Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним. Сущность, виды и основания их применения. Меры воспитательного воздействия назначаемые несовершеннолетним


5. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статья 63 УК РФ, действовавшего прежде, выделял такие виды мер воспитательного характера как возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; объявление выговора или строгого выговора; передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации.

В соответствии с частью первой статьи 91 УК РФ "предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом". Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При применении данной принудительной меры родители ограничиваются в способах выполнения этой обязанности: обязанность родителя конкретизируется, и ему поручается, например, обеспечить контроль за свободным временем ребенка, не позволять ребенку покидать дом после определенного часа и др. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному органу ( часть вторая статьи 91УК).

Обязанность загладить причиненный вред назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Гражданское законодательство предусматривает имущественное возмещение морального вреда, однако, в некоторых случаях с согласия потерпевшего моральный вред может быть заглажен извинением нарушителя ( часть четвертая статьи 91 УК).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в то числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть уничтожение достоинства несовершеннолетнего.[6]

Так как принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера.

Предусмотренная законом система принудительных мер воспитательного воздействия создает основу для применения к несовершеннолетним освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием для применения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой и средней тяжести, возможность достижения исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

По общему правилу факт совершения лицом преступления может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, то уделяется особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать , что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (например: страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником).

Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания и других обстоятельств дела.

Освобождение от уголовной ответственности по статье 90 УК - условное освобождение. "В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения  несовершеннолетнего к уголовной ответственности" ( часть 4 статьи 90 УК). Освобождение от уголовной ответственности и применение принудительных мер не прерывают и не приостанавливают течения давности привлечения к уголовной ответственности, что необходимо учитывать при отмене принудительных мер.

studfiles.net

Ст. 90 УК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Комментарий к Ст. 90 УК РФ

1. Принудительные меры не являются уголовным наказанием, однако существуют они и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений и являются формой государственного реагирования на совершение преступления несовершеннолетними. Комментируемая статья предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК). Пленум ВС РФ ориентирует суды не допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения ПМВВ (см. п. 17 Постановления Пленума от 01.02.2011 N 1).

2. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

3. Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относятся к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — к условным (т.е. освобождение может быть впоследствии отменено, а несовершеннолетний, соответственно, привлечен к уголовной ответственности). Субъектом освобождения от уголовной ответственности в данном случае может выступить только суд (ст. ст. 427, 431 УПК).

4. Основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с применением ПМВВ является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (независимо от того, совершено преступление впервые или нет), а условием — вывод суда о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения ПМВВ без применения уголовного наказания.

5. Закон (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает возможность назначения четырех видов ПМВВ, специально оговаривая при этом, что несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько ПМВВ.

6. Основанием отмены меры воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, является систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенной ему меры воздействия, за исключением предупреждения. Под систематическим неисполнением следует понимать неоднократное несоблюдение несовершеннолетним в течение года требований, предъявляемых к нему в связи с применением данной меры, если его поведение явно указывает на пренебрежение этими требованиями.

7. В случае отмены решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности он может быть привлечен к уголовной ответственности при условии, что не истекли сроки давности уголовного преследования, установленные ст. 78 УК (с учетом положений ст. 94 УК).

stykrf.ru

Принудительные меры воспитательного воздействия при наказании несовершеннолетних

Особенность ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного воздействия. Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на предпочтение применения принудительных мер воспитательного воздействия, если несовершеннолетний совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности, при условии, что его исправление и перевоспитание могут быть достигнуты без применения мер государственного принуждения.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности только при совершении им преступления впервые. Это свидетельствует о сравнительно невысокой степени его общественной опасности. УК РФ расширил возможность применения воспитательных мер к несовершеннолетним. Такие меры могут быть распространены не только на лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, но и на несовершеннолетних, виновных в совершении преступлений средней тяжести, за которые может быть назначено наказание до 5 лет лишения свободы.

Принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от уголовного наказания. Они не ставят лицо в положение осужденного, не создают судимости и не могут рассматриваться как наказание. Прекратить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего может следователь, прокурор и суд, но решить вопрос о применении мер воспитательного воздействия может только суд. В УК существенно ограничен перечень принудительных мер воспитательного воздействия за счет исключения малоэффективных (принесения извинения перед потерпевшим, выговор, строгий выговор и др.), но предусмотрены иные меры, способные обеспечить контроль над подростком, воспитательное воздействие на него, и в то же время оказание помощи в решении социальных проблем, например, трудоустройстве.

Согласно ч. 3 ст. 90 УК РФ к несовершеннолетним могут быть применены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Одновременно несовершеннолетнему может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и передача под надзор родителей; возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.

Контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. Такими органами могут быть специальные подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних или комиссии по делам несовершеннолетних, если им будет придан статус государственных органов. Пока же такие органы отсутствуют и фактический контроль за поведением несовершеннолетних осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних при местных органах власти.

Продолжительность срока нахождения несовершеннолетнего под надзором родителей, лиц, их заменяющих, или специализированного государственного органа, а также продолжительность срока, в течение которого установлено ограничение досуга либо установлены особые требования к поведению несовершеннолетнего, определяются судом. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК).

Систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенных ему мер свидетельствует об уклонении от исполнения возложенных на него обязанностей. Назначенные меры носят не только воспитательный, но и принудительный характер. Нежелание подчиниться предъявляемым требованиям свидетельствует о малой их эффективности в данном конкретном случае. О систематическом неисполнении возложенных мер могут свидетельствовать неоднократные предупреждения, сделанные несовершеннолетнему органом, осуществляющим контроль за его поведением. Возможность отмены принудительных мер воспитательного воздействия подчеркивает условный характер применения таких мер.

Каждая мера воспитательного воздействия назначается судом с учетом характера совершенного преступления и личности несовершеннолетнего. Наиболее легкой для несовершеннолетнего мерой воспитательного воздействия является предупреждение, которое заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Таким образом, предупреждение носит публичный характер, действия несовершеннолетнего порицаются и ему разъясняется, что в случае повторного совершения преступления он будет привлечен к уголовной ответственности.

Возложение на лиц или специализированный государственный орган, под надзор которых передан несовершеннолетний обязанностей обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и постоянный контроль за ним, является необходимым условием передачи несовершеннолетнего под надзор.

Обязанность загладить причиненный вред заключается в непосредственном устранении несовершеннолетним своими силами причиненного вреда либо в возмещении материального ущерба. Поэтому при назначении такой меры учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и наличие у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее строгой мерой воспитательного воздействия, поскольку связана с определенным ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего и ставит его под контроль специализированных государственных органов. При реализации такой меры несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие оградить его от негативных влияний со стороны. Новым важным положением уголовного закона является обязанность несовершеннолетнего, если того потребует государственный орган, осуществляющий контроль за ним, продолжить образование либо трудоустроиться с помощью этого же специализированного государственного органа.

Перечень ограничений, которые могут быть установлены для несовершеннолетнего, не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае они будут определяться индивидуально с учетом их эффективности, применительно к каждому подростку.

 

 

Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

  1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
  2. Особенности уголовного наказания для несовершеннолетних и его применение
  3. Принудительные меры воспитательного воздействия
  4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания. Исчисление сроков давности и погашения судимости

ugolovnyj-zakon.ru

Проблемы назначения некоторых видов мер принудительного воспитательного воздействия несовершеннолетним и их последующего исполнения

Библиографическое описание:

Баженов О. Н., Дорошкова О. Г. Проблемы назначения некоторых видов мер принудительного воспитательного воздействия несовершеннолетним и их последующего исполнения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11159/ (дата обращения: 08.09.2018).



В настоящее время к несовершеннолетним лицам, совершившим преступления небольшой тяжести впервые, широко применяются принудительные меры воспитательного воздействия в качестве условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Введение данной меры было обусловлено следованием положениям международных правовых норм, затрагивающих права несовершеннолетних в рамках уголовного судопроизводства. «Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, с целью их исправления». К числу таких мер статья 90 УК РФ относит «предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего». Если основания применения и последующая реализация таких мер, как предупреждение, возложение обязанности загладить причинённый вред являются урегулированными и имеют наработанное практическое применение, то иные виды мер до сих пор устаются не в полной мере урегулированы и на практике имеют большие сложности с их обоснованным назначением и последующим применением, что существенно снижает их эффективность. Например, применение такой меры, как передача под надзор родителей, либо заменяющих их лиц, либо под надзор специализированного государственного органа. Эффективность назначения данной меры зависит от конкретной обстановки, в которой находится несовершеннолетний.

