Методические рекомендации определения понятия информации и информационные процессы. Методические рекомендации определение


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - это... Что такое МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ?

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания; разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, преподавателей, проведенных исследований.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
  • МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

Смотреть что такое "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ" в других словарях:

  • Методические рекомендации —    предложения по реализации результатов научных исследований, решений научных конференций, научно практических семинаров, методических советов и т. п. по вопросам научной, следственной, организационной деятельности правоохранительных органов и… …   Криминалистическая энциклопедия

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по расчету двухставочного тарифа на тепловую энергию — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по расчету двухставочного тарифа на тепловую энергию: 2.1. Двухставочный тариф состоит из годовой платы за единицу (Гкал/ч, ккал/час) заявленной (абонированной) потребителем… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России. Методические рекомендации — Терминология Методические рекомендации: Психологический отбор кандидатов в пожарно технические образовательные учреждения МВД России. Методические рекомендации: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на транспорте — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на транспорте: Базовым моментом (t = 0) называется начало отсчета времени при осуществлении данной инновации. При расчете эффективности… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению катионного пав-коллектора АНП-2 при строительстве асфальтобетонных покрытий — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению катионного пав коллектора АНП 2 при строительстве асфальтобетонных покрытий: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения геосинтетическим …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по повышению ровности асфальтобетонных покрытий, устраиваемых автоматизированными асфальтоукладчиками — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по повышению ровности асфальтобетонных покрытий, устраиваемых автоматизированными асфальтоукладчиками: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению в асфальтобетоне отсевов дробления магматических горных пород — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению в асфальтобетоне отсевов дробления магматических горных пород: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения геосинтетическим материалом… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

professional_education.academic.ru

Методические рекомендации определения понятия информации и информационные процессы.

Основные цели: Раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и деятельности человека. Раскрыть понятие информативности сообщения с субъективной (содержательной) точки зрения на информацию. Ввести понятие «информационные процессы» и показать три их разновидности: процесс хранения, процесс передачи и процесс обработки информации. Раскрыть роль языков в информационных процессах.

Изучаемые вопросы

- Чем является информация для человека.

- Декларативные и процедурные знания (информация).

- Три типа информационных процессов.

- Роль органов чувств человека в процессе восприятия им информации.

- Естественные и формальные языки.

Основные содержательные и методические проблемы изучения всего материала связаны с проблемой определения понятия «информация». Информация - фундаментальное понятие науки, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно. В базовом курсе рассматри­ваются два различных подхода к информации:

субъективный подход, при котором информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информация - это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окру­жающего мира.

- кибернетический подход, ибо зародился он в кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией. С этой точки зрения информация - это содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита. В таком случае все три вида информационных процессов (хранение, передача, обработка) сводятся к действиям над символами.

При изучении материала следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Не следует сразу требовать от них определения информации, но подвести их к этому определению с помощью понятных вопросов вполне возможно.

Вопросы, например, можно задавать в следующем порядке:

- Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Наверняка услышите в ответ:

- Из книг, из радио и телепередач ...

Дальше попросите учеников привести примеры какой-нибудь информации, которую они получили сегодня. Например, кто-нибудь ответит:

- Утром по радио я слышал прогноз погоды. Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:

- Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал знать. Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания.

Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.

Разговор перешел к теме анализа человеческих знаний. Предлагается один из вариантов классификации знаний: деление знаний (и, следовательно, информации) на декларативные и процедурные. Здесь достаточно добиться от учеников умения приводить примеры того и другого типа знаний, используя схему «Я знаю, что...» (декларативные знания) и «Я знаю, как » (процедурные знания). Учителю следует понимать, какое продолжение имеет этот вопрос в дальнейшем содержании базового курса. Когда речь пойдет об информации в компьютере, то ученики узнают, что вся она делится на данные и программы. Данные можно отнести к информации декларативного типа, программы - к процедурной информации.

При формировании понятия информация и знания используется понятие «сообщение», интуитивно понятное ученикам. Сообщение - это информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику. Сообщение - это и речь, которую мы слушаем (радиосообщение, объяснение учителя), и воспринимаемые нами зрительные образы (фильм по телевизору, сигнал светофора), и текст книги, которую мы читаем и так далее.

Вопрос об информативности сообщения следует обсуждать на примерах, предлагаемых учителем и учениками. Правило:информативным назовем сообщение, которое пополняет знания человека, то есть несет для него информацию. Для разных людей одно и то же сообщение с точки зрения его информативности мо­жет быть разным. Если сведения «старые», то есть человек это знает или содержание сообщения непонятно человеку, то для него это сообщение неинформативно. Информативно то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения.

