Ментальная арифметика для детей. Постигаем азы науки. Методика ментальной математики для детей


Ментальная арифметика и ребенок дошкольник

Ментальная арифметика для малышей

Содержание статьи

Один-единственный навык может полностью изменить жизнь вашего ребенка. Нужно только успеть приобрести его до 12 лет.

Исследования показали, что всего лишь 5 процентов людей из общего числа достигают выдающихся успехов в жизни. Остальные люди обычно лишь много мечтают, но их мечты так никогда и не становятся реальностью.

В чем причина? И возможно ли нам как-то повлиять на то, в какой группе людей окажутся наши дети?

Научно доказанным является факт, что успеха добиваются те люди, у которых полностью развиты оба полушария головного мозга. С другой стороны, подавляющее большинство людей имеют более развитое левое полушарие и менее развитое правое.

Полушария головного мозга

Это влияет на то, что логическое мышление является полноценным, а вот творческое мышление, или интуиция, значительно хуже. Это влияет на то, что человеку сложно выбрать наиболее эффективное решение и направление в жизни.

Означает ли это, что если помочь человеку развивать работоспособность правого полушария головного мозга, то это поможет ему стать более успешным?

Не обязательно. Однако если это произойдет в возрасте от пяти до 12 лет, то можно добиться прекрасных результатов. Дело в том, что именно в этот период жизни мозг человека лучше всего поддается влияниям, формирующим его.

Сегодня в нашей стране наблюдается рост популярности новой методики обучения, которая позволяет активно влиять на рост интеллекта детей. Если раньше родители, желающие сделать умными своих детей, посылали их на кружок по шахматам, то сейчас все больше детей посещают занятия по ментальной арифметике.

Что это за явление такое — ментальная арифметика?

Ментальная арифметика зародилась в Японии – в стране, которая уже многие годы традиционно занимает первые места на международных юношеских конкурсах по математике. Эта методика основана на том, что дети при вычислениях используют особые счеты – «соробан».

Также эти счеты иногда называют «абакус».

Эти счеты начинают свою историю с очень древних времен. Считается, что уже в Древнем Вавилоне люди использовали счеты абак. Затем они перекочевали в Египет и другие восточные страны. До Европы счеты дошли лишь к началу 9 века.

Как проходят уроки ментальной арифметики?

Счеты «Абакус» представляют собой раму, в которую вставлено от 23 до 31 спицы.

Каждая спица имеет ровно пять косточек, которые отделены друг от друга поперечной перекладиной. Над перекладиной расположена костяшка, равная пяти, а под перекладиной – четыре костяшки номиналом «1».

Для работы с костяшками важно использовать только большой и указательный пальцы. Крайняя правая спица начинает счет. Это единицы. Следующая спица левее – десятки. И так прибавляются разряды.

Работа с соробаном становится для ребенка чем-то естественным. В результате, когда нужно произвести вычисления в уме, ребенок представляет себе то, как он производит эти математические действия прямо на счетах. В результате дети легко справляются с вычислениями над числами, вплоть до шестизначных.

Счеты соробан

Что значат уроки ментальной арифметики для ребенка?

Важно, чтобы свои первые вычисления и первые цифры ребенок усваивал с помощью соробана. Он должен работать с цифрами, перебирая костяшки счет пальцами.

Проходит время, и дети начинают работать уже не со счетами, а с ментальными картами. На этой карте изображается соробан. Этот этап характерен тем, что дети уже не прикасаются к косточкам, а делают это мысленно.

Когда ребенок привыкает и к ментальной карте, он перестает в ней нуждаться, так как полностью визуализирует счеты в своем сознании.

Но стоит учитывать, что занятия с детьми от 4 до 5 лет принесут пользу только в том случае, если они больше похожи на игры.

В этом возрасте вообще сложно долгое время сосредотачиваться на абстрактных вещах, таких как числа и цифры. Есть одно условие — если проводить занятия в форме игр, то детям будет интересно считать.