Возложение обязанности по надзору за несовершеннолетним судом на родителей не всегда является эффективным ввиду того, что несмотря на благополучную ситуацию в семье, родители в большинстве случаев могут не пользоваться у несовершеннолетнего авторитетом, и, следовательно, тем самым, не могут оградить его от продолжения преступной деятельности. Причем принцип прямо пропорциональной зависимости авторитета родителей в глазах несовершеннолетнего от полноты семьи здесь не действует. Это подтверждается также данными криминологических исследований: «у несовершеннолетних из обеих групп родители пользуются меньшим авторитетом, чем сверстники. Так, только 30,4 % респондентов из основной и 38,6 % из контрольной группы отдали предпочтение родителям. Авторитет же сверстников в 2,2 раза выше у несовершеннолетних из первой и в 1,5 раза — из второй группы». Поэтому для назначения этой меры в качестве обоснований помимо сбора характеризующих данных стоит проводить психолого-педагогическое исследование несовершеннолетнего как на предмет выявления его отношения как к совершенному преступному деянию, так и для выявления сложившейся в семье обстановки, взглядов на нее несовершеннолетнего, истинного отношения несовершеннолетнего к своим родителям. Этот метод будет эффективен, поскольку с развитием психологической науки позволяет выявить все истинные взгляды несовершеннолетнего на семью, на ее способность к его контролю, даже если эти взгляды являются неполноценными или отрицательными не ввиду объективно сложившейся ситуации, а ввиду особенностей умственного и психического развития несовершеннолетнего. Недостаточное регулирование отдачи под надзор родителей заключается лишь в нечетком закреплении в законодательстве фактов для ее назначения. Так Пленум ВС РФ в своем постановлении разъяснил, что «при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т. д». То есть указано лишь о необходимости сбора характеризующих данных, которые на практике могут содержать поверхностные сведения и не отражать всю обстановку в семье, а ведь дальнейшее осуществление данной меры проводится семьей несовершеннолетнего, которая и избирает методы ее исполнения. Поэтому для наиболее эффективной реализации данной меры необходимо подробное закрепление в законодательстве списка характеризующих данных, подлежащих установлению и включение в него обязательного проведения психолого-педагогического исследования несовершеннолетнего, для установления истинных отношений в семье и степени влияния на него родителей и лиц, их заменяющих. То есть при применении этой меры, для ее эффективности нужен лишь правильный порядок и объективные основания ее назначения. В отношении меры воспитательного воздействия — отдачи под надзор специализированного органа имеется следующие недостатки порядка ее исполнения. Во-первых, это недостаточный круг субъектов ее исполнения. Органами, на которые в судебной практике возлагается исполнение данной меры, выступают КДН. Ввиду своего типа работы — на непостоянной основе, посредством периодического созыва совещаний, КДН не осуществляют полноценный контроль за несовершеннолетними. Особенно нарушается в таком случае исполнения указаний суда относительно надзора за несовершеннолетним в ночное время. К тому же КДН не способна своевременно обратится в суд с ходатайством о замене несовершеннолетнему данной меры на более жесткую, так как к последующему созыву заседаний несовершеннолетний успевает совершить уже несколько преступлений, а комиссия узнает об этом лишь через относительно длительный период. Так как работа данного органа осуществляется на безвозмездных началах в свободное от основной работы время представителями различных органов и учреждений, это не позволяет эффективно построить ее деятельность для исполнения мер воспитательного воздействия. К тому же, если мы проанализируем Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», то увидим, что председатель КДН «утверждает повестку заседания комиссии; дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным компетенции комиссии». Остальные же члены КДН такого права не имеют. Они помимо участия и ознакомления с материалами, рассматриваемыми комиссией, лишь «вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних; участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии». То есть юридически значимые вопросы ставятся на повестку лишь председателем КДН, а остальные члены лишь их утверждают их голосованием, а самостоятельно вынести какой-либо вопрос (в том числе, о замене меры воспитательного воздействия) на рассмотрение КДН не могут, хотя и видят необходимость этого. Да и надзор КДН над несовершеннолетними ввиду порядка работы осуществляется непостоянный — чаще всего лишь посредством явки несовершеннолетнего на заседания КДН.

Имеют определенные обязанности в содействии исполнении мер принудительного воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних и подразделения ПДН МВД. Однако, в соответствии с внутренним приказом, конкретных обязанностей по осуществлении надзора или иных способов воздействия на несовершеннолетних при исполнении мер воспитательного воздействия на ПДН МВД не возложено, они лишь проводят профилактическую воспитательную работу в отношении несовершеннолетних, «осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия». То есть осуществляют свою традиционную профилактическую работу и в итоге никаких функций по надзору за несовершеннолетним ими не выполняется. А возложение дополнительных обязанностей, не связанных и профилактикой, предупреждением преступлений несовершеннолетними на ПНД возможно толь ко путем принятия ведомственного или иного нормативного акта, о чем указано в инструкции МВД, регулирующий порядок деятельности ПДН. Было бы целесообразно ввести для ПДН обязанности по осуществлению контроля за несовершеннолетними, в отношении которых применены меры воспитательного воздействия. Во-первых, потому, что ПДН является подразделением МВД и имеет возможность осуществления за несовершеннолетний контроля в любое время суток, в том числе и в ночное, поскольку большинство преступлений несовершеннолетние совершают в это время. Во-вторых, у ПДН есть доступ и правовые основания к специальным силам и средствам, что позволит при необходимости пресечь преступную деятельность несовершеннолетних находящихся под надзором в качестве меры воспитательного воздействия. В-третьих, у ПДН имеются силы и возможности по осуществлению розыска несовершеннолетних, нарушающих назначенные им меры воспитательного воздействия, посредством покидания жилища в ночное время, посещения специфических мест, покидания субъекта проживания. В-четвертых, у ПДН, как у подразделения МВД имеется наиболее широкий доступ к водкам происшествий, что позволяет им наиболее быстро получать информации о совершении несовершеннолетними, к которым применены меры воспитательного воздействия противоправных деяний, то есть ПНД может сразу же установить основания заменены или отмены несовершеннолетнему меры воспитательного воздействия на более строгую, установить неэффективность действующей меры воспитательного воздействия. Это бы способствовало и исправлению несовершеннолетних, и эффективной защите общества и государства от преступлений, в связи со своевременным пресечением противоправной деятельности несовершеннолетнего.

Однако в настоящий момент подобные обязанности ПНД и порядок их исполнения в нормативных актах не закреплены в связи с чем ими не выполняются. Конечно же нельзя возложить исполнение мер воспитательного воздействия лишь на карательные органы системы МВД, поскольку по своей правовой природе они являются льготным педагогическим способом воздействия. Поэтому для эффективной их реализации необходимо скоординировать работу ПДН и КДН, где имеется множество специалистов в области педагогики и психологии. Для этого надо законодательно закрепить обязанности каждого органа. Возложение исполнения мер воспитательного воздействия, относящихся пусть и к не наказанию а к иной реакции государства только на педагогически, социальные, психологическое органы работы с населением также нельзя, поскольку в данном случае необходим хотя бы небольшой контроль со стороны государства, позволяющий использовать принудительные средства исполнения данных мер и при необходимости вовремя заменять их или отменять в установленном законом порядке.