Обсуждая проблему восприятия человеком информации внешнего мира, нужно обратить внимание учеников на то, что человек обладает множеством каналов, по которым в его (память) поступает информация. Эти каналы - наши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Если роль первых двух для восприятия информации очевидна, то для понимания того, что вкусовые и осязательные ощущения, запахи также являются источниками информации, требуется пояснение. Объяснение этому следующее: мы помним запахи знакомых предметов, вкус знакомой пищи, на ощупь узнаем некоторые вещи. Но то, что мы помним - хранится в нашей памяти. Значит, это тоже наши знания, а стало быть - информация.

Понятие об языке, как некотором знаковом (символьном) способе представления информации также является одним из фундаментальных в информатике. Впервые встречаясь с этим понятием в базовом курсе, следует систематизировать представления учеников, разделив языки на естественные и формальные. Языковая форма представления информации - это последовательности знаков, сигналов (звуков). Но не всякую информацию, с которой имеет дело человек, можно свести к знакам. Не углубляясь в эти очень сложные вопросы, находящиеся на стыке информатики, физиологии, психологии и других наук, принимаем следующее допущение: всякую информацию, не сводящуюся к символьной форме, будем называть образной. Образная информация воспринимается всеми органами чувств человека.

Фундаментальное понятие информатики - ин­формационные процессы. Следует дать понять ученикам, что какую бы сложную работу с информацией не выполнял человек, она сводится к трем составляющим: хранению, передаче, обработке. Объяснение этих вопросов также можно проводить в форме диалога. Следует отталкиваться от жизненного опыта учеников, их школьной практики. Ключевыми понятиями здесь являются: память, носители информации, источник информации, приемник информации, канал связи. При обсуждении различных вариантов обработки информации следует обратить внимание учеников на то, что обработка всегда происходит по определенным правилам, которые сами являются информацией (процедурной).

Во многих учебниках информатики рассматривается вопрос о роли информации для человека, о взаимодействии человека и информации. Обычно такие разделы носят названия «Информация вокруг нас», «Человек и информация». В ней реализуется еще одна цель:описать информационную функцию человека, то есть рассмотреть человека как высокоразвитую «биологическую информационную машину».

Похожие статьи:

poznayka.org

Методические указания - это... Определение, характеристика, структура, система разработки и правила выполнения

Методически указания - это те рекомендации, которые преподаватель дает своим подопечным перед тем, как они приступят к выполнению практической работы. Безусловно, данный термин имеет более широкое значение. Методические рекомендации это и критерии, которыми пользуются педагоги при составлении поурочных учебных планов. Учитывая многогранность термина, постараемся отразить некоторые стороны его применения.

выполнение методических указаний

Курсовая работа

Разработка методических указаний осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретной специальности. Курсовая работа предполагает научное самостоятельное исследование студента, которое завершает знакомство с конкретной дисциплиной.

Материал может быть посвящен какой-то одной актуальной проблеме. Методические указания по специальности «менеджмент организаций», к примеру, касаются оформления работы, специфики проведения математических вычислений.

методические указания расчет

Общие правила

Выполнение методических указаний позволяет студенту рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Курсовая работа имеет особое значение при подготовке специалистов высокого класса, ведь при ее написании студент глубоко прорабатывается материал, получает дополнительные сведения по предмету.

Методические указания и задания помогают максимально полно раскрывать выбранную тему, исследовать отдельные вопросы и проблемы, касающиеся экономического анализа, системного подхода к достижению и разработке целей и задач. Особое место в процессе работы студент данной специальности должен уделить вопросам психолого-социального плана, так как без них менеджер не способен принимать эффективные действия и решения.

Перечень тем, а также особенности их написания содержат «Методические указания». Это существенно упрощает задачу студентов, им не нужно самостоятельно придумывать направление деятельности, достаточно изучить перечень, выбрать понравившуюся тему для курсовой работы.

разработка методических указаний

Важные моменты

При анализе теоретического материала студент должен учитывать последние достижения в хозяйственной практике, подбирать для своей работы такой материал, который бы учитывал основные требования к правилам техники безопасности и охраны труда.

Выполняется курсовая работа на базе правил, норм, стандартов, которые содержат методические указания по организации.

У студента есть право на самостоятельную разработку темы, если он заручится поддержкой своего куратора. Сделанный материал сдается на рецензию, затем производится защита курсовой работы у руководителя. При несвоевременной сдаче курсовой работы, студент не поучает допуска к основной экзаменационной сессии.