Можно даже задействовать такие приемы, как разукрашивания. Важно следить за тем, чтобы нагрузка для ребенка была не очень высокая. Например, проводить занятия всего лишь 30 минут.

Как обучать детей по ментальной методике в домашних условиях?

Способность в уме производить вычисления благоприятно влияет на умственные способности в целом. Очень важно добиться регулярности в занятиях. Решать арифметические примеры должно стать привычкой для ребенка. Если применить этот совет, то уже скоро для ребенка будет не сложно решить задачи по сложнее, при этом не используя калькулятор.

Важно, чтобы считать дети учились именно на счетах. Это главное правила ментальной математики. Используя при этом обе руки, можно добиться увеличения скорости вычислений в два раза.

Счеты помогают детям не только решать простейшие задачи по сложению и вычитанию, но и позволяют производить деление и умножение, а также работать со степенями.

Важно добиться того, чтобы в конечном итоге ребенок мог производить вычисления без счет «абакус» в руках, довольствуясь лишь их образом в своем сознании. Вот это и есть та самая настоящая ментальная арифметика. Было замечено, что дети, достигшие этого уровня развития, проявляют склонность к творческому мышлению, что помогает им очень легко решать даже сложные задачи.

Дети представляют в своих мыслях косточки на счетах и образно говоря перебирают их в своем уме.

Когда нужно начинать обучение с «абакус»?

Самый подходящий возраст для начала занятий – это от четырех до двенадцати лет.

Иногда в ментальные школы принимают детей до 16 лет. Однако считается, что к 12 годам мозг уже заканчивает свое формирование, поэтому гораздо сложнее даются новые навыки и методы мышления.

Процесс обучения обычно длится до трех лет. Не больше.

Ментальная арифметика для детей и взрослых – это прекрасный способ тренировать мозг. Однако не стоит считать, что это панацея.

Существует множество и других интересных и очень эффективных способов, которые также важно использовать, когда на кону стоит ментальная арифметика.

Обычное чудо — 5-летняя девочка считает быстрее калькулятора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети! Просто нажмите кнопку соцсети

podrastu.ru

Ментальная арифметика обучение в домашних условиях

27 Февраля 2017

Ментальная арифметика в домашних условиях. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно. Простое сложение и вычитание. Скачать примеры бесплатно. Примеры действий на абакусе. Вспомогательные бусинки (братья и друзья).

Материал подготовлен для родителей и детей в ознакомительных целях! За обучающими материалами и занятиями обращайтесь в развивающие клубы Вашего города.    

Знакомство с Абакусом

  1. внешняя рама
  2. верхний ряд бусинок (братья): значение 5
  3. нижний ряд бусинок (друзья): значение 1
  4. расчетная (разделительная) линейка

Примеры действий на абакусе

При работе с абакусом используйте большой и указательный пальцы. 

Нижние бусинки (друзей) добавляйте большим пальцем и вычитайте - указательным.

Верхние бусинки (братьев) добавляйте и вычитайте только указательным пальцем.

Для примера возьмем только единицы и десятки и сопоставим цифры и значения на счетах.

Задание 1: запишите значения, показанные на счетах. 

Простое сложение и вычитание

Выполняйте все подсчеты слева направо (это облегчит вычислена при работе с большими числами).

Задание 2: простое сложение и вычитание

Вспомогательные бусинки (братья и друзья)

  • При нехватке бусинок воспользуйтесь верхней бусинкой (помощь брата) или бусинкой из следующего стержня (помощь друга).
  • Верхнюю бусинку (помощь брата) применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3.
  • Бусинку из следующего стержня (помощь друга) применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.

Сложение 5: помощь брата

Задание 3: Сложение 5: помощь брата  

Вычитание 5: помощь брата

Задание 4: Вычитание 5: помощь брата  

Сложение 10: помощь друга

Вычитание 10: помощь друга

Задание 5: Сложение и вычитание 10: помощь друзей  

Понравилось занятие? Ставьте сердечки и подписывайтесь на нас в социальных сетях:

Инстаграм https://www.instagram.com/artwithbaby/ Вконтакте https://vk.com/wwomensec

womensec.ru

Ментальная арифметика для детей в домашних условиях

Ментальная арифметика для детей. Ментальная арифметика в домашних условиях. Ментальная математика. Простое сложение и вычитание. Скачать примеры бесплатно. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно. Примеры действий на абакусе. Вспомогательные бусинки (братья и друзья). Соробан.