Таким образом, для эффективного исправления несовершеннолетних, не связанного с применением к ним наказания, для предупреждения совершения ими дальнейших преступлений, и тем самым также для охраны интересов общества и государства, необходимо реформирование порядка назначения и исполнения мер воспитательного воздействия. Особенно необходимо реформирование работы органов, осуществляющих такие меры воспитательного воздействия, как надзор над несовершеннолетними, вместо их родителей и заменяющих их лиц. Необходимо создание в них нескольких рабочих оплачиваемых должностей на постоянной основе, закрепление в обязанностях работников постоянного осуществления надзора за несовершеннолетними в любое время суток и обязанности координации с правоохранительными органами для своевременного выявления фактов повторного совершения несовершеннолетними преступлений, являющихся основаниями для замены меры воспитательного воздействия в соответствии с УК РФ. Также необходимо включить в обязанности сотрудников подразделения ПДН МВД России меры воздействия на несовершеннолетних, связанные с осуществлением над ними контроля ввиду назначения судом принудительных мер воспитательного воздействия.

Литература:
  1. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Издание исправленное и дополненное, 2005г.
  2. Семейное неблагополучие и проблемы детерминации корыстной подростковой преступности в современной России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юрид. журн. 2003. № 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СПС «Консультант плюс».
  4. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СПС «Консультант плюс».
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». // СПС «Консультант плюс».

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное воздействие, мера, исполнение мер, надзор родителей, возложение обязанности, надзор, лицо, ночное время, преступная деятельность, специализированный государственный орган.

Похожие статьи

Приоритет применения принудительных мер воспитательного...

Принудительные меры воспитательного воздействия — это вид иных мер

‒ передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; ‒ возложение обязанности загладить причиненный вред

Проблемы применения принудительных мер воспитательного...

Следующей мерой является передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих.

Практика назначения мер воспитательного воздействия применима только к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести.

Принудительные меры воспитательного воздействия...

Указанная мера взыскания невольно напоминает об одной из ныне действующих, отличных от наказания мер уголовно-правового воздействия — передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.

Некоторые вопросы отстранения опекунов и попечителей от...

Ненадлежащее исполнение возложенных на опекуна или попечителя обязанностей, как

Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на

С. 316; Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей...

Проблемы возраста уголовной ответственности | Статья в журнале...

Это объявление предупреждения, выговора, строгого выговора, возложение обязанности возместить причиненный вред (материальный ущерб), передача несовершеннолетнего под надзор родителям и помещение в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

Особенности прокурорского надзора за расследованием...

Для некоторых подростков основным способом проведения досуга становится преступная деятельность. В этой связи главной задачей правоохранительных органов

Однако в тоже [то же] время, он был обязан осуществлять и прокурорский надзор за производимым уголовным...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган прокуратуры, надзорная деятельность, местное самоуправление, исполнение, данные, соблюдение.

Вопросы исполнение наказания в виде ограничения свободы

Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является

Отбывание наказания сопровождается возложением на осуждённого определённого перечня ограничений.

Об эффективности наказаний несовершеннолетних

УК РФ, ограничение свободы, административный надзор, условное осуждение, основное наказание, дополнительное наказание, Российская Федерация, специализированный государственный орган, вид... Применение и исполнение уголовного наказания в виде...

moluch.ru

Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказания несовершеннолетних



В настоящей статье изучены нормативно-правовые, подзаконные акты, исследованы обобщенные сведения судебной практики, монографические и периодические издания, продемонстрированы статистические показатели преступности несовершеннолетних вРоссийской Федерации. Основываясь на полученных данных, автор выявил основные проблемы и пути совершенствования института применения мер воспитательного воздействия.

На сегодняшний день вопросу назначения уголовного наказания несовершеннолетним уделяется особое внимание, обусловленное возрастными особенностями данной категории лиц. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [2] разъясняются главные аспекты, которые необходимо учитывать суду, назначая наказание несовершеннолетнему.

Одним из таковых аспектов и, надо отметить, первоочередным, является возраст несовершеннолетнего. В отличие от совершеннолетних, несовершеннолетние лица могут быть освобождены от уголовной ответственности, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) [1] предусматривает несколько специфических мер воздействия на несовершеннолетних. Первой мерой в УК РФ прописано предупреждение. Данная мера состоит в разъяснении подростку вреда, причиненного его деянием, и возможных последствий в случае повторного совершения преступлений. То есть, можно сделать вывод о том, что предупреждение — это разовое мероприятие, имеющее как воспитательное, так и правовое значение, целью которого является осознание несовершеннолетним противоправности своего поведения и соблюдения в дальнейшем социального порядка.

Следующей мерой является передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Передача под надзор предполагает побуждение родителей или лиц, их заменяющих к более усиленному контролю за несовершеннолетним, обращению их внимания на досуг подростка. Однако данная мера может утратить всякий смысл, если имеется вероятность того, что у родителей либо лиц, их заменяющих, нет возможности оказания на несовершеннолетнего воспитательного воздействия. Это может быть обусловлено неблагополучными условиями в семье, отсутствием авторитета взрослых. Поэтому при решении вопроса о передаче несовершеннолетнего под контроль родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

К сожалению, ответственности за неисполнение этой принудительной меры воспитательного воздействия родителями или лицами, их заменяющими, законодательством не предусмотрено, видимо в силу отсутствия механизма контроля за данными лицами.