разработка методических указаний

Цель и задачи

В высшей школе методические указания - это отличное пособие, которое позволяет выполнять качественно и эффективно задачу, поставленную преподавателем.

Цель курсовой деятельности состоит в закреплении студентами практических и теоретических знаний, приобретенных в рамках лекционных занятий. От правильности постановки цели напрямую зависит конечный результат работы:

  • углубление навыков и знаний по выбранной тематике;
  • повышение общего интеллектуального уровня;
  • приобретение навыков и опыта в работе с газетной, управленческой, экономической литературой;
  • развитие творческих навыков;
  • овладение методами научного исследования;
  • подготовка к дипломной работе.

Методические указания Минфина помогают создавать качественные курсовые работы, которые можно будет плавно перевести в диплом.

методические указания по учету

Подготовка к деятельности

Это важное звено в образовательной цепочке получения полного представления об изучаемой дисциплине будущего бакалавра или специалиста. При выполнении курсового проекта студенту необходимо:

  • доказать актуальность и важность выбранной темы в теории, показать возможность ее внедрения в практику;
  • осуществить обзор литературных источников по проблеме, провести системный обзор выбранного материала;
  • дать детальную экономическую и техническую характеристику объекта работы, отразить управленческий аспект;
  • проанализировать специфику функционирования;
  • провести расчеты предполагаемой экономической эффективности от практического внедрения данной работы;
  • логично и последовательно изложить результаты собственных исследований по тематике;
  • подтвердить свои рассуждения и умозаключения дополнительными пояснительными и иллюстративными материалами.

Для того чтобы успешно решить все эти вопросы, помогут методические указания. Расчет осуществляется студентом с учетом возможных рисков, которые зависят от специфики выбранной темы. Допускается упущение какого-либо элемента «Указаний», но это может негативно отразиться на оценке выполненной курсовой работы либо на качестве ее защиты.

Порядок выполнения работы

Он предполагает некий алгоритм действий, на котором следует остановиться подробнее. Сначала выбирается тема, она согласовывается с руководителем. Далее осуществляется знакомство с проблемами, составляется план работа. На следующем этапе происходит подбор и детальное изучение литературных источников. Далее уточняются все моменты, связанные с планом предстоящей деятельности.

Если работа предполагает эксперименты, то преподаватель дает студенту определенные методические указания по учету их результатов. Затем идет написание самой работы, ее оформление, готовый материал передается руководителю на рецензию. Последним этапом является защита подготовленного проекта.

Последовательность действий

Итак, остановимся подробнее на основных моментах, которые связаны с выполнением курсовой работы. При подборе темы студент руководствуется теми методическими рекомендациями, которые разработаны в данном учебном заведении. Что важно учитывать при подборе тематики курсовой работы? Она должна быть связана со специализацией студента, совпадать с тем опытом, которым он уже успел овладеть на момент начала своей деятельности. Если на данном этапе возникают какие-либо сложности, можно обратиться за помощью и консультацией к руководителю или к преподавателю данной учебной дисциплины.

разработка методических указаний

Планирование

На втором этапе предполагается составление примерного плана будущей работы. Это ответственный и важный элемент деятельности. Именно от него напрямую зависит качество и целостность создаваемого материала. Методические рекомендации, разрабатываемые специалистами кафедр для каждой учебной дисциплины, помогут студенту справиться с возникающими сложностями.

Необходимо помнить о том, что логичный и последовательный план является половиной успеха в работе. В нем важно отразить основные проблемы темы, выделив 3-5 вопросов, которые будут рассматриваться в ходе курсовой работы.

Чтобы упростить задачу, можно выделить несколько подразделов. План, который будет составлен студентом, предоставляется преподавателю для окончательной проработки.

Особенности работы с литературными источниками

Данный этап работы также предполагает применение методических рекомендаций. Существуют определенные требования к оформлению библиографических источников, цитированию их внутри работы. Во многих учебных заведениях преподаватели рекомендуют своим подопечным составлять краткую аннотацию тех литературных источников, которые были выбраны для последующего применения.

Составляется библиография на базе рекомендованной литературы с обязательным конспектированием материала, целью которого является детальное «погружение» в предмет анализа.

В составляемую библиографию необходимо включать только ту литературу, которая была издана в последнем десятилетии. В противном случае курсовая будет считаться устаревшей и неактуальной, она не получит высокой оценки от преподавателя.

Указывается автор материала, наименование литературного источника, издательство, год выпуска, количество страниц в сборнике.

Далее идет уточнение плана создаваемой курсовой работы. По мере знакомства с литературными источниками у студента могут возникнуть дополнительные идеи, новые мысли, которые повлияют на первоначальный план.