В последние годы всё большую популярность набирает ментальная арифметика. Сегодня мы узнаем, что из себя представляет данная  методика, и постигнем её азы.

Что такое ментальная арифметика?

 

         Ментальная арифметика – это методика обучения детей от 4 до 12 лет счёту в уме больших чисел (в том числе и пятизначных), зародившаяся в Японии в V веке до н.э. Кроме математических способностей  менар (ментальная арифметика)  способствует развитию межполушарного взаимодействия, логики, воображения, концентрации внимания и аналитического типа мышления.

На занятиях в студиях дети занимаются не только математикой, но и другими  общеразвивающими дисциплинами. Кроме того, материал преподносится в игровой форме так, чтобы увлечь каждого ребёнка.

 

Особенностью обучения математике по древне японской системе является использование на занятиях абакуса.

 

Что такое абакус (соробан)?

Абакус (соробан) – японские счёты. От русских их отличают вертикальный вид и деление на два поля.

Приобрести подобные счёты  можно на сайте Алиэкспресс.

В подсчёте на абакус задействованы  обе руки, что  гарантирует развитие межполушарной связи  и мелкой моторики рук.

 

Как работать с абакусом?

 

Сложение и вычитание на абакусе ведётся большим и указательным пальцами.

Так, нижние косточки  (друзья) прибавляются большим пальцем, а вычитаются – указательным. А вот с  верхними косточками работают лишь указательные пальцы.

 

Упражнение с абакусом: попробуйте перебирать косточки пальцами на счётах, используя вышеуказанные правила, на всех вертикальных палочках.

 

Каждое число на японских счётах обозначается особым положением косточек:

 

 

 

 

 

Задание для закрепления материала:

Простые примеры для детей:

 

 

 

 

 

Задание для закрепления материала: 

Вспомогательные косточки (братья и друзья)

 При нехватке косточек воспользуйтесь верхней косточкой (помощь брата) или косточкой из следующего стержня (помощь друга).

Верхнюю косточку (помощь брата) применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3.

Косточку из следующего стержня (помощь друга) применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.

 

 

Обозначение чисел от 11 до 20:

 

 

 

 

Видео-уроки:

 

 

 

 

 

 

 

Возможно, Вам будет интересно:

mylala.ru

Методика "Ментальная математика с Тото": полная информация!

Методика "Ментальная математика с Тото": полная информация!

Долгожданное пополнение рубрики детских товаров!

Представляем вашему вниманию эксклюзивную новинку, разработанную специально по заказу Почтамагазин.рф — развивающую методику для обучения ментальной математике детей 2-12 — «Ментальная математика и другие важные открытия с совенком Тото».

Модное название «Ментальная математика» подразумевает под собой систему быстрых устных вычислений в уме, без использования калькулятора или письменных записей.

Об авторе

Автор методики Петренко Олеся Евгеньевна разработала курс на основе соединения разных подходов к обучению и собственного опыта. Стоит отметить, что это не первая разработанная методика данным автором. Ее авторский курс для изучения английского языка «Наш ребенок билингва» был высоко оценен тысячами родителей. Олеся Евгеньевна опытный преподаватель и мама двоих детей, которые первые на себе опробуют все методики. Кстати, обе дочки Олеси свободно говорят на двух языках и отлично считают!

«Ментальная математика с Тото» — что внутри?

Внешне методика представляет собой коробку, в которой вы найдете книгу с упражнениями в твердой обложке с пружинным переплетом. Форма книги-тетради очень удобна: она не мнется, страницы удобно перелистывать и оставлять в открытом состоянии до следующего занятий.