Обязанность загладить причиненный вред заключается в том, что несовершеннолетний должен устранить последствия, причиненного им вреда. Однако эта мера назначается с учетом имущественного положения подростка. В соответствии с гражданским законодательством, оно определяется наличием у несовершеннолетнего самостоятельных доходов, заработка, стипендии, вкладов в кредитные учреждения и т. п., следовательно, эта мера имеет смысл лишь тогда, когда несовершеннолетний самостоятельно возмещает вред и именно в таком случае ее целесообразно назначать в объеме, необходимом для удовлетворения требования о возмещении вреда, поступившем от потерпевшего.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению характеризуется наложением запрета несовершеннолетнему на посещение каких-либо мероприятий, общественных мест, ограничением распоряжения своим досугом и пребывания вне дома. Перечень таких «запрещений» не установлен и должен назначаться исходя из личности несовершеннолетнего, не причиняя вред ему самому и не унижая его честь и достоинство.

Практика назначения мер воспитательного воздействия применима только к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. Доля таковых преступлений среди несовершеннолетних является преобладающей в нашей стране: по данным, приведенным порталом правовой статистики, в период с января по май 2017 года в Российской Федерации выявлено 16594 преступлений, совершенных несовершеннолетними [7]. Из них наибольшие показатели наблюдаются в совершении несовершеннолетними преступлений средней тяжести, что в количественных показателях равно 8 531 преступлениям.

Анализируя сведения последних лет можно утверждать, что в период с 2014 г. по настоящее время наблюдается тенденция незначительного снижения преступных показателей. Однако удельный вес преступности несовершеннолетних отражен в прямо противоположных данных. Данные сведения подтверждаются многочисленными приговорами о назначении наказания к подростку, а применение мер воспитательного воздействия носит редкий, исключительный характер.

Это вполне обоснованно, поскольку значительная доля преступлений приходится на преступления против личности и собственности. Они характеризуются высокой степенью организованности, наличием корыстных мотивов, применением насилия, а в целом, преступность среди подростков в России составляет примерно 2,38 % от общей массы совершенных преступлений [8].

Другой вопрос в рамках «исключительности применения мер воспитательного воздействия» вызывает проблематика вынесения судами решений в отношении несовершеннолетних: если один суд принимает решение о применении к подростку принудительных мер воспитательного воздействия, то другой суд — назначает наказание. Полагаем, что это напрямую связано с личностью виновного.

В соответствии с УК РФ, совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести. Приговором суда по делу №1–357/2012 [6]Герасимов Е. А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с назначением ему наказания в виде обязательных работ на срок сто двадцать часов. В соответствии с приговором по делу №1–179/2012, [50]Сагдаткиреева Л. А.освобождена от уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия — предупреждение.

Обоснованность данных решений практически одинакова: полное признание обвиняемыми своей вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления. Одинакова и квалификация содеянного. Однако думается, что принятию таких кардинально разных решений способствует недостаточность теоретических знаний судей в области психологии и педагогики для того, чтобы действительно определить восприимчивость и потребность подростка в воспитании. Тогда бы и в первом случае к подростку были применены принудительные меры воспитательного воздействия, а не наказание.

Вместе с тем в практике практически не имеется случаев назначения такой принудительной меры воспитательного воздействия, как обязанность загладить причиненный вред. Это связано с отсутствием в законе порядка исполнения данной меры, в частности нет указания на срок, в течение которого данная мера должна быть исполнена и несоблюдение которого будет свидетельствовать о неисполнении принудительной меры воспитательного воздействия. Также суды учитывают, что у несовершеннолетнего практически всегда отсутствуют самостоятельные доходы. Но данная мера воспитательного воздействия может заключаться и в восстановлении поврежденного имущества собственным трудом несовершеннолетнего, в передаче потерпевшему имущества или определенных предметов в порядке компенсации за имущество, уничтоженное или поврежденное при совершении преступления, либо в денежной компенсации причиненного ущерба. В таком случае важно наличие у подростка трудовых навыков и отсутствие противопоказаний к трудовой деятельности, обусловленных инвалидностью, возрастом, психическими травмами и др. [4]

Другой проблемой применения мер воспитательного воздействия является и то, что меры воспитательного воздействия назначаются за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а мера, указанная в ч.2 ст. 92 УК РФ, — за преступления средней тяжести и тяжкие уголовно наказуемые преступления. Исключения представляют особо тяжкие преступления и ряд составов тяжких преступлений, указанные в ч.5 ст.92 УК РФ. На наш взгляд, в данной мере прослеживается аналогия с изоляцией подростка от общества, что противоречит правовой природе мер воспитательного воздействия.

Советским педагогом и психологом Фельдштейном Д. И. разработана типизация подростков-правонарушителей: «Среди правонарушителей, помимо группы лиц, характеризующихся устойчивым комплексом общественно отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, системой откровенно антисоциальных взглядов, присутствуют и группы подростков со слабо деформированными потребностями, а также несовершеннолетние, случайно ставшие на путь правонарушений» [3].