Основной этап

Он предполагает непосредственное написание и оформление работы. Подобранный материал группируют, обрабатывают, систематизируют, учитывая те рекомендации, которые разработаны в плане работы. После уточнения структуры, можно переходить к подбору иллюстративного материала. Далее идет работа над черновым материалом, который подвергается качественной литературной обработке, проходит редактирование. На завершающем этапе курсовая работа оформляется обязательно по тем методическим рекомендациям, что указаны в ГОСТ 73281, а также с учетом дополнительных требований, которые разработаны в данном учебном заведении (организации). Готовую работу передают на рецензирование руководителю. Для того чтобы материал был качественно прорецензирован преподавателем, студент должен сдать его не позднее, чем за три дня до указанного срока.

методические указания минфина

Специфика защиты

В том случае, когда студент не в полной мере выполнил методические указания, это отмечается преподавателем, он возвращает студенту материал на доработку. Только после устранения всех указанных недостатков, автор получает допуск к защите готовой курсовой работы.

Процедура защиты предполагает публичное представление материала. В аудитории присутствует группа студентов. Автор за 5-7 минут кратко информирует собравшихся однокурсников и преподавателя о проделанной им работе, полученных результатах, перспективах практического применения материала.

На защите присутствует заведующий кафедрой, его первый заместитель. Докладчик обосновывает актуальность материала, выделяет объект анализа, задачи, поставленные в курсовой работе, делает выводы.

Рецензенты, которыми выступают преподаватели, выделяют преимущества и недостатки материала, задают студенту дополнительные вопросы. При ответах на вопросы автор материала должен продемонстрировать всем присутствующим свою осведомленность по теме, доказать отличные знания по проделанной работе, проанализированной литературе.

В заключительном слове докладчик отвечает на замечания, сделанные преподавателями, пытается корректными способами доказать правильность своей точки зрения, изложенной в курсовой работе.

fb.ru

Методические рекомендации для врачей терапевтов Определение

Убедительная просьба не использовать документ полностью, без изменений. Уважайте труд авторов!!!

Общество пульмонологов России

НИИ пульмонологии МЗМП РФ

ЦНИИ туберкулеза РАМН

ХРОНИЧЕСКИЙ ОБСТРУКТИВНЫЙ БРОНХИТ

методические рекомендации для врачей - терапевтов

Определение: Хронический обструктивньй бронхит (ХОБ) заболевание, характеризующееся хроническим диффузным нщллергмчсскнм воспалением бронхов, ведущее к прогрессирующему нарушению легочной веигиляции и газообмена по обструктивному типу и проявляющееся кашлем, одышкой и выделением мокроты, не связанными с поражением других органов и систем.

Хронический обструктивный бронхит и эмфизема легких объщиняются понятием хронические обструктивные болезни легких (ХОБЛ)

Хронический обструхтивный бронхит характеризуется прогрессирующей обструкцией дыхательных путей и усиленной бронхоконстрикцией в овет на неспецифические раздражители. Обструкция при ХОБ складываргся из необратимого и обратимого компонентов. Необратимый компонент определяется деструкцией эластичной коллагеновой основы легких и фиброзом, изменением формы и облитерацией бронхиол. Обратимый компонент формируется вследствие воспаления сокращением гладкой мускулатуры бронхов и гиперсекрецей слизи.

Существуют три известных безусловных фактора риска развития ХОБ:

— курение,

— тяжелая врожденная недостаточность альфа-1-антитрипсина,

— повышенный уровень пыли и газов в воздухе, связанный с профессиональными вредностями и неблагополучным состоянием окружающей среды.

Имеются множество вероатных факторов: пассивное курение, респираторные вирусные инфекции, социально-экономические факторы, условия проживания, потребление алкоголя, возраст, пол, семейные и генетические факторы, гиперреактивность дыхательных путей.

Диагностика ХОБ.

Установление диагноза ХОБ основано на выявлении главных клинических признаков болезни с учетом предраспологающих факторов риска и

исключении заболеваний легких со сходными признаками.

Большинство больных - заядлые курильщики. В анамнезе часто наличие респираторных заболеваний, преимущественно зимой.

Основными симптомами заболевания, которые заставляют пациента обратится к врачу, являются нарастающая одышка, сопровождающаяся кашлем иногда продукцией мокроты и свистящими хрипами.

Одышка - может варьировать в очень широких пределах: от ощущения нехватки воздуха при стандартных физических нагрузках до тяжелой дыхательной нщостаточности. Одышка обычно развивается постепенно. Для больных ХОБ одышка являртся главной причиной ухудшения качества жизни.

