкогольного опьянения, и прошедшие затем через КДН и ЗП своевременно и в полном составе ставятся на учет поста «Здоровья» для проведения с ними профилактической индивидуальной работы.

    Организация работы школьных наркопостов.

    В марте - апреле 2014 года прошел смотр-конкурс «Лучший школьный пост «Здоровье+». Конкурс проводился в два этапа:

    • заочный этап: экспертиза документов постов;

    • очный этап: смотр информационных стендов, творческий отчёт агитбригад наркопостов.

    По итогам смотра стендов наркопостов 1 место Положительно отмечается подготовка и выступление агитбригад, которая проведена в ДДЮ.

    По итогам конкурса агитбригад: 2 место

    По итогам двух этапов определены победители смотра-конкурса «Лучший школьный пост «Здоровье+» 2 место.

    Выступление агитбригады была яркой. Во время выступления ребята смогли показать информационную компетентность по проблеме употребления наркотических веществ, алкогольных напитков, а также курения, смогли привлечь аудиторию и донести практическую значимость выступлений.

    3) реализация образовательных профилактических программ.

    Анализируя этапы развития превентивного образования в нашем городе, необходимо отметить, что уже несколько лет подряд в ОУ имеется возможность выбора, сочетания и дополнения программ, направленных на разные возрастные группы детей, на разные направления того комплекса проблем, с которыми нашим детям приходиться сталкиваться при взрослении.

    На сегодняшний день в школе школьников обучают по 5 превентивным программам.

    Количество педагогов, реализующих превентивные

    образовательные программы

    Название программы

    Количество педагогов, реализующих данную программу

    Полезные привычки (1- 4 классы)

    Полезные навыки (5- 9 классы)

    Полезная прививка (10 -11 классы)

    Всё, что тебя касается (7-10 классы)

    Все цвета, кроме черного (1-4, 5-9, 10-11 классы)

    Молодость без табака

    Из. табл. с видно, что в 2013-14 у.г. в школах города реализовывались 6 программ 58 педагогами.

    Таблица 6

    Сравнительный анализ количественных показателей реализации превентивных программ в ОУ г. Черемхово за 3 года.

    Программы

    2011-12 у.г.

    2012 – 13 у.г.

    2013-14 у.г.

    «Полезные привычки» (1-4 классы)

    503

    396

    1836

    «Полезные навыки» (5-9 классы)

    256

    1194

    1836

    «Полезная прививка» (10-11 классы)

    217

    186

    180

    Всё, что тебя касается (8-11 классы)

    221

    224

    555

    Все цвета, кроме чёрного (2-11 классы)

    330

    313

    654

    Молодость без табака

    34

    Итого:

    1527

    2313

    5095

    Анализ табл. 1 и рис.12 показал, что уже третий год подряд идет стабильное увеличение охвата превентивными программами школьников всех уровней образования.

    Доля учащихся ОУ, охваченных превентивными программами

    на 1 уровне образования в 1 полугодии 2014 года

    videouroki.net