В качестве дополнительных материалов к книге прилагаются яркие карточки с цифрами и 3 цифровые прямые для визуализации числовой последовательности.

С одной стороны карточек нарисованы цифры, а с другой — аналогичное количество точек. Попеременно используйте разные стороны карточек, а также комбинируйте их в одном примере, чтобы тренировать у ребенка сообразительность.

Также для выполнения упражнений вам понадобятся счётные палочки (не входят в комплект с методикой).

Методика «Ментальная математика с Тото» состоит из 3 частей разной сложности А, B, C. Имеются также подготовительные задания для самых маленьких, чтобы научиться считать до 10.

Каждая часть методики содержит 10 занятий, в каждом вам предстоит выполнить с ребенком 5 упражнений.

Для полного усвоения упражнения можно выполнять несколько раз в разные дни. Проверить, хорошо ли ребенок понял материал, вы сможете благодаря итоговым тестам после каждой части. Но и внутри частей между упражнениями встречаются красочные странички с веселыми иллюстрированными заданиями.

В конце книги содержится огромное количество примеров для прорешивания с возрастающей сложностью.

Специальные дополнения к методике:

• готовые примеры для прорешивания с возрастающей сложностью;• правила ментального умножения и вычитания;• 6 золотых правил обучения детей математике;• правила сложения дублей (2+2, 7+7) и дублей с числом 5 (25+25, 15+15).

Преимущества методики

Методика «Ментальная математика с Тото» вовлечет вашего ребенка в увлекательный мир математики благодаря ряду преимуществ.

1) Учиться считать в ходе занимательной игры — это замечательное решение, такой метод намного сильнее мотивирует ребенка на обучение, чем скучные серьезные уроки.

2) В упражнениях методики содержатся разные варианты визуализации математических операций, например: десяток — это Королева цифра 10, а все остальные цифры ее подданные, которых она расставляет парами.

3) В методике осуществляет легкий переход от оперирования материальными объектами (домиками, зверюшками, квадратиками) к сложению непосредственно цифр.

4) Многие задания связаны творчеством, что позволяет ребенку раскрываться.

5) Методика основана на эффективной технике предоставления детям самого младшего возраста максимального количества знаний об окружающем мире.

6) Ребенок в процессе познает не только письменный и устный счет, но и учится геометрическим понятиям, ориентации в пространстве.

7) Активные игровые упражнения, не требующие длительной концентрации внимания, соединены с более спокойными видами деятельности, чтобы соблюдать психо-эмоциональный баланс у ребенка.

Стоит отметить, что методика расчитана на разный возраст детей, самый оптимальный период для начала занятий 3-6 лет в качестве подготовки перед школой. Но также методика подойдет и для младших школьников, чтобы повысить их математические навыки. Весь курс расчитан на 9 месяцев ежедневных занятий.

Польза ментальной математики для ребенка

Занятия с ребенком по методике «Ментальная математика с Тото» развивают одновременно оба полушария мозга, что позволит вашему ребенку в будущем стать очень развитым и успешным человеком. Уже доказано, что навык выполнять математические операции в уме позволят легче справляться и с другими предметами.

Результатом занятий станет:

♦ Полноценное обучение устному и письменному счёту от 0 до 100.♦ Понимание логики счета, сравнения чисел, сложения и вычитания.♦ Развитие мелкой моторики (написание чисел, работа с карточками, сложение на пальчиках).

Детки, которые занимались ментальной математикой по курсу научились не только считать, но и:

♦ Стали логичнее изъяснять свои мысли♦ Повысили свои коммуникативные навыки♦ Стали принимать более активное участие в других обучающих занятиях и играх♦ 100% детей проявили интерес к дальнейшим занятиям арифметикой♦ Стали легче концентрироваться, уменьшился синдром рассеянного внимания.♦ Начали легче воспринимать визуальную и аудиальную информацию.

Приобрести методику «Ментальная математика с Тото» можно только в интернет-магазине Почтамагазин.рф или по телефону горячей линии 8-800-333-93-00!