Кашель - в подавляющем большинстве - продуктивный. Количество и качество выделяемой мокроты может изменяться в зависимости от выраженности воспалительного процесса. Вместе с тем большое количество мокроты не характерно для ХОБ.

Диагностическая значимость объективного обследования при ХОБ незначительна. Физикальные изменения зависят от степени обструкции дыхательных путей, выраженности эмфиземы легких. Классическими признаками являются свистящие хрипы при единичном вдохе или при форсированном выдохе, указывающие на сужение дыхательных путей. Однако, эти признаки не отражают тяжесть заболевания, а их отсутствие не исключает наличие ХОБ у пациента. Другие признаки, такие как ослабление дыхания, ограничение экскурсии грудной клетки, участие дополнительных мышц в акте дыхания, центральный цианоз также не показывают степень обструкции дыхательных путей.

Неуклонное прогрессироваинс болезни - важнейший признак ХОБ. Выраженность клинических признаков у больных ХОБ постоянно нарастает. Для определения прогрессирования болезни используется повторное определение ОФВ 1 . Уменьшение ОФВ1 более, чем на 50 мл. в год свидетельствург о прогрессировании заболевания.

Качество жизни - интегральный показатель, опрщеляющий адаптацию больного к наличию болезни и возможность выполнения привычных для больного функций, связанных с его социально-экономическим положением (на работе и в быту). Для определения качества жизни применяются специальные анкеты.

Функция внешнего дыханма

Определение функции внешнего дыхания использургся для диагностики ХОБ, оценки тяжести, прогрессирования и прогноза заболевания.

Наличие обструкции дыхательных путей определяется уменьшением соотношения объема форсированного выдоха в 1 сек.(ОФВ1)к жизненной емкости легких (ЖЕЛ) или к форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ). Тяжесть бронхиальной обструкции лучше оценивать по снижению ОФВ1 по отношению к нормальным величинам. Наиболее широко в клинической практике проводится определение ОФВ1 и ЖЕЛ, что дает достаточную информацию. Для более полной информации возможно исследование проходимости с помощью определения максимальной скорости выдоха на уровне 75-25% ЖЕЛ (МСВ 75-25).

Установление обратимого компонента бронхиальной обструкции и более детальная ее характеристика осуществляется при проведении ингаляционных проб с бронходилятаторами (холинолитики и бета-2 -агонисты). Проба с беродуалом позволяет объективно оценить как адренергический, так и холинергический компоненты обратимости бронхиальной обструкции. У большинства больных происходит возрастание ОФВ1 после ингаляции антихолинергических препаратов или сим патом иметиков . Бронхиальная обструкция считается обратимой при возрастании ОФВ1 на 1 5% и более после ингаляции фармпрепаратов. Рекомендуется проведение фармакологической пробы перед назначением бронходилятационной терапии.

В домашних условиях для мониторирования функции легких рекомендуется определение пиковой скорости выдоха (ПСВ) с использованием пикфлоуметров.

Проба с физической нагрузкой.

Проба с физическа и нагрузка и рекомендуется в тех случаях, когда степень

одышки не коррелирует с изменениями ОФВ 1 . Также она используется для отбора пациентов для прохождения реабилитационных программ. Обычно используется простая шаговая проба.

Определение газового состава крови.

Определение газового состава крови рекомендуется у больных ХОБ среднего и тяжелого течения. Корреляция между ОФВ1 и газовым составом крови незначительная. Определение рекомендуется для оценки нарушения газообмена в легких, степени прогрессирования заболевания и уточнения выраженности дыхательной недостаточности.

Рентгенография легких

Рентгенография легких не является диагностически значимым методом для диагностики ХОБ, однако, проведение ее необходимо при первичном обследовании больного. Возможно обнаружение низкого стояния купола диафрагмы, ограничение ее подвижности, ретростернального вздутия легких, что характерно для эмфиземы. Наиболее важно исключение других заболеваний легких, в частности, неопластических процессов и туберкулеза. При обострении ХОБ рентгенография легких производится с целью исключения пневмонии, спонтанного пневмоторакса или бругих осложнений.

Исследования мокроты.

Цитологическос исследование мокроты рекомендуется для уточнения фазы процесса и формы воспаления.

Микробиологические (культуральные) исследования мокроты следует выполнять при неконтролируемом прогрессировании воспалительного процесса .

Бронхологическое несладование.

Целесообразно для оценки состояния слизистой бронхов и для дифференциальной диагностики с другими заболеваниями легких.

Иммунологические исследования.