Целесообразнее в таком случае предусмотреть иные меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних преступников, совершивших преступления средней тяжести и тяжкие, а также тех, кто был вовлечен в преступную деятельность за счет расширения перечня мер воспитательного воздействия. А за счет законодательного закрепления контролирующего органа, появится возможность добиться исправления подростка без игнорирования аспекта его психического развития, которое в возрасте 14–18 лет является важнейшим фактором становления личности.

Выбирая данную тему исследования, автор хотел подчеркнуть важность наличия в Российской Федерации такого специфического института, как применение принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых альтернативно наказанию. Проанализировав статистику, судебную практику, напрашивается вывод о том, что применение мер воспитательного воздействия — довольно редкое явление, встречающееся в решениях судов и нуждается в скорейшем совершенствовании. Обязательной прерогативой таковых улучшений должны быть нормативно-правовые акты, разъяснения, дополнительная квалификация правоохранительных и следственных органов.

Институт семьи является преобладающим в нашей стране. И если превентивных мер, выполняемых первыми социальными группами несовершеннолетнего недостаточно, то государство должно позаботиться не только о восстановлении нарушенного общественного порядка, но и сохранении целостности личности подростка.

Литература:
  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» п. 34 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110315/
  3. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М., 1978. С. 47.
  4. Справочно-правовая система ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/20309046/#ixzz4leauFm5b
  5. Бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ РосПравосудие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-alsheevskij-rajonnyj-sud-respublika-bashkortostan-s/act-107090720/
  6. Бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ РосПравосудие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-pravoberezhnyj-rajonnyj-sud-g-magnitogorska-chelyabinskaya-oblast-s/act-107246099/
  7. Портал правовой статистики: показатели преступности несовершеннолетних. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/
  8. Портал правовой статистики: по состоянию преступности на январь-май 2017 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное воздействие, мера, УК РФ, преступление, принудительная мера, совершение преступления, лицо, судебная практика, уголовная ответственность, Российская Федерация.

moluch.ru

Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (Макарова С.А.)

Все статьи > Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (Макарова С.А.)

Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (Макарова С.А.)

Применение одних и тех же мер воздействия к взрослым преступникам и несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, нельзя признать справедливым. Именно поэтому уже более века во многих государствах созданы и функционируют различные системы "иного обращения с детьми". Применение к оступившемуся подростку альтернативных уголовному преследованию мер воздействия дает ему возможность избежать судимости, ущерба для репутации, помогает осознать и загладить причиненный вред, а государству дает возможность воспитать и сохранить здорового члена общества.В уголовном законодательстве Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, предусмотрен специальный институт - принудительные меры воспитательного воздействия. Содержанием данных мер является их воспитательная направленность. Принудительные меры воспитательного воздействия носят строго индивидуальный характер и назначаются только судом.Отсутствие в УК РФ положений о целях принудительных мер воспитательного воздействия является существенным пробелом. Именно поэтому в отечественной научной литературе не стихают дискуссии по данному вопросу <1>. Большинство ученых сходятся во мнении, что основными целями мер воспитательного воздействия являются исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых преступлений. Полагаем, что назначением принудительных мер воспитательного воздействия являются исправление и воспитание несовершеннолетнего, совершившего преступление, его позитивная социализация, формирование положительных навыков и привычек, предупреждение совершения им новых преступлений.--------------------------------<1> Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2013. N 5. С. 25 - 28.

Как отмечал Л.Н. Толстой, "воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки" <2>. Исправлением, согласно словарю С.И. Ожегова, является улучшение, освобождение от каких-то недостатков, пороков <3>.--------------------------------<2> Толстой Л.Н. Избранные публицистические статьи. М.: Директ-Медиа, 2010. С. 56.<3> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1984. С. 227.

Поэтому меры воспитательного воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, должны помочь сформировать положительные качества личности, уважительное отношение к человеку, собственности, природе, помочь подростку избавиться от пробелов и недостатков воспитания.Уголовный кодекс РФ определил систему принудительных мер воспитательного воздействия, в которую включены: 1) предупреждение; 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; 5) помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты применения четырех вышеуказанных мер, закрепленных в ст. ст. 90, 91 УК РФ.Законодатель предусмотрел, что применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно как в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ), так и в случае освобождения его от наказания (ст. 92 УК РФ).Обязательными условиями для применения данных мер являются:- совершение преступления небольшой или средней тяжести;- возможность исправления несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия;- несовершеннолетний возраст (в исключительных случаях в силу ст. 96 УК РФ указанные меры могут быть применены к лицам, совершившим преступление в возрасте от 18 до 20 лет).Вместе с тем существующую регламентацию условий, необходимых для применения принудительных мер воспитательного воздействия, нельзя признать безупречной. Возникает вопрос, почему нельзя применять принудительные меры воспитательного воздействия к подросткам, совершившим тяжкие преступления.Так, Д.И. Фельдштейном в своих исследованиях разработана типизация подростков-правонарушителей: "Среди правонарушителей, помимо группы лиц, характеризующихся устойчивым комплексом общественно отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, системой откровенно антисоциальных взглядов, присутствуют и группы подростков со слабо деформированными потребностями, а также несовершеннолетние, случайно ставшие на путь правонарушений" <4>.--------------------------------<4> Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978. С. 47.