 

www.pochtamagazin.ru

Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику?

Многие родители спешат занять своих чад различными активностями – от спортивных секций до кулинарных мастер-классов. Сейчас в тренде – школы ментальной арифметики. Это новая бизнес-идея или реально полезная методика?

Наверняка, вам высылали видео по WhatsApp или вы видели в интернете, как маленькие гении очень быстро выполняют математические операции. Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим магическим словосочетанием. Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем калькулятор.

В Казахстане широкую популярность набирают школы ментальной арифметики. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Многие центры в Казахстане открыты по франшизным линиям и имеют уже филиальную сеть в крупных городах.

Но мнения казахстанцев расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?

Что такое ментальная арифметика?

Это методика развития умственных способностей детей от 4 до 16 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь этой методике, ребенок может решить арифметические задачи за несколько секунд (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа) в уме и на специальных счетах (абаке).

Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде образов. Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Еще великий Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

На начальной стадии обучения ребенок использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все четыре вида математических операций, а также вычисление квадратного и кубического корней.

Пройдя эту стадию, дети переходят к счету в уме. Каждая тренировка ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует воображение, благодаря чему впоследствии он сможет производить расчеты в уме, лишь представляя абак перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счетами). В итоге ребенок может сложить десятизначные числа за несколько секунд.

Сколько длится обучение?

3-4 года с частотой 2 часа раз в неделю: 10 уровней по 3-4 месяца или 12 уровней по 3-4 месяца, если занятия начинаются до 7 лет.

Цена вопроса?

От 16 до 22 тысяч тенге в месяц

Алмагуль Турдалиева, мама троих сыновей (Эльман – 10 лет, Искандер– 7 лет, Ерик –2 года):

Мои сыновья занимаются ментальной арифметикой, старший – уже третий год, средний – первый. Обоим нравится, мы как родители тоже довольны.

Старший сын стал заниматься, когда уже ходил во второй класс. То есть он уже знал основы арифметики, но интерес к новому был большой.

Видимые результаты мы увидели спустя год-полтора. Еще многому ему нужно научиться. В школе он опережает своих соклассников по математике. Учительница зачастую вызывает его к доске, чтобы он наглядно разобрал тот или иной пример. Он сочетает навыки ментальной арифметики и обычной школьной программы.

Усидчивость и внимание появились, но по другим предметам скачка не видно. В центре мы занимаемся один раз в неделю, а каждый день решаем по три страницы примеров. Каждый день. И старший, и средний тренируют свою память и воображение. Многие удивляются, как я с тремя детьми еще и каждый день примеры какие-то решаю. В этом ничего сверхъестественного нет. Уверяю вас, 40-60 минут в день вполне можно уделить занятиям с детьми. Правда, младший в силу своего возраста нам мешает, но мы стараемся его увлечь играми и другими занятиями.

Примеры старший сын щелкает как орешки, а вот с задачами уже сложнее. Зачастую он не может объяснить ход решения, но знает ответ. Мы планируем после курса арифметики дополнительно заниматься решением задач, то есть изучать углубленно традиционную математику. У сына портится почерк, это я признаю.  Это из-за счета на скорость, они пишут очень быстро.

Мы с мужем считаем, что, развивая сейчас математические навыки, мы даем им шанс на успех в будущем. Физика и математика – именно на эти знания мы делаем ставку для наших мальчиков. Если интерес не спадет, а результаты будут расти, то сына планируем отдать в специализированную физико-математическую школу. А почему бы и нет?

Если он будет участвовать и выигрывать олимпиады, совершенствоваться от турнира к турниру в Казахстане и за границей, то почему нет? Главное – сыновьям это интересно.

Наталья Мутева, учитель начальных классов школы:

Ментальная арифметика позволяет детям развивать чувство числа. Благодаря такому движению появилась некая мода на математику в целом.

Родители тратят время и деньги, дети стараются. С помощью счетов дети делают мелкие движения руками, их мозг развивается намного активнее.