Иммунологические исследования крови, бронхиального содержимого следует проводить при неконтролируемом прогрессировании процесса.

По специальным показаниям проводится углубленное исследование легочной функции с определением бронхиального сопротивления, диффузионной способности легких, исследование легочной циркуляции с определением давления в легочной артерии, обследование на наличие ночного апноэ, компъютерная томография.

Оценка тяжести заболевания.

Существует оценка тяжести ХОБ по значениям ОФВ 1 (по рекомендациям Европейского респираторного союза) (таб. 1).

Таб. 1 . Тяжесть заболевания ХОБ в зависимости от величины ОФВ1.

тяжесть заболевания (% от должных величин)

легкая >=70

средняя 50-69

тяжелая <50

Подход к оценке тяжести больных ХОБ дополняется посредством определения стадии заболевания, основанной на общей картине тяжести болезни, нарушениях бронхиальной проходимости (по роком. Американского торакального общества).

Стадия 1. ОФВ1 > 50%. Заболевание имеет незначительное в оздействие на качество жизни. Пациенты нуждаются в редких наблюдениях врачом общей практики. Наличие тяжелой одышки у таких больных требует дополнительных обследований и консультации пульмонолога.

Стадия 2 . ОФВ1 - 35-49% должной. Заболевание значительно снижает качество жизни. Требуются частые визиты в лечебное учреждение и наблюдение у врача-пуль монолога.

Стадия 3 .ОФВ1 < 34% . Заболевание резко снижает качество жизни. Требуются частые посещения лечебных учреждений и наблюдение врача- пульмонолога

Формулировка диагноза»

При формулировке диагноза следует указывать фазу болезни (обострение или ремиссия), наличие осложнений и степень функциональной недостаточности легких и сердечно-сосудистой системы.

Дифференциальный диагноз.

Наибольшие трудности наблюдаются при дифференциальной диагностики ХОБ и бронхиальной астмы (БА). Рекомендуется разделение этих нозологических форм по признакам, приведенным в таблице 2

Таб.2. Дифференциально-диагностические критерии ХОБ и ЕА

Признаки ХОБ БА

Аллергия нехарактерна характерна

Кашель постоянный, приступооб­ разной интенсивности разный

Одышка постоянная без приступы резких колебаний экспиратор- выраженности ной одышки

Суточные

изменения менее 10% должи . более 1 5% ОФВ1 должн.

Обратимость нехарактерна характерна бронхиальной обструкции

Эозинофилия нехарактерна характерна

крови и мокроты

Понятие "астматический бронхит" не рекомендуется употреблять,так как оно препятствует четкому разграничению больных БА и ХОБ.

При длительном течении ХОБ или БА и формировании необратимой обструкции бронхов дифференциальная диагностика между этими заболеваниями крайне затруднительна.

Прогноз заболеваниям

Прогностически неблагоприятными факторам и являются

— пожилой возраст,

— тяжелая бронхиальная обструкция (по показателям ОФВ1),

— тяжесть гипоксемни*

— наличие гиперкапнии.

Смерть больных обычно наступает от таких осложнений, как острая дыхательная недостаточность, декомпенсация легочного сердца, тяжелая пневмония, пневмоторакс, нарушения сердечного ритма.

Лечение.

Цель лечения - снижение темпов прогрессирования диффузного повреждения бронхов, ведущего к нарастающей дыхательной недостаточности, снижение частоты обострений, удлинение ремиссии, повышение толерантности к физической нагрузке, улучшение качества жизни.

Несмотря на то, что ХОБ является необратимым прогрессирующим заболеванием, тактика минимального терапевтического воздействия неоправданна. Терапия должна включать в себя все доступные методы и средства.

Обучение пациентов.

Активное участие пациентов в лечебном процессе - одно из главных условий эффективности лечения ХОБ. Это достигается путем информирования пациентов о природе болезни, лечебных мероприятиях и формулировке совместно с пациентом реалистической цели лечения, индивидуальной программы его, а также обучение пациента основным принципам самоконтроля.

Прекращение курения.

Прекращение курения - первый обязательный шаг. Необходимо объяснит; пациенту вредное воздействие курения, преимущества его прекращения поддержать его в стремлении бросить курить, вести здоровый образ жизни В дальнейшем, возможно использование никотин-замещающих препаратов

Устранение действия других ирритантов респираторной систем ь возможно осуществлять в настоящих условиях только путем профессиональной ориентации больных.

Однако, выполнение этих условий не гарантирует прекращения болезни

Лекарственная терапия.

Бронхорасширяющая терапия.