Анализ судебной практики свидетельствует, что нередко несовершеннолетними совершаются корыстные, тяжкие преступления группой лиц. При этом во многих преступных группах имеются подростки, случайно ставшие на путь преступлений.Положительный опыт применения альтернативных уголовному наказанию мер воздействия вне зависимости от тяжести совершенного правонарушения накоплен в Германии. "Так, в Германии воспитательные меры в отношении несовершеннолетнего правонарушителя имеют первостепенное значение, именно на них делается основной упор. При назначении данных мер критерием выступает не тяжесть преступления, а потребность в воспитании и восприимчивость к нему" <5>.--------------------------------<5> Долгова С.В. Сравнительный анализ мер воздействия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом / Иванова И.А. // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. 2012. N 9. С. 128 - 137.

Думается, что данный опыт мог быть востребован в России, и основания назначения принудительных мер воспитательного воздействия расширены. Суды должны иметь возможность назначать вышеуказанные меры не только несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, но и несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления.О необходимости законодательного закрепления возможности применять принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним правонарушителям, совершившим тяжкие преступления, свидетельствуют и примеры из судебной практики. Иногда суды вынужденно изменяют категорию совершенного преступления на менее тяжкую, чтобы иметь возможность освободить подростка от уголовной ответственности (либо наказания) <6>. Вместе с тем, исходя из буквы закона, делать они этого не вправе, поскольку в силу ст. 15 ч. 6 УК РФ изменение категории преступления на менее тяжкую возможно только при назначении уголовного наказания. Данное положение закона (ст. 15 ч. 6 УК РФ) нельзя признать справедливым. Полагаем, что судам должно быть предоставлено право изменять категорию преступления на менее тяжкую не только при назначении уголовного наказания, но и при освобождении от уголовной ответственности или наказания.--------------------------------<6> Обобщение судебной практики по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в 2012 - 2013 гг. // Самарский областной суд [Электронный ресурс]. URL: oblsud.sam.sudrf.ru.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 1 февраля 2011 года разъяснил, что суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия <7>.--------------------------------<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Изучение судебной практики по применению принудительных мер воспитательного воздействия свидетельствует о фактах формального, поверхностного подхода судов к вынесению постановлений об освобождении от наказания, к вопросу выбора того или иного вида принудительной меры воспитательного воздействия <8>. При этом статистика применения принудительных мер воспитательного воздействия остается по-прежнему низкой.--------------------------------<8> Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Челябинской области уголовных дел, связанных с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности либо уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Так, изучая проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия, Карелин Д.В. отмечал, что "удельный вес несовершеннолетних в Российской Федерации, к которым были применены данные меры, составлял в 2011 году - 2,5%, в 2012 году - 2,9% от общего числа осужденных несовершеннолетних. Вместе с тем в некоторых регионах данные цифры значительно превышают общероссийский показатель" <9>.--------------------------------<9> Карелин Д.В. О некоторых проблемах применения к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности // Уголовная юстиция. 2013. N 1. С. 9 - 12.

В Саратовской области в 2013 году меры воспитательного воздействия были применены к 10,7% несовершеннолетних от общего числа несовершеннолетних правонарушителей. При этом в городе Саратове в 2013 году меры воспитательного воздействия не были применены ни к одному из несовершеннолетних правонарушителей. Проведенный опрос судей г. Саратова показал, что в ряде районных судов в течение последних 3 лет ни разу не применялись к несовершеннолетним правонарушителям альтернативные уголовному наказанию меры воздействия. Почему же суды так редко применяют принудительные меры воспитательного воздействия либо вообще не применяют их? Почему при применении нередко отмечается формальный, поверхностный подход, неумение выбрать для несовершеннолетнего подходящую только ему меру воспитательного воздействия?На наш взгляд, одной из причин является недостаточность теоретических знаний в области психологии и педагогики субъектов правоприменительной деятельности, в том числе судей, государственных обвинителей, адвокатов, сотрудников специализированных органов, призванных эти меры исполнять. Ведь одним из условий применения принудительных мер воспитательного воздействия является убежденность суда в возможности исправления несовершеннолетнего такими мерами и восприимчивость подростка к ним. К большому сожалению, часто в прилагаемых к материалам уголовного дела справках и характеристиках, которые должны помочь суду ответить на вышеуказанные вопросы, лишь констатируются факты из жизни подростка. Например, ребенок допускал пропуски занятий в учебном заведении либо был замечен в употреблении алкогольных напитков. При этом полностью отсутствуют сведения о том, каким органом либо лицами принимались по данному поводу воспитательные меры (какие именно) и как на них реагировал подросток. Сталкиваясь с подобными проблемами и затрудняясь в определении восприимчивости подростка к мерам воспитательного воздействия либо в выборе конкретной меры, суды порой обращаются к традиционно сложившимся мерам уголовного наказания. Поэтому огромной помощью судьям было бы составление на каждого несовершеннолетнего правонарушителя профессионального психологического заключения с анализом психологических особенностей подростка, его восприимчивости к различным мерам воспитания и рекомендациями относительно конкретных методов психологического и воспитательного воздействия.Обращает на себя внимание серьезная проблема, связанная с исполнением воспитательных мер. Вопросы исполнения принудительных мер воспитательного воздействия законодателем не регламентируются. В законе (ст. 90 УК РФ) лишь упоминается специализированный государственный орган. Вместе с тем имеется Приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел", которым вменяется в обязанность сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которым были назначены меры воспитательного воздействия <10>. При этом методы проводимой сотрудниками ПДН индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, к которым были применены меры воспитательного воздействия, а также несовершеннолетними, которым назначены различные виды уголовного наказания, практически не отличаются.--------------------------------<10> Приказ МВД РФ от 15.10.2013 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" // СПС "КонсультантПлюс". [Электронный ресурс].