Но это слишком рискованно утверждать, что методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на всестороннее развитие ребенка. Умение быстро считать в уме – вовсе не проявление математических способностей.

На практике многие дети, которые занимаются ментальной арифметикой, очень спешат и, это не удивительно, ошибаются. Они не считают по привычной форме для нас, не просчитывают промежуточные результаты в примерах. Они торопятся, хотят быстрее сказать ответ, а в итоге немного ошибаются. Не все, конечно. Но у меня есть такие дети.

Мне отчасти приятно, что сейчас растет спрос на математику, модно учиться быстро считать, но математика – это не только счет, это цепочка логических суждений.

Родители казахстанских школьников делятся своим мнением о новом арифметическом веянии в интернете, бесконечно советуясь и выбирая правильное решение. Звучат разные точки зрения:

 «... Задание по ментальной арифметике сын делал молниеносно, перебирал абакус, карандашом писал ответы в тетради. Началось все потом, наш первоклассник перестал понимать СУТЬ заданной, написанной, прочтенной в учебнике задачи по математике. Читает и не понимает, как в голове сложить ТЕКСТ и как произвести правильное решение – выбито напрочь, не знает, что надо делать – отнимать, прибавлять, умножать или делить. Не находит РЕШЕНИЯ поставленной задачи, не рассуждает, отсутствует логика,  отсутствует мышление, внимание и понимание.

Сейчас на лето наняли репетитора по математике, как она сказала – полный «отстой» в голове у малыша, это мы виноваты, взрослые.

Теперь я себя спрашиваю, а зачем моему малышу считать десяти-двадцатизначные цифры на скорость, перебирая абакус? А дальше, в школе, в институте – задачи с двумя неизвестными, тремя неизвестными, алгоритмы, тангенсы, котангенсы, линейные уравнения, задачи из пункта А в пункт Б, нахождение площади сечения призмы или шара, матрицы для решения дифференциальных уравнений, корни кубические, не только квадратные, одночлены, многочлены... Тут уже абакус не поможет».

«...Перерывы в ментальной арифметике вообще противопоказаны. Хотя говорят, что после окончания полного курса это уже должно дойти до автоматизма.

Мы были в отпуске сразу после окончания первого курса (примерно дней 20). Так на первом занятии второго курса преподаватель на сына так наехала, что он не занимался на отдыхе, и вместо того чтоб повторению уделить 30 минут, что считаю возможным при всего двух учениках на занятии в два часа, она на дом дала кипу заданий, да еще и новую тему он из-за этого не понял – разнервничался потому что. Вот после этого и взбрыкнул :(».

«Успехи реально есть, мне самой даже не верится. Дети складывают и вычитают двух-трехзначные цифры в уме, да еще и быстро. К примеру, 56-23+48+29+103-9= и сразу дают ответ (я бы без калькулятора не справилась). У старшего сына большие успехи в школе, думаю, по этой причине, он быстрее стал соображать, по математике сильно подтянулся, могу сказать в данный момент даже лучший в классе, недавно по математике была олимпиада, он занял 2-е место среди вторых классов, допустил одну ошибку, и то это даже не ошибка, а сделал каракулю, и ему снизили балл. Вот о младшем такого не скажу, списываю на возраст, усидчивости пока нет, и внимание рассеянное, но тоже результаты неплохие, такие же числа складывает, но иногда допускает ошибки.

Самое тяжелое в первое время – удержать их, чтобы не забросили, потому что вначале  проходят 3+2-1+8= для 2-го класса это «раз плюнуть». И из-за этого они не хотят заниматься. Начищающим надо набираться терпения! Результат не заставит себя долго ждать.

Сейчас мои дети сами рады, что ходят туда, что отличаются от своих сверстников по скорости счета! Домашнее задание – одна страница в день – ничего сложного».

comode.kz

зачем осваивать, чем полезна, плюсы и минусы методики

18.10.2017

Экспертные статьи

Зачем ребенку осваивать ментальную арифметику?