Бронходилятаторы занимают ведущее место в лечении ХОБ, являясь средствами , так называемой, базисной терапии. Существуют три группы названных препаратов:

· антихолинерги ческие средства

· бета - 2-агонисты,

· метилксантины.

Возможны различные пути введения в организм названных лекарственн ых препаратов. Наиболее предпочтителен и безопасен ингаляционный путь введения, который обычно не вызывает серьезных побочных эффектов. Существует большое разноообразие ингаляторов, наиболее распространены дозированные ингаляторы. Пациент должен быть обязательно обучен правильному пользованию ингалятором. В процессе наблюдения за больн ы м необходимо проверять правильность применения ингалятора.

Антихолинергические препараты.

Антихолинергические препараты обладают бронхолитическим эффектом благодаря угнетению парасимпатической импульсации, что является следствием их конкурентного антагонизма с ацетилхолином на рецепторах.

В настоящее время применяются ингаляционные четвертичные антихолинергические препараты. Наиболее известным из них является ипратропиум бромид. Используется преимущественно в дозированных аэрозолях.

Благодаря низкой всасываемости через слизистую оболочку бронхов, ингаляционные холинолитики не вызывают системных побочных эффектов. Чувствительность М-холинорецепторов бронхов не ослабевает с возрастом. Это особенно важно, так как позволяет применять холинолитики у пожилых больных ХОБ и у пациентов с сердечными и циркуляторными нарушениями.

Действие ингаляционных антихолинергических препаратов развивается медленно, достигая максимума через ЗО-бО мин, и продолжается в течение 4-8 часов.

Ингаляционные холинолитики являются препаратами первого выбора при лечении ХОБ. Отсутствие побочных эффектов позволяет рекомендовать четвертичные антихолинергические средства для базисной длительной бронхорасширяющей терапии. Данные препараты менее эффективны при БА, так как не могут быть использованы для купирования приступа удушья.

Применение антихолинергических аэрозолей наиболее эффективно при ХОБ с постоянной одышкой при наличии или отсутствии эмфиземы.

Наиболее распространенным препаратом является Атровент.содержащий, 20 мкг ипратропиума бромида в одной ингаляционной дозе.Рекомендуемая дозировка 2-4 ингаляции 3-4 раза в день.

Бета - 2-агонисты.

Бета -2-агонисты оказывают менее выраженный бронходилятирующий эффект при ХОБ, чем при астме. Селективные бета- 2-агонисты рекомендуется назначать больным с интермиттирующей симптоматикой для уменьшения клинических проявлений. Данные препараты рекомендуется использовать не более 3-4 раз в день, или в качестве профилактики перед физической нагрузкой.

Предпочтительнее назначение бета- 2-агон истов в ингаляциях, однако, возможно их назначение перорально или парентерально. По показаниям рекомендовано применение спейсеров для лучшей доставки препарата и уменьшения побочных эффектов.

Действие бета- 2- агон истов начинается в течение нескольких минут, достигая пика через 15-30 мин, и продолжается в течение 4-5 часов.

Необходима осторожность при назначении бета- 2-агон истов пожилым больным, при наличии сердечно-сосудистых заболеваний.

Возможно назначение пролонгированных бета- 2-агон истов .

Наиболее распространенными препаратами являются следующие: Беротек- 100 (100 мкг фенотерола в одной ингаляционной дозе). Береток (200 мкг фенотерола в одной дозе), сальбутамол ( 100 мкг сальбутамола в одной дозе).

Наилучший бронходилятирующий эффект достигается при комбинации антихолинергических и адреномиметических средств, комбинированное применение которых оказывает взаимно потенциирующее действие при меньшей дозе адреномиметиков.

Устойчивой комбинацией данных препаратов является дозированный аэрозоль Беродуал, содержащий 20 мкг ипратропиума бромида и 50 мкг фенотерола в одной ингаляционной дозе.

Метилксантины.

Бронходилятирующий эффект теофиллинов ниже, чему холинергических и адреномиметических препаратов, однако, они увеличивают сердечный выброс, снижают сопротивление сосудов легких. Теофиллины назначаются перорально, внутривенно, в свечах, и могут применяться у больных, которым трудно использовать ингаляторы. Широкое распространение получило применение пролонгированных теофиллинов, которые назначаются 1 -2 раза в день. Необходима осторожность при назначении теофиллинов больным с нарушениями сердечного ритма. Международный консенсус рекомендует пооволить терапию теофиллином пол контролем уровня теофиллина в крови.

Хорошо известным теофиллином пролонгированного действия является теопэк. Раствор эуфиллина рекомендуется вводить по специальным показаниям.