Полагаем, что отсутствие законодательного регулирования вопросов исполнения принудительных мер воспитательного воздействия является существенным пробелом, а возложение ведомственной Инструкцией на один и тот же орган исполнение как уголовных наказаний, так и принудительных мер воспитательного воздействия, - ошибочным решением. Думается, что исполнение принудительных мер воспитательного воздействия могло бы быть возложено на комиссии по делам несовершеннолетних либо специально созданный орган, в состав которого вошли бы педагоги, психологи, медиаторы, общественные воспитатели.Разделяя позицию Магомедовой А.М., "представляется целесообразным возрождение института общественных воспитателей" <11>, назначением которых, наряду с педагогами и психологами, являлось бы оказание помощи родителям в осуществлении контроля и воспитания несовершеннолетних правонарушителей.--------------------------------<11> Магомедова А.М. Проблемы эффективности принудительных мер воспитательного воздействия в России на современном этапе // Бизнес в законе. 2011. N 1. С. 155 - 158.

Для более эффективного применения мер воспитательного воздействия необходима подготовка квалифицированных (именно по делам несовершеннолетних) специалистов во всех структурах, имеющих отношение к расследованию, рассмотрению ювенальных дел и исполнению судебных решений. Такие специалисты должны быть не только в судах, подразделениях и комиссиях по делам несовершеннолетних. Они должны быть в прокуратуре и адвокатуре. Посещение уголовных процессов и изучение уголовных дел, рассмотренных судами г. Саратова, в ходе которых были осуждены подростки к различным видам уголовного наказания за совершение преступлений средней тяжести, приводит к выводу, что в ряде случаев несовершеннолетние могли быть освобождены от уголовной ответственности либо уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Вместе с тем при рассмотрении данных дел ни одним из участников процесса (в том числе защитником) даже не ставился перед судом вопрос о возможности освобождения подростков от уголовной ответственности либо от наказания с применением альтернативных мер воздействия. А суды, не мудрствуя лукаво, формально указав о невозможности освобождения от уголовной ответственности или наказания, назначали уголовное наказание, не связанное с изоляцией от общества.В заключение хотелось бы отметить, что институт принудительных мер воспитательного воздействия нуждается в совершенствовании. При этом есть необходимость в законодательном закреплении целей принудительных мер воспитательного воздействия, расширении оснований для применения и порядка исполнения этих мер, возрождении института общественных воспитателей. Необходима большая работа по специализации кадров во всех структурах, имеющих отношение к расследованию, рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних и исполнению судебных решений.

Литература

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс].2. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].3. Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2013. N 5. С. 25 - 28.4. Долгова С.В. Сравнительный анализ мер воздействия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом / Иванова И.А. // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. 2012. N 9. С. 128 - 137.5. Магомедова А.М. Проблемы эффективности принудительных мер воспитательного воздействия в России на современном этапе // Бизнес в законе. 2011. N 1. С. 155 - 158.6. Карелин Д.В. О некоторых проблемах применения к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности // Уголовная юстиция. 2013. N 1. С. 9 - 12.7. Толстой Л.Н. Избранные публицистические статьи. М.: Директ-Медиа. 2010. С. 56.8. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978. С. 47.9. Обобщение практики рассмотрения судами Челябинской области уголовных дел, связанных с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности либо наказания // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].10. Обобщение судебной практики по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в 2012 - 2013 гг. // Самарский областной суд [Электронный ресурс]. URL: oblsud.sam.sudrf.ru.11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1984. С. 227.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним. Сущность, виды и основания их применения.

Подпринудительными мерами воспитательного воздействия понимаются такие предусмотренные уголовным законом и обеспеченные государственным принуждением специальные меры, которые предназначены для уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, в целях их исправления и предупреждения с их стороны новых преступлений без привлечения таких лиц к уголовной ответственности и (или) без применения уголовного наказания.

Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК.

Статья 90 УК предусматривает четыре меры воспитательного воздействия: предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В ст. 91 УК раскрывается содержание этих мер и содержится указание на последствия их неисполнения.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 91 УК). В постановлении (определении) о применении предупреждения должна содержаться отрицательная нравственная и правовая оценка содеянного, собственно предупреждение о недопустимости подобного поведения и указания о последствиях совершения новых преступлений и иных правонарушений.

Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны), либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК). В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК эта мера может быть установлена на срок от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК). Такая обязанность может заключаться в восстановлении поврежденного имущества собственным трудом несовершеннолетнего, в передаче потерпевшему имущества или определенных предметов в порядке компенсации за имущество, уничтоженное или поврежденное при совершении преступления, либо в денежной компенсации причиненного вреда.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда к другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Похожие статьи:

poznayka.org