Ментальная арифметика — система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

Чтобы вам было легче решить, стоит ли ребенку обучаться ментальной арифметике, мы расскажем, насколько это умение полезно для успеваемости в школе и как необычная методика вычислений отражается на мышлении ребенка.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Чем полезна ментальная арифметика?
  1. Развивает воображение и логику Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют «абакус», в Японии — «соробан»). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, подключая воображение. На многочисленных видеозаписях процесса обучения можно заметить, что ребенок делает движения пальцами, передвигая воображаемые кости.

  2. Развивает оба полушария мозга Вычисления — это логичные, рациональные действия, то есть задача левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление — это уже правое полушарие. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика помогает развить оба полушария и за счет этого добиться больших успехов в решении математических задач.

  3. Улучшает память Ребенок запоминает новую технику, образ счетов, множество определенных манипуляций. Все это активно тренирует память. Если интенсивно работать в этом направлении с детства, то в будущем запоминать большие объемы информации для него не составит труда.

  4. Тренирует концентрацию внимания и упорство Такая необычная и сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству.

  5. Развивает математические способности Мы отнесли этот пункт в конец списка, поскольку ментальная арифметика — это комплекс навыков и умений, предполагающий общее развитие интеллекта. Но все же курс сосредоточен именно на математических вычислениях и существенно облегчит ребенку процесс обучения математике в школе.

Плюсы методики
  1. Развитие мышления и мелкой моторики Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

  2. Умение быстро считать в уме Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.

  3. Улучшение памяти Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

  4. Повышение интереса к учебе Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

  5. Высокая концентрация внимания Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики
  1. Ребенок спешит и допускает ошибки в решении В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.

  2. Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Как проходит обучение ментальной арифметике?

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

Поскольку обычно дети начинают обучаться с раннего возраста, занятия построены в игровой форме. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.

Перед тем как начать обучение ментальной арифметике, проконсультируйтесь с педагогом и протестируйте ребенка, чтобы увидеть его потенциал и понять, готов ли он осваивать эту методику. Не бойтесь пробовать новые, прогрессивные способы развития мышления ребенка, и вы увидите, каких высот он сможет достичь.

iq007.ru

Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы



Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. В статье особое место уделяется реализации технологии «Ментальная арифметика» в математическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлен опыт работы.

Ключевые слова: технология «Ментальная арифметика», абакус, счеты, старшие дошкольники

В России о ментальной арифметике заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, в крупных городах открываются центры обучения, на первом канале в программах А. Гордона, А. Малахова, М. Галкина выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.

Кажется невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трехзначными числами в уме, причем быстро и правильно! «Ментальная арифметика для дошкольников» за короткий срок стала крайне популярной.

Что же такое «Ментальная арифметика»: очередная бизнес-идея или полезная программа обучения? Кто ее придумал? Правда ли, что эта методика учит считать быстрее калькулятора? А есть ли от нее еще какая-нибудь польза? Этими вопросами задаются многие педагоги.

Главным инструментом обучения быстрому устному счету является абакус.

Аба́кус (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. Abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в древних странах Азии и Европы. Международное их название абак (по-латыни «абакус»). В Китае они называются суаньпань, в Японии — соробан, а в России — счеты. Счеты несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней [1].

Уже более 50 лет абакус входит в государственную программу образования Японии. Японский журналист Осаму Катаяма пишет о том, что если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают, прежде всего, чтению, письму и соробану. В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика».

Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад.

Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике». Появился анзан — компьютерный тренажер; флеш-карты и другие интерактивные программы обучения по данной технологии.

Чтобы научиться пользоваться счетами — абакусом, необходимо знать, что они из себя представляют. Счеты состоят из: рамки, разделительной перекладины, верхних и нижних косточек. Посередине находится центральная точка. Верхняя косточка — «королева» обозначает пятерку, а нижние «братья» — единицы. Каждая вертикальная полоса косточек (домики), начиная справа налево, обозначает один из разрядов: единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч и т. д. Косточки в соседних «домиках» — разрядах, друг для друга, «друзья».