Мукорегуляторные средства.

Мукорегуляторные средства целесообразно применять при нарушении выделения мокроты. Различают муколитики и мукорегуляторы. Муколитики содержат вещества, разрушающие муке протеин ы , мукорегуляторы уменьшают вязкость мокроты путем нарушения синтеза сиаломуцинов.

Эти препараты назначаются перорально или парентерально.

Наиболее эффективны Амброксол (Лазолван), Ацетилцистеин.

Недопустимым является практиковавшееся ранее использование в качестве муколитиков протеолитических ферментов.

Противоинфекционная терапия.

Антибиотики назначаются при наличии клинических признаков интоксикации и гнойных элементов в мокроте. При бактериальной инфекции предпочтение отдается антибиотикам широкого спектра действия. Обычно лечение назначается эмпирически на срок 7- 1 4 дней. При отсутствии эффекта проводится культуральное исследование мокроты, и подбирается соответствующий антибиотик.

Антибиотики не назначаются для профилактики обострений бронхита. Антибиотики не назначаются в ингаляциях.

Коррекция дыхательной недостаточности.

· Оксигенотерапия.

· Систем н ы е кортикостеро иды .

· Тренировка дыхатель ной мускулатур ы .

Оксигенотерапия.

Оксигенотерапия жизненно необходима больным ХОБ с наличием дыхательной недостаточности. Предпочтение отдается длительной (18 часов в сутки и во время сна) мало поточной (2-5 л в мин.) кислородотерапии на дому, что значительно удлиняет жизнь и улучшает ее качество у больных ХОБ.

Для домашней оксигенотерапии используются концентраторы кислорода, а также неинвазивная вентиляция с отрицательным или положительным экстраторакальным давлением. Домашняя кислородотерапия

проводится под контролем специально обученного среднего медперсонала и врача.

Кортикостероиды.

Кортикостероиды назначаются перорально, внутривенно или в ингаляциях.

Системное назначение кортикостероидов показано при обострениях ХОБ с тяжелой формой дыхательной недостаточности, осложненной гиперкапнией. Длительное системное применение кортикостероидов возможно только при наличии четкого функционального улучшения-Пробная терапия должна продолжаться не менее 3 недель.

Возможно использование ингаляционных стероидов, преимущество которых состоит в значительном снижении или отсутствии побочных эффектов по сравнению с системным применением. Однако, их роль в лечении ХОБ остается окончательно не уточненной.

Тренировка дыхательной мускулатуры.

Лечебная дыхательная гимнастика рекомендована больным ХОБ даже при наличии выраженной обструкции. Индивидуально подобранная программа ведет к улучшению качества жизни пациента.

Возможно применение чрескожной электростимуляции диафрагмы.

Реабил итацион ная те ра п ия .

Назначается во все фазы ХОБ. В зависимости от тяжести, фазы болезни и степени компенсации дыхательной и сердечно-сосудистой систем лечащий врач определяет индивидуальную программу реабилитации для каждого больного, которая включает режим , ЛФК, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение.

Другие фармакологические средства.

Назначение психотропных препаратов пожилым больным ХОБ для лечения депрессии, тревожности, бессоницы следует проводить с осторожностью в связи с их угнетающим действием на дыхательный центр.

При тяжелом ХОБ или при развитии легочного сердца возникает необходимость в сердечно-сосудистой терапии, в таких случаях лечение может включать ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента, блокаторы кальциевых каналов, диуретики, возможно применение дигоксина. Назначение адренергических блокаторов противопоказано.

Показания для госпитализации больных ХОБ.

1. Обострение заболевания, выражающееся увеличением одышки, кашля, количества мокроты, при наличии одного или нескольких следующих условий:

· неэффектив несть амбул аторного лечения ,

· высокий риск сопутствующих заболеваний легочных или внелегочных),

· длительное прогрессирование симптоматики,

· нарастание гипоксемии,

· в озн и к новение или н арастание гиперкап ни и .

2. Возникновение или декомпенсация легочного сердца, не поддающееся амбулаторному лечению.

В заключение, авторы выражают уверенность в том, что лечение может существенно улучшить качество жизни больных ХОБ и надеятся, что настоящие рекомендации будут способствовать повышению качества оказания помощи больным.

Алгоритм формирования базисной бонходилатирующей терапии.

ИПРАТРОПИУМ

малое действие оптимальное действие

продолжение лечения

добавление бета-2-агонистов

нет эффекта оптимальное действие

отмена бета-2-агонистов малое действие продолжение лечения

добавление пролонгированного

теофилина

refdb.ru