При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем. Дети запоминают стихотворение:

Что б прилежно посчитать -

Нужно пальчики размять:

Вверх — большой, вниз — указательный,

Вместе — крабик замечательный.

Малыши изучают 4 уровня сложения и вычитания (всего в ментальной арифметике 10 уровней) — простое сложение и вычитание (просто), помощь брата (братья), помощь друга (друзья) и комбинированный метод (брат + друг). На помощь опять приходят стихотворные строки:

Если «просто» мы не можем,

Значит «братик» нам поможет

Если «брат» не сможет вдруг,

То поможет добрый «друг».

Если «друг» не смог никак,

То поможет «друг + брат»!

Приведем пример — простое сложение: 237+ 252=489 (рис. 1.) Чтобы отложить число на счетах, необходимо придвинуть к разделительной перекладине косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 237, необходимо в разряде сотен придвинуть к перекладине 2 нижние косточки, в разряде десятков — 3 нижние, в разряде единиц — верхнюю косточку (5 ед. — «королеву») и 2 нижние (5+2=7). Так мы получаем нужное число [2].

Рис. 1. Простое сложение: 237+ 252=489

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по разрядам. При нехватке косточек воспользуемся верхней косточкой или нижней. Верхнюю косточку («королеву») применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3 («братья»). Косточку из соседнего стержня (помощь «друга») применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5 («друзья»).

Ментальная арифметика дает объемное, фактически пространственное понятие числа и состава числа. Это — прекрасная база для дальнейшего обучения математике. Ведь маленькие дети не могут мыслить абстрактно. Поэтому дошкольникам любые числа сначала показывают на конкретных примерах: яблочках, кружочках. А ментальная арифметика дает конкретное представление, что 1 — это 1 косточка, а 7 — это косточка 5 и ещё 2 косточки. Их даже можно потрогать!!! «Объемные числа»!!! Дети быстро «схватывают» принципы быстрого счета, а также, что одно число можно составить из разных чисел.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка.

Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее [4].

Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике» — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Кроме счета, есть и другие дополнительные занятия для развития внимая, памяти, мышления. Это — рисование двумя руками (одновременно), различные головоломки (со спичками; «Колумбово яйцо» и др.), таблицы Шульте и т. д. Дети, дополнительные задания, воспринимают как отдых. Кричат «ура!» и проходят очередной лабиринт. Они постоянно вовлечены в процесс. На занятии дети успевают и попрыгать, и побегать, и поползать, и, при этом, успешно усвоить материал.

Сначала малыши знакомятся с арифметикой в игровой форме с помощью рисунков. Учатся писать числа и работать с абакусом. Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки.

После этого дошкольники переходят от решения примеров на счетах к использованию формул, затем — к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

Левое полушарие воспринимает числа, правое — картинку косточек на счетах. Так, ребенок учится устному счету. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.

В результате: ребенок учится одновременно считать в уме и читать по памяти стихотворения, и / или прыгать на скакалке (дальше программа усложняется).

Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается 2–3 года.

Как правило, обучение начинается еще до школы — в 4–6 лет. В этом возрасте дети очень быстро привыкают не только к подсчетам на абакусе, но и к счету в уме [3].

Кроме того, выбор именно этого возрастного периода обусловлен тем, что к школе мы становимся право- или левополушарными, а восстановить нейронные связи, гармонизировав работу обоих полушарий можно лишь до 10 (иногда до 12) лет.

Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. Практика и отзывы родителей доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть, как сейчас, дополнительным, развивающим факультативом для детей.

Технология «Ментальная арифметика» стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.

Литература:

1. Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html

2. Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://readli.net/mentalnaya-arifmetika-slozhenie-i-vyichitanie-chast-1/

3. Центр ментальной арифметики SmartyKids [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/smartykids

4. Школа СОРОБАН™. Развитие ребенка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/soroban.murmansk

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ментальная арифметика, число, счет, косточка, верхняя косточка, простое сложение, указательный палец, перспективная методика образования детей, Россия.

moluch.ru